Система управления социальной подсистемой предприятия в современных условиях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,82 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система управления социальной подсистемой предприятия в современных условиях

Администрация городского округа Самара

Автономное муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Факультет управления и информационных технологий

Кафедра «Управления персонала»





КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине управление социальным развитием организации

Тема: «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕНЫХ УСЛОВИЯХ»

Студент 4 курса

группы 791 Д

Р. Тимаков

Научный руководитель

К.и.н., доц. Г.А. Дудин



Самара 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная подсистема и управление ей

.1 Понятие система

.2 Понятие социальная система

.3 Социальная подсистема

.4 Социальная подсистема организации как объект управления

Глава 2. Анализ социальной подсистемы ОАО «РЖД»

.1 Характеристика ОАО «РЖД»

.2 Результаты исследования в ОАО «РЖД»

Глава 3. Профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма.

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Социальная структура организации формируется в процессе труда и зависит от факторов деятельности людей и включает такие элементы структуры как функциональную или содержание труда, профессиональную, социально-психологическую или межличностные отношения, управленческую или систему управления. Элементом социальной структуры организации являются производственные бригады или коллективы.

Актуальность выбранной темы данной работы заключается в выступлении организации как объекта социального управления. Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе является организация. От деятельности организации зависит развитие государства.

Целью данного проекта является изучение системы управления и содержания социальной подсистемы предприятия.

Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:

·раскрытие понятия социальная подсистема;

·анализ социальной системы в ОАО «РЖД»;

·выработать профилактические работы по предупреждению производственного травматизма.

В процессе исследования использовались различные учебные материалы и пособия, такие как Граждан В.Д., Франчук В.И., Гриценко Н.Н и Кишкель Е.Н.

В первой главе изучается понятие системы, социальной системы и рассматривается социальная подсистема организации как объект управления.

Во второй главе приводится полный анализ ОАО «РЖД» и в частности социальной системы сформировавшейся в настоящее время.

В третьей главе описаны недостатки и представлены рекомендации по совершенствованию социальной системы в ОАО «РЖД».

Глава 1 Социальная подсистема и управление ей

.1Понятие система

Система - это некоторая целостность, состоящая из нескольких взаимосвязанных частей или законов, каждый из которых вносит свой вклад в результат деятельности целого (системы).

Существует достаточно много определений системы, но большинство исследователей сходится к тому, что отличительными характеристиками системы является структурность (наличие составляющих ее элементов и возможность разложения системы на составляющие) и процессность (или в некоторых, случаях цикличность, то есть возможность повторения процессов существования для сохранения системы).

К свойствам систем относят:

. Свойство связности. Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается;

. Свойство эмерджентности: потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляющих его элементов;

. Свойство самосохранения. Система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и использует для этого все свои возможности;

. Свойство организационной целостности. Система имеет потребность в организации и управлении.

Для представления и описания системы используют следующие понятия: состояние, поведение системы, равновесие, устойчивость

. Состояние.

Этим понятием обычно характеризуют мгновенную фотографию, срез системы во времени (в какое-то время) или во время остановки в ее развитии.

. Поведение системы.

Если система способна переходить из одного состояния в другое, то говорят, что она обладает поведением.

. Равновесие.

Это понятие определяется как способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий (и при постоянных воздействиях) сохранять свое поведение сколь угодно долго.

. Устойчивость.

Устойчивость - способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена внешними возмущающими воздействиями.

.2 Понятие социальная система

Термин «организация» имеет два аспекта: деятельность и результат деятельности. Относительно результата деятельности под организацией понимают некое образование (объединение), ориентированное на достижение определённых целей.

В рамках системной методологии понятие организации в широком смысле тождественно понятию «система», под которым понимается набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. А ведь организация - это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих целое.

Для начала необходимо выделить социальные системы. Это системы, образуемые комбинацией элементов трёх типов: «людей, вещей и идей в целесообразное единство». Другими словами, социальные системы - это всегда люди, объединённые определёнными целями.

Организациями принято называть именно социальные системы. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Любая хозяйственная организация, независимо от ее общих целей и функций, является социальной системой. К их числу относятся социальные общности, производственные организации, социальные институты.

.3 Социальная подсистема

Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема - это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая, социальная подсистема.

Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в качестве объекта управления. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

Система, в набор элементов которой входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д.

Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.

Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных. Без этого союза между целым и элементами нет организации как системы. Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т.е. доход, общение, реализацию своих способностей, а также профессиональное продвижение.

Социальная подсистема охватывает так называемую социальную инфраструктуру организации - те элементы, которые обеспечивают выполнение социальных обязательств организации, например, столовую, службу организации отдыха, детский сад и подобное.


Социальная подсистема организации является объектом управления, следовательно, ее необходимо рассматривать как самостоятельную систему с присущими ей связями и закономерностями. Поэтому при разработке планов (долгосрочных, краткосрочных, среднесрочных) в обязательном порядке должны быть учтены показатели, характеризующие состояние социальной подсистемы организации. Как следует из практики управления, на определенных этапах развития социальные параметры могут играть приоритетную роль.

Успешное планирование в значительной мере связано с учетом внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование организации. Классификацию внешних факторов, влияющих на организацию, разработал Г.Б. Клейнер:

Первая группа факторов, дифференцируемых по характеру происхождения:

макроэкономические;

мезоэкономические (т.е. связанные с деятельностью отраслей, рынков);

микроэкономические (определяемые поведением отдельных организаций);

наноэкономические (обусловленные поведением отдельных индивидуумов).

Вторая группа факторов - по способу воздействия на организацию:

сетевые (влияющие на организацию через партнерские связи разнообразного характера с точно известными адресатами);

социальные («проникающие» в организацию через психологические особенности индивидуального и группового поведения и интересы, с одной стороны, инсайдеров, а с другой - так или иначе связанных с организацией граждан и групп - акционеров, руководителей банков, представителей муниципальных и федеральных органов и т.д. - всех заинтересованных в деятельности или бездеятельности организации субъектов);

средовые (определяются социально-экономическим положением в стране, действуют не избирательно и не имеют конкретных и постоянных адресатов).

Современная социально-экономическая ситуация демонстрирует, что игнорирование социальных факторов ограничивает возможность социальной реализации работника и приводит к потерям в развитии организационно-технических инноваций. В свою очередь, игнорирование сетевых факторов влияет как на функционирование отдельной организации, так и на общество в целом. Особая роль организаций в том, что они формируют особенности поведения отдельных людей, что, в свою очередь, определяет базовые характеристики государственного устройства и общества в целом.

Глава 2. Анализ социальной подсистемы ОАО «РЖД»

.1 Характеристика ОАО «РЖД»

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

·огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;

·высокие финансовые рейтинги;

·квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

·большая научно-техническая база;

·проектные и строительные мощности;

·значительный опыт международного сотрудничества.

ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.

октября 2003 года - начало деятельности ОАО «РЖД».

Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Стратегические цели компании:

·увеличение масштаба транспортного бизнеса;

·повышение производственно-экономической эффективности;

·повышение качества работы и безопасности перевозок;

·глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему;

·повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Виды деятельности:

·грузовые перевозки;

·пассажирские перевозки в дальнем сообщении;

·пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

·предоставление услуг инфраструктуры;

·предоставление услуг локомотивной тяги;

·ремонт подвижного состава;

·строительство объектов инфраструктуры;

·научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

·предоставление услуг социальной сферы

·прочие виды деятельности.

ОАО «РЖД» является динамично развивающейся общенациональной вертикально-интегрированной транспортной компанией.

ОАО «РЖД» следует лучшей практике и стандартам корпоративного управления и признает его необходимым условием эффективности и успешности своей финансово-хозяйственной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности компании и ее дочерних обществ, а также обеспечения надлежащего проведения реформы железнодорожного транспорта. С 2005 года ОАО «РЖД» является членом некоммерческого партнерства «Национальный совет по корпоративному управлению».

В настоящее время в ОАО «РЖД» практически сформированы основные механизмы корпоративного управления, присущие передовым публичным компаниям. Ведущие российские экспертные организации в сфере корпоративного управления подтверждают, что ОАО «РЖД» достигнуты высокие результаты в области корпоративного управления.

Компания продолжает непрерывную работу по совершенствованию системы корпоративного управления, основываясь на российских и международных стандартах и передовой практике корпоративных отношений.

Принципы корпоративного управления в ОАО «РЖД»

. Обеспечение защиты прав акционера

В компании существует практика проведения тендеров на поставку ОАО «РЖД» товаров или услуг, что повышает защищенность интересов акционера.

Расширенные полномочия совета директоров по утверждению сделок обеспечивают сохранность активов и дают возможность представителям акционера в совете директоров оценить экономическую целесообразность предлагаемой исполнительным органом сделки с крупными активами.

В ОАО «РЖД» принята практика привлечение независимого оценщика при осуществлении сделок с имуществом, при продаже пакетов акций дочерних и зависимых обществ.

В качестве внешнего аудитора ОАО «РЖД» привлекаются авторитетные российские и зарубежные аудиторские компании, что обеспечивает высокий уровень достоверности отчетности. Аудитор выбирается на открытом конкурсе. Принята практика ротации внешних аудиторов не менее одного раза в пять лет.

Регулирование оборота инсайдерской информации закреплено во внутреннем документе компании - Положении об информационной политике, что дает акционеру разумную уверенность в надлежащей защите его прав.

Компания осуществляет регулярные выплаты дивидендов акционеру с момента своего образования.

. Эффективная деятельность органов управления и контроля

Совет директоров ОАО «РЖД»

Совет директоров состоит из высокопрофессиональных менеджеров, обладающих необходимыми знаниями и компетенцией для решения долгосрочных стратегических задач развития общества, имеющих значительный опыт работы в коллегиальных органах управления.

Практика работы совета директоров ОАО «РЖД» показывает высокий уровень вовлеченности членов совета директоров в формирование стратегии ОАО «РЖД» и определение позиции ОАО «РЖД» по взаимодействию с заинтересованными лицами.

В рамках реализации государственной политики по расширению практики избрания независимых директоров в органы управления компаний с государственным участием с 2008 года в состав совета директоров ОАО «РЖД» регулярно избираются независимые директоры.

Права и обязанности членов совета директоров, их ответственность, а также порядок организации работы совета директоров и принятия им решений закреплен в Положении о совете директоров, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Для обеспечения принятия качественных и своевременных решений при совете директоров ОАО «РЖД» созданы: комитет совета директоров по аудиту, рискам и вознаграждениям, а также комитет совета директоров по стратегическому планированию.

Заседания совета директоров проходят регулярно в соответствии с долгосрочными планами, материалы к заседаниям совета директоров предоставляются заблаговременно, большинство заседаний совета директоров проводятся в очной форме, что способствует взвешенности и эффективности принимаемых советом директоров решений.

Внутренними документами компании закреплена обязанность членов совета директоров раскрывать информацию о владении и сделках с ценными бумагами ОАО «РЖД». Процедуры декларирования членами совета директоров своей аффилированности позволяют снизить риски возникновения конфликта интересов.

В ОАО «РЖД» создан коллегиальный исполнительный орган - правление, что обеспечивает коллегиальность принятия решений по ряду ключевых вопросов деятельности компании.

Основные принципы деятельности и функциональные обязанности правления и его членов регулируются Положением о правлении.

В ОАО «РЖД» предусмотрены механизмы вознаграждений членов исполнительных органов в зависимости от результатов деятельности компании. Это позволяет создать адекватные стимулы для исполнительных органов по достижению ОАО «РЖД» плановых показателей деятельности и удовлетворения ожиданиям акционера.

Внутренними документами компании предусмотрены процедуры декларирования членами исполнительных органов ОАО «РЖД» наличия конфликта интересов и обязательного информирования совета директоров о случаях возникновения подобных конфликтов.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» осуществляют ревизионная комиссия, комитет совета директоров по аудиту, рискам и вознаграждениям, структурное подразделение ОАО «РЖД» - Центр контроля и внутреннего аудита «Желдорконтроль» и независимый аудитор.

В состав ревизионной комиссии ОАО «РЖД» не входят лица, занимающие должности в органах управления компании или ее сотрудники, что обеспечивает ее независимость.

Основные задачи и полномочия комитета совета директоров по аудиту, рискам и вознаграждениям в области контроля финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» определены в утвержденном советом директоров Положении о данном комитете.

К числу наиболее важных функций, закрепленных за Центром "Желдорконтроль, относятся разработка планов, новых направлений, форм и методов проведения внутреннего аудита и контроля финансово-хозяйственной деятельности в ОАО «РЖД».

Компанией проводится комплексная работа по развитию риск-ориентированной системы внутреннего контроля и аудита, отвечающей передовой практике корпоративного управления.

. Обеспечение раскрытия информации

Советом директоров ОАО «РЖД» утверждено Положение об информационной политике компании.

ОАО «РЖД» раскрывает финансовую и бухгалтерскую отчетность в соответствии с российскими (РСБУ) и международными (МСФО) стандартами.

Годовой отчет компании содержит ряд существенной для заинтересованных лиц информации и соответствует требованиям нормативных актов к структуре и содержанию годового отчета, предоставляемого акционерам при подготовке к общему собранию акционеров.

Для раскрытия информации компания использует наиболее удобные для адресатов средства и способы. Максимально возможный объем информации размещен на корпоративном веб-сайте. ОАО «РЖД» раскрывает информацию также через информационные агентства и иные средства массовой информации. Каждое существенное событие или действие ОАО «РЖД» сопровождается пресс-релизом. Компания проводит регулярные пресс-конференции по важным вопросам своей деятельности.

На интернет-сайте раскрыта информация о стратегии развития ОАО «РЖД», выкладываются внутренние документы компании. Часть существенной информации о деятельности компании раскрыта на английском языке.

. Внедрение этических принципов в компании

Советом директоров ОАО «РЖД» утвержден Кодекс деловой этики, являющийся сводом правил и норм поведения, которых придерживается компания во взаимоотношениях с акционером, инвесторами, потребителями, поставщиками, дочерними и зависимыми обществами и которым должны следовать все работники и должностные лица ОАО «РЖД».

В Кодексе содержится перечень мероприятий, направленных на укрепление корпоративного духа, урегулирование корпоративных конфликтов. Кодекс транслирует ценности компании всем сотрудникам, ориентирует сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышает их корпоративную идентичность.

. Социальная ответственность

ОАО «РЖД» реализует корпоративную стратегию высокой социальной ответственности. Всестороннее содействие региональному развитию, росту подвижности населения, информационная открытость и прозрачность деятельности, постоянная работа над повышением качества предоставляемых услуг, осуществление в полном объеме всех государственных социальных программ - критерии выполнения ОАО «РЖД» своих обязательств перед обществом и экономикой страны.

Компанией принят Кодекс корпоративной социальной ответственности ОАО «РЖД». Принятие Кодекса подтверждает стремление компании к такому осуществлению хозяйственной деятельности, которое учитывает интересы и способствует сбалансированному устойчивому развитию всех заинтересованных сторон.

В компании введена практика по составлению регулярной социальной отчетности и представлению ее результатов широкой общественности.

ОАО «РЖД» оказывает благотворительную помощь гражданам, общественным, религиозным и другим организациям. Благотворительная деятельность социально ориентирована на дальнейшее укрепление имиджа компании и проходит в русле единой политики ОАО «РЖД» в области поддержания объектов социальной сферы, благотворительных программ, развития образования, здравоохранения, науки, искусства, просвещения, спорта и духовного совершенствования личности.

ОАО «РЖД», являясь экологоориентированной компанией, уделяет большое внимание снижению техногенного воздействия на окружающую среду.

. Система социальной поддержки работников компании

В компании реализуется система социальной поддержки работников как важнейший фактор роста эффективности работы. Лечебные и оздоровительные учреждения, масштабная ипотечная программа, комплекс дополнительных льгот, учитывающих специфику работы на железнодорожном транспорте. Развивая эти направления работы, Компания реализует национальные проекты в рамках железнодорожного транспорта.

Все работники компании имеют возможность участия в корпоративной системе негосударственного пенсионного обеспечения.

В целях создания необходимых условий для будущего развития ОАО «РЖД» реализуется специальная программа «Молодежь компании».

В компании существует практика заключения коллективного договора, регулирующего социально-трудовые отношения и гарантирующего предоставление работникам ОАО «РЖД» и членам их семей социальных благ. Проводится регулярный контроль его реализации.

. Эффективная система управления дочерними обществами

ОАО «РЖД» управляет дочерними и зависимыми обществами посредством корпоративных методов. Корпоративное управление дочерними и зависимыми обществами осуществляется посредством участия представителей ОАО «РЖД» в общих собраниях акционеров, советах директоров и ревизионных комиссиях дочерних и зависимых обществ.

Интересы материнской компании в деятельности дочерних обществ реализуются в разработке и реализации единых стандартов корпоративного управления. Единые стандарты обеспечивают создание единого правового пространства в холдинге, реализацию общих стратегических целей и способствуют удобству работы органов управления всех входящих в холдинг компаний, а также снижению общих издержек управления.

Большое значение ОАО «РЖД» придает диалогу с другими акционерами и участниками своих дочерних обществ, стремясь максимально учитывать их интересы.

Корпоративная социальная ответственность играет важнейшую роль на всех этапах подготовки и принятия управленческих решений и является важным фактором динамичного развития Компании. Сегодня ни одно ключевое решение в структуре ОАО «РЖД» не принимается без учета интересов государства, клиентов, инвесторов, персонала.

Важной функцией корпоративной социальной ответственности является управление нефинансовыми рисками. В связи с этим социальная отчетность ОАО «РЖД», подготовленная с учетом рекомендаций международных стандартов в области нефинансовой отчетности, призвана не только продемонстрировать обществу и инвесторам качество управления нефинансовыми рисками и уровень социальной ответственности Компании, но и является реальным инструментом корпоративного управления.

Важным инструментом коммуникаций между Компанией и заинтересованными сторонами в области социальной ответственности является корпоративный социальный отчет. В нем содержится информация по всем направлениям корпоративной социальной ответственности, реализуемым в ОАО «РЖД», а именно:

·информация об ответственности перед персоналом, обществом, потребителями и деловыми партнерами;

·сведения об ответственности за охрану окружающей среды и рациональное природопользование;

·анализ управленческих подходов - мероприятия и показатели результативности по обеспечению устойчивого экономического, экологического и социального развития Компании.

В 2007 году ОАО «РЖД» был разработан и введен в действие ряд новых механизмов социальной ответственности. Это касается в первую очередь пилотных проектов в области социальной защиты, охраны окружающей среды, менеджмента качества. ОАО «РЖД» вступило в РСПП и присоединилось к Глобальному договору ООН и Социальной хартии Российского бизнеса.

.2 Результаты исследования в ОАО «РЖД»

С момента создания ОАО «РЖД» уровень травматизма в отрасли сократился на 59%. Проблемам обеспечения безопасных условий труда в компании, как и прежде, уделяется повышенное внимание. Подтверждением этого стало снижение уровня производственного травматизма на 4%. За такой динамикой стоит последовательная, планомерная работа, которую проводят руководители всех уровней и специалисты по охране труда по целому ряду направлений: разработка нормативно-правовой базы, приведение рабочих мест в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, обучение персонала, профилактика травматизма и т.д.

По состоянию на 1 января 2010 г. в ОАО «РЖД» насчитывается 486,5 тыс. рабочих мест, на которых работает более 1 млн. человек. Из них 229 тыс. рабочих мест (578 тыс. работающих), или 47% от общей численности не в полной мере соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Аттестация рабочих мест по условиям труда в ОАО «РЖД» в 2009 г. была проведена на 117 тыс. рабочих мест с учетом использованных возвратных средств Фонда социального страхования РФ.

Самыми распространенными вредными производственными факторами в компании остаются напряженность труда, шум, тяжесть труда, микроклимат, вибрация, освещение. Наибольшее количество рабочих мест приведено в соответствие с требованиями норм по освещению (7,2 тыс.) и микроклимату (1,9 тыс.). В целом по ОАО «РЖД» план приведения рабочих мест к требованиям норм был откорректирован в сторону увеличения с 9,5 тыс. рабочих мест до 12,6 тыс.

В 2009 г. на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) было израсходовано 2,5 млрд. руб. В соответствии с планами железных дорог все структурные подразделения были обеспечены теплозащитной спецодеждой и спецобувью. Однако в ходе проводимых проверок были выявлены нарушения сроков поставки средств защиты и замечания по ее качеству.

Для профилактики заболеваний энцефалитом работников ОАО «РЖД» были проведены производственные испытания противоэнцефалитных комплектов одежды, разработанных ЗАО «ФПГ Энергоконтракт». В конструкции костюмов применены специальные механические и химические ловушки. Используемое в них акарицидное средство абсолютно безопасно для человека и смертельно опасно для клеща. Доза вещества рассчитана так, что после 50 стирок костюм сохраняет свои защитные свойства. По результатам испытаний получены положительные отзывы.

Для дополнительной защиты работающих в условиях воздействия охлаждающего микроклимата, как на открытой территории, так и в холодных цехах, Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля на Свердловской железной дороге организованы производственные испытания термобелья производства фирмы I. Tran (Словакия), получено положительное заключение.

В связи с утверждением Минздравсоцразвития РФ в 2009 г. Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

А также со структурными преобразованиями в ОАО «РЖД», Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля принято решение о переработке Положения о порядке обеспечения работников СИЗ №ВП-8343. В настоящее время получены предложения от филиалов ОАО «РЖД», и в течение года будет проведена работа по его переработке и утверждению.

Одной из важнейших задач ОАО «РЖД» при всех видах деятельности является обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и жизни работников. Проводимая профилактическая работа позволила сохранить тенденцию снижения производственного травматизма. Количество работников, получивших производственные травмы уменьшилось на 4%, со смертельным исходом - на 3%. В подразделениях железных дорог общий травматизм снизился на 13%, со смертельным исходом - на 20%.

Несмотря на снижение травматизма, состояние дел с обеспечением безопасности труда работников компании нельзя признать удовлетворительным. На железных дорогах от травм на производстве пострадало 407 человек, в том числе 53 человека погибло.

Коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом в целом по компании сохранился на уровне прошлого года и равен 0,07; на железных дорогах снизился на 13% и составляет также 0,07. При этом значение коэффициента частоты травматизма со смертельным исходом на ряде железных дорог превышено.

Сохраняется тенденция снижения производственного травматизма, связанного с алкогольным опьянением. Число пострадавших в состоянии алкогольного опьянения в целом по ОАО «РЖД» снизилось с 39 человек до 24 человек, в том числе со смертельным исходом - с 22 до 15 человек.

Случаи производственного травматизма зачастую свидетельствуют о недостатках в организации безопасных условий труда и контроля со стороны руководителей структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» за соблюдением требований технологии производства работ, трудовой дисциплины.

Большинство случаев травматизма - результат неудовлетворительной организации производства работ, отсутствия контроля за безопасным их проведением, нарушений технологического процесса, низкой трудовой и производственной дисциплины. Пример тому - случаи травмирования руководителей различных рангов, которые непосредственно осуществляли контроль или обеспечивали безопасные условия труда при производстве работ.

Неблагополучное положение складывается во вновь созданных дирекциях - филиалах ОАО «РЖД», что указывает на серьезные недоработки руководителей дирекций и их структурных подразделений в вопросах обеспечения условий и охраны труда, формализм в профилактике производственного травматизма, организации и контроле выполнения технологий безопасного производства работ.

Наиболее часто повторяющимися видами происшествий, приводящими к травмированию со смертельным исходом, были наезд подвижного состава, поражение электрическим током, дорожно-транспортные происшествия.

Положение с травмированием работников в результате наезда подвижного состава свидетельствует о том, что, несмотря на неоднократные требования ОАО «РЖД», руководители железных дорог и других филиалов, служб, отделений железных дорог и структурных подразделений допускают формализм в профилактике производственного травматизма и в контроле за выполнением технологий безопасного производства работ, не выполняют в полном объеме сами и не требуют от подчиненных выполнения норм и правил по охране труда.

Таблица 1

Количество пострадавших от несчастных случаев по видам происшествий в ОАО «РЖД» в 2009 год

Вид происшествияКоличество, чел.Удельный вес, %1. ДТП5282. Падение с высоты и с движущегося подвижного состава84133. Воздействие перемещающихся грузов, движущихся разлетающихся деталей, изделий, материалов86144.Падение, спотыкание, скольжение на поверхности99155.Наезд,удар,придавливание внутрицеховыми транспортными средствами416. Взрыв котла, сосуда, работающего под давлением517. Удар, зажатие о расположенное рядом сооружение718.Воздействие экстремальных температур819. Пожар11210. Авария, крушение на ж.д. транспорте16311. Избиение28512. Поражение электротоком33513.Падение,обрушение материалов, груза, сооружений35614.Удар,придавливание,захват инструментами, приспособлениями36615.Наезд, удар, зажатие подвижным составом43716. Прочие нарушения7312ИТОГО620100

Основными причинами электротравматизма в хозяйстве электрификации и электроснабжения являются работа на неподготовленном рабочем месте (непроведение проверки отсутствия напряжения и отсутствие заземления на рабочем месте) и расширение фронта работы. В ряде случаев находящиеся на месте работ руководители среднего звена не принимают меры по предупреждению нарушений требований электробезопасности, а иногда и сами их инициируют. Недостаточное внимание в подразделениях уделяется вопросам организации обучения и проверки знаний по электробезопасности, особенно это касается вновь поступивших работников. Наиболее травмоопасными остаются следующие профессии: электромонтер контактной сети; электромонтер и электромеханик тяговой подстанции; слесарь по ремонту подвижного состава; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Руководители ряда подразделений не делают выводов из имевших место случаев электротравматизма, не занимаются работой по их предупреждению, в результате аналогичные происшествия повторяются в одних и тех же структурных подразделениях.

В связи с ухудшением работы по обеспечению электробезопасности на местах центральная комиссия ОАО «РЖД» провела внеочередную проверку, которая показала низкий уровень знаний по электробезопасности у ряда главных инженеров служб, отделений и дирекций. И это притом, что они являются ответственными за электрохозяйство и председателями комиссий по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.

Большинство случаев производственного травматизма со смертельным исходом в структурных подразделениях дирекций, вышедших из состава железных дорог, свидетельствуют о недостатках в организации профилактической работы в период их становления.

Выявлены следующие характерные недостатки:

приоритет у руководителей структурных подразделений выполнения производственных и плановых заданий перед обеспечением безопасных условий труда работников;

недостаточная вовлеченность руководителей, ИТР и производственного персонала подразделений в работу по охране труда;

недостаточно организованная работа по воспитанию корпоративной культуры безопасности труда и ответственного отношения к здоровью работников среди руководителей среднего звена в структурных подразделениях;

при производстве работ допускаются опасные ситуации, при этом руководители работ не обращают на это должного внимания и не принимают управленческих решений и корректирующих действий к их исправлению;

комиссиями при расследовании происшествий не всегда выявляются ключевые причины, приведшие к травмированию работников, что не позволяет разработать меры, гарантирующие исключение их повторения;

допуск к работе своевременно не прошедших медицинское освидетельствование работников, в том числе связанных с движением поездов;

недостаточные знания у руководителей структурных подразделений и командиров среднего звена вопросов охраны труда;

невыполнение в полном объеме руководителями различного уровня Перечня основных работ по охране труда, определенного стандартом СТО РЖД 1.15.002-2008 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД».

В хозяйстве перевозок ревизоры движения (ДНЧ), имея исключительные возможности влиять на предупреждение травмоопасных ситуаций, не в полной мере вовлечены в работу по охране труда. В структурных подразделениях компании сменяемость инженеров по охране труда составила около 50%. Основными причинами являлось возложение на них дополнительной, несвойственной им работы и неправомерное привлечение их к ответственности за неисполнение обязанностей руководителя.

Глава 3. Профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма

социальный поддержка работник корпоративный

Статистика производственного травматизма, проверки в дирекциях, вышедших из состава железных дорог, показали, что управление вопросами охраны труда, в том числе предупреждения производственного травматизма, после выхода их из состава железных дорог не систематизировано и требует корректирующих мер.

Для предупреждения производственного травматизма на железных дорогах для начала следует разработать планы по охране труда с учетом следующих рекомендаций:

. Разработка и планирование мероприятий по охране труда, включаемых в план, осуществляются работодателем или уполномоченным им представителем с участием профсоюза или иного представительного органа работников.

К выполнению этой работы нужно привлечь службы охраны труда РЖД в каждом филиале. При необходимости, для проведения консультаций по разработке и планированию мероприятий в установленном порядке привлекаются специалисты отдела охраны труда Департамента по управлению персоналом и кадровой политике Администрации городского округа.

. Мероприятия должны предусматриваеть решение следующих основных задач:

обеспечение в установленном порядке обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение условий и охраны труда;

сокращение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, тяжелым физическим трудом;

обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм, оснащение их необходимыми устройствами;

обеспечение средствами индивидуальной защиты (их содержание), смывающими и обезвреживающими средствами;

проведение обязательных медицинских осмотров работников.

. Разработка и планирование мероприятий осуществляются на основе нормативных правовых актов по охране труда и исходных данных о состоянии условий охраны труда в организации.

Для решения этой задачи в РЖД следует провести следующие мероприятия:

анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;

анализ обеспечения рабочих мест, работников необходимыми средствами защиты, а также средствами обеспечения обучения и инструктажа, проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

результаты технических осмотров, освидетельствований, испытаний, экспертизы технического состояния объектов (зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов и других), другая документация организации по вопросам охраны труда (приказы, распоряжения, акты, протоколы, журналы административно-общественного контроля и другое), а также требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей оборудования, используемого в организации;

предписания уполномоченных государственных органов надзора и контроля, службы охраны труда, других служб работодателя, заключения специалистов отдела охраны труда Администрации городского округа, представления уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов;

предложения структурных подразделений и служб организации, профсоюза, а также отдельных работников.

Так же рекомендуется усовершенствовать инструкцию по охране труда с учетом следующих рекомендаций:

·Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его профессии или вида выполняемой работы.

·Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется на основании приказа (распоряжения) работодателя.

·Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при её отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учётом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

·Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнем видов работ, утверждаемыми работодателем. Перечень инструкций, подлежащих разработке, утверждается работодателем и рассылается в структурные подразделения организации.

·Инструкции по охране труда для работников разрабатываются руководителями соответствующих структурных подразделений организации и утверждаются приказом работодателя по согласованию с соответствующим профсоюзным либо иным уполномоченным работником представительного органа.

·Служба охраны труда (специалист по охране труда) организации осуществляет контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда для работников, оказывает методическую помощь разработчикам.

·Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, и для других работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе указанных актов и утверждаются в порядке, установленном этими органами.

·Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель.

Отдел по охране труда РЖД должен учесть рекомендации провести анализ производственного травматизма и на основе выявленных недостатков усовершенствовать инструкции и провести мероприятия по предупреждению производственного травматизма в РЖД.

Заключение

Организация, развивающаяся социальная система, и к ней применимы все законы и принципы групповой динамики.

В организации всегда существуют, реализуются 2 вида активности: деятельность, направленная на решение базовой задачи, и активность по развитию отношений, возникающих между людьми.

Итак, организация - одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия - организационный эффект. Суть этого эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта - одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.

Оценка фактического состояния условий труда по степени вредности и опасности производится на основе сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормами. По результатам таких сопоставлений определяется класс условий труда, как для каждого фактора, так и для рабочего места в целом.

Изучив ОАО «РЖД» можно прийти к выводу, что условия труда там травмоопасные и тяжелые. Поэтому проблемам обеспечения безопасных условий труда в компании, как и прежде, уделяется повышенное внимание.

Подтверждением этого стало снижение уровня производственного травматизма на 4%. За такой динамикой стоит последовательная, планомерная работа, которую проводят руководители всех уровней и специалисты по охране труда по целому ряду направлений: разработка нормативно-правовой базы, приведение рабочих мест в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, обучение персонала, профилактика травматизма и т.д.

Все это говорит о том, что условия труда рабочих постепенно улучшаются, несмотря на то, что проблемы с производственным травматизмом остаются.

Поэтому в целом по компании можно отметить тенденцию улучшения социальной среды за счет ее фактора - условий труда.

Список источников и литературы

1.Источники

.1.Постановление Правительства РФ от 18.09.2003№ 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»»

.2.Постановление Правительства РФ от 18.05.2001№ 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте»

.3.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»

.4.Положение «о порядке обеспечения работников железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" и функциональных филиалов ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты, контроля за их качеством, содержания, эксплуатации и ухода» от 19 сентября 2006 года N ВП-8343

.5.Распоряжение от 19 декабря 2006 г. N 2495р «Об утверждении типовой формы соглашения о сотрудничестве при организации перевозок грузов»

.Литература

2.1.Граждан В.Д. Социология управления: учебник. - М.: КНОРУС, 2009.

2.2.Гриценко Н.Н. Основы социального государства. - М.: Социальные отношения, 2004.

.3.Гулиев М.А.Социология и психология управления: учебник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

.4.Захаров Н.Л.Управление социальным развитием организации. - М.: Инфра-М, 2006.

.5.Кишкель Е.Н. Социология и психология управления: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2005.

.6.Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - №5. С 7-12

.7.Российские железные дороги// #"justify">.8.Франчук В.И. Основы построения организационных систем. - М.: Экономика, 1991.

Похожие работы на - Система управления социальной подсистемой предприятия в современных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!