Таможенная реформа XVII века

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,96 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенная реформа XVII века

Введение

В данной работе рассматривается таможенная реформа в середине XVII века, её результаты и завершение.

В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства. Шел процесс территориального разделения труда. Это способствовало росту внутренней торговли. Появились крупные торговые центры, постоянно действовали торговые ярмарки, где велась оптовая и розничная торговля. Развивалась и внешняя торговля, но большую часть доходов от нее получали иностранные купцы. На Севере торговым центром был Архангельск с английскими и голландскими торговыми дворами. Через Астрахань, где находились персидские и индийские торговые дворы, устанавливались торговые связи со странами Востока.

Россия перешла к накоплению капитала прежде всего в сфере торговли. Расширялся обмен товарами между отдельными регионами. Рост экономических связей укреплял политическое единство государства.

Однако происходящие в стране позитивные процессы тормозились отсутствием всероссийского рынка, единой государственной таможенной системы и правового обоснования таможенных процедур на всей территории страны. Экономика не выходила за рамки народных промыслов, а внешнеторговые связи в большинстве случаев контролировались иностранцами, которые не выполняли установленные таможенные правила и препятствовали торговле местных купцов.

В итоге в стране назрела необходимость таможенной реформы. В Соборном уложении 1649г. были изложены нормы, предшествующие реформированию таможенного дела.

Выбранный мной материал для исследования я считаю актуальным, потому что таможенная реформа является неотъемлемой частью в истории таможенного дела.

Цель курсовой работы - узнать как можно больше о таможенной реформе в середине XVII века.

Логика работы строится по дедуктивному принципу, т.е. от общих теоретических вопросов движется к частным. Следуя поставленной цели и задачам, работа делится на соответствующие главы, которые, в свою очередь - на параграфы.

Предметом исследования является таможенная реформа в середине XVII века.

Объектом исследования является история таможни.

Структура работы включает введение, главы, параграфы, заключение и список используемых источников.

Глава 1. Экономическое состояние Русского государства в начале XVII в.

.1 Внутренняя политика в начале XVII в.

Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности. Михаил Фёдорович (1613-1645) пошёл по пути закрепления крестьян за их владельцами. В 1619г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637г. - девятилетний сыск беглых. В 1642г. вновь был издан указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян.

Завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию. В основе деления лежали формальные различия в обязанностях сословий по отношению к государству.

К первой категории относились служилые люди, находившиеся на «государственной службе» и получившие земельные и денежные оклады. Они, в свою очередь, подразделялись на служилых «по отечеству» и служилых «по прибору». К служилым по статусу были близки освобождённые от посадского тягла купеческие корпорации гостей, Гостиной и Суконной сотен. Основную массу населения составляли тяглые люди («несущие тягло», т.е. налоги в пользу государства) - посадское население и крестьянство. Третью группу составляли холопы.

Оправившись после войны и интервенции начала века, страна вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур.

Промышленные предприятия купцов и земледельческие хозяйства крупных вотчинников и мелких служилых людей выбрасывали на рынок все большее количество избыточного продукта. При этом росла не только внутренняя, но и внешняя торговля. Образование всероссийского национального рынка было качественно новым явлением, которое подготовило условия для возникновения капиталистического производства и в свою очередь испытало на себе его обратное могущественное влияние.

Подводя итог, можно сказать, что внутренняя политика была направлена на восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности.

1.2 Причины экономических преобразований в середине XVII в.

В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России XVII в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.

В это время происходят изменения в правительственной политике: 1682 г. отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство. 1649 г. признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности вотчина и поместье.

В XVII веке происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.

Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.

Конкуренция иностранных купцов на внутреннем рынке вызывала коллективные протесты менее богатых русских торговцев. В 20 - 40-е годы они подавали челобитные, жаловались, что от своих промыслов «отбыли и оттого оскудели и одолжили великими долги». Требовали ограничить операции иноземцев, а тех, кто несмотря на запреты русских властей вел розничную торговлю, высылать из страны.

Наконец, в 1649 г. английским купцам запретили торговлю внутри страны, потом всех их выслали. Причину в указе объяснили просто и бесхитростно: англичане «государя своего Карлуса короля убили до смерти». В Англии произошла революция, и ее участники во главе с Оливером Кромвелем казнили своего монарха, что в глазах русского двора было проступком явно предосудительным и непростительным.

По Таможенному уставу 1653 г. в стране ликвидировали многие мелкие таможенные пошлины, оставшиеся со времен феодальной раздробленности. Взамен ввели единую рублевую пошлину - по 10 денег с рубля, т.е. 5% с покупной цены товара (1 рубль = 200 деньгам). С иноземцев брали больше, чем с русских купцов. Новоторговый устав 1667 г. еще более усилил протекционистские тенденции в интересах русского торгово-промышленного сословия.

Таким образом начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию XVII в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.

1.3 Состояние таможенного дела в начале-середине XVII в.

Очередной поворот в таможенном деле был связан с преодолением удельных порядков и созданием Московского государства с его сложной и запутанной финансовой системой, множеством различных податей и сборов (денежных и натуральных), обширным государственным хозяйством. Именно в это время государство, испытывая острую нехватку подготовленных людей, с одной стороны, и необходимых денежных средств - с другой, стало прибегать к принудительным наборам представителей купечества (реже - посадских людей и черносошных крестьян) на казенную службу. Те из них, кому поручалось управление таможнями, становились «таможенными головами». При них состояли «целовальники». Еще чаще таможенные сборы отдавались на откуп.

Одновременно правительство определяло виды и размеры сборов, подлежащих взысканию в пользу откупщиков, порядок их взимания и т.п. Важным элементом таможенного законодательства XVI в. были «таможенные грамоты», издававшиеся великими московскими князьями и царями. По общему правилу они представляли собой контракты, регламентирующие права и обязанности откупщиков. В них перечислялись таможенные платежи, подлежащие взысканию, определялись их размеры, способы взимания, штрафные санкции за уклонение от уплаты и т.д.

В XVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к вывозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт монополизированных («казенных») товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства.

В 1649 году в России были отменены все привилегии иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Иностранные купцы платили гораздо большую таможенную пошлину, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.

В итоге можно сказать о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных доходов был сосредоточен в Приказе Большой казны, в Москве существовали также Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению скот, сено и другие товары), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора.

Глава 2. Таможенная реформа Алексея Михайловича

.1 Система таможенного обложения при Алексее Михайловиче

В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655г. был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль над фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

Главными из косвенных налогов при Алексее Михайловиче оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины; судебные пошлины. В царскую казну также шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства. Кроме того, при Алексее Михайловиче была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот.

Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли - 10% от цены, с рыбы и пушнины - особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины - 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров.

Большое распространение получил в это время введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

Во времена царствования Алексея Михайловича произошло одно из первых крупных волнений, связанных с установлением и взиманием налогов. Сложная политическая и экономическая обстановка в стране во времена царствования Алексея Михайловича вынуждала правительство прибегать к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу.

Таким образом, прямые налоги поднялись до 20%. В 1646г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд, который и послужил причиной народных волнений, названных впоследствии "Соляными бунтами".

2.2 Система таможенных органов по реформе Алексея Михайловича

В 1648г. царь Алексей Михайлович повелел подготовить новый документ о порядке государственного устройства России (собрать все грамоты, указы, статьи правящих до него царей и создать новый правовой документ по управлению).

После принятия Соборного уложения государство осуществляет ряд мер, которые вошли в историю как таможенные реформы. Это диктовалось потребностью в развитии торговли, необходимостью отмены привилегий иностранцам, совершенствования таможенного обложения.

В 1649г. произошла отмена привилегий иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности. Однако он был настолько сложным и запутанным, что объективно требовал коренных изменений.

В годы правления Алексея Михайловича государство стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, в котором видело защиту национальных интересов России. Они вошли в историю как годы таможенных реформ: Именной указ 1653 года, Именной грамоты 1654 года. Отменена откупная система. В это время широко велась борьба со «лжетаможенниками», за которыми часто высылались целые стрелецкие полки.

По мере становления Русского государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой являлся сбор пошлины и пополнение государственной казны. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.

Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.

Организационная структура таможен была очень простой. В штатах таможен имелись целовальники. В зависимости от важности таможни их численность составляла от 10 до 20 человек. На эти должности привлекались служилые люди и черносошные крестьяне. Их так же, как и таможенного голову избирали посадские люди и уездные крестьяне. Они также принимали присягу. В их обязанности входили оценка и сбор пошлин. На таможне были также подъячие. Они вели таможенные книги, оформляли различные другие документы и получали жалование за счёт сбора с "писчей деньги".

Управление таможнями в XVII веке осуществлялось пятью таможенными органами: Четверть, Разрядный приказ, Приказ большого прихода, Сибирский приказ и Приказ Казанского дворца. Эти органы издавали для подчиненных им городов приказы и распоряжения. В них же поступали таможенные сборы и отчёты о работе таможен.

В управлении таможен принимали участие и воеводы. Они осуществляли общий надзор за деятельностью таможни без права вмешательства в сбор пошлин.

До середины XVII века таможенные головы отчитывались перед воеводой о своей финансовой деятельности. Это порождало злоупотребления со стороны воевод, которые подчас брали на себя сбор пошлин, а иногда запускали руку в таможенный ларь.

Таким образом во второй половине XVII века, контрольные функции за деятельностью таможен постепенно переходят к таможенным головам, избранным посадским миром. В документах того времени говорится о том, что воеводам было запрещено "ведать" таможенных голов и целовальников, а обязанность смотреть за действиями таможенников возлагалась на посадских земских старост.

Глава 3. Таможенное регулирование по новоторговому уставу 1667 года

.1 Торговый устав 1653г. и причины таможенного регулирования

октября (4 ноября) 1653 г. царём Алексеем Михайловичем был подписан Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров», положивший начало созданию единой таможенной системы на Руси.

Рост внутренней и внешней торговли России требовал установления определённых правил провоза товаров и уплаты государственной казне таможенных пошлин и сборов с ввозимых и вывозимых из страны товаров. Основой для выработки уставной таможенной грамоты (Торгового устава) стала челобитная торговых верхов, поданная в августе 1653 г. Торговые люди Москвы и других городов требовали предоставления им права конфискации товаров, не объявленных в таможне; обязательной выдачи «выписей» с перечислением товаров торговцам, едущим в другие города; предоставления права производства обысков у всех лиц для пресечения беспошлинной торговли.

Принятый 25 октября (4 ноября) 1653г. Торговый устав отменил множество мелких торговых сборов, сохранявшихся ещё от времени феодальной раздробленности, и взамен их ввёл одну так называемую рублёвую пошлину: по 10 коп. с рубля за продажу соли, по 5 коп. с рубля со всех остальных товаров. Отменялись различные проезжие пошлины, которые русские купцы платили при провозе товара через внутренние города, в то же время сохранялись сборы на гостиных дворах и переправах через широкие реки. Кроме того, была введена повышенная пошлина для иностранных купцов, продававших товары внутри России, что свидетельствовало о намерении правительства царя Алексея Михайловича поощрять отечественную торговлю. Иностранные купцы были обязаны платить 6 % с цены товара во внутренних таможнях и 2 % проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров.

В Уставе были определены наказания за нарушение таможенных правил: «А для утаённых товаров таможенным головам и целовальникам посылать на дворы ко всяких чинов людем и к иноземцам безпенно, чтоб в избылых ни кто не был. А которые всякие чинов торговые люди учнут товары свои, жемчуг и каменье, золото и серебро, и всякие узорочные и висячие и невисячие товары таити и продажной цены у товаров убавливати: и у тех торговых людей те их товары имати на себя Государя безповоротно. А которые торговые люди объявятся с утаёнными товары и с убавочною ценою в другой ряд, или в третий; и тем людем, сверх тех их взятых товаров, чинить наказание, бить кнутом нещадно».

В 1654г. на основе Торгового устава была составлена уставная грамота, согласно которой запрещалось взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов, а вскоре началось наступление на привилегии иностранных купцов, которым разрешалась только оптовая торговля, и то в приграничных городах. Розничная торговля, таким образом, ограждалась от иностранной конкуренции.

В итоге можно сказать, что указанные положение сыграли важную роль в становлении таможенного законодательства и таможенного дела, и положили начало его правовому обоснованию. В статьях впервые изложены права и обязанности таможенников по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом.

таможенный реформа торговый устав

3.2 Нововведения в таможенной сфере по Новоторговому уставу 1667 г.

Новый торговый устав 1667 года стал первой в истории национального таможенного законодательства попыткой установить в таможенных целях таможенные режимы выпуска для свободного обращения, экспорта и перемещения товаров внутри страны.

Основным внутренним сбором была определена рублевая пошлина, с которой к этому времени окончательно слились ранее упраздненные «подужное, мыты, и сотое, и тридцатое, и десятое, свальное, складки, и повороты, и статейныя, и мостовое, и гостиное, и иные всякие статьи». Ее размер согласно Уставу оставлял 10 денег с рубля и 5 % с цены товара. Рублевая пошлина взималась лишь при том условии, когда, во-первых, товары предназначались для продажи, во-вторых, «когда они привозились в город или селение, где существовала таможня».

В Новоторговом Уставе предусматривалось увеличение торговых и проезжих пошлин, введение запретительных тарифов на ряд товаров, выдача иностранным купцам специальных жалованных грамот для получения права на торги, устанавливалась процедура таможенного контроля товаров. Так, кроме обязанности предъявлять все товары в таможню, купцы должны были представить росписи (списки) провозимых товаров. В соответствии с представленными купцами росписями, товары тщательно досматривались, после чего составлялся особый документ «выпись», в котором отражались результаты досмотра и суммы начисленных пошлин. В качестве основного вида наказания за нарушение установленных Уставом запретов выступала конфискация товаров.

Акт 1667 г. придал определенную стройность прежней системе таможенных сборов. С его принятием завершилось разграничение внешних и внутренних пошлин: внешние таможенные пошлины оказались разделены на ввозные и отпускные, внутренние - на «рублевую» (она же доезжая и торговая), перекупную и сборы частноправового характера. Неудивительно, что еще в дореволюционной литературе Новоторговый устав получил оценку первого таможенного тарифа или первого таможенного устава России.

Исходя из этого, можно сказать, что в Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины.


Новоторговый Устав, как и ранее принятые акты, был направлен на решение важнейших государственных задач: пополнение казны за счет взимаемых сборов, осуществление государственного контроля за торговой деятельностью и, прежде всего, в торговле с участием иностранцев. Эти задачи должны были быть разрешены в ходе деятельности специальных государственных органов, к числу которых относятся таможни. Основной целью таможенного контроля являлось обеспечение взыскания в казну таможенных пошлин.

Закрепление принципа национального предпочтения в торговле в Новоторговом уставе свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Московского правительства. Согласно этому документу, иностранцам разрешалось торговать в пограничных городах - Архангельске, Новгороде, Пскове и др.

Проезжать с товарами вглубь страны они могли лишь после получения специального разрешения - грамоты о торгах. Пошлина на их товары повышалась в четыре раза.

Заморские вина выделялись в особую категорию и облагались максимальной пошлиной - от 6 до 60 ефимков, так как считалось, что их ввоз составляет конкуренцию царскому «кабаку».

Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака.

За кормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги.

В итоге можно сказать что к концу ХVII века в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения таможенных обрядностей.

Заключение

В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.

В XVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к вывозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт монополизированных («казенных) товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства.

В середине XVII в. таможенная политика России претерпела серьезные изменения, обусловленные, прежде всего, нараставшей самодержавно-бюрократической тенденцией.

Государство во второй половине XVII века стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, с целью защиты национальных интересов России в торговле через таможенный механизм, и в первую очередь - через тарифы.

В 1649 году в России были отменены все привилегии иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Иностранные купцы платили гораздо большую таможенную пошлину, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.

Таким образом, в середине XVII века в России назревали таможенные реформы.

В 1653 году 25 октября Алексеем Михайловичем был подписан Именной Указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров».

Согласно указу пошлины с иноземцев были несколько повышены - теперь взималось по 2 алтына, то есть 12 денег, а за товары, отвезенные вглубь страны или обратно за рубеж, - еще 4 деньги с рубля.

Реформы продолжались. 22 апреля 1667 года был составлен, а 10 мая введён в действие Новоторговый устав. В нем были уточнены разделы торга с иностранцами. Пошлины с них были резко увеличены - в 4 раза, в 5 раз повышена проезжая пошлина, введены запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары.

В период царствования Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653 года. Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами.

На основе Торгового устава в апреле 1654 г. была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов.

В 1667г. начальником Посольского приказа ставится А.Л. Нащокин. По его мнению, главный недостаток русской торговли был в том, что «русские люди в торговле слабы друг перед другом», неустойчивы, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость от иностранцев. Главные причины этой неустойчивости - недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие удобного кредита.

Кроме общих положений, изложенных в уставе, в России практиковалась выдача иностранным купцам в каждом конкретном случае специальных жалованных грамот на торги. Привилегиями в торговле пользовались армянские, бухарские, греческие и индийские купцы.

По мере становления Русского государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой являлся сбор пошлины и пополнение государственной казны. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.

Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.

Сразу же после заключения Андрусовского перемирия 1667 г., завершившего русско-польскую войну 1654-1667 гг., началась разработка нового таможенного законодательства.

Список использованных источников

1.Чунтулов В.Т. и др. Экономическая история СССР: Учебн. для экон. вузов.- М.,: Высш. шк., 1987.-С.5-6.

2.А.Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 1957. - С., 62.

.Мерзон А. Ц. Таможенные книги ХVII века. И., 1957. - С. 67.

.Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989.

.Смирнова А.А. Исторический опыт таможенного дела в России и проблема формирования современной торговой политики. М., 2006. С. 420.

.Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. М., 2005, С. 79.

7.<http://www.prlib.ru/history/pages/item.aspx?itemid=715>

.Информационный образовательный юридический портал

.<http://lawtoday.ru/razdel/biblo/nalog/001.php>

Похожие работы на - Таможенная реформа XVII века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!