Союз России и Белоруссии как геополитическая реальность

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,43 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Союз России и Белоруссии как геополитическая реальность

Содержание


Введение……………………………………………………………………….......3

1. Восточно-славянский треугольник……………………………………………5

2. Развитие отношений России и Белоруссии……………………………….......7

3. Геополитическое значение союза России и Белоруссии…………………...10

4. Препятствия для экономической интеграции……………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

Введение

 

В начале XX века громкую известность получила новая наука - геополитика. Само понятие ввел шведский ученый Рудольф Челлен. В современной интерпретации геополитика – это наука о пространстве, о человеке и его поведении, определяемом этим пространством проживания и его специфическими особенностями – ландшафтом, рельефом, климатом. Иными словами – «география как судьба».

Научные достижения основателей геополитики немедленно применялись на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии.

 Между тем геополитика просто наука, такая же, как, например, математика. У нее есть свой предмет исследования - взаимодействие и взаимное соотношение географических пространств. Есть у геополитики и метод - системный анализ пространственного положения географических факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла на стыке с несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин. Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на политику. Ну а, в конечном счете, геополитика есть философское учение и раздел общей философии, как, например, этика или логика.

 Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия - страна, занимающая 1/6 часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров, то она просто не может остаться в стороне от международных отношений.

Для России конца ХХ в. примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза — мощной сверхдержавы — характеризуется обилием проектов «обустройства России», зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять заспорили «западники» и «славянофилы», громко заявили о себе евразийцы. Но при жарких спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены академические исследования современной геополитической ситуации и реальных, а не воображаемых прожектерами и идеологами отношений с другими странами.  

 Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.

 Целью данной работы является изучение  отношений России и Белоруссии. Задачами – показать, как развиваются отношения между Россией и Белоруссией, а также раскрыть  значение Союза России и Белоруссии с точки зрения геополитики.

1. Восточно-славянский треугольник

 

 Вопреки появившимся в 90-е годы внешне привлекательным концепциям «межморья», или Балто-Черноморского пространства, и попыткам противопоставить российскую государственность как якобы «евразийскую" «однозначно европейским» западным странам СНГ, реальным фактом по-прежнему остается восточно-славянский треугольник, то есть пространство интенсивных связей и особых отношений между Россией, Украиной, Белоруссией и их народами.

Такой вывод основан, по меньшей мере, на трех серьезных аргументах. Во-первых, в значительной степени сохранилось желание поддерживать гуманитарные связи, равно как и притяжение объективно более мощной российской культуры и русского языка. В свете этого понятно, что на личностном уровне российско-украинско-белорусские отношения затрагивали десятки миллионов человек, вырастая в особо значимую внутриполитическую проблему.

Наконец, в последнее десятилетие продолжилась своего рода игра на ревности - демонстрация сближения с одним из партнеров, чтобы воздействовать на позицию другого. А это говорит о реально существующем ощущении внутреннего единства трех стран.

 В России такая позиция была наиболее четко сформулирована в докладе СВОПа «Возродится ли Союз?» (1996), в котором было, с одной стороны, заявлено, что перспективы российско-украинских отношений зависят от того, как пойдут дела с Белоруссией (и Казахстаном), а с другой стороны, отмечено, что рост - благодаря экономическому сотрудничеству с Россией - благосостояния белорусов затруднит Киеву проведение «политики самоизоляции».[1]

Символичен в этом смысле и выбор маршрута экспортного газопровода в обход Украины, который пройдет именно через Белоруссию. В свою очередь украинское руководство пыталось затормозить российско-белорусское сближение, заявляя, что «Украину отталкивают» и что это ведет к подрыву СНГ. Примечательно и то, что президент Белоруссии Александр Лукашенко часто предпринимал шаги на украинском направлении как раз тогда, когда ему было нужно в чем-то убедить Москву.[2]

 

2. Развитие отношений России и Белоруссии

 При рассмотрении вопроса о создании российско-белорусского союза следует принимать во внимание несколько факторов, повлиявших на развитие объединительной инициативы:

1) стремление ослабить кризис в СНГ и закрепить интеграционные тенденции в Содружестве;

2) решить проблему «изоляции» России, в связи с расширением НАТО и ослаблением влияния России в Европе;

3) претворить в жизнь идею «избирательного» подхода к интеграции на постсоветском пространстве, перейти к двусторонней модели межгосударственных отношений, как более перспективной форме интеграции;

4) хотя бы частично осуществить идею создания «славянского союза» из стран наиболее близких России по политическому, экономическому и культурному развитию.

 Российско-белорусские отношения активно развивались еще до образования СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был подписан политический договор со сроком действия десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и разнонаправленность их геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям, а не многостороннему сотрудничеству.

  На этом фоне российско-белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.

 В то же время сходство Союза России и Белоруссии с Европейским Союзом - не более чем внешняя аналогия, за которой стоит совсем другое содержание. Согласно западной классификации, в региональных международных объединениях, коим по существу и является Союз России и Белоруссии, выделяются следующие виды экономического сотрудничества:

 - в зонах свободной торговли между странами-участницами ликвидируются тарифы и другие торговые барьеры. Участники таможенного союза в дополнение к ликвидации барьеров во внутрирегиональной торговле принимают единые таможенные правила и тарифы для торговли с третьими странами;

 - общий рынок представляет особой союз, в котором осуществляется свободное перемещение по территории региона товаров, рабочей силы и капитала;

- экономический союз обладает всеми чертами общего рынка, страны-участницы которого при этом согласовывают и координируют свои экономические курсы;

 - наконец, всеобъемлющая экономическая интеграция предполагает полную экономическую унификацию хозяйственных институтов и экономических стратегий развития, включая создание общей валютной системы. (Эта схема носит, прежде всего, теоретический характер, на практике же встречаются различные комбинации вариантов подобных отношений.) Российско-белорусское сотрудничество скорее попадает по этой классификации под промежуточное определение между таможенным союзом и общим рынком,  т. е. занимает весьма далекое место от собственно экономической интеграции.[3] 

При этом данное сотрудничество - качественно иное явление, нежели современные интеграционные процессы в западных странах. Прежде всего, это - не интеграция двух рыночных, основанных па частной собственности экономик. Белорусскую экономику вообще еще нельзя назвать рыночной - в ней практически не представлена частная собственность, она контролируется и направляется государством.

Российская экономика является экономикой переходного периода со смешанными формами собственности, в которой роль рынка и частного капитала значительно больше. Но в своем взаимодействии с Белоруссией Россия представлена, прежде всего, государством. Роль частного российского капитала в российско-белорусской экономической интеграции минимальна в силу, как общего характера белорусской экономики, так и сознательной политики белорусских властей. Кроме того, если в западных интеграциях речь идет об установлении новых связей, то в российско-белорусском случае - скорее о сохранении старых, сложившихся в социалистической системе разделения труда. В условиях перехода к рынку это можно сделать лишь целенаправленными волевыми усилиями, зачастую ограничивающими действие рыночных механизмов.

 

3. Геополитическое значение союза России и Белоруссии

 Союз Белоруссии и России стал геополитической реальностью и остается центром притяжения и примером свободного и равноправного сотрудничества суверенных держав на постсоветском пространстве. По словам президента Белоруссии Лукашенко: «именно белорусско-российский интеграционные процессы получили наибольшее развитие и достигли качественного уровня. Главное состоит в том, что Белоруссия и Россия, проводя согласованные внешнеполитические действия, не ограничиваются только вопросами двустороннего сотрудничества, а находят совместные решения ключевых проблем в мировой политике».[4]

  Российско-белорусская интеграция  основана на политической воле, на сознательных целенаправленных усилиях правительств обеих стран. Чем же обусловлена эта политическая воля, какие мотивы стоят за интеграционными усилиями России и Белоруссии? Интеграционную политику России невозможно объяснить чисто экономическими причинами (как, впрочем, и любую другую, все дело, однако, в пропорциях экономики и политики). Для России интеграция имеет, прежде всего «геополитическое» значение.

 Союз с Белоруссией обеспечивает России прямой доступ к Калининградскому анклаву, сохраняет открытыми ворота в Европу, экономит значительные средства, необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России, поскольку объекты ПВО на территории Белоруссии обеспечивают безопасность всего пространства Союза РФ с РБ.

 Пророссийская позиция Белоруссии также «разрывает» Балто-Черноморский коридор, который в противном случае может отгородить Россию от основных магистралей транспортировки нефти через Латвию и Литву в Балтийское море и через Украину - в Черное. В случае реализации этого проекта западные постсоветские республики не только избавятся от российской энергозависимости, но могут создать Москве реальную конкуренцию в вопросах реэкспорта каспийской нефти в Европу. После же строительства на территории Белоруссии газопровода «Ямал-Западная Европа» Балто-Черноморский коридор распадется на два самостоятельных направления - южное и северное. [6]

 Белоруссия обладает целым рядом факторов, благоприятствующих динамичному развитию экономики страны. Это и ее чрезвычайно выгодное геоэкономическое положение, поскольку через территорию Белоруссии проходят сухопутные транзитные пути, связывающие Россию, страны Центральной Азии и Закавказье с Европой. Кроме того, в республике сохранилась относительно развитая коммуникационная инфраструктура, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, достаточно высокий научно-технический потенциал, производственные мощности для выпуска целого ряда конкурентоспособной на российском рынке и на рынке третьих стран продукции, развитый агропромышленный сектор.

4. Препятствия для экономической интеграции

Наиболее радикальным, с точки зрения интеграционного процесса, представляется переход к единой денежной единице и формирование единого эмиссионного центра.

В мае 2000 г. появились сообщения о согласии партнеров использовать в качестве единой валюты российский рубль, но при этом белорусская сторона настаивала на том, чтобы Россия выделила стабилизационный кредит для поддержания ее национальной валюты в размере 150-200 млн. долл. Руководство ЦБ РФ возражало против предоставления кредита, настаивая на изменения кредитно-денежной политики Национального банка РБ, которые способствовали бы оздоров­лению финансового положения страны.

Тем не менее, к концу 2000 г. компромиссы бы­ли найдены, и 30 ноября В. Путин и А. Лукашенко подписали Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссион­ного центра Союзного государства. Документом предусматривается, что с 1 января 2005 г. в качестве единственного платежного средства на территории России и Белоруссии будет функциони­ровать российский рубль, а с 1 января 2008 г. предполагается ввести новую общую валюту уже Союзного государства.[7]

О том, что страна начинает вступать в полосу рыночных преобразований, свидетельствует и принятие нового закона об экономической несо­стоятельности, который вступил в силу с февраля 2001 г. Процедуре банкротства и санации подвер­гаются сейчас не единицы и не десятки, а сотни предприятий-должников. Причем примерно чет­верть дел о банкротстве возбуждаются против го­сударственных предприятий, чего прежде прак­тически не было.

Соглашение о Тамо­женном союзе между РФ и РБ, предусматривав­шее создание единой таможенной территории и отмену таможенного контроля на российско-бе­лорусской границе, было подписано еще 6 января 1995 г.  Данное намерение подтверждалось Дого­вором о Сообществе России и Белоруссии, Уста­вом Союза России и Белоруссии, наконец, Дого­вором о создании Союзного государства. Однако это не решило проблему. Сохранявшиеся разли­чия в размерах таможенных платежей позволяли коммерсантам уклоняться от их уплаты в России путем оформления товаров из третьих стран на более благоприятных условиях в Белоруссии с последующей переброской грузов в Россию. Бю­джету нашей страны наносился весьма сущест­венный урон.[8]

Кроме того, российская сторона терпела убытки и от разницы экспортных пошлин на неф­тепродукты. В конце марта 2000 г. власти РФ фактически восстановили контроль на границе с Белоруссией, а последняя, естественно, предпри­няла адекватные меры. Таможенный союз ока­зался под угрозой.

Однако, благодаря политической воле союз­ников, противоречия удалось устранить. 29 янва­ря 2001 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Прави­тельством Республики Беларусь о завершении унификации и создании единой системы тарифно­го и нетарифного регулирования в Союзном госу­дарстве. В соответствии с этим соглашением, и Россия, и Белоруссия будут теперь применять в торговле с третьими странами единые таможен­ные тарифы. [9]

Важным и трудно решаемым вопросом пред­ставляется и выработка единой ценовой полити­ки. Проще говоря, нефть, металл, зерно или мясо должны стоить одинаково в обоих государствах (речь, разумеется, не идет о розничных ценах). Белорусские промыш­ленные предприятия оплачивают природный газ по ценам в 3,5-4,5 раза выше, а электроэнергию - в 5,5-6 раз выше, чем в соседних регионах России. Однако на прошедшем 12 апреля 2002 г. в Москве заседании ВГС Союзного государства стороны договорились, что будут введены единые цены на энергоносители, а также - единые транспортные тарифы.[10]

Одной из важнейших проблем интеграции яв­ляется унификация налогового законодательства и проведение единой налоговой политики. Серьезным камнем претк­новения является принятие единообразных нормативно-правовых актов, определяющих принцип и порядок установления государственных тарифов на продукцию (услуги) предприятий естественных монополий. Есть и некоторые подвижки. Так, практически унифицированы законодательные нормы двух стран по вопросам косвенного нало­гообложения.

С 2000 г. Белоруссия перешла на зачетный метод при исчислении НДС, который применяется в России. В целом же белорусская правовая база в налоговой сфере в значительно большей степени, чем российская, отстает от по­требностей рыночной экономики.

Заключение

Важнейшими выводами, которые можно сделать из выше сказанного является следующее:

1) для успешного решения внешнеполитических задач России требуется урегулирование внутренних проблем, иначе они станут серьезным препятствием на пути реализации ее геополитических планов;

2) несмотря на окончание биполярной эпохи, сохраняются старые стереотипы во взглядах на межгосударственные отношения, на Россию и ее политику; продолжают существовать опасения возрождения сильной России, страх перед «российской угрозой», пришедшей на смену «советской угрозе»;

3) в случае сохранения Россией независимого внешнеполитического курса, она будет неизменно встречать препятствия в реализации своих геополитических планов, в том числе на постсоветском пространстве, со стороны не только США, но и других региональных держав, которые могут получать американскую поддержку;

5) в Беларусии нет консенсуса среди представителей интеллектуальной и правящей элиты, и весьма распространено мнение о том, что республике следует иметь более «европоцентричный» курс и разновекторную политику, в которой Россия будет одним из векторов.




Список литературы

1. Колосов В. А., Туровский Р. Ф. Геополитическое положение России на пороге ХХI в.: реалии и перспективы.// www.politstudies.ru/.

2. Корнейко Т. Россия и Лукашенко. // www.gazeta.sng.ru. 09.09.2001

3. Россия и Белоруссия объединяют военную мощь. // www.ng.ru, 17.04.2001

4. Федулова Н. Перспективы российско-белорусского объединения // МЭИМО, 2002, №7.

5. Шаклеина Т.А. Белоруссия во внешнеполитической стратегии РФ. М.:МОНФ, 2000.

6. www.strana.ru  Союз Белоруссии и РФ стал геополитической реальностью 06.09.2005.

 


[1] Колосов В. А., Туровский Р. Ф. Геополитическое положение России на пороге ХХI в.: реалии и перспективы.// www.politstudies.ru/.

[2] Там же

[3] Россия и Белоруссия объединяют военную мощь. // www.ng.ru, 17.04.2001

[4] www.strana.ru  Союз Белоруссии и РФ стал геополитической реальностью 06.09.2005.

[5] Там же

[6] Шаклеина Т.А. Белоруссия во внешнеполитической стратегии РФ. М.:МОНФ, 2000. с. 93-102

[7] Федулова Н. Перспективы российско-белорусского объединения // МЭИМО, 2002, №7.

[8] Федулова Н. Перспективы российско-белорусского объединения // МЭИМО, 2002, №7.

[9] Там же

[10]  Корнейко Т. Россия и Лукашенко. // www.gazeta.sng.ru. 24.04.2001

Похожие работы на - Союз России и Белоруссии как геополитическая реальность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!