Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    277,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Финансы организации

на тему: Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь











ПИНСК 2013

Реферат


Курсовая работа: ____ с., 3 рис., 3 табл., 18 источников, 4 приложения.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, СТРАНОВАЯ СТРАТЕГИЯ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ, КРЕДИТНАЯ ЛИНИЯ, ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Объектом исследования являются международные финансовые организации.

Предметом исследования выступает взаимодействие международных финансовых организаций с Республикой Беларусь.

Цель работы - определение перспектив сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.

При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: графический метод, табличный метод, статистический метод, метод группировок, метод обобщения.

Исследования и разработки: проведено обобщение различных точек зрения экономистов, проанализирована структура инвестиционных проектов международных финансовых организаций, изучены перспективные направления сотрудничества РБ с ними.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Реферат

Введение

1. Теоретические основы функционирования международных финансовых организаций

1.1 Международные финансовые организации: сущность и основные характеристики

1.2 Основные направления деятельности международных финансовых организаций

2. Анализ взаимодействия Республики Беларусь с международными финансовыми организациями

2.1 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом

2.2 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Всемирным банком

2.3 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Европейским банком реконструкции и развития

3. Перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение


В настоящее время существует большое количество международных организаций, функционирующих для обеспечения политической, экономической стабильности и социального благосостояния во всем мире.

Эффективность деятельности этих организаций в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц.

Тенденция развития экономических отношений, как внутри страны, так и международных, требует от Республики Беларусь внимательного изучения опыта стран в области международного сотрудничества.

Республика Беларусь постепенно развивает отношения с международными финансовыми организациями. Все эти организации принимают или принимали активное участие в финансировании белорусских проектов. В настоящее время, учитывая нестабильную экономическую ситуацию, которая складывалась в стране в последние годы, эти отношения становятся наиболее актуальными.

Актуальность темы обосновывается тем, что у государств довольно часто возникает необходимость в дополнительном финансировании со стороны международных финансовых организаций. Почти все страны мира признают необходимость такого сотрудничества, и Республика Беларусь, находясь на стадии перехода к рыночной экономике, должна быть заинтересована в тесном сотрудничестве.

Цель данной курсовой работы состоит в определении перспектив сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.

Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:

)        раскрыть сущность международных финансовых организаций и их основные характеристики;

международная финансовая беларусь экономика

2)      изучить основные направления деятельности международных финансовых организаций;

3)      проанализировать взаимодействие Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом, Всемирным банком, а также Европейским банком реконструкции и развития;

)        определить перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.

Объектом исследования являются международные финансовые организации.

Предметом исследования выступает взаимодействие международных финансовых организаций с Республикой Беларусь.

При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: графический метод, табличный метод, статистический метод, метод группировок, метод обобщения.

Теоретической и методологической основой работы являются Постановление Совета Министров Республики Беларусь ”О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями", Статьи соглашения Международного Валютного Фонда (Устав), различные учебные пособия и монографии. Так же необходимо отметить достаточное изобилие информации, касающейся данной темы, в электронных источниках.

Аналитическая часть работы выполнена на основании цифровых данных, опубликованных в печати, официальных сайтах Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Международного Валютного Фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития в глобальной сети Интернет, а также Интернет-порталов Deutsche Welle, bibo. kz и др.

1. Теоретические основы функционирования международных финансовых организаций

1.1 Международные финансовые организации: сущность и основные характеристики


Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает совокупность международных финансовых организаций (далее - МФО) [1, с.425].

МФО - организации, создаваемые на основе межгосударственных соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.

Идея создания межгосударственных организаций, регулирующих основные формы международных экономических отношений, возникла под влиянием мирового экономического кризиса в 1929-1933 гг. Международные финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики и международных экономических отношений [2, с.26].

В данной работе будут рассмотрены такие МФО, как Международный валютный фонд (далее - МВФ, Фонд), Всемирный банк (далее - ВБ, Банк), Европейский банк реконструкции и развития (далее - ЕБРР, Европейский банк).

Международный валютный фонд - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко - и среднесрочных кредитов в иностранной валюте, а также для оказания помощи в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами и в устранении валютных ограничений. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы [1, с.428].

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир). Практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.

В настоящее время членами МВФ являются 188 государств. Членом организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая принять права и обязательства, предусмотренные Уставом МВФ [3, с.122].

Официальные цели МВФ:

1)      способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения

2)      содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли

)        обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов

)        не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ

)        оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов по текущим операциям платёжного баланса между государствами-членами. [4].

Одной из важных функций Фонда является также предоставление дополнительных ликвидных средств своим членам за счет распределения специальных прав заимствования (далее - СДР.). СДР - международная счетная валютная единица, используемая как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса, как международное платежное и резервное средство. Стоимость СДР определяется на основе средней стоимости четырех основных валют. Определение удельного веса каждой валюты производится с учетом доли страны в международной торговле, но для доллара США принимается во внимание его удельный вес в международных расчетах. На настоящий момент эмитировано 204 млрд СДР с совокупной стоимостью около 310 млрд долл. США [3, с.123].

Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота страны-члена является наиболее важным элементом ее финансовых и организационных отношений с Фондом. Во-первых, квотой определяется количество голосов в Фонде. Во-вторых, на размерах квоты основаны масштабы доступа члена МВФ к финансовым ресурсам организации согласно установленным лимитам. В-третьих, квота определяет долю члена МВФ при распределении СДР [3, с.124].

Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу, являющемуся главным источником финансирования его деятельности, Фонд имеет возможность использовать также заемные средства в любой валюте и из любого источника, т.е. занимать их как у официальных органов, так и на частном рынке ссудных капиталов [3, с.124].

Потребность в займах появляется, когда спрос на ресурсы МВФ превышает имеющийся у него собственный капитал.

МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения официальных валютных резервов, а также для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств [1, с.392].

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты или СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счёт МВФ в её центральном банке [1, с.434].

Всемирный банк - это межправительственная финансово-кредитная организация, мощнейший мировой инвестиционный институт, объединяющий 188 государств-акционеров [3, с.124].

ВБ, как и МВФ, был создан в 1944 г. решением Бреттон-Вудской международной валютно-финансовой конференции. Общей целью этих институтов является содействие стабильному развитию мировой экономики. Их деятельность является взаимодополняющей [5, с.433].

Согласно уставу ВБ его членами могут стать только члены МВФ.

Уставный капитал Банка образуется путем подписки стран-членов на его акции. В последние годы Банк выступает в роли крупнейшего заемщика на мировом финансовом рынке, заняв среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в сумме выпускаемых ими облигационных займов. Акционерный капитал распределен на основе квот стран-членов МВФ, а голоса стран-членов распределены пропорционально количеству принадлежащих им акций [3, с.132].

Группа Всемирного банка - это специализированное финансовое учреждение ООН, в состав которого входят Международный банк реконструкции и развития (далее - МБРР) и его подразделения:

Международная финансовая корпорация (далее - МФК) - создана в 1956 году, осуществляет финансирование проектов частного сектора;

Международная ассоциация развития (далее - MAP) - основана в 1960 году, предоставляет беспроцентные льготные кредиты наиболее бедным странам;

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (далее - МАГИ) - основано в 1988 году, основной задачей является предоставление гарантий зарубежным инвесторам от некоммерческих политических рисков;

Международный центр урегулирования инвестиционных споров (далее - МЦУИС) - основан в 1966 году, призван обеспечивать урегулирование и арбитраж споров между иностранными инвесторами и правительствами стран-заемщиц [1, с.462-472].

Основные задачи ВБ:

-       координация движения капитала в мировом масштабе;

-       устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами;

-       стабилизация мировой экономики;

-       работа в качестве ведущего интеллектуального центра;

-       содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся странах;

-       сокращение нищеты [3, с.132].

Европейский банк реконструкции и развития - международная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. В настоящее время ЕБРР финансирует проекты в 29 странах от Центральной Европы до Центральной Азии [1, с.472].

Целями деятельности ЕБРР являются содействие странам Центральной и Восточной Европы в создании рыночной экономики и поддержка развития частного предпринимательства в государствах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики [5, с.439].

Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок экономике, Европейский Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплению организационных структур. Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии [3, с.135].

Ресурсы ЕБРР формируются за счет уставного капитала, заемных (привлеченных) средств и средств, полученных в счет погашения займов или по гарантиям. Кроме того, для инвестиционной поддержки социально важных низкорентабельных отраслей и оказания технической помощи ЕБРР образует специальные фонды, ресурсы которых формируются за счет добровольных взносов доноров [5, с.440].

Финансирование ЕБРР зависит от конкретных проектов и предоставляется как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации крупных компаний, так и в виде мелких кредитов компаниям, имеющим лишь несколько работников. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты (как частные, так и с участием местных или Центральных властей) финансируется Банком напрямую, зачастую - совместно с партнерами. Небольшие инвестиции производятся через финансовых посредников: местные банки или инвестиционные фонды. Банк стремится помогать в первую очередь компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников. Он делает особый упор на мелкие и средние предприятия, которые играют исключительно важную роль в развитии частного сектора [3, с.137].

1.2 Основные направления деятельности международных финансовых организаций

 

Основными направлениями деятельности МВФ являются:

-       Надзор за мировой валютной системой;

-       Создание ликвидных средств путем выпуска СДР;

-       Финансирование (кредитование) членов МВФ;

-       Разработка рекомендаций в области экономической политики и техническая помощь;

-       Сбор и публикация статистики [6].

МВФ осуществляет надзор, в частности, за политикой стран-членов в области валютного курса, и устанавливает конкретные принципы, которыми должны руководствоваться страны в отношении этой политики. МВФ должен определять реальную величину валютных курсов, давать объективную оценку экономической деятельности стран и доводить ее до сведения всех своих членов.

Финансирование (кредитование) членов МВФ - особое направление деятельности фонда. Для использования любых ресурсов МВФ страна должна представить аргументированное обоснование потребности в финансировании своего платежного баланса. Финансовые ресурсы МВФ могут поступать в распоряжение его членов в зависимости от видов проблем дефицита платежного баланса.

Обычные механизмы финансирования используются МВФ для решения проблем платежного баланса в целом. Специальные механизмы предназначены для предоставления членам МВФ помощи в случаях возникновения у них особых проблем при финансировании своего платежного баланса. Механизмы финансирования на льготных условиях были разработаны в целях оказании сравнительно долгосрочной помощи развивающимся (странам с низким доходом на душу населения). Для предоставления такой помощи используются созданные МВФ альтернативные источники средств (специальные фонды) [5, с.431].

МВФ предоставляет техническую помощь в нескольких областях, включая налоговую политику и налоговое администрирование, управление расходами, денежно-кредитную и курсовую политику, надзор за банковской и финансовой системой и ее регулирование, законодательные основы, а также статистику [7].

МВФ публикует материалы, содержащие информацию о финансовом положении стран-членов МВФ, отчеты и другие документы; выпускает периодические издания (статистические бюллетени и т.д.), экономические и финансовые обзоры и др. [5, с.431].

Направления текущей деятельности ВБ:

ü  Разработка стратегии по сокращению уровня бедности;

ü  Работа в области трудовых ресурсов;

ü  Организационное развитие;

ü  Защита окружающей среды;

ü  Рассмотрение проблем задолженности;

ü  Развитие частного сектора.

Сферами деятельности ВБ являются:

предоставление займов, грантов и технической помощи в первую очередь в инфраструктурных отраслях экономики;

оказание консультационно-аналитических и тренинг - услуг;

стимулирование притока инвестиций в страну из других международных финансовых источников [5, с.434].

Основные направления деятельности ЕБРР включают:

v  Прямое финансирование проектов, направленных на развитие частного сектора, структурную перестройку, проведение приватизации и на финансовую поддержку инфраструктуры, обеспечивающей исполнение этих проектов;

v  Финансирование с помощью посредников, которое может осуществляться в следующих формах: среднесрочное и долгосрочное кредитование финансовых посредников в виде кредитных линий; финансирование проектов совместно с местными и иностранными банками; участие в капитале инвестиционных фондов, которые вкладывают средства в частные предприятия; долгосрочное кредитование правительств, которые направляют полученные средства через коммерческие или инвестиционные банки на финансирование развития малых и средних предприятий;

v  Стремление обеспечения сохранности и улучшения окружающей среды;

v  Консультационное обслуживание и техническую помощь [5, с.440].

Таким образом, каждая из МФО играет важную роль в развитии экономик стран-участниц.

МВФ уделяет особое внимание состоянию ликвидности в мировом масштабе. Он предоставляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для покрытия дефицитов платежных балансов, а также для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики. Фонд также оказывает странам-членам разнообразную консультационную и техническую помощь.

ВБ предоставляет займы развивающимся странам с целью снижения нищеты и финансирования капиталовложений, способствующих экономическому росту. Его деятельность также включает совместное финансирование, предоставление грантов, предоставление гарантий частным кредиторам для реализации проектов в странах-членах банка, а также оказание технической помощи.

ЕБРР осуществляет прямое и косвенное финансирование проектов, направленных на развитие частного сектора, структурную перестройку, проведение приватизации и на финансовую поддержку инфраструктуры, обеспечивающей исполнение этих проектов, а также оказывает консультационное обслуживание и техническую помощь.

2. Анализ взаимодействия Республики Беларусь с международными финансовыми организациями

2.1 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом


Республика Беларусь является членом МВФ с 1992 года, ее квота на начало 2013 года равна 386,4 млн СДР (542,1 млн долл. США). Беларусь имеет право на 4,601 голоса в МВФ, что составляет 0,18% от общего числа голосов.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 ”О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями" головным органом по взаимодействию с организацией определено Министерство финансов Беларуси [8].

Деятельность МВФ в нашей стране направлена на сотрудничество с Правительством и Национальным банком Беларуси при подготовке программ экономической политики с акцентом на налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, обменный курс и торговую политику с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса [9].

Финансовая помощь:

С 1992 по 2000 годы Республика Беларусь дважды прибегала к финансовым ресурсам МВФ:

) в июле 1993 г. - первый транш, в январе 1995 г. - второй транш по линии фонда системных трансформаций - общая сумма 217,2 млн. долларов США;

) в сентябре 1995 г. - резервный кредит по механизму "стенд-бай" - 77,4 млн. долларов США;

Данные о кредитах можно в СДР можно увидеть в таблице 2.1

Таблица 2.1 - Кредиты МВФ, выданных Республике Беларусь (в млн СДР.)

Тип договоренности

Время утверждения

Утвержденная сумма (в млн СДР.)

Фактически использованная сумма (в млн СДР.)

Механизм финансирования системных преобразований (СТФ)

Август 1993

70,10

70,10

Механизм финансирования системных преобразований (СТФ)

Февраль 1995

70,10

70,10

Стэнд-бай

Сентябрь 1995

196,28

50,00


Примечание - Источник: собственная разработка

Макроэкономическая эффективность данных кредитов МВФ проявляется в укреплении финансовых позиций РБ, стабилизации национальной валюты, снижении инфляции и придании нового импульса структурным реформам. К примеру, данные об уровне инфляции на потребительски товары и услуги во время использования данных кредитов отражены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Динамика индексов потребительских цен, в процентах к предыдущему году

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Товары и услуги:

809,3

268,6

161,1

142,6

128,4

118,1

110,3

Товары:

764,2

262,2

155,5

135,8

121,6

117,4

109,9

-продовольственные

761,8

264,9

156,8

138,9

122,8

119,6

111,9

-непродовольственные

772,9

252,2

151,1

124,9

119,0

111,2

104,5

Услуги:

1349,5

354,6

216,8

193,5

162,0

121,2

112,1


Примечание - Источник: собственная разработка на основании [10]

На основе данных таблицы можно сделать вывод, что инфляция в стране в период с 1995 по 2000 год снизилась более чем в 3 раза, и продолжала снижаться вплоть до 2005 года - года погашения кредитов. Следовательно, кредиты МВФ частично повлияли на стабилизацию цен на рынке товаров и услуг.

До 2001 года сотрудничество с МВФ имело лишь консультативный характер.

Республика Беларусь в 2004 году приняла решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством и в феврале 2005 г. полностью погасила указанные кредиты.

Наша страна возобновила отношения с МВФ в 2009г. в связи с разгоревшимся мировым кризисом. В октябре-декабре 2009 года в Беларуси находилась миссия МВФ по подготовке к подписанию финансовой документации для начала программы кредитования stand-by с использованием механизма исключительного доступа и чрезвычайного финансирования.

Для получения финансирования в рамках программы stand-by Республикой Беларусь в 2008 году были выполнены предварительные условия:

отменено решение по росту заработной платы в государственном секторе;

установлен нулевой целевой показатель дефицита бюджета на 2008 - 2009 годы;

проведена девальвация курса белорусского рубля;

принято решение об увеличении уставных фондов четырех крупнейших государственных банков на 2 трлн. рублей для обеспечения их достаточной капитализации.

января 2009 г. Совет Исполнительных директоров Международного валютного фонда одобрил выделение Республике Беларусь финансовых ресурсов по программе stand-by в объеме 2,46 млрд. долларов США сроком на 15 месяцев - до апреля 2010 г. Впоследствии, в соответствии с запросом белорусских властей и согласия МВФ, общий объем финансирования увеличен до 3,46 млрд. долларов США.

Первый транш кредита в 788 млн долларов США по ставке LIBOR (+0,75% годовых) поступил в Беларусь 14 января 2009 г.

июня 2009 г. Совет директоров МВФ утвердил предоставление второго транша кредита в 679,2 млн долларов США.

В августе и сентябре 2009 г. МВФ в два приема распределил дополнительный объем SDR среди членов, в зависимости от квоты участия каждой страны, на общую сумму 284 млрд долларов США. Беларусь благодаря этому инструменту помощи МВФ получила 368,6 млн SDR и добавила эту сумму к валютным резервам страны [11, с.49].

октября 2009 г. Беларусь получила третий транш кредита фонда в объеме 699,5 млн долларов США.

Четвертый транш кредита в размере более 688 млн долларов США поступил в декабре 2009 г.

И, наконец, в марте 2010 г. Беларусь получила пятый транш кредита, который составил около 670 млн долларов США. Таким образом, Беларусь уже получила от МВФ более 3,5 млрд долларов США. Беларусь получила пятый транш кредита от МВФ [12].

Реализация данной программы позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, избежать кризиса платежного баланса, а также предотвратить рецессию и сохранить низкий уровень безработицы. К примеру, данные об изменении количества безработных в период с 2009 по 2012 годы показаны в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в 2009 - 2012 гг

 

2009

2010

2011

2012

Численность безработных, тыс. человек

40,3

33,1

28,2

24,9

из них:





 мужчины

17,3

15,7

13,0

12,9

 женщины

23,0

17,4

15,2

12,0

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

0,9

0,7

0,6

0,5


Примечание - Источник: собственная разработка на основании [10]

Согласно данным таблицы, уровень безработицы в стране с 2009 по 2012 годы снижался, и достиг в 2012 году 0,5 процентов от экономически активного населения (24,9 тыс. чел.), а наибольшее снижение приходится на 2009-2010 годы (0,2 процентных пункта) - период использования кредитных траншей МВФ.

Потенциал погашения задолженности перед МВФ на 2009-2015 годы представлен в Приложении А.

Благодаря согласованным с МВФ стабилизационным мероприятиям, Беларусь успешно преодолела кризис, а исполнение экономической программы, как отмечено исполнительным директором МВФ В. Кикенсом на заседании Исполнительного совета директоров 26 марта 2010 года, является одним из самых лучших среди государств региона СНГ.

По итогам мониторинга экономики Беларуси под руководством Д. Хофмана 21 марта 2013 г. состоялся семинар, организованный МВФ совместно с правительством, который призвал власти к либерализации экономики. Миссия МВФ также сделала вывод о том, что стремление к достижению высоких показателей экономического роста и заработной платы может вызвать новый виток раскручивания инфляции и девальвации и создать угрозу среднесрочной устойчивости бюджета и долга. Кроме того, Беларусь была призвана и далее проводить политику бюджетных ограничений и дисциплинированную политику в области заработной платы в государственном секторе. Продолжение жесткой денежно-кредитной политики также будет важно для сдерживания инфляции. Она должна подкрепляться сохранением гибкого обменного курса и надежными резервами, призванными оградить экономику от внешних потрясений. [13].

МВФ оказывал Беларуси техническую помощь в ряде областей, таких как государственные расходы, казначейство, налоговая и таможенная служба, банковский надзор, денежно-кредитная политика и организация центрального банка, а также в области статистики (статистики платежного баланса, денежно-банковской статистики и статистики реального сектора).

Институт МВФ проводит обучение должностных лиц из Беларуси в области финансового программирования и финансовой политики, политики во внешнем секторе, статистики платежного баланса, государственных финансов, а также в других областях. Объединенный венский институт проводит обучение для должностных лиц в области анализа макроэкономической политики, государственных расходов, бухгалтерского учета центральных банков и управления налогово-бюджетной политикой.

Подводя итоги, можно определить 3 основных направления деятельности МВФ в Беларуси:

) взаимодействие с Правительством Республики Беларусь и Национальным банком при подготовке программ экономической политики с акцентом на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики, обменный курс, торговую политику;

) техническая экспертная помощь;

) предоставление, при необходимости, кредитных ресурсов.

Программы сотрудничества РБ с МВФ в области экспертной помощи приведены в Приложении Б.

Взаимодействие с Фондом по указанным направлениям способствует адекватной оценке макроэкономической ситуации в Беларуси, а также позволяет согласованно решать структурные задачи по укреплению экономического роста.

2.2 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Всемирным банком


Республика Беларусь стала членом ВБ в 1992 г. За этот период на реализацию 12 проектов Банк выделил Республике Беларусь кредитные ресурсы на сумму 865 млн долл. США, из которых освоено 603 млн долл. США и погашено 170 млн долл. США. В 2009 - 2010 гг. были утверждены займы на сумму около 550 млн долл. США, или 60 процентов всех займов, привлеченных Республикой Беларусь от ВБ за последние 20 лет. Около 30 национальных программ получили поддержку за счет грантового финансирования на общую сумму 23,7 млн долл. США.

Программа аналитической и консультативной работы Всемирного банка направлена на решение основных задач и реализацию приоритетных направлений реформ.

Были предоставлены или предоставляются консультации по отраслевым вопросам в сфере транспорта, лесного хозяйства, водоснабжения, возобновляемых источников энергии и реформирования пенсионной системы.

Финансируемые за счет средств займов Всемирного банка инвестиционные проекты обеспечивают поддержку национальных программ повышения качества государственной инфраструктуры (см. рисунок 2.1) [14].

Рисунок 2.1 - Объемы предоставленных Всемирным банком займов и кредитов (млн долл. США).

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]

В настоящее время основное внимание в сотрудничестве Всемирного банка с Республикой Беларусь уделяется аналитической и консультативной работе и реализации пяти инвестиционных проектов, которые содействуют ускорению структурных реформ, обеспечивают получение результатов на местном уровне и поддерживают инициативы страны в области повышения энергоэффективности, качества водоснабжения и водоотведения, модернизации дорог и развития инфраструктуры в районах, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС [14].

Перечень проектов, реализуемых при поддержке средств займов Всемирного банка приведен в Приложении В.

Поддержанные Всемирным банком программы уже обеспечили достижение значимых результатов в области развития по таким направлениям, как охрана окружающей среды, энергоэффективность и повышение качества государственных услуг. Например, в результате поддержки за счет средств Всемирного банка:

·        Учащиеся, учителя, врачи и пациенты в настоящее время пользуются услугами 1 000 модернизированных и более надежных зданий учреждений социальной сферы во всех регионах Республики Беларусь;

·        1 800 тонн запасов стойких органических загрязнителей были утилизированы;

·        Разработана Система комплексных экологических разрешений, позволяющая сократить выбросы и загрязнение, и подготовлен первый национальный Кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;

·        85 инициатив гражданского общества получили поддержку Банка за счет средств грантов на цели реализации небольших проектов, которые содействуют развитию, диалогу и сотрудничеству на местном уровне.

Международная финансовая корпорация (МФК) оказывает содействие Республике Беларусь в работе по улучшению инвестиционного климата и содействию развитию частного сектора. МФК поддерживает развитие малых и средних предприятий (далее - МСП) посредством своих инвестиций в реальный сектор экономики и институтов финансового посредничества.

В части финансового сектора МФК поддерживает развитие частного сегмента банковской системы, предоставляя инвестиции и сопутствующие консультационные услуги.

В части реального сектора МФК поддерживает развитие и модернизацию частных компаний в рамках прямых инвестиций и обмена техническим опытом, обращая основное внимание на производственный сектор, агробизнес и повышение энергоэффективности.

В общей сумме МФК уже инвестировала 388 млн долларов США в 40 проектов в различных секторах в Республике Беларусь. По состоянию на конец декабря 2012 года объем средств, выделенных МФК на реализацию проектов в Республике Беларусь, превысил 170 млн долларов США (см. рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Объем инвестиций МФК в проекты различных секторов Республики Беларусь (млн долл. США).

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]

Из рисунка 2.2 видно, что наибольшие объемы вложений МФК приходились на 2011 год (125 млн долл.), а наименьшие - на 2009 год (11 млн долл.). При этом с 2011 года наблюдается отрицательная динамика объемов вложений. Что касается количества проектов, то оно также снизилось.

Программа МФК "Улучшение регулирования бизнеса и содействие привлечению инвестиций" способствует упрощению системы разрешительных процедур для бизнеса. В результате принятия нового законодательства общее количество лицензий сократилось на 60 процентов, что поможет МСП экономить около 7 млн долл. США в год. Эксперты программы также были вовлечены в создание Единого реестра административных процедур, который помог сократить общее число процедур на 19 процентов и стал единым источником информации о процедурах для ведения бизнеса. МФК внедряет программу в партнерстве со Шведским управлением по развитию международного сотрудничества (Sida), Агентством США по международному развитию (USAID) и Министерством финансов Австрии.

Программа МФК "Безопасность пищевой продукции" является частью более масштабной работы, нацеленной на увеличение потенциала в агробизнесе, и вкладом в глобальную пищевую безопасность. Работа сфокусирована на поддержке внедрения международно признанных стандартов безопасности пищевых продуктов. Это помогает белорусским компаниям стать более конкурентоспособными и выйти на новые рынки. Через обучающие программы и семинары программа также работает с правительственными и отраслевыми экспертами. МФК внедряет программу в партнерстве с Министерством финансов Австрии.

Деятельность МФК в финансовом секторе направлена на расширение доступа к финансированию для белорусского малого и среднего бизнеса и поддержку внешней торговли. Пять белорусских банков уже присоединились к Глобальной программе торгового финансирования, которая расширяет возможности банков по оказанию услуг торгового финансирования. В 2011 году МФК также предоставила кредит на 10 млн долл. США ЗАО "МТБанк" для того, чтобы способствовать расширению кредитования МСБ и энергоэффективных проектов.

В 2012 году МФК организовала пакет финансирования в размере 45 млн евро для группы Алютех, крупнейшего частного производителя алюминиевой продукции в Беларуси, чтобы поддержать планы по увеличению экспорта. Финансирование МФК для Алютех, где работает около 3000 сотрудников, также содействует созданию новых рабочих мест по всей цепочке поставок готовой продукции Алютех.

Таким образом, в настоящее время основное внимание в сотрудничестве Всемирного банка с Республикой Беларусь уделяется аналитической и консультативной работе и реализации пяти инвестиционных проектов, которые содействуют ускорению структурных реформ, обеспечивают получение результатов на местном уровне и поддерживают инициативы страны в области повышения энергоэффективности, качества водоснабжения и водоотведения, модернизации дорог и развития инфраструктуры в районах, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

2.3 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Европейским банком реконструкции и развития


Республика Беларусь является полноправным членом ЕБРР с 1992 года. С 1994 года в Республике Беларусь открыто Постоянное представительство Банка. Сотрудничество осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ЕБРР от 19 февраля 1993 г., а также обновляемых раз в три года страновых стратегий, определяющих основные направления деятельности Банка в Беларуси.

Первый заместитель премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И. является управляющим ЕБРР от Республики Беларусь. Головным органом по вопросам сотрудничества с ЕБРР в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 ”О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями" определено Министерство экономики [8].

Обзор деятельности ЕБРР на сегодняшний день

По состоянию на 31 декабря 2012 года ЕБРР подписал в Беларуси 51 проект, чистая стоимость которых в совокупности составляет 1,05 млрд евро, а общая стоимость проектов достигает 1,5 млрд евро. Стоимость текущего портфеля составляет 390 млн. евро, из которых 78 процентов было освоено.

В соответствии с адаптивной стратегией ЕБРР по поддержке развития частного сектора в Беларуси, текущий портфель ЕБРР включает в себя инвестиции преимущественно в частный сектор. Сектор промышленного производства, торговли и АПК (ПТА) - доля которого в текущем портфеле составляет 48 процентов - опередил финансовый сектор в качестве доминирующего в портфеле ЕБРР. В настоящее время портфель ЕБРР включает 19 проектов в секторе ПТА на общую сумму 235 млн евро, в том числе пять проектов в лесохозяйственном секторе Беларуси.

На долю финансового сектора приходятся 45 процентов текущего портфеля ЕБРР. ЕБРР работает с восемью банками-партнерами и является акционером двух из них. ЕБРР предоставил своим банкам-партнерам финансирование для МСП, МСП и ипотечного кредитования, а также доступ к своей Программе содействия развитию торговли (ПСРТ). Оставшаяся часть портфеля ЕБРР (5 процентов) инвестирована в три муниципальных проекта, имеющих выраженную экологическую направленность, и один проект в сфере природных ресурсов (2 процента). [15; 16].

Более подробная структура совокупного объема операций и портфеля проектов ЕБРР в Беларуси по состоянию на 31 декабря 2012 года приведена в Приложении Г.

Реализация предыдущей Страновой Стратегии

В декабре 2009 года ЕБРР утвердил "адаптивную" стратегию для Беларуси, основанную на трех ключевых факторах - показателях политических реформ, показателях экономических и структурных реформ и критериях отраслевых реформ - в целях оценки достигнутого прогресса и стимулирования дальнейших реформ. Адаптивный стратегический подход открыл новые сферы для возможных операций в Беларуси, таких как сотрудничество с государственными банками, приверженными курсу приватизации; предприватизационная поддержка предприятий и банков, а также инвестиции в муниципальный, транспортный и энергетический секторы.

В период действия предыдущей стратегии (с 2010 по 2012 год) ЕБРР профинансировал 28 проектов на общую сумму 439 млн евро. Портфель утроился и составил 390 млн евро, а операционные активы увеличились более, чем в 2 раза и составили 214 млн евро. Деятельность ЕБРР главным образом была сосредоточена на операциях в частном секторе.

В корпоративном секторе банк оказывал поддержку частному предпринимательству и инвестировал около 181 млн евро в 18 проектов. Лесной сектор является хорошим примером реализации подхода по присоединению Европейского Банка к инвестированию в Беларусь. ЕБРР выделил 90 млн евро предприятию Kronospan для строительства завода в Сморгони по производству ДСП и МДФ. Два предприятия в Могилеве, входящие в международные холдинги VMG и SBA, получат 26 млн евро и 5 млн евро соответственно для строительства мебельных фабрик и производства ДСП [17].

Остальные 14 корпоративных проектов состоят из проектов в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, проектов в сфере аграрного бизнеса, проектов в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), фондов акций, операции с недвижимостью и одного проекта природных ресурсов. Средний размер корпоративных проектов (без учета крупных проектов в лесном секторе с зарубежными спонсорами) составлял 4.3 млн евро. Для оказания помощи в подготовке и реализации проекта ЕБРР выделил около 630 тыс. евро в фонды технического сотрудничества.

ЕБРР также поддерживает развитие малых и средних предприятий (далее - МСП) в рамках своей Программы поддержки малого бизнеса (SBS). В ноябре 2011 года при финансовой поддержке Европейского Союза, банк приступил к Программе деловых консультационных услуг (BAS) в Беларуси.

В финансовом секторе, Банк стремился к 1) укрепить финансовое посредничество для обеспечения эффективного финансирования МСП;

) расширить свою Программу по содействию торговле (TFP);

) реализовать в Беларуси Программу повышения энергоэффективности (BELSEFF). За период реализации стратегии ЕБРР подписал два договора по вложениям в акционерный капитал на 2,3 млн евро, открыл шесть кредитных линий МСП на 46,7 млн евро и одну кредитную линию по повышению энергоэффективности на 3 млн евро.

Банк начал реализацию в Беларуси программы BELSEFF по развитию возобновляемых источников энергии объемом 50 млн долл. США в целях содействия инвестициям в устойчивую энергетику в Беларуси. Этот механизм включает кредитные линии для местных банков в целях дальнейшего кредитования промышленных компаний и МСП, осуществляющих проекты в области повышения энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.

В декабре 2012 года ЕБРР предоставил 18,25 млн евро на проекты по сокращению выбросов парниковых газов в Слониме и Барановичах и проект в Витебске по очистке сточных вод перед сбросом их в реки, впадающие в Балтийское море.

Воздействие инвестиционного портфеля ЕБРР на переходный процесс

С декабря 2009 года Беларусь являлась бенефициаром свыше 30 страновых и региональных проектов. Девять из них оценивались с точки зрения их потенциального воздействия на переходный процесс специально для Беларуси. 2,89 процентов из этих операций были предварительно оценены как имеющие "хороший" или "отличный" потенциал воздействия на переходный процесс.

Проект, осуществляемый с участием частного коммерческого банка в рамках Механизма финансирования устойчивой энергетики для Беларуси (БелСЭФФ), был оценен как имеющий "отличный" потенциал воздействия на переходный процесс. Этот проект будет иметь положительный демонстрационный эффект для предоставления частным МСП коммерческого финансирования для реализации мероприятий по повышению энергоэффективности, а также продемонстрирует преимущества энергосбережения и рационального использования энергии, что позволит повысить конкурентоспособность сектора МСП.

Проект, осуществляемый в рамках Программы ЕБРР по содействию развитию торговли с участием частного белорусского банка, также получил оценку "отлично" в связи с ожидаемым увеличением торговой деятельности частного сектора и повышением институционального потенциала за счет широкой программы технической помощи, предназначенной для повышения квалификации сотрудников банка-партнера в области финансирования торговли.

Цели этих девяти проектов в области воздействия на переходный процесс отражают адаптивный стратегический подход ЕБРР. К участию в шести операциях были допущены финансовые посредники в целях поддержки таких целей в области воздействия на переходный процесс, как развитие ММСП (четыре проекта, в том числе один проект, направленный конкретно на финансирование мероприятий по повышению энергоэффективности) и либерализация торговли и доступ к финансированию торговли (два проекта). Две операции в секторе лесного хозяйства направлены на содействие в расширении рынка и передаче профессиональных знаний. Обзорная информация о целях ЕБРР в области воздействия на процесс перехода представлена на рисунке 2.3).

Рисунок 2.3 - Доля операций, предусматривающих достижение определенных целей по воздействию на процесс перехода (декабрь 2009 - 2012 гг.).

Примечание - Источник: [14]

Согласно рисунку 2.3, главными целями операций ЕБРР в Беларуси в области воздействия на процесс перехода были расширение рынка, а также передача навыков и новые методы финансирования.

Портфель ЕБРР в Беларуси имеет хорошие показатели в плане достижения запланированных целей воздействия на процесс перехода. Все 15 операций в активном портфеле ЕБРР находятся - по состоянию на конец 2012 г. - на пути к достижению своего потенциала по воздействию на переходный процесс. Они включают в себя пять действующих операций, которые в настоящее время имеют оценки от 1 до 3, что означает, что они в основном оказали желаемое воздействие на переходный процесс. Это проекты, которые были подписаны четыре-семь лет назад, и в связи с этим близятся к завершению. Остальные десять операций имеют оценки от 4 до 6, которые показывают, что они находятся на пути к достижению своих целей воздействия на переходный процесс. Благодаря успешной реализации проектов до настоящего времени, по состоянию на конец 2012 года портфель действующих проектов в Беларуси оценивается на уровне 3,80, что превышает средний показатель ЕБРР, составляющий 4,05, и целевой показатель, установленный на 2012 год.

Четыре операции, которые были оценены с точки зрения их потенциального воздействия на процесс перехода в Беларуси, были завершены (то есть, кредит по ним был полностью погашен) в период действия предыдущей Стратегии, и все они в конечном итоге оказали запланированное воздействие на переходный процесс. Две из этих завершенных операций, направленные на расширение использования посредников и передачу профессиональных знаний в области финансировании ММСП, оказали "отличное" воздействие на переходный процесс, в то время как остальные две оказали "хорошее" воздействие.

Таким образом, за 20 лет работы Беларуси с ЕБРР в стране был осуществлен 51 проект на общую сумму около 1,5 млрд евро. Чистый объем сделок в этих проектах составил 1,05 млрд евро. Доля Беларуси в проектах ЕБРР остается мизерной - 0,65 процента от его собственных средств. ЕБРР делает акцент не только на стимулировании свободной торговли поддержке малого бизнеса, но и прежде всего на продвижении демократии, улучшении инвестиционного климата, борьбе с коррупцией, установлении качественных практик в управлении и обеспечении прозрачности.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

) Макроэкономическая эффективность кредитов МВФ проявляется в укреплении наших финансовых позиций, стабилизации национальной валюты, снижении инфляции и придании нового импульса структурным реформам.

) За период сотрудничества на реализацию 12 проектов ВБ выделил Республике Беларусь кредитные ресурсы на сумму 865 млн долл. США, из которых освоено 603 млн долл.

) МФК содействует улучшению инвестиционного климата и развитию частного сектора. Она также поддерживает развитие малых и средних предприятий посредством своих инвестиций в реальный сектор экономики и институтов финансового посредничества.

) Инвестиционный портфель ЕБРР в Беларуси показывает хорошие результаты с точки зрения достижения целей, оказывающих воздействие на переходный процесс. Все 15 операций в активном портфеле находятся - по состоянию на конец 2012 г. - на пути к достижению их переходного потенциала.

3. Перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями


Президентом Республики Беларусь были поставлены задачи по активизации привлечения в республику иностранных инвестиций и созданию привлекательного инвестиционного климата с сохранением эффективных государственных механизмов управления экономикой. Один из важнейших факторов, стимулирующих привлечение иностранного капитала в экономику страны, - отношения с международными финансовыми организациями.

Деятельность МВФ в Беларуси направлена на сотрудничество с правительством и Национальным банком при подготовке программ экономической политики с акцентом на налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, обменный курс и торговую политику с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса.

Беларусь реализовала программу stand-by, поддержанную кредитом МВФ на $3,5 млрд., в период с января 2009 года по апрель 2010 года. Это позволило стране обеспечить положительную динамику по ряду позиций в экономике и денежно-кредитной сфере. С тех пор республика неоднократно заявляла о заинтересованности в реализации новой совместной программы с МВФ.

По словам главы миссии, МВФ продолжит оказывать Беларуси техническую помощь, однако говорить о новой программе сотрудничества, в рамках которой республике может быть предоставлены кредиты, пока преждевременно. Как отметил Дэвид Хофман, для обсуждения новой программы необходимо, чтобы Беларусь решила два вопроса. Во-первых, чтобы белорусское правительство представило МВФ "действительно надежные, внушающие доверие обязательства, принятые всеми ветвями власти", гарантирующие выполнение комплекса экономических мер. А во-вторых, необходимы внушающие доверие обязательства властей страны по проведению глубоких структурных реформ. Пока такие обязательства Беларусь не предоставила [12].

Немаловажное значение для Республики Беларусь имеют взаимоотношения с Группой Всемирного банка.

Группа Всемирного банка готовит стратегию для работы с Республикой Беларусь в предстоящие четыре года. В этой Стратегии партнерства Группы Всемирного банка для Республики Беларусь описывается уровень и вид поддержки, которую будет предоставлять Банк стране и которая будет тесно взаимоувязана с потребностями людей и приоритетами страны в области развития.

Предлагаемая стратегия будет основываться на калиброванном подходе, причем основной акцент будет сделан на повышении:

·        конкурентоспособности экономики посредством структурных реформ;

·        качества услуг государственной инфраструктуры, распоряжения ресурсами сельского и лесного хозяйства и глобальных общественных благ;

·        конечных результатов человеческого развития за счет обеспечения более качественными услугами образования, здравоохранения и социальными услугами.

В рамках этого процесса Банк проводит ряд консультаций с ключевыми заинтересованными сторонами для ознакомления с широким кругом мнений относительно приоритетов Республики Беларусь в области развития, сложных задач, стоящих перед страной, и путей их решения.

Эксперты Всемирного банка подготовили или готовят ряд диагностических докладов о модели экономического роста Беларуси, ее системе государственных финансов и регулировании финансовых рынков, чтобы заложить основу для необходимого углубления структурных реформ.

Были предоставлены или предоставляются консультации по отраслевым вопросам в сфере транспорта, лесного хозяйства, водоснабжения, возобновляемых источников энергии и реформирования пенсионной системы.

К числу ожидаемых результатов относятся:

·        Реконструкция участка автодороги между г. Минском и г. Бобруйском путем переоборудования к 2014 году имеющихся двухполосных участков дороги общей протяженностью 53 км в четырехполосную автомагистраль обеспечит снижение автотранспортных издержек пользователей дорог на 6 процентов и позволит сохранить не менее семи человеческих жизней в год;

·        Строительство в г. Гродно современного завода по механической сортировке отходов к концу реализации проекта позволит избежать захоронения на полигоне 20 тыс. тонн отходов. Соответствующая информационная кампания к 2016 году обеспечит участие 80 процентов жителей г. Гродно в программе раздельного сбора отходов по сравнению с 16 процентами до реализации данного проекта;

·        300 тыс. человек, проживающих в 20 районах страны, будут надежно обеспечены чистой водой к 2014 году;

·        Переоборудование 6 районных тепловых котельных в ТЭЦ позволит обеспечить к 2014 году ежегодную экономию природного газа в объеме 90 миллионов кубических метров. Ожидается, что эффективность производства тепловой и электрической энергии повысится на 30%;

·        250 тыс. учащихся, учителей, пациентов и медработников к концу 2013 года будут пользоваться услугами учреждений, в которых произведена замена изношенных котлов и систем теплоснабжения, установлены новые окна, более эффективное осветительное оборудование и теплоизоляция, улучшено теплоснабжение и горячее водоснабжение [14].

Всемирный банк и Фонд работают в Беларуси в тесном сотрудничестве и поддерживают очень хорошие отношения. МВФ играет ключевую роль на макроуровне, в то время как внимание Всемирного банка сосредоточено на вопросах структурных реформ, энергоэффективности, социальной сферы и охраны окружающей среды. Всемирный банк и Фонд осуществляют совместную деятельность по ключевым налогово-бюджетным и структурным вопросам. Примерами отличного сотрудничества данных двух институтов служит совместная работа над "Обзором государственных расходов” (ОГР), "Программой оценки финансового сектора" (ПОФС) и "Страновым экономическим меморандумом” (СЭМ).

Международная финансовая корпорация принимает активное участие в консультативной работе в Беларуси с 1993 года. Наибольший интерес для МФК в республике представляет финансовый сектор. Также в список приоритетных входят пищевая промышленность, аграрный сектор и сфера информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

К примеру, в рамках программы МФК "Безопасность пищевой продукции в Республике Беларусь" (Июнь 2010 - Июнь 2013), которая является частью более широкомасштабной работы, нацеленной на содействие максимальному развитию потенциала агробизнеса и обеспечение продовольственной безопасности в мире, особое внимание уделяется поддержке отечественных производителей пищевых продуктов в части внедрения международно признанных стандартов безопасности пищевых продуктов.

Ожидаемые результаты:

·        Увеличение количества и повышение инвестиционной привлекательности компаний с действующей системой менеджмента безопасности пищевых продуктов;

·        Усиление потенциала белорусских экспертов в сфере пищевой безопасности;

·        Снижение количества заболеваний, передающихся через пищу;

·        Повышение уровня продаж компаний-партнеров на местных и зарубежных рынках;

·        Снижение административных издержек в результате совершенствования системы регулирования и контроля [18].

Также перспективым является двустороннее сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития. ЕБРР сосредоточит свой стратегический подход на тех областях, где он может принести наибольшую пользу частному предпринимательству и белорусскому народу.

ЕБРР будет по-прежнему уделять основное внимание содействию развития частного сектора во всех секторах экономики, как напрямую, так и косвенно, с особым упором на обрабатывающую промышленность и АПК. Приоритеты ЕБРР в этой области будут включать: поддержку прозрачной приватизации государственных предприятий и активов с условием, что центральные органы государственной власти страны не будут получать прямых финансовых выгод в результате этих инвестиционных операций ЕБРР; помощь банкам-партнерам в углублении использования финансовых посредников в неосвоенных сегментах и географических районах и улучшение доступа к финансированию для ММСП; использование стратегического диалога для дальнейшего вовлечения властей в проведение структурных реформ в целях поддержки развития частного сектора и улучшения инвестиционного климата в стране.

Для поддержки развития частного сектора, ЕБРР будет продолжать предоставлять долговое и акционерное финансирование во всех секторах компаниям, которые не являются компаниями с преобладающей долей государственной собственности. Учитывая потенциал Беларуси в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, ЕБРР будет уделять особое внимание этим секторам. Он также будет продолжать оказывать поддержку местным и иностранным инвесторам для поддержания долгосрочных инвестиционных программ, способствующих продвижению вверх по стоимостной цепочке. ЕБРР также предоставит долгосрочное финансирование оптовому и розничному секторам.

Для повышения конкурентоспособности сектора МСП программа Группы поддержки малого бизнеса (SBS) будет оказывать поддержку МСП для совершенствования навыков местного управления, бизнес-планирования и достижения международной сертификации, сочетающей консультации и менторство на уровне предприятий по развитию устойчивой инфраструктуры поддержки МСП на уровне рынка. Европейский Банк будет расширять свою деятельность по поддержке МСП в ключевых секторах посредством Программы деловых консультационных услуг (BAS) и Программа развития предприятий (EGP).

В целях продвижения коммерциализации финансового сектора ЕБРР будет оказывать поддержку деятельности частных и иностранных банков и способствовать их росту, а также рассмотрит возможность оказания содействия небанковским кредитно-финансовым учреждениям в плане дальнейшего расширения доступа к финансированию для частного сектора. ЕБРР увеличит долю кредитов на цели финансирования торговли, предоставляемых конечным заемщикам из частного сектора, с целью достижения стопроцентной ориентации на частный сектор.

В целях обеспечения повышения энергоэффективности экономики с течением времени, ЕБРР планирует предложить белорусским компаниям новые инструменты через партнерские банки, а также предоставить участвующим учреждениям поддержку в виде технического сотрудничества для развития необходимого кадрового потенциала и профессиональных знаний. ЕБРР установит верхний предел для кредитования государственных предприятий из средств кредитных линий ЕБРР, предоставляемых на цели повышения энергоэффективности, на уровне 30 процентов от всей суммы кредитной линии.

Возможности вовлечения частного сектора в сектора энергетики и инфраструктуры скорее всего останутся ограниченными в течение следующего периода Стратегии. ЕБРР будет стремиться обеспечить долговое и акционерное финансирование стратегическим инвесторам в этих секторах. В контексте своих инвестиционных проектов, Европейский Банк будет осуществлять проверку энергоэффективности своих корпоративных клиентов. ЕБРР также будет стремиться оказывать поддержку частным энергосервисным компаниям (ESCO), экспедиторам, а также поставщикам логистических услуг.

Опираясь на свой опыт в муниципальном секторе водоотведения, ЕБРР может рассмотреть возможность расширения действующего Механизма финансирования экологической инфраструктуры с включением в него других муниципалитетов и (или) участия в других муниципальных секторах, которые оказывают благоприятное воздействие на окружающую среду и напрямую приносят ощутимую пользу местному населению, в таких вопросах, как переработка твердых отходов. Стратегический диалог по вопросам структурных реформ будет оставаться неотъемлемой частью деятельности ЕБРР в муниципальном секторе.

Поддержка реформы и развития в этих ключевых секторах позволит максимально увеличить потенциальную отдачу от деятельности ЕБРР для содействия достижению дальнейшего прогресса в переходе Беларуси к рыночным принципам и стандартам в экономике, а также улучшению общих условий деятельности частных компаний и оздоровлению инвестиционного климата в целях стимулирования ускоренного притока прямых иностранных инвестиций в Беларусь.

Сотрудничество с международными финансовыми организациями оказывает значительное влияние на развитие экономики страны. Кредиты, предоставляемые МФО, способствуют развитию различных секторов экономики. Дальнейшее развитие отношений МВФ, ВБ и ЕБРР с Республикой Беларусь увязывается с процессом реальных реформ в экономике республики, направленных на постепенный переход к рыночной экономике. В последние годы Беларусь демонстрирует большую открытость к сотрудничеству с международными финансовыми учреждениями в вопросах разработки и проведения рыночных реформ. Это значит, что, сочетая готовность к сотрудничеству со стороны государства и позитивную направленность изменений, можно добиться значительных результатов в области перехода к рынку.

Заключение


Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает совокупность международных финансовых организаций. В данной работе рассматривались такие МФО, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития.

Проведенный анализ МФО позволяет сделать следующие выводы:

Международный валютный фонд:

Сотрудничество с МВФ чрезвычайно важно для нашей республики, так как именно благодаря МВФ в нашей стране было создано казначейство, разработан первый план проекта Банковского Кодекса, проведен всесторонний анализ валютной системы.

Макроэкономическая эффективность кредитов МВФ проявляется в укреплении наших финансовых позиций, стабилизации национальной валюты, снижении инфляции и придании нового импульса структурным реформам. К примеру, кредиты МВФ повлияли на:

стабилизацию цен на рынке товаров и услуг в 1995-2000 гг. - индекс потребительских цен снизился с 809,3 до 161,1;

уровень безработицы в стране во время реализации программы стенд-бай в 2009-2010 гг. - он снизился на 0,2 процентных пункта;

Программа кредитования стенд-бай, завершившаяся в апреле 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, избежать кризиса платежного баланса, а также предотвратить рецессию и сохранить низкий уровень безработицы.

Дальнейшее сотрудничество МВФ с Республикой Беларусь будет реализовываться по трем основным направлениям:

взаимодействие с Правительством Республики Беларусь и Национальным банком при подготовке программ экономической политики с акцентом на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики, обменный курс, торговую политику;

техническая экспертная помощь;

предоставление, при необходимости, кредитных ресурсов.

Всемирный Банк:

За период сотрудничества на реализацию 12 проектов Банк выделил Республике Беларусь кредитные ресурсы на сумму 865 млн долл. США, из которых освоено 603 млн долл.

В настоящее время основное внимание в сотрудничестве Всемирного банка с Республикой Беларусь уделяется аналитической и консультативной работе и реализации пяти инвестиционных проектов, которые содействуют ускорению структурных реформ, обеспечивают получение результатов на местном уровне и поддерживают инициативы страны в области повышения энергоэффективности, качества водоснабжения и водоотведения, модернизации дорог и развития инфраструктуры в районах, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Международная финансовая корпорация (МФК) оказывает содействие Республике Беларусь в работе по улучшению инвестиционного климата и содействию развитию частного сектора. МФК поддерживает развитие малых и средних предприятий посредством своих инвестиций в реальный сектор экономики и институтов финансового посредничества.

В общей сумме МФК уже инвестировала 388 млн долларов США в 40 проектов в различных секторах в Республике Беларусь.

ЕБРР:

1) За 20 лет работы Беларуси с ЕБРР в стране был осуществлен 51 проект на общую сумму около 1,5 млрд. евро. Чистый объем сделок Банка в этих проектах составил 1,05 млрд. евро. Доля Беларуси в проектах Банка остается мизерной - 0, 65% от собственных средств Банка.

) Европейский банк реконструкции и развития стремится поддерживать диалог с правительством и неправительственными организациями для улучшения инвестиционного климата частных предпринимателей с надеждой поощрения политической и экономической реформы.

) ЕБРР делает акцент не только на стимулировании свободной торговли поддержке малого бизнеса, но и прежде всего на продвижении демократии, улучшении инвестиционного климата, борьбе с коррупцией, установлении качественных практик в управлении и обеспечении прозрачности.

) Европейский банк готов включиться во все эти трансформации, видя потенциал в нашей стране. В его программах присутствуют консультации по приватизации и либерализации, обучение новым навыкам и методам финансирования, консалтинговая и техническая поддержка. Пока государство будет господствовать в экономике и других сферах жизни страны, ЕБРР не будет финансировать государственные проекты. В первую очередь правительство Республики Беларусь должно быть заинтересованно в сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития. Только в случае начала реформ в стране, сюда пойдут инвестиции, больше чем были, потому что стратегии ЕБРР предусматривают большее финансирование и расширение своей деятельности в стране.

Сотрудничество с международными финансовыми организациями оказывает значительное влияние на развитие экономики страны. Кредиты МФО способствуют развитию различных секторов экономики. Дальнейшее развитие отношений МВФ, ВБ и ЕБРР с Республикой Беларусь увязывается с процессом реальных реформ в экономике республики, направленных на постепенный переход к рыночной экономике. В последние годы Беларусь демонстрирует большую открытость к сотрудничеству с международными финансовыми учреждениями в вопросах разработки и проведения рыночных реформ. Это значит, что, сочетая готовность к сотрудничеству со стороны государства и позитивную направленность изменений, можно добиться значительных результатов в области перехода к рынку.

Список использованных источников


1.      Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учеб. пособие / Л.Н. Красавина, Д.В. Смыслов, С.А. Былиняк [и др.]; под ред.Л.Н. Красавиной. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2000. - 595 с.

2.      Boli J. Thomas, George M. World Culture in the World Polity: A Century of International Non-Governmental Organization / American Sociological Review. - 1997. - 31 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://uchebnik-online.com/131/865.html> - Дата доступа: 26.03.2013.

3.      Международные финансы: учеб. пособие / И.Н. Жук, Е.Ф. Киреева, В.В. Кравченко; под общ. ред. И.Н. Жук. - Мн.: БГЭУ, 2001. - 149 с.

.        Статьи соглашения Международного Валютного Фонда, 22 июля 1944г.: в ред. от 15 дек. 2010г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр”, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

.        Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова [и др.]; под общ. ред.Г.И. Кравцовой. - 2-е. Мн.: БГЭУ, 2007. - 444 с.

.        Годовой отчет МВФ 2012/Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ar/2012/pdf/ar12_rus. pdf - Дата доступа: 25.04.2013.

.        МВФ информационная справка / Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/np/exr/facts/rus/glancer. pdf - Дата доступа: 21.04.2013.

.        Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 окт. 2002 г., № 1504 ”О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями": в ред.8 окт. 2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр”, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

.        Международный валютный фонд / Министерство иностранных дел РБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfa.gov. by/mulateral/organization/list/a96aad9808506c51.html Дата доступа: 21.04.2013.

.        Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov. by/ - Дата доступа: 20.04.2013.

.        Томский А. МВФ помог избежать худшего /А. Томский // Валютное регулирование и ВЭД. - 2010. - №1. - 45-51.

.        МВФ передал Белоруссии 700 миллионов долларов / информационный портал internet. bibo. kz [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://internet. bibo. kz/340900-mvf-peredal-belorussii-700-millionov-dollarov.html - Дата доступа: 28.03.2013.

.        Ярошук А. Миссия МВФ невыполнима / Ассоциация профсоюзов "Белорусский Конгресс Демократических Профсоюзов" (БКДП) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bkdp.org/index. php? area=1&p=news&newsid=1584 - Дата доступа: 19.04.2013.

.        Партнерство Группы Всемирного банка и Республики Беларусь: Обзор Страновой программы 2013г. / Всемирный банк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/Belarus-Snapshot-rus. pdf - Дата доступа: 15.04.2013.

15.    Strategy for belarus. As approved by the Board of Directors on 12 March 2013 // Европейский банк реконструкции и развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ebrd.com/russian/downloads/country/strategy/belarus. pdf - Дата доступа: 28.03.2013.

.        Стратегия для Беларуси Утверждена на заседании Совета директоров 10 декабря 2009 г. Европейский банк реконструкции и развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ebrd.com/downloads/about/policies/2009-12-10,_Strategy_for_Belarus-_Russian_web. pdf - Дата доступа: 21.04.2013.

.        Представитель ЕБРР в Беларуси: Сначала реформы, потом кредиты / информационный портал Deutsche Welle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dw. de/представитель-ебрр-в-беларуси-сначала-реформы-потом-кредиты/a-16683379 - Дата доступа: 19.04.2013.

.        Консультативная программа МФК в Европе и Центральной Азии: Программа "Безопасность пищевой продукции в Республике Беларусь" / IFS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vetnadzor. ucoz.org/IFC_Brochure_legislation_EU_Belarus. pdf - Дата доступа: 19.04.2013.

.        Республика Беларусь. Четвертый обзор в рамках договоренности о кредите "стэнд-бай" / Сайт МВФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/index. htm. - Дата доступа: 19.04.2013.

.        Доклад персонала к консультациям 2012 года по Статье IV и второму обсуждению мониторинга в постпрограммный период / Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/scr/2012/cr12113r. pdf - Дата доступа: 19.04.2013.

Приложения


Приложение А

Таблица - Потенциал погашения задолженности перед МВФ Республикой Беларусь


2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Операции по выкупу и сборы МВФ








В млн. СДР

8,2

45,2

50,6

297,7

1115,0

893,4

57,0

В млн. долл. США

12,6

70,0

78,2

460,3

1724,9

1382,7

88,1

В % от экспорта товаров и нефакторных услуг

 0,1

 0,3

 0,3

 1,4

 4,4

 3,0

 0,2

В % от общей суммы обслуживания долга

0,8

3,8

3,6

14,2

32,8

25,9

1,8

В % от квоты

2,1

11,7

13,1

77,0

288,5

231,2

14,7

В % от валовых международных резервов

 0,2

 0,8

 0,9

 4,9

 18,8

 13,6

 0,7

Непогашенный кредит МВФ








В млн. СДР

1831,6

2269,5

2269,5

2020,6

940,6

54,7

0,0

В млн. долл. США

2897,9

3511,1

3507,7

3125,0

1455,4

84,7

0,0

В % от экспорта товаров и нефакторных услуг

11,7

13,7

11,9

9,2

3,7

0,2

0,0

В % от квоты

474,0

587,3

587,3

522,9

243,4

14,2

0,0

В % от валовых международных резервов

 51,3

 40.6

 39,3

 33,6

 15,9

 0,8

 0,0

Справочные статьи








Экспорт товаров и нефакторных услуг (млн. долл. США)

24801

25630

29444

33950

39457

45944

53319

Обслуживание долга (млн. долл. США)

1534

1845

2203

3252

5282

5344

4894

Квота (млн. СДР.)

386,4

386,4

386,4

386,4

386,4

386,4

386,4

Квота (млн. долл. США)

596,0

598,8

597,2

597,5

597,8

598,0

597,9

Валовые международные резервы (млн. долл. США)

 5653

 8653

 8922

 9313

 9165

 10153

 12987

Долларов США за 1 СДР (в среднем за период)

1,543

1,550

1,545

1,546

1,547

1,548

1,547

Долларов США за 1 СДР (на конец периода)

1,582

1,547

1,546

1,547

1,547

1,548

1,547


Примечание - Источник: [19]

Приложение Б

Таблица - Направления технической помощи МВФ в Беларуси в 2006-2012 гг.

Департамент контрагент

Тема

Сроки

ДДК

Банковский надзор

Февраль-март 2012 года

ДДК

ТП по Банку развития

Октябрь-ноябрь 2011 года

ДДК

Банковский надзор

Октябрь 2011 года

ДДК

Надзор на основе риска

Апрель 2011 года

ДДК

Банковский надзор: выездные проверки

Сентябрь 2010 года

ДДК

Банковский надзор: система раннего предупреждения, управление рисками

Март-апрель 2010 года

ДДК

Укрепление независимости центрального банка

Март 2010 года

ДДК

НБРБ и рефинансирование банков

Ноябрь 2009 года

ДДК

Банковское регулирование: классификация кредитов и положения о формировании резервов

Апрель 2009 года

ДДК

Денежно-кредитная политика: прогнозирование и анализ политики

Февраль-март 2009 года

ДДК

Режим обменного курса, валютные операции

Декабрь 2008 года

ДДК

Обновленная оценка ФСАП

Сентябрь 2008 года

ДДК

Финансовая стабильность и управление внешним долгом

Январь 2008 года

ДДК

Банковский надзор: вопросы финансовой стабильности, стресс-тесты

Июль 2007 года

ДДК

Построение системы для прогнозирования и анализа политики

Июнь 2008 года

ДДК

Совершенствование прогнозирования и анализа политики

Май 2007 года

ДДК

Банковский надзор: выездные проверки

Апрель 2007 года

ДДК

Банковский надзор: стресс-тесты, финансовая стабильность

Март 2007 года

ДДК

Страховой надзор

Март 2007 года

ДБВ

Системы социальной защиты

Ноябрь 2011 года

ДБВ

Программно-целевой метод составления бюджета и система среднесрочного планирования бюджета

Март-апрель 2011 года

ДБВ

Налоговое администрирование

Сентябрь 2010 года

ДБВ

Налоговая политика

Апрель 2010 года

ДБВ

Рационализация расходов

Март 2010 года

ДБВ

Реформа налоговой системы

Октябрь 2009 года

ДБВ

Введение системы среднесрочного планирования бюджета

Март 2008 года

СТА

Многопрофильная статистическая миссия

Октябрь-ноябрь 2010 года

СТА

Статистика национальных счетов

Январь 2008 года

СТА

Статистика платежного баланса и внешнего сектора

Январь 2008 года

СТА

Статистика государственных финансов Сентябрь-

Сентябрь-октябрь 2007 года

СТА

Статистика национальных счетов

Октябрь 2006 года


Примечание - Источник: [20]

Приложение В

Таблица - Перечень проектов, реализуемых при поддержке средств займов Всемирного банка (млн долларов США)

Источник финансирования

Сумма (млн долл. США)

Освоено средств

Неизрасходованные средства

Дата завершения

Проект "Реабилитация районов пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Заем МБРР 4821

50

43,8

0

31 декабря 2013 г.

Заем МБРР 7960

30

20,6

9,4


Проект "Усовершенствование и модернизация автомобильной дороги"

Заем МБРР

150

68,3

81,7

30 ноября 2014 г.

1

2

3

4

5

Проект "Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь"

Заем МБРР 7698

125

49,8

75,2

31 декабря 2014 г.

Проект "Развитие систем водоснабжения и водоотведения"

Заем МБРР 7589

60

20,9

39,1

31 декабря 2014 г.

Комплексный проект "Обращение с твердыми бытовыми отходами в Республике Беларусь"

Заем МБРР

42,51

1,1

41,4

30 декабря 2016 г.

Глобальный Экологический Фонд

5,50

4,3



Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]

Приложение Г

Таблица - Структура совокупного объема операций и портфеля проектов в Беларуси по состоянию на 31 декабря 2012 года

СЕКТОР

ЧИСТЫЙ НАКОПЛЕННЫЙ ОБЪЕМ ОПЕРАЦИЙ

ТЕКУЩИЙ ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ

Сумма в млн. евро

Число проектов

Подписано ЕБРР

Доля ЕБРР в общей стоимости проектов (в %)

Число проектов

Портфель

%портфеля

Операционные активы

% операционных активов

Энергетика

2

38

4%

1

8

2%

0

0%

Природные ресурсы

1

8

1%

1

8

2%

0

0%

Энергетика

1

30

3%

0

0

0%

0

0%

Финансовые институты

23

717

68%

13

176

45%

78

36%

Вложения в капитал банков

2

9

1%

1

3

1%

3

2%

Кредитование банков

6

648

62%

3

148

38%

51

24%

Страхование, финансовые услуги

0

0

0%

0

0

0%

0

0%

Малый бизнес

15

60

6%

9

25

6%

24

11%

ПТА

22

235

22%

19

188

48%

136

64%

АПК

6

31

3%

5

21

5%

11

5%

Фонды прямых инвестиций

2

10

1%

2

10

3%

2

1%

Телекоммуникации, информатика и СМИ

3

34

3%

2

5

1%

4

2%

Промышленность и услуги

10

151

14%

9

144

37%

115

54%

Недвижимость и туризм

1

9

1%

1

9

2%

5

2%

Инфраструктура

4

60

6%

3

18

5%

0

0%

МЭИ

3

18

2%

3

18

5%

0

0%

Транспорт

1

41

4%

0

0

0%

0

0%

ИТОГО

51

1,049

100%

36

390

100%

214

100%


Примечание - Источник: [14]

Похожие работы на - Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!