Штриховая идентификация и компьютерное прослеживание в реальном масштабе времени

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,21 Мб
  • Опубликовано:
    2013-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Штриховая идентификация и компьютерное прослеживание в реальном масштабе времени

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Институт экономики, управления и права

Кафедра менеджмента и маркетинга

Специальность: 080507.65 - «Менеджмент организации»





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Логистика»

на тему: «Штриховая идентификация и компьютерное прослеживание в реальном масштабе времени»


Выполнила: студентка 3 курса Шулепина А.П., группа МН-11

Проверил: профессор кафедры д.э.н., профессор Воронков А.Н.





Нижний Новгород - 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

.1 Сущность и значение применения информационно-компьютерных технологий

.2 Виды систем слежения и диспетчеризации

.3 Применение в логистике сети Интернет

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ШТРИХОВЫХ КОДОВ

.1 Сущность и значение применения штриховой идентификации

.2 Виды штриховых кодов. Штриховой код EAN

.3 Нанесение и считывание штрих-кода с помощью различных устройств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

С развитием производства и торговли всё острее встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в электронную базу данных на предприятиях для последующего решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения. Автоматизация торговли и учета движения материальных потоков расценивается как наиболее актуальная задача, решение которой позволяет оптимизировать работу торговых сетей и минимизировать возможные материальные и временные расходы торговых компаний. Поэтому было решено всю информацию о товарах и продукции «записывать» с помощью штриховой идентификации и контролировать движение материальных потоков с помощью систем слежения и диспетчеризации. В настоящее время при огромном количестве розничных торговых сетей и супермаркетов штриховая идентификация и компьютерное прослеживание движения товаров в реальном масштабе времени необходимы и просто незаменимы.

Предметом исследования данной курсовой работы является процесс компьютерного прослеживания движения товаров в реальном масштабе времени и процесс штриховой идентификации товаров и продукции.

Объектом исследования данной курсовой работы являются технологии и оборудование, применяемые для компьютерного прослеживания движения товаров, а также различные штрих - коды, принтеры и сканеры, необходимые для нанесения и считывания штрих - кодов с товаров и продукции.

Целью данной курсовой работы является изучение таких процессов, как: компьютерное прослеживание движения товаров в реальном масштабе времени и штриховая идентификация товаров и продукции.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: определить сущность и значение применения информационно-компьютерных технологий и сети Интернет в логистике, назвать виды систем слежения и диспетчеризации, определить сущность и значение применения штриховой идентификации, назвать виды штриховых кодов и подробнее рассказать о штриховом коде EAN, а также изучить процессы нанесения и считывания штрих-кода с помощью различных устройств.

В заключении содержатся выводы по результатам данной работы.

ГЛАВА 1. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.1 Сущность и значение применения информационно-компьютерных технологий

штриховой идентификация компьютерный прослеживание

Для логистического менеджмента информационно-компьютерные технологии (ИКТ) являются одним из основных источников повышения эффективности принимаемых решений, производительности и конкурентоспособности. Логистические ИКТ обычно определяются как совокупность операций в логистических системах (ЛС), связанных с получением и обработкой потоков информации в реальном масштабе времени о внутренних материальных потоках, характеристиках и запасах материальных ресурсов, готовой продукции, грузовых отправках, параметрах заказов и других логистических характеристиках. С точки зрения внешней логистики фирмы нуждаются в коммуникациях с логистическими посредниками в обработке заказов, транспортировке, грузопереработке, управлении запасами с торговыми посредниками, банками, страховыми фирмами и непосредственно с конечными потребителями готовой продукции.

Логистические ИКТ относятся к классу так называемых новых информационных технологий, которые определяются как совокупность внедряемых («встраиваемых») в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развиваются новые информационные технологии.

Различают следующие виды базовых информационных технологий: микроэлектронных компонентов, технического обеспечения, программного обеспечения, телекоммуникаций.

Для логистического менеджмента фирм важную роль играет интерфейс рынка ИКТ с базовыми технологиями, который можно представить в виде схемы (рис. 1.).

Рис.1. Интерфейс рынка информационно-компьютерных технологий с базовыми информационными технологиями

Сложность, большая размерность и наличие огромного количества документов, используемых при управлении материальными потоками в логистических системах, вызвали появление за рубежом концепции «Electronic Data Interchange» - EDI («электронного обмена данными»). В наиболее общей трактовке EDI представляет собой компьютерный информационный обмен между пользователями с применением стандартного формата данных и обслуживающий современные телекоммуникационные технологии. Относительно недавно применение EDI буквально революционизировало процедуры управления заказами в зарубежных фирмах.

Использование EDI улучшает достоверность, своевременность и качество логистической информации. Для реализации всех преимуществ EDI необходимо связать потребителей и других внешних пользователей логистической информации телекоммуникационными каналами. Эта связь осуществляется за счет фирменных локальных сетей, коммерческих и некоммерческих телекоммуникационных сетей, действующих в пределах региона, страны (например, Compuserve, America Online, Relcom, Internet).

Непосредственная выгода применения EDI в логистических системах проявляется в следующих основных моментах: возрастании производительности в операционном менеджменте; улучшении канальных взаимоотношений среди логистических систем; возрастании производительности внешних подсистем ЛС; возрастании способности к полной интеграции действий ЛС; уменьшении операционных и административных издержек.

Повышение производительности достигается за счет быстрой передачи и обработки информации, а точности и достоверности данных - за счет уменьшения количества бумажных документов и возможности ошибок ввода данных. Сокращение логистических издержек достигается за счет уменьшения доли живого труда и материальных затрат, связанных с печатью, почтой, процедурами бумажного документооборота; сокращения телефонных, телексных и факсимильных коммуникаций; уменьшения административных затрат. Известно множество примеров успешного использования EDI крупнейшими зарубежными фирмами. Например, концерн Volvo получает ежегодную экономию около 30 миллионов долларов в автоматизированной дистрибутивной сети управления запасами за счет внедрения EDI. Другим примером является интегрированное использование EDI крупнейшей в мире компанией по распределению почтовых отправлений United Parcel Service (UPS) США. В 1992 году коммуникационная сеть UPS, в которой использовался EDI, объединяла 6 супер-ЭВМ, 250 мини-ЭВМ, 40000 персональных компьютеров, около 75000 терминалов между более чем 1300 дистрибутивными центрами во всем мире.

Для EDI существенными являются коммуникационные и информационные стандарты. Коммуникационные стандарты определяют технические характеристики таким образом, чтобы компьютеры могли корректно интерпретировать обмен информацией. Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования и скорость передачи данных. Информационные стандарты регламентируют структуру и вид документов, которые должны быть переданы.

Основным глобальным стандартом в системе EDI является стандарт UN / EDIFACT, утвержденный ЕЭК ООН и ISO.

В сентябре 1988г. ЕЭК ООН утвердила в качестве рекомендованного официального документа для глобального применения при платежах и расчетах в любой деловой активности и любой отрасли первое стандартное сообщение UN / EDIFACT «Коммерческий инвойс (сокращение ООН/ИНВОЙС), придав ему статус «2». В дальнейшем были утверждены такие важнейшие для логистики сообщения UN / EDIFACT как «международное транспортно-экспедиционное сообщение» (пакет), «таможенная декларация», «поручение на покупку», «манифест».

Например, пакет «международное транспортно-экспедиционное сообщение» заменило такие бумажные документы как коносамент, железнодорожную, авиа- и автодорожную накладные, извещение о прибытии, документы по обработке грузов, что позволило существенно упростить мониторинг логистической интермодальной перевозки «от двери до двери».

Рассмотрим некоторые основные моменты, связанные с применением в логистических ИКТ стандарта UN / EDIFACT.

Внедрение системы EDI и стандарта EDIFACT существенно изменили логистический процесс, сблизив отношения между логистическими посредниками: грузоотправителями, перевозчиками, экспедиторами, агентами, таможней и т.д. Пользователи EDI и EDIFACT, объединенные в национальные ассоциации, имеют возможность постоянно расширять стандартную информационную базу данных, упрощать и унифицировать документооборот и повышать на этой основе эффективность логистических ИКТ.

Одним из существенных компонентов EDI и EDIFACT являются национальные и глобальные телекоммуникационные сети. Кроме уже упоминавшихся сетей можно указать на сеть «Infonet Services Corp» и глобальную сеть ВIМСОМ («Bimcom Maritime Community Network»), созданную международной ассоциацией БИМКО, объединяющей около 3000 членов и более 100 стран из числа судовладельцев, экспедиторов, судовых агентов, фрахтовщиков, страховых компаний. ВIМСОМ успешно эксплуатирует стандарт UN / EDIFACT, представляя также доступ к морской космической организации INMARSAT.

При внедрении стандарта UN / EDIFACT достигаются существенные преимущества в операциях физического распределения фирменных ЛС, а именно: облегчается подготовка грузовых партий к отправке; определяется в кратчайшее время местоположение товара, транспортного средства, контейнера; наличие запасов на складах дистрибутивной сети и производителя; наличие грузов к отправке; определяется на любом участке интермодальной перевозки местонахождение груза и точное время его прибытия в пункт назначения; существенно упрощаются процедуры планирования, регулирования, контроля и мониторинга.

Класс ИКТ, применяемых в логистическом менеджменте, чрезвычайно широк и охватывает практически все логистические активности. Применительно к автомобильному транспорту России основные задачи, которые в перспективе должны решаться с помощью логистических ИКТ: информационно-компьютерная поддержка процесса автоперевозок и внедрение единых информационных технологий обработки транспортной и логистической документации на основе стандарта UN / EDIFACT.

Наибольшее распространение из логистических ИКТ получили различные системы слежения, связи и диспетчеризации транспорта на базе спутниковых систем навигации и связи. Некоторые из этих систем начали активно распространяться в нашей стране. Например, ГП «Мор-связьспутник», используя телекоммуникационную сеть ВIМСОМ, разрабатывает эффективные системы управления и контроля местонахождения транспортных средств и состояния груза в автоматическом режиме на базе спутниковых систем GPS и Inmarsat-C.

Стоимость оборудования, устанавливаемого на транспортном средстве, зависит от комплектации и условий поставки, поэтому может меняться от 5 до 10 тыс. $ США.

.2 Виды систем слежения и диспетчеризации

Специально для российских автоперевозчиков была разработана и успешно эксплуатируется спутниковая система связи и контроля за движением транспортных средств «Евтелтракс»

На начало 1995 г. в мире эксплуатировалось около 150 видов систем слежения и диспетчеризации транспортных средств, причем более половины из них использовали для определения местоположения автомобилей датчики спутниковой навигационной системы GPS NAVSTAR. Система GPS NAVSTAR является на сегодняшний день самой современной радионавигационной системой, обеспечивающей высокоточное определение координат, скорости и времени в любом месте земного шара 24 часа в сутки. Возможности этой системы позволяют определить местонахождение транспортного средства с точностью до 100 м, а при относительных измерениях - до 2-5 м.

Принцип работы систем диспетчеризации и спутниковой связи можно проиллюстрировать схемой (рис.2.).

Рис.2. Принцип работы систем диспетчеризации и спутниковой связи для автотранспортных средств

Приемник GPS сигналов, расположенный на подвижном объекте, определяет его координаты и скорость, которые посредством радиосвязи передаются на центральный диспетчерский пункт. Навигационная информация может также дополняться данными от различных датчиков, устанавливаемых в автомобиле (сигнализация).

Высокоточная информация о скорости и местоположении транспортного средства накладывается на электронные карты дорог на центральной рабочей станции, осуществляющей слежение (диспетчеризацию). Любое транспортное средство может быть точно и однозначно определено, независимо от того, находится оно «на» или «вне» маршрута. Информация о местоположении, скорости и состоянии транспортного средства сохраняется в базе данных и может быть использована для дальнейшего анализа. Скорость поступления информации от каждого транспортного средства такова, что диспетчер контролирует обстановку практически в реальном времени.

Система спутниковой связи Inmarsat-C обеспечивает двухстороннюю передачу текста и данных фактически из любой точки Земли. Четыре геостационарных спутника обеспечивают охват всей планеты по долготе и до 75" по широте. Связь осуществляется через Береговые Наземные Станции, которые позволяют направлять сообщения в различные сети передачи данных, телефонные сети, телексные сети или подвижному абоненту, имеющему зарегистрированный терминал Inmarsat-C. Специально для транспортных применений Inmarsat-C позволяет передавать короткие сообщения, например, о местоположении транспортного средства и состоянии датчиков по более дешевому тарифу и за более короткое время. Кроме того, возможна организация группового вызова (передача сообщений группе автомобилей), заданной группе пользователей или даже группе, расположенной в указанном географическом регионе.

В качестве примера рассмотрим основные характеристики системы диспетчеризации и спутниковой связи LOGIQ Dispatch, разработанной голландской фирмой SIMAC SYSTEMS bv.

Система предоставляет следующие возможности.

Диспетчеру:

·        оперативная связь с транспортным средством через систему спутниковой связи Inmarsat-C;

·        контроль местоположения транспортного средства на электронной карте;

Водителю:

·        оперативная связь с диспетчером, не выходя из автомобиля, из любой точки маршрута и даже в движении.

Так как диспетчер постоянно имеет точную информацию о местоположении автомобиля и его состоянии, появляется возможность попутной загрузки, таможенные документы готовятся еще до прибытия автомобиля на таможню. Использование системы позволяет повысить безопасность перевозок, оперативно реагировать на разнообразные дорожные ситуации, повысить дисциплину водителей.

Система LOGIQ Dispatch включает в себя следующее оборудование:

·        Galaxy Land - станция спутниковой связи стандарта Inmarsat-C;

·        специализированный бортовой компьютер MDT;

·        набор датчиков на транспортном средстве;

·        программное обеспечение LOGIQ Dispatch Interactive;

·        набор электронных карт на выбранную территорию;

·        возможно подключение к выделенной цифровой линии сети

передачи данных Х.25 на диспетчерском центре.

Программное обеспечение LOGIQ Dispatch Interactive обеспечивает диспетчеру возможность передачи текстовых сообщений всем или выбранным транспортным средствам, прием текстовых сообщений от водителей, отображение местоположения автомобиля на электронной карте. В основе этой программы лежит база данных, в которой сохраняется вся информация о транспортных средствах и действиях диспетчера. В любой момент времени имеется возможность получить данные о том, где была автомашина и каково ее состояние. Если бортовой комплект оборудования содержит датчики, то программа позволяет запросить транспортное средство о состоянии этих датчиков.

Для уменьшения затрат на связь программа позволяет формировать кодированные сообщения, которые автоматически расшифровываются на MDT у водителя или на компьютере диспетчера. Есть также возможность создания специальных форм, например, накладных, маршрутных листов, при передаче которых передается только содержание полей, а не весь документ; при этом на MDT или у диспетчера он отображается полностью.

Российская фирма АО «ПРИН» адаптировала систему LOGIQ Dispatch к отечественным условиям и предлагает пользователям следующее оборудование и программные продукты:

РС Vtrak - программный продукт, позволяющей на базе имеющейся системы связи в короткий срок развернуть многофункциональную систему оперативного контроля и слежения за небольшим транспортным парком (до 35 подвижных объектов).

Возможности системы:

Карта:

·        работа с растровыми (сканированными) картами;

·        простая подготовка новых карт при помощи предоставляемой утилиты РСХМАР;

·        масштабирование (отображение карты большего/меньшего масштаба при ее наличии);

·        центрирование карты относительно заданной точки или транспортного средства.

Режимы отображения транспортного средства:

·        отображение в реальном времени одного или нескольких (до 35) транспортных средств в виде условного значка на карте;

·        слежение за выбранным транспортным средством;

·        вывод географических координат, курса, скорости транспортного средства в текстовом виде;

·        направление движения (вектор) транспортного средства на карте;

·        автоматическое переключение между листами карты в режиме слежения за транспортным средством;

·        «след» (траектория) движения транспортного средства на карте.

Дополнительные возможности:

·        нанесение на карту отдельных точечных объектов (16 типов) и линий;

·        нанесение на карту путевых точек (256 точек);

·        нанесение на карту специальных зон (при попадании транспортного средства в такую зону срабатывает сигнализация - текстовая информация и звуковой сигнал);

·        сигнализация отклонения от маршрута (маршрут - линия между двумя путевыми точками).

Точность локализации транспортного средства:

·        стандартная точность 50м СКО (средняя квадратическая ошибка);

·        повышенная точность 5-10 м при использовании дифференциального режима.

Состав оборудования на автомобиль:

·   Р1асеr GPS 400 - спутниковый навигационный датчик для определения местоположения (в комплекте с малогабаритной антенной);

·        РасСоm EWM-1200 - контроллер линии связи;

·        Автомобильная радиостанция - любая автомобильная радиостанция УКВ-УВЧ диапазона для передачи данных на диспетчерский центр.

GPS / AVL Subsistem - полный набор программных и аппаратных средств для развертывания системы оперативного контроля и слежения за большим транспортным парком (до 1000 подвижных объектов). Функциональная блок-схема подсистемы GPS / AVL представлена на рис.3.

Возможности системы:

Карта:

·        работа с векторными и растровыми картами;

·        отображение нескольких окон с картами на экране компьютера;

·        масштабирование;

·        центрирование карты относительно заданной точки или транспортного средства;

·        автоматическое переключение между листами карты в ре: жиме слежения за транспортным средством;

·        отображение различных информационных слоев (дороги, кварталы, дома);

·        перевод почтового адреса в точку на карте, а также отображение адреса заданной точки (при наличии на карте соответствующей информации).

Рис.3. Функциональная блок-схема подсистемы GPS / AVL

Режимы отображения транспортного средства:

·        отображение в реальном времени группы транспортных средств в виде условных значков в одном или нескольких картографических окнах на экране компьютера;

·        слежение за выбранной группой транспортных средств;

·        отображение географических координат, курса, скорости, почтового адреса транспортного средства;

·        отображение в текстовом виде состояния датчиков, установленных на транспортном средстве;

·        отображение текстовых сообщений, переданных со специального терминала, установленного в кабине транспортного средства.

Дополнительные возможности:

·        двухсторонний обмен текстовыми сообщениями между диспетчером и водителем;

·        модульная структура системы, позволяющая территориально разносить отдельные ее компоненты;

·        работа нескольких диспетчеров в локальной сети;

·        до 8 рабочих мест с отображением только текстовой информации;

·        возможность подключения к системе различных прикладных программ, созданных пользователем.

Точность местоопределения транспортного средства:

·        стандартная точность 50 м СКО (средняя квадратическая ошибка);

·        повышенная точность 5-10 м при использовании дифференциального режима.

Состав оборудования на автомобиль:

·        РSC - 200 - контроллер линии связи, интегрированный с навигационным датчиком;

·        Есhо ХL (дополнительное оборудование) - специализированный информационный терминал для передачи формализованных сообщений;

Кроме описанных выше логистических ИКТ, применяемых в транспортных системах слежения и диспетчеризации, зарубежными логистическими менеджерами используется большое количество, компьютерных систем и программных продуктов, автоматизирующих основные функции, управления транспортировкой. В частности в таблице 1 приложения приведены характеристики некоторых систем и программных продуктов.

1.3 Применение в логистике сети Интернет

Перспективным направлением развития логистических ИКТ (в частности, при транспортировке грузов) является использование глобальной некоммерческой сети Internet. За рубежом известно достаточно большое количество ЛИС, использующих возможности Internet. В нашей стране сейчас ведутся активные разработки различных логистических Internet - приложений, в частности, на транспорте. Системы управления международными автомобильными перевозками (МАП) «МАП ON-LINE» на базе Internet ориентирована на внедрение логистических ИКТ на транспорте, использующих возможности Internet как для информационного обеспечения грузоотправителей, перевозчиков, экспедиторов, так и для интеллектуальной поддержки и организации транспортного процесса путем реализации удаленного доступа к необходимым приложениям и электронного фрахта при автомобильных перевозках через Internet.

Укрупненная схема электронного фрахта представлена на рис. 4.

Принцип работы системы заключается в предоставлении потребителям транспортных услуг и логистическим посредникам в транспортировке компьютерного доступа в «on-line» режиме:

·        к Web-страницам специализированной базы данных с информацией, необходимой для функционирования логистических посредников;

·        к разделу поиска клиентов, заключения и оформления сделок на перевозку грузов;

·        к аналитическому разделу логистического центра региональной (территориальной, ведомственной, отраслевой) транспортно-логистической системы;

·        к удаленным приложениям (пакетам программ) сервера логистического центра (технология Internet - PROGRESS).

Рис.4. Схема электронного фрахта

Преимуществами использования сети Internet в данной системе являются низкая стартовая стоимость, простота эксплуатации, открытость для синхронизации перевозок всеми видами транспорта, что особенно актуально для интер- и мультимодальных перевозок, возможность выхода на международный рынок для заключения сделок. Открытость системы обеспечивает клиентам большие возможности не только для заключения сделок, но и для рекламы своей деятельности. Практические возможности и ресурсы Internet, такие как WWW, JAVA-апплеты и аппаратно независимая система доступа к распределенным базам данных и приложениям PROGRESS позволяют уже сегодня создавать эффективные логистические ИКТ в транспортировке.

Internet уже более 20 лет известен как средство коммуникации. Но лишь около 5 лет он развивается как самостоятельная система глобального масштаба, внедряясь во все сферы человеческой деятельности. Его популярность объясняется наличием множества постоянно обновляемых услуг, благодаря которым работа в сети становится простой, доступной рядовому пользователю и эффективной. Коммерческая активность в Internet начала проявляться лишь в последние 2 года, несмотря на это, уже сейчас многие специалисты характеризуют эту сеть как рынок наилучшей структуры с множеством неразведанных направлений. Перспективность разработки отраслевой (автотранспортной) Internet-ниши в этом огромном информационном пространстве на единой Internet-платформе чрезвычайно велика. Это открывает возможность не только расширения информационного рынка за счет локальных (корпоративных) информационных ресурсов, но и эффективной их защиты, а также коммерческого регулирования информационного потребления.

Система «МАП ON-LINE» в настоящее время активно разрабатывается как совокупность банка специальных приложений для МАП и банка данных, содержащих:

·        собственную предметно-ориентированную базу данных для МАП, содержащую в обязательном порядке действующую в РФ и в странах Европы систему ограничений и регулирования перевозок;

·        правовую базу данных (типа КОДЕКС или ГАРАНТ);

·        таможенную базу данных.

Система ограничений в МАП может быть оформлена так же, как в известных справочниках, издаваемых АСМАП.

Выше перечисленным определяется по существу программа-минимум. Программа-максимум заключается в разработке Internet-приложений для МАП и организации доступа по сети Internet к банку приложений центра. Банк приложений должен содержать следующие программы: автоматизированной прокладки маршрута перевозки (электронный атлас); бизнес-планирования перевозок; калькуляции затрат на перевозки и оценки эффективности маршрутов; расчета оптимальной загрузки транспортного средства; разработки легенды маршрута для мультимодалъных перевозок; автоматизированной обработки транспортных документов (тахограмм, накладных).

Подход к разработке и наполнению банка данных достаточно традиционен для подобных систем. Он связан с технологией написания Web -страниц на языке НТМL после дизайнерской проработки, набора и форматирования текстов в НТМL-редакторе или в текстовом редакторе с НТМL-расширением.

Программная часть ориентирована на разработку специализированных Internet-приложений в виде JAVA-апплетов для раздела коммерческих сделок. Перспективное направление, реализуемое в рамках данного проекта - организация доступа через Internet к удаленным приложениям для решения задач МАП. Решение этой проблемы возможно средствами системы PROGRESS. PROGRESS - открытая, аппаратно-независимая система, удовлетворяющая всем требованиям проекта в части организации доступа к удаленным базам и приложениям. Эффективность этой системы подтверждается пользователями, в числе которых крупные коммерческие банки, магазины и государственные учреждения РФ.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ШТРИХОВЫХ КОДОВ

2.1 Сущность и значение применения штриховой идентификации

В свое время перед оптовыми торговцами и производителями встала задача: товаров много (например, средний универмаг оперирует с десятью тысячами наименований) и к каждому - длинный сертификат, в котором расписано, где он сделан, на какой фирме, сколько весит, какие габариты и т.д. Поэтому было решено всю эту информацию «записывать» в виде штрих - кодов, которые потом считываются специальным лазерным кассовым аппаратом, что позволило значительно облегчить складские операции.

Эту удобную технологию, по которой теперь работает весь мир, придумал американский инженер Давид Коллинз в конце 50-х годов. Он трудился на железной дороге и занимался сортировкой вагонов, отслеживая их номера и путь назначения. Тяжелая рутинная работа заставила Коллинза найти простое решение: освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Чтобы облегчить задачу, он предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом. Шифровка состояла из красных и синих полос, которые располагались на стенке вагона в прямоугольнике длиной до полуметра. Позже молодой изобретатель усовершенствовал технологию штрих - кодирования и поделился ей со всем миром.

Машиночитаемый штриховой код (bar-code) - это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов или пробелов), дающая возможность кодировать, считывать и расшифровывать информацию о товаре (продукции) с использованием компьютерной техники.

Сканирующее устройство считывает информацию в момент проведения лучом света поперек штрих-кода, определяя ширину линий штрих-кода и посылая полученную информацию в компьютер, где она декодируется.

Автоматическая идентификация осуществляет автоматическое распознавание, расшифровку, обработку, передачу и запись информации, большей частью с помощью нанесения и считывания информации, закодированной в штрих - коде. Штрих - коды позволяют быстро, просто, и самое главное точно считывать и передавать информацию о тех предметах, которые нуждаются в прослеживании и контроле. Этикетки со штрих - кодами очень легко приклеиваются практически к любой поверхности, а также могут быть нанесены уже непосредственно на тюбики, конверты, коробки, бутылки, упаковки, книги, мебель, карточки и еще на многие предметы, которые нуждаются в идентификации.

Появление систем автоматической идентификации значительно увеличило скорость, эффективность и точность обработки и сбора информации. Первые применения штрих-кодов, такие как точки розничной торговли, контроль за перемещением, проведение инвентаризаций, определили появление более широких отраслей применения, например, учет времени посещения, контроль за рабочим процессом, за качеством, сортировкой, перемещением документов, получением и перевозкой грузов, за доступом к секретным участкам, а также многие другие применения.

Автоматическая идентификация (сканирование) штриховых кодов продукции в процессе выполнения логистических операций и функций позволяет достичь следующих основных преимуществ:

·        оперативно получить полную и достоверную информацию о продукте (товаре, таре, упаковке, грузовой единице, единице хранения);

·        получить информацию о производителе товара, грузоотправителе, грузополучателе, логистическом посреднике;

·        осуществить контроль и мониторинг с помощью информационно-компьютерных систем за продвижением каждой единицы продукции на любом участке логистической цепи (канала, сети);

·        осуществить автоматизированную электронную обработку товарно-транспортных, финансовых и других документов в логистическом менеджменте;

·        обеспечить автоматизированный учет наличия, расходования и движения материальных ресурсов и готовой продукции на складах, производственных участках и других подразделениях ЛС;

·        снизить затраты, существенно упростить и ускорить процедуры сбора, обработки и выполнения заказов потребителей; процедуры управления запасами продукции в производстве и дистрибьюции;

·        обеспечить точность и достоверность логистической информации о материальных потоках;

·        повысить эффективность процедур, контроля качества продукции и логистического сервиса;

·        облегчить процедуры маркетингового анализа спроса и рынка для заданного ассортимента товаров.

Рассмотрим основные проблемы и аспекты применения штрихового кодирования в логистике.

По оценкам западных экспертов в области международной торговли в настоящее время затраты, связанные с обработкой бумажных документов, составляют от 3,5 до 15% от цены товара. Введение систем автоматизированной индикации на основе сканирования штрих-кодов позволяет снизить эти затраты до 0,5-3%.

Данные сканирования широко применяются персоналом логистического менеджмента зарубежных фирм в так называемой концепции «Direct Product Profitability» (DРР) - «прямая прибыльность продукта (товара)». Эта современная концепция заключается в определении прямой прибыли от продажи конкретного товара конечному потребителю, т.е. основана на учете всех элементов добавленной стоимости продукта от склада готовой продукции предприятия-изготовителя до конечного потребителя-покупателя. Таким образом, в концепции DРР отслеживаются с помощью ИКТ и сканирования штриховых кодов проданных товаров составляющие добавленной стоимости (чистая прибыль) каждого логистического посредника и общая чистая прибыль фирмы-производителя товара. Анализ, проведенный зарубежными фирмами, свидетельствует, что около 76% издержек в розничных магазинах приходится на обработку товаров. Использование технологии DРР и сканирования штриховых кодов позволяет получить объективную оценку каждой логистической составляющей издержек и определить пути их снижения.

Внедрение информационных технологий штрихового кодирования относится к началу 1970-х годов, когда в США был принят универсальный товарный код UPC, пригодный для использования, как в промышленности, так и в торговле. Вообще США являются лидером по применению штриховых кодов.

В 1977г. сначала на европейском континенте, а затем и на других утвердилась Европейская система кодирования - EAN (European Article Numbering). В настоящее время уже сотни российских предприятий стали пользователями кода EAN. Оценки экспертов показывают, что только применение штрих-кодов на упаковке товаров снижают затраты на 10-15% от его стоимости.

Проведенные исследования показывают, что введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре содержат, в среднем, одну ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до одной ошибки на 3 миллиона знаков. Среднюю стоимость работ по выявлению и устранению последствий одной такой ошибки американская ассоциация менеджмента определила в 25 долл. Согласно другим исследованиям цена одной ошибки превышает 100 долл.

Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса.

.2 Виды штриховых кодов. Штриховой код EAN

Автоматический сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества. Например, код с прямоугольным контуром - код ITF-14 (рис. 5) печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий.

Рис.5. Код ITF-14

В логистике дополнительно к другим кодам может применяться код 128 (рис. 6). Этим кодом могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т.д.

Рис.6. Код 128

В сфере обращения широкое применение получил код EAN (рис. 7), который часто можно встретить на товарах массового потребления. Остановимся подробнее на технологии использования кода EAN в логистических процессах.

Рис.7. Код EAN-13

Имеется алфавит кода EAN, в котором каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. На этапе запуска товара в производство ему присваивается тринадцатизначный цифровой код, который впоследствии ввиде штрихов и пробелов будет нанесен на этот товар. Первые две или три цифры обозначают код страны, который присвоен ей ассоциацией EAN в установленном порядке. Принято называть эту часть кода префиксом.

Следующие шесть цифр - регистрационный номер предприятия внутри национальной организации. Совокупность кода страны и кода предприятия является уникальной комбинацией цифр, которая однозначно идентифицирует зарегистрированное предприятие.

Оставшиеся цифры кода предоставляются предприятию для кодирования своей продукции по собственному усмотрению. При этом кодирование можно просто начать с нуля и продолжать до 999. Таким образом, первые двенадцать цифр кода EAN однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.

Последняя, тринадцатая цифра кода является контрольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе двенадцати предшествующих цифр. Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится, и считывание кода придется повторить. Таким образом, контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы.

Код контроля - рассчитывается по следующему алгоритму:

1.       Сложить все цифры, стоящие на чётных позициях кода;

2.       Результат умножить на 3;

.        Сложить все цифры, стоящие на нечётных позициях кода;

.        Сложить результаты действий 2 и 3;

.        Отбрасываем десятки

.        Код контроля =10- п. 5.

Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной
цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.

Пример:

Дан штрих - код: 4 902520 075178

1.       9+2+2+0+5+7=25

2.       25x3=75

.        4+0+5+0+7+1=17

.        75+17=92

.        Отбросить десятки и получим 2

.        Контрольный код =10-2=8

Цифры совпадают, значит, товар произведен законно.

Товары, имеющие небольшие габариты, могут иметь специальный короткий код, состоящий из 8 цифр - EAN-8 (рис.8.).

Рис. 8. EAN-8

При выборе вида штрих-кода необходимо руководствоваться следующими правилами:

·        если есть основания полагать, что та или иная упаковка будет поступать непосредственно в розничную торговлю и может быть в таком виде приобретена покупателем, то необходимо наносить код EAN -13, так как сканеры, установленные в расчетных узлах магазинов, не позволяют считывать код ITF-14;

·        если невозможно обеспечить необходимое качество печати, следует использовать код ITF -14;

·        если размер упаковки не позволяет нанести код ITF-14, следует применять EAN -13 (EAN-8);

·        если кодируется развесной товар (сыр, мясо, масло и т.п.), код ITF-14 следует дополнить шестизначным штриховым кодом, который отражает массу продукта.

2.3 Нанесение и считывание штрих-кода с помощью различных устройств

В основе технологии штрихового кодирования и автоматического сбора данных лежат простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет с помощью принтера штрих - кодов. Сам по себе цифровой код товара информации об его свойствах, как правило, не несет. Уникальное тринадцатизначное число является лишь адресом ячейки памяти в ЭВМ, которая содержит об этом товаре все сведения, необходимые для формирования машиночитаемых документов. Совокупность этих сведений образует так называемую базу данных о товаре. Для получения этих данных проводят операцию сканирования. При этом небольшое светящееся пятно или луч лазера от сканирующего устройства движется по штриховому коду, пересекая попеременно темные и светлые полосы. Отраженный от светлых полос световой луч (в отличие от падающего луча имеет дискретный характер) улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в дискретный электрический сигнал. Вариации полученного сигнала зависят от вариаций отраженного света. ЭВМ, расшифровав электрический сигнал, преобразует его в цифровой код, а затем выдает необходимые реквизиты изделия.

Рассмотрим процесс нанесения штрих - кода на товар и последующее сканирование уникального номера более подробно.

Существует ряд правил, которые требуется обязательно соблюдать при нанесении штрихового кода: уникальный номер должен быть один на товаре, так как он необходим для идентификации каждого варианта потребительского товара в зависимости от его типа, размера, оформления, цвета; упаковки товара, отличающейся по размерам; штрих - код размещают на задней стороне упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20мм от краев, если это невозможно, то штрих - код наносят справа на лицевой стороне; на изогнутых поверхностях штрих - код располагают вертикально, на пластмассовых упаковках и пакетах наносят на более ровную поверхность; печать штрих - кода черными, синими, темно-зелёными или темно-коричневым цветом, светло-коричневым и желтый цвет не применяют, т.к. оптическое считывающее устройство их не различает; фон должен быть светлым, без рисунков и перфораций.

Для печати штриховых кодов применяются следующие основные способы:

·        флексографская и офсетная печать;

·        высокая печать;

·        шелкография;

·        способ тиснения горячей фольгой;

·        термопечать с помощью промежуточного носителя краски;

·        точечно-матричные печатающие устройства;

·        лазерная технология печати;

·        струйная технология печати;

·        фотокомпозиционная технология печати.

Кроме нанесения печатным способом на упаковку, штриховой код может быть нанесен путем наклеивания этикетки, ярлыка. Если в групповой упаковке имеется несколько индивидуальных потребительских упаковок, то штриховой код необходимо нанести таким образом, чтобы сканер смог считать только код групповой упаковки. Учитывая, что в торговую сеть товар поступает в разнообразных упаковках, появилась необходимость нанесения штриховых кодов на отгрузочные упаковки. Каждая упаковка, отличающаяся по виду или содержимому, должна иметь свой собственный идентификационный номер, структура которого аналогична номеру товара. Номер отгрузочной упаковки должен однозначно идентифицировать ее с учетом потребительских свойств, товара, его количества, упаковочного материала и конфигурации упаковки.

Огромное значение имеет идентификация с помощью штрих - кодов логистических грузовых единиц: паллетов, пакетов, контейнеров и других. Для стандартизации этого процесса ЕАN разработала унифицированную этикетку, на которую в нижней зоне наносится штрих-код с использованием символики UСС/ ЕАN - 128. Необходимо отметить, что стандарт UСС/ ЕАN-128 позволяет объединить в одном штриховом коде несколько «сообщений». Например, номер товара в системе ЕАN и информация, касающаяся сроков его хранения, могут быть объединены в одном символе, что значительно облегчает сканирование.

В настоящее время в мире применяется большое число типов сканирующих устройств для считывания штрих - кодов. Существует два основных способа считывания: портативным сканером, когда его подносят к предмету со штриховым кодом и стационарным, когда предмет перемещается относительно сканера вручную или автоматически.

Основные типы (марки) сканеров и их характеристики приведены ниже в таблице 1.

Считанная сканером со штрихового кода информация передается на компьютеры для последующей обработки.

В логистических системах складирования и грузопереработки сканеры и локальные сканерные сети работают вместе с информационно-компьютерными системами управления операциями погрузки-разгрузки, сортировки, консолидации, разукрупнения, комплектования партий, складирования, перемещения и т.п. На каждой выделенной логистической операции сканирующие устройства считывают информацию со штрих-кодов, нанесенных на этикетки паллетов, пакетов, контейнеров или упаковок.

Таблица 1

Основные типы сканирующих устройств


На основе считанной информации создаются машинные файлы, включающие информацию, необходимую для выполнения функций логистического менеджмента (например, данные о грузоотправителе, наименование товара/груза и его количество, номер партии). На каждом этапе товародвижения считываются и коды, нанесенные на товарно-транспортные документы (например, накладные), идентифицирующие поставщика и перевозчика. Таким образом, контролируется соответствие документооборота и груза, подвергаемого логистическим операциям.

Большое значение технология автоматического сканирования штриховых кодов имеет для розничной торговли, так как позволяет оперативно собирать и обрабатывать информацию о продажах (т.е. отслеживать спрос), передавать эту информацию через телекоммуникационные системы и сети оптовым торговым посредникам и непосредственно производителям, формируя заказы на производство и поставку нужного объема и ассортимента продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены процессы компьютерного прослеживания движения товаров и процесс штриховой идентификации товаров и продукции. В ходе исследования были решены следующие задачи: определены сущность и значение применения информационно-компьютерных технологий и сети Интернет в логистике, названы виды систем слежения и диспетчеризации, определены сущность и значение применения штриховой идентификации, названы основные виды штриховых кодов и подробно описано строение и назначение штрихового кода EAN, а также изучены процессы нанесения и считывания штрих-кода с помощью различных устройств. В результате выполненной работы поставленная цель достигнута.

Подводя итог, автор хотел бы назвать преимущества использования штриховой идентификации: уменьшение расходов на ввод данных, на проведение инвентаризации; повышение точности и актуальности данных, снимаемых с контрольно-кассовых узлов; уменьшение количества ошибок при подборе товаров и их отгрузке; увеличение доли информации, вводимой в реальном масштабе времени; повышение точности данных о товарных запасах; увеличение производительности обработки материалов и объема продаж; выявление дефицита продукции; уменьшение резервных запасов и многое другое. А основное назначение компьютерного прослеживания - управление, контроль и определение местонахождения транспортных средств и состояния груза на базе спутниковых систем в реальном масштабе времени.

Таким образом, автор пришел к выводу, что логистические процессы не были бы столь эффективны и мобильны, если бы не применялись информационно-компьютерные технологии и сеть Интернет, различные системы слежения и диспетчеризации, штриховое кодирование и штриховая идентификация.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Аникин, Б.А. Логистика [Текст]: учебник / Б.А Аникин.- М.: «ИНФРА-М»,2006.-368с.

2.       Волгин, В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров [Текст]: практич. пособие / В.В. Волгин.- М.: «Дашков»,2007.- 460с.

.        Гаджинский, А.М. Логистика [Текст]: учебник для высших специальных учебных заведений / А.М. Гаджинский.- М.: «Дашков», 2003.- 408с.

.        Ламберт, Д.М. Стратегическое управление логистикой [Текст]: учебник / Д.М.Ламберт, Сток Дж. Р. - М.: «ИНФРА-М»,2005.- 797с.

.        Линдерс, М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика [Текст]: учебник / М.Р. Линдерс, Фирон Х.Е. - СПб.: ООО «Издат-во Полигон», 1999.-768с.

.        Миротин, Л. Б. Транспортная логистика [Текст]: учеб. пособие / Л. Б. Миротин, Ы. Э. Тышбаев.- М.: «Брандес», 1996.

.        Родников, А. Н. Логистика [Текст]: терминологический словарь / А. Н. Родников.- М.: «Инфра-М», 2000.

.        Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе [Текст]: учебник / В.И.Сергеев.- М.: «ИНФРА-М»,2001.-608с.

.        Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок [Текст]: учебник / Д.Уотерс.- М.: «ЮНИТИ-ДАНА»,2003.- 503с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 2

Характеристики некоторых информационно-компьютерных транспортных систем и программных продуктов


Окончание табл.2

Похожие работы на - Штриховая идентификация и компьютерное прослеживание в реальном масштабе времени

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!