Теневой оборот банков как мировая проблема

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    74,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теневой оборот банков как мировая проблема

Содержание

Введение

Глава 1. Теневой оборот банков как мировая проблема

.1 Характеристика теневого оборота банков по странам

.2 Механика теневого оборота

Глава 2. Теневой оборот банков в России

.1 Состояние экономической преступности в российской кредитной сфере

.2 Основные направления поддержки банковской системы и сокращения теневого оборота

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Критериями отнесения экономических явлений к теневой сфере являются следующие:

получение экономической выгоды в форме присвоения экономических благ, прав на экономические блага, увеличения экономических возможностей, снижения издержек и уровня риска;

осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов.

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

Теневое предпринимательство образует не только особый сектор макроэкономики, но и особую сферу региональной экономики в ее рыночно-трансформационном состоянии.

Объективный анализ свидетельствует о том, что теневой бизнес соответствует фундаментальным основам классического рынка, будучи антисоциальной мутацией, возникающей на основе деформации базовых параметров рынка.

Сегодня основным объектом внимания экономистов становятся преимущественно конкретные формы теневого предпринимательства, в силу чего исследуемые вопросы носят ярко выраженный прагматический характер (например, - обеспечение эффективного финансового контроля над предпринимательской деятельностью, ликвидация пробелов в налоговом законодательстве, организация объективного аудита и т.д.).

При конкретном многообразии форм теневой деятельности в регионах правомерно и необходимо ставить вопрос о выделении её основных и приоритетных - для данного региона - видов, что позволит проследить динамику посекторной конфигурации теневой экономики, дать оценку ее количественных и качественных параметров, выработать концептуальную основу региональной антитеневой экономической политики.

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение сущности теневой экономики в банковской сфере, и ее влияния на экономическую безопасность России.

Предметом рассмотрения данной курсовой работы является феномен современной теневой экономики в банковской сфере. Объектом исследования является банковский сектор.

В соответствии с изложенным выше сформулированы задачи работы:

Характеристика теневого банковского оборота как мировой финансовой проблемы;

Анализ основных схем теневого банковского оборота;

Выявление особенностей российского теневого банковского оборота и анализ мер противодействия ему.

Глава 1. Теневой оборот банков как мировая проблема

.1 Характеристика теневого оборота банков по странам

Теневой оборот, как экономический феномен последних лет, следует рассматривать прежде всего в контексте изменения макроэкономических условий. Сегодня новая глобальная макропозиция - это посткризисная приостановка быстрого роста мировой экономики, следствием чего является закрепляемая на продолжительное время ситуация всеобщей неопределенности в экономике.

Конкретные признаки современных качеств мировой экономики, на наш взгляд, таковы: торможение экономического роста - возможности роста за счет дозагрузки мощностей и резервов рабочей силы практически исчерпаны и балансирование глобальной экономики на грани нулевого либо слабоположительного роста при сохранении объективных страновых различий. Так, рост мирового ВВП по итогам 2012 г. составил 2,2%, консенсус ожиданий роста этого показателя на 2013 г. 2,5-3%, в том числе рост ВВП стран BRIC составит 6,5%, США 2%, а Европа испытает рецессию, по оценке S&P, падение ВВП зоны евро в 2013 г. составит 0,1%.

В уже устоявшейся трактовке теневой оборот представляет собой сегмент финансового рынка, функционирующий вне контроля и надзора официальных банковских регуляторов, включая центральные банки. Сам термин появился в США и первоначально обозначал любые малорегулируемые или совсем неподконтрольные ФРС организации.

Операторами парабанковского альтернативного рынка являются хедж-фонды, фонды прямых инвестиций, инвестиционные дивизионы традиционных банков, фонды денежного рынка, брокеры и дилеры фондового рынка, в том числе кондуитные компании, эмитенты бумаг под секьюритизированные активы, специальные юридические лица SPV, страховщики и перестрахователи. Околобанковский сектор включает не только инвестиционную индустрию, но и других специализированных финансовых посредников небанковского типа, включая страховые компании и пенсионные фонды.

Инструментальная структура операций теневых субъектов в основном представлена кредитно-дефолтными свопами CDS, CDO, OTC-деривативами, операциями репо и прочими сложными структурированными финансовыми продуктами. Следует оговориться, что термин «теневой» не означает неофициальный и тем более незаконный статус субъектов этого сектора финансового рынка; это лишь констатация альтернативного характера их функционирования в сравнении с более жестко контролируемым банковским сегментом.

Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board - FSB), созданный в апреле 2009 года в разгар мирового финансового кризиса на саммите Большой двадцатки в Лондоне, опубликовал в конце 2012 года доклад о проводимых по всему миру теневых операциях банков и других финансовых организаций.

В докладе дана оценка масштабов теневых операций в 2011 году. Их общий объем составил 67 триллионов долларов, что не намного меньше величины мирового валового внутреннего продукта в том же году. Цифра потрясает, она кардинальным образом меняет наше представление о структуре и устройстве всей мировой экономики…

Масштабы теневых операций банков растут с каждым годом. Самая ранняя оценка относится к 2002 году: 26 трлн. долл. Накануне мирового финансового кризиса (2007 г.) теневые операции составили уже 62 трлн. долл. По мнению многих экспертов, именно все больший уход банков в «тень» усиливает неустойчивость мировой финансовой системы, становится «питательной почвой» для повторения глобальных финансовых кризисов. Правда, авторы доклада пытаются придать своим оценкам и выводам некоторый оптимизм, утверждая, что доля теневых операций в общих оборотах финансовых организаций с 2007 года не увеличивается. Но и в 2011 году она составляла, по оценкам FSB, 25% совокупных оборотов всех банковских и финансовых организаций в мире. Примерно такой же является доля теневого сектора банков и финансовых компаний по показателю активов. А ведь даже четверть мирового финансово-банковского бизнеса в «тени» - запредельно высокая величина.

Лидерами по масштабам теневых операций являются финансовые организации США - 23 трлн. долл. На втором месте - организации европейских стран, входящих в зону евро (22 трлн. долл.). На третьем месте - финансовые организации Великобритании (9 трлн. долл.). Таким образом, на финансовые организации всех остальных стран мира (Япония, Канада, Австралия, более десятка европейских стран, Китай, Индия, Россия, Бразилия, все развивающиеся страны) приходится 13 трлн. долл., или менее 1/5.

Что касается России, то здесь доля теневого оборота оценивается экспертами на уровне среднемировых значений: 25-30% от оборотов и активов белого оборота. Активы российской банковской системы, по данным Банка России, составляют 47 трлн. рублей (1,5 трлн. долл.), следовательно, в теневом обороте находится активов на 12-14 трлн. рублей (380-440 млрд. долл.)

Цифры, содержащиеся в докладе FSB, очень примечательны на фоне постоянных заявлений государственных деятелей и политиков Запада о том, что основная часть мировой теневой экономики находится за пределами зоны обитания «золотого миллиарда». Из данного доклада следует, что, судя по всему, не менее 90 процентов всего теневого финансово-банковского бизнеса в мире приходится на организации, зарегистрированные в зоне «золотого миллиарда». Поэтому в черные списки ФАТФ (организация, действующая в рамках ОЭСР и занимающаяся вопросами борьбы с теневой экономикой и отмыванием грязных денег) в первую очередь надо вносить такие страны, как США и Великобритания.

Наиболее высокий относительный уровень теневых финансово-банковских операций зафиксирован в некоторых финансовых центрах и странах с признаками офшорных зон. Теневые обороты финансово-банковских организаций по отношению к ВВП составили в Гонконге 520%, а в Нидерландах - 490%. Отметим, что в целом по миру все теневые операции финансово-банковских организаций составили в 2011 году 86% мирового ВВП (по данным доклада FSB; по нашим оценкам - 96%). На фоне среднемирового показателя явно выделяются две страны: Великобритания - 370% и США - 150%. Теневые операции обеспечивают банкам и финансовым организациям основную часть их прибылей. В США, например, в первой половине ХХ века доля финансового сектора в общем объеме прибылей компаний всех отраслей экономики находилась на уровне 10%, в 70-е гг. прошлого века - 20%, а в настоящее время - более 50%.

В США во времена президента Билла Клинтона была проведена либерализация финансового регулирования операций банков и других организаций. Прежде всего, был отменен Закон Гласса-Стигала, который запрещал кредитно-депозитным организациям (коммерческим банкам) проведение высоко рисковых инвестиционных операций за счет средств вкладчиков. Согласно этому закону, который был принят в 1930-е годы в условиях разразившегося тогда в Америке кризиса, высоко рисковые спекулятивные операции с ценными бумагами были выведены в так называемые инвестиционные банки (инвестиционные брокеры). Финансовые регуляторы не несли ответственность за спекулятивные операции таких банков, все риски ложились на инвесторов. Отмена закона Гласса-Стигала и некоторые другие послабления финансового регулирования при Б. Клинтоне привели к тому, что средства вкладчиков из банков стали уходить на фондовые рынки. При этом банковский надзор перестал «видеть» полный спектр операций банков, большая часть операций стала для такого надзора непрозрачными. Все это ускорило наступление финансового кризиса сначала в Америке, а затем за ее пределами.

Оценки доклада FSB, относящиеся к США, можно дополнить последними цифрами из статистики Федерального резерва США. По данным ФРС, на конец третьего квартала 2012 года совокупные активы частных депозитных институтов США (проще говоря, коммерческих банков) составили 14,76 трлн. долл., т.е. были почти равны годовому ВВП страны. При этом кредиты депозитных институтов (depository institution loans) составили 2,18 трлн. долл., а кредитные рыночные инструменты (credit market instruments) таких депозитных институтов - 11,29 трлн. долл. Кредитные рыночные инструменты - это различные ценные долговые бумаги, обращающиеся как на фондовой бирже, так и за его пределами. Денежные власти США отслеживают лишь небольшую часть активных операций американских банков, относящихся к традиционному кредитованию. Комиссия по ценным бумагам США более или менее отслеживает операции с ценными бумагами на фондовой бирже, а то, что за ее пределами, - покрыто большим туманом, вернее - тенью.

Можно отметить, что значительная часть операций американских банков с ценными бумагами вообще не отражается в их балансах. Тут возможны два варианта.

Первый вариант: банки часть своих операций относят к категории забалансовых или внебалансовых (off-balance sheet operations), о них не знают ни регуляторы, ни клиенты, ни партнёры таких банков. Либерализация времен Б. Клинтона создала возможность для широкого использования таких бухгалтерских хитростей как банкам, так и компаниям других секторов экономики. Уже вскоре после того, как был дан зелёный свет использованию таких хитростей, произошел крах энергетического концерна «Энрон», который вел двойную и даже тройную бухгалтерию.

Второй вариант: банки создают специальные «карманные» компании, которые предназначены исключительно для спекуляций с бумагами; соответствующие операции отражаются в балансах таких «карманных» компаний.

По данным ФРС, на конец 2012 г. общий объем так называемых кредитных рыночных инструментов составил 38,83 трлн. долл. Таким образом, за пределами банков, которые условно можно отнести к белой экономике, имеются тысячи и тысячи компаний и фондов, которые в общей сложности ворочают бумагами в размере 27,54 трлн. долл. По отношению к оценке ВВП США в 2012 году это составляет примерно 175%. В первом приближении этой цифрой и можно оценить масштабы теневого оборота в Америке, а оценку FSB в отношении теневого оборота США (150% ВВП) следует рассматривать как крайне консервативную.

1.2 Механика теневого оборота

Как правило, участниками теневого бизнеса оказываются вполне легальные финансово-банковские организации, операции которых выпадают из поля зрения надзорных органов. Среди таких легальных субъектов особенно выделяются хедж-фонды, взаимные фонды и некоторые виды инвестиционных фондов, которые почти на 100% выпадают из поля зрения регуляторов. Сюда попадают также компании самых разных отраслей, активно торгующие на фондовом рынке (торгово-производственная деятельность для них играет роль маскировки и/или играет подчиненную роль). Формально различные виды фондов и компаний не относятся к банковской системе, но фактически являются продолжением этой системы, инструментами крупных международных банков.

Теневая банковская система (теневой оборот) - это по сути та же инвестиционно-банковская деятельность, проводимая в рамках существующего законодательства, но через посреднические компании (фонды, трасты, созданные под специальные цели компании). Эти посредники, как правило, не имеют права привлекать вклады населения и не имеют банковских лицензий. В остальном их деятельность мало чем отличается от деятельности инвестиционного подразделения банка. Использование таких «темных лошадок» существенно увеличивает гибкость предоставления финансовых услуг за счет того, что они практически неподвластны регуляторам.

Теневой оборот, анализируемый в докладе FSB, отличается от классических теневых операций банков. Последние включают в себя операции по «отмыванию» «грязных» денег, перевод безналичных денег в наличную форму для обслуживания разных видов теневой экономики, финансирования терроризма, коррупции, увод прибыли в офшоры и т.п. По данным ЦРУ, объем таких «классических» операций банков составляет 3-4 трлн. долл. в мировом масштабе. (К слову сказать, в России годовые обороты такого классического теневого бизнеса банков оцениваются величиной порядка 100 млрд. долл.). Особенностью классических теневых операций банков является то, что в случае раскрытия махинаций банкиры несут за них юридическую ответственность, нередко уголовную. Теневой оборот, описываемый в докладе FSB, относится к разряду легальных операций.

Совет по финансовой стабильности полагает, что распространенным видом легальных теневых операций является обратный выкуп активов в виде ценных бумаг (операции «репо»). Так, во время глобального кредитного кризиса один из крупнейших банков Уолл-стрит Lehman Brothers временно убрал с баланса 50 миллиардов долларов «проблемных» активов посредством сделок «репо». Подобным образом банк пытался убедить инвесторов в своей устойчивости и надежности.

Есть операции, позволяющие убрать с баланса «проблемные» активы не на время, а навсегда. Среди последних особенно большой размах получили операции так называемой секьюритизации. Суть их в том, что банк свои кредитные требования (кредитные активы) переоформляет в ценные бумаги, реализация которых на финансовом рынке осуществляется через специальную посредническую компанию. Такая компания, естественно, создается самим банком и им же контролируется. Банк продает кредитные требования специальной компании оптом, смешивая кредиты разного качества. Кончилось все кризисом 2008-2009 гг. В 99% случаев секьюритизация банковских активов оканчивается банальным надувательством публики, а то и масштабным кризисом. А банки формально оказываются тут ни при чем, выходят из воды сухими.

После финансового кризиса 2008-2009 гг. многие страны ужесточили правила работы на фондовом рынке для различных видов финансовых организаций. Этого оказалось достаточно для того, чтобы не допустить роста удельного веса теневых операций в общих оборотах финансово-банковских организаций, но недостаточно для того, чтобы сдержать рост абсолютных объемов теневых операций. Как показывает практика, чем более строгими становятся требования по раскрытию информации и выполнению различных требований регуляторов, тем больше денег перетекает в сектор теневого оборота. Поэтому денежным властям приходится: с одной стороны, не доводить процесс регулирования банковского сектора до абсурда, чтобы не допускать полного ухода средств в «тень», а с другой - контролировать системные риски, источник которых в основном кроется именно в теневой финансовой системе.

Глава 2. Теневой оборот банков в России

.1 Состояние экономической преступности в российской кредитной сфере

теневой оборот банк преступность

Эффективность любых экономических преобразований в значительной мере зависит от надежности и стабильности финансово-кредитной системы. Наиболее криминогенной в финансовой сфере является банковская деятельность, при этом большая часть преступлений приходится на коммерческие банки. Наблюдается рост преступлений в страховой сфере, на рынке ценных бумаг, в сфере внешнеэкономической деятельности и совершаемых с использованием компьютерных технологий, электронных средств доступа и систем телекоммуникаций.

Экономическая преступность в банковской сфере прошла в своем развитии несколько этапов.

Первый этап (1992 - 1993 гг.) характеризовался хищением денежных средств банков с использованием фиктивных платежных документов (авизо, чеки «Россия»). Похищенные суммы обналичивались в 900 банках и 1500 предприятиях в 68 регионах. Наибольшее количество таких преступлений было зарегистрировано в Москве, Петербурге, Республике Дагестан, Ставропольском и Краснодарском краях, Московской и Томской областях.

Второй этап (1993 - 1994 гг.) характеризовался преступлениями с использованием трастовых и финансовых компаний - «финансовых пирамид», которыми было присвоено до 20 трлн. руб. Число пострадавших граждан, по разным оценкам, составляет от 3 до 10 млн. человек. При совершении преступлений наиболее часто использовались: заведомо невыполнимые договоры займа, траста, селенга, страхования; продажа акций и суррогатов ценных бумаг без денежного обеспечения.

Третий этап (1994 - 1996 гг.): типичными преступлениями являются хищения кредитных ресурсов коммерческих банков.

Четвертый этап: 1996 г. - по настоящее время. Важной особенностью является увеличение преступлений, совершаемых с использованием электронных средств доступа, активное использование в криминальных целях ресурсов Интернета. Современный этап характеризуется также ростом злоупотребления в сфере вексельного обращения, страхования.

В зависимости от субъекта в структуре преступности в кредитно-банковской сфере целесообразно различать следующие виды преступлений:

преступления, совершаемые руководителями банков и других кредитных организаций;

преступления бухгалтерских служащих банков;

преступления, совершаемые другими категориями банковских служащих.

Наиболее типичным преступлением, совершаемым руководителями банков, является мошенничество, которое характеризуется значительным масштабом наносимого ущерба, сложностью и изощренностью используемых криминальных схем, разнообразием применяемых приемов и способов. Получила распространение криминальная практика создания банков и других кредитных организаций с целью привлечения и последующего хищения денежных средств других лиц. Многочисленные лжебанки, финансовые компании причинили ущерб десяткам миллионов граждан. Особенно значительный ущерб был связан с деятельностью фирм, использующих принцип финансовых пирамид. В целях предупреждения их преступной деятельности ст. 173 УК РФ предусматривает ответственность за лжепредпринимательство.

Кроме того, руководителями банков и других кредитных организаций совершаются преступления против интересов акционеров и пайщиков (мошенничество с балансовыми ведомостями), преступления против кредиторов - мошенничество, преступления, связанные с банкротством (преднамеренное банкротство), преступления против финансовой системы государства (отмывание денег, налоговые преступления), преступления против условий и порядка осуществления банковской деятельности (незаконная банковская деятельность, коммерческий подкуп).

Особое место занимают преступления, совершаемые с использованием методов бухгалтерского учета. Их субъектами являются ответственные сотрудники бухгалтерии. Бухгалтерские служащие по сравнению с другими категориями банковских служащих наиболее активно вовлечены в незаконные операции. Наиболее распространенными преступными операциями являются: завышение и занижение суммы проводок по дебету и кредиту, фиктивные вклады, счета на фиктивные лица; фиктивные проводки по счетам клиентов; отнесение чеков служащих на счета клиентов; неправомочные снятия с временно неиспользуемых счетов; незаконное присвоение комиссионных сборов; незаконное присвоение вкладов.

Бухгалтер, в круг обязанностей которого входит бухгалтерский учет, имеет ограниченные возможности для злоупотреблений. Однако некоторые способы, к которым прибегают бухгалтеры, могут нанести банку существенный ущерб. Так, в небольших банках, где бухгалтерам, ведающим индивидуальными бухгалтерскими книгами и бухгалтерскими книгами сбережений, разрешено иметь доступ к наличным деньгам, другим банковским записям и документам, возможность их криминальной деятельности значительно увеличивается по сравнению с крупными банками. Нечестный служащий не только достаточно свободно может получить наличные деньги, но имеет к тому же значительные возможности для утаивания своих растрат.

К преступлениям, совершаемым другими категориями банковских служащих, относятся злоупотребления, осуществляемые в кредитных и вексельных отделах банков. Наиболее распространенными злоупотреблениями являются: фиктивные кредиты, необеспеченные займы предприятиям, в которых руководители и служащие банка имеют финансовую заинтересованность; продление срока платежа и увеличение комиссий без ведома клиентов; несанкционированное освобождение залога; незаконное присвоение учетных векселей; незаконное присвоение платежей по векселям; незаконное присвоение чековых сумм, оставленных должником для оплаты векселей по истечении их срока, и др.

Для совершения злоупотреблений в кредитных и вексельных отделах банковские служащие чаще всего подделывают на векселях подписи клиентов. Имеют место случаи выдачи фиктивных займов, оформленных на подставных или вымышленных получателей по несуществующим адресам или по адресам лиц, не имеющих никакого отношения к этим займам.

В последние годы получили широкое распространение совершаемые работниками коммерческих банков правонарушения, связанные с умышленной задержкой перечислений в бюджеты, использованием этих средств для «оборота» на валютной бирже либо в качестве кредитов для быстрых спекулятивных сделок с целью последующего присвоения и конвертации в валюту.

Кроме того, получили распространение иные преступления, в частности коммерческий подкуп банковских служащих и незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

Наиболее часто целью коммерческого подкупа банковского работника является склонение его к выдаче кредитов с нарушением экономических нормативов, требований обеспечения возвратности кредита и других условий.

Незаконные денежные вознаграждения за выдачу ссуд могут получать работники кредитного отдела, юридической, экономической служб, службы безопасности. Вознаграждение дается за ненадлежащую проверку кредитоспособности клиентов либо умышленное введение в заблуждение руководства банка относительно возможности клиента своевременно рассчитаться за полученные средства.

В других случаях работники банков обеспечивают изъятие полученных кредитных средств: за взятки не направляют кредитные средства по назначению в соответствии с кредитным договором, а зачисляют на расчетные счета хозяйствующих структур и даже на личные счета участников преступления. Затем средства снимаются предпринимателями-мошенниками или перечисляются другим предпринимательским структурам. В ряде случаев банковские служащие являются инициаторами незаконного получения и присвоения кредита, получая из похищенных средств свою долю.

Чрезмерное распространение криминальных операций банков существенно снижает эффективность экономики. Огромные финансовые ресурсы, изымаемые из Российского государства и общества, приводят к тому, что материальный ущерб от этой деятельности достиг размеров нескольких годовых национальных доходов страны. Криминализация финансовых процессов приводит к тому, что банковский механизм начинает работать не в российских национальных интересах, а в угоду узким группам криминальных российских банкиров. Коррумпированность органов власти и управления приводит к тому, что принимаемые решения и служебная практика направлены на корыстные интересы получения личных доходов в ущерб интересам государства и общества. Превращение криминального банковского капитала в мощную финансовую силу, контролирующую огромные массы финансовых средств и имущества, приводит к тому, что важнейшие государственные институты, в том числе правоохранительные, переориентируются на обслуживание криминального капитала (в различных организационных формах), а не на те цели, для осуществления которых они созданы. Российские банки, попавшие под влияние криминального капитала, сформировались в универсальную финансовую среду, максимально содействующую росту теневой экономики. Таким образом, наиболее серьезные проблемы Российского государства, как правило, связаны с результатами криминальной активности экономических субъектов, которая наиболее ярко проявляется в виде деятельности банков. Присущее 90-годам игнорирование теневого сектора экономики и ориентация на силовые методы решения данной проблемы приводило к хаосу в различных экономических процессах. Именно поэтому, в условиях современного экономического развития страны складывается ситуация, при которой приходится признавать факт существования теневого сектора экономики. Банковская деятельность всегда была объектом повышенного интереса теневой экономики и организованной преступности, о чем свидетельствует рост экономических преступлений, в том числе в банковской сфере. По данным МВД России в общем числе зарегистрированных преступлений в 2011 году удельный вес преступлений экономической направленности составил 8,4%.

Материальный ущерб от указанных преступлений составил 160,71 млрд. рублей. Согласно этим же данным, в 2011 году в России было совершено 202454 экономических преступлений (рис. 1).

Рис. 1 - Динамика выявленных экономических преступлений в России, тыс. ед.

Необходимо отметить, что многие экономические преступления совершаются скрытно, не фиксируются и не регистрируются правоохранительными органами. Большинство из них и относится к той сфере банковской деятельности, которую можно квалифицировать как теневые процессы в банковской системе. В 2011 году в Уголовный кодекс РФ были внесены значительные поправки, которые, вне сомнения, окажут влияние на статистику экономической преступности по 2012 году. Однако эти изменения вступили в силу лишь в декабре 2011 года и, по всей видимости, не успели значительно повлиять на общую картину экономической преступности минувшего года.

В финансовой и банковской сфере развитию “теневой” экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно - правового характера. К числу основных из них можно отнести следующие:

Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств клиента;

Отсутствие мер финансовой и административной ответственности за нарушения предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;

Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие), что создает дополнительную возможность нарушения очередности платежей;

Злоупотребление доверием, как средство преступного завладения имуществом, может проявляться в выдаче необеспеченного (бланкового) кредита;

Отсутствие единой базы данных о юридических и физических лицах причастных к совершению экономических преступлений или правонарушений;

Отсутствие регламентации обращения капиталов внутри финансово-промышленных групп.

«Обналичивание» является одним из самых распространенных преступлений в банковской сфере. При наличии широкого разнообразия схем обналичивания денег, в последнее время все чаще и чаще используется обналичивание через банки и банковские структуры..

Прибегая к обналичке, хозяйствующий субъект заключает договор с фирмой-однодневкой, по которому последняя фиктивно «поставляет» хозяйствующему субъекту несуществующие товары или разнообразные услуги, оказанные только на бумаге. Безналичные денежные средства, перечисленные хозяйствующим субъектом на расчётный счёт фирмы-однодневки, затем снимаются в банке по чеку и за вычетом заранее определённого процента передаются менеджеру или владельцу хозяйствующего субъекта. В большинстве случаев фирмы-однодневки используются несколько месяцев, затем организаторы обналички ликвидируют их или просто «бросают». В качестве номинальных владельцев и руководителей таких фирм зачастую выступают лица с алкогольной или наркотической зависимостью, инфантильные, и просто введенные в заблуждение граждане. По оценкам МВД, в России ежегодно «обналичиваются» 250300 млрд. рублей.

Зачастую фирмы-однодневки для незаконного обналичивания денег предоставляют недобросовестные сотрудники банков или руководство банков. Закрытие многих коммерческих банков, занимавшихся обналичкой, приводило к «национализации» этого вида криминального бизнеса. Например, по данным газеты «Коммерсантъ» в 2010 году большинство операторов рынка обналички использовали для получения наличных банки, частично или полностью принадлежащие государству, результатом «национализации» обналички стали начавшиеся аресты в банках с государственным участием.

Для операций обналичивания даже создается специальное программное обеспечение. Есть программа «банк-фальшь-клиент», которая надстраивается на существующую банковскую систему и контролирует в ней перемещение средств клиента. Программа присваивает платежам коды, идентифицирует их, шифрует. Увидеть и проконтролировать эти потоки через основную банковскую систему невозможно.

Усложняя схемы обналичивания, злоумышленники укрывают свои операции, распределяя их между несколькими кредитными организациями, включая крупные банки федерального уровня. Для организации очередной схемы покупается маленький банк. Но если он начнет собирать деньги и переводить их за рубеж, то Центробанк сразу отметит резкое увеличение таких переводов. В ЦБ сделают выводы, и банк попадет в поле зрения МВД. Но маленький банк может открыть корреспондентские отношения в одном из крупнейших банков и переводить деньги сначала туда, а затем за рубеж. Тогда его переводы потеряются на фоне миллиардных операций крупного банка.

Широкомасштабную борьбу с отмыванием ЦБ РФ начал в 2004 году - тогда за невыполнение требований по противодействию отмыванию денег была отозвана лицензия у ООО «КБ «Содбизнесбанк». Массовый же отзыв лицензий пришелся на 2006-2007 годы, в тот период права на работу лишились 104 банка, вызвавших у ЦБ подозрения. Их совокупный уставный капитал составлял примерно 1,0% от общего капитала банковской системы РФ.

По данным Банка России, за девять месяцев 2011 года было возбуждено 1146 дел об административных правонарушениях. При этом за первые шесть месяцев текущего года таких дел было возбуждено 450. Таким образом, всего за три месяца число возбужденных дел возросло в два с половиной раза, пишет газета «Коммерсантъ». К примеру: сотрудники полицейского управления по ЦФО провели ряд обысков в офисах коммерческого банка «Кодекс», который, по данным следователей, занимался незаконной деятельностью и участвовал в отмывании денег. По данным правоохранительных органов, организация, называемая на профессиональном сленге «помойкой», за 2,5 года существования вывела в теневой сектор 20 млрд рублей.

В 2012 году из России на зарубежные счета незаконно переведено $49 млрд. Из этой суммы $14 млрд приходится на торговые операции, остальное - на операции с капиталом, которые в платежном балансе называются «сомнительными» и включаются в отток капитала. Чистый отток капитала в 2012 г. составил $56,8 млрд, «сомнительные операции» - $35,1 млрд: таким образом, до 60% утекших из России денег вывезено незаконно.

В результате подобных операций бюджетная система недополучила порядка 450 млрд руб., а с учетом внутренних незаконных операций (через фирмы-однодневки) - более 600 млрд. Эта сумма сопоставима с объемом всех федеральных расходов на образование или здравоохранение - 604 млрд и 614 млрд руб. в 2012 г.

Больше половины объема сомнительных операций проводится фирмами, прямо или косвенно связанными друг с другом платежными отношениями, показал анализ ЦБ.

Расценки на операции по выводу, обналичиванию и легализации денег зависят от схемы, по которой они проводятся. Чем примитивнее схема, тем она дешевле, но и риски выявления фигурантов и зависания средств в ней выше. Подобные операции часто сопровождаются кредитными, страховыми и прочими договорами. Расходы клиента, как правило, составляют 4-7%.
Исходя из этих комиссионных и оценки ЦБ сомнительных операций в $35 млрд доход тех, кто обслуживает отток, составляет $1,4-2,5 млрд. Из них банкам достается 1% или чуть больше, остальное - организаторам операций и силовым либо другим структурам, покровительствующим данному бизнесу.

На рынке теневых операций есть сезонный фактор, когда сильно возрастает спрос: например, перед Новым годом комиссии возрастают в 1,5-2 раза. Но зачастую крупные банки лишь используются для подобных схем, в большом обороте там проще растворить подобные операции. А вот небольшие банки могут и специализироваться на этой теме, но даже им редко остается более 3% от транзакции - остальное идет силовикам, уверяют несколько осведомленных банкиров.

По методологии ЦБ, разработанной в соответствии с международными стандартами, в «сомнительные операции» заносится не полученная в срок экспортная выручка; стоимость оплаченных, но не полученных по импортным контрактам товаров и услуг; суммы денежных переводов за границу по фиктивным операциям с ценными бумагами, кредитами. Объем «сомнительных операций», по оценкам ЦБ, в последние четыре года держится на уровне примерно 2% ВВП.

На чрезмерно высокий незаконный отток из России указывало в 2012 году агентство Standard & Poor’s, а необходимость спасения фактически обанкротившегося Кипра подняла тему российских черных денег на уровень руководства Евросоюза - бенефициарами такой помощи становятся российские олигархи, цитировала Deutsche Welle доклад федеральной разведслужбы Германии. Согласно приведенным разведданным, в 2011 г. из $80 млрд чистого оттока из России $26 млрд осело на счетах на Кипре, гражданство которого - и возможность коммерческой деятельности в ЕС - получило уже около 80 российских олигархов.

2.2 Основные направления поддержки банковской системы и сокращения теневого оборота

Для Российской Федерации важным направлением в развитии экономики страны является организация качественной работы по противодействию легализации теневых доходов. Американский и европейский институты противодействия отмыванию доходов сформировались в 70-е гг. XX в., поэтому Россия является относительно молодым участником в международном сообществе.

Первым шагом для России в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, следует считать принятие 7 августа 2001 г. Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Кроме того, в 2002 г. состоялось исключение России из «черного» списка стран и принятие в члены международной группы «Эгмонт». Полноправным членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) Россия стала в июне 2003 г. Позиция России на международной арене в течение последних 10-15 лет изменилась кардинальным образом. В настоящее время Россия является одной из законопослушных стран и активно сотрудничает с международными организациями в рамках борьбы с отмыванием капитала.

В Российской Федерации сформирована национальная система противодействия легализации преступных доходов, которая состоит из двух основных подсистем: правоохранительного блока и финансового мониторинга.

Субъектами правоохранительного блока являются государственные органы, в компетенцию которых входит расследование экономических преступлений, связанных с отмыванием денег.

Финансовый мониторинг осуществляется на двух уровнях: первичном финансовом мониторинге и государственном мониторинге. К субъектам первичного финансового мониторинга относятся кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, риелторские организации и др.. Кредитные организации занимают особое место в системе финансового мониторинга, исходя из доли по представлению информации в уполномоченный орган. Более того, банковская система в процессе глобализации финансовых услуг наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием капиталов. Действия субъектов первичного финансового мониторинга в России строго и порой чрезмерно детально регламентированы законодательно. Речь идет о том, что Федеральным законом № 115-ФЗ прописаны мероприятия, процедуры и действия, которые обязаны совершать организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия отмыванию доходов. В этом вопросе российская практика полностью согласуется с мировыми тенденциями и требованиями.

Ключевым элементом системы является федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), находящаяся в введении Министерства финансов РФ и состоящая из центрального аппарата и территориальных органов. Росфинмониторинг играет роль подразделения финансовой разведки, создание которой является обязательным требованием международных директив. На Росфинмониторинг возложены функции по сбору, обработке и анализу информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также по принятию мер в целях противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем. При наличии оснований информация передается в правоохранительные органы. Наряду с этими направлениями деятельности в число задач Росфинмониторинга входит создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации доходов. Базовым источником информации для Росфинмониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. Информация передается в виде инициативных электронных сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также о подозрительных операциях, выявляемых в процессе внутреннего контроля, либо в виде ответов на информационные запросы со стороны Росфинмониторинга. Одной из важнейших дополнительных функций Росфинмониторинга является осуществление контроля за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов.

Органами государственного мониторинга в России являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Пробирная палата России, Федеральная служба по страховому надзору (Росстрахнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор).

В процессе отмывания денег и придания им законного вида доходы рано или поздно должны пройти через банковскую систему, в противном случае их дальнейшее отмывание невозможно. На данном этапе у банков появляется возможность предотвратить проведение операций, связанных с отмыванием денежных средств. Возникает вопрос идентификации и верификации клиента, который является одним из базовых принципов борьбы с отмыванием денег. Такая процедура получила название «Знай своего клиента» как в России, так и во многих странах мира. Это первая линия обороны - организация может предупредить акт отмывания денег на начальной стадии.

На практике процедура «Знай своего клиента» сталкивается с определенными сложностями. Проверке подвергаются все подозрительные действия, которые могут предпринимать мошенники, но с тем же успехом подозрение может вызвать любой добропорядочный гражданин. И этот гражданин, чаще всего обычный работящий человек, естественно, не понимает, почему он должен отвечать на многочисленные вопросы сотрудников банка или другой организации относительно источников своих доходов. И здесь возникает достаточно непростая ситуация для специалиста финансовой организации, решить которую должным образом позволит высокий уровень квалификации по данному направлению. Важно не упустить сделку с легализационными целями и не менее важно сохранить отношения с добропорядочными клиентами. Если же один раз в полгода «настоящий» клиент по ошибке будет подвергнут дополнительной проверке, то на самом деле это не такая уж большая плата за нашу общую безопасность.

В России действует система, заимствованная в США, при которой сообщение направляется в государственный орган по финансовому мониторингу обо всех сделках, сумма которых превышает установленное значение. По действующему законодательству сделки с движимым имуществом подлежат обязательному контролю, при сумме сделки, равной или превышающей 600 тыс. руб. либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб. и выше. Также подлежат мониторингу сделки с недвижимым имуществом, если сумма сделки равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб. или превышает ее.

Однако, несмотря на сформировавшуюся систему органов контроля, на наличие законодательной базы, удовлетворяющей международным требованиям, российская система противодействия легализации доходов является низкорезультативной. Об этом свидетельствует объем теневого капитала на российском рынке и его проникновение во все сферы общественной жизни. Теневая составляющая российской экономики достигла предельных величин. Если доля теневого сектора в ВВП западных стран оценивается в 8 % для Швейцарии; в 8,9 % для США; для Канады, Франции. Германии - от 14,9 до 16.3 %; для Италии - 27,8 %; для Греции - около 30 % от официального ВВП. то в России - от 27 до 46 %, по данным разных источников.

Возникает вопрос: почему система борьбы с отмыванием денег в российской практике низкоэффективна, а порой и безрезультативна вовсе? Ведь для современного государства важно не столько наличие органов контроля и нормативных документов, сколько создание эффективной и действенной системы противодействия отмыванию нелегальных доходов.

Во-первых, прямое отношение к эффективности работы системы мер противодействия имеет степень наказания за легализацию денежных средств. По российскому законодательству размер штрафа составляет от 120 тыс. руб. до I млн руб. в зависимости от деталей преступления, для сравнения - в США, как одной из самых эффективных систем противодействия в мире, сумма штрафа за аналогичное преступление составляет до 500 тыс. долл. Или сумму, равную двойному размеру имущества, вовлеченного в сделку.

Во-вторых, система мер будет неэффективной до тех пор, пока на практике распространено проявление «сознательной слепоты» со стороны сотрудников или учреждений. Такое понятие ввел британский эксперт в области отмывания денег Питер Лилли. Речь идет о ситуациях, когда специалисты замечают явные признаки отмывания денег, но не сообщают о подозрительных финансовых операциях и клиентах.

В-третьих, положение усугубляется высокой долей наличных средств в денежном обороте страны. Объем наличной денежной массы составляет 11.9% ВВП России, что заметно превышает такое соотношение в развитых странах - в США этот показатель равен 6.6%. в Евросоюзе - 9 %, в Мексике -5,3 %), в Бразилии - 4.2 %. Швеция в скором времени планирует полностью отказаться от использования наличных денег, уже сегодня объем наличности там составляет 3 %. Наличные деньги в российской экономике остаются одним из главных платежных средств.

В перспективе необходимы изменения по совершенствованию института противодействия отмыванию доходов.

Исходя из выявленных причин нерезультативности существующей системы противодействия отмыванию денег в нашей стране, предлагаются следующие мероприятия:

• сокращение доли наличного денежного оборота и стимулирование безналичных расчетов;

• пересмотр системы штрафных санкций на законодательном уровне;

• формирование позитивного отношения общественности, субъектов хозяйственной и финансово-банковской деятельности к требованиям и мероприятиям в сфере противодействия легализации доходов.

Заключение

В научном плане выделение теневого оборота в качестве самостоятельного сегмента финансовой сферы не опирается на некие принципиально новые позиции, не сопровождается выдвижением новых постулатов, выявлением и изучением новых тенденций и закономерностей, по большому счету, не продуцирует приращение научных знаний в области финансов и денег. Можно сказать, что, будучи сосредоточенным в области финансовых инвестиций, капитал субъектов теневого оборота представляет собой модификацию фиктивного капитала в видоизменившихся условиях - условиях финансовой глобализации, интеграции, нарастания волатильности и неопределенности, дисбалансов в развитии реального и финансового секторов.

Потребность в терминологическом обособлении в условном теневом сегменте определенной части финансового рынка родилась исключительно как реакция на разрушительный характер действий малорегулируемых акторов рынка, если не спровоцировавших, то углубивших глобальный мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. Соответственно, обозначение рамок этого сегмента оказалось необходимым в прагматическом смысле, для построения новой системы регулирования и надзора за субъектами рынка, более четкой и структурированной, более жесткой и требовательной, т. е. приближающейся к концепции регулирования банковского сегмента.

В России, в силу относительно слабого развития инвестиционного сектора, в рамках теневого оборота, по нашему мнению, осуществляются также действия рыночных агентов, ведущие к полулегальному и неидентифицируемому вывозу капитала; трансакции в кластере кэптивных банков, операции в сегменте микрофинансирования и микрокредитования.

Список использованной литературы

1.   Федеральный закон Российской Федерации от 7 aвгуста 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2.      Бекряшев А.К. Теневая экономика: Учебное пособие. - Омск: Омская академия МВД России, 2009. - 180 с.

.        Зубков В.А. Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Снец-книга, 2007. 752 с.

.        Кириченко А.И. Современные способы и схемы легализации (отмывание) доходов преступным путем в России. - М.: Издательский центр ТИСБИ, 2009.

.        Ковальчук Ю.А., Синюшин П.С. Теневая экономика в регионе: влияние, анализ, противодействие. - М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2010.

.        Кондратьева Е.А. Теневая экономика: проблемы оценки V Вестник Рос. гос. гуманит. унта. 2011.№ 10. С. 103-113.

.        Липли И. Грязные сделки. Тайная правда о мировой практике отмывания денег. Ростов н/Д: Феникс, 2005.400 с.

.        Сафаралиев К.Г. Некоторые вопросы борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов в России // Человек: преступление и наказание. 2009. № 3. С. 93-96.

.        Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико-социальное исследование. - М.: Приор, 2009. - 179 с.

.        Уколов Р. Наличная опасность. - М.: Издательство «Профиль», 2010.

.        Юншентьев Г. Швеция откажется от наличных. Газета.ш f Электронный ресурс]. Электрон, дан. URL: http:// m.gazela.ru/ financial/ 2012/03/ 23/ 4103109.shlml (дата обращения: 24.04.2012).

Похожие работы на - Теневой оборот банков как мировая проблема

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!