шляхетской Польшей, против которой были направлены многочисленные крестьянские восстания.
Украина XVII в. была непосредственно причастна к европейскому миру и в социально-политическом, и в культурном отношении.
В результате столкновения на украинской территории интересов католического Запада и местных национально-православных традиций в XVI в. произошли события, чьи масштаб и последствия проявятся лишь в следующем веке. Речь идет о соглашениях между украинской церковью (точнее, ее частью) и католической: унии Люблинскую 1569 г. и Брестскую 1596 г., по которой украинская церковь признавала главенство над собой папы римского. Вследствие Берестской унии, украинская церковь разделилась на две: традиционную православную и униатскую (позже за ней закрепится название «греко-католическая»). Этот факт религиозного сознания украинского народа вплоть до наших дней является одним из существенных факторов национального культурного процесса.
Таким образом, в ХVI-ХVII вв. борьба за национальную культуру тесно переплелась с борьбой за православную христианскую веру и одновременно с борьбой против захватнической политики поляков и татар.
Национальное самосознание в основном выступало как религиозное (по принципу: если ты сохранил верность православной вере, значит ты истинный украинец, а принятие католичества воспринималось как отречение от своей культуры и народа).
Поскольку ни литовская, ни польская власть не смогли защитить украинские земли от татарских набегов, эту функцию на себя взяло украинское казачество.
3. Казачество и его роль в формировании национального самоопределения украинской культуры
В это время формируется казачество как военная сила, которое взя-ло на себя функцию отстоять православную веру.
Главным историческим условием возникновения украинского казачества как общественного сословия и вооружённой силы было отсутствие собственной этнической государственности, социальное угнетение, национальные и религиозные притеснения. Все это способствовало массовому переселению и активному освоению территорий за днепровскими порогами. В результате сформировался особый тип человека - «воина-хозяина», который в любой момент мог оставить свой промысел и с оружием в руках отразить нападение врага.
В религиозном отношении казачество однозначно заявило о себе как о бескомпромиссного защитника православной веры. Сам гетман вместе со всем запорожским казачеством вписался 1616 г. в Киевское Богоявленское братство, которому оказывал постоянную поддержку.
Таким образом, за время своего существования, казачество стало той силой, которая защищала православные и культурные традиции украинского народа; способствовала формированию украинской государственности; освоило пустынные степные земли; внесло главный вклад в освобождении Украины от власти Речи Посполитой.
культура украинский казачество национальный
4. Украинское барокко
Научные поиски ХVII ст. породили чувства несоответствия бескрайнего вечного космоса и недолговечной беззащитной человеческой жизни. Это и стало духовным содержанием культуры барокко.
Доминирование бароккового мышления характерно для тех стран, где господствовали феодальные тенденции и религиозные противоречия (Италия, Испания, Германия, Англия, Западная Европа). На Украине осмысление исторической ситуации (экспансия османской империи и натиска католицизма, войны за гетьманскую власть) также происходило в категориях барокковой модели мироустройства.
В Западной Европе стиль барокко (от итальянского слова barocco - странный, причудливый, или «жемчужина неправильной формы») возник в Италии в XVI в.
В архитектуре подчеркивается богатство, вычурность, монументальность. В живописи и скульптуре ощущается повышенный драматизм и патетика.
Стиль барокко выражал как интересы высшего духовенства так и аристократии. Для первых это был способ привлечения верующих к католической церкви, которая искала средства усиления своего влияния, особенно после распространения реформационных идей. А для вторых - это была возможность продемонстрировать свое превосходство. Дворцы перестали быть крепостью и утопали в роскоши. Они стали синонимом красоты и богатства. (Дворцы:Версаль, Фонтенбло, Эрмитаж, Петро-дворец. Художники: П. Рубенс, Д. Веласкес. Архитектор - Ф. Барромени. Скульптор: Л. Бернини).
На Украине барокко развивается с ХVI по ХVIII вв., особенно проявило себя в ХVIII в. Если в целом для европейского барокко было характерно торжественность, приподнятость, динамичность композиции, декоративность, то для украинского барокко к этому присоединилось использование традиций народного творчества и демократизация сюжетов, приближение их к народной жизни.
На Украине барочная художественная культура контактировала с православной верой. Барочная стилистика использовалась и в православных художественных произведениях, в том числе в иконописи. Такая религиозная толерантность являются отличительной чертой украинского барокко как явления европейской культуры.
Выразительные признаки стиля барокко в украинской архитектуре можно встретить уже в первой половине XVII ст. (Троицкая церковь в Чернигове (1679), Братская церковь на Подоле (1695) и др.
Барокковый характер также имеют Михайловский монастырь (1695), главная Успенская церковь Киево-Печерской Лавры (1722) и др.
Самой распространенной литературной формой барокко в отечественной культуре была стихотворная поэзия (духовные, стихи эмблем и панегирики), в прозаическом творчестве значительное место занимает тема бренности и театральности этого мира. Больше всего характерные рассказы о святых и их чудесах.
Значительного развития достигает театр, поскольку одной из центральных метафор барокко есть метафора театра мира. Украинская драма проходит эволюцию от декламаций, рождественских и пасхальных драм к драмам моралите, где добродетели и абстрактные понятия персонифицируются («Царство натуры человеческой» (1698), исторические драмы («Владимир» (1705) о крещении Руси и «Милости Божья» (1728) Ф. Прокопиевича о победах Б. Хмельницкого).
Кроме стиля барокко в европейской художественной культуре Нового времени получили развитие классицизм и рококо.
Классицизм - от лат. classicus - образцовый. Возник во Франции под влиянием античного наследия и рационалистического учения Р. Декарта.
Для стиля характерны - строгость, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, тяготение к гармонии. Главными темами классицизма являются конфликт общества и личности, возвышенные чувства и переживания, воспитание патриотических героев.
Классицизм утвердился во всех видах искусства и просуществовал до середины XIX в. В этом стиле строились дворцово-парковые ансамбли Западной Европы. В изобразительном искусстве: художники - Н. Пуссен, Давид, Энгр. Скульпторы - Фальконе, Гудон, Пигаль.
Рококо - от слова «рокайль» - мелкие камушки, раковины. Этот стиль создавал атмосферу праздности, развлечения. Для него характерно изящество, утонченность, грациозность. В архитектуре, появились миниатюрные постройки - беседки, павильоны, гроты. Для внутренних украшений применяли позолоту, гобелены, зеркала, шелковые обои. В живописи появились пасторальные сюжеты. Известные художники этого стиля - Ватто, Буше, Фрагонар.
5. Жизнь и творчество Г. С.Сковороды как явление украинской барокковой культуры
Значительное место в культуре эпохи украинского барокко занимает фигура Г.С. Сковороды (1722 ─ 1794 гг). Он родился вс. Чернухи Лубенского полка в семье малоземельного казака. Учился в Киево-Могилянской академии (1738 ─ 1741 гг., 1744 ─ 1750 гг.), был певцом придворной капеллы в Санкт-Петербурге (1742 ─ 1744 гг.), находился в составе посольской миссии за рубежом (1750 ─ 1753 гг.), а впоследствии преподавал в Переяславском коллегиуме поэтику, работал домашним учителем. В 1759 ─ 1764 гг, а также в 1768 г. был преподавателем в Харьковском коллегиуме, затем уже до самой смерти был странствующим философом, писал диалоги, читая и даря их своим друзьям и знакомым.
Г. Сковорода является самым ярким и самым характерным представителем украинской национальной философской мысли.
Философия для Г. Сковороды является квинтэссенцией самой жизни, поэтому главным в человеке является не столько его «теоретические», познавательные способности, сколько эмоционально-волевое существо его духа, сердце, из которого вырастает и мысль, и чувство. Характерным для философской позиции Сковороды является широкое использование языка образов, символов, а не четких рационалистических понятий, которые не в состоянии удовлетворительно раскрыть сущность философской и жизненной истины.
Философские взгляды и гуманистические идеалы Сковороды отразились и на его поэтическом творчестве. В рукописных сборниках «Сад божественных песен» и «Басни Харьковские» Сковорода пропагандировал высокие моральные качества человека, призывал добывать знания, поощрял добрые дела.
Яркую картину тогдашней реальности нарисовал Сковорода в знаменитом стихотворении «Всякому городу нрав и права», слова которого позже И. Котляревский вложил в уставозному в пьесе «Наталка Полтавка».
Литературные произведения Сковороды отмечены искренним патриотизмом, любовью к Родине и ее истории. Основатель Харьковского университета В. Каразин писал о Сковороде: «Мы под казацким чубом, и в украинской свитке имели своего Пифагора, Оригена, Лейбница».
Таким образом, его творчество этого выдающегося мыслителя ассоциируется с развитием в украинской культуре тех гуманистических взглядов, которые формировались на национальной почве и оказало большое влияние на развитие гуманистических традиций в украинской культуре следующего XIX ст.
6. Становление культуры Слобожанщины в ХVII-ХIХ вв.
На территории Слобожанщины издавна жили разные народы: восточные сарматы, черняховские племена, половцы и другие.
Так, уже в начале первого тысячелетия н.э. территория нынешней Слобожанщины составляла юго-восточную окраину приднепровского массива славянских хлебопашеских племен романской культуры.
С конца X века значительная часть современной Харьковской области входила в состав Киевского древнерусского государства, а с XII века становится крайним пунктом поселений славян на юго-востоке. Здесь возникает славянский город-крепость Донец на реке Уды, упомянутый в «Слове о полке Игоря». В середине ХIII в. он был разрушен ордами хана Батыя. Почти три столетия эти земли были «диким полем». Казаки и крестьяне, постепенно заселявшие их, жили в слободах (отсюда и название «Слобожанщина»).
Неповторимое геополитическое положение Слобожанщины состояло в том, что она очутилась на перекрестке путей Востока и Запада, Юга и Севера, в результате чего ее культура впитала в себя политические, экономические, культурные воздействия западных и восточных земель. Но это не лишило Слабожанщину ее самобытности, и собственных специфических особенностей развития.
Слобожанщина создала свой тип человека, свой тип ментального восприятия мира.
Неуверенность времен, случайность, постоянная угроза смерти, постоянная готовность к возобновлению, потому что нападение кочевников могло разрушить все жизненное достояние в один миг, а отсюда и необходимость его воссоздания за короткое время. Все это сформировало авантюрно-казацкий тип человека ─ путешествующего воина и хлебороба одновременно, который не боится внешних угроз и при этом умеет ценить стабильность старого семейного, родового уклада жизни.
На слободской земле формируется новый вариант украинской культуры, что в дальнейшем будет испытывать трансформации и модификации.
Так как на казацкие поселения часто совершали набеги ногайские и крымские татары, то в 1954 г. украинские казаки и российские служилые люди у слияния рек Харьков и Лопань начали строить крепость для защиты границ своего государства. Так был основан Харьков.
Со временем наш город стал крупным торговым и промышленным центром, а после открытия в 1805 году университета - первым научным и образовательным.
В первой пол. ХХ в., с 1917 по 1934 год, Харьков был столицей Украины.
Сегодня Харьков - один из крупнейших городов нашей страны - здесь проживает более полутора миллиона жителей. В городе работает много промышленных предприятий, научных институтов, учебных заведений и учреждений культуры.
Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития : монография;пер. с англ. М. Коробочкин ; ред. Ю. Кузнецов.-М.: Новое издательство, 2011. - 463 с..-(Фонд "Либеральная миссия").-Библиогр.: с. 437-460.-Указ.имен: с. 461-463
Пути России ; Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии: сборник докладов участников XVII международного симпозиума;Московская высшая школа социальных и экономических наук, Междисциплинарный академический центр социальных наук (Интерцентр) ; под общ. ред.: М.Г. Пугачевой, В.С. Вахштайна.-М.: Новое Литературное Обозрение, 2011. - 662 с..-(Фонд "Либеральная миссия")
Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований : монография;Российский ин-т культурологии, Научно-образовательный Центр Российского ин-та культурологии, Институт системных исследований и координации социальных процессов ; под ред. И.М. Быховской ; рец.: Т.Ф. Кузнецова, С.С. Новикова.-М.: Смысл, 2010. - 640 с..-Библиогр. в конце гл.
Современное языковое строительство в Восточной Славии: вторая половина XX-начало XXI веков : монография;рец.: Л.Е. Криштапович, Н.И. Шевченко.-Харьков: Факт, 2010. - 175 с..-Источники и литература: с. 142-160.-Прил.: с. 161-
Магический дискурс: монография;рец.: С.А. Мызников и др. ; М-во образования и науки РФ, Борисоглебский гос. педагогический ин-т.-Воронеж: Б.И., 2010. - 338 с.
СМИ как фактор трансформации российской культуры: научный доклад А.С. Запесоцкого и материалы дискуссий;Конгресс Петербургской интеллигенции, Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов.-СПб.: СПбГУП, 2010. - 355 с..-(Дискуссионный клуб университета). Теория культуры академика В.С. Степина: лекции, прочитанные студентам СПбГУП в мае-сентябре 2010 года ; книга адресована ученым: культурологам, философам, социологам, искусствоведам, может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов гуманитарных вузов;Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов, Санкт-Петербургское культурологическое общество.-СПб.: СПбГУП, 2010. - 103 с..-(Избранные лекции Университета ).-Библиогр.: с. 94-99