Социально-профессиональный портрет православного россиянина

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    326,13 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-профессиональный портрет православного россиянина

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

.1 ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ

.2 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА РЕЛИГИИ

.3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

. СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРАВОСЛАВНОГО РОССИЯНИНА

.1 ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПРАВОСЛАВНОГО РОССИЯНИНА

.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ «ИДЕАЛЬНОГО» И «РЕАЛЬНОГО» СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПРАВОСЛАВНОГО РОССИЯНИНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность:

В современной России религиозная тематика является одной из наиболее актуальных. Стоит вспомнить дискуссии по нашумевшему выступлению Pussy Riot в Храме Христа Спасителя.

Опросы, касающиеся принадлежности к какой-либо конфессии, включенности индивида в религию в России проводятся ежегодно всероссийскими социологическими центрами. Динамика религиозности в России измеряется с 1987 года (до 1993 года - ВЦИОМ, после - Левада-центр). По данным этого исследования религиозность россиян в 2007 году по сравнению с 1987 выросла примерно в 3, 5 раза.

По данным социологического исследования, проведенного в 2010 году ВЦИОМ, православные верующие в России составляют 75%, из них лишь 54% знают содержание Библии. Большой процент, называющих себя православными, верит в народные приметы, гороскопы, ходит к экстрасенсам, редко посещает храмы или вовсе не посещает их. Другими словами, совершает поступки, противоречащие православной вере. В связи с этим необходимо изучение социально-профессионального портрета православного россиянина, чтобы понять кто сейчас является православным россиянином и чем он занимается.

Проблема: каков социально-профессиональный портрет православного россиянина?

Цели:

)        сравнение социально-профессионального портрета православного россиянина на основе православных вероучений и социально-профессионального портрета православного россиянина в современной России.

Задачи:

1)      дать определение понятию «религия» и рассмотреть основные социологические подходы к ее изучению;

2)      рассмотреть основные функции и структуру института религии;

)        изучить основные положения и этапы развития православия;

)        дать понятие и определить критерии, составляющие социально-профессиональный портрет православного россиянина;

)        сравнить социально-профессиональный портрет православного россиянина - каким он должен быть (на основе православного вероучения) с действительным социально-профессиональным портретом.

Способы решения задач: изучение социологических исследований по данной теме, изучение научной литературы.

Объект исследования: православные россияне.

Предмет исследования: социально-профессиональный портрет православного россиянина.

Гипотезы:

типичный социально-профессиональный портрет православного россиянина характеризуется такими социально-профессиональными характеристиками как высокий уровень образования, низкий уровень дохода, социальная сфера занятости; характеристики православного портрета - редкое посещение храмов, неусердное исполнение заповедей и других религиозных норм и правил;

существует заметное различие между реальным социально-профессиональным портретом православного россиянина и его представлением на основе православных вероучений.

Методы исследования:

1)      анализ документов.

Данная курсовая работа пишется в рамках дисциплины «Основы социологии», так как религия является одним из основных социальных институтов. Социологию религии разрабатывали такие социологии, как Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Вильгельм Шмидт, Карл Маркс и др. Роль религии в обществе до сих пор не определена до конца, социология религии пытается выявить это.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

.1 ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ

Слово «религия» в переводе с латинского (religio) обозначает «совестливость, благочестие, набожность, предмет культа». В древности существовало несколько точек зрения на происхождение этого слова:

.        I век до н.э.: производный глагол от латинского relegere - «вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать», в переносном смысле - «благоговеть» (Цицерон - римский оратор, писатель и политический деятель).

Блаженный Августин также считал, что слово «религия» произошло от латинского -religare (воссоединять), и означает воссоединение когда-то утраченной связи между человеком и Богом.

Сложность определения понятия «религия» обусловлено тем, что само явление многослойно и многообразно. Религия проникает почти во все сферы жизни человека, пытается интегрировать его поведение в соответствии со своими канонами. Поэтому помимо социологии религии существуют психология религии, история религии, философия религии, география религии, семиотика религии и др. Также на религию влияют определенные социальные слои общества, чье поведение кроме религиозных детерминировано экономическими, политическими, национальными и другими компонентами.

Современное социологическое определение понятия «религия» взято из социологического словаря ИАЦ «Socium»: «религия - система верований, ритуалов, действий отдельных индивидов, групп, общностей, определяемых верой в существование сверхъестественного, священного и реализуемых в определенных социальных нормах, статусах, ролях, обычаях, предписаниях, социальных позициях».

В работе Эмиля Дюркгейма "Элементарные формы религиозной жизни" религия определяется как "единая система верований и действий, относящихся к священным, т. е. к отделенным, запрещенным, вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен"Дюркгейм отрицает существование Бога и приписывает главенствующую роль коллективному сознанию. Таким образом, Дюркгейм попытался заключить религию в «рамки рассудка», осуществить простое объяснение сложного явления. Отчасти это обусловлено тем, что Эмиль Дюркгейм изучал примитивные формы религиозных верований (например, австралийский тотемизм).

Макс Вебер, напротив, интересовался великими мировыми религиями: исламом, буддизмом и христианством, а также традиционными религиями Индии, Китая, Египта. Он изучал религию как «совокупность индивидуальных поведений, где намерения действующих лиц остаются постоянными, а средства меняются в зависимости от времени, культуры и самих индивидуумов»Его внимание было сосредоточено на «внешнем поведении, претендующем на роль религиозного этоса и имеющем целью индивидуальный поиск экономических благ». В своей работе «Хозяйственная этика мировых религий», Вебер подвел итог всех социологических исследований, в центре которых лежало выявление внутренней связи экономического развития с правовыми и нравственно-религиозными аспектами жизни общества с помощью исторического анализа. Вебер считал, что религия формирует экономическое мировоззрение посредством контроля поведения и ориентирования человека на авторитет.

Карл Маркс в одной из своих ранних работ «К критике гегелевской философии права» так определял религию: «религия есть самосознание и самочувствование человека, который еще не обрел себя, или уже снова потерял», «религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она дух бездушных порядков; религия есть опиум народа». Критикуя религию, Маркс основывался на позиции Фейербаха, трактуя образ Бога как образ идеального человека, а любовь к Богу - идеальной любви человека к человеку. Он считал, что религию породили социальные причины, поэтому рассматривал ее как социальный институт, феномен культуры. Религия по Марксу появляется там, где есть отчуждение между индивидами и самоотчуждение человека. Под метафорой «опиум народа» подразумевалось то, что религия как лекарство необходима обществу, но, тем не менее, обладает некой опасностью.

Мы проанализировали некоторые социологические подходы к определению и изучению религии: современный подход, подход Эмиля Дюркгейма, подход Макса Вебера и подход Карла Маркса. На основе социологического анализа религий можно дать следующее определение: религия - это единая система верований и действий, относящихся к священным, т. е. к отделенным, запрещенным, вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен. Хотя Эмиль Дюркгейм изучал примитивные религии, его определение более всего подходит для дальнейшего анализа религии. Макс Вебер рассматривал религию с экономической точки зрения, а Карл Маркс - с философской и психологической позиций.

.2      СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА РЕЛИГИИ

«Религия - это общественно-историческое образование - один из важнейших институтов человечества». Становление религии как социального института проходило в виде процесса институционализации религиозных культовых систем. В первобытном обществе культ еще не был выделен в самостоятельный вид деятельности, однако выделялись специалисты по проведению культовых действий: шаманы, колдуны, жрецы и т.д..

Противоположность культа и церкви по мнению американского социолога О,Ди приводят к дилемме религиозной институционализации. С одной стороны стоят строго фиксированные ритуалы, обряды и богослужения, а с другой - личные, эмоциональные выражения веры. В процессе институционализации теряется интенсивность и «творческая сила» религиозных переживаний.

В учебном пособии «Социология религии» В. И. Гараджа выделяются четыре типа функций, характерных для любой религии.

.        Функция значения, или смыслополагания.

Эта функция имеет несколько аспектов. Во-первых, благодаря ей, человек обретает смысл жизни: он верит, что после смерти будет новая другая жизнь, а какая именно зависит только от него. Во-вторых, это аспект «трансцендирования», когда человеческий разум выходит за рамки обыденной жизни и человек понимает, что кроме «собственного» мира (собственное «Я», «своя» группа, «свое» общество) существуют другие («возлюби ближнего своего, как самого себя»).М. Вебер считал функцию значения или смыслополагания основной.

«Смыслополагание» должно быть не только для отдельных индивидов или групп, но и должно показывать: способствует ли религия обретению смысла этими индивидами, группами, обществами и др.

Функцию смыслополагания называют также мировоззренческой. Каждая религия формирует особые представления человека о мире, определяет посредством этого поведение человека в той или иной ситуации. По определению американского социолога религии Р. Белла «религия есть символическая система для восприятия целостного мира и обеспечении контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения».

.        Функция принадлежности, или идентификации.

Религия выполняет функцию не только национальной идентификации, но и выступает в роли охранителя принадлежности индивида к группе, его идентификации на протяжении всей жизни.

.        Функция социальной интеграции и стабильности.

Э. Дюркгейм считал, наиболее важными функциями в религии те функции, которые способствуют поддержанию не столько индивидуальной, сколько коллективной идентичности. Религиозные обряды и ритуалы способствуют интеграции между индивидами (например, Литургия: когда группа людей преследуют общую цель - принести молитвы Богу, чтобы Святые Дары - Тело и Кровь Христовы, освятились). Также замечено, что они на протяжении своего существования почти не меняются, или претерпевают лишь несущественные изменения, что позволяет говорить о функции стабильности.

. Функция сакрализации культурных норм и ценностей.

Многие культурные ценности также приобрели сакральный смысл, войдя в рамки религии. Например, сакрализация ценности жизни: жизнь дана человеку Богом, поэтому человек не хозяин собственной жизни, он не может самовольно лишить себя жизни (самоубийство - самый тяжкий из всех грехов; в христианстве, человека, покончившего жизнь самоубийством, не отпевают и не совершают за него молебнов).

Т. Парсонс выделял среди функций религии легитимизирующую функцию. Он считал, что без этой функции институт религии просто не может существовать. В каждой религии есть ценности и нормы, образцы поведения и т.д., которые образуют единую социокультурную систему. В отличие от внерелигиозных порядков, социокультурная религиозная система надобщественна, «укоренена» и базируется на чем-то непреходящем, вечном.

Социология выделяет несколько компонентов в структуре любой религии.

.        Религиозное сознание: обыденное - личное отношение к религии, и концептуальное - религиозное учение, нормы, образ жизни и т. д.

.        Религиозная деятельность: культовая - участие в религиозных обрядах, праздниках, богослужениях, и внекультовая.

.        Религиозные отношения: так же подразделяются на культовые и внекультовые.

.        Религиозные организации.

«Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица».

Итак, религия - это один из самых важных институтов. История любого народа включает в себя религиозные верования, культы, обряды, правила, нормы, которые определяют функции религии: мировоззренческую, коммуникативную, интегративную, регулятивную и культурную. Во всех уголках нашей планеты люди ищут смысл и цель жизни, следуя своим верованиям. Религия плохо поддается эмпирическим измерениям из-за своей сложной структуры. Мир религии чрезвычайно разнообразен, он вмещает в себя человеческий опыт, поступки и чувства. Он также включает в себя божественное общение с Богом или богами. Религия учит, что есть более важная цель, чем простое выживание. И здесь, в материальном мире, можно коснуться божественного и ощутить его прикосновение именно через религию.

1.3     ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

Православие - это одна из ветвей христианства, которое является авраамической религией. «Авраамические религии» включают в себя иудаизм, христианство и ислам, поскольку все они восходят к библейскому персонажу Аврааму, который жил в XIX столетии до н. э.

Авраамические религии объединяет вера в единого всемогущего Бога - Творца мира. В христианстве выработана доктрина о существовании Святой Троицы - трех лицах, или трех ипостасях одного Бога. Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Согласно Никео-Цареградскому Символу Веры, который представляет собой догмат о Святой Троице: Бог Отец - творец видимого и невидимого миров («Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…»), Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца («… И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век…), а Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца (… И в Духа Святого, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего…).

Христиане, в отличие от последователей других религий, видят в Иисусе Христе не пророка, а Божьего Сына, сошедшего на землю для спасения всех людей, для восстановления разрушенной неповиновением первых людей связи между Богом и человеком. Для осуществления этого он был распят на Кресте за грехи всех людей, а через три дня после смерти воскрес и вознесся на небеса. Иисус Христос - совершенный Бог и совершенный Человек. Он был рожден от Святой Девы Марии не от другого человека, а по Божьей воле.

В течении Своей земной жизни Иисус собрал группу из двенадцати учеников - апостолов. После крестной смерти Спасителя, апостолы и другие последователи Христа проповедовали о Нем в разных странах. Так образовалась христианская вера.

Христианство (с греч. Χριστός - «помазанник», «мессия») - самая распространенная религия на земном шаре и по количеству верующих (2,1 млрд. человек) и по географической распространенности.

Христианство, распространяясь по различным провинциям Римской империи, переставало быть единым религиозным течением. Православное направление оформилось в I в. н. э. на востоке Римской империи под предводительством кафедры епископа Константинополя. Раскол между православием и католицизмом продолжался в течение нескольких столетий. В V веке между ними исчезла административная связь, дифференцировались друг от друга обряды, догматика и структура организаций.

В настоящее время в христианстве существуют три направления: православие, католицизм и протестантизм.

Православие» в переводе с греческого (?сипдпоЯб <#"660661.files/image001.gif">

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ДИАГРАММА СОБЛЮДЕНИЯ РОССИЯНАМИ ОСНОВНЫХ БИБЛЕЙСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ 2



ПРИЛОЖЕНИЕ Е

ДИАГРАММА СОБЛЮДЕНИЯ РОССИЯНАМИ ОСНОВНЫХ БИБЛЕЙСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ 3

Похожие работы на - Социально-профессиональный портрет православного россиянина

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!