Роль малых предприятий в экономике России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,66 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль малых предприятий в экономике России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НИУ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И. М. ГУБКИНА

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ









КУРСОВАЯ РАБОТА

«Роль малых предприятий в экономике России»


Выполнил

ст. гр. ЭП-10-10

Егоров В.В.






МОСКВА 2011

Оглавление

Введение

. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике

. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

.1 Проблемы развития малого бизнеса в России

.2 Пути повышения эффективности функционирования малого бизнеса

.3 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства

Заключение

Литература

Введение

В условиях мирового экономического кризиса малый бизнес в России столкнулся в последний год с серьезными проблемами, так как негативные последствия кризиса проявились практически во всех секторах народного хозяйства, включая малый бизнес, в котором занята существенная часть населения. Тем не менее, руководство страны возлагает большие надежды на него по смягчению отрицательного воздействия кризиса на народное хозяйство и восстановлению экономического роста. Соответственно роль малых предприятий возрастает с каждым днем.

Малый бизнес - это важный сектор экономики, во многом влияющий на экономику страны.

В данной ситуации экономика каждого малого предприятия нестабильна, и большинство малых предприятий могут потерпеть крах. В целях государства предотвратить это.

Данная тема очень актуальна в наши дни, так как сейчас усиление и увеличение масштабов малого бизнеса это одна из главных задач в экономике России.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов общей характеристики малого бизнеса, его роли в экономике страны и правовых основ деятельности и законов малого предпринимательства. А также рассмотрение проблем развития малого бизнеса и выявление путей повышения эффективности его функционирования.

1.Малый бизнес - сущность и его роль в экономике

Малый бизнес - это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, то есть, совокупность малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства.

Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной деятельностью которого является максимизация прибыли за счет производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.

Существуют критерии по которым предприятие относят к сфере малого бизнеса. По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Все же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относят следующие:

·Критерий по статусу

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

·Критерий по численности работников.

К малому и среднему бизнесу относят средние, малые и микропредприятия.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а)От ста до одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б)До ста человек включительно для малых предприятий;

в)До пятнадцати человек - для микропредприятий;

·Критерий по выручке

Согласно постановлению правительства РФ установлены предельные значения выручки от реализации товаров (раб. услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

а)Микропредприятия - 60 млн. рублей;

б)Малые предприятия - 400 млн. рублей;

в)Средние предприятия - 1000 млн. рублей;

Данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.

Стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса - это упрощенная схема налогообложения, то есть единая уплата налога.

Роль малого бизнеса в экономике.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в экономике каждой страны:

)Обеспечение необходимой мобильности в условиях рынка, создание глубокой специализации и кооперации, без которых немыслима их высокая эффективность;

)Способность быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, а также сравнительно быстро себя окупать;

)Создание атмосферы конкуренции;

)Создание основной среды и духа предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика.

Также, малый бизнес играет немаловажную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Стоит отметить, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства.

Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит , быть сильнее других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т.п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западно-европейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений и бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике развитых стран - не случайность, а необходимая закономерность вызванная самим ходом истории.

За 2009 год количество малых предприятий в России увеличилось на 10%. На сегодняшний день их общее число составляет 946 тысяч. Такая статистика была приведена на пресс-конференции, посвященной проблемам малого предпринимательства.

На каждую тысячу человек в России приходится 7 малых предприятий, тогда как в Европе и США - 35-35. Доля малого бизнеса в ВВП России составляет 10-12%, а в развитых странах - 50 -60%. В сфере малого предпринимательства работает около 19% от всего занятого населения страны. В Европе в этой области занято до 70% работающих.

По данным 2007 года можно определить положение малого предпринимательства России и в мировой экономике (Таблица 1).

Таблица 1

Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах СтраныКоличество малых и средних предприятий (тыс.)Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителейЗанято на малых и средних предприятиях (млн. чел.)Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых (%)Доля малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно)Великобритания263046013,64950-53Германия229037018,54650-52Италия392068016,87357-60Франция198035015,25455-62Страны ЕС1577045068,07263-67США1930074270,25450-52Япония644049639,57852-55Россия875577,5159-10

Таким образом, можно считать, что масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.

Также приводится динамика удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях (таблица 2).

Таблица 2

Динамика удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях (%)

Здесь видно, что малый бизнес в экономике России пока занимает сравнительно небольшое место. Поэтому заметной роли в прогрессивных структурных изменениях российский малый бизнес до сих пор сыграть не мог.

Особенно значительна неравномерность показателя доли участия малого бизнеса в общем производстве. Максимум этого показателя приходится на 2003 г. В это время доля выпускаемой малыми предприятиями продукции составляла 1/6 части валового продукта страны; малый бизнес достиг наивысшего результата, демонстрируя свои возможности и занимая наиболее существенные ниши на внутреннем рынке. Далее производственный эффект идет на убыль (хотя малые предприятия некоторое время продолжают по инерции увеличивать число принимаемых рабочих).

Из Таблицы 3 становится ясно, что развитие малого бизнеса в экономике России происходит неравномерно.

Таблица 3

Динамика отраслевой структуры малого бизнеса в России (в % к общей численности малых предприятий)

2003200420052006200720082009Всего100100100100100100100В том числе: Промышленность15,715,615,715,315,313,713,3Сельское хозяйство1,31,41,61,51,61,82Строительство16,416,515,815,314,412,813,1Транспорт2,12,22,12,42,22,32,4Связь0,30,30,40,50,40,40,5Торговля и общественное питание42,743,344,544,946,347,946,8Оптовая торговля продуктами производственно-технического назначения1,71,71,51,61,63,23,2Информационно-вычислительное обслуживание0,70,70,60,60,60,70,9Операции с недвижимым имуществом0,50,50,70,91,32,32,6Общая коммерческая деятельность по обслуживанию функционирования рынка4,34,22,04,14,14,44.4Жилищно-коммунальное хозяйство......0,60,60,60,40,4Непроизводственные виды бытового обслуживания населения1,21,31,01,01,11,01,2Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение1,31,82,02,02,12,22,2Образование0,80,80,80,70,60,40,3Культура и искусство0,80,90,90,91,00,90,9Наука и научное обслуживание5,55,14,54,23,52,62,5Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение1,30,90,90,70,70,60,5Другие отрасли3,12,32,42,82,62,72,7

Развитие малого бизнеса в России происходит неравномерно по отраслям (таблица 3). По итогам 2009 г. 46,8% МП от общего числа функционировало в сфере торговли и общественного питания, тогда как в промышленности и строительстве - 13,3% и 13,1% соответственно. В секторе торговли и общественного питания трудилось 32,4% от общего числа работников МП, в промышленности и строительстве - 20,9% и 20,6% соответственно. Характерно сосредоточение (и, что показательно, постоянное увеличение) основной массы работников малых фирм в отраслях с наибольшей скоростью денежного обращения (торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, риэлторские услуги). Их число сокращается в отраслях, требующих значительных капитальных вложений или характеризующихся высокими рисками деятельности (промышленность, ЖКХ, наука и научное обслуживание, строительство).

Географическая картина распространения малого бизнеса свидетельствует о неравномерности его развития и по регионам (таблица 4).

Таблица 4

Региональная структура малого предпринимательства в РФ (в %)

Федеральные округа200420052006200720082009Российская Федерация100100100100100100Центральный33,734,235,036,737,536,2Северо-Западный18,317,717,814,515,015,3Южный11,310,39,49,79,810,6Приволжский14,415,314,915,616,816,6Уральский7,47,46,46,76,46,5Сибирский10,910,811,812,010,511,1Дальневосточный4,04,34,74,84,03,7

Более трети общего количества малых предприятий расположено в Центральном федеральном округе. Наибольшее развитие малый бизнес получил в промышленных и деловых центрах России, где сложились для него наиболее благоприятные условия.

За 2003-2010 гг. в региональной структуре произошел существенный сдвиг в направлении ускоренного развития МБ в Центральном и Северо-Западного округах. На 1 января 2005 г. количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в Центральном округе составило 868,4, что на 32% выше среднероссийского значения, а в Северо-Западном - 1101,4, т.е. на 68% больше чем в среднем в РФ.

Причины возникновения сложившейся региональной структуры достаточно очевидны.

Во-первых, в этих округах сосредоточено большое количество промышленных и научно-исследовательских предприятий. В результате экономического спада большое число квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников лишились работы. Именно этот контингент стал «питательной средой», на которой начал развиваться малый бизнес.

Во-вторых, являясь производственными и административными центрами, эти регионы густо населены и соответственно обладают повышенным платежеспособным спросом, удовлетворять который должен в том числе и малый бизнес.

В-третьих, здесь быстрее формируется инфраструктура, способствующая появлению и развитию малых предприятий: банки, биржи, оптовые склады, большое количество нежилых помещений, которое можно использовать под офисы и склады, и т.д.

малый бизнес предпринимательство

2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

.1 Проблемы развития малого бизнеса в России

К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально развиваться?

Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы:

. Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.

. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

. Кредитная необеспеченность.

Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

. Недостатки налоговой системы

. Отсутствие оборотных средств

. Низкий платежеспособный спрос населения

. Высокая арендная плата

. Экономическая политика государства

. Недоступность кредитов

. Дороговизна сырьевых ресурсов

. Слабое развитие внутреннего рынка

. Высокие тарифы на перевозки.

. Отсутствие производственных площадей

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки". Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.

Сейчас готовится законопроект "О регистрации юридических лиц", который ликвидирует все основания для отказа в регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов. При этом предполагается введение жесткой ответственности за предоставление недостоверных сведений при регистрации. Как говорит Герман Греф, руководитель Министерства экономического развития и торговли, "вход на рынок должен стоить три копейки, а нарушение правил работы на нем - три доллара, а то и три года тюрьмы".

Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.

Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

Одним из перспективных направлений поддержки малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.

В частности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.

В связи с поддержке свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.

В качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.

Необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость.

Созданию равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные налоги.

Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.

В России действует принудительное ценообразование: налоги, стоимость коммунальных услуг, арендная плата, колебания курса валют приблизительно на 40% определяют стоимость товаров и услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков и колебания спроса - на 46,5%.

Опрос представителей малого предпринимательства выявил влияние различных факторов на уровень ценовой реализации товаров и услуг (в % к числу респондентов):

затраты на производство и реализацию - 15,3

цены конкурентов - 16,5

спрос со стороны покупателей - 15,4

коммунальные тарифы - 5,2

арендная плата - 8,1

оптовые цены поставщиков - 14,6

налоги - 10,2

изменение курса валют - 14,7

Следовательно, в экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя при этом, прибыль предприятия может быть равной нулю. Это снижает платежеспособный покупательный спрос населения. Для решения этой проблемы нужно стараться снизить влияние экзогенных факторов, например, снизить опять же налоги.

В направлении совершенствования налоговой системы уже, конечно, ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело - введение единого налога на вмененный доход. Да, но где возьмут малые предприятия средства на перечисление авансовых платежей? Если платить честно, то это - более половины оборотных средств. Тогда на какие деньги вести основную деятельность, расширять производство?

Представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.

Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к "теневому" капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: "чужим" малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.

Интересы малого бизнеса и коммерческих банков расходятся. У предприятий нет необходимых залоговых возможностей, развитых систем гарантий для работы с коммерческими банками. Тем более этого нет на начальном этапе работы конкретного предприятия, когда кредиты ему необходимы для стартового капитала. Кроме того, сами коммерческие банки в России имеют существенные недостатки: неустойчивость, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их стратегий. Поэтому взаимодействие отсутствует.

Проблема также заключается в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов: успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные - берут, и этим ухудшают свое положение из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости.

.2 Пути повышения эффективности функционирования малого бизнеса

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн. человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. По данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием.

Несмотря на трудности, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По ориентировочным расчетам, в ближайшие годы число малых предприятий в России может увеличиться до 1,4-1,5 млн. единиц.

Весной 2009 года Правительство РФ объявило о расширении системы льгот и преференций для компаний малого и среднего бизнеса. Летом вступили в силу законодательные нормы, призванные решить целый ряд имущественных проблем малого и среднего предпринимательства.

В рамках Общероссийского делового форума «Развитие малого и среднего бизнеса: директивы правительства и реальная практика», прошедшего 14 сентября 2009 года в Москве, представители федеральных министерств и ведомств, депутаты Госдумы РФ, представители региональных органов власти, руководители ассоциаций и отраслевых союзов поддержки малого и среднего бизнеса, руководители предприятий малого и среднего бизнеса обсудили первые итоги реализации принятых решений.

Кредиты для малого бизнеса

Одним из главных факторов, который предприниматели считают губительным для своего бизнеса, является недоступность финансовых средств. В ходе обсуждения этой проблемы участники конференции говорили о необходимости адаптировать кредитные программы и банковские продукты к сегодняшним потребностям малого бизнеса.

Представители ряда регионов - среди них Пермский край, Татарстан, Свердловская область - поделились своим опытом поддержки малого бизнеса в условиях кризиса. Как рассказал министр развития предпринимательства и торговли Пермского края М.Р. Биматов, «руководство Пермского края основывает свою политику в отношении малого бизнеса на нескольких важнейших принципах. Во-первых, это принцип равенства для всех предпринимателей, отсутствие преференций. Мы понимаем, насколько это важно, так как повышает уровень доверия к власти. Второй наш принцип - ставка на конкурентное развитие, отказ от протекционистских мер: мы даем возможность развиваться предпринимателям из других регионов, так как это способствует здоровой конкуренции», - подчеркнул министр. Третьим принципом М.Р. Биматов назвал стимулирование потребительского спроса продукции малых предприятий.

«Основными потребителями малого бизнеса являются население, крупный бизнес и государство. К сожалению, в этом году потребительский спрос населения резко сократился, крупный бизнес сразу уменьшил свои запросы, поэтому сейчас государство является стабильным и зачастую единственным потребителем товаров, производимых малым бизнесом», - отметил министр.

По мнению участников конференции, несмотря на позитивные сдвиги по-прежнему остается множество препятствий на пути развития предприятий малого бизнеса: административные барьеры, имущественные вопросы, связанные с арендой помещений. «Главное - не останавливаться на достигнутом и объединить усилия для того, чтобы малый бизнес в России стал серьезной силой и смог конкурировать с крупными предприятиями действительно на равных», - подытожили участники конференции.

2.3 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства

Малое предпринимательство объективно существует и развивается как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема. Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднему предпринимательству экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки признается и в России. Поэтому осуществляются и некоторые меры в этом направлении.

Основные задачи региональных программ поддержки малого предпринимательства, реализуемых в Российской Федерации, можно объединить в две группы.

Первая задача - это формирование многоуровневой комплексной системы поддержки малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства, консультационных пунктов и т. п.

Вторая задача - это достижение положительных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства, в том числе:

·рост его доли в валовом региональном продукте; развитие конкурентной среды на товарных рынках региона;

·обеспечение стабильных налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в региональный и местные бюджеты на уровне 10% налоговых доходов бюджета субъекта Федерации и, соответственно, бюджетов городов и районов;

·снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости.

В последнем проекте третьей по счету федеральной программы поддержки малого предпринимательства основной целью было определено создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоение новых форм и механизмов финансовой поддержки.

Министерство экономики Российской Федерации разрабатывает основы политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. 12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства.

Для достижения этой цели необходимо также преодоление административных барьеров, предотвращение коррупции и перехода малых предприятий в «теневую» экономику, максимальная легализация деятельности малого бизнеса, ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов (франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов), создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным производственным и другим ресурсам.

В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру - подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих.

Малое предприятие так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, для успешной конкуренции продукции предприятия, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта.

Предоставлять такую возможность, причем на доступных условиях, и должна инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес- инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.), очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства - совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс воспроизводства малого бизнеса в целом.

Объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:

·общественные предпринимательские организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем;

·торгово-промышленные палаты;

·разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;

·информационные агентства и специализированные печатные издания;

·фонды поддержки малого предпринимательства;

·организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства;

·консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям;

·специализированные государственные структуры;

·технопарки и бизнес-инкубаторы.

Этот перечень далеко не полный, и функции объектов инфраструктуры нередко дублируются, что, впрочем, не мешает им успешно развиваться. Это обусловлено тем, что спрос на бизнес - услуги со стороны предпринимателей растет.

При правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. А проблем у малого бизнеса в нашей стране немало. Если в странах Евросоюза и Японии число малых предприятий на 1000 жителей достигает 45-50, то в России на 1000 жителей приходится лишь шесть предприятий. Для того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% общей численности работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. В России каждый из этих показателей не превышает 10%.

малый бизнес предпринимательство

Заключение

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

В современных условиях России именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

Литература

1.Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2000 г.

2.Сапунов М. К. Большие надежды малого бизнеса/ «Деньги и кредит» №5, 2009 г.

.Глисин Ф. Малые предприятия в условиях кризиса/ «Экономист» №7, 2009 г.

.Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики/ «ЭКО» №8, 2009 г.

.Пиньковецкая Ю. Малый бизнес в регионах Российской Федерации/ «Проблемы теории и практики управления» №9, 2009 г.

.Лагодюк А.Н. Формирование и развитие системы проектного управления на предприятиях малого бизнеса. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2008 г.

.Момотов М. В. «

Малое предпринимательство - развитие и поддержка» <http://www.creativeconomy.ru/articles/10436/>// Российское предпринимательство. - 2010. - № 1 Вып. 2 (151) <http://www.creativeconomy.ru/mag_rp/archive/10403/>. - c. 178-190.

8.Елена Колнооченко, журнал "Бюджет"

9.Афиногенова Н.Е. «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса»

// Российское предпринимательство. - 2009. - № 11 Вып. 2 (147) <http://www.creativeconomy.ru/mag_rp/archive/10294/>. - c. 168-172.

10.Галиев А. "Тест на адекватность"// Эксперт, № 1-2, 15 января 2001г.

.Бухвальд Е., Виленский А. "Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса"// Вопросы экономики, 2008, № 12.

12.Новиков В., Шереги Ф. "Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?"//Российский экономический журнал, 2007, № 9-10.

Похожие работы на - Роль малых предприятий в экономике России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!