Сущность и значение государственного кредита

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    75,73 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность и значение государственного кредита

Введение

Особое место в структуре финансовой политики государства занимают механизмы её реализации. Под финансовым механизмом подразумевают систему установленных государством способов, методов, рычагов и инструментов воздействия на экономические и социальные, которую реализуют при распределении и перераспределении финансовых ресурсов. Одним из способов реализации финансовой политики является кредит - экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности и возвратности.

Для покрытия своих расходов в связи с непрерывным финансированием общественных потребностей государство свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит, т.е. форма кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заёмщика и гаранта.

У государственной формы кредита долгая история. Такая форма кредита возникла с появлением государства, которое стало использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством зависит от состояния государственных финансов, наличия и расходования финансовых средств в стране, т.е. с бюджетным дефицитом. По мнению Кейнса бюджетный дефицит является меньшим злом по сравнению с катастрофическим падением производства в период экономического кризиса. Чтобы вывести экономику из кризиса, он предлагал увеличить расходы государства за пределы текущих доходов. По мере установления международных экономических связей вместе с внутренним государственным кредитом стала развиваться система международного государственного кредитования.

Актуальность темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры кредита, возможностей по погашению долга, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность, значение государственного кредита и его развитие в России.

Поставленные задачи: раскрыть содержание государственного кредита, показать его значение, дать определении государственного долга, рассмотреть его виды и источники погашения, проанализировать динамику и структуру внешнего долга РФ.


1. Сущность и значение государственного кредита

.1.         Содержание государственного кредита, необходимость и возможность его использования

В современных условиях государственный кредит - это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой. В сфере этих отношений государство выступает в качестве заёмщика средств, а населения, предприятия, банки, фонды - как кредиторы. Также государство может выступать гарантом по обязательствам физических и юридических лиц. На практике это выражается в принятии государством на себя ответственности за погашение обязательств физических и юридических лиц. Другими словами, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако роль государства в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга. В действительности государственные гарантии не нужны первоклассным заёмщикам, способным своими силами привлекать кредитные ресурсы. В механизме гарантирования кредитов нуждаются, прежде всего, недостаточно надёжные заёмщики. Также государство может выступать как кредитор, выдавая кредиты иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Оно может направлять их на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов может быть вызвано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене либо политическими соображениями. Государственные кредиты предоставляются или непосредственно Министерством финансов РФ, или через коммерческие банки.

Государственный кредит бывает внутренним и внешним. В первом случае кредиторами являются юридические и физические лица - резиденты. Внешним называется кредитам, в котором кредиторами являются нерезиденты.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Функционирование внешней части государственных кредитных отношений обусловлено постоянным наличием свободных ресурсов на международных финансовых рынках и специально созданных межгосударственных фондов, находящихся в распоряжении международных финансовых организаций.

Государственный кредит находится на стыке двух самостоятельных экономических категорий - финансов и кредита. С одной стороны, государственные кредитные отношения осуществляются на кредитной основе, поскольку стоимость движется на началах срочности, возвратности и платности. С другой стороны, эти отношения (как и финансы в целом) возникают вместе и в связи появлением политической надстройки (государства) для удовлетворения ее потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. С укреплением государства, с развитием его функций усиливалось целевое назначение, и расширялись границы использования государственного кредита - финансовые ресурсы публичной власти все в большей мере формируются на долговой основе, и он все чаще и во все возрастающих масштабах используется для обеспечения заимствований других лиц (в виде государственных гарантий) и оказания финансовой помощи другим органам власти, в том числе иностранным правительствам, юридическим лицам и международным организациям (в виде государственных кредитов).

Исторически государственные кредитные отношения, которые в годы своего становления и развития выражались в государственных внутренних и внешних заимствованиях, приводивших к формированию долгов, с самого начала научными и государственными деятелями рассматривались как элемент публичных финансов.

В.Н. Сумароков в своём фундаментальном труде «Государственные финансы в современной экономике» отметил, что категория государственных финансов является категорией исторической, он анализирует представления о финансах в развитых зарубежных странах и в России советского и постсоветского (т.е. в условиях формирования рыночной экономики) периодов и делает заключение: «Таким образом, от науки «финансы» советского периода остается та ее часть, которая, в принципе, соответствует мировым стандартам. В развитых странах, как известно, под «финансами» понимают экономические отношения, возникающие между государством и частным сектором. Составляющими ее частями являются государственный бюджет, бюджеты местных органов власти, внебюджетные фонды и государственный кредит… Все это вместе современная российская наука о финансах называет «государственными финансами».

Государственный кредит совмещает в себе и функции финансов, и функции кредита. Таким образом, к основным функциям государственного кредита относятся следующие:

) образование денежных фондов - привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства служит обязательство заёмщика вернуть к определённому моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах, как правило, с помощью рыночных методов при использовании различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов:

доходности - способности приносить доход (через проценты, дивиденды, рост курсовой стоимости);

надёжности - низкой вероятности понести потери (минимальный риск невозврата вложенных средств);

ликвидности - возможности скорейшего для держателя ценных бумаг получения денежных средств.

Государственные бумаги считаются, как правило, надёжными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны, прежде всего, для консервативных инвесторов, наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получать относительно небольшой, но гарантированный доход. Как и в России, так и в промышленно развитых странах наиболее распространённой формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая даёт её держателю право получить в определённый срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на неё процентами в оговоренный срок;

) использование денежных фондов - необходимость возврата привлечённых средств, который осуществляется как за счёт налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счёт механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств;

) контроль - влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платёжеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении.

Государственный кредит - это самостоятельная экономическая категория, сочетающая в себе черты кредита и финансов. Являясь таковым, государственный кредит исторически (в период своего становления, развития и по сегодняшний день) существует и рассматривается специалистами как звено, форма существования государственных финансов.

1.2 Виды государственных ценных бумаг

государственный долг займ кредит

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком - как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

В распространении и обращении государственных ценных бумаг значительную роль играют коммерческие банки, приобретающие и продающие их на фондовых рынках. Такие банки занимают одно из ведущих мест среди держателей рассматриваемых бумаг. Еще более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки которых проходит очень большое количество государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги - облигации, казначейские векселя и другие государственные обязательства, эмитируемые центральными правительствами, местными органами власти с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но непременно гарантированные правительством.

Различают:

) рыночные государственные ценные бумаги - казначейские векселя, ноты, боны. Они свободно продаются и покупаются на денежном рынке;

) нерыночные государственные ценные бумаги - сберегательные боны, сберегательные сертификаты и т.п. Они различаются по сроку действия на: краткосрочные облигации - казначейские векселя, на срок от недели до 1 года, среднесрочные - ноты, на срок от 1 года до 5 лет, долгосрочные - боны, на срок более 5 лет. Выпускаются, главным образом, с целью привлечения в сферу государственного кредита сбережений населений. Эти ценные бумаги могут быть в любой момент предъявлены к оплате, но при досрочном предъявлении процентные выплаты по ним резко снижаются.

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие:

. Казначейские векселя - краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются.

. Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны - казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.

. Долгосрочные казначейские обязательства - со сроком погашения до десяти и более лет; по ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т.е. за несколько лет до официального срока погашения.

. Государственные (казначейские) облигации - по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам. Отдельные виды государственных облигаций, в частности сберегательные облигации, могут распространяться на нерыночной основе.

. Особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов власти.

Любой фондовый рынок полноценен, если он имеет три полноценных сектора: рынок государственных ценных бумаг, рынок муниципальных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг.

Рынок муниципальных ценных бумаг развивается довольно высокими темпами. На нём появляются крупнейшие эмитенты, такие, как Санкт-Петербург, который привлекает деньги очень похожим на Министерства финансов способом в довольно технологичном режиме. Известно, что Москва объявила о своей программе заимствований. Создают свою систему заимствований Нижний Новгород, Татарстан и целый ряд других территорий.

Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Форма выпуска:

а) в виде выпуска муниципальных ценных бумаг, в виде облигаций или реже в виде векселей;

б) в виде ссуды по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов или коммерческих банков)

1.3 Классификация займов

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Кредиты от правительств иных государств, международных организаций и финансовых институтов, как правило, оформляются соглашениями. Ценные бумаги приводят в действие средства на финансовом рынке.

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) - и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы. Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства. В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями.

При погашении частями может применяться три варианта. Первый - займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.


2. Современное управление государственным долгом

2.1 Государственный долг, его виды, источники погашения

государственный долг займ кредит

Под государственным долгом страны понимают долговые обязательства страны перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Госдолг определяется сложившейся к определенной дате суммой дефицита бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга можно заметить почти во всех странах мира, что является следствием хронической дефицитности государственных финансов, т.е. государственный долг можно определить как задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования дефицита бюджета.

Государственный долг возникает в тот момент функционирования государства, когда расходы начинают превышать доходы, т.е. бюджет постоянно находится в дефиците, а его погашение осуществляется не с помощью эмиссии, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета.

Основаниями для образования государственного долга являются:

·            государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

·            кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

·            предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

·            соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет

Бюджетная, долговая и валютная политика всегда связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно наступает момент, когда заимствования выходят за рамки возможностей государства. Тогда становится необходимо сокращать расходы на социальные, инвестиционные цели и все те сферы деятельности государства, которые не связаны с погашением и обслуживанием долга. В условиях необоснованной бюджетной, денежно-кредитной и курсовой политики государства инвесторы начинают требовать более высокую премию за риск. Особенно это касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.

Далее мы рассмотрим формы и виды государственного долга на примере Российской Федерации.

Существует несколько классификаций государственного дога в зависимости от признака положенного в основу данной классификации.

В зависимости от заемщика государственный долг подразделяется:

·            государственный долг Российской Федерации;

·            государственный долг субъекта Российской Федерации;

·            муниципальный долг.

Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все свои полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:

?      внутренний долг;

?      внешний долг;

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют:

?      капитальный государственный долг;

?      текущий государственный долг;

Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

?      кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

?      государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

?      договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

?      договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

?      соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований - 10 лет. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы достаточно активно используются в рыночной практике.

Чтобы минимизировать последствия роста внутреннего долга страны, правительство должно предпринимать определённые меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета.

Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестрования.

Секвестирование - пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестрованию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестрование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части - прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным - расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестрования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг.

В структуре погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2024 года. Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Центрального банка, который переоформили в ОФЗ. В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков.

-2014 года-года пиковых платежей по внутреннему государственному долгу, в результате экономического кризиса пришлось пересмотреть стратегию управления государственным долгом. 20 ноября 2009 года был принят Государственной Думой, одобренный 25 ноября 2009 года Советом Федерации федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Вследствие кризиса Минфин был вынужден отступить от выбранной ранее стратегии: государственный долг Российской Федерации и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти. В результате чего Минфин планирует выход на рынок внешних заимствований, что приведёт к увеличению внешнего долга к 2013 в 2,77 раза.

2.2 Виды облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых в настоящее время Министерством финансов РФ

В настоящее время Министерство финансов РФ выпускает следующие виды облигаций и государственных ценных бумаг, удостоверяющих о займе, в которых должником выступает государство:

1) Государственные краткосрочные облигации (ГКО) выпускаются Министерством финансов РФ для финансирования государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета.

Основными участниками рынка ГКО являются дилеры и инвесторы.

Дилерами могут быть только инвестиционные институты и банки, получившие специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО. Дилеры могут совершать сделки от своего имени и за свой счет, а могут выполнять функцию посредника.

Инвесторами могут быть любые юридические и физические лица, приобретающие облигации и имеющие право на владение ими.

Между дилером и инвестором заключается договор на покупку или продажу облигаций, в котором указываются основные права и обязанности сторон по распоряжению ценными бумагами.

ГКО выпускаются в безналичном виде, и их учет осуществляется по специальным лицевым счетам - счетам депо.

2) Облигации федерального займа (ОФЗ) - первые среднесрочные государственные ценные бумаги, появившиеся в Российской Федерации, введены в обращение в июне 1995 г. и выпускались сроком на 1 год и 2 недели, поскольку необходим был срок более года, чтобы ценная бумага считалась среднесрочной. Таким образом, Министерство финансов пыталось удлинить сроки государственных заимствований. А начиная с августа 1997 г. Центральный банк приступил к продаже ОФЗ со сроком обращения более 4 лет.

Введение ОФЗ стало возможным главным образом из-за падения уровня инфляции.

Владельцами ценных бумаг могут быть как юридические, так и физические лица. Министерство финансов РФ утверждает условия всех выпусков:

периодичность выпусков;

объем и срок каждого выпуска;

тип облигаций (именные или на предъявителя);

порядок и формы выплаты доходов и погашения;

порядок признания выпуска состоявшимся;

ограничения на потенциальных владельцев;

номинальную стоимость облигаций;

размер, периодичность и порядок выплаты процентов;

количество выпусков облигаций.

На выпуск оформляется глобальный сертификат, фиксирующий все его условия. Первый экземпляр глобального сертификата хранится в депозитарии, а другой - в Министерстве финансов. Все облигации учитываются при помощи записей по счетам депо в депозитариях и субдепозитариях.

Облигации федерального займа являются купонными, и доход по ним выплачивается один раз в квартал. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплат и объявляется по первому купону, но не позднее чем за 7 дней до начала выплаты дохода по предшествующему купону. Проценты по каждому купону исчисляются от даты выпуска облигаций до даты его выплаты и так вплоть до даты погашения облигации.

3) Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускаются в документальной форме, являются ценной бумагой на предъявителя и предоставляют их владельцам право ежеквартального получения дохода, превышающего уровень доходности по другим ценным бумагам.

Облигации выпускались с целью привлечь свободные средства населения для покрытия дефицита бюджета.

Первая серия ОГСЗ была выпущена в 1995 г. для привлечения большого количества населения и имела исключительно низкую номинальную стоимость в 100 и 500 тыс. руб.

ОГСЗ выпускаются в бумажной форме. Срок обращения облигаций составляет один год.

Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации.

При погашении облигаций владельцам выплачиваются номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации.

Процентный доход определяется Министерством финансов на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов (ОФЗ).

ОГСЗ размещаются на закрытых конкурсах. Минимальная заявка на покупку облигаций составляла 10 млрд руб. Конкурс выигрывали банк или финансовые организации, предложившие более высокую цену. При этом принять участие в конкурсах могут все коммерческие банки и финансовые организации, имеющие лицензию на право распространения облигаций.

4) Казначейские обязательства (КО) - вид размещаемых на добровольной основе среди населения государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Цель их выпуска состоит в безэмиссионном финансировании дефицита федерального бюджета, погашении государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращении неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т.п.

Министерство финансов выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имеют одинаковые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Первыми держателями КО являются федеральные министерства и ведомства, которые распределяют их среди предприятий своей отрасли.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо в уполномоченных банках. Все расчеты с покупателями банк осуществляет из выписок со счетов депо, подтверждающих права собственности на КО.

Держатель счета депо может осуществлять следующие операции:

погашать кредиторскую задолженность путем перевода КО на счета депо кредиторов;

продавать КО юридическим или физическим лицам-резидентам;

обменивать КО на налоговые освобождения;

погашать КО с получением процентов.

Министерство финансов осуществляет выпуск КО сериями. Каждый выпуск КО имеет свой уникальный регистрационный номер, который состоит из семи разрядов. Первый разряд номера - буква русского алфавита, указывающая на отрасль народного хозяйства, четыре последующие цифры указывают дату выпуска (день и месяц) и последние - порядковый номер выпущенной серии. Каждая серия оформляется глобальным сертификатом, составленным в двух экземплярах, один из которых хранится в уполномоченном депозитарии, а второй - в Министерстве финансов России.

5) Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) впервые выпущены в 1993 г. В отличие от других государственных ценных бумаг выпуск ОВВЗ не был связан ни с финансированием экономики, ни с финансовым дефицитом бюджета. Они были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР с целью обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами.

Валюта займа - доллары США. Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций - 1, 10 и 100 тыс. долл. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.

К каждой облигации прилагается комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Последний купон предоставляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.

ОВВЗ - первые валютные облигации на российском рынке ценных бумаг. Их выпуск был нацелен главным образом на иностранных инвесторов. У российских же покупателей эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом, что вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг.

6) Золотые сертификаты выпускаются Министерством финансов с 1993 г. с целью получения дополнительного дохода государством и покрытия дефицита бюджета.

Сертификаты являлись именными, оплачивались только в рублях и выпускались номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы.

Первичное размещение золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую заявку в Министерство финансов, перечислить необходимые средства.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки перепродавали золотые сертификаты юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе.

Золотые сертификаты не пользовались популярностью из-за большой номинальной стоимости, недоступной многим юридическим лицам. Реализовать находящиеся в руках сертификаты было практически невозможно, и поэтому банкам разрешалось дробить их и продавать частями. Дробление сертификатов не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т.е. 100 г. золота.

Продавались дробные доли сертификатов на фондовом рынке путем выпуска собственных облигаций, но они в отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и не имели льгот по налогообложению. Так, за весь 1993 г. было продано только 10% всей суммы эмиссии.

Основными покупателями золотых сертификатов являлись крупные финансовые учреждения, такие как банки «Менатеп», «Российский кредит», «Промстройбанк», а также «АвтоВАЗ».

Начисление и выплата процентного дохода и погашение золотого сертификата производилось Министерством финансов в рублях по курсу Центрального банка или золотом.

По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка на совершение операций с драгоценными металлами.

В отличие от других видов государственных ценных бумаг вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал.


3. Внешний долг России

3.1 Анализ динамики внешнего долга

Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть - долг бывшего СССР - Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть - новый российский долг - долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России. Долг бывшего СССР, если не считать временных колебаний из-за задержек платежей и курсовых переоценок, в принципе должен сокращаться. Величина нового российского долга зависит от потребностей заемщиков и возможностей их доступа к мировым кредитным ресурсам.

Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга. Первый этап (1992-1998 гг.) отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общая сумма долга превысила 188 млрд. дол. США, т.е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд. в подавляющей массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд. дол.), да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993 г. внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины внутреннего валового продукта этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, тогда как в рублевом исчислении он почти в полтора раза (на 48%) превосходил размеры ВВП.

Второй этап (1999-2001 гг.) - период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть - с 90 до 68 млрд. дол. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20 млрд. дол. (до 78 млрд.), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд. дол. (против прежнего максимума - на 42 млрд. дол., или на 22%). Это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. внешний долг превосходил последние всего в 4 раза.

Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн. деноминированных руб., т.е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.

Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002-2007 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился на 54 млрд. дол. до отметки ниже 25 млрд. (против максимального уровня - более чем в 4 раза), что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 439 млрд. дол. (на 371 млрд., или почти в 6,5 раза), что довело величину общего внешнего долга до 464 млрд. дол. Этот рост продолжается и в текущем году: на 1 апреля 2008 г. внешний долг Российской Федерации оценивался в 477 млрд. дол. Заметим, однако, что из-за повышения валютного курса рубля величина внешней задолженности страны в рублевом выражении росла не так быстро - она поднялась с 4,4 трлн. до 11,4 трлн. руб., или в 2,6 раза.

Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период 1994-2007 гг. показывают следующее. Общая сумма долга при колебаниях вверх и вниз выросла в конечном счете почти на 346 млрд. дол., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 80 млрд. дол., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 5%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 425 млрд. дол., т.е. почти в 33 раза, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 95%.

Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 35%, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз).

3.2 Структура внешнего долга

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное - это новый российский долг, государственный или частный.

Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2012 года

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

34 819,9

26 070,7

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

468,6

350,9

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 326,3

993,0

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 019,6

763,4

Коммерческая задолженность бывшего СССР

56,7

42,5

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 360,7

1 767,5

Задолженность по внешним облигационным займам

28 546,9

21 373,8

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 497,5

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 595,4

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 620,5

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 871,7

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

17 080,6

12 788,7

24,1

18,1

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

1 017,0

761,5

3.3 Кредиторы России

В своих заемных операциях российские структуры использовали практически все каналы и способы привлечения средств из-за рубежа. В государственном секторе в докризисные годы заметное место занимали обязательства перед официальными кредиторами. По долгам бывшего СССР в этой роли выступали государства - члены Парижского клуба кредиторов, а также бывшие социалистические страны. В формировании нового российского долга активно участвовали международные валютно-финансовые организации - МВФ, МБРР и некоторые другие. Однако в дальнейшем по мере регулярных и даже досрочных выплат значение официальных кредиторов фактически сошло на нет (их доля в российском внешнем долге - чуть более одного процента).

Для негосударственных заемщиков кредиторами были и остаются представители частного бизнеса, в первую очередь зарубежные банки. На долю банковских ссуд и займов сейчас приходится свыше трех четвертей всего внешнего долга Российской Федерации.

Ссуды и займы - главная составляющая нынешнего внешнего долга российских банковских и небанковских корпоративных структур, в особенности последних. В течение 2007 г. весь корпоративный внешний долг России увеличился на 155 млрд. дол., в том числе на 135 млрд. дол. - за счет ссуд и займов. В результате их доля в сумме этого долга поднялась с 72 до 77% (у банков - с 67 до 69, у небанковских предприятий - с 75 до 83%).

Представляют интерес опубликованные на сайте данные за 2007 г. об операциях небанковских корпораций по привлечению и погашению ссуд и займов. Эта группа заемщиков в течение года получила новые кредиты в размере 180 млрд. дол., из которых более половины (91 млрд.) было использовано на погашение старых долгов, а остальное добавилось к общей сумме внешней задолженности, достигшей почти 254 млрд. дол. (в том числе по ссудам и займам - около 210 млрд. дол.).

Привлеченные кредиты в основном номинированы в долларах (свыше 71%), заимствования в остальных свободно используемых валютах (евро, фунт стерлингов, иена) немногим превысили 10%. Свыше 18% составили ссуды и займы, номинированные в российских рублях.

Небанковские корпорации ищут кредиты по всему миру. В опубликованном списке перечислены 62 государства, где зарегистрированы кредиторы-нерезиденты, но есть и «прочие страны». Почти четыре пятых привлеченных ссуд и займов приходится на пять стран. Главный кредитор - Кипр (почти 26% общей суммы привлечения), далее идут Голландия (22%), Великобритания (менее 16%). Франция (около 9%), Люксембург (7%). А из таких стран, как Германия и США, поступило лишь 3 и 1,5% от суммы привлеченных кредитов.

Информация о заграничных кредитных операциях небанковских корпораций наводит на определенные размышления. Формально в их задолженности преобладают долгосрочные обязательства, однако в 2007 г. из общей суммы кредитного долга в размере 120 млрд. дол. пришлось погасить 91 млрд., т.е. три четверти задолженности, имевшейся в начале года. Если это рассуждение справедливо и если подобная пропорция сохранится и в текущем году, то только для погашения долга российским корпорациям придется занять за рубежом не менее 190 млрд. дол.

К сожалению, пока не публикуются подобные сведения о ссудозаймовых операциях российских банков. А такая информация нужна, так как у банков могут появиться проблемы привлечения кредитных ресурсов, необходимых для надлежащего выполнения обязательств по внешним долгам



Заключение

Теперь, сделав все нужные выводы, можно дать более подробное определение государственного кредита - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Назначение государственного кредита проявляется, прежде всего, в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые средства направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства направляются на финансирование экономических и социальных программ. Таким образом, государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государственные средства являются антиципированными, то есть взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует поиска дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Государственный кредит способствует экономическому развитию страны, если средства, мобилизованы в бюджет за его помощью, направляемых на финансирование производственных программ, строительство новых предприятий, модернизацию и техническую реконструкцию действующих мощностей.


Источники и литература

1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ

. Федеральный закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.

. Федеральный закон от 29.07.98. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»

. Бюджетная система России: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.

. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономист, 2008. - 763 с.

. Государственный долг: Учебное пособие/ Б.И. Алехин. - М: ЮНИТИ, 2008. - 378 с.

. Деньги Кредит Банки под редакцией Жукова, Москва, Юнити-Дона, 2009 г.; 567с

. Кузнецов А.М. Анализ привлечения и использования РФ средств займов международных финансовых организаций и перспективы дальнейшего сотрудничества // Финансы и кредит. - 2008.

. Лаврушина, О.И. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Изд-во КНОРУС, 2009. - 560 с.

. Макроэкономика-2: учеб. пособие / В.В. Матершева, С.П. Клинова, Б.А. Соловьёв. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 374 с

. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 360 с.

. Орлова Н.И. Внешний долг: бремя или возможность? / Н.И. Орлова // Банковское обозрение. - 2010. - №2 (133). - С. 14-17.

. Романовский, М.В. Финансы и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. - М.: Изд-во Юрайт-Издат, 2009. - 620 с.

. Селезнев А.З. Совокупный государственный долг, его регулирование. // Экономист. 2008.

. Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности // Финансы. - 2008. - №5.

. Сумароков В.Н. Государственные финансы в современной экономике. - М.: ИНИОН РАН, 2008

. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2007;

. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов [и др.] - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 720 с.

. Хайхадаева О.Д. Государственный долг РФ: теоретические и исторические аспекты. - М.: Норма, 2008. - 216 с.

. Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы. 2008.

. Черников Г.П. Фондовая биржа. Международный опыт. - М.: международные отношения, 2009

. Борисов С.М. Новое о внешнем долге России // Деньги и кредит. - 2008. - №8. - С. 15-21.

. http://www.minfin.ru. Сайт Министерства Финансов РФ;

. http://www.cbr.ru. Сайт Центрального Банка РФ;

Похожие работы на - Сущность и значение государственного кредита

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!