Регулирование занятости населения в регионах Казахстана
Регулирование занятости населения в регионах
Казахстана
Исследование проблем территориального развития и
устранение существующих диспропорций заключается в необходимости
совершенствования инструментария региональной политики. Сегодня характерной
чертой является формирование нового опорного каркаса
территориально-пронстранственной организации страны и выделение определенных
точек роста.
На современном этапе изучение региональных
аспектов социально-экономического развития Казахстана связано с нарастающими
диспропорциями и перспективами социальной модернизации экономической системы
страны. Важно отметить, что теоретические и методологические вопросы
территориального управления остаются одними из самых дискуссионных в
отечественной и зарубежной науке. Пристальное внимание со стороны научного
сообщества обосновано тем, что региональная политика призвана обеспечивать
формирование благоприятных условий для наращивания внутренней и внешней
конкурентоспособности регионов, территориальной концентрации ресурсов труда и
капитала в центрах экономического роста, улучшения экологической обстановки,
качества жизни населения, повышения интеллектуального потенциала и занятости
населения.
Ввиду того, что современное развитие Казахстана
имеет отчетливо выраженный региональный контекст, целесообразно проведение
государственной региональной политики, которая будет направлена на сглаживание
различий между регионами страны. Поэтому в настоящее время ключевым
направлением модернизации республики является формирование новой региональной
парадигмы с выделением потенциальных центров экономического роста. В связи с
обозначенными переменами на смену концепции выравнивания в Казахстане
разработана концепция поляризованного развития. Однако, еще не определены
полюса роста, наиболее динамично развивающиеся города и регионы,
интегрированные с региональными и глобальными рынками и выступающие в роли
"локомотивов" для всех остальных территорий страны.
Исследование существующих в мировой практике
концептуальных подходов к региональному социально-экономическому развитию
обосновано необходимостью изучения и применения их позитивного опыта в РК.
Эффективность децентрализованного управления,
общепризнанный факт, практикуемый в мировом сообществе. В своем ежегодном
Послании народу Республики Казахстан (РК) Президент отозвался о децентрализации
власти так: "Сильный Казахстан - это в первую очередь сильные
регионы", определив тем самым региональную направленность приоритетной в
дальнейшем развитии страны [1].
Административно-территориальное устройство
Казахстана сегодня представлено 16 регионами: 14 областей и 2 города
республиканского значения - Астана и Алматы.
В Республике Казахстан сложилась значительная
дифференциация регионов. К примеру, на начало 2012г. почти половина
экономического потенциала страны (47,2%) сосредоточена из 16 лишь в четырех
регионах - городах Алматы и Астана, Атырауской и Карагандинской области. В них
же сконцентрированы основные инвестиции и ресурсы экономики. Самый низкий
среднедушевой валовый региональный продукт (GRP)
в размере до 70% от среднереспубликанского уровня сохраняется в регионах с
сельскохозяйственной специализацией: Жамбылской, Алматинской,
Северо-Казахстанской и Акмолинской областях, т.е. на 27% территории страны, где
проживает 40% всего населения.
Казахстан, как и другие постсоветские страны,
унаследовал регионы монопромышленности, которые зависели от экономического
разделения труда советской системы. После падения Советского союза данные
регионы встали перед проблемами реструктуризации и диверсификации для того,
чтобы стать конкурентоспособными в открытой экономике.
Международный экономический кризис подчеркнул
существующие недостатки глобальной системы управления, ускоряя перестановку
сил, освещая потребность в переоценке межгосударственных отношений и работе по
разработке дизайна системы, способной обеспечить устойчивый и сбалансированный
рост. В этой связи, сегодня как для мирового сообщества, так и для РК, в
частности, нужно определить новые рычаги и точки экономического роста и
регионального устойчивого развития.
Сравнивая текущую тенденцию территориального
развития и региональную политику государства, основанную на территориальной
Стратегии можно заметить, что происходит смена регионов, ориентированных под
государственное стимулирование. Так, в целях ускоренного преодоления
посткризисного периода и форсированного индустриально-инновационного развития
(ФИИР) предполагается уделить акцент внимания государства на территориях с
максимальным конкурентным потенциалом. Именно такие цели преследуют Государственные
Программы "Развитие регионов" и "Развитие моногородов" [3,
4].
Наличие сформированного механизма саморазвития
позволит расширить "узкие места" и дать импульс дальнейшему развитию
"сильных" регионов. В силу своей специфики данные регионы могут дать
наибольший совокупный мультипликативный эффект, а на основе концепции валового
распространения этого эффекта они будут вовлекать в сферу своего влияния и
другие менее развитые регионы страны.
Таблица 1 - SWOT-анализ территориального
развития Казахстана
|
СИЛЬНЫЕ
СТОРОНЫ
|
СЛАБЫЕ
СТОРОНЫ
|
ВНУТРЕННЯЯ
СРЕДА
|
Преимущества
|
Недостатки
|
|
Выгодное
географическое расположение Преобладание приграничных регионов Обширные
земельные ресурсы и разнообразие природно-климатических особенностей Богатая
минерально-сырьевая база Производственный потенциал страны Наличие сети
транспортно-коммуникационной инфраструктуры Уникальные рекреационные ресурсы
Наличие резерва трудовых ресурсов
|
Удаленность
от основных мировых товарных рынков Узкая специализация страны и
монопрофильность регионов Дефицит водных ресурсов в отдельных регионах страны
Неравномерное распределение минерально-сырьевых ресурсов и электроэнергии Не
достаточно развитая сеть транспорта Высокий износ жизнеобеспечивающей
инфраструктуры
|
ВНЕШНЯЯ
СРЕДА
|
Возможности
|
Угрозы
|
|
Казахстан
может стать узловой страной в центральноазиатском регионе Динамичное развитие
крупных приграничных городов и территорий Формирование вокруг развивающихся
мегаполисов и агломераций позволит создать зоны высокоорганизованной
урбанистической среды жизни
|
Закрепление
узкой специализации в региональном и мировом разделении труда
Деиндустриализация значительных территорий вследствие низкой
конкурентоспособности промышленности Дезинтеграция экономики страны
|
П
р и м е ч а н и е - составлена авторами на основе источника [2]
|
В качестве потенциального центра индустриального
развития можно выделить Актюбинскую область, которая является одним из крупных
индустриально-развитых регионов РК (таблица 2).
Располагая огромными природными ресурсами и
интеллектуальным потенциалом, область является мощной базой
горно-металлургической, химической, нефтяной промышленности и приборостроения.
Это уже заложило основу создания новых производств и индустриальных кластеров в
соответствии с Государственной программой форсированного
индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 года.
Сегодня, главные задачи, которые преследует
регион - является выход отечественной продукции с высокой добавленной
стоимостью на внешние рынки, развитие транспортно-логистического потенциала
региона в рамках социальной модернизации. В частности, стоит вопрос решения
проблем безработицы и качественного использования инструментов рыночного
механизма для решения социальны проблем области. Это обусловлено в первую
очередь, внутрирегиональной миграцией населения из депрессивных в промышленно
развитые районы.
Таблица 2 - Показатели экономического роста по
Актюбинской области
Наименование
показателей
|
Ед.
изм.
|
Годы
|
|
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
ВРП
(9 месяцев 2012 года) к предыдущему году
|
млрд.
долл.*
|
5,7
|
7,8
|
9,5
|
6,9
|
|
ИФО,
в %
|
103,2
|
109,2
|
105,8
|
106,9
|
Объем
промышленной продукции (работ, услуг)
|
млрд.
долл.
|
4,6
|
6,4
|
8,2
|
8,7
|
|
ИФО,
в %
|
106,2
|
108,9
|
108,5
|
107,0
|
Объем
валовой продукции с/х к предыдущему году
|
млн.
долл.
|
583,7
|
545,3
|
736,8
|
791,8
|
|
ИФО,
в %
|
100,4
|
95,7
|
115,0
|
93,4
|
млн.
долл.
|
2,1
|
2,4
|
2,6
|
2,9
|
|
ИФО,
в %
|
104,4
|
112,0
|
102,0
|
107,9
|
*
- валютный курс в соответствии 1 долл. США = 150,93 [6]
|
Данную ситуацию можно охарактеризовать с помощью
закона Оукена. Согласно данному закону, между объемом ВНП и уровнем безработицы
существует отрицательная зависимость. При неизменном уровне безработицы
существует закономерность, при которой рост реального ВНП составляет порядка
2,7-3% (обусловлено ростом населения, накоплением капитала и техническим
прогрессом). Иными словами, при изменении уровня безработицы на один процент от
ее естественного уровня, объем реального ВНП потенциально изменяется на два
процентных пункта.
Изменение реального ВНП = 3 - 2 ×
Изменение уровня безработицы (1)
Следовательно, для поддержания уровня
безработицы неизменным (ΔU0=0)
необходим 3%-ный прирост реального ВНП (ΔQ0=3%).
Применительно к Актюбинской области это
выражается следующим образом. Рассматривая уровень безработицы с 2005 по 2012
года, заметен спад. Для определения оптимального уровня безработицы, нами был
определен объем безработицы, который мы условно взяли в размере 6,6% (среднее
значение за 2005-2012 года). Подставив данные в формулу (1) получаем следующие
результаты (таблица 3).
Полученные данные (графа 4) дают нам информацию
о необходимом уровне увеличения темпов роста ВРП (рисунок 1).
Таблица 3 - соотношение уровня ВРП и безработицы
Годы
|
Уровень
безработицы, %
|
Процент
изменения уровня безработицы
|
Рекомендуемый
уровень ВРП
|
2005
|
9,2
|
3,2
|
-3,4
|
2006
|
8,5
|
1,7
|
-0,4
|
2007
|
7,4
|
0,6
|
1,8
|
2008
|
6,4
|
-0,4
|
3,8
|
2009
|
6
|
-0,8
|
4,6
|
2010
|
5,3
|
-1,5
|
6,0
|
2011
|
4,9
|
-1,9
|
6,8
|
2012
|
5,0
|
-1,6
|
6,2
|
П
р и м е ч а н и е - составлено авторами на основе источника [5]
|
Необходимо также отметить, что закон Оукена
носит рекомендательный характер относительно уровня роста ВНП. В формировании
ВРП области наибольшую роль играет уровень роста промышленного производства,
который в свою зависит от экстенсивных и интенсивных факторов (в том числе
качества и количества рабочей силы на том или ином промышленном объекте
региона).
Рисунок 1 - Графическая интерпретация закона
Оукена относительно Актюбинской области
Проведенный анализ территорий показал наличие
следующих негативных сторон регионального развития РК: значительные
диспропорции в развитии регионов, наличие депрессивных и слаборазвитых
территорий; отсутствие инструментов координации интересов смежных
административно-территориальных единиц; закрепление узкой, в основном сырьевой,
специализации регионов; ухудшение экологии и т.д.
Таким образом, для решения проблем диспропорции
в количестве и качестве рабочей силы в регионе, а также создания дополнительных
рабочих мест осуществляются следующие мероприятия.
В рамках программ "Развитие регионов"
и "Развитие моногородов на 2012 и 2020 годы" осуществляется
стимулирование социальной и инженерной инфраструктур городов, а также сельских
населенных пунктов с высоким потенциалом социально-экономического развития.
Реализация данных мер направлена на улучшение условий проживания.
Кроме того, совместно с крупными предприятиями
региона, государство осуществляет мероприятия по содействию найму, направленных
на оказание социальной поддержки работникам со стороны государства в виде
"подъемных" (участки земли, беспроцентные кредиты и др.). Данные
мероприятия направлены на привлечение трудоспособного населения с необходимым
уровнем квалификации в приоритетные отрасли экономики региона (в частности,
сельское хозяйство).
С целью организации поляризованной модели
предлагается ряд мероприятий: снижение уровня дифференциации регионов по
важнейшим социально-экономическим показателям на основе селективного подхода к
разным типам регионов; четкое определение полномочий госорганов разных уровней
управленческой иерархии при рациональном распределении ответственности и
финансовых ресурсов; стимулирование межрегиональных и внутрирегиональных
связей, повышение уровня товарообмена между регионами; содействие
конкурентоспособности путем использования новых форм государственно-частного
партнерства и развития предпринимательства; формирование оптимальной системы
расселения за счет концентрации населения в экономически перспективных
регионах.
В общем, успешная реализация программ
регулирования уровня безработицы в стране должна осуществляться в соответствии
со специфическими требованиями региона. В этой связи регионам необходимо
проводить постоянный мониторинг текущего состояния инфраструктурной среды и
условий труда для обеспечения экономического роста в Казахстане.
казахстан экономический валовой
безработица
Список литературы
1 Послание Президента РК Н.А.
Назарбаева народу Казахстана: Социально-экономическая модернизация - главный
вектор развития Казахстана. - Астана. - Акорда, 2012,
2 Стратегия территориального
развития РК до 2015 года. - Астана: Акорда, 2006. - 45 с.
3 Программа "Развитие
регионов". - Астана: Акорда, 2011. - 31 с.
4 Программа "Развитие
моногородов на 2012-2020 годы". - Астана: Акорда, 2011. - 55 с.
Электронный режим: www.aktobe.stat.kz