Уникальность исламской культуры Йемена
Уфимский
государственный университет экономики и сервиса (г.Уфа)
Уникальность исламской культуры Йемена
ЗАРИПОВА Н.Х.
Народам Арабского Востока принадлежит важное
место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли
Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце
мировой цивилизации.
«Исламская эстетика стала одной из основ
мусульманского мировоззрения и предопределила появление нового типа
эстетического сознания - мусульманского…», - пишет в своей книге Апшерони
Али[1]. Достаточно вспомнить обложки книг, их фантазийный орнамент,
своеобразную роспись мечетей и даже такие произведения искусства, как Алф Лайла
ва Лайла (Тысяча и одна ночь), в которой воспет легендарный, полный тайн город-Багдад,
как Рубаи Омара Хайяма из Нишапура: после перевода Эдвардом Фицджеральдом его
четверостишия стали настоящим бестселлером.
Мусульмане находят уникальные, нетрадиционные
способы выразить свои идеи. Арабский историк Закария аль-Казвини в книге «о странах
и народах» рассказывает об искусстве йеменских ремесленников, обрабатывающих
полудрагоценные камни ,в том числе и солнечный сердолик-камень в перстнях,
который носят исключительно мужчины» [2]. По восточному преданию сердолик
приносит счастье и охраняет от болезней. И даже сегодня сердолик обычно
употребляется с прилагательным «йеменский». Особой известностью всегда
пользовался йеменский агат, но камень можно увидеть только в музее - коллекции
времени Сабы и Химъяра.
Благодаря своей исключительности исламские
достопримечательности внесены во всемирный список наследия ЮНЕСКО.
Рассмотрим на примере Йемена: четыре объекта
этой страны внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Один из древнейших городов мира, столица Йемена
- Сана. Историческая часть города включает в себя 103 мечети,14 бань,
называемых хаммами ,60000 домов, которые были построены в 7-11 веках. Сана -
место, которое отправит любое воображение в прошлое и окунет в необъятный мир
Ислама. Центральные ворота называются «Баб-аль-Йемен», что переводе означает
«врата Йемена». Врата выглядят так сказочно будто из них вот-вот вылетит
аист-каиф в обнимку с Алладином .Сана переводится как богатая ремеслами, хорошо
укрепленная. Именно из этого города царица Савская отправилась к иудейскому
царю Соломону. Основателем города по словам историка 10 века Мухаммеда аль
Хасана ал-Хамадани является сабийский царь Ша'р Автар ,и именно он построил
дворец Гумдан, самая высокая башня которого имела 20 этажей. Этот один из
первых в мире небоскребов был главным центром различных сменяющих друг друга в
Йемене религиозных культов. Археологи утверждают, что многие дома в Сане копия
домов Древнего Вавилона, но кто знает, ведь согласно легенде город был основан
сыном Ноя Симом ,спасшимся во время Всемирного потопа.
Средневековый арабский историк аль-Каляби
сообщал, что четыре фасада дворца Гумдан были разного цвета: красного, белого,
желтого и зеленого. В центре возвышалась 7-этажная башня, причем каждый этаж
имел высоту 40 дра (около трех метров). На самом верху размещался зал для
приемов, выложенный алебастром. Потолок был сделан из цельного куска алебастра.
В каждом углу зала стояла фигура льва и, когда дул ветер, львы издавали злобное
рычание. Если ночью в этом помещении зажигали огни, то весь дворец сверкал,
будто озаренный светом молнии. Когда же йеменские короли собирались в этом
дворце и зажигали свечи, его было видно на расстоянии нескольких дней пути.
После принятия ислама дворец Гумдан разрушили фанатики-мусульмане, а камни
дворца были использованы на строительстве Большой мечети. Также в столице есть
знаменитый университет, датируемый 1 веком, Дворец Султанов, пригорда Маин(до
сих пор ученые не решили ,кто же его построил)[3].
В вади Хадрамут находится таинственный город
Шибам, вторым названием которого является «пустынный Манхэттэн». Такое странное
и даже загадочное название город носит из-за 500 зданий тесно стоящих рядом
друг с другом. Существует две версии причины столь загадочной постройки: дома
служили для защиты города в период межплеменных войн, вторая версия строили
так, чтобы быть похожими на древнюю столицу Хадрамут .
Интеллектуальны центром для всего арабского мир
был город Забид, где находился крупнейший университет (место рождения алгебры)
Последним в списке Юнеско - архипелаг Сокотра,
второе название архипелага - Галапагосы Индийского Океана. На острове Сокотра
обнаружена стоянка доисторического человека (1,7 млн. лет назад). В начале 1880
года первая исследовательская британская экспедиция Исаака Балфода прибыла на
остров Сокотра, чтобы собрать коллекции горных пород животных и растений, но за
48 дней они обнаружили более 200 видов растений, неизвестных миру, часть
которых относились к 20 новым родам. На острове обитает огромное количество
животных, рыб, насекомых, а также это идеальное место для растений (90 %
рептилий ,192 вида птиц,130 видов раб ,200 видов крабов и омаров,253 вида
кораллов). Особое место среди такого разнообразия занимает Драконово дерево,
которое является символом Йемена и изображено на местных монетках.
Источник: http://www.coins-spb.ru/monety/30816/
Смолу, которое оно источает, называют
«драконовой кровью» или «кровью двух братьев». Согласно легенде драконы дрались
со слонами, из-за слоновой крови. Произошел казус: слон упал на дракона и
раздавил последнего. Смешавшуюся кровь назвали киноварью, что и легло в
название смолы. Эта легенда объясняет и то, почему смола называется «драконовой
кровью», и название, данное ей сокотрийцами,- «кровь двух братьев». Согласно
религиозным представлениям индийцев, слон и дракон - близкие родственники:
членами брахманской триады были Брама (Созидатель в облике слона),
Вишну(Охранитель) и Шива(Разрушитель ,обычно в облике кобры ,которую можно
приравнять к дракону). Схватка между слоном и драконом, между Созидателем и
Разрушителем, между силами жизни и смерти была вечной. Тот факт, что в
сокотрийской мифологии есть отражение индийских религиозных представлений,
доказывает, что в прошлом связи Индии с Сокторой были более тесными, чем
теперь. Драконово дерево Сокотры в близком родстве с драконовыми деревьями
Сомали, Абиссинии и Канарских островов. Все они - реликты, отличаются от других
кровавыми пятнами смолы на стволах. Боттинг сообщает :Жители Сокотры называют
смолу цвета киновари, источаемую этими деревьями ,»кровью двух братьев»- тут
явно видна связь со старинной индийской легендой ,из которой сокотрийцы
,возможно ,и заимствовали это название [4].
Своеобразие арабского мировоззрения можно
увидеть и на гербе Йемена. Золотой Орел - общеарабский символ. Красная, белая,
черная полосы-цветы панарабизма. На груди Орла - щиток. В щитку вверху -
кофейное дерево ,потому что Йемен-родина кофе(в порту Моха и произошло всем
известное кофе Мокко). Внизу щитка - золотая платина и четыре синие волнистые
линии .Это знаменитая плотина Мариб (столица государства Саба ,восьмое чудо
света ). Надпись на зеленом (цвет Ислама) свитке по-арабски «Эль
Джумхурия-Эль-Йаманийа»
Особый интерес вызывает одежда йеменцев. В
Йемене никогда не увидишь женщину с голым лицом, на ней обязательно будет
надето покрывало-маска, широкое платье, шлейф «хвост», а на подоле вырез чуть
ли не до колен. Мужчины носят юбки, перехваченные брезентовым поясом с
кармашками, сандалии и платок. Одежда начинается с пеленок. Амулеты и ладаны
защищают младенца от порчи и сглаза, чресла перепоясаны кожаным шнурком или
бечевкой - так одевают малышей. В 10 мальчик одет уже как взрослый, а девочка
ходит в длинном темном платье, но с открытым лицом, талию перетягивает
серебряный пояс.
Мужчины носят юбку. Будет это дешевый саронг или
дорогой шейдер зависит от материального положения. Шейдер изготовляют только
мастера города Шихр. Шейдер всегда завязан по-разному, если мужчина собрался в
поход, на войну, он завяжет шейдер так, как никогда не завяжет его, чтобы пойти
на базар. Одежда мужчины, старика и юноши ничем не отличается, а по платью
женщина можно узнать в каком она возрасте.
У незамужней девушки платье без украшений. На
свадьбу невеста надевает самое красивое, расшитое многочисленными узорами
платье: звездами, ракушками каури, серебряными монетами. После свадьбы женщина
ходит в черном платье с геометрическим орнаментом на груди и на спине .
Квадраты и ромбы вышитые серебряной нитью образуют разнообразные звезды, в
которых местная традиция угадывает сказочных птиц. Узор призван оберегать
Женщину от сглаза. Звезды же, раковины каури и особенно шерсть с хвоста должны
способствовать плодовитости, обеспечивать обильное и здоровое потомство. Вот
почему орнамент, столь естественен на одежде продолжательницы рода, неуместен и
неприемлем на платье девицы, только вступающей в жизнь, или старухи стоящей на
пороге смерти.
Для жителей Южной Аравии платок, как и юбка -
одежда для мужчин. Платки бывают белые и черные, зеленые и золотистые, пестрые
с разноцветными кистями и бахромой. Зато сандалии бывают всегда одинаковыми. Их
скидывают у двери. Вот тут-то и начинаются различные символичные манипуляции.
Гостю нежеланному могут перевернуть сандалии подошвой вверх. Это значит, что от
новых визитов лучше воздержаться. С помощью обуви можно наглядно выразить отказ
от своих прав и притязаний. А еще, если человек ходит, приволакивая ноги, в
шаркающих сандалиях, значит он предусмотрителен и осторожен: шаркающие звуки
отпугивают ядовитых змей [5].
Также важен кинжал-кривая широкая джамбийя. На
юге Йемена, если перед вами мужчина с кинжалом, значит, он вождь племени. На
севере где джамбийю носят многие, все дело в ее месте на поясе: висит справа -
большой человек, висит посередине - достойный человек, висит слева - тоже
достойный, но почета ему меньше, чем первому и второму [6].
Закончить статью я хочу самой известней для
Йемена ценностью, как впрочем, и для всех мусульман, священной книгой -
Йеменским Кораном - уникальный кодекс 7 века, отличный от общепринятого ныне
текста. В 1972 г. в Большой мечети города Сана рабочими был обнаружен тайник, в
котором было множество измытых дождем и сыростью рукописей. Особого значения
рабочие найденному не придали и положили свертки на лестницу одного из
минаретов мечети. К счастью, рукописи попали в руки президенту Йеменского Общества
Древностей, Хадже Исмаилу ал-Аква. После проверки фрагментов, немецкие ученные
согласились спонсировать проект по восстановлению текста. Найденный текст
оказался десятками тысяч фрагментов Корана. Изучение текста занялся Герд Р.
Пуин, специалист по арабской каллиграфии и коранической палеографии Саарского
Университета в Саарбрюккене, Германия. Он обнаружил нестандартное расположение
стихов, редкий стиль орфографии, а также редкий арабский шрифт «Хиджаз». Текст
находится в Йеменском Доме Манускриптов и ждет более подробного изучения.
йемен коран одежда
достопримечательность
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Апшерони Али: Ислам и культура,
стр.6
http://yemen-club.ru/Yemen_club/arts/agat.html
http://blog.busines-men.ru/?p=2155
http://tragemata.com/news/drakonovo-derevo-sokotry.html
Родионов М. Осердясь,он сбросил
укаль?//Вокруг Света, 1995,№6, рубрика «Дело вкуса»