Международный опыт управления внешнеэкономической деятельностью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,81 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международный опыт управления внешнеэкономической деятельностью

Министерство образования и науки Российской Федерации

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Кафедра мировой экономики






Курсовая работа

по внешнеэкономической деятельности

на тему: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Работу выполнил: Толстошеев А.А.

Научный руководитель: С. А. Кравцова


Чита, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ВЭД

.1 ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В США

.2 ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

.3 ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В ЯПОНИИ

.4 ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В КИТАЕ

. УПРАВЛЕНИЕ ВЭД РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобализации экономика становится всё более открытой, поэтому государство должно учитывать в своей торгово-экономической политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Без грамотного управления этими процессами возможно появление определенных проблем, связанных не только с низкой эффективностью внешнеэкономической деятельности. Социальные, экономические проблемы - тесная взаимозависимость этих отраслей определяет важность правильного и эффективного управления внешнеэкономической деятельностью.

Общеизвестно, что для систематизации необходим опыт. На мировом рынке господствуют международные компании. Всё это требует новых подходов к управлению. Теперь полем деятельности компании являются не отдельно взятые страна или регион, а практически весь мир. Совершенно очевидно, что изменяются и принципы управления.

Эта проблема была и остается актуальной, так как проблема управления внешнеэкономической деятельностью - одна из наиболее сложных и интересных.

Цель данной работы - изучение опыта управления ВЭД разных стран и выявление проблем оптимизации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:

·Анализ современного состояния внешнеэкономической деятельности России прежде всего в вопросах внешней торговли;

·Выявление путей совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности.

Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность, а предметом - её регулирование со стороны государства. В первой главе курсовой работы дано описание основ управления внешнеэкономической деятельностью. Во второй главе проведено описание опыта международного управления внешнеэкономической деятельностью разных стран.

В третьей главе дано описание и анализ управления внешнеэкономической деятельностью в России на современном этапе.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Внешнеэкономическая деятельность - это совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество.

Переход на новую систему управления и начало осуществления внешнеэкономических реформ сводились к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (ВЭС) к ВЭД на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС.

Смысл внешнеэкономических связей состоял в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств и межправительственных торговых соглашений России.

Внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи не следует рассматривать как две раздельных сферы функционирования и государственного регулирования. Характер ВЭС государства существенно определяет стратегию ВЭД отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) на сегодняшний день выступает как внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Во всех странах внешнеэкономическая деятельность рассматривается как часть внешней политики государства, а также национальной экономической политики, поэтому подлежит регулированию со стороны государства.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано.

Во-первых, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические процессы на протекционистские (защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции) и либерализационные (снижение ограничений во внешней торговле).

Во-вторых, все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические.

В третьих, в зависимости от характера и разновидности применяемых приемов регулирования ВЭД все меры могут быть разделены на таможенно-тарифные и нетарифные.

Также, существуют определенные методы управления ВЭД. Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют следующие методы управления.

Организационные методы базируются на организационных законах и на организационных отношениях между людьми. В этой группе методов управления выделяют: методы организационно-стабилизирующего и распорядительного воздействия.

Методы управления организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это - распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений, что достигается структурированием (созданием дееспособной организации на основе анализа целей и задач).

Особую разновидность организационных методов управления составляют административные, которые связаны с властной природой государственного управления, и правовые методы управления - применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения.

Методы управления распорядительного воздействия позволяют компенсировать неучтенные моменты организации и выводить систему на новые параметры путем приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д.

Экономические методы - это группа методов управления, основанных на сознательном использовании объективных экономических законов и категорий.

Включают методы: 1) экономического стимулирования, основанный на использовании принципов и способов оценки эффективности производства и труда, распределения (использования) прибыли и др.; 2) самоокупаемости, означающий, что предприятие (фирма и т.п.) должно покрыть свои расходы доходами, работать рентабельно; 3) ценообразования, включающий разработку и установление цен, которые должны выступать одновременно измерителями эффективности затрат и результатов хозяйственной деятельности, спроса и предложения (ценообразование должно находиться во взаимосвязи с научно обоснованной налоговой системой); 4) финансирования, предполагающий организацию расчетов с поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами; 5) кредитования, предусматривающий создание условий, побуждающих предприятия рационально использовать кредиты, своевременно и полностью производить расчеты с банком, бюджетом и поставщиками.

Суть экономических методов состоит в использовании экономических стимулов для активизации деятельности компании в нужном направлении и наращивания экономического потенциала предприятия в целом.

Обобщая данные, описанные в первой главе можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день внешнеэкономическая деятельность определяется как внешняя торговля, которая в свою очередь определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами и т.д. Регулирование внешней торговли осуществляет государство. Управление имеет свои определенные методы, которые применяются исходя из поставленных целей и задач, среди которых могут быть как увеличение общего объема экспорта или импорта страны в целом, так и увеличение объема реализованной продукции отдельно рассматриваемого предприятия. Во второй главе курсовой работы будет рассмотрен опыт управления ВЭД разных стран. А так как, наибольший объем операций ВЭД сегодня составляет внешняя торговля - будет дано описание и анализ опыта регулирования ВЭД со стороны государства рассматриваемых стран, а также основные средства управления и воздействия на внешнюю торговлю.

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ВЭД

.1 Опыт регулирования ВЭД в США

В современных условиях все без исключения государства регулируют свою внешнеэкономическую политику и через таможенный тариф, и через нетарифные ограничения.

Регулирование внешнеэкономической деятельности США осуществляется системой государственных органов, функции которых указаны в таблице 1. С точки зрения абсолютных объемов внешнеторгового оборота США самая крупная торговая держава мира. Например, в 2012 г. экспорт США составил 1851,4 млрд. долл. За тот же период российский экспорт составил 520,9 млрд. долл.

Основным средством регулирования импорта США является обложение товаров при ввозе таможенными пошлинами.

В США используется таможенный тариф на основе Гармонизированной системы HTS (Harmonized Tariff Schedule) наименования и кодификации товаров, разработанной при участии Совета таможенного сотрудничества. Ставки тарифа представлены в двух колонках, в первой из которых две графы. Первая графа - льготный тариф - содержит ставки пошлин, применяемые к товарам, ввозимых из стран, на которые США распространяют льготные режимы. Во второй графе - общие ставки - указаны ставки на товары, в отношении которых распространяется режим наибольшего благоприятствования. Вторая графа первой колонки таможенного тарифа содержит также ставки пошлин, установленные в рамках специальных преференциальных программ таможенного обложения.

Таблица 1 - Функции органов управления внешнеэкономической деятельностью в США

Уполномоченный государственный органФункции в области внешнеэкономической деятельностиПрезидент страныустанавливает тарифы, предоставляет преференции, вводит эмбарго на определенные виды продукцииМинистерством энергетикиВыдача лицензий на ввоз нефтепродуктовМинистерства внутренних дел и Министерство торговлиЛицензирование беспошлинного ввоза часов и часовых механизмов с островных территорий СШАМинистерства сельского хозяйстваЛицензирование ввоза некоторых сельскохозяйственных товаровБюро спортивной рыбной ловли и охоты на животных и птиц Министерства внутренних делРазрешение на ввоз опасных видов диких животных и некоторых видов животных и птиц, ввоз которых в США запрещен, ввоз живых птиц, находящиеся под защитой Закона о миграции птиц, для научных целей и размноженияМинистерством юстицииВыдача исключительных распоряжений на импорт наркотиковНачальник Управления алкогольных напитков, табачных изделий и огнестрельного оружия Министерства финансов.Выдача разрешения на импорт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и орудий войны.Департамента торговлиОценка того, что товар предлагается на американском рынке по своей рыночной стоимости

Вторая колонка - основной тариф - применяется к товарам стран, не пользующихся в США льготными режимами (Куба, Лаос, Северная Корея). Третья колонка включает в себя основной тариф, который применяется к товарам стран, не пользующихся в США режимом наибольшего благоприятствования. Они в 8-10 раз превышают ставки льготного тарифа, уменьшающегося по мере достижения соглашений о снижении таможенного обложения в рамках ГАТТ.

Важную роль в таможенном регулировании в США играет Северо-американское соглашение о свободной торговле (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г. Оно отменяет таможенные пошлины на большую часть товаров, ввозимых в Канаду, в Мексику и в США на переходный период не более 15 лет. Например, между Канадой и США действует Договор о свободной торговле, который отменил таможенные пошлины между двумя странами.

Особенностью таможенного обложения импортных товаров в США является его рост по мере повышения степени обработки товара, размера вложенного в него капитала и труда. Сырьевые товары, особенно те, которыми США не могут обеспечить себя за счет собственных ресурсов, ввозятся в США беспошлинно. Уровень пошлин на полуфабрикаты, даже при их обложении по основным ставкам, относительно невысок. Самые высокие ставки тарифа применяются к готовым промышленным изделиям. Уровень таможенного обложения машин и оборудования, например по льготному тарифу составляет от 3 до 8%, по основному же - 25-35%.

По мере постепенного снижения ставок таможенного тарифа США все большую роль на американском рынке со стороны иностранных поставщиков играют нетарифные барьеры. Наиболее характерной формой нетарифных ограничений ввоза в США являются количественные ограничения. Ввоз некоторых товаров осуществляется по квотам, которые устанавливает Конгресс путем делегирования полномочий или федеральное правительство. Эти квоты, указанные в Гармонизированной системе, бывают двух видов: абсолютные и тарифные.

Абсолютная квота - установленное количество товаров, разрешенных к ввозу. Такие квоты ограничивают ввоз в США сыра, сахара, шоколада, сгущенного молока, некоторых сортов хлопка, хлопковой пряжи, земляных орехов, кофе, отдельных видов стального проката. Тарифные квоты разрешают ввоз того или иного товара в течение определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке. Тарифными квотами ограничивается ввоз в страну цельного молока, рыбы, картофеля, мотоциклов определенной мощности.

Федеральное законодательство предусматривает в отношении импортируемых товаров большое количество требований, направленных на защиту здоровья и безопасности людей, и на защиту животных или растений, художественных произведений, а также на правильное применение налогового законодательства.

В соответствии с Законом о регулировании экспорта 1979 г. правительственный контроль за экспортом осуществляется на основании трех критериев: национальной безопасности США, соображений внешней политики страны и дефицитности товара на внутреннем рынке. По соображениям национальной безопасности контролируется экспорт из США товаров, которые могут быть использованы для укрепления военного потенциала возможного противника. Для экспорта этих товаров во все страны, кроме Канады, требуется получение индивидуальной лицензии в каждом отдельном случае.

Помимо обычных индивидуальных лицензий, выдаваемых на поставку товара по одному контракту, применяются три вида целевых индивидуальных лицензий:

-проектная - выдается на срок до семи лет компании, осуществляющей поставки большого числа наименований товаров, входящих в упомянутый "список контролируемых товаров", если они предназначены для строительства и оборудования предприятий за рубежом;

-квалифицированная генеральная - разрешает многократный экспорт маловажных товаров покупателю, операции с которым одобрены.

Что касается генеральных экспортных лицензий, то их также насчитывается несколько, причем каждая из них определяет, какие товары и в какие страны подлежат экспорту на их основании.

К перемещению товаров и валютных ценностей между США и определенным количеством стран и территорий может применяться ряд ограничений вплоть до установления эмбарго. Последняя редакция Кодекса Федеральных положений (CFR) включает следующие страны, к которым применяются ограничения: Кот-дИвуар, Ангола, Бирма, Северная Корея, Куба, Ирак, Иран, Либерия, Ливия, Сьерра-Леоне, Судан, Сирия. Этот список отражает тенденции внешней политики США. На товары, цена которых в США ниже той, по которой они продаются в стране происхождения, могут быть установлены антидемпинговые пошлины с целью защитить американских производителей. При подозрении на занижение цены ввозимых товаров на товар налагается дополнительная пошлина, равная разнице между обычной рыночной ценой страны происхождения и ценой предложения на американском рынке. В случае, если иностранный товар, ввозимый в США, считается объектом субвенции иностранного государства на стадии производства или экспорта и это влияет на продажи американских производителей на внутреннем рынке, может быть установлена компенсирующая пошлина. К числу различных видов субвенции, которые влекут за собой применение компенсирующих пошлин, относятся как прямая финансовая помощь, так и освобождение от налогов, предоставление субвенций на региональное развитие, займов под низкие проценты, поощрение модернизации производства.

2.2 Опыт регулирования ВЭД в Великобритании

Правительство страны уделят первоочередное внимание развитию внешней торговли и инвестиционному взаимодействию страны с зарубежными государствами. Основой таможенного законодательства Великобритании является Таможенный кодекс Евросоюза 1992 года (Директива ЕС № 913/92 от 12 октября 1992 г., устанавливающая Таможенный кодекс Европейского сообщества).

Таблица 2 - Функции органов управления внешнеэкономической деятельностью в Великобритании

Уполномоченный государственный органФункции в области внешнеэкономической деятельностиМинистерство по делам бизнеса, предпринимательства и государственной реформы (DBERR),Полномочия по выработке и проведению политики в области внешнеэкономической деятельности в Великобритании, включая административно-организационные меры и нормотворческие функции, направленные на поддержку национальных производителей и экспортеровКоролевская служба налогов, сборов и таможни (HMRC).Взимание таможенных пошлин и охрана границ", включая "защиту британского общества от нелегального ввоза лекарственных средств, спиртных напитков, табака и табачных изделий, "ухода" от налогов"; применение тарифных мер от имени и по поручению уполномоченных министерств; ведение ТН ВЭД; осуществление импортно-экспортного контроля; сбор статистических данных по внешней торговле.DBERR в лице Управления импортного лицензирования (ImportLicensingBranch) -осуществление лицензионной политики в Великобритании.Министерство по делам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства (Department for Environment, Food & Rural Affairs - DEFRA)отвечает за импорт продуктов животного происхождения, растений и продуктов растительного происхождения.Агентство по продовольственным стандартам (Food Standards Agency)проводит мониторинг возможного влияния импорта продовольственных товаров в Великобританию на здоровье граждан. Агентство имеет специальные полномочия в отношении импортной политики применительно к продуктам рыболовства, моллюсков и продовольствия неживотного происхождения.Королевская служба налогов, сборов и таможни-осуществляет контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Великобритании и ЕС и взимает соответствующие платежи;Министерство по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельских районовотвечает за экспорт продуктов животного и растительного происхождения, а также растений.Британская служба торговли и инвестиций (UK Trade&Investment - UKTI).продвижение британских товаров и услуг на внешние рынки; содействие компаниям Великобритании при их выходе на внешний рынок; привлечение иностранных инвестиций.ECGDстимулирование продвижения британских товаров и инвестиций на внешние рынки путем страхования от политических и коммерческих рисков кредитов, предоставляемых национальным производителям, а также британских зарубежных прямых, портфельных и других видов инвестиций предоставляет финансовые гарантии по средне - и долгосрочным кредитам, включая организацию финансирования британского экспорта на льготных условиях.

В сфере тарифного регулирования импорта базовым документом является Интегрированный тариф Великобритании (Integrated Tariff of the United Kingdom), который включает в себя Единый таможенный тариф Европейского союза, систему статистической номенклатуры, а также систему гармонизированного описания и кодирования товаров, разработанную в рамках Совета по таможенному сотрудничеству. В Великобритании применяют номенклатуру товаров, ставки таможенных пошлин и процедуры, аналогичные принятым в странах-членах ЕС. Товары из стран ЕС импортируются беспошлинно, пошлины применяются при импорте товаров из-за пределов Евросоюза.

Существуют группы товаров, на импорт которых требуется получение лицензии. К ним относят животных и продукты животного происхождения; растения и продукты растительного происхождения (включая древесину); огнестрельное оружие и боеприпасы, взрывчатые вещества.

Экспорт из Великобритании осуществляется без ограничений, за исключением определенных товаров, подпадающих под систему экспортного контроля и лицензирования, в числе которых:

-промышленные товары, которые можно использовать в военных целях (например, компьютеры, электрооборудование и контрольно-измерительные приборы, станки, оборудование в области связи, радиолокационные установки и гражданские самолеты);

-военное оборудование, например, оружие, боеприпасы, бомбы, танки, оборудование в области тепловидения, военные самолеты и корабли, промышленные товары, специально предназначенные для военных целей;

-товары, связанные с производством ядерного оружия, включая ядерные материалы, ядерные реакторы и оборудование для обработки ядерных материалов;

-исходные элементы химических боеприпасов;

-антиквариат и произведения искусства;

-некоторые изделия из стали, экспортируемые в США.

Процедуры экспортного контроля основаны и осуществляются на основе Закона 1939 г. об импорте, экспорте и полномочиях Агентства таможен и акцизов (Оборона) (The Import, Export and HM Customs and Excise Act (Defense) Act 1939).

Необходимо отметить, что ранее основное внимание в Великобритании уделялось вопросам содействия повышению эффективности ВЭД в страновом/региональном разрезе.

Теперь приоритет отдан отраслевому направлению и уже потом для каждой отрасли определяются ее региональные приоритеты (так называемая "поддержка отраслей британской экономики при выходе на внешний рынок").

Организацией, на которую правительством возложены вопросы предоставления гарантий в области внешней торговли и инвестиций, является Агентство гарантий экспортных кредитов (ExportCreditGuaranteeDepartment - ECGD). ECGD ежегодно гарантирует экспорт компаний Великобритании и их инвестиции на сумму порядка 3,5 млрд. ф. ст. Основная часть его операций приходится на поддержку экспорта инновационных товаров (воздушные суда, другие машины и оборудование) и услуг (участие британских компаний в реализации международных проектов, в первую очередь, строительстве за рубежом крупных инфраструктурных объектов - аэропорты, электростанции, госпитали и пр.).

Таким образом, государством поощряется экспорт, прежде всего, машинотехнической и другой продукции, имеющей высокий уровень добавленной стоимости.

2.3 Опыт регулирования ВЭД в Японии

Рассмотрим некоторые особенности внешнеэкономической деятельности Японии. Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий.

Эффективность японского внешнеэкономического комплекса в значительной мере зависит от прочности институциональных основ внешнеэкономической деятельности. В системе органов государственного управления этой сферой можно выделить административные, координационные и консультативные.

Среди государственных административных органов особое место занимает Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), МВТП обеспечивает развитие торговых отношений с зарубежными странами, решает связанные с внешней торговлей валютные вопросы, содействует производству экспортных товаров, устанавливает квоты на импорт лицензируемых товаров, выдает разрешения на импорт, определяет соответствующие правила торговли.

Последовательность и согласованность реализации торгово-экономической политики в значительной мере обеспечивается за счет тесной межведомственной координации правительственных органов. Среди межведомственных координационных структур - Торговый совет, Совещание министров по экономическим вопросам, Совместный штаб правительства и правящей партии по проведению структурных реформ. Особенностью японской системы государственного управления ВЭД является наличие большого числа (более 200) консультативных органов, функционирующих на различных уровнях, вплоть до правительства и премьер-министра. Таможенный тариф является важным инструментом защиты национальных производителей прежде всего в аграрном комплексе. Решению поставленных задач содействует широкая дифференциация ставок таможенного тарифа. В качестве эффективного средства ограничения импорта широко применяется система строгих технических и других специальных требований относительно стандартов, сертификации, инспекции качества, техники безопасности и т.д. Большую роль играют экономические рычаги регулирования ВЭД. Эффективным инструментом кредитования экспортно-импортных операций и зарубежного инвестирования японских компаний является Эксимбанк Японии. В стране действуют системы налоговых льгот, ориентированные на стимулирование как экспорта, так и импорта.

Развитию внешнеэкономической деятельности способствует крупнейшая в мире система государственного страхования торговли и инвестиций. Она включает общее страхование торговли, страхование валютных рисков, экспортных векселей, экспортных облигаций, авансовых платежей за импорт, зарубежных инвестиций, кредитов зарубежным предприятиям. Количество страховых полисов, выданных за период с 1950 до середины 90-х годов, составило свыше 20,3 млн., а общая сумма страхования достигла порядка 317 трлн. иен. Приведенные показатели - самые высокие в мире.

Государство выступает также организатором системы обслуживания внешнеэкономических связей и финансирует эту деятельность из бюджетных средств. Данная система носит разветвленный характер, охватывая такие сферы деятельности, как сбор и анализ маркетинговой информации, оказание информационно-консультационных услуг, организация рекламно-выставочной работы. Она содействует повышению эффективности ВЭД, приобщению к ней новых участников.

Важным направлением государственного участия во ВЭД является информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации. Особое место в этом ряду занимает Японская организация содействия развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), созданная в 1958 г. Она является некоммерческой и полностью финансируется правительством. ДЖЕТРО занимается изучением мировых товарных рынков, сбором и анализом маркетинговой информации, организацией выставок японских товаров за рубежом и торговых выставок других стран в Японии, рекламной и издательской работой.

Японская система регулирования ВЭД отличается формой взаимодействия государства и бизнеса. В ее основе - принятие частным сектором важнейших стратегических направлений государственной политики, своего рода государственный менталитет этого сектора. Такая модель регулирования, использующая не только жестко административные меры и методы, но и дополняющие их мягкие" формы, позволяет значительно повысить эффективность государственной политики, органично сочетая ее с законами рынка.

2.4 Опыт регулирования ВЭД в Китае

Принципы вешнеэкономической деятельности Китая и их основное содержание находятся в таблице 3.

Таблица 3 - Принципы китайской внешней торговли

ПринципСодержание принципаГосударственный контроль внешней торговли.Правительство и министерство внешней торговли осуществляют управление операциями по сортировке, лицензированию импорта и экспорта, проверке внешнеторговых предприятий, контролю иностранной валюты, ограничению цен в экспорте, защите таможенных налогов, контролю и запрещению контрабандыПринцип равноправия и взаимовыгодностиОпределяется политикой мирного сосуществования, под которым понимается уважение суверенитета и целостности территории, ненападение, невмешательство во внутреннюю политику, равноправное и взаимовыгодное сотрудничество и сосуществование. Эти принципы закреплены в первой китайской конституции.Ориентация на собственные силыСоздание своей целостной хозяйственной системы. При этом считается неправильным опираться только на международную помощь, как не приемлема и другая крайность - политика закрытых дверей. Предполагает взвешенную политику в развитии экономики с ориентацией на собственные силы вместе с обязательным расширением экспорта и импорта.Основа развития внешнеторговой деятельности - собственное производствоДля внешней торговли является важным собственное производство, чтобы гарантировать поставку по экспортуЕдиное планирование и регулирование внутренней и внешней торговли.В условиях слабого развития производства при большом населении было принято решение о едином и совместном планировании и регулировании поставки на внутренний рынок и на экспорт, чтобы обеспечить приоритет удовлетворения основных потребностей своего населения и гарантировать первоочередные поставки по внешнеторговым обязательствам.

Одним из главных направлений сферы регулирования внешней торговли КНР после присоединения страны к ВТО является либерализации внешнеторгового режима. По состоянию на начало 2007 года Китай уже выполнил большую часть своих обязательств по снижению пошлин.

В отношении товаров, импорт которых ограничен по количеству, в КНР действует система государственного квотирования. Тарифное квотирование с 1 января 2007 года действует в отношении семи видов сельскохозяйственных товаров (пшеница, кукуруза, рис, сахар, шерсть, шерстяные волокна, хлопок) и 3 видов химических удобрений.

В целях поощрения экспорта в отношении подавляющего большинства товаров отсутствуют экспортные пошлины. Практика взимания экспортных пошлин применяется в КНР в отношении экспорта некоторых товаров, вывоз которых запрещен или ограничен. Кроме того, в КНР действует порядок возврата НДС экспортерам.

Экспортный тариф КНР содержит 88 товарных позиций. Ставки экспортных пошлин составляют 20% -50%. В соответствии с действующим законодательством, в КНР в отношении ряда товаров продолжает применяться система импортного и экспортного лицензирования. Лицензирующие органы в пределах полномочий занимаются выдачей лицензий на импорт и экспорт определенных товаров.

Совместными приказами Министерства коммерции КНР и Главного таможенного управления Китая ежегодно утверждаются списки товаров, экспорт и импорт которых возможен только при получении соответствующей лицензии.

В Китае государство разрешает свободный импорт и экспорт товаров и технологий за исключением тех случаев, когда законы или административные правила предусматривают иное. Контроль над товарами, экспорт или импорт которых ограничен, ведётся в форме выдачи квот, лицензий и иными методами. Контроль в форме выдачи лицензий также проводится и в отношении технологий, экспорт либо импорт которых ограничен. Экспорт и импорт товаров, технологий, которые подлежат лицензированию, осуществляется по постановлениям Госсовета, посредством выдачи разрешений отделом Госсовета, который ведает внешней торговлей, либо данным отделом совместно с другими соответствующими организациями в составе Госсовета.

В последние годы Китаем был достигнут ряд важных двусторонних и многосторонних договоренностей. В частности, проведены переговоры с рядом государств о признании рыночного статуса китайской экономики - в настоящее время 52 государства официально признали рыночный статус экономики Китая. В рамках стратегической задачи по созданию вокруг Китая зоны свободной торговли так же ведется практическая работа по реализации соглашений о создании зоны свободной торговли Китай-АСЕАН, Китай-страны Сообщества развития Юга Африки, Китай-страны Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, Китай-Новая Зеландия, Китай-Чили, Китай-Австралия, Китай-Пакистан. Продолжилась практическая работа по реализации соглашений на двустороннем уровне, по созданию зон свободной торговли с Австралией и Новой Зеландией. В ноябре 2005 года было подписано Соглашение о зоне свободной торговли между КНР и Республикой Чили.

В середине июня 2003г. между Китаем и Таиландом подписано соглашение о свободной торговле овощами и фруктами.14 января 2007 года в Себу (Филиппины) Китай и АСЕАН подписали Соглашение о торговле услугами в рамках зоны свободной торговли, что послужило более прочной основой для своевременного завершения строительства зоны свободной торговли Китай-АСЕАН.

Таким образом, Китай проводит всестороннюю реформу законодательной базы в области внешней торговли для улучшения благосостояния народа страны и развития экономики государства. Ведется работа по расширению возможностей китайских национальных отраслей промышленности и различных предприятий на мировом рынке, а так же по защите их интересов как в торговле внутри страны, так и за ее пределами.

В данной главе были рассмотрены основные механизмы управления внешнеэкономической деятельностью стран. Обобщая полученные данные можно сделать вывод о том, что регулирование внешнеэкономической политики государств осуществляется посредством таможенного тарифа и через нетарифные ограничения. Однако, стоит отметить разную специфику политики разных стран в отношении участников внешней торговли. Используя различные формы таможенного тарифа, государства защищают национального производителя или же наоборот, выводят его продукцию на международный рынок.

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ВЭД РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

международный внешнеэкономический торговый

Россия 22 августа официально стала членом Всемирной торговой организации. Наша страна добивалась права на вступление в торговый клуб с середины 90-х годов. Более 10 лет страна вела переговоры с другими членами организации, так как, по условиям ВТО, ни один из участников клуба не должен быть против вступления нового члена. Особенно тяжелыми у России получились переговоры с США, Европейским Союзом и Грузией, из-за чего долгое время РФ была единственным крупным государством мира, которое не состояло в ВТО. Договоренностей со всеми членами торгового клуба России удалось достичь только в 2011 году, а Госдума ратифицировала протокол о вступлении в ВТО в середине июля 2012 года.

Считается, что вступление России в ВТО приведет к более жесткой конкуренции российских производителей с зарубежными за местный рынок (и, как следствие, снижению цен и вытеснению неприбыльных производств), а также откроет для бизнеса новые рынки сбыта.

Россия взяла на себя обязательства о снижении ставок импортных пошлин и импортных квот. По вступлению России в ВТО средневзвешенная импортная ставка сократится с 10% до 7.8%. При этом по данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 процентных пункта (с 12,9 до 9,2%), а средневзвешенной ставки - 4,7 процентных пункта (с 11,9 до 7,1%). В любом случае оно составит около 30% и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит.

Сокращение экспортных пошлин. Россия обязалась снизить ставки примерно на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0%. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления. Российское законодательство за период переговоров по ВТО постепенно приводилось в соответствие нормам организации. Тем не менее, некоторые обязательства еще не полностью выполнены, в частности - в сфере реформирования системы государственных закупок, транспарентности (прозрачности) нормативно-правовых актов, ответственности за дискриминацию иностранных фирм и т. д.

Введение утилизационного сбора. С 1 сентября 2012 года в России введен утилизационный сбор. Правила его взимания, исчисления и уплаты в отношении всех колесных транспортных средств утверждены Правительством РФ. Сбор касается новых и подержанных автомобилей всех категорий: легковых, коммерческих, грузовых. Его обязаны будут платить компании-импортеры и граждане, ввозящие иномарки. Основной задачей утилизационного сбора является удорожание автомобилей, ввезенных из-за рубежа, чтобы тем самым уберечь отечественного автопроизводителя от честной конкуренции, в которой он однозначно проигрывает.

На деле ситуация складывается следующим образом. Импорт продуктов со времени вступления России в ВТО вырос на 10-33,5%. В частности, за сентябрь-ноябрь ввезли замороженную говядину, свинину, молоко, сливочное масло и сыры. Ввоз молока и сгущенного молока, с учетом сезонного фактора, вырос вдвое. Импорт свинины, по прогнозам ведомства, увеличится из-за сокращения сверхквотной ставки пошлины с 75% до 65%. Глава Минсельхоза Николай Федоров отметил, что у властей есть инструменты для защиты внутреннего рынка. Он также заявил, что были приняты законодательные инициативы, которые укрепят конкурентоспособность российской продукции. В частности, в Налоговый кодекс были внесены поправки, продлевающие срок действия нулевой ставки налога на прибыль для сельхозорганизаций и льгот по НДС при ввозе племенной продукции до 2020 г.

По разным оценкам, в результате вступления в ВТО российская экономика прибавит от 3 до 11% ВВП в среднесрочной перспективе. Кроме того, уменьшение импортных пошлин снизит цены на многие товары. А значит, в итоге выиграют не только иностранные компании, но и каждый россиянин.

марта 2013 г. Министр экономического развития Андрей Белоусов выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом о проекте государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности". По результатам обсуждения принято решение одобрить проект госпрограммы.

Целью государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» является решение задач, сформулированных в следующих подпрограммах: «Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества»; «Формирование Евразийского экономического союза»; «Создание национальной системы поддержки ВЭД»; «Совершенствование системы государственного регулирования ВЭД»; «Совершенствование таможенной деятельности»; «Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности».

Для реализации госпрограммы «Развитие внешнеэкономической деятельности» предусматривается выделение финансовых ресурсов из средств федерального бюджета в размере 422 млрд рублей (на период с 2013 г. по 2018 г.), при этом порядка 88% от этой суммы составляют расходы на мероприятия по обеспечению таможенной деятельности. Совершенствование таможенного регулирования, безусловно, необходимо, но вряд ли оно является определяющим моментом в стимулировании не сырьевого экспорта.

Наращивание экспортного потенциала тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, расширением государственной поддержки экспортной деятельности, совершенствованием условий для проведения научных исследований и внедрением их результатов в конкретную технологию производства, осуществлением мероприятий по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса. Необходимы масштабные инвестиции в реальный сектор, улучшение инвестиционного климата в стране, улучшение железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, совершенствование работы портов, а также решение ряда других проблем.

Обобщая данные, описанные в третьей главе можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день нельзя объективно оценить влияние ВТО на Российскую систему управления ВЭД. Постепенное снижение импортных пошлин в среднесрочной перспективе снизит поступление средств в бюджет РФ (к 2020 году 3 трлн. руб. или 2,3% совокупного выпуска в экономике). Однако, с другой стороны поспособствует проникновению на отечественный рынок новой продукции, а как следствие - возможное увеличение качества продукции, которая производится в нашей стране для возможности конкурировать с товарами зарубежного производства. На сегодняшний день существует большое количество как скептических, так и положительных мнений о перспективах развития России в ВТО.

Нужно отметить что, государство, в этих непростых условиях занимается разработкой программы по развитию и внедрению опыта зарубежных стран в внешнеэкономическую деятельность РФ, основной задачей которой является совершенствование системы управления ВЭД в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены международные механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности разных стран.

Управление внешнеэкономической деятельностью обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли.

В целом, можно выделить следующие проблемы. Проблемы, связанные с применением инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Действующее законодательство изначально содержит много правовых норм непрямого действия или норм, правоприменение которых требует сложных пояснений. Эта особенность законодательной базы включила в ход механизм ведомственного законотворчества: многие конкретные стороны таможенного регулирования внешней торговли определялись путем издания ведомственных подзаконных актов, инструкций, приказов. Их число давно уже перевалило за много сотен. В итоге сложилась громоздкая, запутанная система.

В таможенно-тарифном механизме своеобразным "белым пятном" осталась проблема размежевания компетенции законодательных и исполнительных органов власти в изменении ставок таможенных пошлин. А также усиление направленности таможенно-тарифного механизма на торгово-политическую составляющую, а не только на мобилизацию доходов в госбюджет. Существует проблема несовершенства тарифной политики импорта в России, в части защиты чувствительных отраслей российской экономики.

При выработке системы государственной поддержки экспорта встает проблема выбора подотраслей и производств, заслуживающих поддержки. Для этого нужна разработка системы критериев отбора производств, заслуживающих государственной поддержки. К числу критериев, определяющих приоритетность поддержки производства и экспорта конкретных видов продукции мы считаем необходимым отнести: наукоемкость продукции; динамика спроса на продукцию на международном рынке; мультипликативный эффект от наращивания производства экспортируемой продукции; экономическая эффективность экспорта продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В.А. Баринов. - ИНФРА - М, 2006. - 365 с.

.Корниенко О. Международная экономика / О. Корниенко. - Феникс, 2008. - 289 с.

.С.А. Ситарян. Стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России в условиях глобализации: Сценарий до 2025 г. / по ред. Ситаряна С.А. - М.: Наука, 2005. - 312с.

.Ситарян С. А.: Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / под ред. С.А. Ситаряна. - М.: Наука, 2003. - 327с.

.В.Г. Свинухов, Г.П. Щербина Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России // Право и экономика, - 2001 г. - №8

.Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №3. - С.24-39

.Гончарова, О.Л. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Японии и Южной Корее / О.Л. Гончарова // Российский Экономический Журнал. - 2008. - № 8. - С. 19 - 23.

.Джабиев А.П. Государственное регулирование внешней торговли России. - М.: Международные отношения, 2006. - С.11-24.

.Козырин, А.Г. Особенности нетарифного регулирования ВЭД в Японии / А.Г. Козырин // Мировая экономика. - 2007. - № 11. - С.35 - 38.

.Кувалин Д.Б. Экономическая открытость для России: преимущества и проблемы / Кувалин Д.Б., Моисеев А.К., Харченко-Дорбек А. // Пробл. Прогнозирования. - 2004. - №5. - С.117-129.

.Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно ориентированном развитии // Вопр. экономики. - 2004. - №8. - С.46-65.

.Смирнов В. О внешнеэкономической стратегии России // Общество и экономика. - 2006. - № 11-12. - С.125-136.

.Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации: тез. докл. / Мировая экономика и междунар. Отношения. - 2008. - №5. - С.3-13.

Электронные ресурсы

15.WTO, International Trade Statistics, 2007÷ 2009; CIA - The World Factbook, 2007 - http://www.kaivg. narod.ru/exp. pdf

Похожие работы на - Международный опыт управления внешнеэкономической деятельностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!