Личность и философия Марка Аврелия в свете феномена Сидхартхи Гаутамы

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,42 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Личность и философия Марка Аврелия в свете феномена Сидхартхи Гаутамы

Личность и философия Марка Аврелия в свете феномена Сидхартхи Гаутамы

стоицизм аврелий гаутама

На первый взгляд, название этой работы кажется не очень понятным. Как связаны Марк Аврелий и Сидхартха Гаутама? Но по ходу, я стремлюсь провести некоторые параллели между историями их жизни и их философией.

Не секрет, что взгляды человека формируются под воздействием внешних факторов. Можно вспомнить знаменитое высказывание Маркса, что индивидуум есть продукт общественных отношений. Таким образом, социальные факторы стоят на одно ступени вместе с биологическими по степени влияния на индивидуализацию.

Описание личности и жизни Сидхартхи Гаутамы за два с половиной тысячелетия претерпело множество всевозможных изменений, хотя бы потому, что сегодня существует более шестисот ответвлений этой религии. Но насколько буддизм является религией?

Сидхартха родился на территории современной Юго-Восточной Азии. Он происходил из аристократического рода Шакьев. Мать его умерла через 7 дней после родов. До 29-ти летнего возраста он вёл обычную жизнь богатого человека, редко покидая пределы дворца. Но вдруг, такая жизнь пресытила его (существует каноническая история о встрече Сидхартхи с бедняком, больным и стариком, ставшей переломной в его жизни). С тех пор он стал аскетом. Но аскетизм не дал ему ответы на вопрос Как избавиться от страдания?, а чуть не дал погибнуть от истощения. И после 6-ти лет исканий он остановился под большим деревом в городе Бенарес с твёрдым желанием наконец - то понять то, что его всё время волновало. Считается, что именно в это время он понял суть вещей. После достижения состояния Будды, он задумался, смогут ли понять простые люди его учение, понять, откуда проистекает страдание и как избавиться от него и решил попытаться донести свои заключения. Дальнейшая его жизнь не была богата на события, но учение Будды, вопреки его опасениям, прижилось, разрослось и дошло до наших дней хоть и в огромном количестве интерпретаций, но и с огромным числом последователей.

К чему же всё это? Здесь нужно сделать много уточнений, приводящих к определённым выводам. В Европу знания об учении проникли не так давно. Конечно, ещё Екатерина вторая подписала указ о равенстве всех религии в Российской империи, включая буддизм, но знали европейцы не так уж и много. В Европе это учение было описано словом буддизм, по имени основателя (по аналоги с зороастризмом, христианством, магометанством). Но изначально Будда назвал своё учение дхамма, что значит закон. То есть, изначально это была концепция, философия, философия жизни, в определённом смысле слова. И решала эта философия по сути самые близкие к быту людей проблемы: вопрос о жизни и вопрос о смерти. Конечно, можно заметить, что последнее является приоритетом религии, так как в основе любой религии лежит, в первую очередь, решение этого вопроса, но всё же.

Стоит ли называть Будду феноменом? После тщательного анализа становиться ясно, что явление Будды не было громом среди ясно неба. В то время, в Древней Индии возник кризис брахманизма и было много пророков со своими учениями. Самым известным был современник Будды, странствующий проповедник Вардхамана, основатель Джайнизма. Его идеи близки идеям Будды, хотя и имеют особенности в виде излишнего ритуализма и общей нецелостности.

Таким образом, нельзя утверждать, что учение Будды единственно в своём роде и уникально, но его простота с жизненной точки зрения сделала это учение одним из самых популярных до сегодняшнего дня.

Марк Аврелий родился в другом месте и в другое время. Вырос в приёмной семье. В раннем возрасте был замечен императором Адрианом, и опосредованно стал его приемником, как позволяло в то время римское законодательство. Философией Марк стал интересоваться в 25-ти летнем возрасте. Считается, что стоические взгляды Марка Аврелия были сформированы его учителями - Квинтом Юнием Рустиком, Максимом Клавдием, а также книгой Эпиктета Беседы. Однако, читая его curriculum vitae, можно заметить, что книги и учения легли на почву личного опыта: выросший в приёмной семье, в не самые лучшие для Рима времена, в эпоху воен и эпидемий чумы, Марк понял цену терпения, спокойствия, мужества.

Время правления Марка было своеобразно. Он стремился улучшать жизнь людей, при нём государство взяло на себя попечение о всех больных и увеченных, открылись приюты для сирот, образовательные учреждения, где молодые римляне могли изучать философию. Также Марк Аврелий учредил в Афинах четыре кафедры философии: академическую, перипатетическую, стоическую и эпикурейскую. Мечта Платона и Сенеки о царстве философов ещё никогда не была так близка к осуществлению. Но справляться с варварами было всё труднее, и как это ни странно, но за 18 лет правления самый миролюбивый император провёл 14 лет в военных походах.

Употреби все усилия на то, чтобы остаться таким, каким тебя желала сделать философия (Наедине с собой, 6 книга, стр.112).

В редкие минуты свободного времени Марк оставлял записки, заметки, философские размышления, которые дошли до нас в виде 12 - ти книг под названием Наедине с собой. Основу этого труда составляет оценка жизни с философской точки зрения, этическое учение.

Марк умер в походе от чумы. Перед самой кончиной императора его врач, знаменитый Гален, услышал, как Марк Аврелий произнес: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой».

С уходом Марка Аврелия закончилось felice tempore - золотой век и в отдалении становиться слышен похороный звон античного мира.

Дело философии просто и скромно (Наедине с собой, 9 книга, стр.203).

Стоицизм - учение, в котором центральное место занимает этика. То есть, с точки зрения стоиков и, в частности, Марка Аврелия, философия является законом жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что главное в философии Марка Аврелия то, что касается непосредственно жизни людей, размышления о том, как следует жить и иметь достаточно терпения и мужества, не предаваясь разочарованию. И при всём этом, мыслям Аврелия свойственна полная здравость: Не надейся на осуществление Платонова государства, но будь доволен, если дело подвигается вперед(4,стр.101).

Таким образом, следует задать закономерный вопрос: В чём же связь между Марком и Сидхартхой? После прочтения истории их жизни и истории формирования их взглядов, можно найти много общего: люди причастные к царствованию, люди, видевшие много бед, прошедшие через многие испытания. Оба они стали заниматься философией в возрасте около 30-ти лет. Так или иначе, подтверждается убеждение о том, что жизненный опыт определяет взгляды и мысли. А главное, что их учения называется философией в исконном, дословном значении этого слова - это любовь к мудрости, а в случаи наших героев - стремление к мудрости. Мудрость понимается не как нечто сакральное, а как близкое к жизни и быту состояние человека, выражающееся в умении жить приспособлено и уравновешено. Говоря о дхамме, можно вспомнить тибетскую поговорку: До просветления колол дрова, носил воду, после просветления колет дрова, носит воду. Говоря о стоицизме, достаточно открыть книгу Наедине с собой, где рекомендации подобного характера даются почти в каждом предложении: Старайся сохранить в себе простоту, скромность, благожелательность, твердость в исполнении надлежащего дела(4,стр.145).

Философия, как часть культуры несёт познавательную, воспитательную роль. Воспитательную в узком смысле слова, когда в процессе познания, сравнения и анализа какой - либо философской проблемы или взглядов какого - либо философа вырабатывается умение сравнивать и обобщать, а также умение скептически мыслить, что является главными качествами человека как, в определенном смысле слова, разумного существа.

В каждой эпохе существуют люди, которые являются некоторым образцом, некоторым примером, указывающие своей жизнью, своей философией на возможность существовать, не впадая в крайности. Может на первый взгляд незаметно, но между этими людьми существует связь, проходящая через века и философия, которая говорит, что первую очередь следует грамотно и уравновешенно устроить свою жизнь.


1.Р. Пишель Будда, его жизнь и учение, М. Издательство Амрита - Русь, 2004 - 184 с.

2.Буддизм иллюстрированная энциклопедия, М., Эксмо, 2010.

.Философский энциклопедический словарь Москва Советская энциклопедия, 1983.

.Марк Аврелий, Наедине с собой. Размышления. М., Издательство АСТ, 2011 - 384 с.

.Дхаммапада. Перевод с пали, введение и комментарии В.Н. Топорова. М., 1960.

.Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. Издательство Терра 1991. - 348 с.

.Материалы сайтов Wikipedia, krugosvet, newacropol.

Похожие работы на - Личность и философия Марка Аврелия в свете феномена Сидхартхи Гаутамы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!