Влияние иностранных торговых сетей на формирование торговых сетей в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,68 Мб
  • Опубликовано:
    2013-07-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние иностранных торговых сетей на формирование торговых сетей в РФ














Влияние иностранных торговых сетей на формирование торговых сетей в РФ

Введение

Актуальность темы данного исследования определяет тот факт, что с начала 2000-х гг. в секторе оптово-розничной торговли России происходит стремительное изменение конкурентной ситуации, связанное с все более активным вторжением глобальных оптово-розничных ТНК. В этих условиях российским оптово-розничным компаниям приходится интенсивно мобилизовывать ресурсы и вырабатывать новые конкурентоспособные стратегии дальнейшего развития. Поэтому проблемы развития современных форм торговли в России, вопросы конкуренции с мировыми торговыми компаниями и изменения в характере оптово-розничной торговли являются очень важными, но недостаточно изученными.

За последние десятилетия в мировой экономике произошли революционные изменения, которые выразились в том, что под влиянием процессов глобализации, происходивших в розничной торговле, стали образовываться и стремительно развиваться оптово-розничные транснациональные корпорации.

Если раньше торговля рассматривалась как звено, соединяющее производство и конечное потребление, и основной ее функцией было повышение эффективности в рамках данной связи, то сегодня роль оптово-розничной торговли существенно изменилась. Превращение розничных предприятий в крупные сетевые транснациональные корпорации привело к тому, что эти компании начали играть все более значительную роль в торговле, оказывая огромное давление на поставщиков и производителей товаров с целью заставить их постепенно снижать цены на свои товары. Кроме того, оптово-розничные корпорации продолжают диктовать свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности и регионам. В настоящее время параллельно успешно существуют несколько форм организации оптово-розничной торговли, каждая из которых имеет свои конкурентные преимущества. Все это происходит в рамках сетевой организации торговли, когда торговые корпорации имеют несколько тысяч своих магазинов различных форматов в разных странах, и постоянно стремятся к дальнейшему расширению и захвату новых перспективных рынков.

Цель исследования состоит в анализе развития российских оптово-розничных компаний с учетом существенных изменений в характере современной торговли, связанных с появлением и успешным развитием оптово-розничных транснациональных корпораций.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

1.   проследить эволюцию и изменения в организационных формах оптово-розничной торговли в мировой экономике;

2.      проанализировать имеющиеся классификации форм оптово-розничной торговли и при необходимости разработать авторскую классификацию предприятий оптово-розничной торговли;

.        дать характеристику основным тенденциям мировой оптово-розничной торговли на современном этапе и определить перспективы дальнейшего развития оптово-розничных ТНК с учетом изменяющихся экономических условий;

.        выделить основные этапы развития форматов оптово-розничной торговли в России;

.        проанализировать главные тенденции и определить основные проблемы в развитии оптово-розничной торговли в России, в частности в связи с мировым экономическим кризисом 2008-2009 гг.

Предметом исследования выступают процессы, тенденции формирования и развития в розничной торговле потребительскими товарами, их влияние на эффективность работы интегрированных структур.

Объект исследования - сетевые хозяйствующие субъекты розничной торговли.

Глава 1. Особенности розничной торговли в России и за рубежом на современном этапе экономики


1.1 Роль розничной торговли в мировой экономике


На современном этапе развития экономики торговля вовлечена в сложные международные, межрегиональные, межотраслевые и внутриотраслевые связи, которые проявляются в развитии интеграционных процессов, концентрации торгового капитала. На потребительском рынке России эти процессы продолжают динамично развиваться. Существенная особенность интеграции в торговле состоит в том, что она, начавшись позже, чем интеграция в промышленности и банковской сфере, получила широкое распространение и представлена в отрасли всеми возможными видами и формами.

Рыночные процессы и конкуренция в торговле способствовали развитию интеграции в отрасли, переходу от неорганизованной ее формы к цивилизованным интегрированным структурам. Однако развитие интеграционных процессов в торговле на разных уровнях управления осуществляется без разработки концепции развития интеграции и без увязки интеграционных процессов на макро-, мета- и микроуровне. Научные исследования в области торговли в основном сосредоточены на выделении и прогнозировании тенденций ее развития. Вместе с тем до настоящего времени недостаточно изученными остаются вопросы отраслевой интеграции и ее комплексной оценки в торговле.

Развитие международного сообщества в сфере экономических отношений и объединение государств в некую социально-политическую общность сформировали необходимые предпосылки для реализации идей интеграции.

В современных условиях использование интеграции как важнейшего инструмента оптимизации экономики требует четкого понимания ее сути, возможностей и преимуществ.

В связи с переходом ведущих стран на постиндустриальный этап развития, созданием и расширением общества потребителей, в области оптово-розничной торговли произошли весьма серьезные, порой революционные изменения, существенно повлиявшие на масштабы и роль данной отрасли мировой экономики, прежде всего в развитых странах.

Постепенная эволюция форм торговли, основанная на экономии на торговых издержках, снижении цен для победы в конкурентной борьбе, привела к созданию и успешному существованию разнообразных видов предприятий оптово-розничной торговли. Можно говорить о таком явлении, как глобализация деятельности в оптово-розничной торговле, сущность которой заключается в увеличении масштабов оптово-розничных компаний и усилении их влияния на все процессы развития торговли. Глобализация проявилась в виде появления новых видов предприятий, более крупных по объемам деятельности, сочетающих в себе ориентацию на конкретную группу покупателей, на единую ценовую политику, универсальное технико-технологическое обеспечение, единую технологию продаж и систему управления. Эти предприятия постепенно превратились в крупные оптово-розничные компании.

Именно появление оптово-розничных компаний и их бурное развитие повлекли за собой переход значительной части функций оптовой торговли к сетевым компаниям. Одной из основных функций оптовой торговли всегда была работа по закупке товаров. Теперь эту функцию выполняют сами оптово-розничные компании (именно они сейчас осуществляют огромные внешнеторговые закупки), также как и организационно-технические функции (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка). А специализация торговых компаний на выполнении контактной функции (связь производителя товара с покупателем) обеспечивает значительную экономию издержек обращения, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товара и их доставкой. Таким образом, постепенно изменился сам характер торговли, изменилась структура отрасли оптово-розничной торговли.

Появление и успешное развитие оптово-розничных компаний - важнейший новый элемент в современной структуре торговли. Эти структурные изменения имеют положительный эффект также для потребителей и экономики в целом, так к <#"663212.files/image001.gif">

Рис. 1. Набор мероприятий для усиления позиций современной инфраструктуры продаж продовольствия в городах различного размера

1 - заявленная программа, направленная на расширение клиентской сети супермаркетов в больших городах и усиление проникновения филиалов супермаркетов в малые города; 2-3 - обозначение различных позиций супермаркета в большом и малом городах; 4 - глобальные цели супермаркета большого города; 5 - стратегические цели филиала супермаркета города небольших размеров; 6 - задача по сужению сегмента потребителей продуктовых рынков - общая для всех видов супермаркетов ввиду конечности числа потребителей продуктов питания; 7 - имеется в виду наличие большого своеобразия вкусовых привычек в различных регионах РФ, многонациональных, многоконфессиональных и поли-этничных образованиях. Данная ситуация приводит к формированию устойчивых и при этом различных вкусовых, цветовых и обонятельных пристрастий, оказывающих большое влияние на клиентские предпочтения. Поэтому они должны быть зафиксированы рядом исследований. В идеале должна быть составлена «золотая карта» для каждого сегмента по ряду товарных позиций; 8-9 - схематичные направления усилий по диверсификации внутримагазинной деятельности.

Стиль проживания в мегаполисах и больших городах порождает большие потоки потенциальных потребителей, стремящихся в короткое время получить безопасный, достаточно стандартный набор продуктов, ранжированный по размерам кошелька. В таких городах влияние продуктовых рынков (основных конкурентов продуктовых супермаркетов) и ранее было не так велико, и торговля продуктами питания была сосредоточена в магазинах с традиционным вариантом обслуживания потребителей. Эти магазины изначально не превосходили супермаркеты по качественному и количественному набору продуктов и уступали супермаркетам по скорости, безопасности и порядку обслуживания.

Например, более 70% мяса и мясопродуктов, а также рыбы и рыбных товаров реализуется на продуктовых рынках, в том числе в больших городах. В малых городах этот показатель значительно выше. Также очень высокими являются показатели реализации овощей и картофеля на продуктовых рынках и, соответственно, низкими в продуктовых супермаркетах. Некоторая часть картофеля приобретается в супермаркетах, однако большинство опрошенных предпочитают приобретать картофель на продуктовых рынках. В отношении фруктов можно отметить, что в больших городах их реализация производится преимущественно в супермаркетах, в ущерб рыночному сегменту, а в. малых городах ситуация противоположна. По данным нашего исследования, самым главным преимуществом рыночной торговли является возможность предпродажной дегустации покупаемого продукта, а также дегустация любой части приобретаемой продукции в ходе процесса покупки.

Отмеченное ранее в больших городах более слабое влияние преимуществ рыночной торговли и слабость традиционного магазинного сектора послужили питательной средой для стремительного развития сетей супермаркетов вначале в мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и т. д.), а далее в больших городах типа Краснодара, Волгограда, Иркутска, Ростова-на-Дону, Ставрополя. В Москве сети занимают 35% продовольственного рынка. Это обстоятельство свидетельствует о значительном потенциале для их роста. По итогам 2009 г. крупнейшими розничными продовольственными сетями, действующими на территории России, являлись следующие компании: Metro С&С (1,6 млрд. долл., по другим данным - 1,815 млрд. долл.), Магнит (оборот 1,576 млрд. долл.), Перекресток (1,015 млрд. долл.), Дикси (857 млн. долл.), Седьмой Континент (712 млн. долл.), Копейка (605 млн. долл.). Доля розничной торговли продовольственными товарами стабильна и равняется примерно 45-46 % от общего объема розничной торговли, достигнув по итогам 2009 г. 115 млрд. долл. Эта сумма складывается из объемов торговли магазинами с традиционным обслуживанием покупателей, объемов торговли продуктовых рынков и сетей продовольственных супермаркетов. Как было отмечено, доля продуктовых рынков и магазинов с традиционным обслуживанием покупателей постоянно сокращается при одновременном росте доли продовольственных супермаркетов (темпы прироста до 25 % за 2009 г.).

Однако в настоящее время наступило некоторое неустойчивое равновесие, так как под влиянием растущей конкуренции рыночные агенты, экономические интересы которых сосредоточены на продуктовых рынках, начали диверсифицировать свою деятельность в сторону большей специализации и организации торговли таким образом, что определенные преимущества получают покупатели, приезжающие на автомобилях. Так, на федеральной трассе М4 (Москва - Краснодар) созданы и успешно функционируют несколько продуктовых и овощных рынков, потребителями на которых являются преимущественно автомобилисты. Данные рынки располагают обширными бесплатными парковками, объемы реализованной продукции на них исчисляются десятками тонн ежедневно. На эти рынки для покупки овощей и фруктов регулярно приезжают на своих автомобилях жители таких городов, как Ростов, Таганрог, Азов, Новочеркасск и т. д.

Так как, количество потребителей продовольственной продукции является конечной величиной, увеличение сектора торговли продуктовыми супермаркетами означает сокращение секторов рыночной торговли этими товарами и магазинов с традиционным обслуживанием потребителей. Последних практически не осталось в крупных городах, за исключением магазинов небольших размеров, расположенных в глубине спальных районов и предлагающих круглосуточный цикл обслуживания.

Однако проникновение филиалов сетей супермаркетов в небольших городах встречает значительные препятствия, связанные с объективными особенностями осуществления торговли продовольствием в этих локусах. В городах малого размера влияние продуктовых рынков значительно превышало и превышает значение таковых в крупных городах. Ввиду небольших по площади размеров таких городов, проблемы транспортирования покупателей к месту торговли не имеют такого раздражающего потребителей значения, как в крупных населенных центрах. Продуктовые рынки в таких местах имеют тесные и личные связи с фермерскими хозяйствами, поэтому располагают широким ассортиментом овощной и фруктовой продукции, а также свежими мясом и рыбой отечественного производства, что значимо для местного населения. Кроме того, ритм жизни в малых городах не столь напряжен, горожане тратят меньше времени на проезд до работы и обратно и поэтому не столь высоко оценивают скорость обслуживания в магазине. Располагая большим количеством времени, жители малых городов более охотно занимаются неторопливым шоппингом: присматриваются, прицениваются. Это же обстоятельство относится и к торговле продовольственными товарами - покупатели подолгу рассматривают продукцию, торгуются, добиваются торговых скидок - поведение потребителей, редко встречающееся в большом городе и в мегаполисе.

Поэтому преимущества супермаркета, столь значимые в больших городах и в мегаполисах, - скорость обслуживания, наличие стандартных наборов продовольствия и безопасность упакованной продукции - не столь значимы в условиях малых городов. Безусловно, жители малых городов также ценят приятный запах в торговом зале, тихую музыку, хорошее отношение персонала, воздействие установок климат-контроля и т. д., но для них эти преимущества менее значимы, чем для жителей мегаполисов, которые постоянно подвергаются большим нервным перегрузкам и стрессам. Более значимым, но не решающим преимуществом супермаркета для малого города является дифференциация наборов товаров по размеру кошелька. Поскольку большинству потребителей психологически приятнее считать, что они отовариваются в том же магазине, что и их более успешные коллеги или соседи, хотя и с других полок.

Другим важным преимуществом является возможность покупать упакованные продукты, не имеющие контакта с внешней средой. Однако сегмент таких покупателей в малых городах значительно более тонкий, чем в больших. Объясняется это тем, что жители малых городов имеют стойкие привычки посещения продуктовых рынков, где покупают продукты в большинстве случаев у своих постоянных продавцов, и доброкачественность неупакованной продукции не вызывает у них сомнения. Кроме того, существует возможность оценки качества продукции на рынке при помощи дегустации, и данный сегмент потребителей традиционно полагается на свои органолептические ощущения. Поэтому значительное количество покупателей в малых городах приобретают цельное молоко на продуктовых рынках, там же они приобретают домашний кефир (закваска), творог и т. д. Все эти продукты подлежат дегустации перед покупкой.

Учитывая изложенные аргументы, можно заключить, что проникновение филиалов супермаркетов в малые города сопряжено с гораздо большими трудностями, нежели развертывание сетей супермаркетов в больших городах и мегаполисах, и что эти филиалы значительно менее прибыльны, чем в больших городах, а также они более зависимы от настроения покупателей и постпокупательских реакций, нежели в мегаполисах.

При предварительном укрупненном анализе, очевидно, что основным преимуществом продуктовых рынков в малых городах перед филиалами супермаркетов является более широкий ассортимент овощей и фруктов и особенно возможность дегустации продукта перед покупкой. Почему мы придаем столь большое значение дегустации продукта перед покупкой? Дело не только и не столько в органолептическом тесте на пригодность, что существенно для рыночной торговли. Другим важным аспектом дегустации перед покупкой является возможность более высокой степени удовлетворения клиентов. Действительно, органолептический тест на пригодность в супермаркете не нужен, так как безопасность гарантируется технологией производства и авторитетом и обязательствами производителя, а также наличием специализированной и надежной упаковки. Этот набор преимуществ очень важен для больших городов. Однако клиенты супермаркета, приобретя какой-либо продукт, впоследствии могут сожалеть об этом и, следовательно, иметь негативные постпокупательские реакции. Связано это с тем, что супермаркет предоставляет широкий набор различных продуктов, которые, будучи вполне доброкачественными, могут различаться вкусовыми и иными органолептическими параметрами. Это означает, что покупатель может приобрести продукт, потребление которого не принесет ему удовольствия или даже принесет разочарование, так как он ожидал совсем другого вкуса, запаха и т. д. То есть разовьется синдром разочарованного потребителя.

Примером проявления подобного синдрома может служить приведенное ниже описание бытовой ситуации. Для приготовления блюда приобретается баночка консервированного продукта. Продукт из приобретенной банки, будучи вполне доброкачественным, не соответствуют по вкусу пищевым привычкам потребителей. Приготовленное блюдо имеет совсем другой вкус, нежели ожидаемый, потребители разочарованы. Появляется общее мнение, что следует сначала пробовать то, что собираешься купить. То есть данной ситуацией стимулируется посещение не супермаркета, а продуктового рынка. Этот пример бытовой ситуации является типичным.

Возможность разочарования потребителей усугубляется тем обстоятельством, что на полке с данной товарной позицией в супермаркете может стоять 10-15 и более разновидностей товара от разных производителей, отличающихся вкусом, цветом, запахом. В этих условиях некоторые покупатели делают пробные покупки по принципу «понравится - не понравится». Однако, если потребителю «не повезет» и он 4-5 раз подряд купит продукт, который ему не понравится, можно с уверенностью предсказать, что он, скорее всего, будет искать рыночный вариант приобретения желаемого товара.

Таким образом, проблема предпродажной дегустации в определенных случаях может стать значимым аспектом выживания филиала продуктового супермаркета, особенно в небольших городах с населением 20-50 тыс. жителей. Она же может являться косвенной причиной невысокого уровня продаж и низкой рентабельности филиалов.

Априорно можно выделить несколько моментов, позволяющих увеличить постоянную рентабельность филиалов продуктовых супермаркетов в малых городах и, следовательно, увеличить их проникновение в них. К этим моментам относятся:

·    расширение товарных позиций овощами и фруктами с сохранением названий оригинальных сортов, популярных у жителей данной местности, для использования преимущества их вкусовых предпочтений (картофель «американка», «синеглазка», капуста «китайская», «брокколи» и т. д.);

·        использование открытой тары для овощей и фруктов с поименованием сортности и вариацией различных размеров упаковки (от 0,3 кг для жителей общежитий и студентов через 1,0, 1,5, 2,0, 3,0 кг до 5,0 кг для различных вариантов семей);

·        возможность перманентной дегустации большинства представленных к продаже продуктовых позиций, особенно свежих фруктов и консервированных овощей, так как в соответствии с нашим исследованием наибольшее число проявлений синдрома разочарованного покупателя связано именно с этими позициями.

Естественно, эти мероприятия должны проводиться в сочетании со стандартными преимуществами торговли супермаркетов.

Филиалы супермаркетов в малых городах и продуктовые супермаркеты в больших городах имеют общие наборы преимуществ и некоторые различные наборы проблем, связанных с проникновением, дальнейшим существованием и расширением своей деятельности. Общим для тех и других является желательность и необходимость перманентного сэмплинга в виде дегустаций, хотя и с разными целями. Наборы необходимых мероприятий отражены на рисунке, характеризующем разницу целеполагания и задач и, соответственно, разницу в тактике и проникновении крупного супермаркета в большом городе и филиала такового в малом городе. При этом имеется в виду, что организация торговой деятельности осуществляется одинаково на принципах организации работы супермаркета.

Глава 3. Эволюция форматов розничной торговли в России под влиянием иностранных торговых сетей

 

.1 Обзор деятельности основных зарубежных торговых сетевых корпораций на российском рынке


Серьезный толчок к развитию розничной торговли в России дал приход западных торговых сетей. Первый магазин с иностранным участием был открыт в 1997 году в Москве - супермаркет розничной сети «Рамстор», который не сильно выделялся на фоне российских супермаркетов, например «Перекрестка» или «Седьмого континента». А вот появление в Подмосковье в 2000 году шведского концерна ИКЕА и в 2001 году немецкой компания Metro Сash & Сarry, входящей в международную группу Metro AG, стало настоящим событием.

Шведский концерн пришел не только торговать, но и сделать Россию одной из основных своих производственных площадок. Главное в маркетинге ИKEA - создание моды. Вопреки сложившимся вкусам российских потребителей, концерн предложил мебель светлых тонов, приучил людей самим выбирать товар, расположенный на больших пространствах, самим собирать мебель, продаваемую в разобранном виде. Основа магазина - интерьеры. Посетителю предлагают пройти сквозь бесчисленные комнаты и шоу-румы, в которых выставлено все - от табуреток до мебельных гарнитуров. Если в зале стоит кровать, на ней обязательно будут лежать матрас, подушки, одеяло, постельное белье. Рядом - торшер, прикроватный столик, над кроватью - полка для книг, на полу - ковер. Все предметы снабжены подробными описаниями, ценниками и кодами для заказа. В магазин теперь приходят семьями и бродят по залам часами. Все можно потрогать, посидеть, полежать, поиграть. Окунувшись в мир вещей, редко кто устоит от соблазна захватить с собой что-нибудь на кассу.

Такой формат близких и доступных для покупателей вещей стали применять теперь многие магазины товаров для дома и ремонта. Товары должны быть доступны покупателю, он должен, понимать, как может их использовать, и при необходимости воспользоваться помощью квалифицированного продавца. И, конечно, надо позаботиться об удобстве погрузки и доставки крупногабаритной покупки.

Успех ИКЕА заставил серьезно заняться развитием розницы и отечественных производителей мебели. Крупнейшая российская мебельная компания «Шатура», только увидев, как активно развивается ИКЕА, сменила стратегию: с развития дилерского направления и открытия франчайзинговых магазинов на развитие сети собственной фирменной торговли. Также на больших площадях созданы жилые зоны квартиры, расставлены образцы мебели, оформлены интерьеры. Это позволило компании поддерживать ежегодный рост на уровне 40%. В 2006 года «Шатура» прочно заняла первое место на мебельном рынке с долей 11%.

Компания Metro декларирует обслуживание мелкооптовых (корпоративных) покупателей в сетевых магазинах, напоминающих розничные. Во всем мире основа ее клиентской базы - отели, рестораны, кафе. В России же к моменту прихода гиганта все еще велика была доля неорганизованной торговли, а ресторанов было явно недостаточно. Поэтому основными покупателями стали владельцы магазинчиков, ларьков, а также частные лица, получающие карточки доступа как представители своей фирмы и покупающие товары лично для себя, хотя сама компания это активно отрицает. При этом компания приучала покупателей к ультрасвежим продуктам или к такой экзотике, как дорогие ресторанные продукты - живые омары, охлажденное филе акулы, мраморная говядина.

Главным результатом прихода крупных иностранных корпораций в российскую розницу стала серьезная борьба за снижение цен. Иностранные ритейлеры использовали свои договоры с крупными международными производителями продуктов питания и товаров народного потребления для получения самых низких цен на рынке. Для отечественных торговцев это, с одной стороны, стало проблемой, с другой - дало возможность научиться «продавливать» поставщиков.

В результате кризиса в 1998-1999 годах большинство нынешних лидеров сетевого ритейла открывали свои первые магазины или переориентировались на розницу. Так, по пути диверсификации пошла оптовая компания «Тандер». Почувствовав на себе прелести колебания спроса, она еще в 1998 году начала открывать свои первые магазины. А после кризиса смогла вырваться в лидеры, опираясь на свою развитую систему региональных складов, позволившую организовать быструю доставку и оборачиваемость продуктов.

Самым популярным форматом стал дискаунтер - магазин, базирующийся на пяти выгодах для покупателя: поддержание низких цен, удобное расположение универсамов, оптимальный ассортимент товаров, гарантии качества продукции, качественное и профессиональное обслуживание покупателей. Ассортимент дискаунтера небольшой (1500-3000 наименований), площадь до 1000 кв. м, при этом почти весь товар выставляется в торговом зале, тем самым достигается экономия на складских площадях.

Существовать в формате дискаунтера со средней наценкой 10-12%, чтобы конкурировать с мелкооптовым рынком, компания может только за счет снижения издержек на доставку, предпродажную подготовку и т.п. Скажем, в «Пятерочке», одной из крупнейших сетей дискаунтеров нашей страны, основной резерв экономии - жестко прописанные правила внутреннего распорядка. Описание бизнес-процессов предельно детализировано. В них даже указаны кратчайшие пути для грузчиков при традиционном распределении товаров и нетрадиционном - через зал в подсобку, если вдруг машина подъехала к главному входу. Строгое соблюдение инструкций позволяет повышать производительность погрузки-разгрузки на 35%. Комплект таких инструкций в компании считают основным ее капиталом. Следуя принципу экономить на всем, в своих первых магазинах компания ставила стеллажи и кассовые тумбы, вырезанные из фанеры и покрашенные тут же - в ремонтируемых залах. Когда же в сети стало появляться по нескольку новых магазинов в месяц, было создано собственное мебельное производство.

Цель усилий - создать компанию-микросхему, работа которой заранее смоделирована и запрограммирована. Благодаря этому, как утверждают менеджеры, удается в 5 раз снизить издержки по сравнению с обычным универсамом. Кроме того, компанию-микросхему легче тиражировать путем продажи франшизы: партнер получает не только бренд и договоры с поставщиками, но и отлаженную технологию работы, программное обеспечение и полное обучение персонала.

Когда в 2001 году «Пятерочка» открывала свои первые магазины в Москве и заявила об амбициозных планах, эксперты сильно сомневались в успехе: плохое оборудование, минимальный ремонт, аскетичное оформление - привыкшие к красивым и удобным супермаркетам москвичи вряд ли пойдут в такие магазины. Но экономичный формат пришелся по душе покупателям, обедневшим после кризиса. В 2001 году в Москве заработали 15 магазинов «Пятерочка», в 2002 году - уже 40.

Больше половины покупок в то время приходилось на продовольственные рынки. Доля организованной сетевой торговли в 2000 году составляла лишь 1% общего торгового оборота, затем стала удваиваться каждый последующий год: 2001 год - 2,7%, 2002 год - 4,5, 2003 год - 8, 2004 год - 15,6%. Кризис 1998 года помог отечественным компаниям. Объявив себя техническим банкротом, наша страна сильно испортила имидж в глазах иностранных инвесторов. Приостановка планов на развитие производства и экспансию зарубежных торговых сетей дала отечественным фирмам пару лет форы, чтобы подготовиться к их приходу.

Подъем экономики за счет импортозамещения продолжался до 2001 года. В 2002 году влияние этого фактора уменьшилось, но экономическая стабильность и растущие с 1998 года цены на нефть положительно отразились на кошельках наших сограждан. Как показали исследования среднего класса, проведенные агентством «Эксперт», россияне не склонны к накопительству. Отойдя от кризиса, средний класс не стал особо задумываться о сбережениях, а ударился в загул потребления.

Повышались требования не только к качеству и ассортименту товаров, но и к уровню сервиса. Россиян перестали устраивать открытые рынки и маленькие магазинчики. Начинался отток покупателей в сетевые дискаунтеры и супермаркеты. Люди все больше стали потреблять продуктов «вне дома» - в кафе и ресторанах. Как показывают исследования, обеспеченные люди меньше реагируют на откровенную рекламу и становятся более восприимчивыми к «промо-акциям».

Многие отечественные производители воспользовались кризисом, мгновенно вымывшим многие популярные импортные товары, для наращивания своего производства. И уже к 2003 году по некоторым позициям рынки подошли к стадии насыщения, что вызвало локальные кризисы перепроизводства. Например, некоторые супермаркеты предлагают более 50 сортов растительного масла, снижают маржу в среднем до 5%. Производители начинают возлагать большие надежды на организованную торговлю, обещающую им существенное увеличение оборотов.

Еще в 2001 году, когда компания Metro объявила о скором открытии своего первого магазина, выяснилось, что по условиям договоров, которые она требовала подписать, местные поставщики должны были гарантировать, что никому не дадут цену меньше, чем для Metro. Тогда «Перекресток», «Седьмой континент» и «Копейка» пригрозили бойкотом отечественным поставщикам, если те дадут слишком большие скидки «западному агрессору». Конфликт удалось решить миром. Производители прислушались к доводам местных сетей, предоставив Metro и другим крупным сетям одинаковые условия для работы.

«Седьмой континент» в 2003 году, обсуждая условия поставки для нового гипермаркета «Мосмарт», к планируемому в нем годовому обороту в 50 млн. долларов добавил собственный оборот (320 млн. долларов в 2002 году). Поставщики оценили суммарные возможности торговых сетей, и пошли на уступки, позволившие сравнять цены с иностранным конкурентом.

Были и более серьезные случаи борьбы за цены. Например, в 2006 году шесть крупнейших российских ритейлеров электроники («Эльдорадо», «Евросеть», «М.Видео», «Связной», «Техносила», «Мир») выступили против одного из крупнейших ее производителей Panasonic, отказавшись от закупок его техники. Конфликт разгорелся из-за того, что большая часть продукции под этим брендом была выставлена в только что открывшихся гипермаркетах бытовой электроники Media Markt (принадлежат Metro AG) по ценам ниже минимальных, которые Panasonic указал в договорах с сетями. Так, плазменный телевизор Panasonic TH 42 PA 60 стоил в Media Markt 1270 долларов, в остальных сетях - 1700-1800. Компания Panasonic вынуждена была пойти на мировую.

Благодаря своим масштабам международным компаниям проще входить на наш рынок с крупными форматами (торговые площади - от 5 тыс. кв. м, ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров - от 40 до 150 тыс. позиций), и это для них особенно привлекательно. Средняя площадь магазинов ИКЕА - 25 тыс. кв. м, Metro Сash & Carry - 7-9 тыс.). На непищевую продукцию в гипермаркетах приходится от 35 до 50% общего ассортимента. Непродовольственный сектор представлен самыми разными группами товаров: одежда и обувь, косметика, бытовая химия, электроника, различная бытовая техника, мебель, стройматериалы.

Низкий уровень наценки компенсируется масштабными оборотами. А высокая концентрация бизнеса позволяет экономить на логистике, оформлении документов и прочих расходах, что делает инвестиции более выгодными.

Первым серьезным проектом открытия иностранцами гипермаркетов в России стал магазин французской сети «Ашан», распахнувший свои двери перед покупателями в августе 2002 года в Подмосковье. Компания серьезно подготовилась к борьбе за наш рынок. Специально для капризных граждан самого большого российского мегаполиса было даже изменено название компании. Ведь по законам транскрипции французское Auchan должно было писаться как «Ошан». Но ведь московский диалект характерен аканьем, что и предопределило название сети в России - «Ашан».

Если бы иностранные компании вошли на российский рынок пораньше, то, скорее всего, смогли бы без проблем захватить его, как произошло в Польше, Чехии, Венгрии. Зарубежные операторы пришли туда в начале 1990-х годов, подавили местные сети и примерно за пять лет завоевали господствующее положение. Но в нашей стране иностранцев сильно напугал кризис 1998 года, когда многие западные компании даже вывели свои представительства в соседние, как им казалось, более благополучные страны. Благодаря этому у наших сетевых операторов появился шанс окрепнуть и набраться опыта. Ведь самое важное при открытии и управлении крупным гипермаркетом - это постоянное снижение издержек за счет отлаженных бизнес-технологий.

Отечественные торговые сети конкурируют с иностранными ритейлерами не только благодаря более близким отношениям с местными властями. Они активно учатся у своих более опытных коллег. Владельцы «Мосмарта» назначили генеральным директором и директором магазина двух иностранцев, работавших до этого во французской розничной сети Carrefour. А крупнейшая в стране сеть бытовой техники «Эльдорадо» еще в 2000 году специально открыла в Польше гипермаркет бытовой электроники MaxMedia, чтобы изучить технологию работы в условиях жесткой ценовой конкуренции, в том числе и с Media Markt (входит в группу Metro AG). «Эльдорадо» переняла у Media Markt даже содержание рекламных роликов и фирменный красный цвет. Поэтому немецкая компания, открывая в 2006 году свои магазины в России, вынуждена была сменить цвет в своей символике на темно-розовый.

С 2004 года фиксируется тенденция опережающего роста оборота иностранных ритейлеров на российском рынке. Но разница в приросте не превышает 10%, благодаря чему их доля в общем обороте сетевой розницы сохраняются на уровне 20%.

По данным консалтинговой компании A.T. Kearney, ежегодно публикующей глобальный индекс развития розничной торговли (GRDI), Россия занимает одно из первых мест среди развивающихся стран по привлекательности для входа мировых розничных сетей. В 2003-2004 годах наша страна занимала в рейтинге первое место, но в 2007 году опустилась до третьего после Индии и Вьетнама.

По данным компании Jones Lang LaSalle, в 2007-2008 годах Турция и Россия стали ключевыми рынками для расширения деятельности ритейлеров на международном рынке. На турецкий рынок вышло 11,3% всех международных ритейлеров, на российский - 10,6%. Ходит много слухов о возможных покупках иностранцами отечественных сетей. К российской рознице присматриваются Carrefour, WalMart и Aldi.

Российский продуктовый рынок вступил в стадию зрелости, идет активная консолидация за счет поглощения мелких и средних игроков, темпы роста снизились по сравнению с 2000-2005 годами. Усиливающаяся конкуренция приводит к активизации сделок по слияниям и поглощениям, причем инициатива исходит и от федеральных, и от региональных игроков. В 2007 году на темпы роста розничной торговли повлиял мировой продовольственный кризис. По распоряжению российского правительства цены были заморожены до мая 2008 года, что негативно сказалось на показателях розничных сетей. Кроме того, повысились закупочные цены на импортные товары, а доля импорта в розничной торговле в целом выросла до 47% (в 2006 году - 46%).

Всего в России в начале 2009 года действовало примерно 140 торговых сетей. Можно выделить три основных их типа по критерию «географическое распределение торговых точек и оборот сети»: глобальные, федеральные и локальные/региональные. На долю небольших сетей и независимых магазинов приходится примерно 70% розницы, крупных сетей - 15%, рынков - 15%. Сетевые компании растут быстрее рынка в целом. В 2007 году прирост их оборота превысил 53%. Всего же сетевая розница занимала 32,6% рынка, по материалам исследования агентства DISCOVERY Research Group «Розничные продовольственные сети в России: текущее состояние и перспективы развития».

По данным исследовательской компании Step by Step, в 2006 году самыми популярными форматами на сетевом рынке стали гипермаркет (39% рынка) и дискаунтер (33%). Далее следует супермаркет (20%), а на cach & carry, магазин «у дома», гастроном класса премиум и суперпремиум приходится всего лишь 8% в рыночной доле сетевых игроков.

Осенью 2008 года до нашей страны докатились первые волны мирового финансового кризиса. Рухнул фондовый рынок страны, исчезла возможность кредитоваться в стране и за рубежом. На сектор оптовой и розничной торговли к этому моменту приходилось более четверти всех кредитов коммерческих организаций. Поэтому компании розничной торговли одними из первых ощутили влияние кризиса. В первую очередь пострадали малые оптовики и ритейлеры, живущие на краткосрочных кредитах и отсрочках платежа. Если у продовольственной розницы сохранился спрос со стороны населения, то на одежном рынке ситуация более печальная. За последний квартал 2008 года обороты многих торговцев одеждой упали на 15%, а издержки выросли вдвое. Несетевые магазины массово закрываются - у них нет денег на покупку следующей коллекции одежды. Массовые увольнения, особенно на градообразующих предприятиях в регионах, привели к резкому падению спроса. Лихорадит и сетевые компании, которым франчайзинговые магазины возвращают уже оплаченные коллекции. Появились первые банкроты - сеть детской одежды Banana Mama, одежные гипермаркеты в регионах.

Правительство пыталось снизить напряженность, поручив в октябре 2008 года ВТБ и Сбербанку кредитовать продуктовые сети страны для пополнения оборотного капитала и рефинансирования долгов. Возможность получить такие кредиты была предоставлена девяти ритейлерам: X5 Retail Group, «Магниту», «Дикси», «Седьмому континенту», «Мосмарту», «Виктории», «Ленте», «О’Кей» и «Холидей классик». Менее масштабным игрокам предложено изыскивать собственные резервы.

Некоторые ритейлеры начали испытывать давление со стороны кредиторов. Бинбанк 3 октября 2008 года предъявил требования калининградской розничной сети «Вестер» о досрочном погашении кредита в объеме 6 млн. долларов, мотивировав их ухудшением финансового положения заемщика. Только через суд «Вестеру» удалось решить этот вопрос. Значительно легче почувствовали на себе веяния кризиса те региональные компании, которые не гнались за бурным ростом, а, хорошо изучив потребности жителей своих регионов, планомерно работали последние годы на повышение рентабельности, практически не пользуясь заемными средствами. В целом нам еще предстоит оценить итоги кризиса для розничного рынка России.

На некоторых региональных рынках развитие крупных сетевых форматов вплотную приближается к пределу насыщения. И хотя по всей стране через сети реализовано в 2006 году в среднем около 25% продуктов питания, в 2008 году - около 40%, есть здесь регионы-лидеры. Например, Санкт-Петербург, в котором на долю сетей в 2006 году, по оценкам экспертов, приходилось примерно 45% рынка, к 2008 году - более 90%.

За более чем пятнадцать лет мы наблюдали различные стратегии ускорения роста и развития сетевой торговли. Остановимся на особенностях развития крупнейших сетевых ритейлеров - как они борются за рынок, находят свою уникальную нишу, решают проблемы с властью и поставщиками.

На начальном этапе развития сетевой торговли, в 1994-1998 годах, компании активно переходили из оптовой торговли в розничную. Многие современные торговые сети возникли в результате диверсификации бизнеса оптовых и дистрибьюторских компаний. Финансовый кризис 1998 года заставил торговые компании изменить стратегию развития - начался переход от дорогих супермаркетов к дискаунтерам.

Основным итогом второго этапа (1998-2000 годы) можно считать старт сетевой торговли продуктами питания в регионах. Развитие происходило за счет региональной экспансии столичных сетей, а также появления локальных торговых компаний. Параллельно начала активно развиваться отечественная пищевая промышленность, поскольку импорт продовольственных товаров после кризиса 1998 года резко сократился. Российские компании экспериментировали в поисках оптимального формата торговых сетей.

Из московских сетей на продвижение в регионы первой решилась еще в 2002 году отстававшая в развитии от своих коллег сеть «Патэрсон». Для нее это был последний шанс улучшить свое положение на рынке. Первый магазин она открыла в Санкт-Петербурге, второй - в Твери. До того жители Твери в массовом порядке ездили за покупками в Москву. А в центре Твери тогда возводился первый в городе торгово-офисный центр, не уступавший по внешнему облику и комфорту аналогичным объектам в Москве, чем и воспользовался «Патэрсон». Алексей Мауергауз, председатель совета директоров «Патэрсон», поделился опытом регионального развития компании: «Урок первый - жители провинции не особенно жалуют москвичей, поэтому акцент на «столичность» в рекламной кампании делать не следует. Урок второй - открытие магазина, качественно отличающегося от местного розничного пейзажа, - это событие. Первый раз горожане приходят сюда как на экскурсию. Поэтому, чтобы привлечь покупателей, открытие магазина должно быть обставлено ярко, стать праздником для города. И, наконец, для формирования лояльных покупателей в городах с далеко не московскими доходами следует подчеркивать свою «социальность»: проводить специальные акции скидок, участвовать в благотворительности».

Самое главное в борьбе за региональный рынок - захват места. Та сеть, которой удается занять в городе лучшую площадь, надолго сохраняет лидерство, отпугивая конкурентов. Однако найти свободное помещение хорошего формата в городах с небольшим населением непросто, а строительство с «нуля» сильно удорожает проект. Поэтому возрастает актуальность и важность поиска местных партнеров или покупки местных сетей.

Первоначальный мотив похода московских и петербургских сетей в регионы - отсутствие там конкуренции. Именно на это рассчитывали столичные компании, когда, словно соревнуясь друг с другом, в 2004-2005 годах начали свои масштабные программы регионального развития. К этому их подтолкнул и приход иностранных ритейлеров. Те с самого начала строили свою стратегию на освоении всей России. Но оказалось, что региональные игроки розничного рынка тоже не дремали. Обороты многих местных сетей исчислялись сотнями миллионов долларов, а по операционной эффективности они не уступали столичным игрокам рынка.

Во многих регионах столичные сети встретили серьезное сопротивление. В Свердловской области в 2005 году рыночная доля 21 магазина «Пятерочка» не превышала 1%. У лидера местного ритейла - «Кировского» было 70 магазинов с оборотом 180 млн долларов, у следующей за ним сети «Монетка» - 46 магазинов с оборотом 145 млн долларов. В Пермской области за три года «Пятерочка» построила 19 магазинов, а местная конкурирующая сеть «НормаН-Виват» - 34.

Региональные сети лучше понимают, как на их территории устроен сбыт, и эффективнее решают проблемы с недвижимостью. Кроме того, как стало особенно заметно в конце 2008 года, региональные компании меньше используют заемный капитал, предпочитая опираться на собственные ресурсы.

Влияние региональных сетей настолько велико, что они могут даже привлечь на свою сторону местных производителей. Так, в августе 2005 года в Екатеринбурге торговые сети «Кировский», «Купец», «Звездный» и «Монетка» договорились с местными пищевиками о прекращении закупок более дешевых продуктов из других регионов и ориентации только на местных производителей. Взамен предприятия региона отказывались от работы с питерской компанией «Пятерочка», компанией «Ашан» (планировала открытие на конец 2005 года) и открываемым магазином Metro Cash & Carry. С учетом оборота местных сетей в 500 млн долларов за 2004 год предложение было весьма интересно для производителей.

Крупные региональные города являются очевидными целями для развития торговых сетей. Но Россия как страна, занимающая самую большую территорию в мире, не ограничивается областными центрами. Однако строительство крупной торговой сети в районных центрах или городах областного подчинения - большой риск. Правда, риск, сулящий и существенное преимущество перед конкурентами. Все понимают, что тот, кто первый окажется в небольшом городе, будет там властвовать. Ведь второй магазин может просто не найти покупателей. Именно с походов в небольшие города США начался в свое время стремительный взлет Wal-Mart.

Активный поход сетей в регионы поставил перед ними много проблем: налаживание отношений с местными властями, поиск пятен под застройку и местных поставщиков скоропортящихся продуктов. Объединение магазинов в сеть позволяет экономить при закупке и распределении. Но если при закупке можно просто суммировать объемы новых магазинов, то логистика успешно выстраивается только при достижении в регионе критической массы.

Легче всего идти в регионы компаниям с магазинами стандарта cash & carry и дискаунтер. У них складом является сам торговый зал и меньше проблем с поставками. У гипермаркетов их меньше благодаря масштабам закупки. А супермаркеты и магазины «у дома» обычно нуждаются в распределительном центре, который становится рентабельным после появления в регионе не менее пяти торговых точек.

В начале региональной экспансии для обслуживания региональных магазинов использовались распределительные центры в Москве. Так, 60-65% всего ассортимента магазинов «Перекресток» в Поволжье доставляет московский логистический центр, остальное - местные поставщики. В дальнейшем возможны два варианта: строительство собственного регионального центра или передача логистики на аутсорсинг. Бурное развитие сетевой торговли подстегнуло активные инвестиции в развитие логистических центров в ключевых городах: Санкт-Петербурге, Самаре, Челябинске, Новосибирске.

Следует отметить, что региональные продуктовые сети развиваются быстрее, чем это когда-то происходило в Москве и Санкт-Петербурге. Причин тому много: более совершенные бизнес-модели компаний, доступ к более дешевым и длительным кредитам, опыт развития федеральных компаний. Все это приводит к тому, что прирост оборота сетевой торговли в регионах выше, чем в столичных городах, причем рост обеспечивают локальные и региональные компании.

По развитию форматов торговли большинство локальных компаний уступает федеральным. Формат торговли региональной сети зачастую представляет собой нечто среднее между несколькими классическими форматами и напоминает уже забытые в столичных городах мини-маркеты 1990-х годов. Управленческие структуры региональных компаний малоэффективны, и им не хватает четкости. Кроме того, большинство средних по обороту региональных сетевых компаний имеет непрозрачный бизнес. Все это тормозит их развитие, однако следует помнить, что федеральные компании прошли аналогичный путь, сделав бизнес прозрачным только тогда, когда потребовалось внешнее финансирование. В перспективе региональные компании будут либо укрупнять бизнес, либо продавать его федеральным или более крупным местным игрокам, которые сами станут претендовать на федеральный статус.

 

.2 Роль логистики в развитии российской сетевой торговли


При создании розничной сети следует правильно сочетать различные формы торговли в зависимости от её специфики. Все товары, в конечном счёте, продаются через розничные предприятия (или Интернет-магазины с доставкой клиенту). В работе подчёркнута необходимость исследования розничной сети как единого канала товародвижения со всеми его атрибутами - определенным типом товара, его рекламным обеспечением и участниками канала, продвигающими товар на рынок конечного потребителя.

Управление сетевым маркетингом из единого центра позволяет увеличивать выручку в результате снижения совокупных затрат на маркетинговые коммуникации, за счёт оптимизации маршрутов движения и экономного использования мобильного транспорта, организации кампаний Паблик Рилейшнз в целях успешного позиционирования и укрепления репутации компании. Кроме того, единые стандарты цен и качественного обслуживания создают круг постоянных покупателей и привлекают новых, в результате чего увеличиваются сетевые показатели.

Большое значение в формировании конкурентоспособности корпоративных сетей приобретает концептуализация маркетинга сетевого ритейла. При этом маркетинговая концепция корпоративных сетей представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых системных элементов (принципов, функций управления корпоративными сетями, тактики, стратегии), обеспечивающих согласование возможностей компании с требованиями потребителей через развитие программы партнёрства и лояльности. Главное в системе управления сетевым маркетингом - непротиворечивость целей основных партнеров по бизнесу, понимание взаимных интересов и стремление к усилению конкурентных позиций.

Задача внедрения маркетинга на предприятии является наиболее актуальной для следующих корпоративных организаций: быстрорастущих, которым маркетинг позволяет тиражировать свой бизнес; технологичных, процессы которых достаточно сложны и для которых скорость и гибкость работы является ключевым фактором успеха; распределительных, бизнес которых является сетевым и для которых применение единых стандартов обслуживания является обязательным условием; инновационных, которые быстро осваивают новые продукты и рынки.

В настоящее время существует потребность принятия законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который должен создать правовые основы для развития современных форматов торговли и цивилизованной практики ее ведения. В процессе анализа ритейлеров автором предлагается новая методика сегментирования российского розничного рынка. Её суть заключается в следующем: согласно направлениям бизнес-деятельности определяются четыре основных сегмента: российские продуктовые розничные сети (retail R); западные продуктовые розничные сети (retail Z); розничные торговые центры; торговые сети производителей и дистрибьюторы высокотехнологичной продукции и бытовой электроники (consumer electronics, Hi-Tech products, telecom). Данная модель сегментирования особенно будет полезна для оптовых продавцов-посредников.

Заключение


Розничная торговля представлена большим количеством торговых предприятий, которые можно классифицировать по таким критериям как: товарная специализация, формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, состав контингента обслуживаемых покупателей, характер местонахождения и др.

В целях улучшения работы розничных торговых предприятий утверждены и действуют правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они определяют в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональных органов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.

Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Концепция развития внутренней торговли исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению. При этом развитие магазинных форм продажи товаров опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.

Общими принципами развития розничной торговой сети являются:

универсализация продовольственной торговли (за исключением товаров редкого и эпизодического спроса);

развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;

выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

восстановление розничной торговли через автоматы.

Малые предприятия розничной торговли начинают играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становятся важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Развитие малого и среднего предпринимательства влияет на экономический рост, на ускорение научно - экономического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические и социальные проблемы.

Исходя из статистических данных о розничной торговли следует, что в августе 2010 года сохраняется устойчивый рост оборота розничной торговли. Достаточно высокими темпами растут продажи как продовольственных, так и непродовольственных товаров. В разрезе форматов торговли отмечается более активное развитие продаж в стационарной торговле.

Продовольственные супермаркеты в качестве элементов сетей имеют большие конкурентные преимущества в больших городах и мегаполисах. Основным их конкурентом являются продуктовые рынки. Увеличение конкурентоспособности последних увязано с их трансформациями и конвергенцией к стилю магазинной торговли, выражающейся в улучшении рыночной инфраструктуры, тяготении рынков к автомобильным и железнодорожным терминалам или магистралям, специализации рынков по виду продукции. При этом продовольственные магазины с традиционным обслуживанием покупателей могут быть относительно успешны при удачном для них расположении в глубине спальных районов и предлагая своим клиентам круглосуточный цикл обслуживания. Проникновение филиалов супермаркетов в малые и некрупные города затруднено выраженной конкуренцией продуктовых рынков, имеющих более сильные позиции по ряду психологических, организационных и материальных причин.

Основным способом решения задач экспансии на сегмент рыночной торговли продовольствием пользователей является широкое использование преимуществ торговли продовольственными товарами в супермаркетах в сочетании с применением сэмплинга в различных его вариантах.

В современных условиях основным препятствием для дальнейшего развития рыночной инфраструктуры в больших и малых городах, представленной сетями продовольственных супермаркетов, является психологический феномен - развитие синдрома разочарованного покупателя. Объективное существование данного феномена, в свою очередь, определяет конкурентные преимущества торговли продовольствием на продуктовых рынках. Эффективным способом снижения появления данного синдрома служит перманентный сэмплинг реализуемой продукции.

Список использованной литературы


.       Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: ЭКМОС , 2006. - 416 с.

2.      Бондаренко В.А. Сэмплинг и его место в современной российской экономике //Практический маркетинг. 2005. №10.

.        Валович Р. П., Давыдова Г. А. Экономика торгового предприятия. - Мн.: Высшая школа, 2006. - 454 с.

.        Губерной К.М. Социально-экономическая роль торговли и закономерности повышения эффективности. - М.: Высш. Шк., 2005. - 296 с.

.        Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. - 614 с.

.        Дудакова И.А. Формирование розничных торговых сетей: эволюция, проблемы, противоречия и перспективы (инвестиционный аспект) Под ред. проф. В.П. Федько. Шахты, 2005. С. 130-133.

.        Марчук Ф.Л. Как повысить эффективность управления торговлей. - М.: Экономика, 2004. - 197 с.

.        Матвеева А. Микросхема для бедной страны //Эксперт. 2002. № 15.

.        Матвеева А. Патэрсон идет по целине //Эксперт. 2005. № 5.

.        Матвеева А. Ритейлеры угодили в ФАС//Эксперт. 2006. № 46.

.        Мачабели М.Ш. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания. - М.: Дашков и Ко, 2007. - 272с.

.        Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка - М.: Екатеринбург, 2006 - 168 с.

.        Николаева Т.И. Торговли потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования - М.: Екатеринбург, 2006 - 240 с.

.        Новиков О.А., Мясникова Л.А. Закупка и формирование товарного ассортимента // Современная торговля. - 2000. - № 12. - С. 2-5.

.        Памбухчиянц В.И. Организация, технология и проектирование торговых предприятий - М.: ИВЦ 2005 - 320 с.

.        Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. - 279 с.

.        Пылаев И. Рекорд на российском рынке M&A //РБК daily. 12 февраля 2008 года.

.        Слияния и поглощения в российской торговле //Мир&Дом. 2005, июнь.

.        Топ-50 российских ритейлеров //КоммерсантЪ. 2006.

.        Чкалова О. Пути оптимизации размещения торговли в мегаполисах. - М.: Экономист. 2008. - 96 с.

.        Экономика и организация деятельности торгового предприятия/ Под общ. ред. А.Н.Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 432 с.

.        Экономика торгового предприятия /Под ред. А.Гребнева. М.: Экономика, 2006. - 384 с.

Похожие работы на - Влияние иностранных торговых сетей на формирование торговых сетей в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!