Стратегическое планирование деятельности предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,22 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегическое планирование деятельности предприятия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности

Кафедра «Технология и организация общественного питания»









СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Пояснительная записка к курсовой работе

по дисциплине «Маркетинг»


Разработал: ст. гр. ОПн-081

Курбатов А.В.






Кемерово 2011

Содержание

Ведение

. Определение понятий: стратегия и тактика

. Цели оперативного и стратегического планирования. Требования предъявляемые к целям

. Основные этапы стратегического планирования

. Виды стратегий и их характеристика

. Факторы, влияющие на стратегический выбор организации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

Большинство крупных российских предприятий имеют длительный опыт социалистического планирования. Практика этого планирования имела негативные последствия, связанные, прежде всего с ограничением свободы планирования и свободы действий. Российские экономические реформы открыли путь к экономической свободе предприятий. В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью попытались освободиться от «оков» планирования. Однако импровизация деятельности не привела к оптимальным результатам. Образовавшись, многие предприятия мелкого бизнеса не совершили ни одной хозяйственной операции. Сегодня примерно одна треть зарегистрированных малых и средних предприятий экономически не функционирует. Если говорить о крупных предприятиях, то огромное их количество находится в состоянии неплатежеспособности. Причин такого состояния много, но среди них - и отсутствие квалифицированного планирования.

Но все же увеличивающаяся конкуренция, появление новых рынков, в том числе финансовых, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы.

Что же такое стратегическое планирование?

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению.1 Определение понятий: «стратегия» и «тактика»

Термин «стратегия» пришел в бизнес из военной области. По мнению военных, стратегия - это часть военного искусства, определяющая общий характер вооруженной борьбы с целью достижения победы.

Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегия рассматривается как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей организации.

Стратегия - это оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы.

Термин «тактика», также пришел из военной области, и означает - искусство ведения боя, совокупность методов и приемов, применяемых для достижения намеченной цели. В маркетинге данный термин звучит так: это формирование и решение задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период времени (краткосрочный) на основе стратегии маркетинга и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и других факторов (например, изменение индекса цен, обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшение интересов покупателей к товару и другое). Примерами постановки тактических задач могут быть следующие:

. Провести усиленную рекламную кампанию в связи с падением спроса.

. Расширить номенклатуру товара на основе уточненных данных о потребностях потребителей.

. Расширить ассортимент услуг, предоставляемых сервисными службами для привлечения новых покупателей.

. Увеличить долю рынка в связи с сокращением объема продаж конкурентами.

. Конструктивно улучшить товар в соответствии с требованиями конкретного рынка.

. Цели оперативного и стратегического планирования. Требования, предъявляемые к целям

В производственном отделении осуществляется тактическое и оперативное планирование. Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных (обычно пятилетних) планов, в которых конкретизируются стратегическая концепция, методы и формы ее реализации. Тактический план подлежит постоянной корректировке, поэтому его обычно именуют скользящим планом, или саморегулирующимся планом.

Оперативное планирование предполагает разработку краткосрочных планов-бюджетов (сроком до одного года), в которых содержится детальная разработка рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс.

В ходе оперативного планирования производственной деятельности, предприятие преследует следующие цели:

Øобеспечение выполнения договоров с заказчиками;

Øвыпуск продукции в полном соответствии с требованиями по качеству, объему и срокам изготовления, установленными в договорах;

Øоптимальное использование производственных мощностей предприятия;

Øобеспечение минимальной длительности производственного цикла изделий;

Øсокращение объемов незавершенного производства;

Øравномерная во времени и пространстве загрузка рабочих мест;

Øповышение эффективности производства.

Показатели тактических и оперативных планов составляют основу для разработки стратегического плана на высшем уровне управления.

Система оперативного управления производством должна отвечать следующим требованиям:

Øдолжна быть гибкой и быстро реагировать на отклонения от запланированного хода производства;

Øоперативные планы, разрабатываемые в рамках этой системы, должны быть научно обоснованы, при этом в основе технико-экономических расчетов должны лежать обоснованные нормы расходования производственных ресурсов;

Øв основу обеспечения рациональной организации оперативного планирования производственной деятельности должен быть положен принцип полной преемственности разрабатываемых календарных планов;

Øоперативность принимаемых решений.

Текущее планирование в рамках производственных отделений стало повседневной работой всех его функциональных подразделений. Оно позволяет точнее определить направление инновационной деятельности, ориентированной на оптимизацию производства и внедрение новой конкурентоспособной продукции.

В производственном отделении разрабатываются отдельно план производства, план реализации, план капиталовложений, финансовый план.

Финансовый план обобщает итоги трех других видов плана. Согласованность планов достигается через систему финансирования, распределения производственных мощностей и персонала.

Во многих фирмах планирование ведется методом "от затрат к выпуску": сначала устанавливается, какими ресурсами может располагать фирма, а потом на основе этих данных определяется стратегия "продукт-рынок".

Планирование тесно увязывает все звенья производственного процесса, в особенности там, где производство основано на сборке готового продукта из огромного числа различных компонентов.

В современных зарубежных системах оперативного управления производством процесс подготовки производства, технического обслуживания материального обеспечения и организации движения предметов труда в производстве взаимоувязаны между собой в единую интегрированную систему.

Наиболее известны четыре интегрированные системы оперативного управления производством. Это система, разработанная в США и направленная

на сокращение сроков выпуска продукции и снижение издержек производства за счет сокращения складских запасов: MRP-2 - система планирования производственных ресурсов, и системы «Канбан» и «точно в срок», разработанные в Японии.

Система «Канбан» представляет собой систему оперативного регулирования производственных запасов и материальных потоков между отдельными подразделениями предприятия, построенную по принципу вытягивания предметов труда с предшествующих участков. Обязательным условием функционирования системы «Канбан» является поставка исключительно доброкачественных и бездефектных материалов и полуфабрикатов. Основная идея системы «Канбан» состоит в том, чтобы производить детали не впрок, а непосредственно к моменту подачи на сборку и поставлять исходное сырье и материалы только тогда, когда они необходимы для изготовления комплектующих деталей готового изделия. Эта система может эффективно использоваться при условии стабильной производственной программы предприятия.

Система «точно в срок» представляет собой высокоинтегрированную систему комплексного решения производственных проблем. Цель этой системы состоит в сокращении накладных расходов производства за счет минимизации потерь и затрат ресурсов: «нуль брака», «нуль переналадки», «нуль партионности», «нуль простоев», «нуль завалов и заторов», «нуль подготовительно-заключительного времени», «нуль перемещений» и «нуль поломок». Философия системы «точно в срок» заключается в непрерывном совершенствовании производства, борьбе с потерями и различного рода недостатками.

Система MRP-2 охватывает управление материальным потоком от закупки сырья и комплектующих до реализации готовой продукции и включает в себя подсистемы: прогнозирования сбыта и закупок, управление закупками, управление технической подготовкой производства, управление производством, управление запасами, управление сбытом, калькуляцию затрат, внутрифирменного планирования, имитационного моделирования процессов производства хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и финансового управления, управления контрактами, управления информацией управленческой деятельности, управление качеством продукции и др.

Рынок, оказывая воздействия на деятельность фирмы, требует не просто планирования, а стратегического планирования, которое предусматривает выработку и осуществление стратегии по отношению к рынку, к конкурентам, к покупателям.

Стратегическое планирование, пришедшее на смену долгосрочному планированию, отличается от него. Основное отличие - в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста. Руководители организаций обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся. Поэтому цели должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме.

Несмотря на ситуационность в выборе целей, можно указать на ряд направлений, в рамках которых фирмы могут устанавливать свои цели. К ним относятся:

доходы фирмы (величина дохода, прибыль, доход на акцию и т.п.);

эффективность (издержки, себестоимость, рентабельность, производительность, материалоемкость и т.п.);

положение на рынке (доля рынка, объем продаж, относительная доля рынка, доля отдельных продуктов и т.д.);

ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, трудовые (структура и величина основного и оборотного капитала, активы фирмы, кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.);

производственная мощность предприятия;

организационные изменения в фирме (касающиеся штатного расписания, производственной структуры, функциональных обязанностей работников и т.д.);

качество работы с покупателями (скорость обслуживания, число жалоб, количество претензий и рекламаций и т.д.);

социальная ответственность фирмы (благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.п.);

потребности сотрудников (оплата труда, условия труда и отдыха, социальное развитие коллектива);

развитие фирмы (темпы роста хозяйственной деятельности).

К целям предъявляются следующие требования:

а) Функциональность. Цели должны быть функциональны, чтобы руководители различных уровней могли трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне управления, в задачи для нижестоящих звеньев.

б) Избирательность. Цели должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов и усилий. В условиях ограниченности ресурсов должны выделяться основные производственные задачи, на которых необходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ресурсы. Следовательно цели должны быть избирательными, а не всеобъемлющими.

в) Множественность. Необходимо ставить цели во всех сферах, от которых зависит жизнеспособность предприятия.

г) Достижимость, реальность. Нереальная цель приводит к демотивации сотрудников, к потере ими ориентира, что негативно сказывается на деятельности предприятия. Поэтому цели должны быть достаточно напряженными, чтобы не расхолаживать сотрудников. В то же время они должны быть достижимыми, то есть не выходить за пределы возможностей исполнителей.

д) Гибкость. Это означает возможность корректировки целей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде фирмы в процессе их реализации.

е) Измеримость. Это означает возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации.

ж) Конкретность. Данная характеристика целей помогает однозначно определить, в каком направлении должна функционировать фирма, что необходимо получить в результате достижения цели, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать.

з) Совместимость. Все цели в системе должны быть совместимы. Долгосрочные цели должны соответствовать миссии предприятия, а краткосрочные - долгосрочным.

и) Приемлемость. Это качество означает совместимость целей фирмы с собственными интересами ее владельцев и сотрудников, а также учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков и общества в целом.

В системе стратегического планирования не делается предположение, что будущее станет лучше прошлого и что его можно изучать, проецируя сложившиеся тенденции на последующие периоды. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции.

Таким образом основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.

Еще одно отличие состоит в том, что стратегия - это не индикатор времени, а направление развития. Стратегия включает в себя всю совокупность глобальных идей развития фирмы, а не только сосредоточена на конкретном периоде.

Планирование стратегии устанавливает общие направления, следование которым обеспечивает рост и устремление позиций организации.

Основной принцип стратегического планирования - адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.

. Основные этапы стратегического планирования

Стратегическое планирование - управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между усилиями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.

Оно опирается на четко сформулированную программу фирмы и включает следующие этапы:

Øпрограмма фирмы;

Øзадачи предприятия;

Øпланы развития хозяйственного портфеля;

Øстратегия роста предприятия.

-й этап "Программа" содержит конкретную цель. Она должна ответить на вопросы:

Что представляет собой наше предприятие?

Кто является нашими клиентами?

Что ценно для этих клиентов?

Каким будет предприятие?

Каким оно должно быть?

Решение этих вопросов должно быть увязано с такими характерными особенностями деятельности предприятий массового питания, как:

Øсочетание функций производства, реализации и организации

Øпотребления продукции собственного производства и покупных товаров;

Øприготовление блюд и кулинарной продукции небольшими партиями по мере их опроса в ежедневно меняющемся ассортименте и имеющих ограниченные сроки реализации;

Øнеобходимость повышения в общем объёме производства, и соответственно, реализации удельного веса полуфабрикатов высокой степени готовности и готовых к употреблению блюд;

Øзависимость ассортимента продукции собственного производства и покупных товаров в значительной степени от особенностей обслуживаемых контингентов: их профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта;

Øподверженность спроса на продукцию и услуги общественного питания значительным изменениям по часам суток, дням недели, времени года;

Øзависимость режима работы предприятий общественного питания, обслуживающих организованные контингенты потребителей, от режима их работы и учебы.

Исходя из вышесказанного, в программе предприятия необходимо очень четко указать сферы деятельности. Определителями границ сфер деятельности предприятия могут служить:

характер производственно-торговой деятельности предприятия общественного питания (заготовочные и доготовочные предприятия, т.е. предприятия, работающие на сырье и полуфабрикатах; с полным и неполным производственным циклом);

ассортимент выпускаемой продукции (комплексные, универсальные и специализированные предприятия),

тип и класс предприятия массового питания (ресторан, бар - люкс, высший и 1 класс; все остальные типы предприятий на классы не делятся). Уровень наценок устанавливается руководителем предприятия или руководителем той структуры, в подчинении которой находится предприятие массового питания.

Причем программное заявление предприятия общественного питания должно быть сделано с позиции рыночной ориентации, то есть работа предприятия должна строиться с точки зрения его деятельности по обслуживанию конкретных групп потребителей и/или удовлетворению конкретных нужд и запросов. Так, для общедоступных предприятий общественного питания (преимущественно ресторанов, баров и кафе) основной задачей деятельности является получение прибыли за счет предоставления всевозможных дополнительных услуг. Для предприятий, которые находятся на балансе заводов или муниципалитета, основной задачей деятельности является не столько получение прибыли (хотя это и не исключается), сколько обеспечение потребителей рациональным питанием.

2-й этап: Задачи и цели предприятия. Исходя из программы деятельности ресторана, необходимо поставить задачи и цели данного предприятия.

Одной из задач данного ресторана является удовлетворение потребностей и запросов клиентов в питания путём предоставления им различных блюд русской кухни. Помимо этого, организация культурного отдыха потребителей в данном ресторане за счёт проведения различных развлекательных мероприятий.

Выполнение ресторана своей основной функции предполагает наличие ряда условий, а именно: оно должно располагать квалифицированными кадрами, зданиями и сооружениями, оборудованием, инвентарем, продуктами питания. Для реализации основных задач ресторана должно:

Øизучать запросы и требования потребителей;

Øопределять потребности в продуктах питания;

Øустанавливать и поддерживать связи с поставщиками;

Øсоздавать условия для приема пищи;

Øготовить пищу, порционировать и отпускать ее;

Øосуществлять расчеты с клиентами за оказанные услуги;

Øрекламировать услуги.

Ещё одной задачей данного ресторана является оказание различного вида дополнительных услуг.

Обслуживание - это совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга. Качество услуг должно удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям потребителей. Услуги данного ресторана должны отвечать требованиям безопасности и экологичности, целевому назначению и предоставляться потребителям в условиях, отвечающих требованиям действующих нормативных документов.

В процессе обслуживания потребителей комплекс услуг должен соответствовать типу предприятия. При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, т.е. соответствие условий обслуживания гигиеническим, антропометрическим, физиологическим потребностям потребителей. Соблюдение требований эргономичности обеспечивает комфортность обслуживания. Предоставляемая услуга должна отвечать требованиям эстетичности.

Данный ресторан предоставляет следующие дополнительные услуги:

Øорганизация проведения свадеб, дней рождения, корпоративных вечеров;

Øорганизация и проведение различных тематических мероприятий;

Øвыездное обслуживание;

Øприём заказов по месту работы, по телефону;

Øсрочное выполнение заказа в присутствии клиента.

-й этап: План развития хозяйственного портфеля.

Хозяйственный портфель - совокупность отдельных направлений деятельности предприятия. Хозяйственный портфель должен соответствовать возможностям предприятия и конкретным условия внешней среды. Ресторан на основе периодически проводимого анализа портфеля деловой активности должен определять, какие направления деятельности следует развивать и в какой степени, а какие - ликвидировать. При разработке стратегий развития хозяйственный портфель может быть расширен за счет включения в него новых видов деятельности.

Основным орудием сферы стратегического планирования является анализ хозяйственного портфеля предприятия. Речь идет об оценке руководством состояния этого портфеля, т. е. об оценке положения всех входящих в состав предприятия производств. Под производством может иметься в виду отделение ресторна, товарный ассортимент, а то и один простой или марочный товар.

Такой анализ требует выявить более или менее рентабельные производства и принять решения о том, что делать с каждым из них в отдельности. Данному предриятию хочется вложить основные ресурсы в наиболее рентабельные производства и сократить или вообще прекратить вложения в слабые. Оно может поддерживать свой хозяйственный портфель в боевой готовности, укрепляя или добавляя набирающие силу производства и избавляться от слабых.

Блок хозяйственного портфеля данного предприятия дает возможность решить следующие задачи:

Øкакие отрасли сохранять на прежнем уровне и почему? Как правило - это низкорентабельные отрасли, но они дают возможность смягчить сезонность в использовании рабочей силы, дополнительный размер денежной выручки.- какие отрасли «сворачивать» или в отраслях - производство отдельных товаров? Естественно это касается, прежде всего, убыточных отраслей.

Для оценки привлекательности конкретной отрасли ресторнан учитывает размер рынка, темпы его роста, размеры получаемой на нём прибыли, интенсивность конкуренции, цикличность и сезонность деловой активности, а также возможности снижения себестоимости товарной единицы в условиях крупносерийного производства или за счет опыта, накопленного управляющими.

Прочность коммерческого производства ресторан оценивается по показателям ее доли рынка, конкурентоспособности его цен, качества его товаров, знание своего рынка, эффективности сбыта и имеющихся географических преимуществ.

Выделяя наиболее приоритетные отрасли без трудностей находящих своего потребителя, можно сказать, что эти отрасли необходимо развивать и вкладывать в них больше средств и больше усилий на совершенствование этих товаров.

4-й этап: Стратегия роста предприятия разрабатывается на основе анализа, проведенного на 3-х уровнях: интенсивном, диверсификационным, интеграционным.

Перед каждым успешным бизнесом рано или поздно встает вопрос, какую стратегию развития следует применять для дальнейшего роста.

По классификации, разработанной профессором О. Виханским, стратегии роста делятся на две группы:

Первую группу стратегий роста составляют стратегии концентрированного роста, т.е. стратегии, связанные с изменением продукта и рынка. В этом случае организация пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя отраслевой принадлежности. На рынке она ведет поиск возможностей улучшения своего положения либо переходит на новый рынок.

Стратегиями первой группы являются:

ØСтратегия усиления позиции на рынке, при которой предприятие делает все, чтобы с конкретным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для ее реализации требуются большие маркетинговые усилия. При этом допускается осуществление «горизонтальной интеграции», при которой предприятие пытается установить контроль над своими конкурентами;

ØСтратегия развития рынка, которая заключается в поиске новых рынков для уже производимого продукта;

ØСтратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном ею рынке.

Вторую группу стратегий роста составляют стратегии бизнеса, которые предполагают расширение организации при добавлении новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно их применяют, если у организации есть сильный бизнес, но она не может использовать стратегию концентрированного роста, однако в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Организация осуществляет интегрированный рост как путем приобретения дополнительной собственности, так и путем внутреннего расширения. При этом в обоих случаях ее положение внутри отрасли меняется.

Выделяют два основных типа стратегий интегрированного роста:

1. Стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост предприятия за счет приобретения либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать благоприятные результаты вследствие уменьшения зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки для предприятия как центра расходов могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;

ØСтратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо усиления влияния на конечных потребителей, выгодна в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы;

Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если организация не может дальше развиваться на данном рынке с имеющимся продуктом в рамках определенной отрасли.

Стратегиями данного типа являются:

Øстратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в имеющемся бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующие производства остаются в центре бизнеса. А новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо других сильных сторонах функционирования фирмы,

Øстратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии организация должна ориентироваться на производства таких технологически не связанных продуктов, которые использовали имеющиеся ее возможности, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителей основного продукта, то по своим качествам он должен соответствовать уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка организацией собственной компетентности в производстве нового продукта,

Øстратегия конгломератной диверсификации состоит в том, что предприятие расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми и реализуемых на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития. Ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности, от компетентности персонала (в особенности менеджеров), сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег.

Проанализировав все типы названных выше стратегий роста, выбираем наиболее оптимальную для данного ресторна, на наш взгляд. Это стратегия развития продукта (услуги), предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и применение прогрессивных форм обслуживания, их реализации на уже освоенном рынке.

4. Виды стратегий и их характеристика

Непосредственное окружение данного ресторана анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать кафе в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры ресторана, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы ресторана; маркетинг; организационная культура.

Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития предприятия, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Стратегия выбирается с учетом:

Øконкурентной позиции кафе в данной стратегической зоне хозяйствования;

Øперспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;

Øв некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает кафе.

Стратегии могут различаться также по своему характеру. В этом отношении можно выделить три вида стратегий:

Øнаступательную;

Øнаступательно-оборонительную;

Øоборонительную (стратегию выживания).

Наступательная стратегия чаще всего реализуется через процессы диверсификации производства, его кооперации интенсификации рынка.

Диверсификация производства может быть вертикальной, предполагающей внедрение в сферу деятельности поставщиков или потребителей, то есть, в предыдущее и последующее звенья большой технологической цепи, и горизонтальной, связанной с проникновением в смежные отрасли с целью усиления экономической устойчивости организации.

Диверсификация осуществляется в форме прямого или портфельного инвестирования, а также кооперации. Прямое инвестирование состоит в строительстве или реконструкции реальных производственных объектов; портфельное - в приобретении пакетов акций соответствующих фирм с целью дополнения существующего производственного потенциала; вхождения в новую отрасль, общего увеличения активов.

Кооперация сегодня чаще всего происходит в форме соглашений о техническом обучении и помощи в освоении производства; совместных исследованиях, разработках, производстве или сборке; о лицензировании и «ноу-хау»; об организации совместных предприятий. Интенсификация рынка может заключаться в его развитии, географической и иной экспансии.

Данная стратегия сложна в реализации, связана с риском и оправдана лишь при точном выборе ниши, что позволяет совершить прорыв в узкой сфере, преодолев барьер высоких расходов и в течение 2-3 лет удерживать лидирующие позиции. Наступательные стратегии основаны, как правило, на научных открытиях и изобретениях, рассчитаны на занятие лидирующего положения на рынке или в отрасли. Однако они требуют значительных финансовых затрат, имеют высокую степень риска, но в случае успеха дают высокие результаты.

Наступательно-оборонительная стратегия реализуется в условиях перестройки деятельности организации, когда необходимо исправлять ее пошатнувшееся положение. Здесь осуществляется маневр ресурсами путем ухода из неперспективных, неприбыльных сфер, продажи непрофильных предприятий и одновременно модернизации и расширения существующего производства, совершенствования выпускаемой продукции и услуг. В основном она финансируются за счет средств, полученных от экономии, рационализации и т.п.

Оборонительная стратегия, или стратегия выживания, предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия выбирается, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная или у нее недостаточно средств для проведения активной наступательной стратегии; фирма опасается проводить последнюю из-за нежелательных ответных мер сильных конкурентов или наказывающих мер со стороны государства.

В условиях оборонительной стратегии имеет место перестройка всех сфер деятельности организации на основе жесткой централизации управления ею. Обычно наступательный характер имеют стратегии роста и умеренного роста; наступательно-оборонительный - комбинированная стратегия; чисто оборонительный - стратегия сокращения деятельности.

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.

На практике предприятия могут одновременно реализовывать не одну, а несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний.

Таким образом, стратегий развития бизнеса довольно много. Задача руководства фирмы заключается в том, чтобы выбрать наиболее подходящую стратегию с учетом конкретных условий и целей бизнеса.

. Факторы, влияющие на стратегический выбор организации

Поскольку систему стратегического планирования могут внедрять как большие, так и малые предприятия, возникают следующие вопросы: Существует ли зависимость между величиной предприятия и способами создания системы стратегического планирования? Какие факторы могут влиять на создание этой системы?

При обсуждении этих вопросов целесообразно обратиться к причинам, вынуждающим организацию идти по пути создания системы стратегического планирования. Основные причины могут быть следующие:

Øпотеря позиций предприятия на рынке и потеря ориентации в развитии предприятия;

Øнеудовлетворенность клиентов работой предприятия;

Øвозрастающая нехватка оборотных средств и неэффективность использования ресурсов;

Øснижение качества продукции, оказания услуг;

Øразрозненность структурных звеньев, нередко приводящая к противостоянию и, как следствие, к потере управляемости ими;

Øрост административно-управленческого аппарата наряду с падением производительности труда на предприятии;

Øтекучесть кадров, отток квалифицированных специалистов.

Это причины, характерные для многих предприятий. Но способы внедрения системы стратегического планирования не являются универсальными для любой компании. В этой связи компании, приступающей к созданию системы стратегического планирования, нет смысла слепо копировать опыт уже внедривших систему компаний, то есть заниматься поиском «идеальной» системы. Истина лежит где-то посередине: необходимо рассмотреть классическую систему, а затем, по мере накопления опыта, необходимо модифицировать ее под специфику конкретной компании. Однако существует и некий типовой набор факторов, которые будут влиять на создание системы стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования требует организации слаженной работы всех подразделений компании. Руководители подразделений должны иметь четкое представление о последовательности этапов процесса и порядке проведения в компании каждого отдельного этапа. Распределение обязанностей и ответственности сотрудников в рамках процесса не должно оставаться на словах, а следует закреплять на бумаге.

Удачно разработанные документы помогают организации процесса стратегического планирования, препятствуют сопротивлению нововведениям, направляют действия, решения и методы работы в нужное русло.

В небольших компаниях, деятельность которых не выходит за рамки регионального рынка и сложность их внутренних технологических процессов невысока, в том числе из-за малого количества участников процессов, первое лицо компании может организовать процесс без закрепления его в нормативной документации компании. Руководитель компании и руководители подразделений могут донести суть процесса до сотрудников и координировать их действия по разработке стратегии и ее реализации, не прибегая к дополнительным механизмам информирования.

В крупных компаниях (работают на многих рынках, имеют несколько развитых многочисленных обслуживающих подразделений, сложные технологические процессы, обусловленные бизнесом компании) прохождение этапов процесса стратегического планирования потребует значительных усилий. При внедрении стратегии необходимо у каждого подразделения сформировать четкое представление о стоящих перед ним задачах, задать направление движения, которому должны следовать все сотрудники подразделения.

Именно крупным компаниям на этапе внедрения стратегического плана весьма ощутимую помощь окажет формализация процесса стратегического планирования.

Размер компании является вторичным фактором. Первично то, на какой стадии развития менеджмента находится компания, т.е. насколько каждый из специалистов вовлечен в процесс стратегического планирования. Важно, чтобы каждый имел правдивые ответы на вопросы: Что есть нашим желаемым будущим? Что это даст собственникам компании, каждому из ее сотрудников? Что нужно сделать, чтобы этого всего достичь? И так далее. Без ответов на эти вопросы компания численностью до тридцати человек может прекрасно работать «интуитивно», базируясь на текущем планировании. Если в компании 30-200 сотрудников, работа без применения стратегического планирования носит элементы авантюризма или безответственности, если говорить о руководстве. А успешно работающую компанию в течение стратегического периода (условно 3-5 лет) с большим числом сотрудников без четкого формирования указанных категорий представить трудно.

Таким образом, создание системы стратегического планирования требует осторожного подхода к выбору пути ее разработки и внедрения. Целесообразно перед стартом данного процесса понять, на какой ступени развития находится компания, оценить ее величину и потенциал, а также обсудить, по какому пути пойдет компания в реализации проекта: по пути строгой формализации или по пути упрощенного подхода. Еще раз повторим - здесь нет универсальных рецептов.

стратегия планирование тактика

Заключение

Выбор стратегии и её реализация являются основными частями стратегического управления. Стратегия в стратегическом управлении понимается как долгосрочное качественно определённое направление развития предприятия, относящееся к таким сторонам её деятельности, как сфера, средства и форма.

Выбор стратегии для проектируемого ресторана с национальной кухней связан с решением следующих моментов функционирования организации:

Задачи ресторана с национальной кухней:

завоевание соответствующей ниши на рынке сферы услуг;

удовлетворение спроса потребителей и получение за счет этого прибыли;

организация разработки товаров;

минимальный порог цен при высоком качестве и привлекательном вкусе;

внедрение современных, прогрессивных форм обслуживания и совершенствование структуры производства;

быстрая узнаваемость бренда;

подбор нового современного оборудования, позволяющего улучшить качество продукции и усовершенствовать процесс приготовления блюд;

совершенствование форм расчета с потребителями и повышение культуры обслуживания;

организация дополнительной производственно-торговой деятельности.

Задачи маркетинга при планировании ресторана с национальной кухней:

·обеспечение высокого качества основных услуг;

·изучение спроса и формирование потребительских предпочтений;

·обеспечение высокого качества дополнительных услуг;

·разработка конкурентоспособного товара, реализуемого через магазин кулинарии и розничную сеть;

·обеспечение высокого качества товара и полуфабрикатов.

Для решения этих задач необходимо разработать соответствующие стратегии маркетинга такие как:

организация работы поставщиков;

автоматизация технологического процесса;

заключение прямых договоров с поставщиками:

а) снижение уровней распределения в системе товародвижения;

б) транзитная форма поставок;

подбор квалифицированного персонала;

совершенствование организации производства и обслуживания.

Для проектируемого ресторана более приемлемой является стратегия интенсивного и интеграционного роста.

Разработка стратегии предполагает уяснение текущей стратегии и анализ портфеля продукции. Выбор стратегии осуществляется на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия.

Реализация стратегии связана с проведением стратегических изменений, которые должны привести к решению трех задач: 1) установление приоритетности административных задач в соответствии с принятой стратегией; 2) установление соответствия между избранной стратегией и внутриорганизационными процессами; 3) приведение в соответствии с выбранной стратегией стиля лидерства и управления. Основными областями стратегических изменений являются организационная структура и организационная культура.

Список используемых источников

1.Балабанова, Л.В. Оптовая торговля, маркетинг и коммерция. - М.: Экономика, 1990. - 297 с.

2.Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001 - 501с

.Уткин, Э.А. Маркетинг: учебник / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: ТАНДЕМ, 1998. - 319 с.

.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент.- Санкт-Петербург: ПИТЕР , 2001.-749 с.

.Волкова В.А., Корчагина Т.Л. Маркетинг. - Кемерово, 2003.-101 с.

.Волкова В.А., Корчагина Т.Л Практические занятия и выполнение курсовой работы по дисциплине «МАРКЕТИНГ». - Кемерово, 2006.-32 с.

.Уткин, Э.А. Бизнес - план компании. - М.: ЭКМОС, 2000. - 96 с.

Похожие работы на - Стратегическое планирование деятельности предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!