фях бакуфу (правительства сегуна) - 44. В 1856 г. был спущен на воду первый в Японии пароход.
Все это свидетельствовало о начале промышленного переворота. Однако, в условиях феодального режима фабричная система развивалась медленно. Ввоз в Японию иностранных промышленных товаров приводил к разорению домашней промышленности и городского ремесла. Разорившиеся мелкие товаропроизводители пополняли рынок рабочей силы для развивавшегося мануфактурного и фабричного производства. Следовательно, внешний фактор, насильственное вовлечение страны в мировую торговлю - ускорял процессы формирования капиталистического хозяйства. Вместе с тем внешняя торговля становилась фактором, приводящим к дезорганизации экономики. Массовый экспорт сельскохозяйственной продукции вызывал повышение цен на внутреннем рынке. Удорожание сырья поставило в затруднительное положение ведущие отрасли промышленности - хлопчатобумажную и шелкоткацкую. На потребительском рынке из-за роста цен на продовольствие сложилась крайне острая ситуация.
Накопление капиталов в стране было затруднено спекуляцией на золоте и серебре, неэквивалентным обменом. Для иностранных компаний и частных лиц все более прибыльным становились операции по обмену серебра на золото с вывозом последнего, поскольку курс серебра по отношению к золоту в Японии был в три раза выше, чем на мировом рынке. Массовая утечка золота подрывала финансовую систему государства и способствовала повышению цен на внутреннем рынке. Пассивный баланс внешней торговли отражал ее неэквивалентный характер: сельскохозяйственная продукция вывозилась по ценам ниже мировых, а ввозимые промышленные товары из-за высоких пошлин реализовывались по более высоким ценам.
В условиях экономического кризиса, краха государственных финансов, угрозы иностранного порабощения в Японии возникло мощное движение изъявляющее негативное отношение к проникновению на территорию государства иностранных капиталов и культуры, наблюдался рост антиправительственных выступлений - в которых принимали участие самые широкие слои населения, что приводит к порождению стремления к независимости и модернизации - которые дадут Японии возможность сравниться с иностранными государствами.
.2 Буржуазная революция 1868 г.
В 1868 г. в результате буржуазной революции в Японии была уничтожена система сегуната и восстановлена императорская власть. С этого момента в историческом развитии Японии начался новый период, получивший название «Мейдзи» - просвещенное правление. В этот период осуществлялись крупные реформы в политической, экономической и идеологической сферах жизни японского народа, но положение народа, в частности крестьян не улучшилось.
Правители провинций лишились феодальных привилегий, были упразднены все государственные регламентации занятий и профессий, ликвидированы цеховой строй, гильдии и клановые монополии. Правительство отменило сословное неравноправие в хозяйственной деятельности, объявило свободу торговли и передвижения людей. Были упразднены все внутренние таможни и установлена единая денежная система, что способствовало формированию единого национального рынка. С целью централизации власти в 1871 г. в соответствии с указом императора были уничтожены княжества и образованы префектуры.
В 1872-1873 гг. была проведена аграрная реформа. Сущность ее сводилась к устранению земельной собственности князей и самураев и введению права частной собственности на землю. Земля без выкупа закреплялась на правах частной собственности за ее фактическими владельцами. Реформа отменяла запрет на продажу земли, вводила единый поземельный налог в денежной форме. Аграрная реформа не решила все противоречия феодального устройства японской деревни, но в то же время значительно повлияла на ее капиталистическое развитие и становление промышленного капитализма.
В конце XIX века в Японии при незавершённой буржуазной революции 1868г. сложилось государственное устройство буржуазно-помещичьего типа, похожее на германскую империю. Земля стала частной собственностью тех, кто ею фактически распоряжался. Этот строй сумел буквально за несколько десятилетий превратить раздробленную полуколониальную страну в мощную индустриально-аграрную державу. Реформы способствовали быстрому росту капиталистических государственных и частных предприятий. На деньги от налогов государство строило заводы, судоверфи, которые потом отдавало частным фирмам за 20-30% их стоимости. Помещики, купцы занимающиеся промышленной деятельностью получали щедрые субсидии, дешёвые займы, освобождение от налогов.
Так государство было инвестором и особое внимание уделялось строительству крупных металлургических и машиностроительных заводов в целях модернизации армии и флота.
Япония широко использовала технические достижения Западной Европы и США, успешно училась у них организации капиталистического производства. В конце XIX начале XX века в стране завершился промышленный переворот и её промышленность стала развиваться во много раз быстрее чем в Западно-Европейских странах, хотя доля Японии в мировом производстве была ещё не велика.
В то время как Япония проводила модернизацию после Реставрации Мэйдзи (1868), внимательно изучались американские и европейские технологии в сельском хозяйстве, как и в других отраслях. Однако, так как в силу природных условий земля в Японии весьма отличается от западной, простое перенесение иностранных технологий часто не работало как в аграрной сфере, так и в других. Например, несмотря на то, что в начале периода Мэйдзи были предприняты серьезные попытки завезти новые виды зерновых, фруктовых деревьев, цветов, домашних животных и сельскохозяйственных инструментов, за редким исключением эти эксперименты провалились. Во многих случаях эти овощи и фруктовые деревья, которые давали основной урожай для продовольственной сферы в Америке и Европе, в Японии поражались болезными и насекомыми.
.3 Период Эдо
Император переезжает в Эдо, который позднее переименован в Токио. Феодальный вотчины ликвидированы, страна разделена на префекты с назначаемыми чиновниками. С помощью прусских советников создана современная армия, для ее вооружения государство основывает современные промышленные предприятия. В 1872 г. открывается первая линия железной дороги, вводится национальная валюта - йона, налоги отныне собираются в денежной форме.
Для подготовки кадров вводится в 1872 г. обязательное начальное образование, открываются технические школы.
Условия японского сельского хозяйства в период Эдо впечатляюще изменились. С появлением большого количества крупных и мелких городов, среди которых главенствовали Эдо и Осака, процент населения, не занятого в сельском хозяйстве, увеличивался, и от фермеров требовали производить все больше и больше. Были усвоены интенсивные методы ведения сельского хозяйства и производительность труда возросла. Хотя тяжелый труд прославлялся как добродетель, более половины произведенного риса забиралось в качестве арендной платы за землю, и часто фермеры оставались с запасами, которые не могли удовлетворить их потребности. Также дело обстояло с пшеницей, ячменем и просом.
В эпоху Эдо сельскохозяйственное производство с помощью трех основных стремительных отраслей: разработка земель, удобрения и растениеводство. Во второй половине этого периода разработка рисовых полей была ускорена с помощью строительства ирригационных каналов. Некоторые системы ирригации и насыпи сохранились вплоть до 1980-х, что показывает высоту достигнутого уровня инженерных стандартов того времени. Такие же технологии были использованы при строительстве городских водопроводных сооружений, но детали их конструкции неизвестны. Удобрения были выгодны для превращения пустынных земель в плодородные поля и увеличения урожая существующих хозяйств.
В древние времена обычной практикой было использование листьев и травы для компоста, однако, чтобы удовлетворить спрос на сельскохозяйственную продукцию того периода, необходим был более быстрый метод, и основным источником удобрений стали естественные отходы людей. С развитием городов этот метод избавления от отходов оказался выгодным как для сельского, так и для городского населения.
Несмотря на то, что в те времена еще не существовало генетики, экспериментальным путем были получены новые виды зерновых с превосходными качествами, особенно в случае риса. Одним из преимуществ их выведения было то, что новые разновидности обеспечивали увеличение урожая без повышения спроса на труд. Также процветало выращивание зерновых для прямой продажи на рынке, что сближало сельское хозяйство и торговлю.
Продолжающийся мир способствовал оживлению городских улиц даже в ночное время, поэтому для освещения потреблялось огромное количество масла. Ламповое масло выжималось из рапсовых семян, процеженные остатки утилизировались как удобрения. Это один из примеров многих путей, которыми городская и сельская местность становились взаимозависимыми.
В результате внимание было перенесено обратно на рис как основной вид выращиваемых зерновых и на развитие интенсивных методов ведения хозяйства. Японские фермы оставались относительно небольшими. В то время как подходящие, по крайней мере, новые научные знания и технологии усваивались с энтузиазмом. Раскрытие биологических свойств растений и химического состава почвы, к примеру, привело к развитию химических удобрений, которые постепенно вытеснили природные добавки; особенно широко было распространено использование сульфата аммония, содержащего нитроген. Процветало растениеводство вместе с новыми разновидностями гибридизации.
Так как введение и полномасштабное использование этих технологий требовало оборудования, недоступного большинству фермеров, аграрные экспериментальные станции были построены для выведения большинство важных видов растений. Удобрения пользовались высоким спросом и стали очень прибыльными товарами. Часть мануфактур выросла в основные корпорации.
Промышленный переворот в хозяйстве Японии начался в 50-70-е гг. XIX в. и имел ряд особенностей. Япония не обладала необходимым первоначальным капиталом и техническим потенциалом для промышленного переворота. Вследствие этого в стране получил развитие казенный капитализм, т.е. само правительство выступило в роли инициатора определения источников первоначального накопления капитала. Был изменен порядок взимания поземельного налога, что способствовало укреплению государственной казны. Средства государственной казны в основном шли на поддержку и развитие промышленности и транспорта. Используя иностранные технические достижения, правительство на казенные средства строило фабрики, заводы, судовые верфи и другие объекты хозяйственной деятельности. Кроме того, правительство активно поддерживало и частное предпринимательство, используя в этих целях субсидии в тех отраслях, в которых оно было заинтересовано.
Для промышленного переворота большое значение имело государственное предпринимательство, которое получило развитие главным образом при строительстве крупных военных предприятий, оснащенных передовой техникой и новыми технологиями. Для эффективного управления процессом технического и инновационного развития экономики страны был создан Департамент промышленности. Государство взяло на себя основные затраты по организации технически сложных и новых производств. При этом приоритетными отраслями экономики были военные производства, обеспечивающие решение задачи превращения Японии в мощную военно-индустриальную державу.
Кроме того, начиная с 1880-х годов, созданные государством промышленные предприятия очень дешево продаются частному капиталу.
Государство уделяло большое внимание развитию текстильной, пищевой, стекольной промышленности, производству строительных материалов, транспорта. Широко использовались государственные заказы, передача производственных фондов на безвозмездной основе, фискальная поддержка частных предприятий, выполнявших эти заказы. Таким образом, особенностью промышленного переворота 1870-х гг. являлось перемещение капиталов из аграрного сектора экономики в промышленный при активной роли государственного предпринимательства.
В 1880-е гг. началась реализация новой экономической политики, направленной на стимулирование и поддержку частного предпринимательства. Основными направлениями реализации новой экономической политики правительство рассматривало приватизацию государственной собственности, стабилизацию кредитно-денежной системы, совершенствование налоговой политики. Активизация частного предпринимательства способствовала экономическому подъему в стране, становлению национальных внешнеторговых акционерных компаний, формированию монополий. Первые из них появились в текстильной, бумажной и судостроительной промышленности. Монополии не только охватывали промышленные предприятия, но и привлекали капитал банков, торговых и транспортных компаний.
Завершение к 1890-м гг. промышленного переворота и обеспечение на его основе структурных изменений в экономике, характерных для индустриальной системы, во многом стали возможными благодаря использованию государством особенностей веками складывавшихся национальных традиций и системы ценностей. Культура, социальные отношения в японском обществе формировались под воздействием идеалов синтоизма (древней японской религии) и конфуцианства (древнекитайской философии). Синтоизм внушал человеку троякие обязательства перед родителями, прародителями и императором, а конфуцианство воспитывало сыновнюю почтительность, любовь сына к родителям, его безоговорочное подчинение отцу. Эти принципы переносились и на общественные отношения, в результате чего в период преобразований «Мейдзи» в Японии сложилась патерналистская модель регулирования социально-трудовых отношений. На общегосударственном уровне император выступал как глава нации - семьи, оказывающий покровительство всем слоям населения, на уровне фирмы защитником интересов работников был ее руководитель. При этом работники должны были беспрекословно следовать за лидером, подчинять личные интересы корпоративным. Руководство предприятий много внимания и средств уделяло обеспечению стабильности и высокого профессионализма своих рабочих. Патерналистская семейная этика пронизывала все стороны производственных и социальных отношений зарождавшегося капиталистического общества, что стало основой для последующего в XX в. японского «экономического чуда».
феодальный капиталистический буржуазный мэйдзи
.1 Конституция 1889 г.
Следствием "революции Мэйдзи" явилось принятие в 1889 г. Буржуазной конституции, которая закрепила новую структуру государственной власти. Конституция отразила компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором и буржуазией, которая допускалась к участию в законодательстве.
Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями:
императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной;
император обладал правом объявлять войну и мир;
заключать международные договоры;
вводить осадное положение, сосредотачивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил;
в сфере гражданского управления - определять структуру министерств, назначать и увольнять всех должностных лиц.
Император обладал полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-президента (премьера) и по его представлению всех остальных министров. Кабинет министров нес ответственность только перед императором. Его не могли свалить ни вотум недоверия, поскольку последний не был предусмотрен конституцией, ни отставка отдельных министров, поскольку законодательство не предусматривало коллегиальной ответственности министров, ни отклонение парламентом бюджета, так как конституция разрешала в этом случае применение бюджета предшествующего года.
Кабинет министров был немногочисленным. В первый период своего существования он состоял из 10 человек: министра-президента, министра иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного, морского, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, связи.
Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи, и без санкции Тайного совета. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Император созывал парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.
Японский парламент состоял из 2-х палат: палаты пэров и палаты депутатов.
В палату пэров входили: члены императорской фамилии, титулованная знать и лица, назначенные императором.
Вторую палату составляли депутаты, победившие на выборах (более 300 человек), причем, женщины в выборах не участвовали, а остальные избиратели были ограничены высоким имущественным цензом.
По конституции парламент получил право законодательной инициативы и избирался на 4 года.
Конституция не упразднила деятельность совещательных органов при императоре. К их числу относились: "тайный совет", "генро" внеконституционный совещательный орган при императоре; министерство императорского двора; совет маршалов и адмиралов и др. Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных дел. Правительство советовалось с ним по всем важным вопросам политики; от него исходило одобрение императорских указов о назначениях; он имел право толкования конституции.
Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии идет по пути милитаризации государства. Позиции военных были очень сильны в неконституционных учреждениях - Тайный совет и генро. В 1895г. Был законодательно утвержден порядок, по которому на посты военного и военно-морского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского командования. Тем самым военные получили дополнительную возможность давления на правительство и парламент. С1879-х гг. XIX в. Япония становится на путь агрессивных войн и колониальных захватов.
Возникновение первой буржуазной политической партии в Японии относится к 1881 г. Она была названа "дзиюто", что означает "либеральная партия". В 1898 г. императорское правительство, умудренное опытом парламентского правления, решило превратить дзиюто в полуправительственную партию. В 1900 г. партия была переименована в сейюкай ("ассоциация политических друзей"). Членами ее могли стать депутаты парламента, чиновники местных органов власти, главы торговых палат, председатели акционерных обществ с капиталом не ниже 50 тыс. иен, директора банков, капитал которых превышает 100 тыс. иен, адвокаты, крупные налогоплательщики. Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн "Мицуи".
Интересы другого крупного концерна - "Мицубиси" - выражала партия минсейто ("партия народной политики").
Таким образом, хотя слабость японского парламента исключала строгость партийных кабинетов, но приближение к партийной системе все же было.
.2 Судебная реформа
В области внутригосударственных нововведений наиболее важной была реорганизация на европейских началах судебной системы. По закону 1890г. учреждаются единые по всей стране суды. Ее территория делится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд. Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 апелляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенции которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая апелляция и разъяснение законов. Конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия. На прокуратуру возлагалось:
а) руководство предварительным расследованием;
б) поддержание обвинения в суде
в) опротестование приговоров и осуществление надзора за судами.
В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс.
Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности. В начале XX в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.
С 1872 года в суды стали допускаться представители прессы, были запрещены пытки при разрешении гражданских дел, формально уничтожены сословные различия, запрещена кровная месть. В 1874 году ограничиваются, а затем полностью запрещаются пытки в уголовном судопроизводстве.
Закон 1890 года в соответствии с конституцией формально закрепил принцип несменяемости и независимости судей, предусмотрев возможность смещения, понижения судьи в должности только в случаях привлечения его к уголовной ответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этом же году был принят Закон о дисциплинарной ответственности судей. Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министра юстиции, обеспечивающего общий административный надзор за японским правосудием, обладающего правом выдвижения судей на высшие судебные и административные посты. Для замещения должности судьи, согласно Закону 1890 года, требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие соответствующие экзамены и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда и прокуратуры в течение трех лет.
Законом 1890 года предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров, подчиняющихся строгой субординации. К прокурорам предъявлялись те же квалификационные требования, что и к судьям, на них также распространялся контроль министра юстиции, которому принадлежало право давать указания прокурорам по тем или иным судебным делам.
В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем как министра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под юрисдикцию дисциплинарных судов. Право привлекать их к дисциплинарной ответственности принадлежало прокурорам. Несмотря на все эти нововведения «правоохранительная» система Японии еще долго оставалась репрессивным придатком имперской власти.
.3 Преобразования в Аграрной сфере
Значение аграрных преобразований, проведенных в первые годы периода Мэйдзи, крайне велико. Они оказали всестороннее влияние на последующее развитие всего японского общества. С реформой аграрных отношений в первую очередь связаны такие мероприятия правительства, как отмена феодальной зависимости крестьян, феодальной собственностью на землю, введение свободы выбора возделываемых культур и, наконец, реформа поземельного налога. В сочетании с изменением классового характера власти (хотя и не радикальным) одних этих преобразований достаточно, чтобы признать события Мэйдзи буржуазной революцией.
Осуществление этих мер привело к утверждению частной собственности на землю с правом ее купли и продажи, что расширило возможность мобилизации земли.
Отмена феодальной собственности и феодальных повинностей, каковые являлись правовой основой изъятия земельной ренты, бывшей главным доходом правящего класса, потребовала установления новой правовой системы, соответствовавшей капиталистическому способу эксплуатации.
Главным источником создания материальных ценностей в государстве было сельскохозяйственное производство, и это придавало аграрному законодательству особое значение. Правовую основу новым аграрным отношениям дала реформа поземельного налога.
Непосредственной причиной введения поземельного налога послужила потребность нового правительства в источниках дохода для обеспечения государственного бюджета. Феодальная рента - налог в существовавшей прежде форме была ликвидирована вместе с феодальным правом. Единственным возможным стабильным источником доходов для государственных нужд мог быть только поземельный налог. Однако для его введения было необходимо юридически точное определение права собственности на все земли. Причем речь могла идти лишь о частной собственности.
При этом в числе прочих встало два важных вопроса: об оформлении прав собственности на землю и о размере поземельного налога. Обе эти проблемы на первых порах были решены посредством выдачи удостоверений о праве собственности на землю - тикэн. Это мероприятие имело очень большое значение. По существу, оно закрепило сложившееся положение в области фактического владения землей. Эти мероприятия по времени совпали с мероприятиями по ликвидации феодальной системы землепользования. 25 декабря 1871 г. был издан указ об упразднении категории земель самураев и феодалов - букэдзи и земель горожан - тёдзи на территории префектуры Токио, о выдаче на них тикэн и об уплате с них поземельного налога. Токио был избран как начальный пункт выдачи тикэн. В январе 1872 г. министерство финансов опубликовало положение относительно выдачи тикэн на указанные земли в префектуре Токио и уплаты с них поземельного налога. В том же месяце было опубликовано распоряжение относительно распространения указанного положения на все остальные префектуры.
февраля 1872 г. указом правительства - дадзёкан, было отменено запрещение купли-продажи обрабатываемой земли.
В июле 1872 г. была завершена выдача тикэн. Тикэн стали на некоторое время единственным свидетельством права собственности на землю. Документы на владение землей были выданы, прежде всего, «новым помещикам» («синдзунуси» или просто «дзинуси»). Тикэн получил тот, кто смог доказать, что он является фактическим владельцем земли. Иначе говоря, те, кому крестьяне сдавали свою землю в заклад, оказались владельцами земли, а заложившие землю крестьяне превращались в ее арендаторов. Кроме того, и до реформы производились различные сделки по купле - продаже земли, и документы, удостоверявшие эти сделки, служили доказательством признания права собственности на нее. Существовали и другие формы отчуждения крестьянской земли, которая превращалась в арендуемую землю.
В апреле 1873 г. было опубликовано положение о реформе поземельного налога, которое приобрело силу закона - тисо кайсэй дзёрэй. В соответствии с положением о реформе поземельного налога были введены важные изменения не только в сам поземельный налог (т. е. в существовавшую ренту-налог), но и во всю систему эксплуатации крестьянства. Обложению налогом подлежали земли, на которые были выданы тикэн. В отличие от прежнего обложения, которое производилось с объема урожая риса, размер налога определялся в соответствии с ценой земли.
В ходе проведения реформы поземельного налога были составлены кадастровые книги, в которые были внесены имена землевладельцев, качество и цена их земли.
Начиная с 1873 г. было проведено общенациональное обследование земель и определение их цены. Вся земля была разделена на 100 млн. участков. Каждому владельцу как правило принадлежало несколько участков. Была сделана более или менее успешная попытка провести это обследование по единой методике. Однако правительство не располагало ни необходимыми средствами, ни опытом, чтобы провести его на достаточном уровне.
Составление кадастра дало возможность установить цены всех имевшихся в наличии земель. Земли, в соответствии с их качеством, были разделены на три группы: высшая, средняя и низшая. Размер государственного поземельного налога устанавливался в зависимости не от урожая, а от цены земли и был определен равным 3% от ее стоимости (к этому добавлялся местный поземельный налог величиной 1%). Налог должен был вноситься не натурой, как это было прежде, а только деньгами. Новый поземельный налог равнялся примерно 30-35% стоимости урожая.
В ходе проведения реформы было осуществлено разделение земель на частные и государственные. До реформы в силу сложившейся практики крестьяне всей общиной пользовались княжескими лугами и лесами. В ходе реформы значительная часть этих угодий была признана собственностью государства или императорского дома, что привело к тому, что многие крестьяне потеряли какую-либо возможность пользоваться ими. Таким образом, положение крестьянства в результате революции Мэйдзи существенно изменилось, хотя для многих не стало лучше, чем оно было.
.4 Социальная стратификация деревни
Классовая структура пореформенной деревни определялась существованием двух основных классов: класса помещиков и класса крестьян. Официально появившийся после первых преобразований Мэйдзи (фактически он возник гораздо раньше) класс помещиков значительно отличался от класса феодалов, который господствовал в эпоху феодализма.
Часть новых землевладельцев вышла из рядов верхнего слоя феодалов - даймё, которые, хотя и лишились феодальных привилегий, тем не менее оказались владельцами значительных денежных сумм. Бывшие даймё получили в 1876 г. облигации в результате капитализации их рисовых пенсий. Так, 289 бывших даймё стали обладателями облигаций в среднем по 97 тыс. иен, 148 кугэ - по 14 тыс. иен, а представители низшего слоя буси досталось в среднем лишь по 415 иен на человека. Многие буси прожили эти средства, а бывшие крупные феодалы основали банки, вложили деньги в покупку земли, нередко увеличив свое богатство.
Следующая группа землевладельцев сложилась из бывших госи. Сельские самураи (госи) различались по своему происхождению. Это были полуземледельцы-полупомещики. Они имели право носить мечи. В категорию госи попадали и те зажиточные крестьяне и купцы, которые изъявили желание осваивать целинные земли. Таким образом, через госи также шло размывание границ между сословиями. Еще до революции Мэйдзи госи постепенно стали играть все более значительную роль на селе; они часто были старостами или занимали другие важные, деревенские должности. В некоторых княжествах (например, Сацума) госи представляли собой мелких помещиков, почти не участвовавших в обработке земли своими руками.
Звание госи в ряде случаев жаловалось за военные заслуги или тем, кто имел какой-то вес в деревне (например, зажиточным крестьянам). Госи не несли военной службы у даймё. Они не получали дохода от земли сюзеренов. Госи обычно обрабатывали свои собственные земли. Их военные функции ограничивались обороной своей провинции. В некоторых княжествах госи выполняли также некоторые административные функции в качестве агентов княжеских правительств. В целом госи были низшим слоем самурайского сословия. Все госи в результате реформ Мэйдзи стали землевладельцами, составив значительную часть новых помещиков.
Значительную часть помещиков составили представители торгово-ростовщического капитала, сумевшие еще при Токугава (особенно в период разложения феодализма) приобрести тем или иным путем земли. Став в годы Мэйдзи законными владельцами земли, они продолжали заниматься торговлей и ростовщичеством. Некоторые из помещиков жили в деревне и вели свои хозяйства с помощью наемной рабочей силы. Они представляли собой, таким образом, капиталистические элементы в деревне.
Следует сделать существенную оговорку относительно использования термина «помещик» применительно к японским условиям. В японском языке нет термина, полностью адекватного русскому слову «помещик». Слово «дзинуси», которое часто у нас переводится как «помещик», на самом деле не вполне совпадает с последним по смыслу. Оно обычно используется для обозначения землевладельца, сдающего всю или часть своей земли в аренду вне зависимости от размеров землевладения.
Не все дзинуси были помещиками. Число дзинуси значительно превышало число землевладельцев, которых можно назвать настоящими помещиками, т. е. крупных или средних землевладельцев, сдающих землю в аренду. В число дзинуси входило много мелких и мельчайших землевладельцев, которые сдавали в аренду свои небольшие участки земли, а сами, занимаясь подсобными промыслами, вовсе не обрабатывали землю или обрабатывали небольшие клочки. Частично эти мелкие землевладельцы сдавали землю зажиточным крестьянам.
Реформа поземельного налога, прежде всего, изменила положение арендаторов. В эпоху Токугава существовало три основных вида аренды. Первый - это обычная аренда, при которой арендатор не имел никаких особых прав и целиком зависел от воли феодала. Второй вид - это «вечная» аренда, основанная на обычном праве. В этом случае землевладелец не мог произвольно согнать арендатора с земли. Обычно этим правом обладали крестьяне, своими руками освоившие целинную землю или улучшившие проведение мелиоративных работ. Одной из разновидностей вечной аренды была аренда, признанная помещиком вечной после 20 лет пользования землей арендатором. Третьим видом аренды была аренда на заложенной собственником земле. Кроме того, существовало много различных типов комбинаций типов аренды, различавшихся в зависимости от района.
Правительство, осуществляя реформу, проводило жесткую политику отделения собственников земли от арендаторов и стремилось ликвидировать переходные формы, которые могли создать неопределенность во взимании налога. Главная же цель этого отделения состояла в укреплении положения нового класса землевладельцев. В рамках этих мероприятий правительство ликвидировало вечную аренду, ограничив ее срок двадцатью годами. Если речь шла о землях, расчищены крестьянами (или их предками), то эту землю должен был выкупить или помещик, или арендатор. Все это, естественно, сильно ограничивало права арендаторов.
Таким образом, в эти годы в основном сложился характер социальной структуры деревни, пришедшей после революции Мейдзи. Господствующей силой в деревне стали сравнительно крупные землевладельцы, верхний слой которых составляли помещики. Основной формой эксплуатации крестьянства, которую использовали эти землевладельцы, была сдача земли в аренду мелким товаропроизводителям-крестьянам. Данный тип аренды носил докапиталистический характер: арендатором являлся безземельный или малоземельный крестьянин, арендовавший землю с целью содержания своей семьи из получаемой им части производимых продуктов. Рост цен на рис, наблюдавшийся в некоторые периоды, мало что приносил арендатору, так как последний был почти отделен от рынка, и, наоборот, приносил барыши землевладельцу.
Арендатор не платил поземельный налог, но выплачивал арендную плату, как правило натурой. Размер арендной платы по рисовым полям составлял 50- 60% урожая.
Сложилась и была узаконена частично новая система эксплуатации. Чисто феодальная форма эксплуатации в виде ренты-налога была ликвидирована. Крестьяне-землевладельцы не сдающие землю в аренду, стали платить поземельный налог. Это была главная форма их эксплуатации через государственные органы.
Таким образом, аграрные преобразования, осуществленные в связи с революцией 1868 г., привели к заметным переменам, которые имели значение не только для деревни, но и оказали сильное влияние на всю социально-экономическую структуру государства. Вместо феодальной формы собственности на землю была введена буржуазная собственность. В ходе этого процесса была лишена права собственности на землю значительная часть крестьянства. В деревне возник новый класс землевладельцев-дзинуси, совмещавший использование докапиталистических методов эксплуатации крестьянства (сдача земли в аренду) с занятием различного рода предпринимательством.
Аграрные преобразования дали сильный стимул развитию процесса первоначального накопления, в первую очередь путем введения поземельного налога.
Заключение
Эпоха промышленного развития в Японии почти полностью совпала со временем перехода к крупному корпоративному капитализму. Этому способствовала целенаправленная политика государства, осуществление им широких экономических и военных функций. В целях преодоления технического и военного отставания от передовых капиталистических государств японское государство не только стимулировало развитие частного предпринимательства, но и само активно участвовало в промышленном строительстве, широко субсидируемом за счет налоговых поступлений. Государственной казной финансировалось строительство большого числа военных предприятий, железных дорог и пр. Промышленным строительством руководило созданное в 1870 году министерство промышленности.
Сращивание банковского и промышленного капиталов, относительно раннее образование японских монополий были ускорены последующей передачей за бесценок банковским домам, таким, как Мицуи, Сумитомо и другие, промышленных предприятий, принадлежавших государству. Возникают монополистические концерны - «дзайбацу», представляющие собой ряд связанных фирм, контролируемых одной материнской фирмой или группой финансистов.
Японское государство, однако, консервируя феодальные пережитки во всех сферах жизнедеятельности японского общества, еще долго уступало по уровню развития Европе и США. В социальной области существовали не только полуфеодальное помещичье землевладение, кабальная эксплуатация крестьян-арендаторов, засилье ростовщиков, сословные различия, но и жесточайшие формы эксплуатации промышленниками рабочей силы в деревне. В политической области феодальные пережитки выражались в абсолютистском характере японской монархии с преобладающей ролью помещиков в правящем помещичье-буржуазном блоке, сохранявшемся вплоть до первой мировой войны.
Создание большой современной армии и военно-морского флота стало особой заботой нового японского императорского правительства с первых дней его существования. Этому способствовали та важная роль, которую играли в государстве влиятельные милитаристские клики, недовольство сотен тысяч самураев, оказавшихся не у дел, лишившихся своих прежних феодальных привилегий.
Несмотря на недолговечность и искусственность парламентского кабинета, в который вошли представители одной проправительственной партии, сам факт его создания стал важным политическим событием, заставившим военно- бюрократические круги по-новому взглянуть на роль политических партий и самого парламента. В 1890 г. в Японии была проведена реформа избирательного права, расширившая число избирателей. Так началось медленное, непоследовательное (сопровождаемое, например, расширением полномочий Тайного совета за счет парламента) перерастание абсолютной монархии в ограниченную, дуалистическую, которое было прервано последующей подготовкой а «большой войне» и установлением монархо-фашистского режима в Японии.
Список используемой литературы
1. Кузнецова О.Д. Экономическая история: Учебник Юрайт 2012
. Учебник «Курс экономической теории», Чепурин М.Н., Киселева Е.А. 2006
. И.М. Кривогуз Новая история 1871-1917г. - М. «Просвещение».