Государственная поддержка важнейших отраслей народного хозяйства
.1 Сельское хозяйство
Политика развития сельских территорий направлена на повышение уровня жизни сельского населения, для чего Правительство намерено в ближайшие годы осуществлять следующие меры:
- развитие несельскохозяйственной занятости в сельской местности для повышения доходов сельского населения и роста производительности труда непосредственно в сельском хозяйстве; проведение с этой целью переобучения работников, консультирование по отдельным видам деятельности сельских жителей, упрощение процедур открытия предприятий малого предпринимательства в сельской местности, проведение общественных работ;
- освобождение сельскохозяйственных предприятий от бремени затрат на социальную и инженерную инфраструктуру; отказ от субсидий сельхозпредприятиям на содержание инфрастуктуры и перевод этих средств в местные бюджеты;
постепенное обеспечение для сельских жителей равной с городскими жителями доступности социальных услуг.
Господдержка АПК России в 2013 году составит 172 млрд 972 млн рублей, в том числе на реализацию мероприятий госпрограммы развития сельского хозяйства планируется направить более 149 млрд рублей. Такие данные содержатся в проекте бюджета на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов.
В 2013 году планируется ввести новые формы господдержки отрасли, соответствующие требованиям ВТО. Это, прежде всего, предоставление субсидий, рассчитанных на 1 гектар пашни. Их общая сумма может составить 15,2 млрд рублей, или примерно 200 рублей на 1 гектар. Кроме того, субсидии из федерального бюджета будут предоставляться и на 1 литр реализованного хозяйствами товарного молока. На эти цели предусмотрено 9,55 млрд рублей, на 1 литр придется около 1,5 рубля. Эти меры не входят в «желтую корзину» поддержки, поэтому не могут быть ограничены.
Согласно проекту, на техническую и технологическую модернизацию АПК будет выделено 2,3 млрд рублей, в том числе 300 млн рублей из распределенных средств на государственную поддержку отдельных отраслей экономики в связи со вступлением России в ВТО. [20]
.2 Угольная промышленность
Цель направления господдержки - стабильное обеспечение внутреннего рынка углем, продуктами его переработки, также развитие экспортного потенциала отрасли. В 2012 году страна добыла 354 млн. т угля, и целевым показателем к 2020 году является 380 млн. т, к 2030 - 430. Для этого, необходимо обеспечить развитие производственного потенциала мощностей по добыче и переработке угля. Второе важное направление - развитие рынков угольной продукции.
Для решения этих задач программой предусмотрена модернизация предприятий на основе инновационных технологий, предполагающая рост доли производственных мощностей с использованием прогрессивных технологий с 8% до 40%, увеличится добыча угля открытым способом, пройдет техническое перевооружение шахтного фонда, будут внедряться технологии «шахта-лава».
Программой намечено создание кластеров по комплексной, глубокой переработке угля, развитию добычи и утилизации шахтного метана, и доля обогащения каменного энергетического угля вырастет с 33% до 55%. Кроме этого в восточных регионах будут созданы новые центры угледобычи в Якутии, Тыве и Забайкалье. Особое внимание будет уделяться, безусловно, вопросам промышленной безопасности и охраны труда. И отдельное направление - это завершение реструктуризации угольной отрасли. Эти работы ведутся еще с 1994 года, и нам необходимо эту работу завершить.
.3 Энергетический комплекс
Одно из важнейших направлений - это энергосбережение и повышение энергоэффективности. Эта задача является не сугубо отраслевой, а межведомственной и межотраслевой и пронизывает фактически все отраслевые и государственные программы. Ключевой показатель этой программы - это снижение энергоемкости валового внутреннего продукта. Россия по данному показателю значительно отстает от ведущих стран - США, Японии, Канады - примерно в 2-2,5 раза. Во многом этот показатель зависит от структуры экономики, от особенностей природно-климатического характера. Доказательством этого является, например, то, что отличие энергоёмкости российского валового внутреннего продукта от Китая и Канады - всего 20%. За два года энергоёмкость российского валового внутреннего продукта снизилась более чем на 5,5%, фактически мы вышли на докризисный уровень. К настоящему времени во всех субъектах Российской Федерации приняты свои региональные программы повышения энергоэффективности, они включают в себя проекты по модернизации систем теплоснабжения, оснащение приборами учета, модернизацию систем уличного освещения, утепление зданий и другие.
Важное направление государственной программы - это модернизация и развитие электроэнергетики, включая генерацию на основе возобновляемых источников энергии. В программе мы ставим цель повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отрасли за счет технологического и инновационного обновления, снижения износа основных фондов, повышения надежности и эффективности функционирования электроэнергетики и энергоснабжения потребителей. Достижение этих целей связано с решением системных проблем отрасли, необходимостью повышения платежной дисциплины, ликвидации перекрестного субсидирования в отрасли, проблемы последней мили, повышением эффективности работы электросетевого комплекса, как уже было сказано Председателем Правительства, дальнейшим определением цели и модели оптового и розничного рынка электроэнергии, развитием систем теплоснабжения, приоритетным использованием комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Программой предусмотрены модернизация и строительство новых генерирующих мощностей и электросетевых объектов, строительство испытательных центров электроэнергетического оборудования, мероприятия по повышению доступности энергетической инфраструктуры для потребителей. Ожидаемые результаты к 2020 году - это значительный рост доли высокоэффективной газовой генерации на базе отечественных передовых энергетических технологий, снижение удельных расходов топлива, сокращение потерь электроэнергии в электрических сетях почти на четверть. На треть сократится аварийность в сетях и генерации и сократится срок подключения к сетям с нынешних 281 дня до 40 дней, причем этот показатель мы достигнем ускоренно, к 2015 году уже будет 45 дней. И уменьшение количества этапов присоединения: с 10 до 5 этапов. Достижению этих показателей также будет способствовать и развитие генераций на основе возобновляемых источников энергии. В России, на наш взгляд, эти технологии также оправданы, как и там, где сегодня активно применяются. Во-первых, это связано с изолированными энергосистемами Сибири и Дальнего Востока, где возможно сократить северный завоз горюче-смазочных материалов и создать инфраструктуру для комплексного развития территорий.
В рамках единой энергетической системы внедрение возобновляемых источников энергии обеспечивает также переход на новую технологическую базу в отрасли с применением безуглеродных технологий.
Целевым ориентиром подпрограммы является ввод генерирующих объектов возобновляемых источников энергии суммарной мощностью 6,2 тыс. МВт. Это позволит увеличить долю генерации на основе возобновляемых источников энергии в текущем энергобалансе с 0,8% до 2,5%, и, что очень важно, будет создан новый высокотехнологичный сектор промышленности по производству энергооборудования возобновляемых источников энергии.
.4 Нефтегазовая отрасль
Актуальность этого направления подчеркивается теми вызовами, которые сегодня стоят перед страной, к числу которых можно отнести снижение импортозависимости крупнейших североамериканских рынков углеводородов, усиление межтопливной конкуренции, включая масштабные замещения газа углем в европейской энергетике и значительное увеличение роли газа как моторного топлива, и, в-третьих, опережающий рост спроса на энергоносители в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и глобализация газового рынка за счет увеличения доли СПГ.
Глубоко отслеживаются соответствующие изменения, происходящие на мировом энергетическом рынке, включая изменения в энергобалансе, инфраструктуре, маршрутах поставок и технологическом развитии отрасли, и в программе Министра энергетики Александра Новака заложены решения, которые позволят сохранить лидирующие позиции российского ТЭК на мировом нефтегазовом рынке. Решение таких задач позволит не только обеспечить доходную часть бюджета, но и, как показал опыт других стран, запустить механизмы инновационного и высокотехнологичного роста как самой нефтегазовой отрасли, так и смежных секторов.
Приоритеты в нефтегазовом секторе обозначены следующие. Это стимулирование использования современных методов увеличения нефтеотдачи, что должно позволить максимально рационально использовать ресурсный потенциал, в том числе уже обустроенных месторождений Западной Сибири. Планируется увеличить коэффициент извлечения нефти с текущего уровня 39% до 47%, при этом уровень эффективности использования попутного нефтяного газа уже к 2015 году должен составить 95%.
Второе - это создание системы стимула для запуска новых нефтяных и газовых проектов в регионах трудной доступности с неразвитой инфраструктурой, и приоритетным регионом для запуска таких проектов в программе обозначена Восточная Сибирь.
Третье - это создание экономических условий для начала промышленной добычи трудноизвлекаемых запасов нефти с применением передовых технологий.
Четвертое - модернизация нефтеперерабатывающих мощностей в целях гарантированного удовлетворения внутреннего рынка и потребностей страны в нефтепродуктах. В рамках реализации программы к 2020 году будет модернизировано 33 крупных нефтеперерабатывающих завода с применением новых технологий, что позволит увеличить глубину переработки нефти не ниже 85% и улучшить качество вырабатываемых продуктов.
И последнее, пятое - это опережающие инвестиции в инфраструктуру для получения доступа к быстрорастущим рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона как в части экспорта нефти, так и природного газа.
Государство со своей стороны уже реализует ряд важнейших инициатив, направленных на стимулирование тех областей, о которых я сказал, где стоят наиболее острые структурные вызовы, но ряд принципиальных решений нам ещё предстоит принять. Это касается стимулирования экспорта сжиженного природного газа и развития технологий рынка газомоторного топлива.
На программу нефтегазового комплекса не предусматривается привлечение государственных средств, она полностью будет финансироваться из внебюджетных источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При формировании и реализации бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.
. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики.
При подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов Правительству Российской Федерации следует предусмотреть меры, способствующие адаптации российской экономики к функционированию в условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
Указы Президента Российской Федерации, направленные на решение неотложных проблем экономического и социального развития страны и изданные 7 мая 2012 г., согласованы с потребностями экономики и общества, возможностями бюджета. Правительству Российской Федерации предстоит конкретизировать механизмы их выполнения при формировании федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и при формировании федерального бюджета в последующем.
2. Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.
3. Особое внимание должно быть уделено продуманности и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства.
Для этого необходима разработка бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, определяющей основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. При этом на период до 2020 года в бюджетной стратегии должны быть определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам (ключевым направлениям расходов).
4. Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Прежде всего, это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. От успешности действий в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, поскольку эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.
Осуществление структурных изменений, наряду с финансированием из бюджетов всех уровней, должно привести к увеличению заработной платы врачей, педагогических работников, научных сотрудников, преподавателей образовательных учреждений, работников учреждений культуры, социальных работников в соответствии с параметрами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости. Инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие факторам нестабильности − высокой инфляции и бюджетному дефициту. Без этого невозможно улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.
Продуманная бюджетная политика в области расходов в совокупности с мерами денежно-кредитного регулирования, включая применение гибкого механизма формирования валютного курса рубля, должна обусловливать низкую инфляцию, что, в свою очередь, должно способствовать переходу России на новый уровень развития, характеризующийся большей устойчивостью к резкому воздействию внешних негативных факторов.
Механизмы и инструменты антикризисной государственной политики должны быть заранее проработаны. В случае резкого снижения цены на нефть на мировом рынке и ухудшения экономической ситуации должны быть заблаговременно определены варианты возможной корректировки параметров бюджета.
6. Необходимо определиться с параметрами дальнейшего развития пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения.
Это важно, прежде всего для граждан, поскольку от обоснованности действий в этой сфере непосредственно зависят возможности и условия обеспечения их прав. Но это важно и для формирования благоприятного инвестиционного климата, поскольку от параметров пенсионной системы в значительной степени зависят стабильность и предсказуемость экономического и социального развития Российской Федерации, и прежде всего предсказуемость бюджетной политики.
. Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.
Налоговая система Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций в национальные экономики. Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.
. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
Ключевой задачей является расширение самостоятельности и ответственности регионов, в частности закрепление в федеральном законодательстве права субъектов Российской Федерации определять категории граждан, которым необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные стимулы для расширения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
. Важными задачами Правительства Российской Федерации являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.
. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
Социально-экономическая и бюджетная политика государства осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных государственных институтов, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, доверяет ей. [21]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
. Бюджетный кодекс РФ. − 8 изд. - М.: Ось − 89, 2005.
. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие/Под ред. Л. Г. Барановой, О.В. Врублевской. − М.: Изд-во «Перспектива». − ИНФРА-М, 1998.
. Вельский К.С. Финансовое право/К.С. Вельский. − М., 1994.
. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством - М.: 2004.
. Воронин А.Г. Бюджет и бюджетный процесс в России - М.: Норма, 2004.
. Выдрин И. Муниципальное право РФ: Учебник для вузов - М.: Норма, 2005
. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. - М., 1997.
. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. − М., 1995
. Налоговый кодекс Российской Федерации. − М.: Изд-во Проспект, 2009. − 688 с.
11. <http://www.garant.ru>
. <http://www.market-pages.ru>
. <http://info.minfin.ru/fbp.php>
. http://regulirovgos.ru
. <http://finedstud.ru>
. <http://bujet.ru>
. <http://taxpravo.ru>
. <http://www.rbc.ru/fnews.open/20121121170350.shtml>
. www.gov.ru <http://www.gov.ru>
. <http://www.agronews.ru/news/detail/123275/>
. <http://www.rg.ru/2012/06/28/putin-site.html>