Роль инвестиций в социально-экономическoм развитим Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,06 Мб
  • Опубликовано:
    2013-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль инвестиций в социально-экономическoм развитим Республики Беларусь

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ

.1 Сущность инвестиций и их классификация. Национальные и иностранные инвестиции

.2 Инвестиционный потенциал в национальной экономике

. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Роль экономической оценки инвестиций

.2 Основные методы оценки инвестиций

. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Одним из ключевых факторов социально-экономического развития Республики Беларусь в целом и отдельных ее регионов является инновационная деятельности национальной экономики, наращивание экспортного потенциала страны путем проведения технико-технологического перевооружения и реструктуризации производства.

Достижение поставленных задач невозможно без благоприятных условий ведения бизнеса, которые в первую очередь определяются законодательной и правовой базой, выгодным географическим положением, высококвалифицированными кадрами, промышленным и научным потенциалом Республики Беларусь, а также без наличия внутренних и внешних инвестиций. Значительный вклад в обеспечение устойчивого развития экономики страны вносят прежде всего инвестиции, привлекаемые в страну из-за рубежа. Потенциал их позитивного влияния связан с тем, что прямые иностранные инвестиции - это не только источник финансирования деятельности предприятия, а совокупность активов для прибыльного развития бизнеса при существенном влиянии компании-инвестора на управление им. Привлечению и усилению позитивных эффектов от инвестиций служит инвестиционная политика, которая с помощью набора стимулирующих и ограничительных мер призвана обеспечить максимальное положительное воздействие инвестиций на экономическое развитие.

Степень научной разработанности темы. Элементами научной новизны в исследовании являются:

определение факторов инвестиций и основных моделей инвестиционной политики;

обобщение нормативной базы инвестиционного регулирования в Республике Беларусь;

анализ инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2012 году.

Областью возможного практического применения является деятельность по привлечению и использованию инвестиций в Республике Беларусь.

При выполнении работы использованы методы экономического и статистического анализа.

Цель работы - рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, на основе графиков проанализировать основные нормативные документы, регулирующие инвестиционную политику Республики Беларусь, провести анализ инвестиционной деятельности в 2012 году.

Из цели работы вытекают следующие задачи:

• дать определение инвестиций, их классификацию;

• рассмотреть особенности экономической оценки инвестиций;

• выявить основные проблемы и тенденции развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

В соответствии с поставленными задачами в работе выделяются три главы. Первая глава раскрывает основное теоретическое содержание инвестиций (сущность, классификацию). Вторая глава посвящена оценке инвестиций: роли и основным методам экономической оценки. В третьей главе рассмотрены основные нормативные акты, регламентирующие деятельность по привлечению и использованию инвестиций в Республике Беларусь, приведен анализ тенденций развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, определены основные проблемы совершенствования инвестиционной деятельности в современных условиях. В заключении подводятся итоги исследования.

1.     
РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ


1.1 Сущность инвестиций и их классификация. Национальные и иностранные инвестиции


В экономической теории под инвестициями понимают расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а так же на связанные с этим изменения оборотного капитала.

При вложении средств инвестор принимает решение в зависимости от соотношения предельной выгоды и предельных издержек [10, с.25]. Предельной выгодой от инвестиций является ожидаемая норма чистой прибыли, которую инвестор надеется получить. Предельными издержками является процентная ставка, то есть затраты на привлечение займа. Очевидно, что инвестор будет вкладывать капиталы только в те проекты, где ожидаемая чистая прибыль превышает процентную ставку [10, с.26]. Поэтому ожидаемая норма чистой прибыли и процентная ставка являются двумя основными факторами, определяющими расходы на инвестиции.

Стимулом для капиталовложения служит прибыль. Фирмы покупают капитальные товары только в том случае, когда рассчитывают получить прибыль от этих покупок.

Одна из важных категорий издержек, связанных с инвестициями - это процентная ставка, т.е. цена, которую фирма должна заплатить, чтобы взять в долг денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала.

Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает величину процентной ставки, то инвестирование будет рентабельным [10, с.26]. Если фирма не прибегает к заимствованию, а финансирует инвестиции за счет внутренних средств, которые она сберегла от прошлых прибылей, то и в этом случае роль процентной ставки как цены на инвестирования в реальный капитал не изменится. Фирма несёт альтернативные издержки, потому что лишается процентного дохода, который она могла бы получить, ссудив эти средства ещё кому-нибудь.

В принятии инвестиционных решений главную роль играет не номинальная процентная ставка, а реальная. Потому что номинальная процентная ставка выражается в текущих ценах, а реальная - в постоянных или скорректированных с учетом инфляции ценах:

Реальная процентная ставка = Номинальная ставка - уровень инфляции [10, с.28]

Рис.1. Кривая спроса на инвестиции где r - ожидаемая норма прибыли, %; J - инвестиции, млрд рублей.

Применяя правило сопоставления предельных выгод и предельных издержек, в соответствии, с которым следует осуществлять все инвестиционные проекты до того момента, когда ожидаемая норма прибыли станет равной процентной ставке (r=i), мы обнаружим, что кривая на рисунке 1 представляет собой кривую спроса на инвестиции. На вертикальной оси отложены возможные различные цены инвестирования (различные реальные процентные ставки), а на горизонтальной оси - соответствующие объёмы требуемых инвестиционных товаров. Любая линия, построенная на основе таких данных, есть кривая спроса на инвестиции.

Такая концепция принятия инвестиционных решений позволяет предусмотреть важный аспект макроэкономической политики. А именно государство может, изменяя процентную ставку, изменять уровень инвестиционных расходов.

Рис. 1 показывает, что с учётом ожидаемых норм чистой прибыли при возможных различных объёмах инвестиций определяющим фактором для вложения капитала является процентная ставка. Но есть и другие факторы, определяющие положение кривой спроса на инвестиции. Любой из них увеличивающий ожидаемую чистую рентабельность инвестиций, приведёт к смещению кривой спроса на инвестиции вправо. А любой фактор, уменьшающий ожидаемую чистую рентабельность инвестиций, приведёт к смещению кривой спроса на инвестиции влево.

Классификация видов инвестиций определяется типом критерия, положенного в ее основу. Этим объясняется разнообразие существующих классификаций, имеющих право на существование, поскольку они позволяют совершенствовать анализ инвестиций с целью повышения эффективности их использования. Инвестиции классифицируется:

. По форме:

а) денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи и доли в уставных капиталах, ценные бумаги, кредиты и т.п.);

б) земля;

в) здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент,

любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью;

г) имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом (секреты производства, лицензии, товарные знаки, сертификаты, права землепользования и др.).

. По участию инвестора в инвестиционном процессе:

а) прямые - вложения в уставный капитал с целью не только получения прибыли, но и участия в управлении предприятием, предполагают непосредственное участие инвестора во вложении капитала в конкретный объект инвестирования;

б) косвенные (опосредованные) - вложения капитала инвестора в объекты инвестирования через финансовых посредников (институциональных инвесторов) путем приобретения различных финансовых инструментов;

в) портфельные - средства, вложенные в экономические активы с целью извлечения дохода и диверсификации рисков.

. По объекту инвестирования:

а) инвестиции в имущество, физические активы (материальные инвестиции) - вложения, непосредственно участвующие в производственном процессе (земельные участки, здания, оборудование, запасы и т.п.):

стратегические - на создание новых предприятий, новых производств, приобретение целостных имущественных комплексов и т.п. в иной сфере деятельности,

базовые - на расширение действующих предприятий, создание новых предприятий и производств в той же, что и ранее, сфере деятельности,

текущие - на поддержание воспроизводственного процесса, замену основных средств, капитальные ремонты, пополнение оборотных активов,

инновационные - на модернизацию предприятия, техническое перевооружение, обеспечение безопасности (в широком смысле);

б) инвестиции в денежные активы (финансовые инвестиции) - вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других предприятий, долговых прав, помещение денег в банке на депозит и т.п.;

в) инвестиции в нематериальные активы (нематериальные инвестиции) - вложения в подготовку кадров, рекламу, организацию предприятия, социальные мероприятия, лицензии, торговые знаки и т.п. Их особенность - сложность определения срока возврата и размера ожидаемой прибыли.

. С точки зрения воспроизводственной направленности:

а) нетто-инвестиции (начальные инвестиции, первичные инвестиции) - осуществляются при основании или покупке предприятия, проекта и т.п.;

б) реновационные инвестиции - объем капитала, инвестируемого в простое воспроизводство амортизируемого имущества.

Обычно он равен сумме амортизационных отчислений;

в) чистые инвестиции (реинвестиции) - направление части чистой прибыли предприятия на приобретение или изготовление новых средств производства;

г) валовые инвестиции (брутто-инвестиции) - сумма реновационных и чистых инвестиций;

д) дезинвестиции - высвобождение ранее инвестированного капитала из инвестиционного оборота.

. В зависимости от источника инвестиций:

а) национальные инвестиции - инвестиции, сделанные национальными инвесторами, резидентами Республики Беларусь;

б) иностранные инвестиции - инвестиции нерезидентов Республики Беларусь.

Таким образом, определяющим фактором для вложения капитала является реальная процентная ставка [8, с.17]. Кроме того, к факторам, влияющим на размер инвестиций, относятся:

Расходы на потребление, техническое обслуживание и эксплуатацию;

налогообложение фирм;

технологические изменения;

имеющийся запас капитальных товаров;


1.2 Инвестиционный потенциал в национальной экономике

инвестиция экономика строительный финансовый

Существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом общепризнанно. Тем не менее, существуют различные точки зрения на то, каков механизм воздействия инвестиций на экономику и каковы должны быть направления государственного регулирования инвестиционного процесса.

Одна точка зрения состоит в том, что инвестиции - главный «мотор» экономического роста: чем больше страна накопляет, тем выше темпы роста её экономики [7, с.15].

Согласно другой точки зрения, цепочка причинно-следственных связей направлена как раз в обратную сторону: высокий спрос ведёт к росту производства, что заставляет фирмы делать инвестиции; чем выше доходы, тем больше страна сберегает, и, следовательно, может инвестировать [7, с.15].

Эти два подхода диаметрально расходятся в рекомендациях относительно того, как государство может способствовать накоплению капитала экономики. Сторонники первого подхода утверждают, что следует всячески поощрять сбережения и ограничивать потребление, сторонники второго, напротив, говорят о том, что надо всячески способствовать увеличению спроса, в том числе потребительского, который и «вытянет» за собой экономику и, следовательно, инвестиции [7, с.15].

Набор работающих инструментов инвестиционной политики достаточно ограничен, поэтому необходимо знать, какие инструменты в конкретных обстоятельствах будут работать, какие окажутся неэффективными, и каков будет конечный результат. В этой ситуации ценен исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько инструментов.

Можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.

В первой модели акцент делается главным образом на налоговых стимулах для частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном финансировании частных проектов, В третьей модели основным становится преодоление недостатков координации и создание механизмов для согласования решений частных инвесторов; государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал.

Условно первая модель называется «американской», вторая - «японской» и третья - «тайваньской». Приводимая классификация представляет собой попытку систематизировать опыт стран с рыночной экономикой. Важно то, что все эти модели оказались достаточно успешными, поэтому рассмотрение условий их реализации необходимо для выработки адекватной стратегии инвестиционной политики в переходных экономиках.

В рамках американской модели (которая характерна для многих стран мира, а не только для США) ключевая роль в государственной инвестиционной политике отводится налоговым инструментам [14, с.20]. Кроме этого, осуществляется последовательная либеральная макроэкономическая политика, направленная на стабилизацию с помощью рыночных инструментов цен и процентных ставок. Банкам в рамках этой системы отводится подчиненная роль. Ключевым механизмом контроля за эффективностью распределения инвестиционных ресурсов оказывается фондовая биржа. Именно развитый рынок ценных бумаг - необходимое условие успешной реализации данной модели. Государство способствует решению проблемы координации путем сбора, анализа и распространения качественной экономической информации о состоянии и прогнозе развития экономики. Государство осуществляет и инвестиции в инфраструктуру по мере необходимости, но эти инвестиции лишь в исключительных случаях становятся элементами общеэкономической стратегии («новый курс» Рузвельта). При наличии необходимых предпосылок модель обеспечивает эффективное распределение инвестиционных ресурсов. Недостатком модели можно считать отсутствие специальных стимулов к сбережению и невозможность резкого увеличения накопления.

Японская модель строится на активном партнерстве между государством и частными инвесторами [14, с.20]. Государство использует контроль над банковской сферой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорациям в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в инфраструктуру прямо координируются с нуждами конкретных частных фирм. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы. Необходимым условием реализации модели является сильный частный сектор и сильное государство с эффективным аппаратом. Преимуществом модели является возможность мобилизации существенных средств на эффективные инвестиции. Недостатком становится политизация процесса планирования инвестиций и возможное нежелательное изменение ключевых денежно-кредитных параметров, а также коррупция политических кругов.

Наконец, тайваньская модель сочетает ряд инструментов японской и американской модели. Однако главным является создание государством частных механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилучшим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов [14, с.21]. Вокруг этих фирм образуется сеть поставщиков, которые естественным образом координируют свои планы с «головной» компанией. Задача государства - активно поддерживать эти группы, а также через финансирование проектно-конструкторских бюро, агентств по техническому обслуживанию и научных лабораторий обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и их равноправное участие в разработке нового продукта и инвестиционных планов. Ключевым звеном и залогом успеха является, таким образом, экспортный «тест». Успешное его прохождение открывает доступ к льготным кредитам. Вместе с тем этот тип инвестиционной политики становится все более и более уязвимым в свете новых правил Всемирной торговой организации.

По мнению автора, в Республике Беларусь была предпринята попытка создания «тайваньской» модели. Однако в условиях острого инвестиционного кризиса в Республике Беларусь государство пытается делать «все сразу» - стимулировать частные инвестиции, финансировать инвестиции в социальную сферу, предоставлять льготное финансирование частным инвестиционным проектам. Необходимо отказаться от попыток влиять на все стороны инвестиционного процесса и контролировать финансирование большинства инвестиционных проектов, и сосредоточить внимание на создании благоприятного инвестиционного климата и на финансировании исключительно капиталовложений в социальную сферу и отрасли инфраструктуры.

В большинстве стран Восточной Европы государство уже на первых этапах перехода к рынку отказалось от всеобъемлющих инвестиционных задач и сосредоточилось на законодательной и налоговой реформе, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат. Накопленный к настоящему времени опыт свидетельствует о том, что наибольшего успеха удалось достичь тем странам, в которых была выработана четкая стратегия инвестиций и государство отказалось от попыток делать «все сразу».

Иностранные инвестиции в странах с переходной экономикой, в том числе и в Республике Беларусь, играют существенную экономическую роль, дополняя относительно невысокие внутренние сбережения, способствуя ускоренной интеграции этих стран в мировую экономику, улучшая состояние государственного бюджета и создавая предпосылки для широкомасштабной приватизации.

Таким образом, ключевой ролью в экономическом росте является правильная инвестиционная политика, для реализации необходимо создание целого ряда институтов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климата [7, с.15]. Одновременно, любая успешно действующая модель опирается на фундамент рыночной системы и наиболее полным образом использует сильные стороны национальной экономики.

Основная стратегическая задача инвестиционной политики на текущем этапе: создание благоприятного инвестиционного климата в стране для капитала, который сейчас «уплывает» за рубеж, и элементарное повышение экономической привлекательности инвестиционной деятельности.

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1    Роль экономической оценки инвестиций


Экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами.

Определение реальности достижения результатов инвестиционной деятельности и является ключевой задачей оценки финансово-экономических параметров любого проекта вложения средств в реальные активы.

Проведение такой оценки всегда является достаточно сложной задачей, что объясняется рядом факторов:

- во-первых, инвестиционные расходы могут осуществляться либо разово, либо неоднократно на протяжении достаточно длительного периода времени (иногда до нескольких лет);

- во-вторых, длителен и процесс получения результатов от реализации инвестиционных проектов (во всяком случае, он превышает один год);

- в-третьих, осуществление длительных операций приводит к росту неопределенности при оценке всех аспектов инвестиций и к риску ошибки.

Именно наличие этих факторов породило необходимость создания специальных методов оценки инвестиционных проектов, позволяющих принимать достаточно обоснованные решения с минимально возможным уровнем погрешности (хотя абсолютно достоверного решения при оценке инвестиционных проектов, конечно же, быть не может).

2.2 Основные методы оценки инвестиций

Основными методами оценки инвестиций являются срок окупаемости и простая (годовая) норма прибыли.

Метод расчета срока окупаемости инвестиций заключается в определении необходимого периода времени, за который ожидается возврат вложенных средств за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. При этом применяется два подхода при расчете срока окупаемости:

Первый подход заключается в том, что сумма первоначальных инвестиций делится на величину годовых поступлений. Этот подход применяют в случаях когда денежные поступления равны по годам.

Второй подход расчета срока окупаемости предусматривает нахождение величины денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта нарастающим итогом.

К недостаткам метода следует отнести то, что он игнорирует период освоения проекта, отдачу от вложенного капитала, а также не учитывает различий в цене денег во времени и денежные поступления после возврата инвестиций [8, с.50].

Метод расчета средней нормы прибыли (метод бухгалтерской рентабельности инвестиций) заключается в определении средней нормы прибыли путем деления прибыли, полученной от бухгалтерской отчетности, к средней величине инвестиций и сравнении ее с расчетной нормой прибыли, или средней по отрасли. При этом может рассчитываться норма прибыли на основе чистой прибыли или валовой прибыли. Чаще используется величина чистой прибыли, т.к. она лучше характеризует ту выгоду, которую получат владельцы предприятия и инвесторы. Что же касается величины инвестиций, по отношению к которой находят рентабельность, то ее определяют как среднюю между стоимостью активов на начало и конец расчетного периода.

 (2.1)

Где: НП - норма прибыли

П -прибыль предприятия;

Сан - стоимость активов на начало года;

Сак - стоимость активов на конец года.

Для оценки инвестиций часто используются еще две нормы прибыли:

на полный используемый капитал;

 (2.2)

Где : НПпк- норма прибыли на полный капитал;

НПак - норма прибыли на акционерный капитал;

ЧП - чистая прибыль;

К - полный капитал.

на акционерный капитал;

 (2.3)

Где : НПпк- норма прибыли на полный капитал;

НПак - норма прибыли на акционерный капитал;

ЧП - чистая прибыль;

Ка - акционерный капитал.

Однако норма прибыли зависит не только от величины авансированного капитала, но и от его строения. Она будет выше там, где больше удельный вес переменного капитала во всем авансированном капитале. Тем не менее, предприятие не отказывается от внедрения новых машин и оборудования, но при этом стремится всемерно экономить на постоянном капитале. На норму прибыли оказывает влияние и скорость оборота капитала: чем больше оборотов совершает капитал в течение года, тем выше норма прибыли [8, с.51].

Полученные расчетные показатели нормы прибыли сопоставляются с установленными для фирмы. Проект считается приемлемым, если расчетный уровень нормы прибыли превышает величину, принятую инвестором за базу сравнения (стандартную).

3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Одним из основных условий успешного развития инвестиционной деятельности является наличие нормативной базы, определяющей объекты и субъекты инвестиций, формы инвестиционной деятельности, дающей гарантии по сохранности вложений капитала для инвесторов.

В Республике Беларусь такая база создана, причем гарантии для инвесторов являются одними из самых высоких в мире.

Основополагающими документами являются Инвестиционный Кодекс от 22 июня 2001 года №37-З [1], Указ Президента Республики Беларусь №299 от 5 мая 2006 года «Об утверждении Положения о порядке формирования, утверждения государственной инвестиционной программы и отчетности о ее выполнении» [3], Указ Президента Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 75 «Об утверждении государственной инвестиционной программы на 2012 год» [4], Декрет Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009 года «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» [2].

С целью стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Схематически система государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь изображена на рисунке. 1.

Рисунок. 1. Система государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

Примечание. Источник: Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 года №37-З

Одной из основных форм прямого участия государства в инвестиционной деятельности является принятие и финансирование государственных инвестиционных программ.

Программа на 2012 год предусматривает следующие инвестиционные вложения:

На реализацию инвестиционной программы на 2012 г. выделяется 3568,7 млрд. белорусских рублей. Из них 3560,2 млрд. белорусских рублей - из республиканского бюджета (в том числе 74,6 млрд. белорусских рублей - из резервного фонда Президента Беларуси и 706 млрд. белорусских рублей - из государственного целевого бюджетного фонда национального развития).

Программой предусматривается строительство 303 социально значимых объектов (36 - вновь начинаемые).

Средства резервного фонда Президента будут использованы на реконструкцию с частичной реставрацией здания Национального академического театра имени Я.Купалы, а средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития - на строительство (реконструкцию) объектов киностудии "Беларусьфильм", комплекса "Студенческая деревня", Республиканского центра олимпийской подготовки по зимним видам спорта "Раубичи" и атомной электростанции, а также на строительство автомобильных дорог вокруг Минска и Гродно, Национального парка "Беловежская пуща" и других дорог.

В целом реализация программы позволит в 2012 году обеспечить ввод в эксплуатацию корпуса факультета международных отношений БГУ, общежитий в комплексе "Студенческая деревня", Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина, Белорусской государственной сельскохозяйственной академии в г.Горки, Республиканского государственного училища олимпийского резерва в Минске, для специалистов ОАО "Ивацевичдрев", малосемейного общежития в Шклове для рабочих и специалистов ОАО "Бумажная фабрика "Спартак", а также рыбоводного индустриального комплекса по выращиванию рыбопосадочного материала лососевых видов рыб с использованием системы замкнутого водоснабжения (УЗВ) и учебно-научно-производственной молочно-товарной фермы Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, крытого манежа с конюшней Республиканского центра олимпийской подготовки по конному спорту и коневодству в поселке Ратомка, Духовно-образовательного центра Белорусской православной церкви в Минске, общеобразовательной школы в Мозыре, учебно-педагогического комплекса в деревне Боровляны Минского района, ледовой арены в г. Горки.

Кроме того, будет завершена реконструкция здания хирургического корпуса Главного военного клинического медицинского центра в Минске, бассейна Белорусского национального технического университета, объектов олимпийского спортивного комплекса "Стайки", сооружений Королевского канала, административного здания НИЭИ Минэкономики, реставрация с восстановлением храма Спасителя Николая Чудотворца в деревне Станьково Дзержинского района, хирургического корпуса районной больницы в г. Горки, первая очередь реставрации Коссовского дворцово-паркового ансамбля, объектов Центрального ботанического сада Национальной академии наук Беларуси и других объектов.

Будет продолжено строительство учебно-жилищного комплекса на 800 мест на территории Военной академии Беларуси для обучения иностранных военнослужащих, общежитий в "Студенческой деревне", лечебного корпуса для размещения родильного дома и хирургического отделения, пешеходного моста через р.Западная Двина в Полоцке, дворца игровых видов спорта в Полоцке, ледового дворца КСУП "Хоккейный клуб "Химик" Новополоцка.

Будет также продолжена реконструкция замкового комплекса в г.п.Мир, РНПЦ "Мать и дитя", объектов БНТУ, БГУ, БГСХА, БАТУ, республиканского пионерского лагеря "Зубренок", объектов Республиканского центра олимпийской подготовки по зимним видам спорта "Раубичи", реконструкция с реставрацией Спасо-Преображенской церкви в Полоцке, усадьбы Огинского в деревне Залесье Сморгонского района, костела Божьего тела в Несвиже, Свято-Воскресенского собора в Борисове, других объектов.

В области создания благоприятных условий для инвесторов необходимо рассмотреть Декрет №10 № 10 от 6 августа 2009 года «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Несмотря на то, что в силу данный документ вступит только с 6 ноября 2009 года, его уже назвали прорывом в области привлечения иностранных инвестиций.

В соответствии с Декретом №10 вводится трехуровневая система заключения инвесторами инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, дифференцированная в зависимости от значимости проектов и предоставленных преференций и льгот.

В соответствии с п. 2 Декрета № 10 инвесторы имеют право на:

строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;

предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.

Инвесторы освобождаются от:

перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка;

возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;

уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе в Республику Беларусь оборудования и запасных частей к нему;

уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

Предлагаемые нормы направлены на стимулирование широкомасштабной инвестиционной активности.

Одновременно с Декретом №10 глава государства подписал Указ №413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь». Этим документом вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности - инвестиционные агенты. Этот статус могут получить физические и юридические лица, владеющие практическими навыками подготовки инвестиционных проектов к реализации, а также обладающие личными деловыми качествами, позволяющими им вести переговоры с топ-менеджерами крупных компаний. Институт инвестиционных агентов вводится в Беларуси в соответствии с международной практикой. Агенты будут представлять нашу страну за рубежом при официальных поездках, содействуя привлечению капиталов для реализации инвестпроектов в РБ.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство в Республике Беларусь не стоит в стороне инвестиционных процессов в экономике. Наоборот, при помощи прямых и косвенных инструментов активно воздействует на формирование благоприятного климата для привлечения капиталов из-за границы. Об этом свидетельствуют и принятые в последнее время документы, предоставляющие дополнительные льготы и преференции для инвесторов в Республике Беларусь.

В таблице 3.1 приведены данные по основным показателям инвестиций в Республике Беларусь за январь-февраль 2012 года.

Таблица 3.1 - Основные показатели использования инвестиций и ввод в эксплуатацию жилья


Как видно из таблицы 3.1, В январе-феврале 2012 г. использовано 12 972,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 86,7% к уровню января-февраля 2011 г.

За этот период строительно-монтажные работы выполнены на 6 298,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 15,5% меньше, чем в январе- феврале 2011 г.

В таблице 3.2 представлены данные об использовании инвестиций по областям и городу Минску за январь - февраль 2012 года.

Таблица 3.2 - Выполнение прогноза по инвестициям в основной капитал по областям и г. Минску


Лидером в абсолютной величине привлечённых инвестиций является г. Минск, что объясняется привлекательностью столицы как бизнес центра.

В январе-феврале 2012 г. инвестиции на приобретение машин, оборудования, транспортных средств составили 5 566 млрд. рублей, или 42,9% общего объема инвестиций (прогноз на 2012 год - 42%) и 87,7% к уровню января-февраля 2011 г. На долю импортных машин, оборудования, транспортных средств приходится 61,2% этих инвестиций. Из импортного оборудования 29,2% приобретено на территории Республики Беларусь.

Таблица 3.3 - Данные о затратах на приобретение машин, оборудования, транспортных средств за январь-февраль 2012 г.


) По постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1779.

В январе-феврале 2012 г. организациями государственной формы собственности использовано 5 948,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 75,5% к уровню января-февраля 2011 г., в том числе организациями республиканской собственности - 3 110,6 млрд. рублей (91,7%), коммунальной собственности - 2 838,1 млрд. рублей инвестиций (63,3%).

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

В январе-феврале 2012 г. на жилищное строительство использовано 2 057,5 млрд. рублей инвестиций, что составляет 15,9% к их общему объему и 60,7% к уровню января-февраля 2011 г. На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 392,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 17,8% к предусмотренному объему на 2012 год. Динамика ввода в эксплуатацию жилья отражена в таблице 3.4.

Таблица 3.4 - Динамика ввода в эксплуатацию жилья


В январе-феврале 2012 г. организациями всех форм собственности построено 9,3 тыс. новых квартир (в январе-феврале 2011 г. - 4,9 тыс.). Введено в эксплуатацию 729,1 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что составляет 17,4% к предусмотренному заданию на год и 166,7% к уровню января-февраля 2011 г.

Данные о выполнении заданий по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов по областям и г. Минску приводятся в таблице:


Выполнение заданий по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях характеризуется следующими данными:


В январе-феврале 2012 г. для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 506,5 тыс. квадратных метров общей площади, или 69,5% от общего объема введенного жилья. По сравнению с январем-февралем 2011 г. ввод в эксплуатацию жилья для этой категории граждан увеличился на 245,1 тыс. квадратных метров, или в 1,9 раза.

Выполнение заданий по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по областям и г. Минску за январь-февраль 2012 г. характеризуется следующими данными:


В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 176,9 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 24,3% от общего ввода по республике (в январе-феврале 2011 г. - 26,7%).

Ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов в сельских населенных пунктах характеризуется следующими данными:


Подрядная деятельность

В январе-феврале 2012 г. объем подрядных работ по виду деятельности "Строительство" выполнен на 6 748,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 77,8% к уровню января-февраля 2011 г.

Динамика объема подрядных работ представлена следующими данными:


Данные об объеме подрядных работ по формам собственности приведены в таблице:


Удельный вес ремонтных работ в общем объеме подрядных работ составил 7,4%, что соответствует уровню января-февраля 2011 г. Ремонт жилых зданий в объеме ремонтных работ составил 20,8% (в январе-феврале 2011 г. - 26,3%).

Данные об объемах капитального и текущего ремонта по областям и г. Минску представлены в следующей таблице:


Экспорт и импорт строительных услуг

По данным Национального банка Республики Беларусь экспорт строительных услуг за январь 2012 г. составил 12,9 млн. долларов США, что в 1,8 раза больше, чем за январь 2011 г. Импортировано строительных услуг на сумму 30,3 млн. долларов, что в 3 раза больше, чем за январь 2011 г. Сальдо внешней торговли строительными услугами за январь 2012 г. сложилось отрицательным в размере 17,4 млн. долларов (в январе 2011 г. величина отрицательного сальдо составляла 2,8 млн. долларов).

Финансовые результаты деятельности организаций строительства

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций строительства за январь 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. увеличилась в 1,8 раза при росте цен на строительно-монтажные работы в 2,1 раза (по данным Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь).

Данные об основных финансовых результатах организаций строительства приведены в таблице:


Состояние расчетов организаций строительства характеризуется следующими данными:


На долю организаций строительства на 1 февраля 2012 г. приходилось 8,6% всей просроченной кредиторской задолженности в республике.

Просроченная кредиторская задолженность была меньше просроченной дебиторской задолженности на 4,6%.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Инвестиции в основной капитал являются одним из определяющих условий устойчивого социально-экономического развития государства.

В Республике Беларусь придается большое значение развитию и привлечению инвестиций (в том числе и иностранных) в экономику страны. Разработана одна из самых передовых в СНГ нормативных баз по гарантиям прав и защите интересов инвесторов.

Проведенный анализ инвестиционной деятельности в Республике Беларусь показал, что в экономике сохраняется рост инвестиций в основной капитал, однако выполнение прогнозного показателя в 123-125% к концу 2009 года очень проблематично. Крайне неудовлетворительная ситуация складывается в области привлечения иностранных инвестиций. Они занимают незначительное место в инвестиционном портфеле страны (2,8%) и практически не оказывают влияния на экономический рост в силу своей незначительности.

По мнению автора, основная причина низкого притока внешних инвестиций заключается в неблагоприятном инвестиционном климате в Республике Беларусь, а именно в отсутствие уверенности иностранных инвесторов в сохранности своих капиталов.

Коренным образом в ближайшее время исправить ситуацию с инвестициями в Республике Беларусь вряд ли удастся. Однако предпринимаемые руководством страны в последние дни усилия возможно в смогут направить иностранные инвестиции в Республику. Прежде всего речь идет о Декрете №10 Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года. Данным документом существенно упрощается механизм освоения инвестиций в стране и предоставляются существенные льготы инвесторам по оплате различных обязательных платежей, пошлин и налогов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 года №37-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 26 июня 2001 г. № 2/780

.        О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 07 августа 2009 г. N 1/10912

.        Об утверждении государственной инвестиционной программы на 2009 год: Указ Президента Республики Беларусь №562 от 16 октября 2008 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 17 октября 2008 г. N 1/10127

.        Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2009 году: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 года №2068 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 12 января 2009 г. N 5/29112

.        Об утверждении расчетных балансовых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 13 октября 2008 года №198 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 11 ноября 2008 г. N 8/19819

7.      Бродский Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода. М.: «Высшая школа экономики», 2005.

.        Иванов Н.И. Экономическая оценка инвестиций. Учебное пособие. СПб.: Астерион, 2008. - 221 с.

.        Лемешевский И.М. Макроэкономика. Учебное пособие. Мн. : ООО «ФУАинформ», 2004. - 576 с.

.        Макроэкономика: практический курс: Учебное пособие. / Под ред. Луссе А. СПб.: «Питер», 2003.

.        Бабина А. Привлечение иностранных инвестиций: слияния и поглощения // Банковский вестник. 2008. №25. С. 42-51

.        Давыдова Н. Инвестиционно-финансовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь // Банковский вестник. 2008. №34. С. 36-41

.        Рубашевская Е. Инвестиционная деятельность в Витебской области // Банковский вестник. 2009. №4. С. 47-52

.        Петрушкевич Е. Закономерности динамики прямых иностранных инвестиций в СНГ // Банковский вестник. 2008. №24 С. 19-25

.        Петрушкевич Е. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экономики Республики Беларусь // Банковский вестник. 2009. №4 С. 30-35

.        Фридкин Л. Кто с деньгами к нам придет… // Экономическая газета.- 2009.- №60.- С. 1,3

.        Статистическая информация [Электронный ресурс] / Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2008. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php - Дата доступа: 11.08.2009.

.        http://news.tut.by/otklik/144242.html

Похожие работы на - Роль инвестиций в социально-экономическoм развитим Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!