Союз России и Белоруссии как геополитическая реальность
Содержание
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Восточно-славянский треугольник……………………………………………5
2. Развитие отношений России и
Белоруссии……………………………….......7
3. Геополитическое значение союза
России и Белоруссии…………………...10
4. Препятствия для экономической
интеграции……………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список
литературы………………………………………………………………16
Введение
В
начале XX века громкую известность получила новая наука - геополитика. Само
понятие ввел шведский ученый Рудольф Челлен. В современной интерпретации
геополитика – это наука о пространстве, о человеке и его поведении,
определяемом этим пространством проживания и его специфическими особенностями –
ландшафтом, рельефом, климатом. Иными словами – «география как судьба».
Научные
достижения основателей геополитики немедленно применялись на практике, были
поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике,
международным отношениям и военной стратегии.
Между тем
геополитика просто наука, такая же, как, например, математика. У нее есть свой
предмет исследования - взаимодействие и взаимное соотношение географических
пространств. Есть у геополитики и метод - системный анализ пространственного
положения географических факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла
на стыке с несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин.
Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии географического
фактора на политику. Ну а, в конечном счете, геополитика есть философское
учение и раздел общей философии, как, например, этика или логика.
Одной из главных
проблем геополитики является изучение сферы отношений между государствами по
поводу контроля над территорией. А так как Россия - страна, занимающая 1/6
часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров, то она просто не
может остаться в стороне от международных отношений.
Для России конца
ХХ в. примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических
концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный
переходный период после распада Советского Союза — мощной сверхдержавы —
характеризуется обилием проектов «обустройства России», зачастую слишком
идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять заспорили
«западники» и «славянофилы», громко заявили о себе евразийцы. Но при жарких
спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены академические
исследования современной геополитической ситуации и реальных, а не воображаемых
прожектерами и идеологами отношений с другими странами.
Иными словами,
пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в
западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение
географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней
политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических
проектов и каковы действительные геополитические позиции России.
Целью данной
работы является изучение отношений России и Белоруссии. Задачами – показать,
как развиваются отношения между Россией и Белоруссией, а также раскрыть
значение Союза России и Белоруссии с точки зрения геополитики.
1.
Восточно-славянский треугольник
Вопреки
появившимся в 90-е годы внешне привлекательным концепциям «межморья», или
Балто-Черноморского пространства, и попыткам противопоставить российскую
государственность как якобы «евразийскую" «однозначно европейским»
западным странам СНГ, реальным фактом по-прежнему остается восточно-славянский
треугольник, то есть пространство интенсивных связей и особых отношений между
Россией, Украиной, Белоруссией и их народами.
Такой вывод
основан, по меньшей мере, на трех серьезных аргументах. Во-первых, в значительной
степени сохранилось желание поддерживать гуманитарные связи, равно как и
притяжение объективно более мощной российской культуры и русского языка. В
свете этого понятно, что на личностном уровне российско-украинско-белорусские
отношения затрагивали десятки миллионов человек, вырастая в особо значимую
внутриполитическую проблему.
Наконец,
в последнее десятилетие продолжилась своего рода игра на ревности -
демонстрация сближения с одним из партнеров, чтобы воздействовать на позицию
другого. А это говорит о реально существующем ощущении внутреннего единства
трех стран.
В России такая
позиция была наиболее четко сформулирована в докладе СВОПа «Возродится ли
Союз?» (1996), в котором было, с одной стороны, заявлено, что перспективы
российско-украинских отношений зависят от того, как пойдут дела с Белоруссией
(и Казахстаном), а с другой стороны, отмечено, что рост - благодаря
экономическому сотрудничеству с Россией - благосостояния белорусов затруднит
Киеву проведение «политики самоизоляции».[1]
Символичен в этом
смысле и выбор маршрута экспортного газопровода в обход Украины, который
пройдет именно через Белоруссию. В свою очередь украинское руководство пыталось
затормозить российско-белорусское сближение, заявляя, что «Украину отталкивают»
и что это ведет к подрыву СНГ. Примечательно и то, что президент Белоруссии
Александр Лукашенко часто предпринимал шаги на украинском направлении как раз
тогда, когда ему было нужно в чем-то убедить Москву.[2]
2. Развитие
отношений России и Белоруссии
При рассмотрении
вопроса о создании российско-белорусского союза следует принимать во внимание
несколько факторов, повлиявших на развитие объединительной инициативы:
1) стремление
ослабить кризис в СНГ и закрепить интеграционные тенденции в Содружестве;
2) решить
проблему «изоляции» России, в связи с расширением НАТО и ослаблением влияния
России в Европе;
3) претворить в
жизнь идею «избирательного» подхода к интеграции на постсоветском пространстве,
перейти к двусторонней модели межгосударственных отношений, как более
перспективной форме интеграции;
4) хотя бы
частично осуществить идею создания «славянского союза» из стран наиболее
близких России по политическому, экономическому и культурному развитию.
Российско-белорусские
отношения активно развивались еще до образования СНГ. В декабре 1990 года
впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был
подписан политический договор со сроком действия десять лет. В последующие
годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы
объединенных в нем новых независимых государств и разнонаправленность их
геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать
предпочтение двусторонним и региональным связям, а не многостороннему
сотрудничеству.
На этом фоне
российско-белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и
белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.
В то же время
сходство Союза России и Белоруссии с Европейским Союзом - не более чем
внешняя аналогия, за которой стоит совсем другое содержание. Согласно западной
классификации, в региональных международных объединениях, коим по существу и
является Союз России и Белоруссии, выделяются следующие виды экономического
сотрудничества:
- в зонах
свободной торговли между странами-участницами ликвидируются тарифы и другие
торговые барьеры. Участники таможенного союза в дополнение к ликвидации
барьеров во внутрирегиональной торговле принимают единые таможенные правила и
тарифы для торговли с третьими странами;
- общий рынок
представляет особой союз, в котором осуществляется свободное перемещение по
территории региона товаров, рабочей силы и капитала;
- экономический
союз обладает всеми чертами общего рынка, страны-участницы которого при этом
согласовывают и координируют свои экономические курсы;
- наконец,
всеобъемлющая экономическая интеграция предполагает полную экономическую
унификацию хозяйственных институтов и экономических стратегий развития, включая
создание общей валютной системы. (Эта схема носит, прежде всего, теоретический
характер, на практике же встречаются различные комбинации вариантов подобных
отношений.) Российско-белорусское сотрудничество скорее попадает по этой
классификации под промежуточное определение между таможенным союзом и общим
рынком, т. е. занимает весьма далекое место от собственно экономической
интеграции.[3]
При этом данное
сотрудничество - качественно иное явление, нежели современные интеграционные
процессы в западных странах. Прежде всего, это - не интеграция двух рыночных,
основанных па частной собственности экономик. Белорусскую экономику вообще еще
нельзя назвать рыночной - в ней практически не представлена частная собственность,
она контролируется и направляется государством.
Российская
экономика является экономикой переходного периода со смешанными формами
собственности, в которой роль рынка и частного капитала значительно больше. Но
в своем взаимодействии с Белоруссией Россия представлена, прежде всего,
государством. Роль частного российского капитала в российско-белорусской
экономической интеграции минимальна в силу, как общего характера белорусской
экономики, так и сознательной политики белорусских властей. Кроме того, если в
западных интеграциях речь идет об установлении новых связей, то в
российско-белорусском случае - скорее о сохранении старых, сложившихся в
социалистической системе разделения труда. В условиях перехода к рынку это
можно сделать лишь целенаправленными волевыми усилиями, зачастую
ограничивающими действие рыночных механизмов.
3.
Геополитическое значение союза России и Белоруссии
Союз Белоруссии
и России стал геополитической реальностью и остается центром притяжения и
примером свободного и равноправного сотрудничества суверенных держав на
постсоветском пространстве. По словам президента Белоруссии Лукашенко: «именно
белорусско-российский интеграционные процессы получили наибольшее развитие и достигли
качественного уровня. Главное состоит в том, что Белоруссия и Россия, проводя
согласованные внешнеполитические действия, не ограничиваются только вопросами
двустороннего сотрудничества, а находят совместные решения ключевых проблем в
мировой политике».[4]
Российско-белорусская
интеграция основана на политической воле, на сознательных целенаправленных
усилиях правительств обеих стран. Чем же обусловлена эта политическая воля,
какие мотивы стоят за интеграционными усилиями России и Белоруссии? Интеграционную
политику России невозможно объяснить чисто экономическими причинами (как,
впрочем, и любую другую, все дело, однако, в пропорциях экономики и политики).
Для России интеграция имеет, прежде всего «геополитическое» значение.
Союз с
Белоруссией обеспечивает России прямой доступ к Калининградскому анклаву,
сохраняет открытыми ворота в Европу, экономит значительные средства,
необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной
границе России, поскольку объекты ПВО на территории Белоруссии обеспечивают
безопасность всего пространства Союза РФ с РБ.
Пророссийская
позиция Белоруссии также «разрывает» Балто-Черноморский коридор, который в
противном случае может отгородить Россию от основных магистралей
транспортировки нефти через Латвию и Литву в Балтийское море и через Украину -
в Черное. В случае реализации этого проекта западные постсоветские республики
не только избавятся от российской энергозависимости, но могут создать Москве
реальную конкуренцию в вопросах реэкспорта каспийской нефти в Европу. После же
строительства на территории Белоруссии газопровода «Ямал-Западная Европа»
Балто-Черноморский коридор распадется на два самостоятельных направления -
южное и северное. [6]
Белоруссия
обладает целым рядом факторов, благоприятствующих динамичному развитию
экономики страны. Это и ее чрезвычайно выгодное геоэкономическое положение,
поскольку через территорию Белоруссии проходят сухопутные транзитные пути,
связывающие Россию, страны Центральной Азии и Закавказье с Европой. Кроме того,
в республике сохранилась относительно развитая коммуникационная инфраструктура,
квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, достаточно высокий
научно-технический потенциал, производственные мощности для выпуска целого ряда
конкурентоспособной на российском рынке и на рынке третьих стран продукции,
развитый агропромышленный сектор.
4. Препятствия
для экономической интеграции
Наиболее
радикальным, с точки зрения интеграционного процесса, представляется переход к
единой денежной единице и формирование единого эмиссионного центра.
В мае 2000 г.
появились сообщения о согласии партнеров использовать в качестве единой валюты
российский рубль, но при этом белорусская сторона настаивала на том, чтобы
Россия выделила стабилизационный кредит для поддержания ее национальной валюты
в размере 150-200 млн. долл. Руководство ЦБ РФ возражало против предоставления
кредита, настаивая на изменения кредитно-денежной политики Национального банка
РБ, которые способствовали бы оздоровлению финансового положения страны.
Тем не менее, к
концу 2000 г. компромиссы были найдены, и 30 ноября В. Путин и А. Лукашенко
подписали Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного
центра Союзного государства. Документом предусматривается, что с 1 января 2005
г. в качестве единственного платежного средства на территории России и
Белоруссии будет функционировать российский рубль, а с 1 января 2008 г.
предполагается ввести новую общую валюту уже Союзного государства.[7]
О том, что страна
начинает вступать в полосу рыночных преобразований, свидетельствует и принятие
нового закона об экономической несостоятельности, который вступил в силу с
февраля 2001 г. Процедуре банкротства и санации подвергаются сейчас не единицы
и не десятки, а сотни предприятий-должников. Причем примерно четверть дел о
банкротстве возбуждаются против государственных предприятий, чего прежде практически
не было.
Соглашение о Таможенном
союзе между РФ и РБ, предусматривавшее создание единой таможенной территории и
отмену таможенного контроля на российско-белорусской границе, было подписано
еще 6 января 1995 г. Данное намерение подтверждалось Договором о Сообществе
России и Белоруссии, Уставом Союза России и Белоруссии, наконец, Договором о
создании Союзного государства. Однако это не решило проблему. Сохранявшиеся
различия в размерах таможенных платежей позволяли коммерсантам уклоняться от
их уплаты в России путем оформления товаров из третьих стран на более
благоприятных условиях в Белоруссии с последующей переброской грузов в Россию.
Бюджету нашей страны наносился весьма существенный урон.[8]
Кроме того,
российская сторона терпела убытки и от разницы экспортных пошлин на нефтепродукты.
В конце марта 2000 г. власти РФ фактически восстановили контроль на границе с
Белоруссией, а последняя, естественно, предприняла адекватные меры. Таможенный
союз оказался под угрозой.
Однако, благодаря
политической воле союзников, противоречия удалось устранить. 29 января 2001
г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Беларусь о завершении унификации и создании единой системы тарифного
и нетарифного регулирования в Союзном государстве. В соответствии с этим
соглашением, и Россия, и Белоруссия будут теперь применять в торговле с
третьими странами единые таможенные тарифы. [9]
Важным и трудно
решаемым вопросом представляется и выработка единой ценовой политики. Проще
говоря, нефть, металл, зерно или мясо должны стоить одинаково в обоих
государствах (речь, разумеется, не идет о розничных ценах). Белорусские промышленные
предприятия оплачивают природный газ по ценам в 3,5-4,5 раза выше, а
электроэнергию - в 5,5-6 раз выше, чем в соседних регионах России. Однако на
прошедшем 12 апреля 2002 г. в Москве заседании ВГС Союзного государства стороны
договорились, что будут введены единые цены на энергоносители, а также - единые
транспортные тарифы.[10]
Одной из
важнейших проблем интеграции является унификация налогового законодательства и
проведение единой налоговой политики. Серьезным камнем преткновения является
принятие единообразных нормативно-правовых актов, определяющих принцип и
порядок установления государственных тарифов на продукцию (услуги) предприятий
естественных монополий. Есть и некоторые подвижки. Так, практически
унифицированы законодательные нормы двух стран по вопросам косвенного налогообложения.
С 2000 г.
Белоруссия перешла на зачетный метод при исчислении НДС, который применяется в
России. В целом же белорусская правовая база в налоговой сфере в значительно
большей степени, чем российская, отстает от потребностей рыночной экономики.
Заключение
Важнейшими
выводами, которые можно сделать из выше сказанного является следующее:
1) для успешного
решения внешнеполитических задач России требуется урегулирование внутренних
проблем, иначе они станут серьезным препятствием на пути реализации ее
геополитических планов;
2) несмотря на
окончание биполярной эпохи, сохраняются старые стереотипы во взглядах на
межгосударственные отношения, на Россию и ее политику; продолжают существовать
опасения возрождения сильной России, страх перед «российской угрозой»,
пришедшей на смену «советской угрозе»;
3) в случае
сохранения Россией независимого внешнеполитического курса, она будет неизменно
встречать препятствия в реализации своих геополитических планов, в том числе на
постсоветском пространстве, со стороны не только США, но и других региональных
держав, которые могут получать американскую поддержку;
5) в Беларусии
нет консенсуса среди представителей интеллектуальной и правящей элиты, и весьма
распространено мнение о том, что республике следует иметь более
«европоцентричный» курс и разновекторную политику, в которой Россия будет одним
из векторов.
Список литературы
1. Колосов В. А., Туровский Р. Ф.
Геополитическое положение России на пороге ХХI в.: реалии и перспективы.// www.politstudies.ru/.
2. Корнейко Т. Россия и Лукашенко. //
www.gazeta.sng.ru.
09.09.2001
3. Россия и Белоруссия объединяют
военную мощь. // www.ng.ru, 17.04.2001
4. Федулова Н. Перспективы
российско-белорусского объединения // МЭИМО, 2002, №7.
5. Шаклеина Т.А. Белоруссия во
внешнеполитической стратегии РФ. М.:МОНФ, 2000.
6. www.strana.ru Союз Белоруссии и РФ стал геополитической реальностью 06.09.2005.
[1] Колосов
В. А., Туровский Р. Ф. Геополитическое положение России на пороге ХХI в.: реалии и перспективы.// www.politstudies.ru/.
[2] Там же
[3] Россия и Белоруссия
объединяют военную мощь. // www.ng.ru, 17.04.2001
[4] www.strana.ru Союз Белоруссии и РФ стал геополитической реальностью
06.09.2005.
[5] Там же
[6] Шаклеина Т.А. Белоруссия
во внешнеполитической стратегии РФ. М.:МОНФ, 2000. с. 93-102
[7] Федулова
Н. Перспективы российско-белорусского объединения // МЭИМО, 2002, №7.
[8] Федулова
Н. Перспективы российско-белорусского объединения // МЭИМО, 2002, №7.
[9] Там же
[10] Корнейко Т. Россия и
Лукашенко. // www.gazeta.sng.ru.
24.04.2001