Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    134,38 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А. КУЛЕШОВА»

Кафедра экономики и управления









Курсовая работа

По дисциплине: Макроэкономика

На тему: «Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства»







Могилёв 2009

РЕФЕРАТ

Ключевые слова: БЛАГО, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО, ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО, АНТИБЛАГО, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ПРОБЛЕМА «БЕЗБИЛЕТНИКА», ФИНАНСИРОВАНИЕ, СУБСИДИРОВАНИЕ.

Цель курсовой работы - это изучение производства общественных товаров и услуг, рассмотрение возможностей рынка и государства в рамках данного производства, определение того, насколько государство может обеспечить граждан общественными благами.

Объектом исследования работы является общественное производство, предметом - сущность общественного производства и его регулирование. Основными методами исследования являются методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, логический метод и метод обобщения и научной абстракции. Актуальность данной темы обусловлена тем, что общественными товарами и услугами пользуются абсолютно все люди, которые, в свою очередь, платят налоги, за счёт которых и осуществляется данное финансирование.

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы «Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства» является важной и актуальной для современного общества, поскольку во все времена у людей существовали определённые потребности, удовлетворение которых и является задачей общественных благ. Также можно говорить об актуальности данной темы хотя бы потому, что она напрямую касается каждого человека: ежедневно мы пользуемся транспортом, дорогами, общественным водопроводом. Для каждого из нас важно, чтобы в тёмное время суток наши улицы были хорошо освещены, чтобы мы дышали чистым воздухом, чтобы существовали органы правовой защиты населения, органы общественного порядка. Стоит ли говорить о значимости системы образования и здравоохранения. Поэтому производство общественных товаров и услуг является важной проблемой не только для государства, но и для каждого его гражданина. Однако нельзя указать на особую новизну данной темы, так как потребности людей в общественных благах существовали всегда, они неизменно возрастали по мере перехода человеческих обществ сначала от аграрной к индустриальной, а затем от индустриальной к постиндустриальной стадиям развития.

Специфический характер производства и потребления этих благ определяет тот факт, что они могут предоставляться только государством и осуществляться коллективно. Поэтому создание и предоставление общественных благ сегодня является одной из ключевых задач практически для всех государств мира.

И действительно, в Средние века правители занимались, прежде всего, обеспечением безопасности жителей подвластной им территории, а также, в случае распространения эпидемий, предоставлением минимальных медицинских услуг. В Новое время объем обеспечиваемых государством общественных благ значительно вырос [1]. В XIX в. государство получило возможность регулировать продолжительность рабочего дня. Были сформулированы и инфраструктурные требования к правительствам: строительство дорог и системы водоснабжения, обеспечение горожан жильем. В XX в. было расширено предоставление таких благ и услуг, как дороги и образование; в качестве общественных благ стало рассматриваться здравоохранение, жилье, высшее образование; были увеличены размеры и количество получателей социальных выплат.

Что касается современной системы создания и обеспечения общественными благами, то она находится на достаточно высоком уровне, государство регулярно проводит меры для поддержания и совершенствования последних.

Таким образом, объект данного исследования - это общественное производство, цель- изучение производства общественных товаров и услуг, рассмотрение возможностей рынка и государства в рамках данного производства, определение того, насколько государство может обеспечить граждан общественными благами.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность и классификацию экономических благ;

- рассмотреть особенности общественных благ;

- выявить сущность и основную цель производства общественных товаров и услуг;

- проанализировать обеспечение благами: возможность рынка и государства.

Следует отметить, что основными методами исследования, которые были использованы в данной работе, являются методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, логический метод и метод обобщения и научной абстракции.

Курсовая работа состоит из введения, четырёх глав заключения и сноски использованной литературы.

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Человек - существо общественное, и в этом качестве он находится благодаря труду. Человек и его осознанная целенаправленная трудовая деятельность во всей истории развития общества взаимосвязаны тем, что они постоянно рождают новые и более совершенные экономические блага. Карл Менгер (известный экономист австрийской школы) в своей книге “Основания политической экономии” подчеркивал, что “забота людей о поддержании своей жизни и своего благосостояния является заботой об обеспечении нужного им количества благ” [2].Что же, собственно, понимается под словом «благо»?Благо-это средство удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Однако свойство предмета удовлетворять потребность человека ещё не делает его благом, т. к. способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознанна человеком. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. А.Маршалл же определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность»; Ж.-Б. Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей»; А. Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами». Как вы могли заметить, у представителей различных школ свои взгляды на определение сущности блага [3, с.40] .Итак, как было уже выше упомянуто, блага могут существовать как в ограниченном количестве, так и в неограниченном. Исходя из этого, следует выделить классификацию благ на свободные и экономические.

Свободные блага не являются предметом производственной деятельности людей, не обмениваются на другие блага. Они, как правило, имеются в количествах, превышающих потребность в них. К таким благам относятся, например, воздух, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек вообще не может существовать. А экономические блага - это блага, количество которых ограниченно по сравнению с потребностью в них. Этот термин принадлежит субъективистской школе экономической науки (представитель - известный итальянский экономист А. Пезенти). К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности. Они делятся на товары, услуги и ресурсы. Экономические блага обладают полезностью, ограниченностью (редкостью), ресурсоемкостью. Полезность блага состоит в том, что с его помощью удовлетворяются потребности людей (в одежде, пище, жилье, в услугах учителя, врача и т.д.). Редкость блага означает, что оно производится в относительно ограниченном количестве. Ограниченность благ может происходить в силу естественных причин (редкость драгоценных металлов), общественных условий (ограничение охоты или рыбной ловли) и по сравнению с безграничными потребностями индивидов. Ресурсоемкость указывает на факт использования факторов производства и процесс их создания. В зависимости от удельного веса тех или иных затрат продукцию принято делить на: трудоёмкую, капиталоёмкую, материалоёмкую [4, с.45].Существует множество классификаций благ. Прежде всего мы выделяем долговременные и недолговременные блага (в зависимости от срока использования). Долговременными являются блага длительного пользования, которые удовлетворяют одну и ту же потребность неоднократно. Кратковременные есть блага разового потребления. Рассмотрим следующий пример: если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования или потребления этого блага) поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долговременные блага. Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже не сможем использовать снова. Бутерброд и коробок спичек - это недолговременные блага. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще [5]. Также блага можно разделить на прямые и косвенные.

К прямым относятся блага, призванные непосредственно удовлетворять потребности людей, то есть предметы потребления. К косвенным - блага, использующиеся для производства других благ, то есть средства производства. Прямые и косвенные блага также принято называть потребительскими (конечными), идущим на потребление, и производственными (инвестиционными), используемыми в производстве (машины, станки, оборудование и т.д.).

Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных [4, с.47].Существуют материальные и нематериальные блага. Материальные блага включают естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности; здания, машины, инструменты; долговые обязательства; паи государственных и частных компаний. В свою очередь нематериальные блага делятся на две группы: внутренние (они заключены в самом человеке и представляют качества и способности, побуждающие людей к действию и наслаждениям, например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовлетворение от чтения и музыки) и внешние (они находят выражение в репутации и деловых связях) [6].

Далее, блага разделяются на взаимозаменяемые, взаимодополняемые, независимые. Взаимозаменяемые блага могут заменять друг друга в удовлетворении определенной потребности, их не нужно преобразовывать, например, маргарин и сливочное масло, масло подсолнечное и оливковое, автомобили различных марок. Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами (от английского substitute - замена, заменитель, заместитель). Если растет покупка одного из них, то снижается продажа другого. Примерами могут служить, положим, пары продуктов: сливочное масло и маргарин, чай и кофе. Ваимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, мы можем позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом можем выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая. Взаимодополняемые же блага могут удовлетворять потребности только тогда, когда используются совместно, например, чай и сахар, автомобили и бензин. Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами (от английского complementary - дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий) или благами - комплементами.

Они сопутствуют друг другу и потребность в них одновременно увеличивается или в одно и то же время падает. Это, скажем, автомашина и бензин, компьютер и дискеты. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной.

Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ-комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной взаимодополняемости одному благу в дополнение требуется определенное количество другого, а при относительной - нет. И независимыми благами считают те блага, потребности в которых никак не связаны, например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы.

Также выделяют настоящие и будущие блага. Настоящие блага находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта, в то время как будущими он сможет располагать лишь в будущем. Индивид предпочитает настоящие блага будущим. Блага разделяют на предметы роскоши и товары массового потребления. Предметами роскоши являются продукты эксклюзивного, престижного производства. Продуктами массового потребления являются блага, выпускаемые в большом количестве по одному образцу. Например, два пиджака могут быть одинакового качества, цвета и т.д. При этом разница в цене будет существенной, потому что один пиджак произведен на фабрике массового производства и в огромном количестве, а другой - в мастерской известного дизайнера и в единственном экземпляре. Приобретая второй пиджак, потребитель платит не только за необходимое качество, но и за «имя» (или брэнд) производителя. Однако понятие предмета роскоши постоянно меняется: вещи, которые не являлись предметами роскоши, могут со временем стать таковыми - например, антиквариат. Блага, которые являлись предметами роскоши, перестают быть ими. Но есть блага, которые всегда были и остаются на данный момент, престижными и предметами роскоши. Например, драгоценные камни [7].По другой классификации, благо делится на нормальное, худшее и бесплатное. Нормальным считается благо, спрос на которое падает при уменьшении дохода. В свою очередь, худшее благо- благо, для которого рост дохода при прочих равных условиях вызывает падение спроса. Бесплатное благо может быть истинно таковым только в случаях его неограниченности. Примеры таких благ очень редки и со временем будут становится ещё более редкими. Принято считать примером такового блага воздух, но сегодня загрязнение чистого воздуха влечёт за собой значительные издержки для общества. Так что примером бесплатного блага может служить разве что солнечный свет в пустыне Сахара [3, с.41].

Блага подразделяются на блага, создаваемые в реальном секторе и в других секторах национальной экономики. Наконец, блага делятся на частные, общинные, общественные и коллективные. При данной классификации экономических благ могут одновременно использоваться два важных критерия: конкурентность в потреблении (соперничество) и исключаемость из потребления. Конкурентность блага в потреблении означает, что получение одним человеком выгоды от определенного блага делает невозможным одновременное получение выгоды другим человеком (например, яблоко, пара обуви, порция мороженого). Наоборот, неконкурентными в потреблении являются такие блага, получение выгоды от использования которых одним субъектом не исключает возможности получения таких же выгод другими субъектами в том же процессе потребления (например, место в электричке, проезд по автодороге). Теперь возьмем признак исключаемости блага. По сути дела речь идет о возможности присвоить благо конкретным человеком. Исключаемым выступает такое благо, право пользования которым для одного субъекта позволяет воспрепятствовать допуску к данному объекту другого субъекта. Наоборот, для неисключаемого блага характерно то, что крайне сложно ограничить пользование таким благом только одним субъектом т. е. такое благо невозможно присвоить, или превратить в объект частной собственности [8].

При обобщении отмеченных выше различий (конкурентное - неконкурентное; исключаемое - неисключаемое благо) образуются четыре класса экономических благ: частные (конкурентные и исключаемые блага), общинные (конкурентные и неисключаемые блага), общественные (неконкурентные и исключаемые) и коллективные (неконкурентные и неисключаемые блага). Под общественным благом понимают товар или услугу, при придоставлении которых одному индивиду они доступны и для других без дополнительных затрат. В свою очередь под частным благом понимают благо, потребление которого является конкурентным и для которого возможно исключение, т.е. потребление блага одним индивидом сокращает доступное его количество для других. При отсутствии возможности исключения рынок работать не может, а отсутствие конкурентности потребления означает, что товар должен быть предоставлен по нулевой цене [4, с.48]. Таким образом, мы рассмотрели возможные классификации экономических благ, отметили их разнообразие и разносторонность. Как мы видим, современная классификация производимых благ отражает новые реалии последней трети XX столетия: многоукладную макроэкономику и достигнутое многообразие производимых экономических благ.

2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Основная причина - рыночная неэффективность. В то же время эти блага (товары) являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляются посредством особых случаев. Именно с этими благами и будет связана дальнейшая работа: мы попробуем определить сущность, особенности и классификацию общественных благ [9].Итак, общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо; конечные результаты функционирования общественного сектора (общественный сектор хозяйства - совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства). Данные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке.

Наряду с производством и потреблением потребительских товаров и услуг на микроуровне существует производство и потребление общественных благ, например освещение улиц, строительство и содержание дорог, охрана общественного порядка и др. Специфический характер производства и потребления этих благ определяет тот факт, что они могут предоставляться только государством и осуществляться коллективно. Если цена частных благ определяется спросом и предложением, а объем их производства определяется сопоставимостью предельного дохода и предельных издержек, то оценка общественных благ определяется специфично с точки зрения потребителя, а их объем как бы задан извне. Следовательно, с экономической точки зрения оценку общественного блага проводит каждый индивидуальный потребитель. Такая оценка состоит в определении количества частного блага, от которого готов отказаться потребитель ради увеличения производства и потребления каждой дополнительной единицы общественного блага [8]. Для общественных благ характерны две доминирующие особенности: они неконкурентны и неисключаемы. Блага являются неконкурентными, если при любом заданном уровне производства предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Для большинства благ в частном секторе предельные издержки производства большего объема благ положительны. Но по ряду благ дополнительные потребители не увеличивают издержек. Рассмотрим использование скоростного шоссе во время незначительного транспортного движения. Так как шоссе уже существует и на нем нет «пробок», дополнительные издержки проезда по нему равны нулю. Или другой пример - использование маяка. Когда он построен и введен в эксплуатацию, дополнительное судно ничего не прибавляет к эксплуатационным расходам. Конечно, большинство благ конкурентно в потреблении. Например, когда вы покупаете какую-то мебель, исключается возможность купить ее еще кем-нибудь; таким образом, мебель - товар конкурентный. Конкурентные товары распределяются среди отдельных лиц. Неконкурентные товары должны быть доступны каждому независимо от возможности отдельного лица оплатить их потребление. Что касается неисключаемых благ, то благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами - ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами. Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления [10]. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами - ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами. Неисключаемые блага не обязательно общенациональны по своему характеру. Если администрация штата или города проводит программу борьбы с сельскохозяйственными вредителями, выигрывают все фирмы и все потребители. В сущности было бы невозможно лишить отдельно взятого фермера тех преимуществ, которые даст эта программа. Большинство благ, конечно, являются исключаемыми. Автомобили, например, исключаемы (и конкурентны). Если магазин продает новый автомобиль одному потребителю, тогда он исключает возможность других лиц купить данную машину. Некоторые блага исключаемы, но неконкурентны. Например, в период неинтенсивного движения проезд по мосту неконкурентен, так как появление дополнительной машины не скажется на скорости других автомобилей. Но проезд по мосту является исключаемым, потому что его владельцы могут запретить пользоваться этим мостом. Другим примером служит телевизионный сигнал. Как только сигнал передан в эфир, предельные издержки телепередачи, доступной другому пользователю, составляют нуль, и поэтому благо неконкурентно. Но передача сигналов исключительна, так как скремблирование сигнала и установление кода, позволяющего дескремблирование, дает возможность компании ограничить число потребителей [8]. Ряд благ являются неисключаемыми, но конкурентными. Воздух является неисключаемым, но может быть конкурентным, если выбросы в атмосферу, производимые одной фирмой, имеют вредное воздействие на качество воздуха и на способность других в полной мере пользоваться им. Океан или большой водоем неисключаемы, но рыболовство на них конкурентно, потому что, чем больше рыбы поймано одними, тем меньше ее остается другим. Общественные блага, являющиеся как неконкурентными, так и неисключаемыми, приносят выгоду людям при нулевых предельных издержках - ни один человек не может быть исключен из пользования ими. Классическим примером общественного блага служит национальная оборона. Система обороны неисключаема, как мы видели, но она и неконкурентна, так как предельные издержки на ее обеспечение одному дополнительному человеку равны нулю. Маяк, упомянутый ранее, также представляет собой общественное благо, потому что он неконкурентен и неисключаем, так как весьма сложно назначить кораблям плату за преимущества от пользования им.Многие общественные блага либо конкурентны в потреблении, либо исключаемы, либо и то и другое. Например, обучение в средней школе конкурентно в потреблении. Существуют положительные предельные издержки при обеспечении образования для одного дополнительного ребенка, так как остальным детям уделяется меньше внимания по мере увеличения числа учеников в классе. Аналогичным образом назначение платы за обучение может исключить возможность некоторых детей получить образование. Общественное образование обеспечивается местными властями, потому что влечет за собой положительные внешние эффекты, но не из-за того, что является общественным благом. Таким образом, мы рассмотрели основные особенности общественных благ, выяснили, что некоторые блага могут быть исключаемыми и конкурентными или же неисключаемыми и конкурентными, рассмотрели на примерах специфику каждого из них [11]. Однако кроме общественных благ существуют еще и общественные "антиблага" - общественные блага. Под ними понимают равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя. Также следует заметить, что общественное благо - один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство государства. Многие экономисты, однако, не соглашались с тем, что государственное вмешательство требуется только в ситуации с чистыми (или близкими к чистым) общественными благами. Речь здесь идет не о государственном регулировании, затрагивающем на практике множество отраслей и самые разные категории благ, а о теоретическом обосновании столь широкого спектра его применения. Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-хгг. Рассмотрим основное положение данной теории: в случае общественных благ вмешательство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя; в противоположность этому достойные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения не считаются более заданными, а сами являются объектом корректировки. Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать, и которые у индивидов не сформированы должным образом, в основном из-за неполной информированности, а также из-за того, что "мы ленивы и нелюбопытны". Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы. В качестве примеров можно привести бесплатное образование, школьные обеды и завтраки, театры и концертные залы, субсидируемое жилье для малообеспеченных семей. Противоположный случай - недостойные блага, потребление которых общество считает нужным ограничивать. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики и т. п. Обоснование нарушения суверенитета потребителя в указанных случаях требует поиска места для концепции достойных и недостойных благ в теории благосостояния. Приведем в этой связи лишь три ключевых аргумента в пользу полного или частичного отказа от нормативного идеала следования индивидуальным предпочтениям. 1). Достойные блага могут обладать некоторыми свойствами благ (примеры - образование и здравоохранение). 2). Считается, что при определенных условиях информированная часть населения должна влиять на решения остальных индивидов (образование, здравоохранение, защита интересов меньшинств, контроль над продажей наркотиков и т. п.). В случае образовательных программ, например, качество выбора может быть улучшено за счет делегирования права выбора более информированному специалисту в этой области (на самом деле множеству специалистов). Индивидуальные предпочтения здесь принимаются во внимание (при выборе учебного заведения, специальности), но полное соответствие им (или их доминирование) не является нормативной целью. 3). Идеал суверенитета потребителя также может нарушаться из-за агрессивной рекламы и других способов воздействия на покупателя. Рациональный выбор может быть нарушен в ситуации риска и неопределенности или в результате недооценки потребителем отдельных факторов. В частности, будущее потребление люди склонны недооценивать, по сравнению с сегодняшним, а ценность общественных товаров и услуг может быть завышена (из-за их, на первый взгляд, бесплатности) или, напротив, занижена, как следствие крайне негативного отношения к уплате налогов. Одна из интерпретаций теории достойных благ заключается в принятии индивидами, как членами какого-либо сообщества, определенных ценностей этого сообщества, даже если эти ценности противоречат предпочтениям индивида. Эта ситуация отличается от схожего случая следования моде, когда индивид воспринимает общественные предпочтения как свои собственные. Сознательное принятие ценностей сообщества может выразиться в изменении потребления частных благ (например, алкоголя) или отношения к финансированию общественных благ. Таким образом, рассмотрев данную теорию, можно прийти к выводу, что частные и общественные блага, потребление и предоставление которых изменилось в соответствии с ценностями сообщества, можно считать благами, имеющими особые достоинства, или их противоположностями, если речь идет о сокращении потребления [5]. Далее следует рассмотреть классификацию общественных благ. Прежде всего, мы разделяем блага на чистые общественные и чистые частные блага, т.к. данная классификация является наиболее значимой, то именно на неё мы обратим наибольшее внимание. Итак, чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно. В свою очередь, чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок. Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю. Однако целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывают частную услугу конкретному лицу. Следует обратить внимание на две основные особенности, которые характеризуют чистые общественные блага: во-первых, чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объёме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других; во-вторых, чистые общественные блага не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не являются исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать "мелкими порциями", которые можно было бы распродать через кассовый автомат. Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса. Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения. На рис. 2.1 и 2.2 изображены отличия между кривыми спроса на частное (рис. 2.1) и общественное (рис. 2.2) благо [12].

Рис. 2.1 - Частное благо                          Рис. 2.2 - Общественное благо

Кривая спроса на чистое частное благо, получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси. Кривая спроса на чистое общественное благо, получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага [12].Далее блага разделяют на чистые и смешанные общественные блага. Чистыми называются такие общественные блага, которые в высокой степени обладают свойствами несоперничества в потреблении и неисключаемости. Смешанными называются такие общественные блага, для которых хотя бы одно из указанных свойств присутствует в умеренной степени. На практике очень сложно провести четкую грань между чистыми и смешанными общественными благами. Однако значение этой градации состоит в возможности определения границ общественного сектора и его экспансии (расширение границ). Сфера чистых общественных благ соответствует минимально возможным границам общественного сектора. А сфера смешанных общественных благ - уровню конкуренции общественного сектора с частным. К общественным благам можно отнести, например: пассажирские перевозки, услуги государственных учреждений культурной сферы, поставляющих продукцию на бесплатной основе. А также: результаты функционирования соц. инфраструктуры города, района и т. д. Отсутствие прямой оплаты и доступность общественных благ формирует их потребителей ощущение естественности наличия этих благ. При трансформации общественных благ в частные, данное ощущение исчезает.

Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага. Данная классификация связана с тем, что многие товары и услуги благодаря своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами, которых может не хватать на всех потребителей. Начиная с некоторого количества потребителей, появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности блага, которую получают уже существующие потребители. Здесь примером является дорога: дополнительные пользователи не уменьшают доступность услуг дорог вплоть до «точки перегрузки». А также примерами могут служить мост или тоннель. В других случаях потребление благ неизбирательно, но затраты на устранение дополнительных потребителей достаточно малы. Эти блага называются исключаемыми общественными благами или общественные блага с ограниченным доступом. На эти блага легко назначить цену. Примером исключаемого блага может быть телевещание. Использование платежей и сборов за установку телеоборудования позволяет воспрепятствовать получению полезности теми, кто отказывается платить. А также школьное обучение и знания, прививки. Исключаемые блага могут производиться в частном порядке фирмами, предлагающими блага для продажи на рынке. А также могут производиться правительством. Частное предложение этих благ подразумевает, что затраты на них финансируются за счет доходов от продажи продукции. Предложение правительства таких благ может финансироваться за счет налогов, при бесплатном распределении соответствующих услуг (как в случае со школами). Кроме того, правительство само может взимать плату за свои услуги. Так, например, государственные больницы и ВУЗы взимают плату за свои услуги, которая благодаря субсидиям ниже, чем была бы в противном случае [1]. Наконец, блага делятся на международные, общегосударственные и местные общественные блага. Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не всё население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка [10]. Все вышеперечисленные классификации общественных благ показывают не только их сущность и особенности, но и сферу применения. Таким образом, общественные блага - это товары и услуги, которые предоставляются государством на нерыночной основе; они обладают рядом свойств, главными из которых являются неконкурентность и неисключаемость.

3. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством и политикой, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу. И поэтому, если мы хотим прикоснуться к сложному клубку общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы и определить направленность, тенденции в их движении, нам, прежде всего, необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия. Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства. Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда [13]. Дело в том, что если рассматривать общественное производство с позиции непосредственного взаимодействия человека, совокупного работника с природой, то здесь налицо, лишь производство жизненных благ, необходимых для существования человеческого общества. Однако производство всегда проявляется сразу в качестве двоякого отношения: с одной стороны, в качестве естественного, а с другой - в качестве общественного отношения. Отсюда следует, что определенный способ производства или определенная промышленная ступень связаны с определенным способом совместной деятельности, с определенной общественной ступенью - сам этот способ совместной деятельности есть «производительная сила». Поэтому другой стороной производства всегда выступает его общественная форма, притом вполне конкретная и исторически обусловленная. На наш взгляд, услуги-функции есть ни что иное, как определенные формы отношений между людьми по поводу трудовой деятельности, вызванной развитием общественного производства в его конкретных исторических формах: экономических и социальных.

Таким образом, общественное производство- процесс создания материальных благ, в том числе предметов потребления, необходимых для существования общества. Производство является общественным вследствие разделения труда <#"662101.files/image002.gif">

Рис. 3.3 - Фрагмент классификации «коллективных потребителей»

В «листьях» отражен состав по типу и виду «коллективных потребителей». В таком построении классификации виды «коллективного потребителя» характеризуются признаком с вертикальным подчинением, показывающим маршрут формирования их состава и предъявляемого спроса. Поведение индивидов характеризуется только привходящими признаками, опираясь на содержание родовых, собственных и существенного. Производителям конкретных видов благ можно построить свою классификацию, используя приведенный фрагмент типовой классификации.

Подобная классификация позволяет производителям выделить самостоятельные (индивидуализированные) экономические субъекты, изучить их спрос и предложить дополнительно к типовой полезности благ, определяемой градостроительными нормами, ту, которая дополнительно предъявляется в спросе, и тем самым снизить неудовлетворенный спрос ; учесть, как в спросе отдельных видов «коллективных потребителей» осуществляется взаимодействие со спросом «коллективных потребителей» других уровней, рангов, типов, видов; выделить особенности потребительского поведения индивидов в составе «коллективного потребителя» того или иного уровня и определить для себя специфику эксплуатации активов благ, поддержания их полезности и модернизации и др. [18, с.99].

Таким образом, мы рассмотрели понятие общественного производства, его сущность и особенности; его структуру (и функциональную в том числе), особенности, признаки и функции её составных элементов. Также мы обратили внимание на субъекты потребления общественных благ, выделили основные признаки, по которым происходит их классификация, рассмотрели фрагмент такой классификации.

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ БЛАГАМИ: ВОЗМОЖНОСТИ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА

благо общественный производство субсидирование

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты [19, с.76].

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем [11].

Однако государство в своей деятельности (обеспечение общественными благами) сталкивается с одной очень важной проблемой: проблемой «безбилетника». Суть данной проблемы заключается в том, что достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Поскольку существует склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или, по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление и получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев» [20].

Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве.

Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто.

Аналогия с «безбилетником» весьма полезна, ибо высвечивает принципиальную невыполнимость сентенций типа: «На наших улицах было бы чисто, если бы каждый из нас не сорил». Дело, однако, в том, что «каждый» ничего не предпринимает во имя общих интересов, коль скоро это не совпадет непосредственно с его индивидуальным интересам.

Поднимая «проблему безбилетника» необходимо подчеркнуть, что наряду с отрицательными внешними эффектами существуют положительные, побуждающие людей к «безбилетному» поведению. Положительные эффекты - это выгоды, достающиеся том, кто участвовал в их создании. Тем не менее внешние выгоды и возможности их безвозмездного использования способны становиться основой серьезного обострения социальных противоречий, для разрешения которых требуется государственное регулирование.

Таким образом, мы выяснили, что данная проблема наносит серьёзный вред и приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства.

Итак, как было уже вышеупомянуто, предоставление общественных благ может осуществляться посредством как рынка, так и государства. Для начала, рассмотрим предоставление общественных благ посредством рынка.

Возможности рынка в предоставлении общественных благ - это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения.

Исключение «безбилетников». Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага.

Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления.

Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия - наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ.

Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.

Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п.

Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования - увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете.

Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.

Субсидирование. Финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды - общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.

Таким образом, хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства [11].

Теперь рассмотрим предоставление общественных благ государством. Данный способ используется, когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага.

Организация государством производства общественных благ является своего рода инструментом косвенного ограничения классического рынка. Ведь для производства этих благ правительство должно располагать определенными ресурсами, которые получаются в основном только за счет налогов с физических и юридических лиц. Это значит, что ресурсы на производство общественных благ, отобранные у рыночного сектора, потенциально предназначались для производства индивидуальных товаров. Предприятия и домохозяйства облагаются налогами, тем самым выключая часть своих доходов, то есть часть потенциальной покупательной способности, из потоков «доходы-расходы». Получая меньшие доходы, налогоплательщики вынуждены сократить свои инвестиционные и потребительские расходы. То есть налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Следовательно, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их применения. Затем государство расходует налоговые поступления и тем самым частично направляет эти ресурсы в производство общественных товаров. Итак, взимание налогов способствует снижению «индивидуального» спроса и «индивидуального» предложения в рыночном секторе, они уменьшают предпринимательскую активность, а это, в конечном итоге, и сужает сферу классического рынка. Это означает, что производство общественных благ является своеобразным регулятором рыночной экономики [21, с.36].

Невозможно дозировать использование общественного товара за счет системы цен. Следовательно, конкурентный рынок не может породить эффективного количества этих товаров. Допустим, что государство не производит какой-нибудь общественный продукт. К примеру, государство не занимается национальной обороной. Найдется ли некая частная фирма, предоставляющая данную услугу? Вероятно. Но она стала бы взимать плату за эту услугу. И возникает вопрос: а все ли жители страны готовы платить за национальную оборону? Каждый убежден, что он мог бы получить данную услугу независимо от своего вклада, и, следовательно, у него нет мотивов платить за услугу добровольно. Вот почему подобные услуги обеспечиваются за счет налогообложения.

Уплата налогов индивидуумами - элемент принуждения со стороны государства. Когда государство поставляет общественные блага, то каждый имеет больше благ, нежели в случае, когда государство не делает этого. Признание государством права принуждения потенциально ведет к тому, что должно улучшить положение каждого индивидуума. Однако наряду с этим содержится потенциальная возможность улучшения положения одних за счет других.

Можно также добавить, что отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления общественного товара. Общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Важно отметить то обстоятельство, что они не подчиняются принципу исключения, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ. Если получение выгоды от товаров индивидуального потребления основывается на их покупке, то выгоды от общественных благ достаются обществу в результате производства таких благ.

Общественное благо по своей сути - это один из случаев несовершенства рынка, требующего вмешательства государства. Это вмешательство необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, предполагающими соблюдение суверенитета потребителя. В случае частных благ выбор направлений использования ресурсов зависит от предпочтений индивида. В случае общественных благ ситуация другая. При выборе объема общественных благ, основанный только на решениях отдельных индивидуумов, блага будут предоставлены не в полном объеме. Следовательно, одним из важнейших является вопрос: каковы должны быть размеры поставки общественных благ. Можно ли сказать, что государство поставляет слишком мало или слишком много общественных товаров? Общественные товары эффективно поставляются тогда и только тогда, когда для всех индивидуумов сумма предельных норм замещения равна предельной норме трансформации. Сумма предельных норм замещения показывает, каким количеством частных товаров все члены общества вместе готовы пожертвовать, чтобы получить одну дополнительную единицу общественного товара, который будет совместно потреблен всеми. Предельная норма трансформации показывает, каким количеством частных товаров нужно поступиться для получения одной дополнительной единицы общественного товара. Таким образом, эффективность требует, чтобы суммарное количество частных товаров, которым люди готовы пожертвовать для получения дополнительной единицы общественного товара, равнялось сумме, от которой они готовы отказаться.

В рыночной экономике государство интегрировано в круговорот материальных и денежных средств. Государство предоставляет общественные блага предприятиям и домохозяйствам. В свою очередь, финансирование этих благ и услуг требует налоговых платежей со стороны предприятий и домохозяйств. Также государство облагает налогами непосредственно домохозяйства и вместе с тем производит им трансфертные платежи (например, в виде пособий по социальному страхованию) [22, с.9].

Итак, создание и реализация общественных благ являются одной из задач государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета, получаемые в том числе и за счет взимания с предприятий и налогоплательщиков налогов.

Таким образом, Обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса.

Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и других институтов воспроизводства общественных благ, приведет к задействованию в этой области механизма конкуренции - главного двигателя общественного прогресса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели возможные классификации экономических благ, отметили их разнообразие и разносторонность. Также рассмотрели классификацию общественных благ, которая отражает не только их сущность и особенности, но и сферу применения, пришли к выводу, что общественные блага - это товары и услуги, которые предоставляются государством на нерыночной основе; они обладают рядом свойств, главными из которых являются неконкурентность и неисключаемость. Нами было определено понятие общественного производства, его сущность, особенности и структура, признаки и функции её составных элементов. Также мы обратили внимание на субъекты потребления общественных благ, выделили основные признаки, по которым происходит их классификация, рассмотрели фрагмент такой классификации.

Итак, создание и реализация общественных благ является одной из задач государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета, получаемые в том числе и за счет взимания с предприятий и налогоплательщиков налогов.

Следует отметить, что государственное регулирование является вынужденной необходимостью. Существует целый ряд категорий, которые не контролируются рыночным механизмом, что в свою очередь может привести к несостоятельности организационной структуры общества. Но необходимо отметить также, что развитие мирового сообщества не стоит на месте. Международные организации играют все большую роль в жизни всего населения планеты. На одном из первых мест стоит острая проблема загрязнения окружающей среды. Следовательно, важно отметить перспективные тенденции в развитии общественных благ [11].

Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов их распределения - локальных и общенациональных. Эти блага связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды. Во-вторых, интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие появление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относятся международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь и знания, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и т.п.

Таким образом, обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса. Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и других институтов воспроизводства общественных благ, можно надеяться, приведет к задействованию в этой области механизма конкуренции - главного двигателя общественного прогресса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Концепция глобальных общественных благ [Электронный ресурс] / Информационный центр России. - 2009. Режим доступа: <http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1249>. - Дата доступа: 20.11.2010.

.        Основы экономики - Благо [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://be.economicus.ru/index.php?file=1_2> . - Дата доступа: 19.11.2010.

.        Новикова И.В. Экономическая теория: Часть 1. / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский. - Минск, 2008. - 40-43 с.

.        Лемешевский И.М. Экономическая теория / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 43-49 с.

.        Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование [Электронный ресурс]. - 2006. Режим доступа: <http://www.ref.by/refs/1/39022/1.html>. - Дата доступа: 20.11.2010.

.        Статьи экономика. Классификация благ [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://darsiprigioniero.org/?p=20>. - Дата доступа: 22.11.2010.

.        Беляев, М.И. Блага [Электронный ресурс]. - 2007. Режим доступа: <http://www.milogiya2007.ru/micro4.htm>. - Дата доступа: 22.11.2010.

.        Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://www.bestreferat.ru/referat-31861.html>. - Дата доступа: 25.11.2010.

.        Фихтнер О.А. Дополнительная информация по экзамену к ЭТ - Производство общественных благ [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://www.novsu.ru/blog/foa/r.3690.p.index.ir.-1/i.3690/?page=comment&id=673&start_com=0>. - Дата доступа: 24.11.2010.

.        Микроэкономика. Общественные блага [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: http://microeconomica.economicus.ru/index1. php?file=17_3 <http://microeconomica.economicus.ru/index1.%20php?file=17_3>. - Дата доступа: 24.11.2010.

.        Общественные блага и современная рыночная экономика [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.. - Дата доступа: 23.11.2010.

.        Общественные блага [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0096/>. - Дата доступа: 23.11.2010.

.        Общественное производство [Электронный ресурс]. - 2008. Режим доступа: <http://mirslovarei.com/content_pol/OBSHHESTVENNOE-PROIZVODSTVO-1060.html>. - Дата доступа: 25.11.2010.

.        Производство общественных благ [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://economicus.ru/site/grebenikov/E_Micro/chap9/9_3/9_3.html>. - Дата доступа: 25.11.2010.

.        Видяпина В.И. Структура общественного производства [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.. - Дата доступа: 24.11.2010.

.        Экономика и менеджмент сферы услуг. Функциональная структура общественного производства [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://www.pic.by/blog/?page_id=80>. - Дата доступа: 24.11.2010.

.        Экономика и менеджмент сферы услуг. Общественное производство [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: <http://www.pic.by/blog/?page_id=89>. - Дата доступа: 25.11.2010.

.        Харевич Г.Л. Субъекты потребления общественных благ и их классификация / Г.Л. Харевич // Новая экономика. - 2009. - № 3-4. - С. 90-99.

.        Шинкоренко А.Н. Рынок товаров народного потребления и пути его развития / А.Н. Шинкоренко // Государственное управление. -Минск, 1999. - С. 76-82.

.        Общественные блага и их свойства [Электронный ресурс]. - 2009. Режим доступа: http://fxstrat.ru/training/library/news_detail. php?ID=1266 <http://fxstrat.ru/training/library/news_detail.%20php?ID=1266>. - Дата доступа: 24.11.2010.

.        Коголев И.В. Государственное регулирование внутреннего рынка потребительских товаров / И.В. Коголев // Финансы. Учёт. Аудит. - 2001. - № 5. - С. 36-39.

.        Петрович М.В. Система государственного регулирования потребительского рынка / М.В. Петрович // Веснiк БДЭУ. - 2003. - № 1. - С. 8-14.

Похожие работы на - Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!