Социализация как индикатор межнационального общения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,68 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социализация как индикатор межнационального общения













Социализация как индикатор межнационального общения


Маркова Н.Г.

Все изменения в социальной жизни общества предъявляют новые требования к выпускнику и общеобразовательной школы, и вуза. Молодежь должна не только овладеть современной системой знаний, но и успешно адаптироваться к постоянно меняющимся социальным условиям. Процесс социализации сопровождается включением индивида в новые социальные отношения, усвоением индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В значительной мере осложнил процесс социализации и привел к резкому изменению ценностных ориентаций переход к рыночной экономике. При этом меняются не только социально значимые ценности, но и механизмы их освоения. Сегодня возрастает актуальность знаний о человеке, о возможностях его адаптации к быстро меняющейся природной, социально-экономической и культурной среде, динамичным изменениям во всех сферах обновленной жизни.

Успешной социализации способствует педагогическое поликультурное пространство, содержащее необходимые средства, методы, приемы, условия, где молодые люди осознают и вбирают все духовные ценности. Безусловно, молодой человек нуждается в индивидуальной консультации для того, чтобы ему помочь приобрести такое качество, как жизнеспособность, то есть готовность функционировать и полноценно развиваться в обществе, активно приспосабливаться к среде, преодолевая ее негативные влияния.

Жизнеспособность это стремление человека выжить, не деградируя, в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане; стать индивидуальностью, сформировать смысло-жизненные установки, самоутвердиться, найти себя, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благоприятной для жизни, не разрушая и не уничтожая ее [4, с. 55 56].

Сегодня актуализируется необходимость воспитания и образования этноориентированной, поликультурной личности. Обращение к проблеме воспитания утраченных черт у подрастающего поколения, присущих воспитанному, образованному, интеллигентному человеку, становится просто необходимым. Решение обозначенной проблемы сегодня глобальная задача для всех учебно-образовательных учреждений. Ситуация как в образовательной сфере, так и в обществе в целом, позволяет говорить, что у молодежи произошло снижение уровня ответственности, порядочности, грамотности. Эти особенности по наследству не передаются, их необходимо формировать, развивать, совершенствовать и реализовывать в отношениях между людьми. Без таких личностных характеристик человек не может быть воспитанным, интеллигентным.

Гуманизация образования непременно должна быть направлена на "усиление тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируют на уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. В соответствии с этим подходом содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (разумеется, не объему), человеческой культуре во всей ее структурной полноте" [6, с. 196].

Одним из важных стимулов развития личности в условиях демократического общества В.М. Бехтерев считал общественную деятельность. По его мнению, детям необходимо прививать "культуру социального героизма", чему могут способствовать ролевые игры, ознакомление с понятными школьникам социальными проблемами, с жизнью, деятельностью и подвигами героических личностей. Подчеркивая значение воспитания для целостного развития человека, В.М. Бехтерев утверждал, что отставание в воспитании означает утрату жизненных позиций везде и во всем. Овладевая культурой, человек лучше адаптируется к постоянно изменяющимся условиям социума, развивает активность и субъективность. Поэтому в отборе содержания образования должен находить отражение культурологический подход.

"Необходимо усилить гуманитарную составляющую в содержании образования и в научных исследованиях как основе этого содержания. Таким путем преодолевается давнее понимание человека как биосоциального существа, делается особо важной и значимой его духовная составляющая ("био-социо-дух") со всем ее разнообразием и богатством.

Необходимо всемерно укреплять патриотическую направленность содержания образования. История показывает, что патриотическая одушевленность граждан страны, даже при относительно невысоком уровне жизни, позволяет решать, казалось бы, неразрешимые проблемы" [8, с. 13].Рождаются новые люди, взрослеют малыши, дети постарше становятся подростками, юношами и девушками, вступает в сознательную жизнь молодежь. Этот очень сложный и противоречивый процесс хорошо описан в литературе [13].

Н.Д. Никандров сделал глубокий теоретико-практический анализ проблемы социализации и факторов, влияющих на растущую личность: "Отвлекаясь от многих существенных для него сторон, отметим то, что особенно важно для нашего рассмотрения: эти люди социализируются, то есть становятся частью общества, в совершенно иной системе ценностей. Социализацию будем рассматривать как наиболее широкое понятие, включающее не только образование (с его составными частями воспитанием и обучением), но и влияние жизни во всей полноте сознательно учитываемых и случайно возникающих факторов. От того, насколько скоординированной, или, во всяком случае, непротиворечивой оказывается вся система этих влияний, зависит, какими будут люди. Причем опыт всех культур показывает, что социализация, влияние окружающей жизни оказывает во многих отношениях более сильное формирующее воздействие, нежели образование. Иными словами, школа жизни сильнее собственно школы (понимаемой, конечно, широко), и, если их влияния разнонаправлены или просто не скоординированы, возникает целая система рисков для человека, общества и государства" [8, с. 3].

Как обеспечить адекватную социальную адаптацию личности, развитие ее функциональных возможностей в условиях новой социально-экономической реальности? Как повысить конкурентоспособность, коммуникабильность, конфликтоустойчивость каждого члена общества? Ответы на эти вопросы, несомненно, будут способствовать воспитанию жизнеспособной личности, умеющей выживать и развиваться в нестабильном обществе.

Социальное становление молодежи, которому должны способствовать воспитание и обучение, процесс исключительно сложный, многофакторный. Для самостоятельной жизни и трудовой деятельности в обновленном обществе у молодежи должны быть сформированы такие значимые личностные качества, как самостоятельность, эмпатичность, ассертивность, синтонность, а также в достаточной мере развита адекватная самооценка, коммуникативные и организаторские способности, культура межнационального общения.

Социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит.

Философские аспекты социализации исследованы в работах Н.В. Андреенковой, В.Г. Афанасьева, М.С. Комарова, И.С. Кона, В.В. Москаленко, А.В. Петровского, Х.В. Сабирова. Значимый вклад в разработку психологического аспекта социализации внесли Л.С. Выготский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, Л.А. Петровская.

Проблема социализации получила многостороннее освещение. Анализ социальной философии раскрывает влияние на личность общественных преобразований и обозначает механизм социализации, показывает соотношение объективных условий и субъективных факторов развития личности (Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Л.Н. Коган, П.П. Лямцев, А.В. Мялкин, Б.Д. Парыгин, Г.Л. Смирнов, Г.Н. Филонов, И.Т. Фролов).

В психологии раскрыты внутренние механизмы социализации личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, Д.Н. Левитов, В.С. Мерлин, В.Н. Мясницев, А.В. Петровский, Е.М. Пеньков, С.Л. Рубинштейн).

А.В. Мудрик, рассматривая воспитание в контексте социализации, предлагает полную структуру процесса социализации и определяет основные характеристики данного процесса, влияющие на развитие детей в современных условиях, где индикативными характеристиками социализации являются механизмы, средства, этапы, агенты, факторы. "Сущность социализации состоит в том, что формирует человека как потенциального члена общества, к которому он принадлежит" [7]. Содержанием процесса социализации является овладение социально-ролевыми функциями. Социализация осуществляется в процессе двух видов деятельности социального обучения и социального воспитания. Таким образом, социализация это процесс и результат диалектически взаимосвязанных деятельностей социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.

Современной молодежи надо помочь научиться гармонично жить в человеческом обществе и быть человеком. Чем успешнее социализируется молодежь, тем гармоничнее она будет взаимодействовать с социальным окружением. Содержание социализации каждого из нас влияет на конструктивность и бесконфликтность межнационального общения. Общение является важным фактором социальной и психологической детерминации поведения каждого человека. Поэтому общение можно рассматривать как специфическую форму социальной активности. В процессе общения человек всегда стремится как определенным образом воздействовать на своего партнера, так и влиять, и взаимодействовать с ним. Межнациональное общение предполагает культуру общения, исключая проявление пренебрежения к истории, культуре, достижениям какоголибо народа, и предполагает уважение, внимание к личности, политолерантность независимо от его национальности.

М.П. Арутюнян, определяя задачу высшей школы, пишет: "Перед педагогикой встает сложная образовательная задача концептуального осмысления, моделирования и практического конструирования психолого-педагогической реальности созидающего саморазвития личности" [1, с. 37].

Неумение партнеров в межнациональных отношениях использовать обратную связь существенно затрудняет их взаимодействие, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе межнационального взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с развертывающимся процессом взаимоотношений.

В межнациональных отношениях существенную роль играет этнопсихологическая общность партнеров, она укрепляет их контакты, приводит к развитию взаимосвязей между ними, способствует преобразованию их личных отношений и действий в совместные. Существенными мотивами в межнациональных отношениях являются установки,потребности, интересы, отношения, цели взаимодействия, которые определяют перспективные направления их взаимодействия.

Межнациональное взаимодействие требует проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности, толерантности, гибкости, дипломатии, ассертивности, синтонности, межкультурной компетентности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности, мировоззрение. Продуктивная совместная деятельность развивает постепенно активное сотрудничество, которое находит все большее выражение в эффективном решении проблемы путем соединения взаимных усилий партнеров.

Проблемы социализации личности стали предметом исследования в трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Дж. Бэллэнтайн, Э. Дюркгейма, И.С. Кона, Ч.Х. Кули, А.Н. Леонтьева, Д.Г. Мида, А.В. Мудрика, Б.П. Парыгина, В.И. Петрищева, Ж. Пиаже, В.Я. Пилиповского, Н. Смелзера, Г. Уайта, 3. Фрейда, Э. Фромма, Н.И. Шевандрина, И.Л. Элкина, Э. Эриксона.

В работах М.С. Кагана высказывается положение, что "культуру человеческого общения можно рассматривать как процесс формирования личности в процессе общения с другими людьми" [5, с. 199]. Такой же точки зрения придерживаются Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.И. Донковцев, И.С. Кон, Р.Л. Кричевский, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин. Благодаря общению человек расширяет свой кругозор, развивает интеллект, осваивает ценности культуры, заложенные многими поколениями людей [12, с. 94], что, непременно, находит отражение в межнациональном общении. В процессе формирования личности это способствует развитию социального интеллекта и осуществления успешной ее социализации. Важное значение в данном процессе имеет психологопедагогическая поддержка. Социальный интеллект это способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного как межличностного, так и межнационального взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Социальное формирование молодежи исключительно сложный и многофакторный процесс социализации. Именно от его результатов во многом зависит развитие любого общества, но ценность личности для общества и для самой себя определяется ее субъективными качествами.

Анализ исследований показывает, что отечественная и зарубежная педагогика весьма активно пытаются решать проблемы подготовки молодежи к жизни в современном обществе, но методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше всего. Социализация личности (от лат. во^аИв общественный) это формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения социальных ценностей и способов социально положительного поведения. У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация не означает "подгонки" новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы свои специфические функции, если бы родителям удавалось из своих детей сделать свое подобие.

Важную роль в социализации А.Г. Блумер отводит процессу превращения индивида в социальное существо, способное отнестись к себе как к объекту. На основе постепенно приобретаемого опыта взаимодействия с другими людьми индивид конструирует свое собственное коммуникативное поведение, которое особенно бурно развивается в процессе межкультурной социализации.

Введение человека в социум, его социализация главнейшее назначение воспитания. Социализация это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей человеческой культуры.

Воспитание главное условие социализации и одновременно неотъемлемая часть этого процесса. Где оно рассматривается как целенаправленная и контролируемая социализация. Посредством воспитания регулируются темпы и глубина социализации, преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия, социализации придается гуманистическая ориентация. Г.М. Андреева полагает, что социализация в любом случае шире воспитания. Процесс воспитания происходит внутри процесса социализации.

Анализ теоретиков и педагогов-практиков сущности понимания процесса воспитания не всегда однозначен. Некоторые из них считают, что воспитание это оказание влияния на ребенка, другие воздействие на личность с целью ее изменения, третьи привнесение новых элементов в жизнь и деятельность детей, четвертые регулирование и коррекция их развития [14, с. 33]. В практике нашей работы рассмотренная цепочка понимания воспитания включает взаимодействие, взаимопонимание, взаимовлияние, взаиморасположение. Дополнение обозначенных составляющих делает процесс воспитания, на наш взгляд, глубже, а социализацию эффективнее.

На современном этапе идея развития личности одна из ключевых в отечественной педагогике. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности. Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а напротив, предполагает, что личность понимается как активный социальный объект. Личность формируется в ходе социализации, то есть в процессе интеграции индивида в общество, в различные его социальные структуры, через усвоение им социальных норм и ценностей, иными словами, исторически накопленного человеческого опыта и его преобразования. Главным критерием степени социализированности личности выступает не уровень ее приспособленчества, конформизма, а уровень самостоятельности, инициативности, независимости, уверенности в себе и культуры межнационального общения.

Важные показатели качества образования подготовка молодежи, способной жить и осмысленно, продуктивно действовать в этом динамичном и прогрессирующем мире. Введение человека в социум это есть процесс его социализации, который является необходимым в комплексном подходе к процессу воспитания. Социализация это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения; процесс вхождения в свою культуру и понимание культуры других народов.

Современная личность должна ориентироваться в расширяющемся социальном пространстве, проявлять внутреннюю гибкость, разнообразие интересов, стремиться к самосовершенствованию, осознавать настоящее как особо значимое временное измерение человеческого бытия [3, с. 13].

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение, согласно А.Н. Леонтьеву, составляет необходимое и специфическое условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование психических функций, процессов, свойств человека и личности в целом. Реальность и необходимость межнационального общения определена совместной деятельностью для того, чтобы люди могли жить и взаимодействовать. Межнациональное общение позволяет организовать общественную деятельность, обогатить ее новыми связями и отношениями между людьми разной национальности [2; 9]. Но общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации вообще [10].

Основной задачей развития и становления молодежи в процессе социализации является саморазвитие личности, которое состоит из самосознания, самооценки, самоопределения, самовыражения, самостановления, самоутверждения, самореализации взаимосвязанных составляющих, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание, а также способы его реализации.

В процессе социализации необходимо обучать молодежь тому, как вести себя, эмоционально реагировать на различные ситуации; переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в совместной деятельности, в межличностном, межнациональном общении. Общение является важным фактором социальной и психологической детерминации поведения каждого человека. Поэтому общение можно рассматривать как специфическую форму социальной активности. В процессе общения человек всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера, влиять на него, взаимодействовать с ним. Межнациональное общение предполагает культуру общения, уважение, внимание к личности, политолерантность, независимо от национальности. Исключает проявление пренебрежения к истории, культуре, достижениям какого-либо народа.

Литература

воспитание поликультурный общественный демократический

1.Арутюнян М.П. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 37.

3.Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. 2004. № 1.

С.13.

4.Ильинский И.М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России. М., 1995. С. 55 56.

5.Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988. С. 199.

6.Краевский В.В. По ухабам времени: интеллигенция и образование // Народное образование. 2004.№ 2. С. 196.

7.МудрикА.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.

Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: рис-ки и возможности // Педагогика. 2007. № 1. С. 3, 13.

8.Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. Педагогика: Учебник. М., 2004.

9.Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учебное пособие. М., 2002.

10.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов. М., 2001.

11.Серова И.И. Культура межнационального общения. Мн., 1986. С. 94.

12.ФельдштейнД.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999.

13.Шиянов Е.Н. Аксиологические основания процесса воспитания // Педагогика. 2007. № 10. С. 33.

Похожие работы на - Социализация как индикатор межнационального общения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!