Регулирование занятости населения в регионах Казахстана

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,41 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регулирование занятости населения в регионах Казахстана













Регулирование занятости населения в регионах Казахстана

Исследование проблем территориального развития и устранение существующих диспропорций заключается в необходимости совершенствования инструментария региональной политики. Сегодня характерной чертой является формирование нового опорного каркаса территориально-пронстранственной организации страны и выделение определенных точек роста.

На современном этапе изучение региональных аспектов социально-экономического развития Казахстана связано с нарастающими диспропорциями и перспективами социальной модернизации экономической системы страны. Важно отметить, что теоретические и методологические вопросы территориального управления остаются одними из самых дискуссионных в отечественной и зарубежной науке. Пристальное внимание со стороны научного сообщества обосновано тем, что региональная политика призвана обеспечивать формирование благоприятных условий для наращивания внутренней и внешней конкурентоспособности регионов, территориальной концентрации ресурсов труда и капитала в центрах экономического роста, улучшения экологической обстановки, качества жизни населения, повышения интеллектуального потенциала и занятости населения.

Ввиду того, что современное развитие Казахстана имеет отчетливо выраженный региональный контекст, целесообразно проведение государственной региональной политики, которая будет направлена на сглаживание различий между регионами страны. Поэтому в настоящее время ключевым направлением модернизации республики является формирование новой региональной парадигмы с выделением потенциальных центров экономического роста. В связи с обозначенными переменами на смену концепции выравнивания в Казахстане разработана концепция поляризованного развития. Однако, еще не определены полюса роста, наиболее динамично развивающиеся города и регионы, интегрированные с региональными и глобальными рынками и выступающие в роли "локомотивов" для всех остальных территорий страны.

Исследование существующих в мировой практике концептуальных подходов к региональному социально-экономическому развитию обосновано необходимостью изучения и применения их позитивного опыта в РК.

Эффективность децентрализованного управления, общепризнанный факт, практикуемый в мировом сообществе. В своем ежегодном Послании народу Республики Казахстан (РК) Президент отозвался о децентрализации власти так: "Сильный Казахстан - это в первую очередь сильные регионы", определив тем самым региональную направленность приоритетной в дальнейшем развитии страны [1].

Административно-территориальное устройство Казахстана сегодня представлено 16 регионами: 14 областей и 2 города республиканского значения - Астана и Алматы.

В Республике Казахстан сложилась значительная дифференциация регионов. К примеру, на начало 2012г. почти половина экономического потенциала страны (47,2%) сосредоточена из 16 лишь в четырех регионах - городах Алматы и Астана, Атырауской и Карагандинской области. В них же сконцентрированы основные инвестиции и ресурсы экономики. Самый низкий среднедушевой валовый региональный продукт (GRP) в размере до 70% от среднереспубликанского уровня сохраняется в регионах с сельскохозяйственной специализацией: Жамбылской, Алматинской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях, т.е. на 27% территории страны, где проживает 40% всего населения.

Казахстан, как и другие постсоветские страны, унаследовал регионы монопромышленности, которые зависели от экономического разделения труда советской системы. После падения Советского союза данные регионы встали перед проблемами реструктуризации и диверсификации для того, чтобы стать конкурентоспособными в открытой экономике.

Международный экономический кризис подчеркнул существующие недостатки глобальной системы управления, ускоряя перестановку сил, освещая потребность в переоценке межгосударственных отношений и работе по разработке дизайна системы, способной обеспечить устойчивый и сбалансированный рост. В этой связи, сегодня как для мирового сообщества, так и для РК, в частности, нужно определить новые рычаги и точки экономического роста и регионального устойчивого развития.

Сравнивая текущую тенденцию территориального развития и региональную политику государства, основанную на территориальной Стратегии можно заметить, что происходит смена регионов, ориентированных под государственное стимулирование. Так, в целях ускоренного преодоления посткризисного периода и форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) предполагается уделить акцент внимания государства на территориях с максимальным конкурентным потенциалом. Именно такие цели преследуют Государственные Программы "Развитие регионов" и "Развитие моногородов" [3, 4].

Наличие сформированного механизма саморазвития позволит расширить "узкие места" и дать импульс дальнейшему развитию "сильных" регионов. В силу своей специфики данные регионы могут дать наибольший совокупный мультипликативный эффект, а на основе концепции валового распространения этого эффекта они будут вовлекать в сферу своего влияния и другие менее развитые регионы страны.

Таблица 1 - SWOT-анализ территориального развития Казахстана


СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

Преимущества

Недостатки


Выгодное географическое расположение Преобладание приграничных регионов Обширные земельные ресурсы и разнообразие природно-климатических особенностей Богатая минерально-сырьевая база Производственный потенциал страны Наличие сети транспортно-коммуникационной инфраструктуры Уникальные рекреационные ресурсы Наличие резерва трудовых ресурсов

Удаленность от основных мировых товарных рынков Узкая специализация страны и монопрофильность регионов Дефицит водных ресурсов в отдельных регионах страны Неравномерное распределение минерально-сырьевых ресурсов и электроэнергии Не достаточно развитая сеть транспорта Высокий износ жизнеобеспечивающей инфраструктуры

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Возможности

Угрозы


Казахстан может стать узловой страной в центральноазиатском регионе Динамичное развитие крупных приграничных городов и территорий Формирование вокруг развивающихся мегаполисов и агломераций позволит создать зоны высокоорганизованной урбанистической среды жизни

Закрепление узкой специализации в региональном и мировом разделении труда Деиндустриализация значительных территорий вследствие низкой конкурентоспособности промышленности Дезинтеграция экономики страны

П р и м е ч а н и е - составлена авторами на основе источника [2]


В качестве потенциального центра индустриального развития можно выделить Актюбинскую область, которая является одним из крупных индустриально-развитых регионов РК (таблица 2).

Располагая огромными природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом, область является мощной базой горно-металлургической, химической, нефтяной промышленности и приборостроения. Это уже заложило основу создания новых производств и индустриальных кластеров в соответствии с Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 года.

Сегодня, главные задачи, которые преследует регион - является выход отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью на внешние рынки, развитие транспортно-логистического потенциала региона в рамках социальной модернизации. В частности, стоит вопрос решения проблем безработицы и качественного использования инструментов рыночного механизма для решения социальны проблем области. Это обусловлено в первую очередь, внутрирегиональной миграцией населения из депрессивных в промышленно развитые районы.

Таблица 2 - Показатели экономического роста по Актюбинской области

Наименование показателей

Ед. изм.

Годы



2009

2010

2011

2012

ВРП (9 месяцев 2012 года)  к предыдущему году

млрд. долл.*

5,7

7,8

9,5

6,9


ИФО, в %

103,2

109,2

105,8

106,9

Объем промышленной продукции (работ, услуг)

млрд. долл.

4,6

6,4

8,2

8,7


ИФО, в %

106,2

108,9

108,5

107,0

Объем валовой продукции с/х  к предыдущему году

млн. долл.

583,7

545,3

736,8

791,8


ИФО, в %

100,4

95,7

115,0

93,4

млн. долл.

2,1

2,4

2,6

2,9


ИФО, в %

104,4

112,0

102,0

107,9

* - валютный курс в соответствии 1 долл. США = 150,93 [6]


Данную ситуацию можно охарактеризовать с помощью закона Оукена. Согласно данному закону, между объемом ВНП и уровнем безработицы существует отрицательная зависимость. При неизменном уровне безработицы существует закономерность, при которой рост реального ВНП составляет порядка 2,7-3% (обусловлено ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом). Иными словами, при изменении уровня безработицы на один процент от ее естественного уровня, объем реального ВНП потенциально изменяется на два процентных пункта.

Изменение реального ВНП = 3 - 2 × Изменение уровня безработицы (1)

Следовательно, для поддержания уровня безработицы неизменным (ΔU0=0) необходим 3%-ный прирост реального ВНП (ΔQ0=3%).

Применительно к Актюбинской области это выражается следующим образом. Рассматривая уровень безработицы с 2005 по 2012 года, заметен спад. Для определения оптимального уровня безработицы, нами был определен объем безработицы, который мы условно взяли в размере 6,6% (среднее значение за 2005-2012 года). Подставив данные в формулу (1) получаем следующие результаты (таблица 3).

Полученные данные (графа 4) дают нам информацию о необходимом уровне увеличения темпов роста ВРП (рисунок 1).

Таблица 3 - соотношение уровня ВРП и безработицы

Годы

Уровень безработицы, %

Процент изменения уровня безработицы

Рекомендуемый уровень ВРП

2005

9,2

3,2

-3,4

2006

8,5

1,7

-0,4

2007

7,4

0,6

1,8

2008

6,4

-0,4

3,8

2009

6

-0,8

4,6

2010

5,3

-1,5

6,0

2011

4,9

-1,9

6,8

2012

5,0

-1,6

6,2

П р и м е ч а н и е - составлено авторами на основе источника [5]


Необходимо также отметить, что закон Оукена носит рекомендательный характер относительно уровня роста ВНП. В формировании ВРП области наибольшую роль играет уровень роста промышленного производства, который в свою зависит от экстенсивных и интенсивных факторов (в том числе качества и количества рабочей силы на том или ином промышленном объекте региона).

Рисунок 1 - Графическая интерпретация закона Оукена относительно Актюбинской области

Проведенный анализ территорий показал наличие следующих негативных сторон регионального развития РК: значительные диспропорции в развитии регионов, наличие депрессивных и слаборазвитых территорий; отсутствие инструментов координации интересов смежных административно-территориальных единиц; закрепление узкой, в основном сырьевой, специализации регионов; ухудшение экологии и т.д.

Таким образом, для решения проблем диспропорции в количестве и качестве рабочей силы в регионе, а также создания дополнительных рабочих мест осуществляются следующие мероприятия.

В рамках программ "Развитие регионов" и "Развитие моногородов на 2012 и 2020 годы" осуществляется стимулирование социальной и инженерной инфраструктур городов, а также сельских населенных пунктов с высоким потенциалом социально-экономического развития. Реализация данных мер направлена на улучшение условий проживания.

Кроме того, совместно с крупными предприятиями региона, государство осуществляет мероприятия по содействию найму, направленных на оказание социальной поддержки работникам со стороны государства в виде "подъемных" (участки земли, беспроцентные кредиты и др.). Данные мероприятия направлены на привлечение трудоспособного населения с необходимым уровнем квалификации в приоритетные отрасли экономики региона (в частности, сельское хозяйство).

С целью организации поляризованной модели предлагается ряд мероприятий: снижение уровня дифференциации регионов по важнейшим социально-экономическим показателям на основе селективного подхода к разным типам регионов; четкое определение полномочий госорганов разных уровней управленческой иерархии при рациональном распределении ответственности и финансовых ресурсов; стимулирование межрегиональных и внутрирегиональных связей, повышение уровня товарообмена между регионами; содействие конкурентоспособности путем использования новых форм государственно-частного партнерства и развития предпринимательства; формирование оптимальной системы расселения за счет концентрации населения в экономически перспективных регионах.

В общем, успешная реализация программ регулирования уровня безработицы в стране должна осуществляться в соответствии со специфическими требованиями региона. В этой связи регионам необходимо проводить постоянный мониторинг текущего состояния инфраструктурной среды и условий труда для обеспечения экономического роста в Казахстане.

казахстан экономический валовой безработица

Список литературы

1  Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана: Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана. - Астана. - Акорда, 2012,

2       Стратегия территориального развития РК до 2015 года. - Астана: Акорда, 2006. - 45 с.

3  Программа "Развитие регионов". - Астана: Акорда, 2011. - 31 с.

4       Программа "Развитие моногородов на 2012-2020 годы". - Астана: Акорда, 2011. - 55 с.

         Электронный режим: www.aktobe.stat.kz

Похожие работы на - Регулирование занятости населения в регионах Казахстана

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!