Миф или реальность. Находки Библейской археологии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,14 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Миф или реальность. Находки Библейской археологии

Введение

Тема происхождения Библии интересовала меня давно. Этот мир, который в ней описывается всегда, казался для меня загадочным и недоступным. Те люди, которые являются ее героями, нереальными. Проходило время, а эта книга таящая в себе загадки человечества не стала для меня неинтересной, она наоборот все больше притягивала к себе. Я стала интересоваться действительно ли те события, которые описаны в ней могли иметь место в Древнем Востоке или это просто мифы. И чем больше я окуналась в этот мир истории, тем больше узнавала: о том, что существует библейская археология и что люди, которые ей занимаются постоянно пытаются доказать историческую достоверность Библии с помощью археологических находок. Да, конечно Библия это больше религиозная книга, служащая верующим отправкой их веры, так же это огромный исторический источник хранящий в себе жизнь древнего мира, ту жизнь, которая так манит к себе теми загадками, которые до сих пор не открыты людям.

Цель моего реферата: рассказать, что Библия является историческим памятником, а именно документом, несущим в себе исторические данные стран, городов, народов древнего мира.

К задачам реферата относится: рассказать, что представляет собой Библия как книга и кто является ее автором. Раскрыть подтвержденные археологическими находками исторические данные, которые озвучивает Библия. Показать из каких источников был заимствован еврейский Бог, какое влияние оказал Египет на жизнь иудеев и какие исторические подтверждения существуют о том, что евреи были в Египте. Рассказать о городах, которые сейчас на языках людей служат терминами греха и разврата, о таких которые считались сказками и вымыслом. О царствах, о которых было известно только из Библии: о Вавилоне и башне этого города, которая описана в Библии, о том был ли на самом деле город Иерихон, Ниневия и Ассирийское царство. И доказать, что Библия действительно является достоверным историческим источником.

Литература, которая помогла мне в написании реферата:

. Хрестоматия по истории Древнего Востока - несет в себе описание стран, городов, народа, их взаимоотношений, мировоззрений, религии и культуры Древнего Востока в исторических документах, письмах и других источниках древнего мира.

. Библия - открывает жизнь Древнего Востока глазами древних людей, населявших его.

. Исагогика (священник Александр Мень) - содержит много информации о самом содержании Библии. Она дает возможность узнать об исторической критике этой книги и показывает Древний Восток через призму Библии.

. Мир культуры: основы культурологии (Быстрова А.И) - позволяет взглянуть на Библию как на культурный источник жизни евреев и народов, которые с ними соприкасались. Чтобы понять их объективные общечеловеческие и национальные взаимоотношения в религии, быте и с обществом.

. Религия Древнего Египта (Коростовцев М.) - в ней содержится понимание о жизни древних египтян и их соприкосновения с евреями. Чтобы понять, что было внесено в религию евреев из египетских космогоний.

. Кто написал Библию? (Фридман Р.Э.) - эта книга помогает узнать еврейский народ поближе, познакомиться с той землей и природой, в которой жил этот народ, чтобы понять откуда могла произойти эта великая книга.

. История Древнего Востока (Тураев Б.А.) - показывает, то многообразие стран, городов и людей населявших их и описывает те места, о которых написана в Библии, чтоб знать значение этих городов на Древнем Востоке.

. История Древнего Востока (Авдиев В, И.) - эта книга позволяет взглянуть на страну Палестину, ее завоевание евреями, их общественный, государственный и хозяйственный строй на этой земле, чтобы понять их жизнь во всех аспектах

. Критическое исследование хронологии древнего мира (постников М.М.) - эта книга позволяет заглянуть на Библию как на письменный документ истории и исторический источник жизни Древнего Востока.

. Неоспоримые свидетельства (Макдауэлл) - источник рассказывающий о тех фактах Библии, которые сейчас подтверждены научно, исторически, геологически и археологически.

. Древние города и Библейская археология (Опарин А.А.) - эта книга позволяет открыть то, что было описано в Библии, но казалось фантастикой, которая сейчас обрела действительность благодаря археологическим достижениям.

. Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии (Юнак Д.О.) - в книге описываются находки библейской археологии и сопоставляются с данными Библии для доказательства достоверности Библии как исторического источника.

. Книга о Библии (Крывелев И.А.) - дает возможность понять Библию как литературу. И описывает ее находки, которые подтверждают ее достоверность.

. Библейская история при свете новейших исследований и открытий (Лопухин А.П.) - рассказывает о научных и археологических достижениях, благодаря которым подтверждается достоверность событий описываемых Библией.

1. Библия и ее авторы

.1 Великая книга

Библия - это самая удивительная книга из существующих в мире книг. Наверное, вряд ли найдется в истории письменности другой такой же памятник, о котором столько бы писали и говорили. Библия - это наиболее читаемая книга, она переведена на самое большее количество языков и вызывает огромное количество споров, исследований и изучений. Первой напечатанной книгой в истории была именно Библия, по числу переводов, повторных переводов и пересказов у нее нет соперников среди всех книг мира.

Библия, что в переводе с греческого означает «книги», состоит из двух частей: Ветхого и Нового Завета, которые называются также Священное Писание иудаистов и христиан. Слово «завет» имеет смысл «договора», союза заключенного между человеком и Богом, который был предложен Богом Израилю. Инициатива этого договора односторонняя, она полностью зависела от Бога, его чистой, благой воли, воли Дарующего. Если первую, большую, часть признают и те и другие, то вторую, называемую также Евангелие, что означает «благая весть», гораздо меньшую по объему и созданную во времена христианства, - только христиане. Это объясняется тем, что завет, или союз, заключенный Богом с одним народом, евреями, после появления Иисуса Христа сменился новым заветом, союзом, заключенным уже со всеми народами. Этот Новый Завет иудеи не признают.

Библия - это не одна книга, а собрание книг, каждая из которых имеет свое название и специфику. Древнейшая, по времени создания, и большая часть Библии называется Ветхим заветом и состоит она из 39 книг. Дошедший до нашего времени Ветхий Завет состоит из трех больших циклов: Пятикнижие, в иудаизме оно называется Законом или Торой (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Пророки и Писания. Несмотря на все строгости отбора, в Ветхий Завет вошли произведения, имеющие светский характер: исторические хроники, житейские премудрости. Время, о котором повествует Ветхий завет, относится к 1300 году до н.э. и до 100 года до н.э. Книги Ветхого Завета начали писать очень рано, возможно за две тысячи лет до нашей эры. А вот собирать их воедино стали примерно с XII века до нашей эры. Вероятно, это делали предводители разных иудейских племен, живших на земле Ханаанской, которые хотели рассказать о своей истории, сохранить о себе память и передать нравоучительные послания будущим поколениям.

Так в течение двенадцати веков создавался Ветхий Завет, написанный на древнееврейском и отчасти на арамейском языках, который передавался из поколения в поколение как ценнейшая реликвия народа. Священным Писанием, историей создания мира и нравоучительными высказываниями в нем заинтересовался правитель Египта Птолемей II Филадельф (282-246 до н.э.), расширивший владения своей страны, создавший столицу в Александрии. По его просьбе иерусалимский священник Елеазар прислал книги Священного Писания и 72 переводчиков, которые в Александрии перевели текст канонического Писания на древнегреческий. Этот перевод, который называется Септуагинта, и сыграл значительную роль в дальнейшем утверждении и распространении Библии. От него пошли другие списки: Синайский, Ватиканский, Александрийский, которые как реликвии хранятся в соответствующих библиотеках.

Библия - это собрание в основном древнееврейских литературных произведений, которые были написаны в течении 1600 лет на протяжении 60 поколений. Авторы писали ее в разных странах: от Италии на западе до Месопотамии, а возможно и в Персии на востоке. Состав авторов так же и разнообразен это: цари, пастухи, солдаты, законодатели, придворные, священники и раввины, о многих из этих авторов неизвестно ничего кроме этих текстов в Библии. В тексте Библии присутствуют разные жанры, среди них - исторические заметки, законы, религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи, аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники, пророчества и откровения. Но несмотря на все это «разноголосие» эта великая книга представляет собой удивительно связанно, имеющее начало, развитие и описывающее конец, повествование. Все 66 книг Библии дополняют, поясняют или переходят друг в друга. Первоначально Библия писалась на непрочном материале, и в течении веков до изобретения печатного станка ее приходилось переписывать, но это не ухудшило ее стиля, не повредило точности, не уничтожило. Враги преследовали ее, как никакую другую книгу, ее сжигали, запрещали и объявляли вне закона, но несмотря ни на что этот исторический памятник дошел до наших дней. Большая часть Библии написана на древнееврейском языке, но в ней есть и фрагменты написанные на арамейском и две книги на греческом языках.

Пятикнижие Ветхого завета - это своего рода целостный историко - литературный памятник. Его повествование относится к XIV-XIII векам до н.э., а источниками были исторические предания «родословия», а так же египетские и греческие космогонические и исторические построения, мифы, многовековые традиции народного фольклора. Нет такой области знаний, которое бы, так или иначе, не затрагивалось в Библии. Огромное влияние Библия оказала на такие виды искусства как живопись, архитектура, музыка и поэзия, на развитие общечеловеческой культуры. На Библейские сюжеты создано множество шедевров в области литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, а также написано колоссальное количество трудов по этике, эстетике, философии теологии и религиоведению. О Библии в разные эпохи и в разных странах мира созданы целые библиотеки книг, подробно изучающих возникновение, формирование и исследующих содержание Библии. В нашем современном мире написано множество научных трудов, поясняющих Библейское Учение. Существует даже специальная наука - библеистика, подробно исследующая всё, что связано с Библией. В настоящее время Библия переведена практически на все языки мира и является самой издаваемой и высоко почитаемой книгой на свете.

Таким образом, особенность Библии заключается в том, что она сохранилась как живое наследие живого народа, сыны которого занимались ею и изучали ее тысячелетиями, поколение за поколением и вплоть до наших дней. И посредством этого же народа Библия стала достоянием всего культурного человечества. В ней заключена история жизни народа, живущего много тысячелетий назад до нашей эры и именно из нее мы, можем узнать, о том, как жили эти люди. Это великая книга хранящая множество секретов. Наивысший императив Библии: «К справедливости, к справедливости» (Второзаконие 16,20) - в синодальном переводе «Правды, правды ищи». Библия служила во все времена источником религиозного вдохновения для миллионов верующих, благодаря мощности религиозного чувства, которым она проникнута. В ней подчеркивается ценность человека, как нравственной личности, ответственной за свои поступки. Она легла в основу трех мировых религий: иудаизм, христианство, ислам.

1.2 Земля, в которой родилась Библия

библия содом гомора иерихон

Земля, в которой родилась Библия, была расположена вдоль восточного побережья Средиземного моря, в месте естественной встречи Африки, Азии, и Европы. Она отличалась невероятным разнообразием климата, флоры и фауны, топографических особенностей. На северо-востоке находилось прекрасное пресноводное озеро, Галилейское море. Оно переходило в реку Иордан на юге. Река текла по прямой линии на юг и впадала в Мертвое море, которое было абсолютно не похоже на Галилейское море. Оно изобиловало, солью и было окружено жаркой дикой пустыней. Согласно верованиям область Мертвого моря когда-то была очень плодородным местом, но люди, которые жили там, были настолько испорчены, что Бог лил на нее серу и пламя, пока она не стала непригодной для жизни.

Северная часть страны была плодородна, с равнинами, небольшими холмами и долинами. В центре страны были взморья и низины вдоль средиземноморского побережья на западе, и холмы и горы на востоке. Южная часть страны была преимущественно пустынной. Вдоль побережья было влажно и жарко, особенно летом. На возвышенностях было также сухо, как и в пустыне. Зимой было достаточно холодно, чтобы на возвышенностях иногда выпадал снег. Это было прекрасно. Люди могли видеть красоту моря, красоту озера, цветов и полей, красоту пустыни, и все это - в пределах нескольких миль друг от друга.

Разнообразие этой земли сочеталось с разнообразием ее населения. Библия упоминает множество народов, которые смешались там: ханаанеи, хиттеи, амореи, ферезеи, хивеи, гергесеи, иевусеи, а также филистимляне, выделявшиеся среди остальных. Вокруг границ этой земли также проживали различные народы. На севере жили финикийцы, которым обычно ставят в заслугу создание письменности в этом регионе. Вдоль восточных границ находилась Сирия на севере, затем Аммон, Моав и Эдом южнее. Ну и, конечно, тут жили израильтяне, наиболее многочисленный народ в пределах этой земли с XII века до н.э., народ, о котором повествовало большинство библейских историй. Земля простиралась вдоль торгового пути между Африкой и Азией, и, таким образом, здесь пересекались влияния и интересы Египта и Месопотамии.

Библия же вобрала в себя целый ряд древних литературных памятников, являющихся национальным достоянием древнееврейского и некоторых других народов и общечеловеческим культурным наследием. Сюда можно отнести рассказы об Аврааме, Иакове и его сыновьях, об Иосифе, о Самсоне, о судье Иеффае и его дочери, Руфи, Есфири, Песнь Песней, множество песен и баллад исторических, героических, траурных, восхваляющих природу, такие как песнь Деворы, Давида на смерть Саула и его сыновей и другие. Сюда относятся и дидактические афористические сборники типа Екклесиаста, Притчей. Произведения, вошедшие в Библию, творились не отвлеченно теоретически. Их авторы любили и ненавидели, вели напряженную социальную и политическую борьбу. Вот почему Библия дает нам целый ряд социально-политических и классовых документов соответствующих эпох. Тут и тонкая политика представителей царствующей династий и жестокие иеремиады - обличения пророка базаров и площадей Иерусалима - Иеремии (VII-VI вв. до н.э.), и острые нападки пастуха Имоса на богачей, и горькие попытки разобраться в причинах постигшей страну катастрофы попавшего в плен священника-патриота Иезекииля и его мечты о грядущем возрождении народа. В Библии мы находим первые редакции записей кодексов Яхвиста и Элохиста, и апокалипсические размышления о судьбах мира и евреев, принадлежащие деятелю порабощенной греко-сирийцами Палестины, известному под именем пророка Даниила, и такие же размышления автора первой книги христианства - Апокалипсиса - о судьбах христиан и иудеев, стонавших под пятой Рима. Есть в Библии медицинские и санитарно-гигиенические предписания древних лет, свидетельство чисто человеческого характера Библии. Они порождены не всеведением небес, а соответствующим уровнем человеческого развития. Например, глава 13 книги Левит, говоря о проказе, болезни, которую и в наше время редко медицина излечивает, указывает на существование излечимой и неизлечимой форм. На деле оказывается, что под термином «цараат» (проказа) Библия разумеет накожные болезни: от чесоток и экзем до сифилиса и собственно проказы. Подобно этому в народе говорили в свое время умер «от живота», тогда как медицина сегодня различает десятки желудочных заболеваний. Некоторые предписания вполне понятны как требования народной, человеческой чистоплотности тех времен и правил общежития. Так, во Второзаконии предписывается от имени бога всем израильтянам иметь в походе лопатку и зарывать ею свои испражнения, чтобы не загаживать стан. Религиозные тексты и предписания, содержащиеся в Библии, говорят не о славе божией, не о духовности божества, а о политике жрецов, кормившихся от алтаря, о древней магии и суеверных представлениях

Первоначально евреев религия мало чем отличалась от верований других народов и племен, в Библии много раз говорится о том, что в прежние времена евреи служили «богам иным» (Книга Иисуса Навина 24:2). Предметами непосредственного поклонения были горы, деревья, рощи, колодцы, камни. Воздвигались так называемые массебы - каменные столбы, имевшие, по представлению верующих, таинственно-религиозные значение. Главным религиозным обрядом было жертвоприношение. По мере расширения культурных и экономических связей возникала необходимость единой религии, как ныне возникает нужда в едином экономическом пространстве мира. Были и важнейшие изменения в общественной жизни людей и все это не могли не найти своего отражения в религии: из многочисленного сонма духов и богов, в которых верили различные еврейские племена и роды, выделился бог, который стал считаться покровителем всего еврейского народа. Понятно, что это могло иметь место только тогда, когда стали объединяться племена. В результате всех изменений иудеи стали поклоняться единому Богу. И если мыслители древних Месопотамии, Египта пытались представить основу существования мира и человека в образе многих богов - Солнца, Луны, Земли, - что приводило к путанице, то у евреев все объяснение мира свелось к одному - явлению всевышнего, Бога, который изначально был, есть и будет. Древнееврейская литература, связанная с живыми и влиятельными религиями (иудаизм, христианство), сохранилась до нашего времени значительно полнее, нежели древнеегипетская, вавилонская или финикийская. Религиозные мыслители в течение многих веков проводили огромную работу по отбору памятников, их редактированию и интерпретации исходя из вкусов, идей и представлений своего времени. Именно это обстоятельство и заставляет современных исследователей с особой осторожностью использовать в качестве исторического источника богатейший материал, который содержится в Библии. Для становления библеистики необходимо было прежде всего освободиться от наивной веры в ветхозаветные предания. Первый шаг к научному разбору Библии сделал в XVII в. Б. Спиноза, обнаруживший в ней целый ряд противоречий и указавший на компилятивный характер отдельных ее частей. Таким образом, Библия стала рассматриваться уже не в качестве божественного откровения, а как литературный памятник, отразивший эпоху своего возникновения. Библейская критика в XVIII и XIX вв. сделала большие успехи в выделении различных слоев произведений, вошедших в Ветхий завет, в определении их относительной и абсолютной хронологии.

Таким образом, в Иудее образовался монотеизм (то есть единобожие). А так как Палестина, Иудея, Израиль, Сирия находились на самом оживленном перекрестке мировых дорог. Тут пролегали важные торговые пути. Располагались дороги, ведущие в важнейшие идейные, религиозные, культурные центры древнего мира: Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Греция, Рим. В этих местах разыгрывались многочисленные битвы, наблюдалось бурное смешение племен, вер, языков, традиций. Логично было бы предположить, что именно в данном пространстве могла возникнуть религия, а затем и идеология, имеющая некие основания считаться межнациональной и общечеловеческой. Именно поэтому Библия описывает не только жизнь еврейского народа, но и жизнь народов других стран, которые окружали Иудею. А так же взаимоотношения между народами древнего мира. И именно Библия является первым источником, рассказывающим о древних людях, городах и государствах об их религиозной, политической и экономической жизни.

1.3 Древний Восток и Библия

Древний Восток - это средняя часть великой цепь пустынь, прорезывающий весь старый свет от тихого океана до атлантического и прерываемый только оазисами, которые сделались жилищами первобытного человечества и колыбелями культуры. Такими оазисами в этой средней части были бассейны больших рек: Нила, Тигра и Евфрата, Иордана, Оронта, а также плодородные склоны гор ливанских и побережье средиземного моря. Библия содержит массу сведений об истории Израиля, Египта и смежных областей. Подтвердить или опровергнуть, эту информацию призвана так называемая «библейская археология», являющаяся в настоящее время мощным и вполне самостоятельным разделом общей археологии. Объектом изучения библейской археологии являются кроме того Ассирия и Вавилон, составляющие древнюю Месопотамию, и Малая Азия, так как считается, что здесь существовало государство хеттов, о которых неоднократно упоминает Ветхий завет. И именно Библия является первым найденным источником, охватывающим весь Древний восток на всем его хронологическом протяжении. Правда, она представляет литературу незначительную в политическом отношении еврейского народа, но здесь мы находим непрерывную цепь памятников, в которых так или иначе затронуты все древневосточные страны и народности. При этом в Библии мы имеем образцы произведений этих стран. Как исторический источник, Библия представляет высокую ценность. Уже давно доказано, что те места ее, где говорится о Египте и Вавилоне, написаны людьми, хорошо осведомленными в жизни этих монархий; новые открытия все больше и больше убеждают, что эти люди были настоящими представителями господствовавшей в их - время культуры; эти сведения постоянно подтверждаются и выясняются. Книги пророков современны событиям того времени, кругозор их авторов, нередко и политических вождей своего народа, обнимает весь тогдашний мир; высокая поэзия их и сама по себе имеет прелесть и интерес. Наконец, ветхий завет сохранил нам и правовой кодекс, и сказания о древнейших временах, и памятники дидактической литературы, и произведения не только религиозной, но и светской лирики. Если рассматривать библию исключительно как исторический источник, не касаясь ее духовного содержания, то она представляет собой собрание священных сказаний, ритуальных, литературно-мифологических текстов, легенд и преданий, созданных одним из множества небольших народов. В ней содержится довольно много сведений об истории двух государств Израиля и Иудеи от их основания в X веке до н.э. до их исчезновения в конце VIII и начале VI веков. до н.э. соответственно. Для нашей цели мы именно и будем рассматривать Ветхий завет как исторический источник.

Таким образом, Библейский мир невозможно отделить от древневосточной культуры, особенно в тех, что существовали в районе «Плодородного полумесяца», между Египтом и Месопотамией. Ведь Древний Восток и Библия одно без другого просто не сочетаются. Если идти по следам завоеваний израильтянами Ханаана, то археологические раскопки подтверждают факты изложенные на страницах Писания. При помощи лопатки археолога восстают из небытия города и целые царства. Даже бывшие враги Израиля, хананейские города, а так же развалины зловещего престола Ваала и его храмы помогаю в признании истинности Библии как исторического источника.

1.4 Вывод

Из всего вышесказанного можно сделать вывод. Для правильного освещения всех сторон жизни людей нельзя разрывать историю религии и историю народа, а нужно их рассматривать только вместе. Многие рассказы описанные Библией на первый взгляд кажутся абсолютно фантастическими, но если заглянуть в библейскую археологию, то окажется, что Библия содержит исторические повествования, которые имели место быть в Древнем Востоке. Ведь религия евреев - это одна из немногих национальных религий древнего мира в общей истории религий. Иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама - двух крупнейших мировых религий. Иудаизма так же называют религией Моисея, Моисеевым законом по имени легендарного законодателя евреев. Для древних иудеев и других жителей Древнего Востока эта книга была в первую очередь книга о едином Боге, который сотворил все живое на этой земле и которому надо поклоняться, как единому создателю мира.

Для нас же сейчас эта книга помимо своего религиозного значения несет и огромный исторический аспект жизни древних людей. Ведь нет более увлекательной эпопеи, чем движение и жизнь рода человеческого. Всегда интересно понять какое значение Библия имела в жизни тех людей, что именно она была их авторитетом в вопросах науки и вселенной. И признать, что Библия - это документ, содержащий немало ценных исторических сведений, часть из которых уже подтверждена официальными источниками в виде археологических находок, а часть еще хранит свои тайны, ждущие своего места и часа, чтобы быть открытыми и еще раз доказать истинность Библейской истории о древнем мире и людях живущих в нем. Благодаря Библии можно рассмотреть все аспекты жизни иудеев и тех народов, с которыми они соприкасались. Понять, что для них являлось важным в их жизни, что они ценили, во что верили, чем занимались. Ведь до наших дней дошло не так много документов рассказывающих о жизни древних людей, а Библия является как раз этим источником несущим раскрытие тайн жизни древних цивилизаций.


2. Библия миф или реальность. Находки библейской археологии

.1След иудеев в Египет и египтян в жизни иудеев

библия содом гомора иерихон

Возникновение Египетского государства относится к IV-III тыс. до н.э., а этногенез египетского народа имел место на много столетий ранее этой даты. История еврейского народа началась намного позже, и начало ее связано со страной, которая в библейских источниках называется Ханааном, но в египетских текстах, более ранних, чем Библия она именуется по-другому. Древнейшие части Библии были написаны в XII-XI веках до н.э., так как само поселение евреев в Палестине не могло иметь места раньше: из клинописных документов Тель - Амарнского архива (XIV век до н.э.), а в частности из писем правителя Иерусалима по имени Абдхиба, фараону Эхнатону, известно, что евреев ни в Иерусалиме, ни в Палестине в то время еще не было, а в страну вторглись и частично опустошили ее хибири. И именно в их лице мы имеем дело с евреями в широком смысле этого слова или с близкими им племенами. Борьба с хириби это и было прелюдией еврейского завоевания, и «хабиби» были общим названием бедуинов. Дьяконов и.м. указывает, что «хибири» не этноним, а социальный термин, обозначавший нечто вроде этнических гетерогенных дружин грабивших оседлое ханаанское население. Итак Египет был первой по времени «великой державой» Древнего Востока. Империя созданная во времена 18 династии подчинила себе многие племена и народы. В египетских текстах есть упоминания о тех, кого они считали достойными соперниками. В стеле Израиля налицо Израиль, но его еще не было в Палестине веком ранее, и откуда он появился в Палестине неизвестно. Но Библия содержит рассказ о пребывании евреев в Египте и о бегстве их оттуда под руководством Моисея, но прямых фактов на это в Египетских источниках ничего нет, а есть лишь косвенные доказательства пребывания в Египте какой-то части предков будущих евреев. Подтверждение этому можно найти в египетских памятниках. И. Крывелев в своем труде цитирует православного богослова А. Лопухина: «…История рабства Израильтян в Египте отражается, так сказать, в каждом иероглифе древних египетских памятников, по странной случайности доселе однако на этих памятниках не найдено ни одного имени, которое бы прямо относилось к евреям и называло бы их одним из присвоенных ими наименований». В гробнице правителя одной из египетских провинций было обнаружено изображение: «…группа мужчин с характерными семитскими бородками вместе с женщинами и детьми пришла на поклон к египетскому чиновнику и преподносят ему дань. Надпись гласит, что на картине изображено семейство некоего Абши, состоящее из 37 человек. Русский историк Иегер видит в этой картине тождественность двух событий - прихода в Египет Иакова и его встречи с Иосифом. В русском издании «Всеобщей истории» Иегера снимок с картины, о которой идет речь, сопровождается надписью: «переселение евреев в Египет». Как бы то ни было захват Палестины евреями произошел где-то в середине или в конце XIII века до н.э., так как раскопки показали, что как раз в это время сменился уровень культуры древнего оседлого населения Ханаана в результате вторжения кочевых племен Израиля. В XI веке до н.э. появилось само государство Израиль, первым царем которого был Саул. А из этого получается, что Израиль, как государство, моложе Египта на II тысячелетия. Египет был к тому времени мощной империей и гегемоном политическим и культурным в Палестине, Финикии и отчасти в Сирии. И поэтому Израиль неминуемо оказался под властью мощного египетского влияния. Египетское культурное влияние было как непосредственное, так и через посредство Ханаана, но в свою очередь и ростки Израильской культуры появившиеся в Ханаане оказывали культурное влияние на Египет и Месопотамию. Это подтверждается тем, что на территории Палестины в Бетшеане найдены три египетские стелы: одна времен Сети I, а две Рамсеса. Со временем контакты Египта и Израиля приобретают постоянный характер и это прослеживается начиная с царствования в Израиле Давида и Соломона. Так в 3 Книге Царств говорится о некоем Алере, из иудейского царского рода, сбежавшего в Египет к неназванному фараону, возможно этим фараоном был Сиамун или Псусеннес (X век до н.э.), так же повествуется о бракосочетание царя Соломона в X веке до н.э. с дочерью египетского фараона, имя которого тоже не приводится, но по всей видимости этим фараоном был Шешонк I, так как в той же 3 книге Царств сказано, что «на пятом году царствования Ровоамова (преемник Соломона в Израиле) Сусаким, царь египетский, вышел против Иерусалима» и захватил золотое оружие царей израильских в этом городе. В египетских же текстах говорится о том, что Шешонк I подчинил своему оружию 156 городов в Сирии и Палестине. Так же существует и много других примеров свидетельствующих о том, что существовавшие еврейско-египетские отношения еще до переселения в Египет были своеобразны, а так же о том, что авторы Библейских книг были осведомлены о них Ж. Вергот показал это в своей монографии посвященной преданию об Иосифе. Хорошо известна людям, читающим Писание история, записанная в книге Бытие об Иосифе и жене Потифара. Интересно, что археологи, проводя раскопки, обнаружили папирус, который содержал историю о двух братьях, написанную в XIII веке до н.э. В этом документе рассказывалось почти то же самое, что в книге Бытия начиная от добродетели молодого человека, его ареста вследствие наговора женщины, и кончая его возвышением до поста первого министра страны. Далее в Библии говорится о семи годах изобилия и семи годах голода в Египте. Сегодня найдены письменные доказательства того, что действительно в это время в стране были семь лет изобилия, сменившиеся семью годами голода - этому времени соответствуют найденные изображения семи тучных и семи тощих коров, а так же памятников содержащих немало свидетельств о голоде, который терпела эта страна.

В конце VII в. до н.э. на острове Элефантина на Ниле, близ Асуана, появилось поселение евреев, существовавшее и в VI и V вв. до н.э. Еврейские поселения были также в Саккаре, Эдфу, Гермополе. Большое количество деловых писем и документов на арамейском языке, обнаруженных в этих местах при раскопках, и именно они являются бесспорным свидетельством самых тесных еврейско-египетских отношений в то время. В дальнейшем контакты эти стали более прочными и систематическими.

В результате войн Египет стал гегемоном в Сирии, Финикии, Палестине (XVIII-XIX династии), и это конечно же сказалось на Израиле. На всех территориях был распространен египетский язык, и благодаря этому между этими странами не стало языкового барьера. Египетский язык оказал свое воздействие на еврейский словарь, так в тексте Ветхого завета встречается немало египетских слов и имен собственных. В еврейских общинах на территории Египта несмотря на поддерживаемую тесную связь с Иерусалимским храмом было почитание двух богов: еврейского Яхве и египетского Хнума. Египетские религиозные обряды и обычаи распространялись и на еврейского бога Яхве и тем самым внедрялись в еврейскую религию. В Ветхом завете неоднократно в книгах пророка Исайи, Иеремии, Иова говорится о боге как о горшечнике: «Как глина у горшечника в руке его и все судьбы ее в его произволе, так люди в руках сотворившего их, и он воздаст им по суду своему». Аналогичное представление о боге и его власти над людьми отражено и в египетском «Поучении Аменемопе»: «Ведь человек - это глина и солома, и бог его создатель» из этого следует, что египетский и еврейский образ бога - горшечника и творца восходит несомненно к египетскому мифологическому образу бога Хнума.

Так же очень много и других заимствований в Библии есть из египетских текстов например все из того же «Поучения Аменемопе», в котором говорится «Преклони ухо, внимай сказанному, обратись, чтоб истолковать это, полезно закрепить это в твоей голове, но вредно тому, кто пренебрегает этим». А Библия этому вторит в книге притч Соломона «Преклони ухо твое и слушай слова мудрые, и сердце твое обрати к моему знанию, потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем и они будут в устах твоих». В библейской книге Эклесиаста говорится: «Я, мы да пьем, утрие бо умрем» и этот мотив прослеживается в «Песне Арфиса» (5 песнь Хан-Инхерета): «Воистину, праздную, умастись, возложи цветы на грудь свою. Рядом с тобой (да будет) любимая тобой…Обратись к кутежам ежедневно вплоть до дня погребения» (время Рамсеса III). Так же просто огромное сходство есть в гимне богу Атону, который был написан во времена фараона Эхнатона и в 103 псалме Библии. Гимн Атону: «как многочисленно то, что ты делаешь и что сокрыто перед миром, бог единственный, подобного которому нет, ты один сотворил землю по желанию сердца тоего» и в псалме 103 абсолютная схожесть ему: «Как многочисленны дела твои, господи! Все сделал ты премудро: земля полна произведений твоих». В библейской космогонии с одним из вариантов египетской как подметил английский ассиролог Сейс после прочтения монографии К. Зете тоже есть сходства. Так отмечено, что еврейским бог Яхве похож на египетского Амона и это доказывает, что евреи не копировали Яхве, а лишь воспользовались Амоном, как образцом для создания иудейского бога, ведь один из основных аспектов бога Амона в представлении египтян, что он вездесущий ветер и воздух, живородящий начало природы и это развило представление о нем как о духе. В Библии же бог представляется тоже как дух. В ряде египетских космогоний орудием божества в процессе сотворения мира является божественное слово демиурга, так как в папирусе Бремнер-Ринд сказано: «Воссуществовали все существования после того, как я (бог Ра) воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст» (мемфисская космогония). И Библия этому как бы вторит в книге Бытия: «И сказал Бог: да будет свет, и стал свет», «и сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» - здесь именно египетское представление о структуре мира: небо-вода, по которому плавают на ладьях светила и земля отделяет его от первобытного океана Нуна. В дальнейшем процесс мироздания так же аналогичен: о светилах сказано, что большее для управления днем, а меньшее для управления ночью. Но по существу эта мысль уже была выражена в египетской «Книге Коровы»: Ра повелевает заменить его на небе ночью богу луны Тоту. Далее библейский бог создает силой слова пресмыкающихся, рыб, птиц, и повелевает, чтоб существовали звери земные.

Есть и сходства и с воззрениями на загробную жизнь, в частности о психистасии. Так в книге Иова и притчей Соломона говорится: «Господь взвешивает души». Так евреи не гнушались и погребальных обрядов египтян о чем прямо говорится в Библии в книге Бытия: «И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте». Из этого видно что евреи соблюдали ритуалы египтян и к тому же до того как были открыты гробницы и не были проведены исследования мумий, знания о том, что умерших бальзамировали были известны только из Библии и эти рассказы казались сказками до того момента пока не подтвердились наукой.

Таким образом если брать египетскую религию и Библию, то можно с уверенностью сказать, что египетский демиург и библейский творец создали мир одними тем же способом, и с помощью одного и того же орудия. И сходство это не случайно. А значить библейский бог тождественен египетскому, как и многое другое из Писания, в том числе обычаи, поучения и фольклор. Можно так же с уверенностью заявлять, что события описанные в Библии нашли свое подтверждение в египетских источниках. А это значить Библия не противоречит истории Египта, а лишь дополняет ее.

2.2 Содом и Гоморра - вымысел или действительность

«И пролил господь на Содом и Гоморру дождем серу и огнь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (книга Бытия).

Названия этих городов с незапамятных времен стали символами нечестия и богоотступничества. Даже неверующие люди используют имена этих городов желая подчеркнуть чью-либо испорченность, но хотя они и используют эти города вера в то что эти города действительно когда то существовали у них отсутствует. Но история утверждает противное их мнению, подтверждая Библию.

Всякого кто приезжает в Палестину поражает красота и жизнерадостность природы этой земли, даже там где есть пустыня. Но у берегов Мертвого моря это чувство улетучивается. Эта местность вселяет какой-то непонятный ужас. По берегу моря выброшена на сушу рыба, случайно попавшая в море из Иордана, стаи птиц пролетают здесь стараясь как можно быстрее покинуть эту место.

Мертвое море представляет собой огромную водяную котловину, около 16 км в ширину, 65 км в длину и около 300 м в глубину. В водах моря не водятся живые существа, даже водоросли, а те что попадают немедленно погибают. Около моря создается неповторимая атмосфера, здесь не слышно пения птиц, а постоянное испарение воды обволакивает его загадочной дымкой. Море отливает часто металлической синевой, здесь часто пахнет серой, а температура редко опускается ниже 40 градусов. И чем ближе к южному краю моря тем более диким и безлюдным становится побережье, ландшафты гор все мрачнее и непривлекательней там стоят соляные столбы. Все это следствие огромной концентрации соли, серы и асфальта (названного в книге Бытия смолой). На поверхности моря воды которого прозрачны всегда плавают пятна асфальта - масляного, черного цвета вещества, которое в древности использовали для осмоления судов или вместо извести в строительстве. Концентрация серы так же велика, ее залежи разбросаны по берегам. Сочетание этих веществ способно произвести огромной силы врыв. Ученые никак не могут объяснить такого громадного скопления этих веществ, как только не основываясь на библейские истории. Дождь из серы, смолы и огня действительно пролил над этим местом, превратив благодатные оазисы в мертвый край.

В 1924 году археологи В. Албрайт и М. Кайл проводя раскопки доказали, что первоначально эта местность имела прекрасный ландшафт и богатейшую растительность. Так же были раскопаны в близи моря останки некогда многочисленного поселения и было установлено, что жизнь в нем прекратилась около 2000 г. до н.э., в следствии страшной природной катастрофы, что полностью согласуется с библейским сказанием. Геологические обследования обнаружили следы редких вулканических катаклизмов в долине Иордана, у подножия гор Тавр, в Аравийской пустыне, в заливе Алаба и у берегов Красного моря. И геологи установили дату этой катастрофы, которая так же подтверждает Библию и исследования археологов. Так и данные древних историков полностью подтверждают библейский рассказ: «область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжжена…в следствии греховности ее жителей была уничтожена молнией». В1964 году итальянский археолог Паоло Маттиа проведя раскопки в Тель-Мардихе, в Сирии открыл древнейший город и Царства Эбла, разрушенного около 2050 года до н.э. Но главной находкой стало открытие библиотеки состоящей из 2000 табличек и в ходе расшифровки этих табличек были обнаружены упоминания о Содоме и Гоморре: «Мы неожиданно встретились с именами Авраама, я так же с названиями греховных городов Содома и Гоморры, Адмы и Севоима на Мертвом море, которые все погибли в огне». В1948 году экспедиция под руководством геолога В.Ф. Линча обнаружила в юго-восточной оконечности Мертвого моря под холмом Баб-эд-Дра останки укрепленного сооружения., жизнь в котором по установлению ученых прекратилась в 2200-2000 гг. до н.э. Тогда же произошло изменение климата, превратившего плодородные земли в пустыню. Примерно в это же время были останки древнего Сигора. В 1958 году доктор Ральф Банэй, совершив при помощи аквалангов исследования дна Мертвого моря, обнаружил остатки плотины. А с воздуха пилоты обнаружили контуры развалин, причем именно в юго-восточной части, то есть там где по приданию были погибшие города. А в Аль-Караке (Иордания) археологи нашли среди соляных столбов колонну из соли, имеющую очертания женской фигуры. Изучение этой колонны и ее исследование привело к заключению, что это не просто соляной столб. В нем было обнаружено действительно человеческое тело, так как в столбе были обнаружены сердце и прочие внутренние органы, углеродный анализ определил примерный возраст находки - 4000 лет. И ученые сходятся во мнении, что это по всей видимости жена Лота. Эта находка была сделана вскоре после обнаружения руин древних городов, предположительно Содома и Гоморры, а исследования руин показали, что города были уничтожены в результате страшной и внезапной катастрофы: пожара, землетрясения и извержения вулкана.

Таким образом изучая археологические находки руин погибших городов. Можно увидеть, что эти места носят следы смерти: развалины былого богатства, Мертвое море без флоры и фауны, соляные столбы, залежи нефти, плавающей на поверхности воды, пустыня без признаков оазиса. Все это говорит о том, что действительно были города, были люди, была жизнь. Но так же можно сделать, что была катастрофа настолько сильная которая полностью стерла все живое, что было на этой земле, разрушив так, что даже спустя тысячелетия жизнь здесь так и не возобновилась. Но все-таки самое главное во всем этом то, что эти находки археологические подтвердили истинность Писания по поводу жизни и смерти этих городов.

2.3 Вавилон и вавилонская башня - памятники истории

«Царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Книга Даниила).

Так говорил в 569 году царь Вавилона Навуходоносор, гордо оглядывая со стен царского дворца великолепие своей столицы. И действительно было чем любоваться: великолепные дворцы и храмы, роскошные сады с удивительными растениями, геометрически прямые улицы, по которым двигались тысячи и тысячи людей. Своей гордой и надменной фразой царь бросил вызов Богу, считая, что он обладает могуществом сравнимым с Богом. Но был голос с неба: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет!» И только прозвучали эти слова, как царь лишился рассудка. Но если спустя семь лет он, возведя в мольбе очи к небу, получил прощение и отпущение грехов, то гордый Вавилон и его надменные жители так и не поняли своей зависимости от Бога. И тогда пророчества, произнесенные вдохновленными пророками, разразились над великим городом и всей империей. Вавилон был не только материально разрушен, но и даже память о местоположении города была предана забвению на многие столетия, равно как и сама его история. А тем более те местах Библии, в которых сообщалось о строительстве вавилонской башни, умопомешательстве Навуходоносора или об упоминании какого-то царя Валтасара. Все это называлось пустой фантазией. Но прошли века, и из небытия выросли развалины Вавилона, которые подтвердили каждое свидетельство Библии и заставили замолчать так называемых великих ученых-материалистов, высмеивающих Священное Писание.

Человеком, начавшим раскопки Древнего Вавилона, был Роберт Кольдевей, родившийся в 1855 году в Германии. С молодых лет он очень интересовался архитектурой и археологией, подробно изучая их. Он принимает участие в археологических раскопках в Италии и Сирии. Но известность принесли ему раскопки, начавшиеся 26 марта 1899 года в Вавилоне, продолжавшиеся пятнадцать лет. До него раскопки проводили Р. Рич в1811 году, Лэярд в 1850, Рассам в 1878-1889 гг., но больших результатов они не дали. Раскопки же Кольдевея уже практически с первых дней дали ощутимые результаты. С каждым взмахом лопаты из песка поднимались древние строения. Развалины вавилонских стен и башен покоились более чем под двадцати четырех метровым слоем песка. Была раскопана система городских укреплений, состоящая из трех рядов крепостных стен. Вдоль стены через каждые пятьдесят метров высились сторожевые башни числом 360 на внутренней стене, и 250 - на внешней, окружающих город на протяжении 22 километров. Была найдена и высеченная на камне надпись, написанная Навуходоносором: «Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и скрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость». Археологами были найдены сотни тысяч кирпичей с клеймом Навуходоносора. Это полностью подтверждает сообщение книги пророка Даниила, утверждающее, что Вавилон построил именно Навуходоносор, тогда как большинство историков утверждали на протяжении многих лет то, что Вавилон был построен задолго до этого царя. Но дело в том, что во времена старого и среднего царств при строительстве использовался обожженный на солнце кирпич-сырец, который являлся весьма недолговечным. При Навуходоносоре стали использовать укрепленный обожженный кирпич, отличающийся большой прочностью. Именно поэтому уже при Данииле городские строения отстроены были заново, а следов периода древних царств почти не осталось. Огромным вкладом к пониманию многих археологических находок стала расшифровка вавилонского языка, начатая в 1835 году офицером армии Великобритании Генри Роулинсоном. На одной из Бехистунских гор он обнаружил перпендикулярный обрыв более ста метров и имеющий гладкую поверхность. Эта поверхность пестрела изображениями и надписями на трех языках: персидском, эламском и вавилонском. Выбита она была при мидо-персидском царе Дарий I (521-485 гг.), и повествовала о его победах. Роулинсон начал расшифровку надписей, полагая, что на всех трех языках содержится один и тот же текст и что методом сопоставления известных персидских слов с неизвестными вавилонскими письменами можно узнать этот неведомый язык. К 1894 году работа была в целом закончена, в результате чего мир узнал вавилонский язык.

Одним из наиболее любимых объектов критики было место в Библии, повествующее о сооружении вавилонской башни. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (книга Бытие). Но каково же было удивление археологов, когда на одной из вавилонских дощечек они прочитали слова Набополассара, отца Навуходоносора, основателя Нововавилонского царства: «К этому времени повелел мне Мардук Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесья». Спустя несколько лет уже его сын, Навуходоносор, писал: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Как видим, эти отрывки поразительно идентичны, что полностью подтверждает библейский текст. Итак, вавилонская башня-зиккурат носила название Этеменанки (храм краеугольного камня неба и земли) и входила в огромный храмовый комплекс Эсагила (дом поднятия головы), центр мирового жречества. Этеменанка состояла из семи ярусов, каждый из которых являлся храмом языческого божества. Верхний храм был виден за много километров до Вавилона и в свете солнца являл путникам поистине сказочное зрелище. В этом храме находились ложе, кресло и стол, предназначенные, якобы, для самого бога, когда тот приходил сюда отдохнуть. Этот «отдых», на котором жрецы зарабатывали огромные деньги, представлял собой дичайшую оргию, за которую богачи отдавали порой жрецам последние деньги. Вообще, служение в этом роскошном храме сопровождалось отъявленнейшими грехами, которые, впрочем, полностью оправдывались постулатами вавилонской религии. Снаружи храмовый комплекс был опоясан крепостной стеной с множеством башен и бронзовых ворот, представляя, по сути, крепость в крепости. Вавилонская башня являлась гордостью и символом Вавилона, и поэтому каждый из его царей старался украсить ее чем-либо. На протяжении своей долгой истории, начиная со времен, о которых повествуется в книге Бытие вавилонская башня часто подвергалась разрушению. Тукульти, Саргон 2, Сеннахириб, Ашшурбанипал - вот лишь некоторые из иноземных правителей, пытавшиеся стереть с лица земли горделивую башню, но всякий раз вавилоняне восстанавливали ее. Последнее ее восстановление произошло при Набополассаре и Навуходоносоре. Являясь на протяжении двух тысяч лет символом человеческой гордости, вавилонская башня разделила все же судьбу столицы мира - «золотого» Вавилона, превратившись в груду развалин. И сегодня она уже является символом не гордости и силы человека, а символом того, что произойдет со всяким, отвергающим Бога и ставящим себя на первое место.

В книге пророка Даниила говорится о том, что в течение нескольких лет Навуходоносор был лишен рассудка. Это место Священного Писания часто ставилось под сомнение, но открытия ученых вновь в который раз подтвердили верность библейского текста. Вот некоторые небиблейские свидетельства этого события: вавилонский жрец-историк Бероз пишет: «Навуходоносор неожиданно заболел, а в это время он занимался строительством стены… и затем умер». В другом источнике читаем: «Жизнь показалась ему бессмысленной… он давал противоречивые и неясные приказания… он был не в состоянии выразить свою любовь к сыну или к дочери, не узнавал своих родственников и даже не мог управлять Вавилоном и своим храмом». Абиденус, греческий историк III века до н.э., пишет, что «…Навуходоносор, одержимый каким-то богом, или чем-нибудь еще, поднялся на террасу своего дворца и произнес пророческую речь… после чего неожиданно исчез». Если учесть, что в древности историки всегда пытались скрыть не восхваляющие правителя сведения, то мы можем удивляться, что до нас дошло такое количество документов, полностью подтверждающих известие книги Даниила о душевной болезни царя. Итак, еще одно место Библии, являвшееся на протяжении многих лет любимым местом для критики, сегодня полностью подтверждено историей.

Во время своих археологических раскопок Кольдевей обнаружил также развалины дворца Навуходоносора. Даже эти жалкие развалины, немые свидетели древнего величия, поразили археологов. На огромной площади 2500 лет назад возвышался целый комплекс дворцов, каждый из которых соперничал с другими в великолепии, образуя при этом единый дворец, одни стены которого составляли от шести до пятнадцати метров в ширину. Именно в этом дворце, в его тронном зале, происходил знаменитый пир Валтасара, так ярко описанный в пятой главе книги пророка Даниила. Обстоятельства падения Вавилона предсказанные за много лет Божьими пророками, сегодня полностью подтверждены историей. Одним из самых последних объектов нападения критики был вопрос о существовании царя Валтасара, которого Библия называет правителем Вавилона. Дело в том, что на протяжении многих лет археологи не обнаруживали каких-либо упоминаний этого имени, что и дало повод некоторым ученым взять существование Валтасара под сомнение. Но вскоре новые археологические раскопки подтвердили его существование: были обнаружены летописи, в которых говорилось, что Набонид, отец Валтасара, отошёл от дел управления и, поселившись в Тейме, оставил царство на Валтасара. Первая из таких записей была обнаружена в1853 году, в Уре: «Да не согрешу я, Набонид, царь Вавилонский, против тебя, и пусть мое почтение тебе живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына». Это подтверждает факты, изложенные в книге Даниила, где говорится, что Даниил стал третьим человеком в стране, то есть после Набонида и Валтасара. В книге Даниила говорится, что Валтасар был убит, и царство принял Дарий. На сегодняшний день точно неизвестно, кем именно был этот Дарий, но бесспорно известно, что после Валтасара, до воцарения Кира, Вавилоном в течение года правил какой-то царь. Большинство историков считают, что под царственным именем Дарий (т.е. держащий скипетр), скрывается Гобрий. В летописи Набонида об этом сказано: «Гобрий, правитель Гутиума, и армия Кира вошли в Вавилон без боя. После этого Набонид был арестован в Вавилоне, когда он туда вернулся… В месяце архшамму, в третий день, Кир вступил в Вавилон. Гобрий, его правитель, поставил местных правителей в Вавилоне». Также известно из истории, что Кир принимает титул царя Вавилона лишь спустя год после взятия города. Эти и многие другие свидетельства подтверждают существование царя в Вавилоне, между Валтасаром и Киром. При раскопках Вавилона были обнаружены несомненные доказательства верности библейского слова.

Таким образом хоть многие историки на протяжении многих лет утверждали, что Вавилон это лишь миф сейчас достоверно доказано, что этот город был и был просто великолепен. И что он был построен именно Навуходоносором. Так же доказано, что царь был крайне болен. И что царь Валтасар тоже жил и правил Вавилоном. А самое главное это то, что было подтверждено нахождение в городе вавилонской башни, несущую в своих стенах разврат. Все эти находки еще раз подтверждают верность описанных событий Библии, не смотря на всю критику.

2.4 Иерихон, как подтверждение исторического происхождения Библии

«Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении» (послание к евреям).

В Библии описано очень много случаев о проявлении веры и среди этих повествований есть пример, в котором рассказывается о проявлении веры во время взятия Иерихона. История этого города всегда служила, с одной стороны, утверждением веры христиан, а с другой - местом атаки критиков. Последнее было вызвано тем, что случай с Иерихоном являл собой пример особого яркого Божьего вмешательства в ход истории. Споры вокруг этого города вспыхивали часто, а атаки ряда ученых были так велики, что даже некоторые верующие стали считать историю взятия Иерихона просто легендой, не имеющей под собой исторической основы. Но, как и во многих других случаях, археологические раскопки подтвердили верность Библии, заставив со стыдом замолчать так называемых прогрессивных ученых-материалистов. Для истинно же верующих эти раскопки стали радостью, ибо весь мир увидел факты, подтверждающие слова Священного Писания.

Первые упоминания о городе относятся к XV веку до н.э., что подтверждается сообщениями Библии в книге Чисел. Точный перевод названия «Иерихон» неизвестен. Одни переводят это слово как «благовонный», другие как «луна», третьи как «город пальм». В книге Иисуса Навина, подробно описывается взятие города израильтянами. После этого в течение нескольких столетий город лежал в развалинах, пока около 870 года до н.э. при израильском царе Ахаве, Ахиил Вефилянин не восстановил его. При его восстановлении сбылось пророчество Иисуса Навина, сказавшего: «Проклят перед Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, и на младенце своем поставит врата его» (книга Иисуса Навина). Иерихон, благодаря водным источникам и мягкому климату, после каменного века также оставался излюбленным местом поселения. Калиф Хишам из династии Омайядов имел там зимний дворец. Вкравшиеся в жизнь израильтян зверские языческие обряды подтолкнули Ахиила при восстановлении города положить в его основание своего сына Авирама и поставить ворота на младшем своем сыне Сегубе (3 книга Царств). Во времена пророка Илии в городе была пророческая школа, там же пророк Елисей совершил чудо, превратив отравленный источник в здоровый. Под Иерихоном был пленен последний иудейский царь Седекия в 586 году до н.э. (4 книга Царств). В Иерихоне скончался зловещий Ирод Великий - в IV г. до н.э., обагрив древний город кровью своего казненного сына. Но и в этом городе была провозглашена весть спасения самим Господом Иисусом Христом, несколько раз посетившим Иерихон.

Первые раскопки древнего Иерихона начались в 1907-1908 годах К. Ватцингером, но наиболее значимые результаты были получены во время раскопок Дж. Гарстэнга, проводившихся в 1930-1936 гг. В ходе этих раскопок были найдены неопровержимые доказательства, подтверждающие сообщения книги Иисуса Навина. Перед археологами встал из небытия древний город, развалины которого весьма ярко рассказали о своей истории. Иерихон представлял собой довольно типичную ханаанскую крепость, правда, больших размеров. Укрепления города состояли из двух рядов стен, наружный - в 2 метра толщиной и внутренний - в 4 метра. Высота стен была около 10 метров, и между ними имелся проход в 5 метров шириной; этот проход соединялся жилыми домами. Археологов поразило то, что стены города рухнули наружу, что было поистине поразительно, вопреки всяческому здравому смыслу, но это было именно так. Стена города обрушилась до основания, открыв нападавшим путь в город. При дальнейших раскопках были обнаружены следы страшных пожаров, истребивших город, огромные горы золы и угля открылись глазам археологов. С давних времен было принято собирать все ценное и съестное из покоренного города, тем более, если он подвергался затем уничтожению. Но вместо этого археологи обнаружили целые амбары и кладовые, заполненные пшеницей, финиками, чечевицей и многими другими припасами, вещами и предметами, датировка которых показала, что город был разрушен около 1400 года до н.э. Недавние исследования доктора Б. Byда полностью подтвердили эту дату. Также было доказано, что штурм города происходил весной, о чем свидетельствовали наполненные зерном кувшины. Так же были обнаружены дома в стене, как дом Раав, что история с этой девушкой действительно могла иметь место.

Таким образом можно сказать, что библейские тексты написанные об Иерихоне достоверны и раскопки подтвердили это. Так же верно и время его разрушения. Но самое главное, что подтвердили исследования это то, что стены этого города действительно рухнули наружу. Были так же обнаружены дома в этой рухнувшей стене, а значить, что это история описанная в Библии могла произойти. Все это в кокой раз подтверждает Писание и разрушает критику против него.

2.5 Ниневия и Ассирия - их существование в эпоху древних царств

«И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого» (книга пророка Ионы).

История пророка Ионы, его отношение к жителям Ниневии, ассирийцам, во многом поучительны. Подобно Ионе, многие верующие сегодня считают, что люди в миру являются закоренелыми грешниками, для которых спасение недоступно, и они резко проводят разграничительную черту между собой и неверующими, с высокомерием взирая на них. Но Бог думает иначе, для Него дорог, неоценимо дорог каждый человек. В отличие от людей, Бог видит не только лицо, но прежде всего, сердце человека.

История великой Ассирийской империи написана сегодня в любом учебнике истории, где ей отведено одно из почетнейших мест. Особое место уделено рассмотрению этой страны и в курсах библейской истории и пророчеств, и это понятно, так как «обнаружение» Ассирии в XIX веке явилось крупнейшим и неоспоримым свидетельством верности Библии, ведь только эта Библия говорила о существовании величайшей империи и ее столицы - богатейшей Ниневии. Критики Библии утверждали, что библейские авторы в своей фантазии создали не только отдельные города и небольшие царства, но даже мировую империю, не уступающую Египту, Вавилону или Мидо-Персии. Ибо, по их мнению, если бы такая великая держава действительно существовала, то о ней имелись бы многочисленные сведения, а также не менее многочисленные следы ее городов. А так как ничего подобного история тогда не знала, то известия Библии назывались баснями. Библия была удалена из перечня книг, заслуживающих уважения и доверия. Но эти «ученые» не подозревали, что пройдет всего несколько лет, и они будут пристыжены, когда на авансцену истории выйдет вызванная археологами из небытия Ниневия. Загадочные холмы, лежащие в районе рек Тигра и Евфрата, манили многих путешественников, некоторые из них, например Киннейр, Эйнсворт и особенно К.Дж. Рич делали зарисовки этих холмов, предполагая, что под ними лежат какие-либо строения. Но своим возрождением город обязан Полю Эмилю Ботта. Жизнь этого человека, совершившего еще в молодом возрасте кругосветное путешествие, была полна приключений. Он был врачом наместника Египта Мухаммеда-Али, был французским консулом в Александрии, путешествовал по Аравии, принимал участие в экспедиции в Сеннар, наконец, в 1840 году он был назначен консулом в Мосул. Помимо того, что Ботта занимался своей основной работой, он не менее деятельно занимался и розыском старинных предметов, которые приобретал у местного населения. Особо его интересовали черепки и камни, испещренные непонятными письменами. Он часами расспрашивал арабов о том, где они их находили. И не получив ответа, решил приступить к раскопкам одного из холмов вблизи Куюнджина. Но эти раскопки, равно как и последующие, ни к чему не привели. Однако Ботта не отчаивался, продолжая поиски. В один из дней к нему явился араб, который сказал, что знает одно место в Хорсабаде, где находится огромное количество камней с письменами, которые разыскивает французский консул. Послав экспедицию в Хорсабад, Ботта получил от нее уже через неделю известие о том, что обнаружено древние стены. Прибыв немедленно на место раскопок, француз продолжил поиски, в результате которых перед изумленными искателями предстал роскошный дворец ассирийского царя Саргона. Размеры дворца, точнее целого комплекса дворцов, поистине поражали. Позже выяснили, что этот дворец был воздвигнут Саргоном в 709 году до н.э., после покорения Средне-Вавилонского царства. Огромное количество скульптур и статуй Ботта погрузил на плоты, отправив их вниз по Тигру. Через некоторое время статуи ассирийских богов и царей увидел Париж, они были размещены в Лувре. Открытие дворца в Хорсабаде не только «открыло» существование великой империи, о которой говорилось только в Библии, но и подтвердило еще одну часть библейского повествования. Дело в том, что Библия была единственной Книгой, упоминающей о царе Саргоне. В книге пророка Исайи написано: «В год, когда Тар-тан пришел к Азоту, был послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». Только Библия и открытый археологами дворец в Хорсабаде говорят об этом великом царе, имя которого связано также с разгромом Израильского царства. Дело в том, что предшественник Саргона Салманассар IV (727-722) умер во время осады Самарии, и поэтому царем, уничтожившим северное еврейское царство и уведшим в плен 10 колен Израиля, как теперь доказано, был Саргон. Эти открытия вызвали переполох в научном мире, перед глазами которого предстала Ассирийская империя. Не меньший переполох вызвало и то, насколько Библия является исторически верной и надежной Книгой, если она не только говорила о существовании великой цивилизации, но и содержала имя одного из ее царей, имя, которое не сохранилось в истории и даже в большинстве ассирийских хроник, что явилось страшным ударом для критиков Писания. Но это было только начало.

Еще одним человеком, внесшим огромный вклад в изучение Ассирии, наряду с Ботта, был Остин Генри Лэйярд. Судьба этих людей во многом схожа. Родившись в 1817 году в Париже, Лэйярд в молодости занимался изучением юриспруденции в Англии, затем путешествовал по Востоку. Его неудержимо влекли загадочные холмы междуречья, начать раскопки которых ему мешало отсутствие средств. Грандиозные открытия Ботта подхлестнули Лэйярда, и он, отправившись в Константинополь, увлек своей идеей английского посла Каннинга, который выделил ему небольшую сумму для начала раскопок. Но экспедиция, начавшаяся 8 ноября 1845 года, столкнулась со сложной внутриполитической ситуацией в Мосуле. Неутомимый Лэйярд, невзирая на это, продолжал раскопки на холме Нимруд. В результате был собран большой фактический материал, превосходящий находки Ботта: огромные комплексы дворцов с таинственными галереями, тронными залами, обилием статуй царей, богов, полумифических существ, целые картины на камне, иллюстрирующие войны и быт древних ассирийцев. Следующие свои раскопки Лэйярд начинает осенью 1849 года на Куюнджикском холме, на том самом холме, где Ботта ничего не смог обнаружить. Но в отличие от своего предшественника Лэйярд, используя уже накопленный опыт, через несколько дней открыл первые строения. На этот раз перед археологами предстал дворец Сеннахириба (705-681 гг. до н.э.). Имя этого монарха, наводящее в свое время ужас на близлежащие страны, несколько раз упоминается в Библии, в 4 книге Царств, где описывается поход этого царя на Иудею. Этот поход завершился полным разгромом ассирийской армии, пораженной неведомой болезнью. Сегодня библейские известия об этом походе полностью подтвердились, ибо в хрониках того времени имеются как прямые, так и непрямые свидетельства, подтверждающие страшный разгром ассирийской армии, число жертв которой насчитывало десятки тысяч, по-видимому, от внезапно вспыхнувшей тропической лихорадки. По мере раскопок зловещий образ Сеннахириба, описанный в Библии, все более и более подтверждался находками. Перед археологами вырос страшный образ восточного деспота. Его войны отличались неимоверной, бесполезной жестокостью, которую он всегда проявлял к покоренным народам. Вид крови и человеческих мучений приводил царя в полное исступление, и он требовал все новых и новых жертв. Его поход в 689 году до н.э. против взбунтовавшегося Вавилона может служить иллюстрацией подобных карательных экспедиций. Взяв город, монарх, истребив почти все его население, приказал разрушить храмовый комплекс Эсагила с башней Этеменанкой, сбросив их в канал Арахту. Затем Сеннахириб вывел из берегов Евфрат таким образом, что река затопила Вавилон. После этого, погрузив на корабли вавилонскую землю, он приказал развеять ее по земле, чтобы даже память об этом городе исчезла навсегда. В своей семье царь был таким же деспотом. Так, в угоду своей фаворитке Наким, он назначает своим преемником сына Асаргаддона, несмотря на то, что были и старшие сыновья. Последние, совершив покушение на отца, надеялись, видимо, захватить трон, и хотя Сеннахириб и был убит, престол все же перешел к младшему их брату, а они вынуждены были бежать. В 4 Книге Царств сказано о смерти Сеннахириба: «И когда он поклонялся в доме Нисхора, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечем, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо них». В ассирийской же хронике об этом говорится: «20 Тевера (января) Сеннахириб был убит его восставшими сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца».

Имя Сеннахириба связано также с переносом столицы Ассирии в Ниневию. Дело в том, что при прежних ассирийских царях центрами страны были города Ашшур и Кальха, в то время как положение Ниневии мало чем отличалось от положения обычного города. Когда же Сеннахириб пришел к власти, то решил перенести столицу царства в Ниневию. В течение менее чем ста лет, этот город был столицей мировой державы, превратившись из провинциального городка в блестящий центр не менее блестящей державы. Как для всякой, особенно восточной столицы, для него были характерны сочетания неимоверного богатства и роскоши с умирающими от голода людьми. Но особо отличали Ниневию удивительная жестокость и безнравственность. И если во втором она, быть может, уступала Вавилону, то в первом не знала себе равных, ибо даже увеселения ассирийских владык, как правило, оканчивались кровавыми казнями. Долгое время покаяние ниневитян ставилось под сомнение, но сегодня выяснилось, что через несколько лет после Ионы в Ассирии произошла религиозная реформа, целью которой было провозглашение Набу, бога Барсины, единым Богом. Реформа не была доведена до конца - нам неизвестны ее детали, но уже сам факт попытки в языческой стране создать поклонение единому Богу, явно указывает на влияние иудеев, бывших тогда в мире единственными монотеистами. В ходе этих раскопок была также открыта величайшая библиотека одного из преемников Сеннахириба - Ашшурбанипала, насчитывающая много тысяч томов, которые удивительно точно подтвердили огромное количество мест из Священного Писания.

Таким образом можно сказать, что открытие Ниневии и ассирийского царства подтвердило, что Библия является вернейшим историческим источником. Слова ее подтверждают не только небольшие исторические хроники, но и существования целых государств. А это ли не чудо, когда спустя столько веков, то что люди считали сказкой приобретает реальные очертания. И Библия является именно той книгой хранящей неразгаданные тайны человечества. Но благодаря археологии все эти фантазии становятся явью.

2.6 Вывод

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что раскопки на Востоке дали жизнь библейской археологии, как науке. Были найдены многочисленные памятники времен царей и пророков. Раскопаны давно исчезнувшие города Иерихон, Эрех (Урук), Аккад, Садом, Гоморра, Вавилон, которые казалось были стерты с лица земли и которые позволили составить более полное представление о Древнем Востоке. Находки у Мертвого моря пополнили ветхозаветную история важной главой, относящейся так сказать к межзаветному периоду.

Верщиной исследования Библии является ее критика. Но туман невежества ста рассеиваться с наступлением эпохи великих открытий в середине XIX века. Ведь в это время из-под песков пустыни стали извлекаться памятники забытых культур: святилища, гробницы фараонов, а так же руины царских дворцов и храмов Хорсабада, Ниневии, Вавилоны, Ура и многих других древних городов. При раскопках было найдено бесчисленное количество письменных документов, буквально целые библиотеки и архивы, такие как в руинах ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневи. А в Сузах был найден кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи и как оказалось, он был источником некоторых законодательных установок Пятикнижия. В Палестине было обнаружено большое количество городов, названия которых были известны только по Библии. В развалинах этих городов было найдено подтверждение ряда фактов, упоминаемых в Библии, в том числе неопровержимые доказательства захватнической политики Иисуса Навина, всемирного потопа, вавилонской башни. Остатки зданий времен Саула, Давида, Соломона. Была установлена тесная связь между обычаями, законодательством и религией других стран и Библии. Стало известно, что десять заповедей и законы Моисея сложились под влиянием месопотамского законодательства, а история сотворения мира из египетской космогонии.

Все эти археологические находки доказывают лишь одно - Библия это достоверный исторический источник.


Заключение

«Совершился процесс возврата утраченного значения Библии, как светского документа, содержащего немалый запас исторических сведений. Библия, как оказалось является одним из величайших шедевров мировой литературы, произведением глубоко реалистическим, в котором пульсирует и кипит настоящая жизнь. Просто трудно поверить, что этот богатый калейдоскоп повествований, полных живописности, динамики и экзотики, а так же людей, облеченных в плоть и кровь, мог возникнуть в те далекие времена и сохраниться до наших дней» (Зенон Косидовский).

Доверять Библии или нет?

Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от того, какой смысл вы вкладываете в слово доверять. Доверять Библии, как историческому источнику имеет смысл, потому что все ее исторические сведения так или иначе находят свое подтверждение в независимых источниках. Ведь ни одно археологическое открытие не противоречило Библии. Расхождения между археологией и Библией почти всегда касаются датировки, но это самая зыбкая область современной археологии. Но при этом не стоит забывать, что именно ветхозаветная археология помогла заново открыть целые народы, воскресила племена и самым поразительным образом заполнила исторические пробелы, неизмеримо обогатив знания людей. Ведь в целом работа археологов укрепила доверие к библейским материалам и многие археологи говорят, что их уважение к Библии укрепилось только после раскопок. Сэр Фредерик Кеньон сказал: «Вполне законно можно утверждать, таким образом, чтопо отношению к той части Ветхого завета, против которой была прежде всего направлена сокрушительная критика второй половины XIX века, археологические свидетельства восстановили авторитетность текста, также увеличили его ценность, сделав его более понятным за счет новых знаний об историческом фоне и обстоятельствах. Археология еще не сказала своего последнего слова, но даже те результаты, которые уже достигнуты, подтверждают то, что Библия может только выиграть от расширения знаний».

Многие видят в Библии и литературный памятник, или «записную книжку человечества» (Пастернак Б.Л.), особо обращая внимания на то, что многие ее сюжеты заимствованы из других древнейших культур. Ученый С. Крамер писал: «Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший в пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран».

Да в Библии немало первобытного хаоса, но поколение за поколением идут к ней черпая оттуда мифы, историю, поэзию, воспитательные сюжеты. Другой такой книги просто нет. Поэтому-то Она - «лучшая», «книга книг», «календарь человечества» (В. Розанов). Она - один из первых «цветков литературы». Даже резко критически настроенные к ней ученые такие как Х. Ливага пишут, что хотя она и не содержит ничего, кроме эзотерических или лживых аллегорий, в то же время среди множества песчинок всегда найдется крупица золота», иначе говоря, есть в ней и ряд правдивых деталей.

Конечно существует много трудностей в определении литературного жанра и много языковых трудностей в ее понимании, но это в тоже время и единственные препятствия, с которыми сталкиваются исследователи Библии анализирующие ее как исторический источник. Однако при всех сложностях с расшифровкой, чисто историческая ценность ее огромна. Благодаря своей подлинности она является в своем роде единственным документом, который дает нам убедительные представления о том времени, как никакой другой памятник. Она умеет извлекать из глубины веков мельчайшие детали человеческой жизни и великие события целых государств и народов.

Попытавшись доказать, что Библейское писание не исторично и ненадежно, можно просто сделать тогда вывод и о его исторической достоверности. Если считать ненадежной Библию, то следует, отбросить и всю остальную литературу древности не считая ее историческим источником.


Источники и литератур

1. Книга под ред. Коростовцева М.А., Кацнельсона И.С., Кузищина В.И. - Хрестоматия по истории Древнего Восток / под ред. Коростовцева М.А., Кацнельсона И.С., Кузищина В.И. - Москва: Высшая школа, 1980 - 328 с.

. Библия - Москва: Российское Библейское Общество, 2005 - 925 и 294 с.

. Провославный священник Мень А. - Исагогика. Ветхий завет. / Православный священник Мень А. - Москва: Фонд имени Александра Меня, 2003 - 640 с.

. Быстрова А.Н. - Мир культуры: основы культурологи / Быстрова А.Н. - Новосибирск: ЮКЭА, 2002 - 710 с.

. Коростовцев М.А - Религия Древнего Египта / Коростовцев М.А. - Москва: Наука, 1976 - 205 с.

. Фридман Р.Э. - Кто написал Библию? / Фридман Р.Э. - Москва: Harper San Francisco, 1997 - 299 с.

. Тураев Б.А. - История Древнего Востока / Тураев Б.А. - Ленинград: Социально-экономическое, 1935 - 340 с.

. Авдиев В.И. - История Древнего Востока / Авдиев В.И. - Ленинград: Госполитиздат, 1953 - 602 с.

. Постников М.М. - Критическое исследование хронологии древнего мира /

Постников М.М. - Спб: Амфора, 2003 - 234 с.

. Макдауэлл Д. - Неоспоримые свидетельства / Макдауэлл Д. - СПб: Христианское общество «библия для всех», 2003 - 747 с.

. Опарин А.А. - Древние города и Библейская археология. Монография./ Опарин А.А. - Харьков: Факт, 1997 - 176 с.

. Юнак Д.О. - Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии./ Юнак Д.О. - Москва: Весть для тебя, 1996 -

. Крывелев И.А. Книга о Библии / Крывелев И.А. - Москва: ИСЭЛ, 1960 - 494 с.

. Лопухин А.П. - Библейская история при свете новейших исследований и открытий / Лопухин А.П. - Москва: ИСЭЛ, 1958 - 648 С.

Похожие работы на - Миф или реальность. Находки Библейской археологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!