Процесс финансового планирования на предприятии на примере Химковского леспромхоза - филиала ОАО 'Мослестопром'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,47 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Процесс финансового планирования на предприятии на примере Химковского леспромхоза - филиала ОАО 'Мослестопром'

Введение

Планирование деятельности предприятий является важной предпосылкой свободного предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. С переходом к новым условиям хозяйствования предприятия обрели возможность самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать ее результаты, распределять ресурсы. Р. Акофф заметил, что лучше планировать для себя - неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими - неважно, насколько хорошо.

Сущность планирования в рыночной экономике заключается в выборе целей развития, форм хозяйственной деятельности, способов их осуществления, которые при использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых качественных и количественных результатов.

Под планированием, как правило, понимается процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, определения путей их наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование обеспечивает сбалансированность между объемом финансовых ресурсов и их распределением.

Использование финансового планирования на российских предприятиях ограничивается действием ряда факторов:

) высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни;

) незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;

) отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

В этих условиях эффективное финансовое планирование доступно лишь крупным компаниям, обладающим значительными средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, способных вести широкомасштабную плановую работу.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов: анализ финансовых показателей за предыдущий период, составление основных прогнозных документов, прогнозирование последствий текущих решений; уточнение прогнозов и составление текущих финансовых планов; оперативное планирование.

Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Финансовый план обеспечивает предпринимательский план хозяйствующего субъекта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Происходит это благодаря целому ряду существенных обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями. В результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъёкта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Такая актуальность поставленного вопроса и обусловила выбор данной темы курсовой работы.

Целью написания данной курсовой работы является комплексное исследование процесса финансового планирования на предприятии на примере Химковского леспромхоза - филиала ОАО «Мослестопром».

1.Финансовое планирование как функция финансового менеджмента

1.1Содержание и функции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России.

Финансовый менеджмент включает в себя:

) разработку и реализацию финансовой политики фирмы с применением различных финансовых инструментов;

) принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и разработку методов реализации;

) информационное обеспечение посредством составления и анализа финансовой отчетности фирмы;

) оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций; оценку затрат на капитал; финансовое планирование и контроль;

) организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью фирмы.

Методы финансового менеджмента позволяют оценить:

) риск и выгодность того или иного способа вложения денег;

) эффективность работы фирмы;

) скорость оборачиваемости капитала и его производительность.

Задачей финансового менеджмента является выработка и практическое применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев - центров прибыли. Подобными целями могут быть:

) максимизация прибыли;

) достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде;

) увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;

В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы. В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в рамках финансового управления. В краткосрочном финансовом управлении, например, принимаются решения о сочетании таких целей, как увеличение прибыли и повышение курсовой стоимости акций, поскольку эти цели могут противодействовать друг другу. Такая ситуация возникает в случае, когда фирма, инвестирующая капитал в развитие производства, несет текущие убытки, рассчитывая на получение высокой прибыли в будущем, которая обеспечит рост стоимости ее акций. С другой стороны, фирма может воздерживаться от инвестиций в обновление основного капитала ради получения высоких текущих прибылей, что впоследствии отразится на конкурентоспособности ее продукции и приведет к снижению рентабельности производства, а затем к падению курсовой стоимости ее акций и, следовательно, к ухудшению положения на финансовом рынке.

В долгосрочном финансовом управлении, ориентированном на те же конечные цели, прежде всего, учитываются факторы риска и неопределенности, в частности, при определении предполагаемой цены акций как показателя отдачи на вложенный капитал. Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.

В конечном итоге главное в финансовом менеджменте - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутрифирменными. Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте.

Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства:

) полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы;

) приобретенные на финансовых рынках посредством продажи акций, облигаций, получения кредитов;

) возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;

) инвестированные и реинвестированные в развитие производственно- хозяйственной деятельности фирмы;

) направленные на уплату налоговых платежей.

Функции и экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на два блока: блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.

Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающие в качестве клиентов, заимодателей, поставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми рынками. Сюда входят:

) управление оборотными активами фирмы: движением денежных средств; расчетами с клиентами; управление материально-производственными запасами и прочее;

)привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.

Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает:

) контроль за ведением производственного учета;

) составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;

) сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;

) составление и контроль за правильностью финансовой отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств;

) анализ финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и внешнего аудита;

) оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.

В функции финансового менеджмента входит:

) анализ финансовой отчетности;

) прогнозирование движения денежных средств;

) выпуск акций;

) получение займов и кредитов;

) операции с инвестициями;

) оценка операций слияния и поглощения фирм. Важнейшие решения, принимаемые в области финансового менеджмента, относятся к вопросам инвестирования и выбору источников их финансирования.

Инвестиционные решения принимаются по таким проблемам, как:

) оптимизация структуры активов, определение потребностей в их замене или ликвидации;

) разработка инвестиционной политики, методов и средств ее реализации; определение потребностей в финансовых ресурсах;

) планирование инвестиций по фирме в целом; разработка и утверждение инвестиционных проектов, разрабатываемых в производственных отделениях;

) управление портфелем ценных бумаг.

Инвестиционные решения предполагают выделение в финансовом менеджменте двух видов финансового управления: краткосрочного и долгосрочного, имеющих свои специфические черты. Краткосрочные инвестиционные решения направлены на определение структуры капитала фирмы на текущий период, которая отражается в ее балансе. Принятие таких решений требует от финансовых менеджеров глубоких профессиональных знаний в области текущего финансового управления фирмой, умения применять обоснованные методы их реализации с учетом текущих тенденций развития рынка.

Долгосрочные инвестиционные решения, именуемые стратегическими, направлены на обеспечение успешного функционирования фирмы в будущем и требуют от финансовых менеджеров глубоких базовых знаний, практического опыта и навыков в использовании современных методов анализа для выбора оптимальных направлений и путей развития фирмы на перспективу с учетом объективных закономерностей и специфики развития российской экономики.

Решения по выбору источников финансирования принимаются по таким вопросам, как:

) разработка и реализация политики оптимального сочетания использования собственных и заемных средств для обеспечения наиболее эффективного функционирования фирмы;

) разработка и претворение в жизнь политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях и дивидендная политика

Трудно однозначно определить конкретные формы и методы проведения финансовой политики. Хотя в рамках отдельных фирм и имеются существенные отличия в использовании конкретных форм и методов финансовой политики, можно, тем не менее, говорить об общих ее чертах и принципах, а также инструментах финансовой политики. Важнейшие из них: распределение и перераспределение прибылей; финансирование и кредитование деятельности различных подразделений; определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним.

1.2Понятие финансового планирования, его цели и задачи

Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес - план, который принято разрабатывать при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес - план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес - плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес - плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.

Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и многое другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и прочее). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении планов предприятия.

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решения определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах, где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой план можно разделить на месячные или квартальные планы.

Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

I.План как экономический прогноз:

Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т. п.) и определения объема инвестиций.

II. Бюджет как основа для контроля:

По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистических исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересованно в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

III. Бюджет как средство координации:

Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование отдельных мероприятий). Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации.

IV. Бюджет как основа для постановки задачи:

Разрабатывая бюджет на следующий период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

V. План как средство делегирования полномочий:

Одобрение руководством предприятия плана подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

Основные задачи, решаемые финансовым планированием:

) обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами основной хозяйственной деятельности предприятия;

) определение прибыли и возможных факторов ее увеличения;

) определение финансовых взаимоотношений с бюджетами и банками;

) обеспечение сбалансированности между доходами и расходами предприятия;

) контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

.3 Методы финансового планирования

Финансовый план обеспечивает предпринимательский план хозяйствующего субъекта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Происходит это благодаря целому ряду существенных обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями. В результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

В практике финансового планирования применяют следующие методы:

) экономического анализа;

) нормативный;

) балансовых расчетов;

) денежных потоков;

) метод многовариантность;

) экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъёкта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами есть ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие нормативы, устанавливающиеся либо самим субъектом, либо для субъекта государством в виде специальной нормативной или законодательной базы. Нормативы самого хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетирование всех издержек и расходов. Этот метод дает на много больше полезной информации, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными. Например, в одном варианте может быть учтен продолжающийся спад производства, инфляция национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Процесс финансового планирования состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период.

Для этого используют информацию из основных финансовых отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Эти документы имеют важное значение для финансового планирования.

На втором этапе происходит составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

Рассмотрим также методы осуществления перспективного финансового планирования. Этот тип финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия.

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия.

Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации, на него воздействует ряд факторов:

) динамика макроэкономических процессов;

) тенденция развития отечественного финансового рынка, с учетом его зависимости от мировых финансовых рынков;

) отраслевая принадлежность предприятия и специфика производственной деятельности.

В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.

При формировании финансовой стратегии следует учесть факторы риска.

Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.

Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения. Начало прогнозирования - признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности от одного отчетного периода к другому. Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов: прогноза отчета о прибылях и убытках; прогноза движения денежных средств; прогноза бухгалтерского баланса.

Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией.

Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. Объём будущих продаж можно рассчитать, используя несколько методов.

Эвристический метод - основан на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участков рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.

Метод анализа временных рядов используется для учёта временных колебаний объёма продаж продукции, работ и услуг. Включает в себя метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности.

Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в результате наблюдений за объёмом продаж в течении выбранного периода времени, на будущее.

Большое влияние на объёмы продаж оказывает фактор сезонности.

Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объёме продаж, связанные с временем потребления продукции. Поэтому этот метод широко используется в отраслях с ярко выраженной цикличностью.

Метод эконометрических моделей. С помощью этих моделей определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе и макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, темпа инфляции), а также от отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня конкуренции в ней, ёмкости отраслевого рынка).

С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. При прогнозировании прибыли широко используется метод «издержки - объём - прибыль». Он предоставляет следующие возможности:

) определение объёмов производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;

) установить размер желаемой прибыли;

) увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации - ценовых факторов, динамики объёмов продаж.

Метод «издержки-объём-прибыль» называют анализом безубыточности.

Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. В отличии от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия. Структура прогнозируемого баланса соответствует структуре отчетного баланса предприятия, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату.

Прогноз движения денежных средств - отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств.

С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:

) определение источников долгосрочного финансирования;

) формирование структуры и затрат капитала;

) выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности.

Ещё одним видом планирования на предприятии является смета. Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. При составлении смет используются различные методы:

) нормативный - составления сметы является расчет объёмов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объём экономического показателя;

) расчетно-аналитический - составления сметы является расчет объёмов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде;

) балансовый - составления сметы является увязка объёмов затрат и источников расширения ресурсов;

) оптимизации - при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта;

) моделирования - является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объёмов реализации продукции.

Для целей оптимального финансирования проектов можно использовать в планировании сфер вложения финансовых ресурсов метод двойного бюджета. Это эффективный способ защиты стратегии развития предприятия от всевозможных неожиданностей в плане финансирования - разделение бюджета фирмы на текущий и стратегический.

Текущий бюджет включает следующие позиции:

) обеспечение непрерывного поступления прибыли от используемых мощностей фирмы;

) капиталовложения в развитие имеющихся мощностей;

) капиталовложения для роста прибыли от снижения производственной себестоимости продукции;

Стратегический бюджет включает следующие позиции:

) капиталовложения в рост конкурентоспособности в существующей стратегической зоне хозяйствования;

) освоение смежных, в географическом отношении, зон;

) освоение новых стратегических зон хозяйствования и прекращение капиталовложений в убыточные зоны.

При осуществлении прогнозных расчетов предприятие должно учитывать два фактора: инфляцию и необходимость периодического поступления дохода на инвестируемый капитал, причем не ниже определенного минимума. Поэтому будущие денежные поступления должны оцениваться с позиции текущего момента.

Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов и проведения широкомасштабной плановой работы в области финансов. На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных.

Рыночная экономика как более сложная и организованная социально- экономическая система требует качественного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

.4 Виды финансового планирования

Финансовое планирование можно разделить на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

Перспективное планирование, охватывающее период до трех лет (в зависимости от экономической стабильности, возможностей прогнозирования), определяет важнейшие показатели, пропорции, темпы расширенного воспроизводства. Оно включает разработку финансовой стратегии и прогнозирование финансовой деятельности, определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

Период реализации стратегии зависит от ряда факторов, к основным из которых относятся динамика макроэкономических процессов, тенденции развития отечественного и мировых финансовых рынков, отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности предприятия, факторы риска.

На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговому, амортизационному, дивидендному, эмиссионному и т.д.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, представляющее собой предвидение возможных изменений и предполагающее разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых позволяет определить один из вариантов финансового развития с учетом спрогнозированных тенденций. В свою очередь, прогноз является результатом анализа и обобщения имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации и финансовых показателей. При этом предполагается, что основные параметры, показатели деятельности предприятия относительно стабильны на достаточно длительных временных промежутках.

На основе полученных в результате перспективного планирования прогнозов, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, бухгалтерского баланса оценивается финансовое положение предприятия на конец планируемого периода.

На основе прогнозируемых прибылей и убытков определяется величина ожидаемой прибыли, благодаря чему определяются объемы продаж продукции, обеспечивающие безубыточность производства; размеры желаемой прибыли, создаются необходимые предпосылки для повышения уровня гибкости финансовых планов за счет маневра ценовыми факторами, объемами продаж и т.д.

Прогноз движения денежных средств отражает движение денежных потоков по всем видам деятельности, позволяет финансовым менеджерам оценить эффективность использования предприятием финансовых средств, определить их источники, необходимые объемы, синхронность их поступления и расходования.

Текущее планирование представляет собой дальнейшую конкретизацию прогнозов по перечисленным выше направлениям.

Годовой план движения денежных средств с разбивкой по кварталам, месяцам напрямую отражает действительное их движение, притоки и оттоки денежных средств по всем направлениям деятельности, что позволяет контролировать реальность поступления средств, обоснованность расходов, определять потребности в заемных средствах.

Заключительным документом финансового плана является бухгалтерский баланс, отражающий все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий, состояние имущества и финансов предприятия. Данные об изменении материальных активов берутся из долгосрочного плана финансирования; размеры запасов - из планов производства и снабжения; основой планирования стоимости основных средств являются инвестиционные проекты.

В пассиве баланса изменение собственного капитала рассчитывается исходя из возможностей его увеличения на момент составления плана и изменения резервного капитала, образуемого в соответствии с законодательством и учредительными документами. Объем необходимого заемного капитала получается как разность между активом баланса и собственным капиталом.

Оперативное финансовое планирование осуществляется для контроля за поступлением средств на расчетный счет и расходованием финансовых ресурсов и включает составление платежного календаря, кассового и кредитного плана.

Исходя из периодичности основных платежей предприятия платежный календарь может составляться на месяц, декаду, пятидневку.

В процессе его составления учитывается необходимость обеспечения денежными поступлениями предстоящих расходов, формирования и учета изменений в информационной базе о притоках и оттоках; анализа неплатежей по суммам и источникам возникновения, разработки мероприятий по их преодолению; расчетов по суммам и срокам временно свободных средств и потребности в кредитах.

На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый, что позволяет избежать просрочек и пени.

Кассовый план представляет собой план оборота наличных денежных средств через кассу. Для его составления необходима информация о предполагаемых выплатах по фонду заработной платы, о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, о командировочных расходах, о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами, о суммах налогов, а также календарь выдачи заработной платы и других платежей.

Значительная часть расходов предприятия финансируется за счет кредитных средств, поэтому важным аспектом финансового планирования является разработка кредитного плана, в котором обосновывается размер испрашиваемого кредита, сумма, которую необходимо будет выплатить банку с учетом процента, эффективность кредитного мероприятия.

В механизме взаимодействия различных служб и подразделений предприятия, обеспечения взаимосвязи производственного планирования с финансовым все возрастающая роль принадлежит системе бюджетного планирования и управления (бюджетирования).

В технологиях бюджетного управления, составляющих ядро управленческого механизма большинства зарубежных и растущего числа российских компаний, реализуется современный подход к управлению, сущность которого может быть сведена к постановке целей, планированию, контролю на основе разработанных планов, анализу результатов, выявлению причин отклонений и принятию решений, их устраняющих.

В отличие от бюджета, под которым понимается насыщенный количественными показателями документ, в соответствии с которым предприятие ведет свою хозяйственную деятельность, бюджетирование - это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности компании или план, оформленный в виде системы бюджетов.

Сущностью бюджетирования является балансирование доходов и расходов с четко определенными местами их возникновения и закреплением ответственности за их движение за конкретными лицами, благодаря чему появляется возможность отслеживания во времени соотношения между изменением прибыльности, платежеспособности и экономическим потенциалом предприятия.

Бюджеты разрабатываются для всех структурных подразделений предприятия, затем сводятся в единый бюджет, называемый генеральным.

2. Финансовое планирование на предприятии

.1 Общая характеристика Химковского леспромхоза филиала ОАО «Мослестопром»

финансовый менеджмент планирование леспромхоз

Лесозаготовка, переработка и топливно - снабженческая деятельность является важной отраслью хозяйственного производства. Характерные черты, присущие лесозаготовке, зависят от погодных условий и особенностей производственного процесса. Она сопряжена со множеством других отраслей народного хозяйства.

Это приводит к обширному многообразию условий производства перерабатывающих работ. Лесозаготовительное производство является подвижным, а не стационарным. Работы производятся на открытом воздухе и подвержены влиянию погоды.

Все эти особенности лесозаготовки и переработки приводят к серьезным экономическим последствиям и сказываются на методах и приемах экономической работы. Возникает специфика планирования лесозаготовительного и перерабатывающего производства, особая система определения цены продукции при помощи калькуляции, появляются специфические формы заработной платы и премирования.

Одним из представителей лесозаготовительной и перерабатывающей промышленности является Химковский леспромхоз.

Химковский леспромхоз был образован в середине 20 века.

Сначала он был зарегистрирован как филиал государственного предприятия «Мослестопром», а в декабре 2005 г. как филиал открытого акционерного общества «Мослестопром» с уставным капиталом 25000000 рублей.

В распоряжении Химковского леспромхоза имеются Химковский и Лугинино перерабатывающие участки, в них входят: нижний склад, цех деревообработки, мебельный цех, склад готовой продукции, автомобильный транспорт, токарный цех, сварочный цех, парк лесовозных машин, столовая.

Химковский леспромхоз разрабатывает годовые, месячные планы производственно-хозяйственной деятельности в целом и по подразделениям. Все подразделения руководствуются приказами и указаниями.

Предприятие является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

В состав ОАО «Мослестопром» входит 11 филиалов, без права юридического лица.

Предприятие


1234……91011

Рис. 1- Двухступенчатая организационная структура предприятия.

В состав ОАО «Мослестопром» входит и Химковский леспромхоз.

Занимаемая площадь 337175,0 кв. метров, предоставленная в долгосрочную аренду земельным участком.

Положение о филиале утверждено генеральным директором ОАО «Мослестопром». Филиал действует на принципах полного хозяйственного расчета и самоокупаемости, прибыль после перечисления согласно нормативам в централизованные фонды предприятия используется предприятием самостоятельно. Производственная деятельность планируется и учитывается в составе предприятия «Мослестопром». Химковский леспромхоз - филиал ОАО «Мослестопром» действует для осуществления главных целей предприятия: заготовка и переработка древесины, производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения (пиломатериал), снабжение топливом население, коммунально-бытовых предприятий и организаций, организация платных и иных услуг населению и другим организациям. Филиал реализует свою продукцию, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, кроме цен и тарифов по которым осуществляется государственное регулирование, установленное законодательством. Поэтому реализованное твердое топливо населению по государственным регулируемым ценам, которая ниже покупной цены, возмещается из бюджетов: ФБ, МБ. Финансовый результат также зависит от целевых поступлений из этих бюджетов.

Филиал в своей деятельности руководствуется законами и нормативными актами РФ, нормативными актами органов местного самоуправления, Положением о филиале, приказами открытого акционерного общества «Мослестопром», собственными нормативными документами. Управление предприятием осуществляет директор, являющийся единоличным руководителем, назначаемый генеральным директором ОАО «Мослестопром» на контрактной основе.

Филиал является структурным подразделением без права юридического лица, имеет фирменный знак, печать и штамп со своим наименованием, расчетный счет в банке для расчетов с покупателями, поставщиками, кредиторами и другими организациями и бюджетный счет для расчетов с бюджетом. Порядок ведения финансово-хозяйственной деятельности Химковского леспромхоза определен Положением о предприятии. Предприятие составляет собственный законченный баланс, самостоятельно осуществляет учет результатов своей хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется в соответствии с разработанным Положением об учетной политике, утвержденным приказом генерального директора ГУП «Мослестопром» от 29 декабря 2002 года.

Основной нормативной базой для ведения бухгалтерского учета являются законодательные и инструктивные документы. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного документального и взаимосвязанного их отражения.

Рассмотрим структуру управления Химковского леспромхоза (рис.2)

Директор ХимковскоголеспромхозаИнженерГлавныйПланово-экономическийБухгалтерияОтделпо сбытуинженеротделкадровОтделМатериально-Производственно-ХимковскийЛугинино техническоготехнический отделучастокучастокснабженияОтдел энергетикаотделСбытаИнженер по охранетрудатранспортныйЦехПожарно - сторожеваяохранаРис. 2- Структура управления Химковского леспромхоза.

Деятельностью предприятия от имени генерального директора ОАО «Мослестопром» руководит директор, назначаемый на контрактной основе. Генеральный директор также принимает и увольняет главного бухгалтера, определяет порядок оплаты труда и премирования. Директор организует работу предприятия, в установленном порядке, распоряжается его имуществом, выдает доверенности, открывает расчетные и другие счета в банках, утверждает штатное расписание, в пределах своей компетенции, издает приказы и другие акты, принимает к ним меры дисциплинарного взыскания и поощрения.

Взаимоотношения работников и директора предприятия, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством о труде и коллективным договором, заключенным на предприятии с его трудовым коллективом в порядке, установленном законодательством, для регулирования трудовых отношений.

Численность предприятия составляет 200 человек, из которых 20 человек аппарат управления, 180 человек рабочие. Из числа рабочих: 130 человек заняты основным производством - 50 относятся к вспомогательному производству.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, которыми оно наделено ОАО «Мослестопром» на правах хозяйственного ведения. Хозяйственная деятельность осуществляется на принципах полного хозяйственного расчета и самоокупаемости. Предприятие осуществляет учет результатов своей хозяйственной деятельности, ведет бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность в установленном порядке и несет ответственность за ее достоверность. Финансовый год начинается с января и заканчивается 31 декабря.

Предприятие неукоснительно выполняет требования о предоставлении сведений, оперативных сводок и других документов разработанных ОАО «Мослестопром». Предприятие составляет отдельный баланс, который входит в сводный баланс общества.

Задачами бухгалтерского учета являются:

) формирование полной достоверности информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;

) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

) своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутренних резервов.

Инвентаризация проводится не реже одного раза в год, а также при смене материально-ответственных лиц, при недостачах и выявленных хищениях и порче в результате стихийных бедствий.

Основными видами деятельности Химковского леспромхоза-филиала ОАО «Мослестопром» являются:

1) обеспечение твердым топливом населения, коммунально-бытовых, бюджетных и других предприятий и организаций;

) заготовка и переработка древесины, добыча местных видов топлива, производство продукции деревообработки, строительных материалов, товаров народного потребления и производственно-технического назначения;

) коммерческо-посредническая деятельность;

) оказание платных и иных услуг населению, учреждениям (авторемонт, металлообработка и т.д.);

) розничная торговля;

) организация подсобных хозяйств по производству сельхозпродуктов;

) строительство, ремонт и реконструкция производственных и социально - бытовых объектов;

Основной выпускаемой продукцией являются пиломатериалы лиственные (обрезные и не обрезные), пиломатериалы хвойные (обрезные и не обрезные), лесоматериалы круглые (балансы, дрова), изделия из пиломатериала (кроватка детская, табурет кухонный, доска пола, обшивочная доска, черенки для лопат, топорища, плинтус, гроб, крест, штакетник.

К основным платным услугам, оказываемым на предприятии относят услуги распиловки на пиломатериал не обрезной (2-х сторонняя обработка), на пиломатериал обрезной (4-х сторонняя обработка), раскряжевка хлыстов, распиловка дров, автоуслуги, а так же сушка, колка дров, погрузка лесопродукции.

.2 Анализ действующей системы финансового планирования в Химковском леспромхозе - филиале ОАО «Мослестопром».

Финансовый план в Химковском леспромхозе составляется экономистом предприятия на год с поквартальной разбивкой. Финансовый план состоит из таких статей как выручка от реализации товаров, работ, услуг, себестоимость проданных товаров, работ, услуг, валовая прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль от продаж, операционные доходы, операционные расходы, внереализационные доходы, внереализационные расходы, прибыль до налогообложения, налог на прибыль, пени, штрафы, чистая прибыль.

Прогноз финансовых результатов тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-плана. Выручка от реализации продукции определяется исходя из объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен. Будем также учитывать, что на начало года остаток готовой продукции составит 2900000 руб. Рассчитываем выручку от реализации:

дрова 7000м3*401,75= 2812250руб.

фанерный кряж 910м3*1652= 1503320руб.

балансы хвойные 85м3*1357=115345руб.

балансы лиственные 325м3*767=249275руб.

пиломатериал хвойный необрезной 320м3*2360=755200руб.

пиломатериал хвойный обрезной 420м3*4366=1833720руб.

пиломатериал лиственный обрезной 2566м3*2714=6964124руб.

пиломатериал лиственный необрезной 1970м3*1770=3486900руб.

пиленые заготовки 950м3*1399=1329050руб.

Складываем все суммы и получаем 19049184руб.

Общая планируемая выручка получается:

+2900000=21949184руб.

Себестоимость реализуемой продукции рассчитывается исходя из объема ее по плану реализации. Она является непосредственной базой для подсчета суммы плановой прибыли от реализации продукции.

Себестоимость реализуемой продукции равна сумме себестоимости производимой в плановом году товарной продукции и себестоимости остатков готовой продукции на складах.

Остатки готовой продукции на начало года составляют:

Дрова 5000м3

Фанерный кряж 400м3

Пиломатериал хвойный необрезной 254м3

Пиломатериал хвойный обрезной 312м3

Пиломатериал лиственный обрезной 603м3

Пиломатериал лиственный необрезной 312м3

Себестоимость остатков готовой продукции составляет 5804600 руб.

Себестоимость реализуемой продукции составит:

Дрова 7000м3*465=3255000руб.

Фанерный кряж 910м3*1307= 1189370руб.

Балансы хвойные 85м3*849=72165руб.

Балансы лиственные 325м3*648=210600руб.

Пиломатериал хвойный необрезной 320м3*1680=537600руб.

Пиломатериал хвойный обрезной 420м3*2780=1167600руб.

Пиломатериал лиственный обрезной 2566м3*2081=5339846руб.

Пиломатериал лиственный необрезной 1970м3*1358=2675260руб.

Пиленые заготовки 950м3*1200=1140000руб.

Общая себестоимость равна сумме всех себестоимостей, т.е.

+5804600=21392041руб.

Валовая прибыль определяется по формуле:

В от реал.т.р.у.- С т.р.у. (1)

где, В от реал.т.р.у.- выручка от реализации товаров, работ, услуг.

ВП=21949184-21392041=557143(руб.)

В состав коммерческих расходов в Химковском леспромхозе включаются расходы на железнодорожный тариф, расходы на погрузку вагонов, расходы на покупку сертификатов. Для того чтобы запланировать необходимую сумму денег на эти мероприятия, надо знать куда и в каком объеме будут отправляться вагоны с продукцией в течение года. Такой план составляется отделом сбыта. Из него мы возьмем только те вагоны, железнодорожные тарифы, погрузка и сертификаты которых, будут оплачиваться за наш счет, представим результаты в таблице.

Таблица 1 - Отгрузка продукции в вагонах на 2012г. (коммерческие расходы за счет Химковского леспромхоза).

Наименование предприятияМесто расположенияНаимено-вание продукцииКол-во вагонов в год, шт.Коммерч. расх. (жд тариф+погрузка), за 1вагон, руб.Коммерческие расходы за год, руб.ОАО «Шатра»Московская обл.дрова1225000300000ОАО «Марийский ЦБК»г.Волжскбалансы листвен.1215000180000ООО «Уфимский фанерно-плитный комбинат»г.УфаФанерный Кряж32600078000Учреждение УЕ 394/2 ГУИНг.СалаватПиломатериал листв.23300066000Итого29624000

Цена одного сертификата будет составлять 897 рублей.

Расходы на сертификаты = 897*29=26013рублей.

Планируемые коммерческие расходы (всего)= 624000+26013=650013 рублей.

Прибыль от продаж определяем по формуле:

Пр.от продаж = ВП-КР (2)

где, КР - коммерческие расходы.

-650013= -92870 (руб)

Операционные расходы - затраты и платежи, связанные с проведением за определенный период времени финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные расходы включают затраты на производство и реализацию продукции, административные и финансовые расходы. Данные об операционных расходах публикуются в годовом отчете о прибылях и убытках. Операционные расходы на 2012 год составили в сумме 50000 рублей.

В состав внереализационных доходов организации входит:

)штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

)активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

)поступления в возмещение причиненных организации убытков;

)прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

)суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

) курсовые разницы;

)сумма дооценки активов;

)прочие внереализационные доходы.

Наиболее часто встречаемые в Химковском леспромхозе статьи внереализационных расходов - это штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров и суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности. Для отражения штрафов, пеней, неустоек используют корреспонденцию (таблица 2).

Таблица 2 - Корреспонденция счетов

Корреспонденция счетовСодержание операцииДебетКредит76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 76-2 «Расчеты по претензиям»91 «Прочие доходы и расходы» 91-1«Прочие доходы»Отражена сумма штрафных санкций присужденных судом51 «Расчетные счета»76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 76-2 «Расчеты по претензиям»Отражена сумма штрафных санкций, полученных на расчетный счет91 «Прочие доходы и расходы» 91-2 «Прочие расходы»68 «Расчеты по налогам и сборам» 68-2 «Расчеты по НДС»Начислен НДС с суммы штрафных санкций

Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, согласно подпункту 10.4 ПБУ 9/99 включается во внереализационный доход организации в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации, то есть вместе с НДС. Признаются данные суммы в том отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности (пункт 16 ПБУ 9/99). При этом в бухгалтерском учете составляется проводка: Д 60 (66, 67, 71, 76) К 91

Внереализационные доходы на 2012 год составили в сумме 283000 рублей.

Прибыль до налогообложения определяется по формуле:

Пр. до н/о. = Пр. от продаж + ОД - ОР + ВнД - ВнР (3)

где, Пр. до н/о -прибыль до налогообложения

ОД - операционные доходы

ОР - операционные расходы

ВнД - внереализационные доходы

ВнР - внереализационные расходы

Пр. до н/о = -92870 - 50000 + 283000 = 140130 (руб)

По налоговому законодательству налог на прибыль установлен в размере 20% от суммы прибыли до налогообложения, следовательно, он равен:

НП= 140130*20/100 = 28026(руб)

Чистая прибыль рассчитывается по следующей формуле:

ЧП = Пр. до н/о - НП - штрафы, пени (4)

ЧП = 140130-28026 =112104(руб)

Теперь рассмотрим смету расходов на 2012 год.

Для того чтобы определить планируемую сумму амортизации основных средств, необходимо знать балансовую стоимость основных средств, остаточную стоимость, а также способ начисления амортизации. Начнем с того, что все основные средства делятся на группы. Классификацию применяют плательщики налога на прибыль для группировки амортизируемого имущества и расчета сумм амортизации в целях налогообложения прибыли.

Вместе с тем классификацию можно использовать и для целей бухгалтерского учета. При этом она должна применяться в бухгалтерском учете лишь в части, не противоречащей правилам начисления амортизации основных средств, определенным ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Например, в состав амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли не включаются основные средства стоимостью до 10 тыс. руб. По мере ввода таких основных средств в эксплуатацию их стоимость списывается на материальные расходы.

В бухгалтерском учете стоимость такого имущества погашается путем начисления амортизации. При этом на производственные затраты разрешено списывать сразу стоимость объектов основных средств, не превышающую 2 тыс. руб., а также книги и прочие издания по мере их отпуска в производство.

Таким образом, применять классификацию одновременно в целях налогового и бухгалтерского учета на сегодняшний день можно лишь при выполнении двух условий:

) стоимость основных средств, сформированная в бухгалтерском и налоговом учете должна совпадать;

) амортизация должна начисляться одним способом - линейным.

В сентябре 2011 года организацией был приобретен автомобиль ГАЗ 31105, в этом же месяце он был введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость автомобиля с учетом расходов на его приобретение и доведение до состояния, в котором он может использоваться, составила 224576,27 руб. Срок полезного использования был установлен 5 лет. Следовательно, месячная норма амортизации составит:

На = 100 /5лет = 20%

Sагод = первоначальная стоимость*На/100% (5)

где, На - норма амортизации

Sагод= 224576,27*20 / 100= 44915,25 руб.

Sаза мес.= 44915,25/12=3742,94 руб.

Рассчитываем планируемую сумму амортизации на 2012 год по автомобилю ГАЗ 31105:

Балансовая стоимость = 224576,27руб.

Амортизация за 2011 год = 11231,07 руб.

Остаточная стоимость = 224576,27- 11231,07= 213345,2 руб.

Амортизация за 2012 год = 3743,69*12= 44924,28 руб.

Остаточная стоимость на конец 2012 года=213345,20-44924,28=168420,92 руб

При планировании фонда заработной платы следует обеспечить наиболее целесообразное соотношение заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с количеством и качеством их труда. В состав затрат на оплату труда включаются:

) выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов;

) стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам;

) выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии за производственные результаты, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.;

) выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе: надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, работу в многосменном режиме, за совмещение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда;

) стоимость выдаваемых бесплатно предметов(включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании;

) оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и др.

Численность рабочих в 2011 году составила 6000 рублей. В 2012 году планируется увеличение численности до 210 человека и увеличение заработной платы на 30%. В связи с этим на 2012 год было составлено новое штатное расписание.

Планируемая средняя заработная плата составит:

руб.* 30% = 6800 рублей

Планируемый фонд оплаты труда на год составит:


*6800*12= 17136000 рублей

Будем учитывать, что в течении года могут возникнуть не предвиденные расходы по заработной плате, следовательно увеличим фонд оплаты труда на 2,3%

*2,3%=17530128 рублей

В статью расходов «содержание автотранспорта и механизмов» включаются расходы на ГСМ, запчасти, ремонт и прочие.

В затраты на горюче-смазочные материалы включаются затраты на все виды горючего, используемого на технологические нужды: газ, нефть, мазут, бензин и другие. На ГСМ в 2011 году было потрачено 240870 рублей. Из производственного плана возьмем рассчитанную потребность на ГСМ с учетом приобретения новой техники и умножим на планируемые цены 2012 года. Оформим результаты в таблице.

Таблица3 - Планируемые расходы на ГСМ.

Наименование ГСМГодовая потребность, КгОжидаемая цена, руб за кг Сумма, руб.Бензин АИ-764105,9227,78114062,45Бензин АИ-928423,1726,21220771,28Дизельное масло7470,2528,00209167Масло SAE10W4039,6237,59405Масло М10Г2110,750,005535Масло моторное12,2250,003050Масло ТМ-51,852,0093,6Нигрол184,525,004612,5Солидол114,538,004351Стеклоомыватель1130,00330Тосол10,270,00714Итого572091,83

На запасные части в 2011 году было потрачено 400577 рублей. В 2012 году произошло увеличение этих расходов на 107000 рублей.

Немало важной статьей расходов является статья расходы на охрану труда. В нее включаются текущие затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности: устройство и содержание ограждений машин и их движущихся частей, люков, отверстий, сигнализации, прочих видов устройств некапитального характера, обеспечивающих технику безопасности, устройство и содержание умывальников, уборных комнат, оборудование рабочих мест специальными устройствами, обеспечение специальной одеждой, обувью, защитными приспособлениями, специальным питанием, содержание и ремонт раздевалок, шкафчиков для спецодежды, сушилок, комнаты отдыха, создание других условий, предусмотренных специальными требованиями. На основании плана по техники безопасности, который составляет инженер по технике безопасности планируется необходимая сумма для осуществления мероприятий этих мероприятий. В 2012 году запланировано 90000 рублей.

Потребность предприятия в воде на год составляет 993,6м3. Умножаем количество кубических метров на цену за один кубический метр и получаем сумму средств, необходимую для обеспечения предприятия водой:

,6* 12= 11923,20(рублей).

В затраты на командировки включаются затраты на все виды служебных командировок работников управления в соответствии с установленными законодательством нормами (затраты на проезд оба конца и другие командировочные расходы, расходы и подъемные при перемещении работников управления и членов их семей). Дополнительные выплаты, производимые по решению руководителя организации в порядке исключения, связанные с командировочными сверх норм возмещения, предусмотренных законодательством, осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В 2012 году на эти цели планируется выделить 30000 рублей.

В расходы на услуги железной дороги включаются: выполнение услуг дистанцией погрузочно- разгрузочных работ железной дороги; разработка и выдача технических условий на строительство подъездных путей; оказание дополнительных услуг предприятиям в подготовке материалов для заключения или пересмотра договоров на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов и др.; осуществление инспекторского надзора за подъездными путями, не принадлежащими железным дорогам; разработка за грузоотправителей чертежей, схем и выполнение расчетов на погрузку и крепление грузов; консультирование и осуществление технической учебы грузоотправителей и грузополучателей определяется, как правило, на основе дополнительно возникающих трудозатрат (произведение часовых расходных ставок работников на затраты времени для выполнения операций). В 2012 году на эти цели будет потрачено 900000 рублей.

Помимо учета материалов Химковский леспромхоз получает счет - фактуры на услуги от других организаций. И этих услуг бывает довольно много начиная от электричества и отопления заканчивая арендой помещений и оборудования. Сторонняя организация может также оказывать услуги по обработке сырья и материалов, контролировать соблюдение установленных технологических процессов, проводить техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. Услуги сторонних организаций создаются в журнале документы общего назначения. На оплату услуг сторонних в 2012 году планируется потратить 200000 рублей.

В составе всех расходов значительную часть занимают расходы на налоги: налог на землю, транспортный налог, налог на имущество и другие. Налоговой базой для исчисления земельного налога является только кадастровая стоимость земельного участка. На основании ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом в соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

В Химковском леспромхозе три земельных участка, с кадастровыми стоимостями 8385987 рублей, 1151441 рублей, 206349 рублей.

Налоговая ставка устанавливается в зависимости от целевого использования земли. Для Химковского леспромхоза действует ставка 1,5%.

Сумма налога = 9743777*1,5=146156,65рублей.

В Химковском леспромхозе имеется 20 единиц техники. По каждой из них необходимо уплачивать транспортный налог. Налоговая база по ним определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. От количества лошадиных сил так же зависит ставка налога. В случае регистрации транспортного средства и снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа последних месяцев в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. В случае регистрации и снятия с регистрации в течение одного календарного месяца, указанный месяц принимается как один полный месяц. Рассмотрим пример определения суммы налога на автомобиле УРАЛ 430.

Лошадиные силы (Л.С ) =210

Ставка налога=72

Транспортное средство находилось на регистрации полный год.

Сумма налога = Л.С.*ставка налога (7)

Сумма налога = 210*1*72=15120рублей.

Сумма налога за всю технику = 15120*20 = 302400 рублей

В соответствии с пунктом 1 статьи 264 НК РФ расходы по уплате налогов и сборов, в том числе и по налогу на имущество, учитываются в составе прочих расходов. При этом в бухгалтерском учете налог на имущество, как правило, учитывается в составе операционных расходов и отражается по дебету счета 91.2 "Прочие расходы". Налоговая база по налогу на имущество предприятия определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся в активе баланса. Налог на имущество рассчитывается на основе среднегодовой стоимости имущества за 3,6,9 и 12 месяцев нарастающим итогом с начала года.

К статье «Прочие расходы» в Химковском леспромхозе относятся: износ по нематериальным активам; арендная плата; вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; обязательные страховые платежи; суточные и подъемные; налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг); отчисления во внебюджетные фонды; оплата услуг рекламных агентов и аудиторских организаций, связи, вычислительных центров, вневедомственной охраны и др. Сумма расходов на 2012 год составила 261000 рублей.

В статье «Сырье и материалы» отражается стоимость: приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции; покупных материалов, используемых в процессе производства продукции для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции, а также запчастей для ремонта оборудования; покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на предприятии; работ и услуг производственного характера, выполненных другими предприятиями или производствами Химковского леспромхоза, не относящимися к основному виду деятельности; приобретаемых со стороны топлива и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели. Для этих нужд в 2012 году выделено 1300000 рублей.

Подводя итог сметы расходов, мы получим, что все расходы предприятия на 2012 год составляют 21495624 рублей.

.3 Направления улучшения системы планирования в Химковском леспромхозе - филиале ОАО «Мослестопром».

Рыночная экономика существенно изменила методологию финансового планирования, место и роль финансов в хозяйственном механизме управления предприятием. Усилилась их стимулирующая роль в повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Финансовые планы перестали носить директивный характер. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали исключительной прерогативой самих предприятий. Новая методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедура финансового планирования упростились.

В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.

Результаты анализа свидетельствуют о необходимости совершенствования системы финансового планирования в Химковском леспромхозе-филиале ОАО «Мослестопром». Предлагаю внедрение системы краткосрочного финансового планирования и системы Balanced Scorecard. Данная система позволяет достаточно простым способом воплотить в жизнь стратегию предприятия. Не создавая ничего нового, эта система помогает выявить существующие взаимосвязи между важнейшими параметрами развития предприятия. В основу идеологии этой системы заложено мотивирование сотрудников на достижение цели, а не контроль и принуждение их к деятельности. Перевод целей, поставленных перед предприятием, на язык количественных показателей делает их ясными и понятными для каждого.

Таким образом, Balanced Scorecard поддерживает постоянную коммуникацию межу организацией в целом, отдельными бизнес-единицами и работниками компании для постоянного следования стратегии, ее оценки и оперативного внесения изменений, которые будут максимизировать операционную эффективность предприятия, что выразится в большем удовлетворении потребителя, и как результат - в достижении поставленных финансовых результатов.

Заключение

Проведенные исследования позволяют сделать следующий вывод. Вопросы финансового планирования предприятия в рыночных условиях являются новыми вопросами в деятельности предприятия Российской Федерации. Именно поэтому отсутствует чёткая методика осуществления финансового планирования, которая была бы доступна для рядовых работников экономических служб хозяйствующих субъектов. Существующие методики являются громоздкими, и они охватывают такие сферы экономической деятельности предприятия, которые вообще трудно поддаются прогнозированию. Фактически, трудно предвидеть все факторы, которые в будущем могут повлиять на структуру конечного результата финансово-хозяйственной деятельности, поэтому при финансовом планировании необходимо предусматривать элементы возможной корректировки плана.

Таким образом, перед современной экономической наукой РФ стоит главная задача, которая заключается в разработке чёткой, структурированной методики финансового планирования, адаптированной к рыночным условиям нашей страны.

Мною был изучен вопрос практического применения методов финансового планирования на примере предприятия Химковский леспромхоз. Изучение данного вопроса показало, что наиболее приемлемыми методами финансового планирования на предприятиях РФ являются следующие методы:

) Нормативный метод;

) Расчётно-аналитический метод;

) Балансовый метод;

) Бюджетирование.

Кроме этого, проведённые исследования позволяют сделать вывод о том, что Химковский леспромхоз находится в состоянии балансирования на грани срыва. Так, объём выпускаемой продукции не позволяет формировать определённые резервы финансовых ресурсов, а расширить рынок сбыта продукции не получается из-за большой конкуренции на нём. Для решения выявленных проблем необходимо принимать решительные меры.

Среди первоочередных мер можно выделить:

) Рост качества продукции;

) Модернизация производства;

) Поиск альтернативного сырья, произведённого по современным технологиям и имеющего высокое качество при низкой цене.

) Расширение рынков сбыта;

) Привлечение внешних финансовых ресурсов (кредиты банков) и их направление на решение первоочередных задач.

Следует отметить, что в Химковском леспромхозе не используются кредиты коммерческих банков. Условия современной рыночной экономики таковы, что ни одно предприятие не способно продуктивно развиваться без использования кредитных денег. Привлечение кредитов в первую очередь необходимо для приобретения нового, высокопродуктивного оборудования. По моему мнению, необходимо коренным образом изменить финансовую стратегию Химковского леспромхоза с учётом интенсивного (качественного) расширения производства.

Список литературы

) Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Финансы и статистика 2000. 224с.

) Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: Научно-практическое пособие. М.: Д и С 2004. 208с.

) Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика 2008. 360с.

) Никонова И.А. Финансирование бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс 2003. 200с.

) Тихонов Д., Липник Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М: Альпина Бизнес Букс 2004. 256с.

) Финансовая активность и стоимость компании: аспекты планирования/ Под ред. Анискина Ю.П. М.: Омега - Л 2005. 327с.

) Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ под ред. И.Т.Балабанов, Е.В. Быков, Е.С. Стоянова. М.: изд-во «Перспектива» 2008. 656с.

) Журнал «Финансы», 2005 №3.

) Журнал «Финансы», 2006 №5.

) Журнал «Финансы», 2006 №8.

Похожие работы на - Процесс финансового планирования на предприятии на примере Химковского леспромхоза - филиала ОАО 'Мослестопром'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!