Особенности управления имуществом областных унитарных предприятий Оренбургской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,53 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности управления имуществом областных унитарных предприятий Оренбургской области

Введение

управление имущество унитарный оренбургский

В условиях Российской Федерации переход к рынку сопровождается для многих предприятий попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска, так как именно имущество дает гарантию независимости и надежности предприятия. Большинство хозяйствующих субъектов стало перед необходимостью объективной оценки своих активов.

Одним из важнейших критериев оценки деятельности любого предприятия, имеющего своей целью получение прибыли, является эффективность использования имущества и раскрытие имущественного потенциала. Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности источниками формирования имущества любого предприятия являются собственные и заемные средства.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в России государство традиционно было и остается одним из крупнейших собственников в стране. Задачей каждого собственника является эффективное использование принадлежащего ему имущества. Вместе с тем распоряжение государственной собственностью всегда связано с функциями государства. С целью реализации своей экономической функции государство специально создает субъекты, которые осуществляют свою деятельность в гражданском обороте на основе государственного имущества. Одними из таких субъектов как раз таки являются государственные унитарные предприятия, которые имеют в России глубокие исторические и правовые корни. В истории деятельности государственных предприятий был период, когда они не обладали ни хозяйственной, ни экономической самостоятельностью, их деятельность строилась на основе директив. В настоящее время государственные унитарные предприятия являются самостоятельными участниками гражданского оборота и присутствуют почти во всех отраслях экономики.

Информационную базу курсовой работы составили авторы следующих учебников и учебных пособий: Абрамова Е.Н., Семенова В.М., Базылев Н.И., Бардовский В.П., Фетисов Г.Г. Лобачева Е.Н., Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В., Дойников И.В., Зазулина З.К., Копылов Н.В., Арсенова В.В., Косякова Н.И., Морозова Т.Г., Борисов Е.В., Петров Д.В., Скляренко В.К., и другие.

Цель курсовой работы - предложить мероприятия по совершенствованию управления имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями Оренбургской области.

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

·        определить понятие «предприятие»;

·        выявить сущность и значение унитарного предприятия;

·        рассмотреть имущество и уставный фонд унитарного предприятия;

·        определить социально-экономическое развитие Оренбургской области;

·        провести анализ управления имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями Оренбургской области;

·        предложить мероприятия по совершенствованию управления имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями Оренбургской области.

Методологическая база курсовой работы состояла из метода работы с научной литературой, метода сравнения, анализа, синтеза, индукции и дедукции. Предметом изучения является унитарные предприятия Оренбургской области. Объектом изучения является процесс управления имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями Оренбургской области.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, ЗАКРЕПЛЕННЫМ ЗА ОБЛАСТНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

.1 Сущность и структура предприятия

Официально предприятием считается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. Предприятие производит какой-либо товар или оказывает услуги, то есть занимается экономической деятельностью. Предприятия бывают семейными, индивидуальными, государственными и т. д.

Предприятие - это первичное звено общественного разделения труда. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности [19, с. 64].

Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие - это юридическое лицо (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке [3, с. 105].

Предприятия различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации предприятий по группам являются:

·        отраслевая и предметная специализация;

·        структура производства;

·        мощность производственного потенциала (размер предприятия);

·        по организационно-правовым различиям и т. д.

Имущество предприятия - совокупность имеющихся на предприятии средств труда, запасов, находящихся в процессе производства, предметов труда, готовой продукции, денег, денежных документов и других ценностей. К имуществу относятся также принадлежащие предприятию объекты незавершенного строительства, права на пользование природными ресурсами и права на другое имущество [7, с. 112].

Средства труда в экономике выступают как основные средства (основные фонды), а находящиеся в составе имущества данного предприятия предметы труда и готовая продукция - как оборотные средства.

Имущество предприятия составляет его экономическую основу. Оно создается за счет средств вкладчиков - государства, местных органов власти, различных предприятий, организаций, граждан, в том числе иностранных. Вкладчики становятся собственниками или кредиторами предприятия. Имущество, средства предприятия должны воспроизводиться и возрастать в результате его успешной производственно-хозяйственной деятельности.

Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать определенным набором экономических ресурсов (или факторов производства) - элементов, используемых для производства экономических благ. Обычно в экономической литературе все, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется имуществом предприятия.

Состав применяемых предприятием экономических ресурсов различен. Особое значение для успеха производственной деятельности имеет наличие определенного запаса ресурсов длительного пользования, или капитала.

Имущество предприятия - материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности. Имущество предприятия первоначально создается за счет имущества, переданного ему учредителями в виде вкладов (взносов, паев) [7, с. 116].

Функции предприятий:

.        Организация производства материальных благ и услуг как простого характера, так и непростого.

.        Создание новой стоимости, получение прибыли и формирование из своих доходов бюджетов всех уровней (муниципального, областного и федерального) [9, с. 84].

Имущество предприятия увеличивается в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Оно может являться объектом сделок, отчуждаться, закладываться и т.п.

Обычно имущество предприятия обособлено от имущества его учредителей, участников и работников. Предприятие отвечает по своим долгам принадлежащим ему имуществом, на которое могут быть обращены иски хозяйственных партнеров или кредиторов в случае невыполнения предприятием каких-либо обязательств перед ними.

При признании предприятия несостоятельным (банкротом) его имущество в соответствии с установленными законами процедурами может использоваться для удовлетворения требований кредиторов. Оставшееся после этого имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим на это имущество вещные права или обязательственные права в отношении предприятия. По российскому законодательству учредители и участники предприятия имеют обязательственные права в отношении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. На имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также дочерних обществ учредители имеют право собственности или иные вещные права. Имущество предприятия включает все виды имущества, которые необходимы для осуществления хозяйственной деятельности [18, с.217].

Обычно в составе имущества выделяют материально-вещественные и нематериальные элементы.

К числу материально-вещественных элементов относятся земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, денежные средства.

Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия. К ним относятся репутация фирмы и круг постоянных клиентов, название фирмы и используемые товарные знаки, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, которые могут быть проданы или переданы [19, с. 81].

Имущество предприятия является предметом изучения различных дисциплин: право исследует правовые аспекты существования, защиты, перехода прав собственности и обязательств; в анализе хозяйственной деятельности рассматривается эффективность использования различных видов имущества предприятия; в бухгалтерском учете отражается движение имущества и основных источников его формирования. В курсе экономики предприятия имущество рассматривается как хозяйственный, экономический ресурс, использование которого обеспечивает успешную деятельность предприятия.

Основные фонды - это материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям.

В зависимости от характера участия основных фондов в процессе расширенного воспроизводства они подразделяются на:

.        Производственные основные фонды функционируют в сфере материального производства, неоднократно участвуют в процессе производства, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на производимый продукт по частям по мере использования. Пополняются они за счет капитальных вложений.

.        Непроизводственные основные фонды - жилые дома, детские и спортивные учреждения, другие объекты культурно-бытового обслуживания, которые находятся на балансе предприятия. В отличие от производственных непроизводственные фонды не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на продукт, ибо он не создается. Стоимость их исчезает в потреблении. Фонд возмещения не создается. Воспроизводятся они за счет национального дохода. Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают непосредственного влияния на объем производства и рост производительности труда, их постоянное увеличение неразрывно связано с улучшением благосостояния работников предприятия, с повышением материального и культурного уровня их жизни, что в конечном счете влияет на результаты деятельности предприятий.

.        Основные производственные фонды - материально-техническая база общественного производства. От их объема зависят производственная мощность предприятия, уровень технической вооруженности труда. Накопление основных фондов и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер, повышают культурно-технический уровень общества [7, с. 193].

Таким образом, предприятие представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, оно производит какой-либо товар или оказывает услуги, то есть занимается экономической деятельностью. От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления.

1.2 Сущность и значение унитарного предприятия

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию [20, с. 291].

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие:

·        не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие);

·        может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

·        должно иметь самостоятельный баланс.

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.

Виды унитарных предприятий:

·        унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения,федеральное госпредприятие и госпредприятие субъекта РФ (госпредприятие), муниципальное предприятие;

·        унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления,федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие) [20, с. 304].

Правоспособность унитарного предприятия заключается в следующем: унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности согласно уставу и нести связанные с этой деятельностью обязанности; считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый госреестр юридических лиц; создается без ограничения срока, если иное не установлено уставом; и вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами; до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия; отдельные виды деятельности унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии [16, с. 274].

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (РФ, субъекта РФ, муниципального образования).

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если банкротство такого предприятия вызвано собственником его имущества. Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества [16, с. 278].

Государственное или муниципальное предприятие может бытьсоздано вслучае:

·        использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;

·        осуществления деятельности в целях решения социальных задач (реализации товаров и услуг по минимальньго ценам), а также организации ипроведения закупочных и товарных интервенций ДЛЯ обеспечения продовольственной безопасности государства;

·        деятельности, предусмотренной законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

·        научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ;

·        разработки и изготовления видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;

·        производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной [12, с. 402].

·        если преобладающая часть продукции (работ, услуг) предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

·        использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов России;

·        осуществления деятельности по производству товаров (работ, услуг), реализуемых по государственным ценам в социальных целях, а также отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

·        необходимости производства видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ или изъятой из оборота, ограниченно оборотоспособной;

·        осуществления деятельности, предусмотренной законами исключительно для казенных предприятий [12, с. 410].

Единоличный исполнительный орган унитарного предприятия - руководитель (директор, генеральный директор), который назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен ему. Руководитель действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе:

·        представляет его интересы;

·        совершает сделки от имени унитарного предприятия;

·        утверждает структуру и штаты, принимает на работу работников, заключает и прекращает трудовые договоры с ними;

·        издает приказы, выдает доверенности;

·        организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в госорганах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, принимать участие в забастовках [12, с. 416].

В унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.), структура которых, состав и компетенция определяются уставом.

Таким образом, унитарное - это значит единое, не разделяемое на части, следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие - это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепляемое за ей собственником имущество; иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

.3 Имущество и уставный фонд унитарного предприятия

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

·        имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

·        доходов унитарного предприятия от его деятельности;

·        иных не противоречащих законодательству источников [14, с. 14].

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации [5, с. 307].

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия [1, с. 6].

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения [1, с. 8].

Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.

Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия [1, с. 9].

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

Документы для государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц [10, с. 125].

Непредставление указанных в настоящем пункте документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия [13, с. 101].

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного минимального размера уставного фонда.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия [3, с. 98].

Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Если собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков [13, с. 85].

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия [14, с. 16].

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления [19, с. 83].

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия [1, с. 12].

Таким образом, предприятие - это являющийся юридическим лицом самостоятельный хозяйственный субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, а унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Унитарные предприятия могут быть трех типов: Федеральное государственное унитарное предприятие - ФГУП; Государственное унитарное предприятие - ГУП (субъекта федерации) и муниципальное унитарное предприятие - МУП (муниципального образования). Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, ЗАКРЕПЛЕННЫМ ЗА УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Социально-экономическое развитие Оренбургской области

Имущественный комплекс Оренбургской области относится непосредственно к экономике области, именно поэтому нами будет представлено социально-экономическое развитие Оренбургской области. Нами был взят 2011 год, поскольку показатели, характеризующие развитие области, окончательно сформированы именно за этот год.

Итак, в 2011 году сумма средств, мобилизованных на территории области, по оценке, составила более 317 млрд. рублей с ростом к 2010 году на 8%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились. По оценке, среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций увеличилась по сравнению с 2010 годом более чем на 10% и составила около 17 тыс. рублей. Средний размер назначенной пенсии превысил 10%.

На конец года просроченная задолженность по заработной плате уменьшилась на 51 процент к 2010 году и составила 13,9 млн. рублей.

Большое внимание Правительством области в 2011 году уделялось повышению эффективности и открытости власти. В первую очередь решались вопросы оказания качественных услуг населению. Мероприятия по повышению качества проводятся в области по трем направлениям: это перевод услуг в электронный вид, организация межведомственного взаимодействия, создание и развитие сети МФЦ. К 1 января 2012 года завершен этап проектирования государственных и типовых муниципальных услуг, требующих межведомственного взаимодействия.

В целях борьбы с коррупцией и экономией значительных средств на госзаказах с 1 января 2011 года все госзакупки на региональном и муниципальном уровнях проходили посредством электронных аукционов на специально обозначенных порталах в сети Интернет. Только за последний месяц 2011 года экономия бюджетных средств составила почти 70 млн. рублей.

Одно из ключевых направлений работы Правительства области в 2011 году было создание условий для масштабного привлечения инвестиций в регион, созданию новых рабочих мест и увеличению доходов населения. В целом, по оценке итогов года, в 2011 году объем инвестиций в основной капитал увеличился и составил 108 млрд. рублей. Основными источниками финансирования остаются внебюджетные средства.

Одним из важнейших приоритетов работы Правительства Оренбургской области в 2011 году было повышение эффективности бюджетных расходов. Перед органами власти была поставлена задача - использовать бюджетные средства только для достижения конкретных результатов. Правительством области принята областная целевая программа по повышению эффективности бюджетных расходов, переводу всех бюджетных учреждений области в новые организационно-правовые и финансово-экономические условия функционирования.

Большое внимание уделялось развитию агропромышленного комплекса области. Своевременная поддержка государства, постоянное внимание к проблемам АПК со стороны Правительства области и муниципальных органов власти, напряженный труд самих сельхозтоваропроизводителей позволили добиться в 2011 году весомых результатов.

Так, в растениеводстве получено 3 млн. тонн зерна при урожайности 12,3 центнера с гектара. Намолочено 96,1 тыс. тонн кукурузы на зерно. В достаточном количестве заготовлено кормов для животноводства. Под урожай 2012 года посеяно 546 тысяч гектаров озимых зерновых культур.

В области довольно успешно реализуется программа развития мясного скотоводства, увеличивается поголовье мясного скота и производство высококачественной говядины. В сельхозорганизациях на 10% возросло производство свинины. Основную прибавку здесь дают свиноводческие комплексы, построенные в рамках госпрограммы.

Важное место в сельскохозяйственном производстве, как и прежде, занимают малые формы хозяйствования - крестьянские (фермерские), личные подсобные хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Агропромышленный комплекс области становится инвестиционно-привлекательным сектором экономики. Объем инвестиционных кредитов в АПК достиг 10,4 млрд. рублей. Только в 2011 году начата реализация 8 новых инвестиционных проектов стоимостью более 1,2 млрд. рублей.

Основа оренбургской экономики - это промышленность. Приоритеты промышленного сектора - модернизация действующих предприятий, создание новых производств для увеличения добавленной стоимости, повышение конкурентоспособности

Уже сейчас определились проекты, которые можно смело назвать «точками роста» в формировании нового индустриального облика Оренбургской области, в том числе через государственно-частное партнерство. Решение этих задач осуществляется при активном участии Правительства области. Предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, оказывается государственная поддержка. Кроме того, по решению Инвестиционного Совета области промышленным предприятиям, инвестиционные проекты которых прошли конкурсный отбор, устанавливается пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет.

Правительство принимает активное участие в реализации четырех инвестиционных проектов, входящих в Перечень приоритетных проектов, включенных в Стратегию развития ПФО, утвержденный приказом Председателя Правительства РФ, и реализуемым в настоящее время на территории области. Это инвестиционные проекты «Создание комплекса заводов транспортного машиностроения (Орский вагонный завод, Орский литейный завод, Орский завод транспортного машиностроения), «Организация на ОАО «Механический завод» в г.Орске производства стальных баллонов высокого давления 200 атм. для использования в системах пожаротушения на особо опасных объектах» и «Строительство кислородно-конверторного цеха с выводом из эксплуатации мартеновского цеха на ОАО «Уральская Сталь», «Строительство цементного завода на базе Аккермановского рудника и отходов горно-металлургического производства в г. Новотроицке.

Велись работы по техническому перевооружению, модернизации производства и внедрению новых технологий, освоению новых видов продукции на предприятиях машиностроительного комплекса: ОАО «Бузулуктяжмаш», ОАО «Орский машиностроительный завод», ОАО «Завод бурового оборудования», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «ПО Стрела», ОАО «Долина».

В числе приоритетов Правительства - развитие малого и среднего бизнеса. Это - занятость, социальная стабильность, доходы в местные бюджеты. Объем государственной поддержки в 2011 году составил более 300 млн. рублей, в том числе из областного бюджета в рамках областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области» на 2012-2014 годы было выделено более 100 млн. рублей и порядка 200 млн. рублей из федерального бюджета.

Ведущие направления программы модернизации здравоохранения - укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, внедрение стандартов оказания медицинской помощи, повышение ее доступности, а также развитие в лечебных учреждениях информационных технологий. В прошедшем году в соответствии с планом капитально отремонтировано 151 отделение в 54 лечебных учреждениях.

В 2011 году существенно увеличился уровень оснащенности медицинским оборудованием: в рамках программы закуплено более 1,3 тыс. единиц современной техники. Важным приобретением стали 8 компьютерных томографов. Новым словом в диагностике станет транстелефонная дистанционная телекардиография, которой будут охвачены практически все сельские учреждения - ФАП(ы), врачебные амбулатории, участковые больницы. Порядка 1,5 тыс. рабочих мест врачей оснащено современной вычислительной техникой. В перспективе - внедрение амбулаторных карт и историй болезни в электронном виде, полный переход на электронный документооборот. Для области расходы на все мероприятия составили 314,9 млн. рублей, в том числе 60,5 млн. руб. - из областного бюджета.

Удалось решить многие проблемные вопросы образования, в том числе закрыть потребность в обеспечении школьным автотранспортом за счет приобретения 138 новых комфортабельных автобусов для перевозки детей, решить проблему повышения квалификации педагогов малокомлектных школ путем дистанционного обучения на специализированных курсах.

В 2011 году в регионе построен и сдан в эксплуатацию один детский сад (в Оренбургском районе), осуществлен возврат после реконструкции и ремонта 12 дошкольных учреждений, открыто 12 дошкольных групп при общеобразовательных школах, создано 45 дополнительных групп в действующих детских садах. По оценке в 2011 году в области дополнительно было создано 3587 мест для детей дошкольного возраста.

Одним из важных результатов 2011 года стало повышение заработной платы педагогов в рамках комплекса мер по модернизации общего образования. С 1 сентября 2011 года на 30% повышен размер заработной платы учителей за счет увеличения базовых (должностных) окладов. С 1 ноября 2011 года увеличены на 30% базовые (должностные) оклады педагогическим работникам детских домов, специальных коррекционных школ, учреждений дополнительного и дошкольного образования. В ноябре зарплата педагогов в Оренбуржье увеличилась на 37% и составила в среднем 13 903 рубля.

Итак, увеличились реальные располагаемые денежные доходы населения, а просроченная задолженность по заработной плате в Оренбургской области уменьшилась. Также нами было выявлено, что большое внимание Правительством области в 2011 году уделялось повышению эффективности и открытости власти, повышению эффективности бюджетных расходов, развитию агропромышленного комплекса области, т.к. агропромышленный комплекс области становится инвестиционно-привлекательным сектором экономики, также деятельность Правительства была направлена на развитие малого и среднего бизнеса, это - занятость, социальная стабильность и доходы в местные бюджеты. Одно из ключевых направлений работы Правительства области в 2011 году было создание условий для масштабного привлечения инвестиций в регион, созданию новых рабочих мест и увеличению доходов населения. Велись работы по техническому перевооружению, модернизации производства и внедрению новых технологий, освоению новых видов продукции на предприятиях машиностроительного комплекса.

Таким образом, социально-экономическое развитие Оренбургской области можно назвать стабильным и удовлетворительным.

.2 Анализ управления имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями Оренбургской области

В 2011 году министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области реализовало полномочия собственника в 82 ГУП, в том числе по 8 ГУП отнесенным Законом Оренбургской области от 09.03.2005 N 1872/327-III-ОЗ (ред. от 12.09.2011) «О перечне стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» к стратегическим.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий за 2011 год:

.        Общий доход (выручка) от деятельности предприятий 7760,9 млн. руб., что выше на 3% выручки, достигнутой в 2010 году (7516 млн. руб.).

Наибольший объем выручки среди государственных унитарных предприятий приходится на стратегические, перечень которых утвержден Законом Оренбургской области в 2011 г. - 83%.

.        Чистая прибыль, полученная в 2011 году стратегическими предприятиями 109 млн. руб., что составляет 84% от общей величины чистой прибыли ГУП.

В 2011 году министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений осуществлялись полномочия собственника, в том числе по следующим направлениям.

.        Финансово-хозяйственная деятельность ГУП рассмотрена на 15 заседаниях Балансовых комиссий.

По результатам принятых решений:

·        деятельность за 2010 год 69 ГУП оценена «удовлетворительной»,

·        деятельность 3 ГУП не подлежали оценки в связи с проводимыми процедурами реорганизации;

·        деятельность остальных оценена «неудовлетворительной».

Данное распределение представлено на Рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Распределение результатов принятых решений Балансовых комиссий по финансово-хозяйственной деятельности ГУП

2.      Осуществлялся:

·        ежеквартальный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности ГУП на основании отчетов руководителей и финансово-бухгалтерской отчетности,

·        ежемесячный мониторинг состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, по выплате заработной плате.

.        Проведена аттестация руководителей 5 государственных унитарных предприятий (ГУП «Редакция газеты «Абдулинские просторы», ГУП «Редакция газеты «Гвардеец труда», ГУП «Тюльганский лесхоз», ГУП «Абдулинский лесхоз», ГУП «Облкиновидео»). Аттестация проходила в два этапа: компьютерное тестирование и собеседование. Все руководители по единогласным решениям комиссии соответствуют занимаемой должности.

.        В соответствие с Законом Оренбургской области от 30.11.2009 N3265/748-IV-ОЗ «О системе критериев для сохранения в собственности Оренбургской области государственных унитарных предприятий Оренбургской области, акций, долей участия Оренбургской области в уставных капиталах хозяйственных обществ» в установленном порядке осуществлена оценка эффективности деятельности государственных унитарных предприятий.

По итогам проведенной в 2011 году работы достигнуты следующие результаты:

)        в структуре госсектора отсутствуют ГУПы в стадиях ликвидации и банкротства;

)        предварительный анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ГУПов показал, что общее плановое задание на 2011 год по размеру выручки (5524 млн. руб.) и чистой прибыли (166,2 млн.руб.), установленным на заседаниях Балансовой комиссии предприятиями будет выполнено, в указанных показателях доля стратегических ГУП свыше 80%;

)        обеспечено поступление в областной бюджет от чистой прибыли ГУП, остающейся после уплаты налогов в 2011 году 12,99 млн. руб., что составляет 110% от годового бюджетного задания (11,8 млн. руб.)

)        в соответствии с результатами проведенной оценки 77 ГУПов по системе критериев приняты решения о сохранении в государственной собственности Оренбургской области 36 ГУП;

)        снижено количество убыточных ГУП в общем количестве, основная доля неудовлетворительно работающих предприятий приходится на лесхозы.

В 2011 году в целях недопущения социальной напряженности и рисков неплатежей предприятий лесной отрасли приняты решения:

·        по ГУП «Бузулукский лесхоз», «Саракташский лесхоз», «Новотроицкий лесхоз», «Орский лесхоз», «Беляевский лесхоз», «Сакмарский лесхоз», «Сорочинский лесхоз», «Домбаровский лесхоз» о смене руководителей предприятий;

·        о проведении в ГУП «Орский лесхоз» и ГУП «Первомайский лесхоз» аудиторских проверок;

·        о реорганизации ГУП «Чернореченский лесхоз» путем присоединения к ГУП «Оренбургский лесхоз», ГУП «Новотроицкий лесхоз» - к ГУП «Кувандыкский лесхоз», ГУП «Акбулакский лесхоз» - к ГУП «Соль-Илецкому лесхозу», ГУП «Грачевский лесхоз» - к «Бузулукскому лесхозу»

Была успешно проведена работа по оптимизации предприятий сферы печати (40 ГУП), учитывая что органы государственной власти области вправе учреждать для обнародования (официального опубликования) своих правовых актов и иной официальной информации одно печатное средство массовой информации.

Официальным печатным изданием для опубликования правовых актов областных органов государственной власти (законов, постановлений, указов) является газета «Оренбуржье», которая издается на базе ГУП «Редакция газеты «Оренбуржье».

На основании проведенной оценки экономической эффективности, социальной и бюджетной значимости 40 областных государственных предприятий сферы печати и СМИ, и в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28.11.2011 № 1137-п начата реорганизация ГУП «Редакция газеты «Оренбуржье» путем присоединения остальных 39 государственных унитарных предприятий области.

Итак, в 2011 году в Оренбургской области насчитывалось 82 ГУП, в том числе по 8 ГУП отнесенным к стратегическим. Общий доход от деятельности предприятий 7760,9 млн., а чистая прибыль, полученная в 2011 году стратегическими предприятиями 109 млн. руб. У 89% ГУП деятельность была оценена как «удовлетворительно», это очень хороший результат, а у 12% - «неудовлетворительно», остальные не подлежали оценке (4%). По итогам проведенной в 2011 году работы достигнуты следующие результаты: в структуре госсектора отсутствуют ГУПы в стадиях ликвидации и банкротства; обеспечено поступление в областной бюджет от чистой прибыли ГУП, остающейся после уплаты налогов в 2011 году 12,99 млн. руб., что составляет 110% от годового бюджетного задания; в соответствии с результатами проведенной оценки 77 ГУПов по системе критериев приняты решения о сохранении в государственной собственности Оренбургской области 36 ГУП; снижено количество убыточных ГУП в общем количестве, основная доля неудовлетворительно работающих предприятий приходится на лесхозы.

На наш взгляд, существуют и следующие проблемы. Функции по управлению унитарными предприятиями четко не разграничены между Комитетом по управлению государственным имуществом и отраслевыми органами и структурными подразделениями администрации области.

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к областной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, утверждает уставы унитарных предприятий; назначает и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями унитарных предприятий.

Органы и структурные подразделения Правительства области, на которые возложена координация управления в соответствующих отраслях (сферах управления), самоустранились от системной работы по управлению деятельностью унитарными предприятиями, т.е. ослаблена отраслевая система управления. С большинством руководителей унитарных предприятий контракты заключены, но должной ответственности не достигнуто. Кроме того, что количество унитарных предприятий весьма значительно, их круг в настоящее время не является сознательным выбором государства, принятым исходя из оценки своих функций и задач. В число действующих унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном в силу низкой ликвидности имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать индивидуальные экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации.

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единоличным органом унитарного предприятия - его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность соответствующих унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным. В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в т.ч. самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).

Трудовое законодательство, эффективно защищая трудовые права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности и, как следствие, к отсутствию реального стимула улучшать качество управления.

Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможность требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей в деятельности унитарных предприятий и даже определять эти показатели.

Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован.

Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие цели и задачи создания унитарных предприятий, а также детализирующие порядок их функционирования. Отсутствует полный реестр унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово - хозяйственной деятельности.

На практике широкие полномочия руководителей в отсутствие действенных инструментов и установленного порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:

·        переводу части финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы - спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков (в результате вся прибыль, которую могли бы получить унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах);

·        заключению сделок, в которых имеется заинтересованность руководства унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - хищениям государственного имущества;

·        отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;

·        невозможности государственных органов предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.

Растет количество неплатежеспособных унитарных предприятий, что во многом спровоцировано отсутствием должного управления и бесконтрольностью со стороны государства. Отсутствует практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия.

Для решения выявленных нами проблем перейдем к следующему параграфу, в котором представлены как раз таки те мероприятия, которые на наш взгляд целесообразно применить в сложившейся ситуации.

2.3 Мероприятия по совершенствованию управления имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями Оренбургской области

Рассмотренные выше проблемы в значительной степени снимаются, если государственным предприятиям собственник передает имущество на праве доверительного управления. В сравнении с хозяйственным ведением доверительное управление имеет несомненные достоинства:

·        В условиях хозяйственного ведения взаимоотношения собственника с унитарным предприятием как субъектом хозяйствования регулируются в большей степени законодательством, чем уставом унитарного предприятия, особенно если учесть массовый и скоропалительный характер учреждения унитарных предприятий.

Договор доверительного управления всегда индивидуален и конкретен. Поэтому в нем, прежде всего, можно более четко оговорить условия использования имущества и полномочия доверительного управляющего, исходя из конкретных условий заключения данного договора. Во-вторых, унитарным предприятиям государственное имущество передается в хозяйственное ведение на неопределенный срок, что затрудняет регулирование отношений с ними в случае выявления со временем несовершенства договора. Договор же доверительного управления заключается на определенный срок и после его окончания его можно перезаключить на новых условиях в соответствии с реалиями текущего момента.

·        Доверительный управляющий обладает большей свободой действий. В условиях хозяйственного ведения собственник вправе осуществлять контроль над использованием по назначению и сохранностью переданного унитарному предприятию имущества (ч.1 ст.295 ГК РФ). При этом не оговариваются ни порядок, ни сроки, ни периодичность контроля, что чаще всего приводит к мелочной опеке. В отличие от сказанного доверительный управляющий обязан представлять отчет о своей деятельности учредителю в сроки и в порядке, установленные договором доверительного управления (ч.4 ст.1020 ГК РФ), а стало быть, в остальное время собственник не вправе вмешиваться в его деятельность.

·        Доверительный управляющий имеет более четко выраженный материальный интерес. В договоре доверительного управления должны быть указаны размер и форма вознаграждения доверительному управляющему (ч.1 ст.1016 ГК РФ), в то время как в отношении унитарного предприятия зафиксировано лишь право на получение части прибыли.

Еще более интересной формой хозяйствования на государственных предприятиях могла бы быть аренда:

·        При аренде принципиально меняются отношения между собственником и субъектом хозяйствования (арендатором). Здесь уже собственник имеет фиксированный интерес в виде причитающейся ему арендной платы, а все, что сверх того, идет арендатору. К тому же результаты хозяйственной деятельности являются собственностью арендатора (ст.606 ГК РФ), которыми он может распоряжаться по своему усмотрению. Таким образом, у арендатора четко выражен стимул для эффективного управления переданным ему в аренду имуществом.

·        Возможности арендатора в распоряжении арендованным имуществом по сравнению с субъектами хозяйственного ведения и доверительного управления значительно шире. Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду, передавать в безвозмездное пользование, отдавать арендные права в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал и так далее (ч.2 ст.615 ГК РФ).

Действующее приватизационное законодательство не соответствует современной экономической ситуации, следовательно, необходимо в ближайшее время принять актуальные законодательные и нормативные акты, которые регулировали бы сферу приватизационных процессов в городе.

В связи с вышеизложенным предлагается:

·        пересмотреть приватизационное законодательство, обозначить сроки завершения массовой приватизации государственного имущества;

·        внести изменения в земельное законодательство, направленные на упрощение процедур и сокращение сроков изготовления землеустроительной документации для дальнейшей приватизации предприятий вместе с земельными участками, при этом урегулировать земельные отношения в государстве, начав широкомасштабные работы по землеустройству;

·        сократить перечень предприятий, которые не подлежат приватизации;

·        провести мероприятия для повышения эффективности приватизации, включающие санацию государственных предприятий, послеприватизационное управление, создание новых приватизационных институций, борьбу с переходов имущества в частную собственность по внеприватизационным схемам.

В заключении хотелось бы сказать, что имуществом надо управлять так, чтобы оно работало. В данном случае предложенные мероприятия позволят ГУП работать на благо населения Оренбуржья еще больше. Целый ряд государственных унитарных предприятий, и в первую очередь стратегических, приносят пусть небольшую, но прибыль и перечисляют с нее в областной бюджет положенный процент, а со временем размер прибыли будет только увеличиваться, как, соответственно и процент.

Заключение

Подведем итоги. Предприятие - самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги. В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создаются нужные обществу товары, оказываются необходимые услуги. Предприятие как юридическое лицо имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям создания предприятия, предусмотренным в уставе предприятия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием

Имущество предприятия составляет его экономическую основу. Оно создается за счет средств вкладчиков - государства, местных органов власти, различных предприятий, организаций, граждан, в том числе иностранных. Вкладчики становятся собственниками или кредиторами предприятия. Имущество, средства предприятия должны воспроизводиться и возрастать в результате его успешной производственно-хозяйственной деятельности.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Перед анализом управления имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями Оренбургской области нами было представлено социально-экономическое развитие нашей области, которое на сегодняшний день можно назвать стабильным и в принципе удовлетворительным, показатели плавно растут, это говорит только о хорошем, надеемся, что и в будущем будет наблюдаться такая же ситуация.

Проведя анализ, нами были обозначены следующие проблемы, например, такие как: нет четкого разграничения функций по управлению унитарными предприятиями между Комитетом по управлению государственным имуществом и отраслевыми органами и структурными подразделениями администрации области, несовершенство законодательной базы, отсутствие должного управления и бесконтрольность со стороны государства, отсутствие у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях и т.д.

Для предотвращения выявленных проблем в управлении имуществом, которое закреплено за унитарными предприятиями Оренбургской области необходимо. На наш взгляд пересмотреть приватизационное законодательство, обозначить сроки завершения массовой приватизации государственного имущества; внести изменения в земельное законодательство, направленные на упрощение процедур и сокращение сроков изготовления землеустроительной документации для дальнейшей приватизации предприятий вместе с земельными участками, при этом урегулировать земельные отношения в государстве, начав широкомасштабные работы по землеустройству; сократить перечень предприятий, которые не подлежат приватизации и т.д.

Реализовав данные мероприятия унитарные предприятия области начнут работать продуктивнее, их финансовое состояние улучшится, а это повлечет за собой и создание мощной экономики всей нашей области.

Библиографический список

1.      О государственных и муниципальных унитарных предприятиях (с изменениями и дополнениями) : федер. Закон. - М. : Ось-89, 2009. - 17 с.

.        Абрамова Е.Н. Гражданское право : учебник / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко. - СПб. : Питер, 2010. - 290 с.

.        Арсенова В.В. Экономика предприятия : учебник для вузов / В.В. Арсенова. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 280 с.

.        Базылев Н.И. Экономическая теория : учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Бызылев, М.Н. Базылева. - Мн. : Книжный Дом, 2010. - 608 с.

.        Бардовский В.П. Экономика : учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 672 с.

.        Беднов О.В. Проблемы правового положения унитарных предприятий в России / О.В. Беднов // Адвокатская практика. - 2012. - №5. - С. 32-41.

.        Борисов Е.В. Экономика : учебное пособие / Е.В. Борисов Е.В. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 256 с.

.        Борисов Е.Ф. Экономическая теория : учебник / Е.Ф. Борисов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт-Издат, 2009. - 399 с.

.        Гутман Г.В. Управление региональной экономикой : учебное пособие / Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 176 с.

.        Дойников И.В. Государственное предпринимательство : учебник. - М. : Омега-Л, 2009. - 320 с.

.        Зазулина З.К. Экономика: учебник / З.К. Зазулина. - М.: Юристъ, 2012, - 171 с.

.        Копылов Н.В. Региональная экономика России: учебник. - М.: Финансы и статистика. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 584 с

.        Косякова Н.И. Государственное предприятие в рыночной экономике : учебное пособие / Н.И. Косякова - М. : Юриспруденция, 2010. - 169 с.

.        Леонова Г.Б. Унитарное предприятие как субъект гражданского права / Г.Б. Леонова // Законодательство. - 2011. - № 8. - С. 14-21.

.        Лобачева Е.Н. Экономическая теория : учебник / Е. Н. Лобачева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 516 с.

.        Морозова Т.Г. Региональная экономика : учебник для вузов / Т.Г. Морозова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 360 с.

.        Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: учебное пособие / Д.В. Петров. - СПб. : Юридический центр пресс, 2010. - 452 с.

.        Семенова В.М. Экономика предприятия : учебное пособие / В.М. Семенова. - Спб. : Питер, 2010. - 325 с.

.        Скляренко В.К., Экономика предприятия : конспект лекций / В.К. Скляренко, В. М. Прудников. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 208 с.

.        Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление : учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 416 с.

Похожие работы на - Особенности управления имуществом областных унитарных предприятий Оренбургской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!