Региональная молодежная политика в Белгородской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,1 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональная молодежная политика в Белгородской области

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ






РЕГИОНАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Курсовая работа


студента Воронова Евгения Владимировича

по дисциплине «Система государственного управления»






Белгород 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РАЗДЕЛ II. РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Раздел III. совершенствование РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Общество, государство, не определившее идеологии и перспектив развития, лишенное духовных основ и, главное, не нашедшее приложения своим молодым гражданам, не может рассчитывать в перспективе на улучшение собственного положения. Как же молодежь оценивает свои возможности в обществе, насколько само общество использует потенциальные возможности молодого поколения как стратегического ресурса развития России в XXI в., и в какой мере это находит отражение в государственной молодежной политике? Эти вопросы особенно актуальны на сегодняшний день и требуют незамедлительного решения органами государственного управления всех уровней власти.

Учитывая, что кризисное состояние российского общества стало долговременным фактором социально-экономической жизни и основные характеристики положения молодых россиян в главных чертах сохраняются, одним из важнейших индикаторов социального неблагополучия страны является резкое ухудшение на протяжении 90-х гг. положения молодежи - той части российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России в ближайшие десятилетия. Составляя примерно пятую часть населения страны (на начало 1999 г. численность 15-29-летних россиян - 32,2 млн. человек, или 22% населения), молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Однако в годы, завершающие десятилетие, российскому обществу, государству не удалось продвинуться сколько-нибудь вперед в решении основных социальных проблем молодого поколения, что сузило социальную базу реформ. На фоне снижения многих показателей в социальной сфере эти проблемы нарастали.

Актуальность молодежной политики в Белгородской области продиктована, прежде всего, необходимостью комплексного решения проблем молодых граждан.

Степень изученности выбранной темы. Данная тема не является в полной мере научно разработанной отечественными авторами. Но в последнее время данная проблема приобретает особый интерес и является одним из приоритетных направлений при реализации государственной политики. Эта тема находит отражение в трудах таких авторов как В.П. Бабинцев, Е.В. Реутов, И.В. Бояринова, Е.Т.Слуцкий, А.А. Шулус и др.

Проблема обусловлена наличием противоречия между необходимостью разработки новых форм и механизмов реализации молодёжной политики на уровне субъекта РФ как важного компонента единой государственной молодёжной политики и отсутствием возможных путей совершенствования рассматриваемой сферы.

Объектом работы является молодёжная политика в регионе.

Предмет - особенности организации и функционирования региональной молодёжной политики в Белгородской области.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ реализации региональной молодёжной политики в Белгородской области.

Задачи:

. Изучить понятие «государственная молодёжная политика» и её особенности на региональном уровне.

. Выявить проблемы, связанные с реализацией молодёжной политики в Белгородской области.

. Разработать основные пути повышения эффективности организации региональной молодёжной политики, учитывая существующие тенденции реализации политики в данной сфере на уровне субъекта РФ.

Теоретико-методологические основы исследования. В ходе изучения поставленной проблемы применялись следующие методы: исторический, абстрактно-логический метод, используемый для построения теории и включающий многообразные приемы и операции: анализ и синтез, дедукцию и индукцию, переход от абстрактного к конкретному и наоборот, аналогию и гипотетическое предположение и др.

В работе применяется комплексный подход к решению поставленной проблемы. Новая информация создается такими методами как: сравнение, анализ.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические обзоры, результаты исследований ряда социологических центров, вторичный анализ материалов по изучаемой проблематике, нормативно-правовые акты, в том числе постановления Правительства Белгородской области, постановления Губернатора Белгородской области, а также Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённая Правительством РФ, и другие справочные и аналитические материалы.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

государственный молодёжный политика

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Государственная молодежная политика в широком смысле - это внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи; это та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и, прежде всего, замыкается на молодежи.

Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

  • возрождения России как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;
  • создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;
  • содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
  • воспитания и образования молодежи;
  • реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;
  • использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;
  • создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
  • защиты их прав и законных интересов;
  • недопущения дискриминации молодых граждан по мотивам возраста.

Цели государственной молодежной политики реализуются органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и иные юридические и физические лица.

Исходя из целей реализации молодежной политики, можно сделать вывод, что она призвана, в первую очередь, упорядочить и создать базу для всестороннего развития молодежи. Анализируя современное состояние молодого поколения, нельзя не заметить, что участие в политической, культурной, духовной и экономической сферах общественной жизни сводится к минимуму, а в некоторых случаях наблюдается полное отсутствие заинтересованности. Таким образом, для соблюдения не только конституционных, но и морально-этических основ общества необходимо в полной мере реализовать основные задачи государственной молодежной политики.

Задачи по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации на федеральном уровне определяются уполномоченными федеральными органами государственной власти, рассматриваются Правительственной комиссией по делам молодежи и принимаются Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Общественные объединения и иные юридические и физические лица участвуют в реализации задач государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации и собственными уставными положениями.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных положениях равенства прав и обязанностей гражданина независимо от его национальности, языка, отношения к религии, политической ориентации, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям. Реализация этих положений в отношении молодежи осуществляется на ряде принципах, которые также сформулированы в Стратегии государственной молодежной политики. В принципах молодежной политики были сформулированы и принципы единства и преемственности государственной молодежной политики, что играет немаловажную роль в реализации данного направления. Это связано с тем, что деятельность государственных органов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны носить не противоречивый характер и возможность реализации молодежной политики не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации.

Нельзя забывать и о проблемах интеграции в обществе инвалидов, выпускников образовательных учреждений, детей сирот, детей оставшихся без попечительства родителей, воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений, жертв насилий, переселенцев и мигрантов и других социально незащищенных слоев населения. В связи с этим были сформированы приоритетные направления государственной молодежной политики на всех уровнях власти. Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия. Политика государства, имея поставленные цели, предполагает поэтапные действия, выделяя основные направления реализации государственной молодежной политики.

К основным направлениям, государственной молодежной политики, можно отнести такую группу направлений, как экономико-правовые, социальные и культурные. Государственная молодежная политика основывается на признании за молодым человеком всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации.

Государство исходит из особого общественного значения одаренной личности и стремится к тому, чтобы меры поддержки молодых талантов не вели к искажению естественных социокультурных процессов. Ключевым фактором при осуществлении мер по созданию более приемлемых условий для творческой деятельности молодежи является сохранение и развитие интеллектуального и творческого потенциала общества. Для этого из государственного и муниципального бюджета выделяются средства, при помощи которых создаются условия для формирования, развития и поддержке молодых талантов. Немало важным является то, что сейчас все большее внимание поддержке инновационной деятельности молодых граждан. Государство признает физическое и духовное развитие молодежи необходимой частью национального развития и высокой общественной ценностью. Оно исходит из комплексного характера деятельности по формированию должных условий физического и духовного развития молодежи.

Государство намерено оказывать материальную и финансовую поддержку молодежным и детским объединениям, осуществляющим мероприятия в области государственной молодежной политики. При определении правового статуса молодежных и детских общественных объединений, происходит финансирование данной отрасли на дальнейшее развитие и улучшение качества предоставляемых услуг. Государство оказывает поддержку молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития. С этой целью разрабатываются программы по формированию и реализации благоприятных условий для получения образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, как на бюджетной основе, так и на основании договора с оплатой ими стоимости обучения. В связи со сложной социальной адаптации молодых граждан, окончивших данные учреждения, в аспекте государственной молодежной политики были разработаны программы по разработке и осуществлению долгосрочных мер по обеспечению занятости выпускников, для поддержки их стабильной, полноценной деятельности в организациях различных организационно-правовых форм. Кроме того, для формирования всесторонне развитой личности в образовательных учреждениях реализуется система мер по повышению правовой культуры молодых граждан. Помимо этого принимаются меры по распространению в молодежной среде идей духовного единства, чувства патриотизма, дружбы народов и межнационального согласия.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации реализуется в сложных экономических и социальных условиях. В существующей общественно-политической системе государственное направление реализации молодежной политики является практически единственным. Политические партии, как правило, не имеют четкой, разработанной, оформленной молодежной политики, сводя свою роль к провозглашению позиций, которые, по их мнению, должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи и использованию молодежи в качестве своего резерва для пополнения партийных рядов.

Таким образом, в современной социально-политической системе роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях в реализации политики по отношению к молодому поколению занимает доминирующее положение.

В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики со своей спецификой ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный. В настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная нормативно-правовая база.

Однако, в целом, государственная молодежная политика реализуется не достаточно эффективно.

Причины этого выражаются в затягивании принятия федерального Закона о государственной молодежной политике, который был бы призван выделять ее в самостоятельную отрасль для активного решения молодежных проблем. Происходит углубление негативных процессов по многим аспектам жизнедеятельности молодых граждан России. Еще одной проблемой реализации молодежной политики является недостаточное финансирование государственной молодежной политики по установленным статьям.

Общее и объективное мнение заключается в том, что государственная молодежная политика сегодня должна формироваться и реализовываться на качественно ином уровне, чем это имеет место в субъектах Российской Федерации и России в целом. Молодежная политика должна быть адекватной современному положению и перспективам российского государства. Система управления государственной молодежной политикой на федеральном уровне представляет собой многоуровневый процесс, включающий деятельность всех ветвей власти.

Практически все федеральные министерства и ведомства в той или иной степени занимаются решением проблем молодежи. Главным механизмом участия в решении проблем молодежи является реализация ими социальных программ, по которым они выступают генеральными заказчиками, включение в свои социальные программы подпрограмм, разделов по работе с молодежью.

Решение проблем образования, труда и занятости, здравоохранения, досуга и отдыха, устройства семейной жизни молодежи требует координации действий ряда федеральных органов исполнительной власти. Эта задача во многом связывается с работой Правительственной комиссии по делам молодежи, созданной в 2000 году.

Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Признавая необходимость материальной и духовной поддержки молодежи, предоставления ей льгот в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых условий, ориентиры современной молодежной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации и самореализации.

Вместе с тем, инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную в ущерб государству в целом, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности. Молодежная политика призвана способствовать формированию потребности молодежи в общественном служении, в понимании своей ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.

Целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи, создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности.

Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь - важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой государственной молодежной политики.

В соответствии с этим и следует конструировать задачи государственной молодежной политики. Они должны отражать, во-первых, путь жизненного становления молодого человека; во-вторых, включение его в систему общественных отношений; в-третьих, его жизнедеятельность как гражданина.

Включение молодежи в управление государственной молодежной политикой и реализацию программы «Молодежь России» в основном проявляется как деятельность молодежных и детских общественных объединений, реализация их программ и проектов, получающих государственную поддержку. Важную роль играет создание советов, комитетов по работе с общественными объединениями при органах по делам молодежи, участие органов по делам молодежи в подготовке лидеров молодежных и детских общественных объединений. Формируются молодежные структуры при органах законодательной и исполнительной власти. Эти формы требуют закрепления и постепенного поэтапного наращивания объемов поддержки и расширения направлений сотрудничества, партнерства государства и молодежи.

Таким образом:

1. Государственная молодежная политика является приоритетным направлением развития не только в России, но и во все мире. Сформулированные задачи и принципы в контексте молодежной политики четко отражают основную сферу направленности деятельности органов, уполномоченных в ее реализации.

. В государственной молодежной политике нашли свое отражение все сферы жизни молодежи. В ней разработан ряд программ, направленных на поддержку не только несовершеннолетних или лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но и на развитие и поддержание базы молодой семьи, молодых граждан, которые только что получили профессиональное образование, а также направления по поддержанию инновационной деятельности молодых людей.

. Однако в реализации молодежной политики недостаточную роль играют молодежные объединения, что приводит слабой организованности работы в молодежной сфере. Причиной этому может послужить то, что государственная молодежная политика реализуется в сложных экономических и социальных условиях.

РАЗДЕЛ II. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

На региональном уровне основными задачами государственной молодежной политики являются:

·обеспечение выполнения нормативных правовых актов о молодежи;

·реализация региональных программ «Молодежь» и разработанных на их основе муниципальных программ.

Основное содержание региональной молодежной политики, как показывает складывающийся опыт, выражается в следующих направлениях:

  • социальная поддержка молодежи, молодой семьи;
  • поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи;
  • организация занятости молодежи;
  • противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде;
  • гражданское и патриотическое воспитание молодежи;
  • организация работы по месту жительства;
  • развитие молодежного и детского самоуправления; информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики;
  • поддержка молодежного предпринимательства.

Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Годы становления государственной молодежной политики на Белгородчине были насыщены работой по созданию региональной нормативно-правовой базы. В результате в области стали действовать следующие законы:

  • «О дополнительных гарантиях молодому поколению»;
  • «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав в Белгородской области»;
  • «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Белгородской области»;
  • «Об активизации работы военно-патриотического воспитания молодежи»;
  • «О государственной поддержке молодых семей в инвестировании строительства и реализации им жилья на территории Белгородской области»;
  • «О первоочередных мерах по усилению профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в Белгородской области»;
  • «О мерах по поддержке деятельности студенческих трудовых отрядов в Белгородской области».

Основные приоритетные направления развития государственной молодежной политики, необходимость реализации которых распространяется в том числе и на региональный уровень, можно условно разделить на две группы: экономическое и социально-культурное направления. С экономической направленности молодежной политики обеспечение экономической самостоятельности молодых граждан, осуществление государственной поддержки молодых семей и реализация прав на труд являются основными приоритетными сторонами развития. Хотя необходимо подчеркнуть, что данное направление развития не в полной мере выполняет свои задачи, в связи с низким уровнем информированности молодого поколения. Это противоречие, в свою очередь, нашло отражение в социально-культурном направлении развития молодежной политики. Здесь можно сказать о системном вовлечении молодежи в общественную жизнь, об информировании всех молодых людей о возможностях их развития, а также о возможностях применения созданных в стране условий для реализации своего потенциала.

Реальное положение дел и возможности структур по делам молодежи, органов исполнительной власти районов и городов области ставят под сомнение успешное проведение государственной молодежной политики в регионе. Не везде государственная молодежная политика воспринимается как одно из наиболее важных, стратегических направлений деятельности органов исполнительной власти.

В администрациях многих районов и городов области недостаточно внимания уделяется укреплению органов по делам молодежи.

Нередко статус молодежных структур видоизменяется, они наделяются несвойственными функциями. Чаще всего функции управления молодежной политикой объединяют с функциями развития физкультуры и спорта. Нуждается в совершенствовании количественный и качественный состав работников структур по делам молодежи. Низок уровень воспитательной работы с молодежью. Отсутствует четкая вертикаль взаимодействия с молодежными и детскими общественными организациями.

Государственная молодежная политика на современном этапе исходит из того, что основные проблемы Белгородской молодежи необходимо решать на трех стратегических направлениях:

  1. Реализация права на жизнь и здоровое существование. В состоянии здоровья молодежи сохраняется ряд негативных тенденций, ухудшается ситуация по наркологическим заболеваниям (за 2006-2010 годы количество наркоманов в возрасте от 18 до 29 лет увеличилось в 2 раза, от 15 до 17 лет - в 3 раза).
  2. Изменение в лучшую сторону условий жизни молодежи. В 2004 - 2005 годах немного увеличился коэффициент удовлетворенности размером своих доходов. Изменяется модель социально-экономического поведения молодежи, от пассивно-ожидающего до активно-деятельностного. Особую проблему составляет занятость молодежи и ее трудоустройство. Ежегодно на рынок труда попадает 50 тысяч граждан от 16 до 29 лет. Отсутствие стажа и опыта работы у молодых людей снижает их конкурентоспособность на рынке труда.
  3. Формирование общественного сознания молодежи. Последние исследования показывают, что молодые люди более или менее ясно сознают факт социальной дифференциации в социальной среде, наличие в ней групп с различными ценностями и личными ориентирами. Молодежь более прагматична, рационально мыслящая, ориентирующая на богатство и деловую карьеру. Возможность достижения этих целей молодые люди связывают с хорошим образованием и наличием условий для самореализации. Коллективные ценности в молодежной среде все чаще отходят на второй план. В то же время общественное сознание молодежи характеризуется высоким уровнем личной тревожности (за личную безопасность). Уровень криминализации молодежи достаточно высок, но имеет тенденцию к снижению.

Решение многих проблем современной белгородской молодежи возможно в ходе реализации государственных молодежных программ. В области создаются различные условия для самореализации молодежи. Среди основных молодежных программ Белгородской области существуют такие, как:

  • Областная целевая программа «Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Белгородской области» на 2009-2015 годы;
  • Долгосрочная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав» на 2010-2013 годы;
  • Долгосрочная целевая программа «Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества Белгородской области» на 2012-2016 годы;
  • Целевая программа Белгородской области «Социальная адаптация лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы» на 2012-2013 годы;
  • Долгосрочная целевая программа государственной поддержки уголовно-исполнительной системы Белгородской области на 2013-2015 годы;
  • Долгосрочная целевая программа «Развитие мировой юстиции в Белгородской области» на 2013-2015 годы;
  • Долгосрочная целевая программа «Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения в Белгородской области» на 2013-2020 годы;
  • Долгосрочная целевая программа «Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, противодействия их незаконному обороту в Белгородской области на 2013-2015 годы».

В 90-х годах в практику вошло проведение научно-практических конференций и подготовка докладов главе администрации о положении молодежи в Белгородской области. Во второй половине 90-х годов укрепились отделы по делам молодежи в городах и районах.

Совместно с молодежными организациями активную воспитательную работу ведет областное оборонное общество ДОСААФ. 25 сентября 1991 года правопреемницей ДОСААФ стала общественная организация «Российская оборонная спортивно-техническая организация» (РОСТО).

Материально-техническая база и кадровый потенциал РОСТО совместно с органами по делам молодежи позволяют решать задачи подготовки молодых людей, подлежащих призыву на военную службу. РОСТО отмечена наградами за подготовку специалистов вооруженных сил.

В соответствии с постановлением Правительства области от 29 декабря 2008 г. № 338-пп «Об областной целевой программе «Молодость Белгородчины» на 2009-2013 годы» и реализации молодежного регионального проекта «Молодой доброволец региона» управлением по делам молодежи области инициировано проведение областного молодежного проекта «Спешите творить добро!».

При всем различии практик проведения молодежной политики органами местного самоуправления, можно говорить об общих проблемах этого уровня ее реализации:

  • узковедомственный и отраслевой подход в работе с молодежью;
  • информационная недостаточность сведений о федеральных и региональных проектах и программах социальной работы с молодежью субъектов РФ;
  • разобщенность и отсутствие общих подходов, недостаточно эффективная координация деятельности структур по работе с молодежью;
  • недостаточный статус и полномочия органов по делам молодежи в системе исполнительной власти;
  • отсутствие государственных и муниципальных социальных нормативов и стандартов социальной поддержки молодежи;
  • недостаточное или полное отсутствие материально-технической базы органов по делам молодежи.

Таким образом:

. Реальное положение дел и возможности структур по делам молодежи, органов исполнительной власти районов и городов области ставят под сомнение успешное проведение государственной молодежной политики в регионе. Не везде государственная молодежная политика воспринимается как одно из наиболее важных, стратегических направлений деятельности органов исполнительной власти. Постепенное решение указанных проблем приведет к формированию более эффективной молодежной политики в области.

. Муниципальная политика должна рассматриваться как основное звено в сложной системе проведения целостной политики государства по отношению к молодежи в государстве. Именно отсюда должна начинаться вся работа по формированию соответствующих планов работы. На базе сведенных планов территорий должен решаться вопрос о соотношении различных частей государственного бюджета, выделенного под эти цели. Сформированная таким образом на местах основа государственной молодежной политики будет иметь реальные, а не абстрактные экономические источники, складываться из реальных возможностей, заложенных на местах, и будет эффективной в условиях укрепления государственной молодежной политики.

. Анализируя современное состояние молодого поколения, нельзя не заметить, что участие в политической, культурной, духовной и экономической сферах общественной жизни сводится к минимуму, а в некоторых случаях наблюдается полное отсутствие заинтересованности. Таким образом, для соблюдения не только конституционных, но и морально-этических основ общества необходимо в полной мере реализовать основные задачи государственной молодежной политики.

РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Региональная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти, рассматриваемое как элемент системы государственной безопасности государства, отвечающий за участие молодежи в социально-экономических, общественно-политических отношениях, и обеспечивающий модернизацию общества путём формирования новых социальных норм через систему работы с молодёжью. Региональная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

Молодежная политика реализуется на всех уровнях власти по приоритетным направлениям. Для их реализации создаются целевые комплексные программы и выделяются средства бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней.

На муниципальном уровне молодежная политика - представляет собой совокупность целей и мер, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив.

С 2003 года молодежная политика в муниципальных образованиях осуществляется на основе программно-целевого метода, что предполагает объединение усилий органов местного самоуправления, учреждений и организаций всех форм собственности, общественных объединений, широкое привлечение внебюджетных финансов, внедрение новых управленческих технологий.

Молодое поколение традиционно рассматривается как гарант будущего индивидуального выживания, социально-экономической стабильности и как общий стратегический ресурс развития общества. Однако жизненные установки молодежи не во всем соответствуют потребностям страны и ее территорий в инновационном развитии. Система построения, механизмы осуществления, методы оценки эффективности молодежной политики остаются неопределенными. Работа с молодежью подчас проводится ситуативно и противоречиво. Процессы в молодежной среде, являясь частью различных видов общественных отношений, развиваются нелинейно и не могут быть стандартизированы на локальном уровне и перенесены в виде готовых целевых молодежных программ в другие регионы. Очевидна потребность решения проблем методологического, правового и институционального единства молодежной политики как основания практической политики федерального, регионального и муниципального уровней.

Всё это говорит о том, что в настоящее время реализация государственной молодежной политики в муниципальных образованиях не всегда эффективна. Об этом можно говорить в силу ряда причин.

Среди них:

отсутствие четко обозначенных целей и критериев молодежной политики на государственном уровне, не позволяющее ей занять свою нишу, в результате чего происходит недопонимание роли молодёжной политики со стороны представителей других сфер деятельности.

недооценка органами муниципальной власти роли молодежи в процессах развития общества, вследствие чего и молодежь не верит в себя и утрачивает желание и способность участвовать в социально-экономических и общественно-политических отношениях территории;

отсутствие в некоторых муниципальных образованиях учреждений среднего и высшего профессионального образования, ведущее за собой высокую степень миграции молодежи в крупные города, в результате чего происходит усиление дифференциации молодежи не только по социально-экономическим, возрастным параметрам, но и в системах ценностных ориентаций;

территориальная разобщенность поселений и отсутствие районного центра в некоторых районах, что не позволяет обеспечить единую тактику в реализации молодежной политики.

отсутствие квалифицированных кадров в поселениях муниципальных образований для работы с молодёжью.

Эти проблемы представляют угрозу для муниципального образования, поскольку на их фоне наблюдается низкая включенность молодежи в процессы местного самоуправления. Возникает необходимость поиска путей совершенствования молодежной политики на муниципальном уровне.

Обозначенные проблемы могут быть решены с помощью выявления потребностей, интересов, ценностных ориентаций молодежи и формирования научно обоснованной молодежной политики муниципального образования, в соответствии с общегосударственной и региональной политикой, и уклоном на местную специфику.

На сегодняшний день в этом направлении уже сделаны первые шаги.

Региональная молодежная политика сегодня регулируется Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Законом «О государственной молодежной политике Красноярского края». В данных документах определены приоритетные направления и задачи государственной молодежной политики, на основании которых выстроена система работы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края. В работе с молодежью региона выделяются 10 приоритетных направлений работы: «Команда», «Я гражданин», «Доброволец России», «Молодая семья», «Арт-парад», «Шаг навстречу», «Карьера», «Информационный поток», «Территория инновации», «Предприниматель».

В Минусинском районе, на основании региональных нормативно-правовых документов, в целях совершенствования молодежной политики по приоритетным направлениям на территории Муниципального образования, реализуется ряд долгосрочных целевых программ на 2011-2013 годы: «Молодежь Минусинского района», «Развитие волонтерского движения на территории Минусинского района», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Минусинском районе», «Развитие туризма на территории Минусинского района» "Отдых, оздоровление, занятость детей и подростков Минусинского района», «Одарённые дети», «Развитие предпринимательства на территории Минусинского района».

В рамках целевых программ усилены меры по правовому просвещению молодежи. Особое внимание уделено созданию условий по включению молодежи в новые виды деятельности. Поддержку получили эффективные модели и формы участия молодёжи в трудовой и экономической деятельности. Оказано содействие развитию рекламы в разных сферах деятельности. Развиваются детские, молодежные, семейные объединения, что, несомненно, благотворно влияет на становление гражданского общества.

В районе действует общественная организация «ДОМ» (Добровольное Объединение Молодёжи), деятельность которой направлена на организацию молодежи вокруг решения поставленных задач, направленных на здоровый образ жизни и заполнение свободного времени полезным делом. Проводятся совместные рейды и мероприятия направленные на поддержку подростков из неблагополучных семей, состоящих на учете, подростков «группы риска» и включение их в активную творческую и трудовую деятельность. Всего на территории района действует 13 волонтерских клубов. Общее количество постоянных участников движения - 320-330 чел. Возрастная категория - 14 -35 лет.

В целях поддержки талантливой молодежи и ее творческих инициатив, организации и развития молодежного досуга ежегодно в районе проводится более 500 мероприятий. Самые значимые из них фестиваль «Волшебный микрофон», конкурс вокалистов «Созвездия Минусинского района», конкурс короткометражных фильмов», конкурс «Доброволец года», конкурс красоты «Мисс Селяночка». В целях пропаганды семейных ценностей в районе создаются молодёжные семейные клубы, традиционным стало проведение районного конкурса семейных пар «Сила+Грация».

Ведется систематическая и целенаправленная работа по формированию духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, разработана система мероприятий по гражданско-патриотическому и спортивному воспитанию. Осуществляется организация работы с допризывной и призывной молодежью по подготовке к службе в Вооруженных силах РФ. Ведется работа по формированию системы профориентации молодежи.

Большой вклад в реализацию молодёжной политики на территории района вносит МБУ «Молодёжный центр» «Тонус», в мероприятиях которого принимают участие около 67,6% молодежи района. Большинство программ молодёжной политики реализуются молодёжным центром. В 2012 году МЦ «Тонус» получены субсидии из Краевого бюджета на создание единой информационной сети, на развитие добровольчества, на развитие патриотизма и на развитие молодёжного центра. С целью формирования единого молодежного информационного пространства в 2011 году в районе в рамках конкурса «Мой мир» был создан сайт okstimp.ru.

В целях совершенствования работы с молодёжью на курсы повышения квалификации, курсы повышения профессионального мастерства, тренинги личностного роста направляются не только специалисты отрасли молодёжной политики, но и работники культуры, рабочая молодежь, лидеры общественных объединений - все те, кто напрямую работают в селах с молодёжью. На территории сёл на базе учреждений культуры открываются отделения МЦ «Тонус», что позволяет охватить более широкие слои молодежи и развивать приоритетные направления молодёжной политики не только в стенах молодёжного центра, но и в малых селах района.

Молодежная политика сегодня может быть эффективной только в том случае, если она поддерживает индивидуальное развитие молодого человека, а не стремится формировать его личность по шаблонам, стандартам, предписаниям.

Молодежная политика должна облегчать, информационно и ресурсно обеспечивать выбор молодого человека, а не просто его дисциплинировать; она должна стимулировать инициативы молодежи и ее организаций, а не навязывать свои варианты решений. Сегодня современная молодежная политика должна быть гибкой и сочетать в себе централизованную государственную составляющую и децентрализованную общественную.

Именно поэтому сегодня и ведется речь о совершенствовании молодёжной политики на муниципальном уровне, которая должна уйти от доминирования механизмов социальной поддержки молодежи в пользу создания условий для ее позитивной социализации, самореализации, социального развития.

Для совершенствования механизмов реализации молодежной политики на уровне муниципальных образований необходимо решать ряд первоочередных задач, одной из которых является разработка стратегии развития муниципальных образований, опирающихся на мониторинг изучения общественного мнения, на связь с общественностью, а также на учет динамики экономических и социальных факторов, включая демографические. Разработанные стратегии зададут ориентиры для работы с молодежью, позволят разработать систему мер для роста общественной самоорганизации и проявления молодежных инициатив во всех сферах жизнедеятельности местного сообщества. Это создаст реальные возможности для включения молодежи в процессы местного самоуправления.

Необходимо чётко отрегулировать межведомственное сотрудничество всех отраслей муниципальных образований, которое позволит осуществить единый подход к реализации молодёжной политики в территориях.

Возникает необходимость открытия в поселениях муниципальных образований отделений молодежных центров с учетом особенностей территорий, что позволит обеспечить доступ молодёжи всех сёл к услугам, предоставляемым молодежными центрами и создать условия для возникновения в поселениях молодежных проектных команд как гибких временных творческих групп, ориентированных на разработку новых социальных проектов.

Невозможно совершенствовать молодёжную политику без квалифицированных кадров. Необходимо предусмотреть систему мер поддержки специалистов отрасли молодежной политики для закрепления специалистов для работы с молодёжью на селе.

Создание системы мониторинга социального развития позволит повысить эффективность молодежной политики и даст возможность оперативно реагировать на изменения, происходящие в молодежной среде, и учитывать их при разработке и реализации направлений молодежной политики.

Таким образом, несмотря на то, что молодежная политика сегодня оформлена в нормативном и организационном отношении, можно говорить о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на придание ей системного характера, позволяющего развивать муниципальную молодежную политику в едином направлении со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Главным результатом совершенствования молодежной политики должны стать улучшение положения молодежи в Муниципальных образованиях и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие своих территорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В деятельности структур по реализации государственной молодежной политики главное, основное внимание должно быть направлено на координацию деятельности всех государственных структур и на взаимодействие с социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью. Разрозненность этих действий не позволяет в единстве и целенаправленно реализовывать государственную молодежную политику, направлять в единое русло усилия и возможности многочисленных государственных и общегосударственных структур, имеющих отношение к решению молодежных проблем.

В связи с недостаточностью материально-технических и финансово-экономических средств, необходимо проводить политику разделения по механизмам в отношении разных источников (бюджеты органов по делам молодежи; бюджеты отраслевых ведомств, бюджеты комплексных программ, бюджетные фонды, внебюджетные фонды, бюджеты разных уровней и т.д.), принципов финансирования (конкурсный, целевой), объектов финансирования (обеспечение программ и мероприятий; обеспечение функционирования отраслевых институтов государственной молодежной политики; прямое финансовое обеспечение молодежи (кредиты, дотации, гранты и т. д.)).

Предстоит сосредоточить усилия на развитии инфраструктуры молодежной политики, в первую очередь, на муниципальном уровне, укреплять материально-техническую базу органов по делам молодежи и их учреждений.

Государственная молодежная политика может стать эффективной при опоре на инициативу и деятельность на местах с учетом исторической, национальной, социально-демографической, природной специфики.

Требуется более эффективная и комплексная кадровая политика, подключение кадровых работников к выполнению вновь разрабатываемых проектов, формирование соответствующих банков данных, учебно-методическое сопровождение профильных программ.

В целом на сегодняшний день реализация государственной молодежной политики как сферы государственной деятельности основывается на координации деятельности всех органов, осуществляющих социальную политику государства, нормативно-правовом, управленческом, финансовом ее обеспечении. Практически ее реализация встретила (и встречает) большие трудности.

На нынешнем этапе общество не в состоянии адекватно отреагировать на потребности и проблемы молодежи, а, следовательно, сформировать целостную молодежную политику. В то же время и сегодня, возможно, принять меры по созданию условий для реализации государственной молодежной политики на законотворческом, программном, кадровом, материально-техническом и финансово-экономическом уровнях.

Если говорить о реализации молодежной политики в регионе, то она основана только на проведении программ, направленных на массового зрителя, проведения тематических мероприятий, что не в полной мере охватывает всю сущность молодежной политики, сформированной на государственном уровне.

Однако, мы можем наблюдать положительную тенденцию в формировании молодежного сознания, что является результатом действия молодежной политики. Необходимо заметить, что в последнее время все большее внимание уделяется культурно-патриотическому воспитанию молодых граждан, что уже является положительной динамикой в реализации молодежной политики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. [Текст] От 30 ноября 1994 года № 51 - Ф3 // СПС «Гарант».

2.О Совете молодых ученых и специалистов Белгородской области [Текст]: Постановление губернатора Белгородской области от 26 мая 2009 года №45 // Белгородские известия. - 2008. - 18 июня.

.Концепция государственной молодежной политики РФ [Текст]: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 октября 2005 года № 1362-р. // БНА РФ. - 2005. - №3. - 94 с.

.Об активизации работы военно-патриотического воспитания молодежи [Текст]: Постановление Правительства Белгородской области от 4 декабря 2001 г. № 338-пп // Белгородские известия. - 2001. - 28 декабря.

.Об областной целевой программе «Молодость Белгородчины» на 2009-2012 годы [Текст]: Постановление Правительства Белгородской области от 29 декабря 2008 г. № 338-пп // Белгородские известия. - 2008. - 30 января.

.О комплексных мерах по организации деятельности студенческих трудовых отрядов области на 2009-2012 годы [Текст]: Постановление губернатора Белгородской области от 10 марта 2009 года № 16 // Белгородские известия. - 2008. - 28 марта.

8.Об утверждении Положения об управлении по делам молодежи Белгородской области [Текст]: Постановление Правительства Белгородской области от 13 ноября 2010г. №391-пп // Белгородские известия. - 2010. - 3 декабря.

.О работе государственных органов по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями [Текст]: Постановление Правительства Белгородской области от 5 марта 2008г. №241-пп // Белгородские известия. - 2008. - 24 марта.

.Андреева И.М. Молодежная политика: проблемы реализации [Текст] / И.М. Андреева // СОЦИС. - 2009. - № 4.

11.Бабинцев В.П. Социальное аутсайдерство молодежи пограничного региона: проблемы диагностики и регулирования. [Текст] / В.П. Бабинцев, Е.В. Реутов, И.В. Бояринова. - Белгород: КОНСТАНТА, 2007. - 350 с.

12.Беспаленко П.Н. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики (на материалах Белгородской области) [Текст] / П.Н. Беспаленко, В.М. Захаров, О.В. Соловьев. - Белгород: КОНСТАНТА, 2008. - 142 с.

.Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х к 2010) / Под ред. д-ра филос. наук, проф. В.Н. Шубкина.- М.: Эдиториал УРСС, 2010. - 253 с.

.Криворученко В.К. Молодежная политика в ретроспективе// Государственная молодежная политика в РФ. Региональная молодежная политика: анализ, проблемы, перспективы. [Текст] / В.К. Криворученко. - Выпуск 1. - М.,ПАГС, 2005. - 378 с.

.Луков В.А. Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации: Сборник документов. ч. I-III [Текст] / Под общей редакцией В.А.Лукова.- М.: Социум, 2007. - 756 с.

.Сборник положений о проведении основных массовых молодёжных акций и мероприятий в 2009 году в Белгородской области.

.Слуцкий Е.Т. Качество жизни молодежи и молодежная политика. [Текст] / Е.Т.Слуцкий. - СПб.: Петрополис, 2007. - 534 с.

18.Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации [Текст]: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р. // БНА РФ. - 2007. - №7. - 49 с.

.Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы. [Текст] / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок.- М.: Социум, 2000. - 341 с.

.Шулус А.А. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях [Текст] / Под общ. ред. д.э.н., профессора А.А. Шулуса. - М.: Наука, 2001. - 316 с.

Похожие работы на - Региональная молодежная политика в Белгородской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!