Проблемы рынка труда в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    295,74 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы рынка труда в России

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты рынка труда и безработицы

.1 Сущность, структура и функции рынка труда

.2 Виды и модели рынка труда

.3 Анализ безработицы

. Проблемы рынка труда в РФ

.1 Саморегулирование рынка труда

.2 Государственное регулирование рынка труда в Российской Федерации

.3 Принципы правового регулирования рынка труда

.4 Деятельность профсоюзов на рынке труда

. Пути решения проблемы безработицы на рынке труда

.1 Проблемы безработицы в РФ

.2 Социальные последствия безработицы и политика занятости

.3 Пути решения проблемы безработицы

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

рынок труд безработица

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации приобретает исключительную актуальность.

Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций по обеспечению занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.

Поэтому, именно, изучение и анализ проблем рынка труда, путей преодоления безработицы и выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности понятия «рынок труда» и анализ безработицы, изучение проблем рынка труда в РФ, рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей, изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Предмет исследования - рынок труда в Российской Федерации.

Объектом исследования являются закономерности и тенденции формирования и развития рынка труда в Российской Федерации.

В работе были использованы труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам рынка труда Абалкина А.И., Винокурова Г. А., Жана Сэй, Томаса Мальтуса, Карла Маркса, Джона Кейнса, Артура Пигу и Ольбани Филлипса, материалы периодической печати, а также статистические данные с сервера Федеральной службы государственной статистики.

Методологическими основами исследования стали научные труды в области макроэкономики, проблем воспроизводства, теоретические и прикладные работы по проблемам занятости и рынка труда, прогнозирования и регулирования безработицы. В работе использованы принципы системного подхода для выявления направлений анализа, совершенствования технологии прогнозирования, форм и методов управления занятостью и рынком труда.

1. Теоретические аспекты рынка труда и безработицы

1.1    Сущность, структура и функции рынка труда

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений:

Рынок труда - это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Рынок труда - это место пересечения различных экономических и социальных и интересов и функций.

С позиции предприятий рынок труда - это сфера взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

Основные элементы рынка труда: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты населения и др. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники [11.С.17].

Работодатель - наниматель, который может быть представлен различными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.

Наемные работники - это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.).

Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов: отношения между наемными работниками и работодателями; отношения между субъектами рынка труда и его представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости); отношения между субъектами рынка труда и государством.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:

. Организация встречи работодателя и наемных работников.

. Обеспечение конкуренции на рынке труда, как между работодателями, так и наемными работниками.

. Регулирование объемов продукции предлагаемой на рынок.

. Формирование цены на продукт в результате взаимодействия спроса и предложения.

. Воздействие на ассортимент и качество предлагаемой продукции на рынок.

. Решение вопросов занятости населения.

. Осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.

Конъюнктура рынка - это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структур рынка труда. Она складывается в зависимости от: состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития технического базиса; благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного); развития рынков товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития экономики; меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных) [11.С.65].

Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов: трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда; трудоизбыточной, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соответственно избыток предложения труда; равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них беспрепятственно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция - неотъемлемая составляющая механизма любого рынка [12.С.95]. Структура рынка труда; факторы, воздействующие на формирование и развитие рынка труда; взаимосвязь основных элементов рынка труда представлены в Приложении №1 [16].

Для полного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура. Инфраструктура рынка труда - это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.

.2 Виды и модели рынка труда

Классификация рынков труда осуществляется на основе самых различных критериев.

По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать (применительно к федеральному типу построения государства и административному делению России) федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов (типа Москвы, Санкт-Петербурга и др.). На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынки труда межгосударственных регионов (европейский, латиноамериканский, среднеазиатский, стран СНГ) [16].

В общей численности населения выделяют две крупные группы: люди, способные и не способные работать по найму.

Всех работающих по найму разделяют на две основные группы: традиционная - рабочая сила, для которой характерна постоянная занятость в течение полной рабочей недели (около 40 часов) и гибкая - нерегулярная, нестабильная, периферийная.

По критерию соотношения спроса и предложения труда - равновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение) и избыточный (предложение превышает спрос) рынки труда. Эти виды рынка труда могут иметь отношение к региональному, профессиональному, интегрированному рынку труда.

По критерию социальной группы различают рынки преимущественно физического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (служащие), преимущественно творческого труда (интеллигенция), крестьянского труда и т.д.

При всей схожести развития экономики и социальной сферы ведущих стран политика занятости в любой из них привела к формированию разных моделей рынка труда [5.С.46].

Под моделью понимается схема построения или описание явления, процесса. Анализ характера спроса и предложения на рынках труда позволяет описать несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей труда в зависимости от степени конкуренции. Среди них: чисто конкурентный рынок труда, модель монопсонии (монополии одного покупателя), модели с учетом действий профсоюзов, модель двусторонней монополии.

Чисто конкурентный рынок труда характеризуется следующим: с одной стороны, имеется большое число фирм, которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; с другой стороны, свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы.

Монопсонии присуши следующие черты: количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда; данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения своего труда, то они вынуждены приобретать новую квалификацию; фирма "диктует заработную плату" в том смысле, что ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих [11.С.123].

Профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы. Спрос на труд профсоюзы могут увеличивать следующими способами: увеличением спроса на производимые продукты или услуги при помощи рекламы; требованием у правительства увеличения финансирования производств, интересы работников которых они защищают, влиянием на повышение производительности труда через участие в совместных рабоче-административных комитетах; и др [17].

Монополия двусторонняя на рынке труда - модель рынка труда, на котором нанимателю, обладающему монопсонической властью (властью единственного покупателя), противостоит объединенный труд (в лице профсоюза). Профсоюз является монополистическим продавцом в том случае, если он контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки заработной платы. Результат противоборства единого покупателя и объединенного продавца труда логически не детерминирован. Тем не менее можно указать характерные черты данной модели: реальная ставка заработной платы устанавливается в промежутке между доравновесной (интересы нанимателя) и сверхравновесной (интересы профсоюза). Сторона, обладающая более эффективной стратегией, способна навязывать оппоненту ставку заработной платы, близкую к той, на которой настаивает; при равенстве сил монополиста и монопсониста возможно установление равновесной ставки заработной платы и равновесного уровня занятости.

.3. Анализ безработицы

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

На различных этапах развития человеческого общества эффективность использования рабочей силы была различной. Первобытному обществу свойственны были полная занятость всего трудоспособного населения общины и одновременно перенаселение отдельных территорий, отсюда постоянная борьба племен за территорию. При рабстве имела место полная занятость всех рабов и относительное перенаселение свободных граждан, при феодализме и азиатском способе производства - абсолютное и относительное аграрное перенаселение. В условиях чистого капитализма на индустриальной стадии его развития, при господстве рыночных отношений возникло новое социально-экономическое явление - армия безработных [8.С.32].

Экономическая наука неоднократно предпринимала попытки выяснить причины безработицы. Одну из первых подобных попыток предпринял французский экономист Ж. Б. Сэй. Рынок труда он рассматривал как частный случай закона спроса и предложения. Графически закон рынка труда Ж. Б. Сэя можно представить в следующем виде (Приложение №2 рисунок 1).

Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал полемику, которая длится уже полтора века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда была подвергнута критике английским экономистом, священником Томасом Мальтусом (1766 - 1834). По его мнению, и капитал и население в течение значительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения. Современный опыт социального развития показал однако, что во многих высокоразвитых странах имеет место предельно низкая рождаемость и даже абсолютное сокращение населения, однако безработица существует. Значит, причины безработицы - в другом.

Принципиально иное объяснение причин безработицы дал К. Маркс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях роста технического строения промышленного производства. Переменный капитал, авансируемый на покупку рабочей силы, растет более медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, авансируемым на покупку средств производства. Другой причиной является банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город [8.С.34].

Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую -безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.

Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции [8.С.36].

Принципиально новые подходы к данной проблеме были представлены в знаменитой работе английского экономиста Олбани Филлипса (1914 - 1975), которая вышла в 1958 г. Обобщив статистические данные по Великобритании за 1861 - 1957 гг., автор построил кривую (Приложение №2 рисунок 2), характеризующую взаимосвязь между среднегодовым ростом заработной платы и безработицей. Эта взаимосвязь оказалась обратной: если заработки росли быстро, безработица была небольшой, и наоборот. Кривая О. Филипса оказалась вогнутой относительно оси ординат: одному и тому же приращению заработной платы соответствовало сравнительно небольшое сокращение безработицы при низком ее уровне и значительное - при высоком.

Сам О. Филлипс крайне осторожно подошел к интерпретации выведенной им зависимости, указывая, что для окончательных выводов необходимо более детальное исследование взаимосвязи между безработицей и ставками заработной платы. Однако последователи Дж. М. Кейнса стали увязывать кривую О. Филлипса с ростом цен, а, следовательно, с инфляцией. На оси ординат стали откладывать уже не прирост номинальной заработной платы, а прирост цен, уровень инфляции, полагая, что рост зарплаты автоматически ведет к повышению цен, к инфляции.

Новую интерпретацию ситуации на рынке труда дали монетаристы, которые разработали теорию сдвигов кривой Филлипса, или акселерационную модель.

Согласно концепции монетаристов, классическая кривая Филлипса верна лишь для коротких периодов времени и в том диапазоне, когда рост заработной платы соответствует реальному увеличению потребления благ, реальному повышению производительности труда. Расширить занятость на это короткое время можно только ценой ускорения (акселерации) инфляции. Отсюда и модель названа акселерационной (Приложение №2 рисунок 3) [20].

Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, ибо она неизбежно предполагает: разорение части предприятий; накопление капитала в условиях технического и научного прогресса; диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций; циклический характер производства; несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего на рынке труда.

2. Проблема рынка труда в РФ

.1 Саморегулирование рынка труда

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся: цена труда; соотношение платежеспособного спроса на рынок труда и его предложение; конкуренция.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда [9].

Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.

Резкие диспропорции в оплате труда по отношению к производительности в России сложились не сегодня. Еще в советские годы уровень заработной платы был крайне низок не вообще, а по отношению к низкой производительности труда. Мы всегда отставали, да и сейчас отстаем по уровню производительности труда от передовых стран Запада. Но то, что происходит с заработной платой в России в настоящее время, никакими ссылками на более низкую производительность труда оправдать нельзя.

Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже 3 долларов выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которым начинается разрушение трудового потенциала, исчезают мотивации к производительному труду и достижению позитивных результатов. Средняя заработная плата в России в 3 раза ниже этого порогового значения, а внутренние цены на продукцию и услуги близки или уже сравнялись с мировыми. Такой чудовищной эксплуатации труда и, прежде всего, интеллектуального не знала ни одна цивилизованная страна мира. Что бы это понять, следует только знать, что в России законодательно установленная заработная плата равна 4330 рублей. По данным Росстата, прожиточный минимум для трудоспособного населения в четвертом квартале 2010 года составил 6367 рублей. Таким образом, минимальный размер оплаты труда составляет 68 % от прожиточного минимума [15].

В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты по найму рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е. потенциальный рынок труда). Доход фирмы является экономической основой ее инвестиционной активности.

По размерам дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики дает немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.

Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п.

Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда - в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест [3.С.60].

Таким образом, механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безработицы. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция - все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство.

.2 Государственное регулирование рынка труда в Российской Федерации

«Чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики» - так говорил Адам Смит. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли.

Но в работах Джона Мейнарда Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п. [4.С.102].

В долгосрочном плане при реализации экономической стратегии Россия может столкнуться с рядом объективных ограничений и проблем. Некоторые из них обусловлены демографическими процессами, в частности, старением населения. Начавшееся в начале 90-х годов сокращение общей численности населения продолжится. В то же время до 2006 года продолжался рост численности населения в трудоспособном возрасте, что усилило давление на рынок труда, обостряя проблему безработицы, при этом экономика не испытывала нехватки трудовых ресурсов. Вместе с тем появление кадров нового поколения, менталитет и образование которых уже ориентированы на рыночные условия, обострит конкуренцию на рынке труда, что положительно скажется на качестве трудовых ресурсов, занятых в производстве. Это особенно важно с учетом миграционного оттока квалифицированных кадров [6].

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости - неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости [6].

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется: появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности; привлечение внутренних и иностранных инвестиций; обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы [5.С.145].

Таким образом, необходима реформа трудовых отношений, призванная ликвидировать разрыв между реалиями рынка труда и иллюзиями сохраняющегося и поныне трудового законодательства как яркого проявления виртуальности нашего “социального государства”. Цель реформирования этой сферы - повысить гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, одновременно обеспечив реальную защиту прав наемных работников и расширение свободы маневра для работодателей и сократив латентные процессы на рынке труда. Для этого целесообразно провести следующие меры: повысить роль индивидуальных трудовых договоров (законодательно и на практике), упростить процедуры их расторжения по инициативе работодателя при условии необходимой защиты прав и интересов работника; на уровне предприятий и организаций изменить содержание и роль коллективных трудовых соглашений с участием профсоюзов; реформа трудовых отношений должна проводиться поэтапно с учетом радикального характера и многообразия требующихся изменений в трудовом законодательстве; принять более реалистичные процедуры массовых увольнений [16].

Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства, и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.

.3 Принципы правового регулирования рынка труда

Обеспечение полной эффективной занятости трудоспособного населения общественно полезным трудом, свободой от безработицы, от чрезмерной эксплуатации чужого (наемного) труда связано с разрешением одной из актуальных социальных проблем - свободой труда. Опыт социального развития показывает, что эксплуатация наемного труда и безработица все еще являются неизбежными и постоянными спутниками общественного производства. Однако следует полагать, что социально эффективный способ производства и подлинно демократическое государство в состоянии на деле гарантировать полную и продуктивную занятость трудоспособного населения, решить проблему безработицы и тем самым претворить в жизнь принцип свободы труда.

Принцип свободы труда означает, прежде всего, возможность свободно распоряжаться каждым трудоспособным гражданином своей способностью к труду (рабочей силой), выбирать род деятельности. Таким образом, этот принцип отражает сущностные свойства правовых норм, регулирующих привлечение трудоспособных граждан к труду в качестве наемных работников (рабочих и служащих), предпринимателей, членов кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Помимо ст. 37 Конституции РФ, этот принцип выражен и в других нормативных актах трудового законодательства, закрепляющего право граждан на труд и обеспечивающего их занятость, ибо свобода труда немыслима без обеспечения занятости. В современных условиях перехода к рыночной экономике свобода труда и право на труд должны рассматриваться как объективно необходимые категории, взаимно дополняющие друг друга и определяющие правовые основы жизни и деятельности трудоспособных граждан [18].

Принцип свободы труда предполагает обеспечение эффективной занятости, выражает и аккумулирует такие нормы трудового права, которые, во-первых, предоставляют гражданам право на труд, во-вторых, гарантируют им реальное трудоустройство и, в-третьих, устанавливают социальную привлекательность и стимулы труда для граждан.

Свобода труда предполагает наличие принципа свободы трудового договора. Этот принцип выражает сущность большого количества норм, регулирующих прием граждан на работу, их переводы и увольнения (раздел III TK РФ) [1]. Его содержание состоит в том, что судьба трудовых отношений работника с работодателем определяется трудовым договором (контрактом). Именно он является основанием возникновения, изменения и прекращения этих отношений.

Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда. Этот принцип трудового права России основан на соответствующем международно-правовом принципе, закрепленном в ряде конвенций МОТ (Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.), Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.), Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.)).

ТК РФ (ст. 3 и 4) раскрывает содержание указанного принципа, определяя понятие принудительного труда и дискриминации в сфере труда, а также устанавливая их безусловное запрещение [16].

К принудительному труду ст. 4 ТК РФ относит: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты, либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Следует полагать, что нарушением указанного принципа является чрезмерная эксплуатация наемного труда, которую нужно рассматривать и как проявление принудительного труда, и как проявление дискриминации в сфере труда.

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Этот принцип трудового права сформировался в условиях перехода к рыночной экономике и появления такого негативного явления, как безработица. Он аккумулирует в себе довольно значительную группу правовых норм, направленных на обеспечение максимальной трудовой занятости граждан РФ [13].

В законодательстве следует выделить, прежде всего, Закон РСФСР «О занятости населения в РФ» от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями [2]. Установленные в Законе гарантии государства по реализации конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы относятся только к гражданам РФ, проживающим на ее территории. Гарантии государства по реализации прав граждан РФ, проживающих за пределами РФ, определяются международными договорами (соглашениями) РФ [13].

Принцип единства и дифференциации условий труда базируется не только на общих (единых) для всех работающих нормах, но и учитывает существование объективной, основанной на общественном разделении труда специфики отраслей производства, профессиональных, половых, возрастных особенностей работников, территориальном расположении предприятий и иных особенностях, диктующих дифференцированный подход к правовому регулированию условий труда. Эти различия неизбежно приводят к отступлению от единых правил, регулирующих применение труда, к изданию специальных норм, приспосабливающих общие правовые установления к специфическим условиям труда.

Дифференциация условий труда в нормах российского трудового права проявляется главным образом по трем направлениям в зависимости от характера и особенностей производства (отраслевая дифференциация) половозрастных, квалификационных и иных особенностей работников (субъектная дифференциация) месторасположения организаций, где применяется совместный труд (территориальная дифференциация).

.4 Деятельность профсоюзов

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) представляет собой массовую общественную организацию, которая объединяет на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

После начала перестройки и распада СССР профсоюзное движение оставалось лишь на постсоветских предприятиях и какой-либо действительной силы влияния на работодателей не имело. Недавние опросы показывают, что у большинства россиян все еще нет доверия к профсоюзам как своим представителям в социально-трудовых отношениях, и к подобным инициативам они относятся очень настороженно.

Однако, в последнее время профсоюзное движение в России активизировалось и все чаще заявляет о себе как о реальной силе, способной оказывать влияние на работодателей. Конечно, пока в России вы вряд ли услышите о массовых забастовках, аналогичных по масштабу забастовок в Англии, Франции или Испании, которые бы парализовали жизнь страны на несколько дней. Но единичные примеры профсоюзной борьбы, повлекшие существенные финансовые последствия для работодателей, такие как забастовка на предприятии Ford Motor Company в г. Всеволожске, быстро облетели всю Россию [19].

Профсоюзы в России очень сильно защищены на законодательном уровне, у них есть огромное количество прав и политическая поддержка, направленная на развитие данного движения. Например, в последние годы усилилась тенденция заключения трехсторонних соглашений между представителями работодателей, работников и органами исполнительной власти, регулирующих различные социально-трудовые вопросы.

Согласно российскому законодательству, профсоюз, как общественная организация, может быть создан при участии трех лиц. Таким образом, достаточно трех недовольных заработной платой, условиями труда работников, чтобы в компании появился профсоюз, который уже обладает достаточно широким набором прав и гарантий. Простая процедура создания профсоюза зачастую приводит к тому, что профсоюз создается не как инструмент социального партнерства, а как реакция на конфликтные ситуации, возникающие у ограниченного числа работников с администрацией, и исключительно для защиты их личных интересов.

Мнение профсоюзного органа также учитывается при введении и отмене режима неполного рабочего времени, привлечении к сверхурочным работам, составлении графика сменности, привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, утверждении графика отпусков, утверждении формы расчетного листка, утверждении системы оплаты и нормирования труда, в том числе повышении оплаты работы в ночное время, выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу и т.д.

Профсоюзная организация участвует в принятии коллективного договора, который определяет вопросы оплаты труда, пособий, компенсаций, оплаты питания, механизм пересмотра заработной платы в связи с инфляцией, ростом потребительских цен, вопросы занятости, переобучения, рабочего времени и времени отдыха, улучшений условий труда и охраны труда, гарантии и льготы для отдельных категорий работников, контроль выполнения условий коллективного договора, а также любые другие условия, о которых могут договориться стороны. В данном случае у сторон есть максимальная свобода, где единственное условие коллективного договора - нельзя нарушать нормы трудового законодательства и устанавливать более низкий уровень гарантий для работников. Коллективный договор обычно заключается на три года и может быть продлен еще максимум на три. Действие коллективного договора будет распространяться на всех работников организации.

Необходимо также отметить, что Российское трудовое законодательство содержит значительные ограничения на проведение забастовок в достаточно значимых экономических сферах. Например, запрещено проведение забастовок в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление, водоснабжение, на авиационном, железнодорожном, водном транспорте, в организациях связи и др.) если проведение забастовок создает угрозу обороне страны, безопасности государства, жизни и здоровью населения. Имея такие законодательные ограничения, Профсоюз диспетчеров России так и не смог добиться разрешения на проведение забастовки и был вынужден в апреле 2010 года объявить голодовку, к которой по средствам из СМИ присоединились авиадиспетчеры более 20 городов [19].

Процесс взаимодействия с профсоюзами, также как и любой другой процесс в компании, при грамотном управлении и планировании может развиваться вполне успешно. Этот бизнес-процесс является результатом комплексного подхода и ежедневной работы менеджмента компании, включающей управленческие, правовые и финансовые аспекты.

3. Пути решения проблемы безработицы на рынке труда

.1 Проблемы безработицы в РФ

Безработица - это социально-экономическое явление, с которым сталкивается любое государство и общество. Безработица, обусловлена жёсткими условиями рынка труда, и по сути своей является процессом естественным. Повышение же уровня безработицы - это уже государственная проблема, связанная с несовершенством механизмов регулирования и саморегулирования экономической системы.

Особенности безработицы для развитых стран и стран с переходной экономикой имеют свои отличия. Западные ученые одной из причин повышения уровня безработицы считают повышение заработной платы, в том числе установление минимальной заработной платы, которое, по их мнению, приведет к уменьшению численности занятых и в особенности низкооплачиваемых. Однако данные утверждения абсолютно не применимы к странам с переходной экономикой, и в частности, к России. Уровень минимальной заработной платы в промышленно развитых странах составляет примерно 30% от средней (относительно высокой) заработной платы, а у нас 8-12%. Разве она может повлиять на занятость? Чем ниже заработная плата работников, тем меньше благ и услуг они потребляют, в результате сокращаются объемы производства и занятости населения, и соответственно увеличивается безработица [10.С.77].

Особое место занимает вопрос о роли демографических факторов в развитии безработицы. Для оценки влияния демографической ситуации на безработицу необходимо рассмотреть взаимосвязь безработицы и рождаемости. В теоретическом плане здесь возможны два аспекта: краткосрочных и долгосрочных перспектив взаимосвязи этих явлений.

В краткосрочной перспективе представляется, что рождаемость может способствовать уменьшению безработицы. Женщины фертильного возраста при рождении ребенка отвлекаются от трудовой деятельности и освобождают рабочие места, численность безработных при этом может сократиться.

В долгосрочной перспективе при условии, что число рожденных будет больше, чем число умерших, безработица может возрасти, если меньше - то нет.

Вообще женская безработица - один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами и т.п.).

Другим проблемным аспектом современной безработицы является молодежная безработица. Она возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, или оно не устраивает молодого человека).

В новой социально-экономической ситуации обостряется вопрос подготовки экономически грамотного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, быстро приспосабливаться к условиям новой экономической системы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда. Тем не менее, новоиспеченные современными вузами молодые специалисты, так необходимые стране, не находят своего покупателя на рынке труда и вынуждены получать скромные пособия или минимальную заработную плату за использование своего труда не по специальности.

Трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство.

Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.

Еще одной проблемой безработицы является простой предприятий. Если в промышленно развитых странах производство активно развивается и задействует рабочие кадры, то для России на современном этапе характерен простой многих крупных промышленных предприятий, которые были закрыты еще в конце прошлого века. При этом работники этих предприятий пополнили ряды безработных, повысив общий уровень безработицы в стране.

На фоне общей глобализации возникла проблема трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев. И хотя они заполняют нишу низкоквалифицированного труда, в целом картина занятости ухудшается, в связи с увеличением численности населения и прежним числом рабочих мест [14].

Другим аспектом современности является глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам обусловлена степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности на земле. Для всех стран характерен высокий спрос на рабочую силу в центральных районах, при высоком ее предложении в отдаленных частях страны [18].

Последней и одной из наиболее острых на сегодняшний день проблем является размывание границ между официальной и теневой занятостью. В связи с низким уровнем спроса на труд, невысокой заработной платой, и высокими налоговыми ставками растет уровень теневой занятости [7].

3.2    Социальные последствия безработицы и политика занятости

Социальные последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.

Применяемые за рубежом методы изучения и оценки последствий безработицы предоставляют возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике нашей страны (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Подобные исследования позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе [14].

Предлагается развернутая классификация наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

Отрицательные:

. Обострение криминогенной ситуации.

. Усиление социальной напряженности.

. Рост количества физических и психологических заболеваний.

. Увеличение социальной дифференциации.

. Снижение трудовой активности.

Положительные:

. Повышение социальной ценности рабочего места.

. Увеличение личного свободного времени.

. Возрастание свободы выбора места работы.

. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

Государственная политика занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Исходя из этого принципы государственной политики занятости, сформулированные в ст.5 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации”, на взгляд специалистов в этой области, нуждаются в дополнении [2].

Представляется, что в их число нужно включить обязательства государства по формированию рациональной структуры занятости. Она должна отвечать общественным потребностям и требованиям рынка, способствовать достижению сбалансированности предложения рабочей силы и рабочих мест, созданию новых рабочих мест и повышению эффективности существующих, развитию трудового и интеллектуального потенциала, а также совершенствованию систем обучения и переобучения, распределительных отношений в трудовой сфере. Речь должна идти о ее приоритетности во всей макроэкономической политике. Объектом государственной политики занятости выступает все трудоспособное население, а субъектом ее практической реализации - правительство и Федеральное Собрание.

Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Стадии формирования и регулирования национального рынка труда представлены в Приложении №3 [16].

В “Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 2011-2013 годы” предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики [18].

3.3   
Пути решения безработицы

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда), они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего: создание развитого рынка жилья; увеличение масштабов жилищного строительства; отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей [13].

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Понятно, что можно выделить огромное количество всевозможных типов и видов безработицы. И каждому такому виду будет соответствовать своя политика борьбы с безработицей.

Основными путями решения проблемы безработицы являются:

. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

. Снижение фактического предложения рабочей силы, за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Так же необходимо добавить такие способы, как внедрение системы микрокредитов, развитие малого и среднего бизнеса, приоритетное развитие трудоемких отраслей и активного привлечение в них иностранных инвестиций и национального капитала. Нам необходим жесткий подход к проблемам занятости при заключении договоров и контрактах, при бюджетных закупках; надо устранить все ненужные административные барьеры на пути развития частного предпринимательства, энергично развивать сферу услуг, особенно туризма [13].

На данный период рынок труда постепенно оправляется после тяжелого кризиса 2008 года. Происходит медленное восстановление экономики страны, растет спрос на рабочую силу.

Правительство РФ считает целесообразным продолжить финансирование программ, направленных на стабилизацию рынка труда. Однако количество участников таких программ сократится с 1,5 млн. человек, как это было в 2010 году, до 900 000 в 2011 году. Объясняется это тем, что важнейшим направлением в программах станет продолжение содействия самозанятости безработных и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то есть субсидирование лиц, желающих организовать собственное дело. Субсидия предоставляется безвозмездно под представляемый в службу занятости бизнес-план.

За восемь месяцев 2010 года создали собственный бизнес на госсубсидию размером 58 800 рублей 121 500 безработных [17].

На второй план в 2011 году отойдет поддержка организации общественных работ для безработных, а финансирование опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, теперь будет увязываться с планами модернизации и развития предприятий.

Отмечена эффективность стажировки выпускников образовательных учреждений, имеющих риск нетрудоустройства. Молодые люди и в 2011 году смогут пройти стажировку на реальных рабочих местах под руководством наставников и тем самым приобрести необходимый опыт. Планируется создание новых рабочих мест для инвалидов, при этом работодателю будут платить не 30 000 рублей, как в 2010 году, а 50 000 за одно специализированное место. Еще одна перспективная мера регулирования рынка труда - поддержка маятниковой миграции трудовых ресурсов. Государство продолжит компенсировать расходы тем, кто пожелает переехать в другой регион с целью трудоустройства.

В 2011 году новой мерой поддержки россиян будет возмещение работодателю затрат на оснащение рабочего места для развития надомной и дистанционной занятости для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Работодатель сможет получить компенсацию в 50 000 рублей за каждое рабочее место [17].

Также запланировано обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности. Центры занятости населения организуют профессиональную переподготовку для молодых матерей, где они смогут повысить свою квалификацию или получить новую профессию.

Заключение

В данной работе была раскрыта сущность такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда, проведен подробный научно-теоретический, так и практический анализ безработицы, рассмотрены основные тенденции на российском рынке труда и обозначены наиболее актуальные направления борьбы с безработицей, сформулированы возможные способы снижения безработицы.

Особое внимание уделялось изучению проблем рынка труда РФ, опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов. Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.

Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.

Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.

В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.

Список используемой литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Консультант плюс.

2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Консультант плюс.

. Абалкин А.И. Вопросы экономики. М, 2006. - 178С.

. Булатов В.В. Очерки современной экономической теории и практики // Наука, 2007. - 232С.

. Винокуров Г. А. За цивилизационный рынок труда // ЭКО. - 2006. - 216С.

6. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2006, № 7. Официальный сайт: Журнал «Вопросы экономики» #"661574.files/image001.gif">

Элементы рынка труда

Классификация факторов, воздействующих на рынок труда

Взаимосвязь основных элементов рынка труда

Приложение № 2

Рисунок 1. Закон рынка труда Ж.Б.Сэя


Рисунок 2. Кривая Филлипса

Рисунок 3. Акселерационная модель монетаристов

Приложение №3

Похожие работы на - Проблемы рынка труда в России

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!