Социологическая интерпретация религиозно-общественных процессов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    156,82 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социологическая интерпретация религиозно-общественных процессов















Реферат

Социологическая интерпретация религиозно-общественных процессов


Полномасштабные исследования, как правило, выявляют множество различных тенденций, новых процессов - процессов, которые, конечно, шли и раньше, но которые сегодня получили либо новый окрас, либо обновленную интерпретацию.

Не стало исключением и исследование, проведенное нами. Мы начали с Московской и Белгородской областей, позже будут опрошены респонденты в других регионах, но в целом тенденции схожи практически по всей стране.

Во-первых, с идеологической точки зрения церкви (речь идет в первую очередь о традиционных церквах) стремятся пересмотреть свои учения (главным образом социальные) с целью адаптироваться к сегодняшним реалиям (учитывая прежде всего социальную обстановку, межнациональные отношения, внедрение принципов толерантности, защиты прав человека и т.п., а также новое отношение к миру, научным открытиям и т.д.). Появились в стране и так называемые “новые нетрадиционные религии”, которые, используя свое влияние на соответствующим образом настроенных людей, пропагандируют собственные “религиозные положения”, зачастую не имеющие общих корней с догматами, праздниками традиционных религий России.

Проведенное нами исследование выявило возросший интерес к православию в целом и, в частности, к определенным обрядам, отношение к религии стало более осознанным, религиозная самоидентификация - более четкой. На передний план вышли общечеловеческие ценности и принципы, среди которых: патриотизм, труд, биологические потребности, здоровье, социальное благополучие, лояльность. Респонденты не высказывают категорических возражений против введения основ православной культуры в школах (в форме факультатива). Возрос интерес к протестантизму: специалисты даже говорят о протестантизации (в основном это касается восточных регионов Центральной Европы).

Протестантские религиозные сообщества проявляют интерес к этническим и религиозным меньшинствам юго-восточных регионов Центральной Европы, в частности к цыганам. Можно выделить три пути протестантизации: самовоспроизводство общин верующих; приобщение к протестантской церкви представителей религиозного большинства; миссионерская деятельность среди религиозных и этнических меньшинств и приобщение их представителей к протестантизму. Миссионерская деятельность, евангелизация и прозелитизм охватывают в основном цыганские общины. Ради привлечения новых последователей протестантская церковь предоставляет им то, в чем они нуждаются, например социальные выгоды (бесплатные литература и курсы иностранных языков, заграничные поездки, социальная занятость, благотворительная деятельность), используя финансовую поддержку, новые технологии и СМИ. Именно протестантская церковь, - а не православная, католическая или мусульманская, - привлекает наибольшее число прозелитов, поскольку на самом деле обеспечивает достоинство и уважение, заботу и пропитание, качество жизни и социальный статус, дает надежды и перспективы. Протестантизация происходит “здесь и сейчас”, порой даже на институциональном уровне. Переход в протестантскую церковь обусловливается факторами, которые можно разделить на четыре группы: социально-экономические, теологические, культурные и политические. “Идеологическая” база протестантизации - теория рационального выбора (определяемого в основном материальными причинами).

Во-вторых, в последние годы церкви активизировались политически. Представители духовенства участвуют в конференциях, симпозиумах, конгрессах - религиозных, светских (в том числе и в научных), а также в телевизионных передачах, ток-шоу с политической тематикой. Церкви выдвигают новые положения, связанные с политическими процессами, ратуют за права человека, толерантность, экуменизм (в том, что касается борьбы за объединение церквей на основе толерантности), а также за использование религиозной символики в политическом пространстве. Для религиозной пропаганды активно используется интернет. Однако, на наш взгляд, о клерикализации общества говорить нельзя. Церковь не стремится влиять на власть, а хочет с ней сотрудничать.

В русле наших рассуждений хотелось бы сказать о степени и характере некоторых нововведений в той или иной конфессиональной доктрине. В христианстве нововведения заключаются в создании гармоничных отношений с окружающими, честности, соблюдении рабочих контрактов и корпоративной этики, “непротивлении злу насилием”, толерантности, бесконфликтности, продуктивности, репродуктивности, недискриминации, организационной культуре. В исламе - в уважении компетентного лидерства, в возможном несогласии с руководством, честности, уважении собственности (в том числе социальных норм и ценностей), справедливости, праве на развитие, соблюдении трудовых и социальных прав служащих, недискриминации, соблюдении и защите достоинства личности, согласованности, скоординированности в коллективах, всеобщей лояльности. В иудаизме - в централизованное™, авторитете и лидерстве в общественной жизни, лояльности, духовном обновлении, переживаемом, в частности, людьми среднего и старшего поколения, непосягательстве на чьи-либо требования, следовании установленным нормам, правилам, процедурам, целенаправленности. Как видно, многие нововведения, принятые ведущими конфессиями, перекликаются. Все это - свидетельство социального здоровья общества, которое не подвержено социальным стрессам и не затронуто политическими противостояниями.

Некоторые религии сегодня переживают так называемые “детерриториализацию” и “ретерриториализацию”. Речь идет о смене места их традиционного распространения. Причем данные процессы сопровождаются фундаментальными событиями в религиозной жизни государств. В отличие от исламских христианские европейские государства обнаруживают тенденции к секуляризации, разделению религиозных и властных структур. В странах, где общественное устройство имеет религиозный характер, нет возможности построить новые экономические, политические и культурные модели. Господство религии не позволяет распространиться политическим и социально-экономическим преобразованиям, что заводит процесс общественного развития в тупик, порождает бедность (а порой и нищету), а также подготавливает почву для появления активно действующих протестантских течений (особенно кальвинизма), соединяющих в себе религиозное и современное политическое содержание, которое накладывает зримый отпечаток на взаимоотношения граждан, культуру, формирование различных гражданских, политических и религиозных институтов. 102

Вместе с тем так называемая “парадигма современности” ведет к европоцентризму, пропагандирующему “религиозную эволюцию”, серьезно ограничивающую любую социально-политическую трансформацию в странах, где она насаждается.

Сегодня в обществе формируется тесная взаимосвязь религии и сферы прав человека, базирующихся на нормах религиозной морали (в том числе). В современной научной литературе для характеристики этой взаимосвязи используется термин - “коммунализация религии”, который подразумевает два контекста - политико-юридический, закрепляющий на правовой основе религиозно-политические инновации, и геополитический, отражающий ситуацию в мире.

Показательно, что произошедший в последние годы всплеск религиозности повлек за собой очередную волну миграции, возникновение национальных движений, носящих религиозный характер, а также наводнение международного рынка товарами с религиозной символикой. Все это свидетельствует, по нашему мнению, о том, что сегодня церкви приспосабливаются к современным формам социального и политического участия. Те же процессы происходят и в России: здесь тоже растет уровень религиозности и меняется ее суть.

Отдавая дань духу времени, многие стали считать, что реальная свобода - это свобода и для меньшинства общества в том числе, а государство непременно должно гарантировать меньшинству эту свободу. Проявления религиозности, права граждан, стремящихся выразить свою религиозность, не должны ограничиваться традиционными церквами. В одном из текущих документов Совета Европы заявляется, что государству не следует интерпретировать свободу религии слишком узко, только лишь как, например, свободу традиционных религий. Новые религии или религиозные меньшинства также имеют право на защиту. Однако, несмотря на многочисленные заявления о недопустимости ограничений в данной сфере, практикуются они довольно часто. В отчете директора по правам человека Совету Европы подчеркивается, что защита права на свободу религии не ограничивается широко распространенными и признанными в мире религиями, но также применяется и к редким и практически неизвестным верованиям. Религия, таким образом, понимается в широком смысле. Кроме того очень важно утверждение, что государство не имеет права выносить решение о том, что является, а что не является религией. Оно лишь Должно исполнять принятые законы, в частности, о свободе религиозного вероисповедания. На практике же государственные органы нередко допускают нарушения действующих законов о свободе совести и о религиозных объединениях, а это не что иное, как покушение на установленные права человека в сфере религии. Мы считаем, что законодательный процесс в данной сфере не должен носить аппаратно-идеологического характера и зависеть от политических ориентаций и пристрастий экспертов, представляющих* религиозные организации и принимающих непосредственное участие в разработке законопроектов. При доработке законодательства* по интересующей нас тематике важно вновь и вновь обращаться к правам тех религиозных течений, верующих, чьи организацией существуют на тех или иных территориях менее 15 лет. Общественное мнение, безусловно, заинтересовано в диалоге представителей всех конфессий, основанного на принципах равенства прав чело-1 века, толерантности и сотрудничества, с сохранением националов традиций, культуры.

В-третьих, о чем следует сказать, затрагивая тематику современной религиозной ситуации, это об экономической деятельности церкви. Не секрет, что, например, РПЦ - организация богата РПЦ покупает землю, чтобы строить на ней храмы и создавать при ходы поближе к потенциальным прихожанам. Церковь участвуй в восстановлении религиозных и светских памятников. Безусловно, это положительные факты для православных, воцерковленных людей. Однако с точки зрения невоцерковленных граждан это выглядит как экспансия РПЦ. Для кого-то это даже может представлять некоторые неудобства, у других - вызывать раздражение.

Главный наш вывод заключается в следующем. Есть регионы в которых уровень религиозности падает, есть такие регионы, в которых он растет. Сегодня мир неоднороден. Однако самым важны» остается диалог, сотрудничество во внутрирелигиозной, межрелигиозной жизни, а также между церковными и государственным институтами, в религиозной и светской сферах.

ФЕНОМЕН “СЛЕДУЮЩЕГО ХРИСТИАНСКОГО МИРА”: ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ

христианский мир религиозный мораль

Постмодернистский мир не оправдал прогнозов относительно “падения” религии и ухода религиозного фактора на периферию общественной значимости. Религия в современную эпоху претерпевает период качественных изменений, находится на подъеме, и религиозный фактор является одним из центральных звеньев в политических, социальных процессах, переконфигурации локальных культурных ландшафтов, провоцировании и урегулировании конфликтов. В этих условиях внимание социологов религии привлечено к изучению причин и следствий этих процессов, особенно локализованных в странах Запада. Однако не меньший интерес связан с набирающим силу новым феноменом - незнакомым миром “нового христианства” - религией стран “третьего мира”, поэтому часто именуемым “южным христианством”. По убеждению известного американского историка религии Филиппа Дженкинса, который видит в “новом христианстве” не только географические, но и глубокие качественные его отличия от христианства Запада, феномен динамично растущего христианского гиганта глобального Юга наиболее уместно определить как “следующее христианство”. Это не просто пересаженная версия знакомой религии старого христианского Запада, оно представляет собой по-настоящему новое явление.

Насколько “новое христианство” отличается от своего “родителя”, и насколько масштабно это явление, предстоит выяснить в предлагаемой статье. Более того, рассмотрение “южного христианства” как новой нарождающейся глобальной реальности позволит переосмыслить некоторые представления о природе современного религиозного возрождения, охватившего некоторые страны западного мира, в том числе и Россию, а также увидеть все религии и культурную модернизацию в совершенно новом пространстве.


По данным “Всемирной христианской энциклопедии”, изданной под руководством известного британского исследователя религии Дэвида Барета, наиболее многочисленной и географически широко распространенной религией в современном мире является христианство: его исповедуют 33% населения. Причем в пределах христианской религии создатели “Энциклопедии” насчитали 33 830 деноминаций по всему миру. На основе анализа колоссального объема информации, собранного за многие десятилетия, Д. Барет отмечает, что в период между 1900 и 2000 гг. произошли глобальные изменения в различных религиях и долях различных вер глобального населения, но самые показательные изменения связаны с христианством. В частности, он отмечает, что с начала 80-х годов прошлого столетия стал заметен стремительный рост, главным образом в развивающихся странах, так называемых “независимых” (“Independents”) христианских церквей. К числу наиболее быстро растущих “независимых” церквей Д. Барет относит “Универсальную церковь царства Бога” в Бразилии, Церковь “Иисуса - Бога всеобщего братства” на Филиппинах и Сионскую христианскую церковь Южной Африки. К концу XX столетия число “независимых” верующих, или “новых христиан”, достигло 386 млн человек. Существенным является то, что за довольно короткий срок “новые христиане” изменили межконфессиональные пропорции в рамках христианской религии. Превысив к настоящему времени количество протестантов, они переместились на второе место и уступают теперь только католикам.

Сегодня для многих экспертов является очевидным тот факт, что вследствие комплекса факторов, в центре которых демографические тенденции и миграционные процессы, мировая христианская община будет расти исключительно за счет населения стран “третьего мира”. По оценкам Д. Барета, если в начале прошлого столетия доля “белых” христиан составляла 81%, то уже к началу XXI в. она снизилась до 45%.

Исследования британского социолога религии Питера Браэрли также довольно убедительно доказывают, что с середины прошлого столетия сформировалась ярко выраженная тенденция постепенного перемещения центра тяжести христианской популяции с Севера на Юг и в Юго-Восточную Азию (см. рис.).

Рис. Доля христиан по континентам в мировой христианской популяции

Данные, представленные на рисунке, убедительно иллюстрируют тенденцию. Если еще в 60-е гг. XX в. наблюдалось абсолютное Доминирование “северных” христиан (69%), то уже к 1995 г. суммарная доля христиан в Европе и Северной Америке составляла только половину мировой христианской популяции (49%), а к 2010 г. их Доля сократилась до 44%.

Алексей Пименов, религиовед, профессор Университета Джор, Вашингтона, основываясь на обобщении официальных данных: исследовательских Центров США, утверждает, что “через пятнадцать лет, когда число христиан на планете, по самым скромным оценкам, превысит 2,5 млрд человек, среди них самую большую группу составят жители Латинской Америки (около 640 млн), второе место займет Африка (630 млн) и только третье - Европа (555 млн). В список стран с самым большим христианским населением; Бразилия, Нигерия, Филиппины. Войдет туда и Китай, зато мы не обнаружим там ни Франции, ни Италии, ни Великобритании”, Итак, переконфигурация религиозного пространства, происходившая на протяжении всех последних десятилетий и в существенной степени затронувшая глобальное христианство, продолжав свое развитие в сторону значительного увеличения удельного веса! а значит, и влияния южной модели христианства. Очевидно, что! стимулирует эти процессы совокупность факторов социально- экономического, политического и чисто религиозного характер» Д. Барет по этому поводу пишет, что “эти колоссальные изменения не только являются следствием демографических и экономических процессов, но они связаны с качественными изменениями| самой христианской религии (выделено автором). Христианство стремительно перемещается от образа жизни по европейскому образцу за пределы устоявшихся веками институциональных форм и традиций. Причем здесь нет центрального, универсального нарратива” Пришло время разобраться, какие качественные признаки отличают христиан глобального Юга от их западных братьев.

Êà÷åñòâåííûå ïðèçíàêè ôåíîìåíà “ñëåäóþùåãî õðèñòèàíñêîãî ìèðà”

Ключевой признак, который не характеризует “южное христианство” и его религиозную философию, но позволяет понять причины невероятного взрыва христианского учения на глобальном Юге, заключается в его глубокой связи с нищетой. Изучая природу феномена “нового христианства”, известный теолог Маркус Борг отметил, что “это - подобно тому, как если бы мы увидели христианство в первый раз”. По словам М. Борга, «в отличие от мифа, согласно которому типичный христианин - это белый толст] кот, живущий в Соединенных Штатах или западной Европе, “но вый” христианин - бедный человек, зачастую невообразимо бедный по западным стандартам».

История, в том числе и современная, знает множество примеров того, что религиозное возрождение в разных странах сопровождалось политическими и экономическими кризисами и трансформациями, которые никогда не обходились без резкого ухудшения качества жизни определенной части населения, появления значительной доли людей, испытывающих серьезные проблемы материального, психологического и социального порядка. Именно в эти сложные для обществ времена наступает период ренессанса церкви и базовой религиозной традиции. Российский образец в этой связи представляет собой один из наиболее типичных примеров.

Страны глобального Юга в сравнении со странами Запада всегда отличались крайне низким уровнем жизни, исключительной бедностью населения. Зерна, посеянные там миссионерами католических и протестантских церквей еще в XIX в., попали на плодородную почву. В результате гибридизации с местными аборигенными культурами и религиями и поступательного движения стран “третьего мира” в направлении к модернизации оформилась совершенно особенная религиозная ветвь нового направления христианства. По словам С. Хантингтона, “Если традиционная религия в обществах со стремительной модернизацией не способна адаптироваться к требованиям модернизации, создаются потенциальные возможности для распространения западного христианства и ислама. В таких обществах наиболее удачливые сторонники западной культуры - это не неоклассические экономисты, не демократы-крестоносцы и не руководители транснациональных компаний. Скорее всего, это есть и будут христианские миссионеры. Ни Адам Смит, ни Томас Джефферсон не могут отвечать психологическим, эмоциональным, моральным и социальным запросам выпускников средней школы в первом поколении. Иисус Христос тоже может не отвечать им, но у него шансов больше”.

Шансы христианской религии в конкуренции с местными религиозными обычаями оказались превалирующими, поскольку аборигенные религии не смогли дать ответы на ключевые вопросы 0 причинах жестокой бедности и способах ее преодоления. Те, кто занимает сегодня кафедры церквей в Бразилии или Уганде, обращаются к самым нищим, самым обездоленным. Для их паствы - многомиллионного населения стремительно растущих мегаполисов Сан-Паулу и Кампалы, Лагоса и Мехико - евангельская бедность - не иносказание, а будни. Чудес, описанных в Библейских текстах, они ждут не метафорически, а всерьез. На африканском континенте, где взлет христианства начался в последние годы периода колонизации (50-60-е гг. прошлого столетия), когда местные церкви возникли в результате деятельности иностранным миссионеров, современный период отличается бурным распространением церквей “спасающей веры”, полностью независимых от иностранного влияния.

В основе успешной парадигмы - видение Иисуса Христа как воплощения божественной силы, побеждающей злых духов, которые причиняют бедствия, страдания и болезни. Вот что по этому поводу пишет Энн Берстейн: “Вместо того чтобы - по примеру господствующих церквей - обещать за добродетель спасение в загробном мире, многие новые церкви проповедуют немедленное избавление в форме мирских благ. Именно с этой вестью так называемая теология процветания и обращается к бедным и обездоленным... Послание южноафриканских пятидесятнических религиозных объединений гласит, что богатство - это благословение, которое нужно заслужить всей жизнью”.

Другим важным аспектом теологии и нравственного учения южного христианства является то, что оно значительно более консервативно, чем христианство Запада. Так, католическая вера, которая растет в Африке и Азии, очень похожа на веру, которая была распространена до II Ватиканского Собора, провозглашавшую безоговорочную власть епископов и священников, строгое следование церковным канонам и нравственным ценностям.

В то же время полномасштабная реформация южного христианства происходит под мощным влиянием харизматичного пятидесятничества, чьи идеи разделяют и многие южные католики! Пятидесятники относятся в настоящее время к наиболее успешной и быстро растущей христианской деноминации, хотя она и является довольно молодым движением, возникшем в Северной Америке в начале XX в. Сегодня пятидесятники сильны своей численностью (их почти 400 млн) и широким распространением по всему миру, но в основном их церкви сосредоточены на глобальном Юге. По прогнозам, к 2040 г. их будет около 1 млрд человек, т.е. гораздо больше, чем буддистов, и их численность будет примерно соизмерима с численностью индуистов. “Верующие пятидесятники отвергают строгие традиции в литургии, но они полагаются на прямые духовные откровения, дополняя и затмевая авторитет Библии”, - пишет Ф. Дженкинс. В то же время они, так же как и католики Юга, в вопросах морали и нравственности значительно расходятся с северными либеральными церквями. Независимые церкви Африки и Латинской Америки очень консервативны в таких вопросах, как аборты и гомосексуализм, выступают за сохранение традиционной модели семьи и борются с такими пороками, как наркомания, алкоголизм, насилие и др.

Дополнительным фактором, повышающим шансы на успех религиозной парадигмы “южных церквей” и укрепляющим их базовые основы вероучения, является бедственное положение в области здравоохранения даже в городах-гигантах Юга, которое контрастирует с провозглашением борьбы за исцеление души и тела новых церквей. История свидетельствует, что в начале XX столетия взрыв христианских движений исцеления и новых пророков совпал с серией эпидемий, унесших жизни тысяч людей, и религиозный подъем был связан часто со стремлением получить исцеление и здоровье. Поэтому сегодня в африканских церквях исцеление духовное и физическое является одним из ключевых направлений служения. Ф. Дженкинс отмечает: “Нигде на глобальном Юге различные духовные целители не найдут серьезной конкуренции со стороны современной медицины: она просто недоступна самым бедным слоям населения” (выделено автором). Поэтому новые христиане неистово верят в Христа, но понимают его в соответствии со своими традициями - как предка или великого целителя и знахаря.

Только заподозрен в связи со злыми духами, причем инициаторами казней нередко выступают сами священники. Так, по данным ОНН, в 2001 г. в Конго были казнены около 1000 подозреваемых в колдовстве. Только в двух из 36 штатов Нигерии за последние 10 лет в колдовстве были обвинены 15 000 детей, из которых примерно 1000 были убиты. Невежество, чудовищная нищета, отсутствие каких-либо перспектив на улучшение жизни толкают людей, ослепленных проповедями религиозных фанатиков, на преступления, даже против своих детей.

Также наряду с быстро распространяющимися церквями “спасающей веры”, выросшими на почве католичества или пятидесятничества, появились апокалиптические и мессианские движения, которые используют средства вооруженного насилия для привлечения сторонников и установления своего влияния. Так, экстремистские христианские движения регулярно появляются в различных частях Африки, особенно там, где особенно слабы государственные структуры. Наиболее “громкие” примеры связаны с деятельностью церкви Lumpa в Замбии, организаций “Сопротивление Господней армии” и “Движение за восстановление десяти заповедей Бога” в Уганде. Сегодня подобные движения и секты абсолютно убеждены в том, что их борьба за дело Бога позволяет пренебречь законами и ведение войны за “нравственную чистоту” общества возможно любыми средствами.

Таким образом, общие условия жизни большинства населения стран “третьего мира” - болезни, эксплуатация, отсутствие приемлемых условий, бедность, алкоголизм, наркотики и насилие - могут объяснить, почему люди легко соглашаются с тем, что они находятся под властью демонических сил и что только Божественное вмешательство может их спасти. Как и в начале XVI в., в XXI в. буквальное толкование Библии оказывается чрезвычайно привлекательным.

Итак, из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Существенным в понимании природы “нового христианства” и его отличия от христианства Запада является то, что бурное развитие новых церквей в Африке, Азии и Латинской Америке объясняется стремлением приверженцев воссоздать свой вариант идеализированного раннего христианства, часто описываемого как восстание «“примитивного” христианства». (Сопровождающееся еще и высокой рождаемостью, что нельзя сбрасывать со счетов.) Проявляется это в проповедовании глубокой личной веры, сплочения вокруг сообщества, мистике, пророчестве и пуританстве, подчинении духовной власти. Проповеди харизматичны и фантазийны, вселяют] оптимизм и веру в будущее. Ф. Дженкинс отмечает, что “американские реформаторы также мечтали о восстановлении ранней Церкви, но в то время как американцы освободили свои церкви от иерархии, суеверия и догмы, южане оглянулись назад, чтобы наполнить свои церкви духовной силой и способностью изгонять демонические силы, которые вызывают болезни и нищету”.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Берстейн Э. Глобализация, культура и развитие // Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М., 2004.

Борг М. Бунтарь Иисус. Жизнь и миссия в контексте двух эпох. М., 2009.

Пименов А. На пути к глобальному религиозному конфликту // Washington profile. 2005. 02 Mart.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.P. Future Church: a global analysis of the Christian community to the year 2010. L., 1998.F. The next Christendom: the coming of global Christianity (future of Christianity Trilogy). Oxford, 2002.R.N. Researcher tabulates world’s believers // Salt Lake Tribune. 2001. 19 May.Christian encyclopedia. Oxford, 2001.D. The study of religion and religious customs of Roma in Serbian sociology of religion // The Sociology of Religion in the Former Yugoslav Republics. Belgrade, 2008.D. Studies of Islam and the Islam community in the Serbian sociology of religion (1991-2007) // The Sociology of Religion in the Former Yugoslav Republics. Belgrade, 2008.J. Modemite tardive, religion et mutation du public et du prive (a partir de I exemple frangais) // Social compass. 2006. N 53.R.L.M. La fm de la religion? Reenchantement et deplacement du sacre I I Social compass. 2008. N 55.ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2013. № 1

Похожие работы на - Социологическая интерпретация религиозно-общественных процессов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!