Динамика показателей сердечно-сосудистой системы студентов факультета физической культуры и спорта

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,06 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Динамика показателей сердечно-сосудистой системы студентов факультета физической культуры и спорта













ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


Гагиева З.А., Гагиев Р.Ю., Веселкин О.В.

Физическая культура и спорт расширяют адаптационные возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно в современных условиях, в условиях резко возросшего темпа жизни и повышенных требований, которые предъявляются к людям разного возраста, с разным состоянием здоровья и уровнем подготовленности (Дубровский, 1998).

Кровообращение - один из важнейших физиологических процессов, поддерживающих гомеостаз, обеспечивающих непрерывную доставку всем органам и клеткам организма необходимых для жизни питательных веществ и кислорода, удаление углекислого газа и других продуктов обмена, процессы иммунологической защиты и гуморальной регуляции физиологических функций.

Литература, посвященная изучению функционального состояния сердца и сосудов в связи с мышечной деятельностью, весьма обширна. Однако многие вопросы этой важнейшей для физиологии спорта проблемы до настоящего времени остаются неясными, в частности вопросы, связанные с особенностями сосудистой системы у спортсменов. Исследования показали, что адаптивные сдвиги в сердечно-сосудистой системе проявляются не только при мышечной деятельности, но и в состоянии покоя. Они характеризуются морфологическими и функциональными изменениями сердца и сосудов (Васильева, 1971).

Таблица 1

Изменение ЧСС у студентов ФФК в покое и после физической нагрузке за несколько лет обучения (2003-2005 гг.)

Курсы обученияПокойПосле выполнения 20 приседанийМ ± m, уд/минLim, уд/минМ ± m, уд/минLim, уд/мин2 (2003 г.) 69,6 ± 10,260-8082,1 ± 7,960-903 (2004 г.) 71 ± 13,560-8499,3 ± 20,778-1205 (2005 г.) 66 ± 1,5560-7276,8 ± 3,6760-102

Таблица 2

Изменение систолического артериального давления у студентов ФФК в покое и после физической нагрузки за несколько лет обучения (2003-2005 гг.)

Курсы обученияПокойПосле выполнения 20 приседанийМ±m, мм. рт. ст. Lim, мм. рт. ст. М±m, мм. рт. ст. Lim, мм. рт. ст. 2 (2003 г.) 111 ± 9,2100-120126 ± 7,5110-1403 (2004 г.) 106 ± 8,6100-120113 ± 17,2100-1305 (2005 г.) 119 ± 2,33110-130140 ± 3,65130-160

Таблица 3

Изменение диастолического артериального давления у студентов ФФК в покое и после физической нагрузки за несколько лет обучения (2003-2005 гг.)

Курсы обученияПокойПосле выполнения 20 приседанийМ±m, мм. рт. ст. Lim, мм. рт. ст. М±m, мм. рт. ст. Lim, мм. рт. ст. 2 (2003 г.) 75 ± 7,360-8079 ± 10,660-1003 (2004 г.) 70 ± 10,260-8066,7 ± 3,360-705 (2005 г.) 77 ± 2,1360-8072,5 ± 3,160-90

Таблица 4

Изменение пульсового давления у студентов ФФК в покое и после физической нагрузки за несколько лет обучения (2003-2005 гг.)

Курсы обученияПокойПосле выполнения 20 приседанийМ±m, мм. рт. ст. Lim, мм. рт. ст. М±m, мм. рт. ст. Lim, мм. рт. ст. 2 (2003 г.) 35 ± 5,430-4050 ± 4,446-543 (2004 г.) 36 ± 2,134-3846,3 ± 4,242-505 (2005 г.) 42 ± 2,130-5067,5 ± 2,9150-80

Таблица 5

Изменение систолического и минутного объемов крови у студентов ФФК в покое за несколько лет обучения (2003-2005 гг.)

Курсы обученияСОКМОКМ ± m, млLim, млМ ± m, лLim, л2 (2003 г.) 62,2 ± 1,446,2 - 73,24,329 ± 420,62,135 - 5,4743 (2004 г.) 63,62 ± 2,2554,6 - 77,44,446 ± 108,93,505 - 5,8035 (2005 г.) 65,6 ± 1,7556,4 - 76,44,639 ± 180,53,552 - 6,729

Были изучены показатели ЧСС и АД у студентов 2 курса в покое и после физической нагрузке (20 приседаний), далее исследовали те же параметры у тех же студентов через год обучения и на 5 курсе ФФК.

Исследование проводилось на базе СОГУ (г. Владикавказ) в период с 2003 по 2005 годы. Объектом исследования явились студенты мужского пола ФФК. Всего в эксперименте принимало участие 20 человек.

САД, ДАД, ПД, ЧСС, СОК и МОК определяли по методике А.А. Гуминского, (1990).

Результаты исследования представлены в таблицах 1, 2, 3, 4 и 5.

При сравнении значений ЧСС у студентов 2 курса и через год обучения ни у одного из них не было обнаружено случаев брадикардии. У одного из обследованных была отмечена тахикардия. Это может объясняться проявлением сердечной слабости, интоксикацией, отсутствием восстановительной деятельности сердца после предыдущей физической нагрузки (Смирнов и соавторы, 2002).

Сравнение средних величин ЧСС в покое у студентов 2 курса и через год обучения с помощью критерия Стьюдента показало, что достоверных различий между ними нет (р>0,05) (таблица 1).

Сравнение средних величин САД в покое в 2003 г. и через год показало, что оно достоверно снизилось (р<0,05) (таблица 2). Показатель ДАД также достоверно понизился через год учебы (р<0,05) (таблица 3).

Таким образом, можно сделать вывод, что за год обучения и тренировок у студентов ФФК величины ЧСС и ПД в покое не изменились (р>0,05). значения САД и ДАД в покое достоверно понизились (р<0,05), что согласуется с данными Васильевой В.Е. (1970) и отличается от данных В.В. Васильевой (1971). Гипотония и гипертония у обследованных юношей не установлена ни в 2003 г., ни в 2004 г.

Средний показатель ЧСС в покое у обследованных юношей в 2005 г. достоверно снизился по сравнению с 2003 и 2004 годами (р<0,05). Средняя величина систолического артериального давления у 5-курсников увеличилась по сравнению со 2 и 3 курсам (р<0,05). После выполнения 20 приседаний САД также достоверно увеличилось (р<0,05), по сравнению с покоем (таблица 2).

Из таблицы 3 следует, что у студентов 5 курса по сравнению с 2004 годом диастолическое давление достоверно повысилось (р<0,05). После выполнения 20 приседаний ДАД у 5-тикурсников понизилось (р<0,05) по сравнению с покоем.

В 2005 году средняя величина ПД после выполнения физической нагрузки повысилась (р<0,05). Значение пульсового давления увеличилось в периоде с 2003 по 2005 гг. (р<0,05).

Таким образом, значение ЧСС у студентов за период обследования понизилось, возможно, это связано с тем, что у спортсменов в результате физических нагрузок идет уменьшение частоты сердцебиений, то есть развивается спортивная брадикардия (Фомин, 1992).

Также можно отметить, что за период обучения и тренировок увеличились средние показатели систолического, диастолического и пульсового давления. Наши данные можно согласовать с данными В.В. Васильевой (1971), которая отмечает, что в ряде случаев у спортсменов кровяное давление не только не понижено, как указывали в работах многие авторы (Васильева, 1970; Могендович, 1970 и т.д.), а наоборот, либо находится на верхней границе нормы, либо даже превышает ее, что мы и наблюдали у студентов на 5 курсе обучения.

Воздействия, которым подвергается сосудистая система у спортсменов, по мнению Васильевой В.В. (1971) не должны вызывать понижения кровяного давления. Экономизация тканевого метаболизма ведет к уменьшению регионарного и общего кровотока, в связи с чем возникают сужение сосудов и повышение периферического сопротивления. Это, в свою очередь, затрудняет отток крови из артериальной системы и вызывает повышение давления.

Из таблицы 5 видно, что систолический объем крови у студентов за время исследования не изменился. Также не наблюдалось достоверных различий между показателями минутного объема крови в покое.

Сравнивая результаты исследования, полученные нами, можно отметить, что средние величины ЧСС, САД, ДАД, ПД, МОК и СОК у обследованных нами студентов находятся в пределах физиологических стандартов (Дубровский, 1998).

студент сердце сосуд спорт

Выводы

. За год обучения у студентов факультета физической культуры ЧСС и ПД в покое не изменились. Величины САД и ДАД в покое достоверно понизились (р<0,05).

. Обследование, проведенное в 2005 году показало, что среднее значение ЧСС у студентов ФФК понизилось (р<0,05), возможно это связано с развитием спортивной брадикардии в результате тренировок; показатели САД, ДАД и ПД достоверно повысились (р<0,05), что согласуется с литературными данными.

Литература

1. Васильева В.В. Сосудистые реакции у спортсменов. М.: ФиС, 1971, 152 с.

. Васильева В.Е. Проблемы спортивной кардиологии. М.: Наука, 1970, 270 с.

. Гуминский А.А. и другие. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1990, 239 с.

. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М.: Гуманит. изд-во центр. ВЛАДОС, 1998, 480 с.

. Могендович М.Р. Гипотонические состояния. Вильнюс, 1970, 154 с.

6. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002, 608 с.

. Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1992, 351 с.

Похожие работы на - Динамика показателей сердечно-сосудистой системы студентов факультета физической культуры и спорта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!