Пропаганда - истоки термина и его современное значение

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,28 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пропаганда - истоки термина и его современное значение

Введение

Мы встречаемся с пропагандой повсюду. Она смотрит на нас с экрана телевизора, красуется на городских баннерах, мелькает среди газетных полос; мы, в свою очередь, видя её, верим и задумываемся над нашими поступками. И хорошо, если это, ставшая уже модной, пропаганда здорового образа жизни. Так как в узком смысле «под пропагандой понимается лишь политическая или идеологическая пропаганда, осуществляемая с целью формирования у масс определенного политического мировоззрения. Политическую пропаганду можно рассматривать как систематическое воздействие на сознание индивидов, групп, общества в целом для достижения определенного результата в области политического действия». Вряд ли политическая пропаганда способна принести обществу пользу.

Зачастую понятие пропаганда связывают с понятиями PR и психология. Но «что является общим и что частным - пропаганда или PR - сказать трудно. И то, и другое - формы политической коммуникации, отличающиеся по методам воздействия на общественное сознание с целью изменения установок в отношении того объекта, в интересах которого ведётся это воздействие». Однако, что такое пропаганда сама по себе? «Чисто технологически пропаганда - это процесс <#"justify">Глава 1. Рассмотрение пропаганды как способ воздействия на сознание

1.1 Историческое представление термина «пропаганда»

В настоящее время термин «пропаганда» всё более ассоциируется со СМИ. С развитием журналистики, с началом развития печатных СМИ (а впоследствии и создания интернет изданий) пресса стала считаться серьезным рычагом воздействия на сознание аудитории. «Выгоднее вложить один доллар в прессу, чем десять долларов в оружие: оружие вряд ли заговорит вообще, а пресса с утра до ночи не закрывает рта»- говорил Р.М. Никсон. «Пропаганда же зародилась значительно раньше, вместе с классовым расслоением общества, одновременно с «кристаллизацией» интересов классов и социальных групп как инструмент обеспечения социально-классовых потребностей. Так, например, мы можем говорить о пропагандистском характере речей Демосфена против Александра Македонского, в которых выражены интересы афинской аристократии. К области пропаганды относится и «политическое красноречие» Древнего Рима. Пропаганда рождалась в политической борьбе, которая является проявлением классовых отношений». И «далекие предшественники современных газет - рукописные цайтунги, куранты иреляции - обнаруживают явные признаки пропагандистской организации материалов».

А так же, в начале XVI <#"justify">Таким образом, этот метод воздействия получил распространение и стал популярным. В российской истории, безусловно, стоит отметить пропаганду в СССР. Исследователи (в частности С.Ю. Пантелеев) различают несколько периодов становления идеологии и пропаганды:

·1992 - 1993 - Демократическое движение, пришедшее к власти, выдвинуло лозунг деидеологизации общества и государства. Гайдар утверждал, что Россия должна «сменить свою социальную, экономическую, в конечном счете, историческую ориентацию, стать республикой западного типа». Этот период закончился после кризиса 1993 года, была принята Конституция, значительно укрепившая власть Президента и усилились националистические и коммунистические движения.

·1994 - 1995 - Председатель Совета Федерации В. Шумейко и пресс-секретарь президента В. Костиков выдвинули доктрину «демократического патриотизма». Эта идеология была сметена Чеченским кризисом.

·1996 - август 1998 - начат поиск «национальной идеи». Б.Н. Ельцин поручил своим доверенным лицам определить, «какая национальная идея, национальная идеология - самая главная для России».

·сентябрь 1998-1999 - идёт выбор преемника Ельцина. Происходит выдвижение «консервативной волны» как альтернативы предшествующему курсу. Период закончился с приходом к власти Путина.

·1999 - настоящее время - период «просвещённого» консерватизма. Понимание национальной идеи приблизилось к формулировке: «патриотизм, державность, государственничество и социальная солидарность».

Как известно, в СССР превалировала пропаганда коммунистических идей и советского образа жизни. Оппозиционных СМИ не существовало. Любые попытки противостояния господствующей пропаганде преследовались по закону (существовала статья УК СССР «Контрреволюционная агитация и пропаганда», на основе которой было репрессировано большое количество людей). Это наиболее яркий пример. Так же в военное время выпускали так называемые плакаты со всевозможными призывами: выступая против алкоголизма, поднимая боевой дух солдат « «подметные письма» Емельяна Пугачева и универсалы Богдана Хмельницкого несут отпечаток пропагандистской направленности, стремления утвердить определенные политические взгляды, расширить круг союзников и единомышленников». Но примерами политической пропаганды богата не только российская история: «Памфлеты и листовки эпохи Крестьянской войны в Германии». «Антисоветскую пропаганду как историческое явление принято ассоциировать, прежде всего, с разгаром «холодной войны», в ходе которой в средствах массовой информации развернулось противостояние пропагандистских машин стран Запада и стран социалистического блока». Само собой, внутри зарубежных стран проводилась собственная политическая пропаганда, направленная на внутренние цели страны. Не стоит забывать про еще один сильнейший пример применения пропаганды - продвижение собственных идей А. Гитлером. Достаточное внимание значимости пропаганды в жизни нации и становлении индивидов, которые должны были сформировать мощную, непобедимую нацию, он уделяет в книге под названием «Моя борьба» (1926). «Пропаганда вечно должна обращаться только к массе… На деле пропаганда есть средство и поэтому должна рассматриваться не иначе, как с точки зрения цели», - Гитлер написал эти слова в своей книге, в которой он впервые отстаивал использование пропаганды для распространения идеалов национал-социализма, таких как расизм, антисемитизм и антибольшевизм. Вслед за захватом власти нацистами в 1933 году Гитлер создал Министерство пропаганды и народного образования во главе с Йозефом Геббельсом. В задачу Министерства входило внедрение в массы нацистских идей через искусство, музыку, театр, кино, книги, радио, учебные пособия и прессу. «Для нацистской пропаганды существовало несколько объектов. Немцам напоминали о необходимости борьбы с иностранными врагами и низложении евреев. Предметом нацистской пропаганды являлась также дискриминация этнических немцев в восточноевропейских странах, таких как Чехословакия и Польша. До самого конца существования нацистского режима пропаганда эффективно использовалась для призыва немецкого населения поддерживать захватнические войны гитлеровцев».

Примеры на этом не заканчиваются, однако данные, наиболее точно и обширно могут проиллюстрировать силу пропаганды. Ведь благодаря этому методу политические лидеры укрепляли свою позицию и привлекали массы.

.2 Методы пропаганды

Прослеживая его прохождение сквозь историю, можно предположить, что способы и методы пропаганды были различными, но её функция осталась неизменной и по сей день: воздействие на общественное сознание. Рассматривая и анализируя методы, способы пропаганды, следует обратиться к «Энциклопедии методов пропаганды». В. Сороченко популярно и обширно описывает наиболее распространённые приёмы.

1.«Анонимный авторитет». Повсеместно известная фраза «Британские учёные выяснили…» как нельзя лучше характеризует данный метод. Фраза давно приобрела шутливый оттенок и редко когда воспринимается всерьёз, но такие клише как «по мнению учёных; исследователи выяснили; и пр.» всё ещё вызывают у аудитории доверие, хотя «сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев является ложью». «Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей. При этом источник не идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут».

2.«Будничный рассказ». «Такой прием позволяет СМИ сохранить иллюзию объективного освещения событий, но, в то же время, девальвирует значимость произошедшего, создает у массовой аудитории представление о данном событии как о чем-то малозначительном, не стоящим особого внимания и, тем более, общественной оценки». То есть серьезные и страшные происшествия сообщаются журналистами достаточно спокойно и буднично: «если нужно приручить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях».

.«Голодовка». В этом пункте В. Сороченко говорит о том, что массовые организованные голодовки на самом деле подготовлены и воплощены профессионалами (как реклама, где «все трюки выполнены профессионалами, не пытайтесь повторить это самостоятельно»). «Эффективный прием эмоционального влияния на электорат и психологического давления на власть».

.«Держи вора». Цель приема - смешаться с Вашими преследователями. Ярким примером является опыт ЦРУ периода У. Колби (1970-е годы). Когда эту организацию стали уличать в терроризме, убийствах, взрывах, свержении правительств, наркобизнесе, агентурных провалах, то ЦРУ во главе с Колби побежали впереди разоблачителей и стали так рьяно себя разоблачать, что сами разоблачители их еле успокоили. Так У. Колби сохранил ЦРУ. Этот же прием используется и для дискредитации, когда виновные, чувствуя провал, первыми поднимают крик и направляют гнев народа в другую сторону. Этим приемом часто пользуются «правозащитники» и «борцы с мафией», задачей которых является дезорганизация общественности.

.«Забалтывание». В этом приёме чем больше слов- тем лучше. В. Сороченко приводит несколько примеров, которые раскрывают этот метод: надо много говорить о противнике (во время выборов), о важном событии, чтобы преуменьшить значение события, отодвинуть его на второй план или выработать раздражение к какому- либо лицу, чрезмерно часто упоминая его имя.

Автор упоминает очень интересный приём под названием «эмоциональная подстройка под ситуацию», то есть использование разных интонаций в зависимости от ситуации, от сообщаемого события. «Таким нехитрым способом можно формировать эмоциональное отношение массовой аудитории к тому или иному событию».

.«Обратная связь». Аудитории предлагается якобы вступить в обсуждение: сделать звонок в студию, задать вопрос эксперту, порой даже высказать своё мнение. Таким образом, создаётся иллюзия участия в информационном процессе. Используется это, потому что «люди, выступающие в каком-либо действе в качестве участников, в большей степени меняют свои взгляды в пользу мнения, рекомендуемого ее сценарием, чем пассивные наблюдатели происходящих событий».

.«Очевидцы события». Может быть призван для помощи в создании эмоционального резонанса, то есть, воздействуя на чувства.

«Классическим стал пример времен войны в Персидском заливе. В октябре 1990 г. мировые СМИ облетел рассказ пятнадцатилетней девочки о том, что она видела, как иракские солдаты вытащили пятнадцать младенцев из роддома и положили их на холодный пол умирать. Имя девочки демонстративно скрывалось из соображений безопасности ее семьи. Президент США Дж. Буш использовал рассказ о мертвых младенцах десять раз в течение сорока дней перед началом вторжения в Ирак. Сенатское обсуждение по одобрению военной акции так же неоднократно возвращалось к этому факту. Позже выяснилось, что этой девочкой оказалась дочь посла Кувейта в США, члена кувейтской правящей семьи. Еще позже стало известно, что большинство остальных «свидетелей» были подготовлены и выставлены известной фирмой по паблик рилейшнз «Hill & Knowlton». Но это уже никого не волновало».

.«Переписывание истории». Название метода говорящее. Для формирования определенного мнения у общества, исторические события попросту излагаются неверно. Этот способ эффективен, когда требуется постепенно менять мнение некой отдельной массы. В истории есть довольно яркие примеры успешного использования этого метода: «Все видели американские боевики «Рэмбо» и «Рэмбо-2», поэтому знают, что Америка, позорно проиграв войну во Вьетнаме, с успехом выиграла ее на киноэкранах».

.«Повторение». «Человеку всегда кажется убедительным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения рекламного ролика или назойливой песенки. При этом надо воздействовать не на идеи и теории противника, а на обыденное сознание, повседневные «маленькие» мысли, желания и поступки среднего человека». Это один из самых часто используемых ныне методов. И один из самых эффективных и приносящих очевидные плоды.

.«Смешение акцентов». Считаю необходимым процитировать лишь единственный отрывок: «Хорошо вооруженные кулаками палестинцы напали на мирно сидящих в танках израильских солдат. Солдаты получили тяжелые моральные травмы. Палестинцы отделались легкими смертями».

Так же классификацию основных принципов представил А. Гитлер в уже упомянутой небезызвестной книге «Моя борьба»:

«1. избегать абстрактных идей и апеллировать к чувствам;

. постоянно повторять несколько идей и использовать стереотипы;

. останавливаться только на одной стороне аргументации;

. постоянно критиковать врагов;

. выделять одного врага для постоянного поношения».

Классификация А. Гитлера призывает воздействовать на бессознательные механизмы, воздействовать на то, что сложилось в головах достаточно давно и прочно.

пропаганда информация политический сознание

Глава 2. «Другие времена - другие нравы»

2.1 Пропаганда в современности

Менялись эпохи, менялись лидеры, идеологические установки и прочие аспекты политической, общественной жизни. Мощная пропагандистская машина функционировала на протяжении всех этих лет, выполняя свои цели: укрепляя позицию политического лидера; формируя движение, деятельность массы, для достижения поставленных задач; воздействуя на отдельных индивидуумов и прочие. Однако стоит отметить, что пропаганда прошлого века отличается от современной пропаганды.

Можно заметить, что вновь становится актуальной тема здорового образа жизни. Эту идею продвигают в СМИ повсеместно: начиная от радио и заканчивая интернет- изданиями. В центре города устанавливают красочные баннеры, призывающие заниматься спортом, не употреблять алкогольные напитки и так далее. Словом, пытаются спасти уже спившуюся молодежь и не дать «погибнуть» подрастающему поколению. Телевидение является мощным рычагом воздействия на массы: с помощью рекламы нам дают понять, что вождение автомобиля в нетрезвом виде это плохо, это аморально и ведёт к непоправимым, трагическим последствиям. Не могу не вспомнить скандальный баннер размещённый ночью 26.10. 2013 года в Москве на Ленинском проспекте, который, не стесняясь (а точнее нецензурно выражаясь) выражал негодование выпивающим водителям. Разумеется, утром баннер сняли, но в памяти интернет пользователей он остался и вызвал резонанс. Кто-то одобрял радикальные меры по борьбе с пьянством за рулем, кто-то был против таких методов, не приемля нецензурную брань. "Понятно, что это чей-то самодел, но тем не менее это гораздо эффективнее той унылой социальной рекламы, что висит на улицах нашего города: "Выпил - за руль не садись", - пишет Александр Попов (блогер). Важно то, что ситуация дошла до критической отметки и само общество берет на себя роль пропагандиста. Эту интересную, ответственную роль общество ежедневно примеряет на себя в интернете: создаются группы в социальных сетях, блогеры пишут тексты, другие их комментируют, третьи пересылают их друзьям и всё впоследствии обсуждается большим количеством людей. Социальные сети на данный момент невероятно популярны, ответственность «пропагандистами» зачастую не осознаётся, а интернет это свободное поле для деятельности. Порой и не всеми журналистами осознается вся тяжесть бремени, лежащего на их плечах.

Некогда в интервью в программе под названием «На ночь глядя» Л. Парфёнов сказал о том, что не стоит возлагать на телевидение тех функций, которые ему не присущи (то есть оно не должно выполнять образовательную функцию). Вероятно, он прав: не стоит возлагать на телевидение функций образовательных, не стоит слишком критично относится к малому проценту высокоинтеллектуальных передач, не стоит бранить развлекательные шоу на телевидении. Но осуществлять негативную, пагубную, вредную людям пропаганду СМИ не в праве. А телевидение, безусловно, должно проявлять повышенное внимание к тому, что оно выпускает, что показывает людям (каждый пятый). Нельзя не сказать о рекламе, ведь она несет на себе налет пропаганды. Положительным примером служит реклама спортивных товаров «Nike». Ролик не содержит ярких слоганов, восхваляющих одежду известного бренда, в рекламе представлены фрагменты из жизни спортсменов и простых людей, занимающихся спортом, которые стремятся к своей цели, к результату. На главном месте жажда победы, жажда достигнуть успеха. «Nike» рекламирует не бренд, а образ жизни.

Понятие «цензура» было известно со времён принятия «Стоглава» 1551 года и в СССР всё подвергалось проверке. Не разрешалось писать, говорить и показывать лишнего. Над СМИ был установлен контроль, государство чётко проводило свою основную идеологию, не допуская возражений в прессе и на телевидении. Основные идеи и задачи были ясно оформлены и преподнесены массам, пропаганда была цельной, не разрозненной: она работала в направлении одной идеологии. Можно предположить, что пропаганда была тесно сплетена с агитацией, что усиливало эффект. Таким образом, и пресса и телевизионные программы, радио передачи работали на одну идею, не спорили друг с другом и не давали спорить народу с властью на страницах еженедельников и на экранах.

Сегодняшним журналистам все двери открыты: у любой организации, социального института, учреждения можно запросить информацию, её или дадут или откажут. А отказать они должны в том случае, если это военная, врачебная, государственная или производственная тайна. То есть практически любая информация доступна и, представляя интерес, будет освещена в СМИ. А не получится добыть, можно додумать. Этим методом, к сожалению, пользуются. Отсутствие цензуры породило как повсеместную осведомлённость населения, увеличение объёма полезной и интересной информации, так и свободу слова, в прямом и переносном смыслах. Сейчас принято говорить практически обо всём и обо всех. В советское время «само- (или авто-)цензура уже вошла в плоть и кровь всех пишущих. "Внутренний цензор" становится неотделим от цензора "внешнего", причем первый из них нередко еще более строг, чем второй», а сегодня мало у кого возникает внутренний запрет, в приоритете сенсация, скандал. Многочисленные шоу обсуждают личные проблемы гостей студии, гости студии рассказывают о своей жизни, приводят примеры (не всегда положительные), на аудиторию это производит впечатление. Получается, если обсуждается тема неравного брака, если это одобряется (звёзды шоу - бизнеса сами служат примером), складывается определенное общественное мнение: молодой девушке приемлемо принимать ухаживания мужчины на 20, 30 лет старше её самой. Возможна, конечно, и другая сторона: кто- то сочтёт это неправильным и ещё раз укрепится в своих убеждениях.

М. Киселёв выделяет пропаганду конструктивную (позитивную) и деструктивную (негативную). «Цель позитивной пропаганды - способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную, информационную, разъяснительную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда не преследует манипулятивных целей, не допускает ложь и сокрытие фактов». Можно сделать вывод о том, что такая пропаганда действует лишь на благо и преследует цель улучшить общество, воздействуя на сознание, дабы побудить, мотивировать на положительные действия. «Цель негативной пропаганды - разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе. Основная функция негативной пропаганды - создание иллюзорной, параллельной реальности, выгодной пропагандисту, с перевёрнутой системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования ими в интересах узкой группы лиц».

Эффективность пропаганды.

Вопрос эффективности современной пропаганды и пропаганды СССР - спорный вопрос. Конечно сосредоточенная, контролируемая, чётко выстроенная пропаганда советских властей была в чём- то действенна: главенствующая идеология была ясно представлена массам. Плюрализм мнений 21 века даёт возможность освещения любых событий с разных сторон, люди до этого остававшиеся в стороне, теперь принимают участие в жизни всего общества в целом, в жизни отдельных групп, в политической жизни. Сейчас всё чаще прибегают к активной агитации, невероятно сильный напор пропаганды порой «сбивает с ног». Стало меньше запретов (общечеловеческие пока ещё действуют) и вот уже в парке Нижнекамска вывешивают плакат со свастикой. В ход идут самые различные методы, чтобы достигнуть результата, воздействовать на сознание пропагандисты играют на чувствах аудитории, апеллируют стереотипами, ссылаются на мнение кумиров. «Практика создания нужных событий и нужных образов в сознании миллионов людей распространена очень широко». Главной задачей остаётся достижение политической, общественной целей: «Воздействуя на эмоционально-волевую сферу целевой аудитории, пропаганда отключает у объекта воздействия логическое мышление и порождает фальш-цели, уводя от подлинных целей коммуникатора».

Заключение

«Пропаганда тяготеет к упрощению и созданию двухмерной картины мира, не допуская, кроме чёрного и белого, других цветов, оттенков и полутонов. Пропаганда передаёт получателю не сообщение, а «ключ» к определённой программе действия, который лишь активирует уже записанные в его сознании программы. Т.е., любые формы и технологии пропаганды, которые побуждают нас к какому-либо действию, всего лишь соответствуют нашим глубинным надеждам и чаяниям».

Вывод состоит в том, что пропаганда - один из сильных и действенных методов влияния на массовое сознание. Так же можно утверждать, что пропаганда является мощным двигателем идей. При чём независимо положительно или отрицательно направленных. Стоит сказать так же, что ясно, последовательно и грамотно построенная пропаганда способна достигнуть поставленной цели в короткие сроки, сделав это качественно, ощутимо отпечатываясь в сознании общества.

Библиографический список

1.Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

.Егорова Е. - Гантман и Плешаков К.

.Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. 2004.

.Гогун А. «Черный PR Адольфа Гитлера СССР в зеркале нацистской пропаганды».

.Скуленко М.И. «Журналистика и пропаганда». Киев, 1987

6. Болотов С.В. «Антисоветская агитация и пропаганда в зарубежной печати накануне Великой Отечественной войны <http://pish.ru/blog/articles/articles2010/915>». М., 2005

7.Вахитов Р. «5 методов гитлеровской пропаганды, которые применяют российские «демократы» против оппозиции». Красноярская газета.

8.Блюм А. «Советская цензура эпохи большого террора». 1997

9.Киселев М. «Психологические аспекты пропаганды» //Пси-фактор

10.Бернейс Э. «Пропаганда».1928

.Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М.: 2000

.Бессонов В. «Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения»

.Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления - М., 1978

.В. Бритков, С. Дубовский. «Информационные технологии в национальном мировом развитии». - Общественные науки и современность. №1, 2000

.Аронсон Э., Пратканис Э. «Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление». 2003

.Гитлер А. «Моя борьба». 1992

Похожие работы на - Пропаганда - истоки термина и его современное значение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!