Домкрат винтовой с храповым механизмом

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    276,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Домкрат винтовой с храповым механизмом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Национальный аэрокосмический университет Им Н.Е. Жуковского «ХАИ»











ДОМКРАТ ВИНТОВОЙ С ХРАПОВЫМ МЕХАНИЗМОМ

Пояснительная записка к домашнему заданию

Дисциплина - Конструирование машин и механизмов











Харьков - 2010г.

Содержание


Введение

1. Основные исходные данные

. Расчёт винта

. Расчет пяты

. Расчёт гайки

. Расчёт рукоятки

6. Расчёт и проектирование корпуса механизма

. Определение КПД механизма

Заключение

Список использованных источников

Введение

Передача винт-гайка предназначена для преобразования вращательного движения в поступательное. При этом обеспечивается очень большой выигрыш в силе. Такие передачи широко используются в авиационной технике: в домкратах, съёмниках, подъёмниках шасси и др.

Преимущества такой передачи - это большая несущая способность при малых габаритах, возможность достижения высокой точности перемещения, простота конструкции и изготовления.

Недостатком является маленький КПД таких передач.

В данной работе спроектирован домкрат винтовой с храповым механизмом. Рассчитаны винт, гайка, корпус винтовой передачи.

1. Основные исходные данные

1. Действующая сила (H) F=14000;

. Размер H max (мм ) =750;

. Ход винта h=0,4 H max;

. Тип резьбы ГОСТ 9484

Так как механизм ответственный и испытывает большую нагрузку, то материалы винта назначаем из качественной стали, а для гайки - из безоловянистой бронзы.

Для винта: 65Г (sв= 1200 sт=1000 HRC=34…42);

Для гайки БрАЖН10-4-4(sв=650 E=120000 HRC=100).


2. Расчёт винта

Во всех случаях винт работает на сжатие (растяжение) и кручение. Винты должны одновременно удовлетворять условию прочности при продольном изгибе и условию допускаемой гибкости:

;

;

Наиболее допускаемая гибкость для грузовых винтов . Задаёмся гибкостью и коэффициентом запаса - , S=4. Допускаемые напряжения для стальных винтов определяются по формуле:

 ;

Находим диаметр винта по критериям, определяющим работоспособность передачи винт-гайка, исходя из условий: прочности на сжатия с учётом устойчивости, допускаемой гибкости, износостойкости рабочих поверхностей витков резьбы.

а) Условие прочности на сжатия с учётом устойчивости.

,

где k - коэффициент, учитывающий скручивание тела винта моментом в опасном сечении. Принимаем k=1,2;

j - коэффициент уменьшения основного допускаемого напряжения , j=0,69;

a - отношение внутреннего диаметра d0 к внешнему d1 (для сплошного сечения ).

б) Условие по допускаемо гибкости.


где - коэффициент приведённой длины винта, который равен 2;

- коэффициент полноты сечения, 0,25(для сплошного винта);

=0.4Нmax=0.4∙750=300мм- свободная длина винта,;

;

в) Износостойкость рабочих поверхностей витков резьбы.


где d2 - средний диаметр резьбы винта;

 =H /d2 - коэффициент высоты гайки (для ходовых винтов принимают конструктивно 1,2…2,5);

H- высота гайки;

 =h /P - коэффициент высоты резьбы (h- высота профиля резьбы, Р - шаг резьбы). Для трапецеидальной резьбы =0,5;

[Fуд] - допускаемое удельное давление. [Fуд]=7 МПа;

.

По наибольшему диаметру подбираем резьбу (вычисленному по допускаемой гибкости):

Таблица 1 - Параметры резьбы

Шаг резьбы, мм

Резьба трапециидальная ГОСТ 9484 - 73 (рис 1). Диаметр резьбы, мм


Винт

Винт и гайки

Гайки

   Наружный Внутренний Средний

Наружный Внутренний





 

6

36

29

33

37

30

Рис.1 - Резьба трапецеидальная

Проводим проверочные расчёты на условие самоторможения и на прочность в опасном сечении.

Расчёт на условие самоторможение.

Угол подъёма средней винтовой линии резьбы

винт гайка изгиб работоспособность

°,

где P - шаг резьбы;

d2 - средний диаметр резьбы;

і-количество заходов.

Приведенный угол трения: ,


Условие самоторможения выполняется.

Дальше выполняем проверку винта на прочность в опасном сечении:

;

;

.

Условие прочности выполняется.

. Расчёт пяты

Размеры шариковых подшипников в механизмах, с ручным приводом определяется из расчета статической грузоподъемности:


где n - 1,2…1,5 - коэффициент надёжности,

F - эквивалентная нагрузка подшипника, Н;

С0 - статическая грузоподъемность.

.

По значению С0 подберём подшипник из справочника /4/ по ГОСТ 7872-89 , подшипник 8103.

Внутренний диаметр подшипника d=17мм;

Внешний диаметр подшипника D=30мм;

Высота подшипника H=9мм;

Все остальные размеры пяты назначаем из конструктивных соображений. Мп=F·fd/2=14000·0.001·17/2=119(H·мм)

4. Расчет гайки

Гайки обычно изготавливаются из материалов, имеющих в паре со стальным винтом низкий коэффициент трения и хорошую износостойкость. К таким материалам относятся оловянистые и безоловянистые бронзы, латунь, металлокерамика и антифрикционный чугун.

Принимаем, что гайка изготовлена из безоловянистой бронзы БрАЖН10-4-4(sв=650 E=120000 HRC=100);

Гайки выполняются в виде цилиндрических втулок, которые запрессовываются или ввинчиваются в подвижный или неподвижный корпус. В данном случае конструкцию гайки выбираем таким образом, чтобы распределение нагрузки по виткам резьбы было наиболее равномерным.

При расчёте резьб гаек допускается, что осевое усилие распределяется по виткам равномерно, а угол подъёма витков настолько мал, что их можно рассматривать в виде плоских круговых колец. В гайке рассчитывают резьбу (на изгиб, срез и удельное давление), основные её размеры (H, D), а также отдельные элементы (посадка в корпус, упорный буртик , фиксирующие детали и др.).

Рис. 2 - Конструкция гайки

Тело гайки подвергается кручению и сжатию.

Наружный диаметр тела гайки  определяется из условия прочности:


где k -коэффициент, учитывающий скручивание тела гайки, k=1,3;

 допускаемое напряжение сжатие или растяжении

,

.

Наружный диаметр принимаем , диаметр мал поэтому назначаем его конструктивно .

Примем D=62(мм)

Число витков определяем из уравнения:


Высота гайки:

Проводим проверку витков резьбы на прочность, так как материал гайки обладает более низкими механическими свойствами, чем материал винта. Исходя из условия прочности витка на срез:


а) Проверка на срез:

,

где  - ширина витка в корневом сечении резьбы: ;

б) Проверка на изгиб:


где p-равномерно распределенная нагрузка:


Условия выполняются.

Размер заплечика  определяем из условия смятия материала гайки под действием силы F по уравнению:

,


Из конструкторских соображений принимаем D=7 мм.


.

Из конструкторских соображений принимаем h=7 мм

Гайку в корпус ставим по посадке с гарантированным натягом. Для уменьшения натяга гайку в корпусе фиксируем штифтом, который должен удерживать гайку от проворачивания при работе механизма.

Рис.3 - Соединение гайки с корпусом с помощью штифта

Расчет штифта выполним из условия его среза по сечению  или смятия поверхности под действием момента винтовой пары:


Принимаем d0 равный 6 мм. Проверим выполнение условия прочности при работе на смятие:


Принимаем из конструктивных соображений .

По справочнику подбираем штифт: Штифт 6Г12 ГОСТ 3128-70.

5. Расчёт рукоятки

В переносных винтовых механизмах чаще всего применяются перекидные рукоятки либо рукоятки с храповым механизмом. Соединение храпового колеса с винтом бывает шпоночным, штифтовым или профильным. Выбираем шпоночное соединение в соответствии с ГОСТ23360-78 по диаметру вала:30-38мм соответствует шпонка 10х8 мм.

Материал рукоятки: сталь 45 без термообработки


 .

Рассчитываем нужную длину рукоятки, исходя из усилия рабочего Q=200Н.

Mp=M B.P +Мп =30340.2+119=30459=Qlp;

;

Принимаем длину рукоятки ;

Диаметр рукоятки определяется из условия прочности на изгиб:

;

Принимаем диаметр ;

Выбираем материал храпового механизма: Сталь 40ХН [σu]=370МПа;

Размеры храпового колеса не гостированы и выбирается конструктивно:

Dх=2d=2.36=72(мм);

Dх- наружный диаметр храпового колеса;

- ширина храпового колеса;

принимаем ;

-ширина зуба, где z - количество зубьев;

z=8

-ширина зуба;

Х1=0,75.Dx=0.75.72=54-расстояние от центра храпового колеса до центра оси собачки.

-длина зуба храпового колеса

Конструктивно принимаем

После эскизирования данного храпового механизма выполним проверочные расчёты.

1)  Рассчитаем зуб храпового колеса на изгиб


где N- нормальная сила

где М - момент рукоятки

;

 условие  выполняется

2)  Определим силу действующую на ось собачки

;

Угол  возьмём из эскиза. Он равен 300. Тогда:

Определим размер оси собачки по уравнению:


полученного из условия



3)  Ось собачки рассчитываем на срез, как двухсторонний стержень:


- условие выполняется

Окончательно выбираем


- прочность в сечении 1-1

где - момент сопротивления

 - площадь сечения 1-1

 

- коэффициент полноты сечения


условие выполняется


где W- момент сопротивления сечения 2-2

Х2- расстояние от центра храпового колеса до сечения 2-2

Х2=86 мм [σu]=370МПа


Условие выполняется

Шпонку храпового колеса рассчитываем на смятие:

;

z - число шпонок;        z=1;

d -диаметр винта;         d=36(мм);

l -длинна шпонки;        l=30(мм);

h -высота шпонки;       h=7(мм);

b -ширина шпонки;      b=7(мм);

;

Условие выполняется

Окончательно выбираем шпонку по ГОСТ23360-78

с размерами h=7(мм); b=7(мм); l=30(мм);

6. Расчет и проектирование корпуса механизма

Корпус домкрата выполняют литым из чугуна с толщиной стенки мм.

Рис.4 - Корпус домкрата

Материал корпуса испытывает напряжения сжатия от силы веса поднимаемого груза и напряжения от действия момента винтовой пары.

Корпус домкратов для обслуживания авиационных изделий представляет собой пространственную конструкцию, из стальных (25ХГС, 30ХГС) или дюралевых (Д-16) труб или уголков.

Тогда F ≤3.14/4(D1²-D2²) []

 =

Опорная плита домкрата квадратная. Её площадь подбирается из условия смятия материала, на который устанавливается домкрат. Для дерева [] = 1...2 МПа:

, необходимый диаметр 79 мм.

Толщина плиты принимается равной , проверяется по условию прочности на изгиб:

Для круглой плиты

,

,

,

.

. КПД механизма

Коэффициент полезного действия винтовой пары скольжения определяется по формуле:


Таким образом, h = 0.3963 = 39.63 %.

КПД механизма:


Заключение

В данной работе был рассчитан и спроектирован домкрат винтовой Подобраны материалы деталей конструкции, а также проведены проверочные расчёты деталей на прочность. Закреплён и усвоен материал читаемого курса и приобретены первичные навыки конструкторской работы,

Коэффициент полезного действия данной винтовой передачи равен 39.5%. Это значение далеко от максимального значения КПД винтовой передачи, что указывает на то, что передача, в основном, работает на трение.

Список использованных источников

1. Решетов Д.Н. «Детали машин». М., «Машиностроение»,1975. 496 с.

2. Ефоян А.С., Дорофеев В.Г.,. Муравьева В.А., Шебанов И.Г. Проектирование винтовых механизмов авиационных устройств и роботов. Учебное пособие. Харьков: ХАИ,1989. 87 с.

3. Яковлев Ю.В.Расчет и проектирование устройств с винтовой передачей. Учебное пособие по курсовому и дипломному проектированию. Харьков:ХАИ,1978. 85 с.

. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. М., «Машиностроение»,1979.

5. Иванов М.Н. «Детали машин». Курсовое проектирование. М., «Высшая школа»1975. 551 с.

Похожие работы на - Домкрат винтовой с храповым механизмом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!