Коммерческая эксплуатация водного транспорта
Министерство
образование и науки, молодежи и спорта Украины
Азовский
Морской Институт
Одесская
Национальная Морская Академия
Расчетно-графическая
работа
по
дисциплине “ Коммерческая эксплуатация водного транспорта”
Выполнила:
курсантка
Королева
Е.П
-МО-1
Проверил:
ст.
преподаватель
Загородняя
Ю.В.
Мариуполь
2012
Содержание
1. Введение
. Исходные данные.
. Транспортные характеристики
груза.
. Перевозка груза.
. Расчетная часть:
.1 Расчет времени рейса.
.2 Расчет чистой грузоподъемности.
.3 Расчет количества запасов.
.4 Расчет сталийного времени.
.5 Расчет фактического
стояночного времени судна.
. Финансовый результат:
.1 Расчет суммы демереджа.
.2 Расчет финансового
результата за рейс.
.3 Расчет «мертвого фрахта».
. Заключение.
. Список литературы
. Введение
Для транспортировки было предъявлено зерно.
Перевозка его будет осуществляться судном дедвейтом 7000 тон и
грузоподъемностью 5000 м3 на расстояние 3500 миль. Ставка фрахта
составляет 50 y.e.
за тонну, а стоимость стивидорных работ - 10 у.е. за тонну. При этом скорость
груза составляет 15 миль в час.
Во время выполнения расчетно-графической работы
требуется рассчитать количество груза, а также количество перевозимых запасов,
продолжительность рейса судна, сталийное время, финансовый результат, сумму
демереджа, мертвый фрахт при предъявлении 50% груза.
И, как результат, необходимо определить
эффективность данного рейса. И при условии, если его результативность не
велика, необходимо установить причины и способы улучшения.
. Исходные данные
Вариант №7
Название
груза
|
зерно
|
Дедвейт
судна, т
|
4000
|
Норма
грузовых работ, т/сут.
|
погрузка
|
выгрузка
|
|
норма
|
факт
|
норма
|
факт
|
|
3000
|
2000
|
3000
|
4000
|
Ставка
фрахта, у.е./т
|
50
|
Стоимость
стивидорных работ, у.е./т
|
10
|
Себестоимость
судна в сутки
|
на
ходу
|
на
стоянке
|
|
6000
|
5000
|
Ставка
демереджа, у.е./сут.
|
1000
|
Скорость
судна на ходу, миль/час
|
16
|
Расстояние,
миль
|
3000
|
Грузовместимость
судна, м3
|
5000
|
УПО
груза, м3/т
|
1,3
|
. Транспортные характеристики зерна
По своему назначению зерновые грузы подразделяют
на три основные группы:
) злаковые - пшеница, просо, гречиха и т. д.;
) бобовые - фасоль, чечевица, соя и т. д.;
) масличные - подсолнечник, конопля, лен,
клещевина и т. д.
Зерно относится к ценным
продовольственным грузам, при перевозке которых необходимо обеспечивать
сохранность в количественном и качественном отношении.
Значительное влияние на
объемную массу зерновых грузов оказывают скважистость и влажность. Скважистость
- объем промежутков между зернами, заполненный воздухом. Она предопределяет
оседание зерна в процессе перевозки и способствует его воздухопроницаемости.
Скважистость зерновой массы влияет на плотность ее укладки в грузовые помещения
при погрузке, степень оседания и образования свободного пространства над
поверхностью груза при транспортировании зерна насыпью, благодаря чему зерно
может в пути перемещаться и оказывать влияние на остойчивость судна. На величину
скважистости влияет ряд факторов: форма, размер, характер и состояние
поверхности зерна, влажность, натурный вес, сыпучесть и др. Данное свойство
груза способствует газопроницаемости и увеличению общей поглотительной
поверхности зерновой массы.
В большой степени влажность
зерна зависит от влажности окружающей среды, так как зерновые грузы обладают
повышенной гигроскопичностью. Гигроскопичность - свойство зерна поглощать пары
воды из окружающей среды (сорбция), а в сухом воздухе отдавать излишнюю влагу до
установления равновесия между упругостью паров воды в зерне и относительной
влажностью воздуха (десорбция). Влажность является важным фактором, оказывающим
существенное влияние на количественные и качественные изменения зерна в
процессе его транспортирования и хранения. Она способствует интенсификации
развития и протекания биологических процессов в массе зерновых грузов. Так,
ускоряются процессы дыхания зерновой массы и жизнедеятельности микроорганизмов
и амбарных вредителей, которые сопровождаются поглощением кислорода воздуха с
последующим выделением углекислого газа, влаги и тепла.
Зерновые грузы склонны к
самосогреванию и самовозгоранию. Интенсивность дыхания зерновой массы, наличие
в ней различных микроорганизмов, насекомых и клещей, выделяющих в результате
своей жизнедеятельности некоторое количество тепла, при отсутствии достаточной
вентиляции и плохой теплопроводности зерновой массы, способствуют накоплению
тепла и повышению в ней температуры. Это явление носит название самосогревания
зерна. Интенсивность самосогревания повышается при увеличении влажности зерна.
При температуре зерна 50° и более значительно снижается сыпучесть и наблюдается
затхлый, гнилостный запах; у зерен пшеницы и ржи - потемнение оболочек.
Самосогревание может возникнуть
в отдельных местах, когда в партию зерна попадает часть влажного зерна; это так
называемое гнездовое или местное самосогревание, оно может перейти и в общее,
когда самосогревание наблюдается по всей массе зерна. Предупредить или
остановить начавшийся процесс самосогревания можно путем снижения температуры и
влажности зерновой массы, для чего рекомендуется усиленная вентиляция,
проветривание, проветривание или перелопачивание. Предупредительными мерами
являются: очистка от примесей, насекомых и клещей, снижение влажности зерна до
14-15,5%.
Одной из основных характеристик
зерна также является его сыпучесть. Сыпучесть - способность зерновой массы
перемещаться по наклонной плоскости под действием собственной силы тяжести.
Существуют показатели, которые
характеризуют сыпучесть:
) угол естественного
откоса - это угол между диаметром и образующимся конусом, полученным при
свободном падении зерна на горизонтальную поверхность;
2) угол трения -
наименьший угол, при котором зерно начинает перемещаться по наклонной
плоскости.
. Перевозка зерна
Все зерновые грузы делятся на три группы: злаки,
бобовые и масличные. Физические свойства: сыпучесть, усадка, плотность,
скважистость, теплопроводность и сорбционные свойства. Биологические свойства:
дыхание зерна, дозревание, прорастание, самосогревание и др. Перевозчик обязан
учесть все указанные свойства груза и обеспечить, во-первых, рациональную
загрузку и безопасное плавание судна; во-вторых, сохранность перевозимого
груза.
Зерновые грузы, предъявляемые
грузоотправителем к перевозке, должны соответствовать требованиям
государственных стандартов, международных стандартов или техническим условиям.
Зерно должно быть однородным по влажности; не допускается к перевозке сухое
зерно, смешанное с влажным или сырым.
Зерновые грузы в таре и насыпью
должны перевозиться на судах с естественной или принудительной вентиляцией.
Грузовые помещения судов должны быть чистыми, сухими и без посторонних запахов.
Льяла, сетки приемных отростков осушительной системы, льяльные колодцы должны
быть очищены, льяльные крышки плотно закрыты и проконопачены.
В зависимости от удельного
объема зерновые грузы подразделяются на тяжелые (пшеница, рожь, кукуруза,
бобовые, просо и т.д.) и легкие (овес, ячмень, гречиха, семена масличных
культур и др.).
Зерно должно быть однородным по
влажности; не допускается к перевозке сухое зерно, смешанное с влажным или
сырым зерном.
Зерновые грузы в зависимости от
вида и назначения могут предъявляться к морской перевозке насыпью и в таре.
Тканевые мешки должны быть плотными, чистыми, сухими, не прелыми, не
зараженными вредителями и без посторонних запахов.
Зерновые грузы в таре и насыпью
должны перевозиться на судах с естественной или принудительной вентиляцией.
Сепарационный и подстилочный
материал должен быть чистым, сухим, не зараженным насекомыми и не имеющим
посторонних запахов. Сепарационный и подстилочный материал предоставляется
грузоотправителем.
При перевозке зерновых грузов
на танкерах необходимо:
маховики клинкетов надежно
закрыть и опломбировать;
систему пароподогрева в танках
проверить на паронепроницаемость;
приемные отростки грузовой и
зачистной магистралей обвязать мешковиной;
сальники клинкетов и
мерительные трубки в танках обвязать парусиной; грузовые, зачистные и секущие
клинкеты танков плотно закрыть (как на палубе, так и в помповом отделении);
грузовые и зачистные магистрали
проверить на герметичность;
закрыть расширители танков и
моечные горловины, а также палубные сальники;
клапаны грузоотводной системы
закрыть; перед приемом зерна грузовые помещения танков должны быть очищены от
ранее перевозимого груза и подготовлены к приему зерна в соответствии с
действующими нормативными документами.
Балкер - специализированное судно для перевозки
грузов насыпью (навалом), таких как
Ведущие мировые экспортеры зерна (более 75% всего
объема торговли):
· США - 29,7%;
· ЕС - 8,8%;
· Канада - 8%;
· Украина - 7,6%;
· Аргентина - 7,5%;
· Россия - 7,3%;
· Австралия - 6,8%.
Ведущие мировые импортеры зерна:
· Япония - 25,5 млн. тон;
· Мексика - 14,4 млн. тон;
· Египет - 14,3 млн. тон;
· Южная Корея - 12,6 млн. тон;
· Саудовская Аравия - 12,0 млн. тон.
Направления экспорта зерновых культур из Украины
(Рис. 1):. экспорт пшеницы в такие страны, как Египет, Турция, Израиль,
Бангладеш, Испания, Южная Корея, Тунис;. экспорт ячменя - Бангладеш, Южная
Корея, Испания, Иордания, Сирия, Эфиопия, Филиппины, Индонезия;. экспорт
кукурузы - Египет, Португалия, Алжир, Япония, Беларусь, Кения, Нидерланды.
Вследствие введенного режима квотирования
итоговые показатели объемов экспорта зерновых из Украины в сезоне 2010 -
2011гг. оказались намного ниже экспортного потенциала страны. Так, экспорт
пшеницы составил 4,2 млн. тонн (9,2 млн. тонн 2009 - 2010 гг.), ячменя - 2,8
млн. тонн (6,2 млн. тонн в 2009 - 2010гг.), кукурузы - 4,9 млн. тонн (5,1 млн.
тонн в 2009 - 2010гг.). Ввиду действовавших экспортных ограничений на основные
зерновые ряд компаний-экспортеров, не получивших квоты, переключились на
экспорт других зерновых культур и продуктов их переработки, а также сделали
акцент на экспорте масличной группы.
Рис. 1.1. Карта экспорта-импорта зерна.
В 2010 - 2011гг. основными направлениями стали
Ближний Восток и Северная Африка. В частности, объем поставок украинской
пшеницы в Египет составил 626,2 тыс. тонн по сравнению с 718 тыс. тонн в 2009 -
2010 гг. Второе место заняла Турция (611,2 тыс. тонн), и это при том, что в
2009 - 2010 гг. поставок украинской пшеницы в эту страну не было совсем.
География экспорта украинского фуражного ячменя
на мировые рынки в сезоне 2010 - 2011гг. выглядит следующим образом: основные
поставки зерновой были произведены в Саудовскую Аравию в объеме 1,8 млн. тонн
против 3,9 млн. тонн в сезоне 2009 - 2010 гг. На втором месте Израиль (248,8
тыс. тонн), тогда как в 2009 - 2010 гг. он занимал только 4 место в рейтинге
импортеров данной украинской зерновой (302,2 тыс. тонн).
Лидером закупок украинской кукурузы в прошлом
сезоне остался Египет, закупив 943,4 тыс. тонн против 1,6 млн. тонн в 2009 -
2010 гг.
Украина экспортировала 12,2 млн. тонн зерновых,
по состоянию на начало декабря 2012 г. Из них пшеницы - 5,6 млн. т, кукурузы -
4,7 млн. т, ячменя - 1,8 млн. т.
. Расчетная часть
5.1 Расчет
времени рейса
) Рассчитываем время рейса судна:
где tp
-
время погрузки судна, сут.
tх -
ходовое время, сут.
tв -
время выгрузки, сут.
2) Время погрузки рассчитывается по
формуле:
где Qппл - количество
груза погруженного по плану, тон
Мппл - норма погрузки по
плану, тон
3) Ходовое время мы находим по данной
формуле:
где L
-
расстояние между портами, миль
Vэ -
эксплуатационная скорость судна, миль/час
4) А время выгрузки рассчитаем следующим
образом:
где Qвпл - количество
груза выгруженного по плану, тон
Мвпл - норма выгрузки по
плану, тон
5.2 Расчет
чистой грузоподъемности
Чистая грузоподъёмность судна - это максимальное
количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно
может принять к перевозке.
Чистую грузоподъемность рассчитываем по формуле:
где Дw - дедвейт, тон
Рзап - количество запасов
на рейс, тон
5.3 Расчет количества запасов
Рассчитаем количество запасов по следующей
формуле:
где Рхзап
- количество запасов судна на ходу, тон
Рстзап
- количество запасов судна на стоянке, тон
Рпр
- прочие запасы, тон
1) Количество
запасов на ходу рассчитываем данным образом:
где qTx - суточный запас топлива на ходу, тон
qBx -
суточный запас воды на ходу, тон
K - коэффициент запасов, тон
2) Количество
запасов судна на стоянке рассчитывается по формуле:
водный транспорт рейс
грузоподъемность
где qTст -
суточный запас топлива на стоянке, тон
qBст - суточный запас воды на стоянке, тон
Время стоянке
определятся следующим образом
Теперь определяем
объем груза погруженного на судно:
, 4889,9
< 5000
.4 Расчет
сталийного времени
Сталийное время - в
торговом мореплавании срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно
для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту
платежей.
Рассчитаем сталийное
время:
где Qпфакт -
фактическое количество груза на погрузку, тон
Qвфакт -
фактическое количество на выгрузку, тон
5.5 Расчет
фактического стояночного времени судна
Произведем расчет и
найдем фактическое стояночное время судна:
6 Финансовый
результат
.1 Расчет суммы
демереджа
Демередж - в
торговом мореплавании плата, причитающаяся перевозчику за простой судна в
течение контрсталийного времени.
6.2 Расчет
финансового результата за рейс
Найдём финансовый
результат следующим образом:
где Д - доходы за рейс;
R - расходы за
рейс.
1) Найдем
доходы за рейс по формуле:
где f
-
ставка
фрахта,y.e./тон
Qяакт -
количество фактически перевезенного груза, тон
2) Расходы за
рейс определяются следующим образом:
где Sx-
себестоимость судна в сутки на ходу,
y.e.т
- себестоимость судна в сутки на стоянке,
y.e.
«Мертвый фрахт» -
фрахт за недогруженное количество товара, указанного в договоре морской
перевозки, которое фрахтователь был обязан предъявить к перевозке.
Рассчитаем «мертвый
фрахт» по формуле:
Заключение
Морское транспортное судно - основная
производственная единица, непосредственно осуществляющая перевозку грузов в
различных видах плавания. Организационной основой этого процесса является рейс.
т.е. законченный производственный цикл транспортной работы судна по перевозке
заданного количества груза между несколькими портами за определенное время.
Цель рейсового планирования в условиях полного хозрасчета - мобилизация судовых
экипажей на обеспечение качественного выполнения перевозок грузов, повышение
эффективности использования судна в рейсе, усиление заинтересованности в
положительных результатах труда работающих и пароходства в целом.
Данный рейс, за суток,
принес 199581у.е. (1594652?2
грн) прибыли. Довольно-таки не плохой результат. Не правда ли? Для повышения
эффективности данного рейса предлагаю:
а) уменьшить стояночное время, в т.ч. сократить
время выгрузки;
б) уменьшить время на ходу, в т.ч. увеличить
скорость;
в) уменьшить себестоимость судна, на ходу.
Список литературы
1. Винников В.В., Экономика предприятия
морского транспорта - 2-е изд., перераб. и доп. - Одесса: Латстар, 2001 г. -416
с.;
. Винников В.В., Крушкин Е.Д., Быкова Е.Д.,
Системы технологий на морском транспорте - 2-е изд., перераб. и доп. - Одесса:
Феникс; М.: ТрансЛит, 2010 г. - 576 с.;
. Жуков Е.И., Письменный М.Н., Технология
морских перевозок, М.: Транспорт, 1991 г. - 335 с.;
. Кокин А.С., Международная морская
перевозка груза, Издательство: Wolters Kluwer, 2008 г. - 584 с.;
. Брухис Г.Е., Лущан Н.А., Коммерческая
эксплуатация морского транспорта, Издательство: Транспорт, Москва, 1985 г. -
261 с.;
. Снопков В.И., Морская перевозка грузов:
Справ. Пособие. - М.: Транспорт, 1978 г.-293с.;
. Снопков В.И., Технология перевозки грузов
морем: Учебник. - СПб.: Мир и семья, 2001 г.- 460с.;
. Козырев В.К., Грузоведение. - М:
Транспорт, 1991. - 160с.;
. Смехов А.А., Грузоведение, сохранность и
крепление грузов, Издательство: Транспорт, 1989 г. - 352 с.;
. Белоусов Л. Н., Корхов Я. Г., Технология
морских перевозок грузов, Издательство: Транспорт, 1978 г. - 380 с..