Малый бизнес: характерные черты, преимуществ, зарубежный опыт и проблемы становления в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,29 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малый бизнес: характерные черты, преимуществ, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный минерально-сырьевой университет

Кафедра Экономической теории









Реферат

По дисциплине: Микроэкономика

«Малый бизнес: характерные черты, преимуществ, зарубежный опыт и проблемы становления в России»

Выполнил: студент гр. ПЭ-13 Зуев Глеб

Проверил: доцент кафедры эконом. теории Ленковец О.М.




Санкт-Петербург

Введение

Малый бизнес - основа и опора экономики любого государства и именно по развитости данного сектора можно судить об экономической ситуации в стране в целом. Поэтому государство должно его поддерживать и создавать условия для его гармоничного развития.

Малый бизнес опирается на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. В экономически развитых странах на его долю приходится большой процент ВВП. Поэтому модернизация и российской экономики предполагает возрастание роли именно малого предпринимательства. От эффективной государственной поддержки этого сектора зависит не только рост потенциала нашей экономики, повышение конкурентоспособности, но и повышение роли России в мировой экономике.

Но, к сожалению, малый бизнес в России переживает не лучшие свои времена и не получает необходимой поддержки у государства, которое в свою очередь должно принять целый ряд важных мер, привлекать всё большее количество людей в данный сектор экономики и увеличивать его престиж, а также повышать экономическую грамотность населения, чтобы всё больше людей могли начинать своё собственное дело и приносить пользу экономике нашего государства.

В данной работе мы рассмотрим проблемы становления малого бизнеса в России, меры, которые необходимо решить для его скорейшего развития, а также зарубежный опыт решений данных вопросов (на примере нефтяной отрасли в США).

 

Статья №1 «Малый бизнес в нефтяной отрасли: опыт и проблемы развития»

 

Проблемы современной экономики №3 (35), 2010

Авторы: Красильников А.В., директор института дополнительного образования Югорского государственного университета (г. Ханты - Мансийск), кандидат экономических наук; Коростелева В.В., аспирант кафедры экономики и управления на предприятии Института экономики и финансов Югорского государственного университета (г. Ханты - Мансийск)

План

1.      Критерии отнесения предприятия к категории малого бизнеса в различных странах

.        Нефтяные компании в США, их характерные черты

.        Главное отличие вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВНИК) от малых нефтедобывающих предприятий в США

.        Методы государственной поддержки малых предприятий в США

.        Малые нефтяные компании в России и их юридический статус

.        Проблемы нефтедобывающих компаний в России

.        Основные направления государственной поддержки малых нефтедобывающих предприятий в России

Анализ

Очень важным сегментом нефтяной промышленности является малый бизнес. Это доказывает мировая практика промышленно развитых стран. Но у каждых стран критерии отнесения предприятия к категории «малых» свои. К этим критериям относятся количество занятых на фирме людей, размер её активов и годовой оборот.

Например, если в Чехии, Венгрии, Польше и Японии количество занятых людей не должно превышать 50 человек, то в США всё гораздо сложнее: для каждой отрасли производства определена своя численность людей. То же касается и годового оборота: в одних странах он фиксирован (Чехия, Венгрия, Польша), а в других устанавливается в зависимости от отрасли производства (Япония, США).

В Соединенных Штатах Америки нефтяная промышленность представляет собой пример существования вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВНИК) и малых нефтедобывающих предприятий. ВНИК контролируют весь производственный цикл: от геологоразведки до реализации нефти и нефтепродуктов.

Нас же больше интересуют малые нефтяные компании. В Америке их огромное множество, около 7400. Роль их также очень велика, ведь несмотря на то, что большинство из них работают внутри континента на низкорентабельных скважинах, на их долю приходится 40 процентов американской нефтедобычи. По статистике средний возраст нефтяной компании в США - 24 года, в её штате трудятся 12 человек, валовый доход - 4,6 млн. долларов, а валовая прибыль - 0,6 млн. долларов. В среднем капиталовложения составляют 2 млн. долларов. Такой компанией эксплуатируются 50 скважин.

Часть американских «малых» нефтекомпаний добывают менее 10 баррелей нефти в сутки. Но есть и рекордсмены, добывающие 20 - 30 тысяч. Отличительной чертой этих лидеров по добыче является наличие разветвлённой сети зарубежных активов.

Главное отличие вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВНИК) от малых нефтедобывающих предприятий в США проявилось во время низких мировых цен на нефть и заключается оно в том, что малые компании более устойчивы к резким изменениям ситуации на рынке. Когда ВНИКам пришлось сокращать добычу, консервировать скважины, свёртывать разработку новых месторождений и переносить капитал в другие сектора бизнеса, запасы малых предприятий росли, равно как и их доля в нефтедобыче, которая превысила долю крупных компаний.

США активно поддерживает малые компании, используя разнообразные методы. Во-первых, в государстве есть Федеральная комиссия по энергетическому регулированию, которая контролирует соблюдение антимонопольного законодательства и обеспечивает равные конкурентные условия как для больших корпораций, так и для мелких производителей. Также существует множество государственных программ поддержки, направленные на увеличение рентабельности малых нефтепроизводителей.

Во-вторых, государство обеспечивает гарантированный ранок сбыта для национальных нефтедобывающих компаний с помощью таких мер, как изменение импортной таможенной пошлины на нефть и государственной закупки нефти по твёрдым целям.

И наконец, в США действует гибкая система налогообложения, предоставляющая ряд льгот и преференций малым предприятиям для поддержания их конкурентоспособности.

В России малые нефтяные компании возникли в середине 90-х г.г., но до сих пор отсутствует ясный юридический статус таких компаний, что усложняет их деятельность. Дело в том, что даже самая маленькая нефтяная компания имеет годовой оборот не менее 350 млн. рублей, а численность рабочих составляет не менее 100-120 человек. А это, к сожалению, противоречит Федеральному закону № 209-Ф3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в России» по которому численность работников малого предприятия не должная превышать 100 человек, а выручка 45 млн. рублей за 9 месяцев. Поэтому малые нефтяные компании не относятся к категории «малых», а значит, все меры государственной поддержки малых предприятий на них не распространяются.

Помимо этой, есть ещё несколько основных проблем у малых нефтедобывающих предприятий в России. Прежде всего, это проблема инвестиций и долгосрочных кредитов, которая существует из-за нестабильности нашей экономики и специфики недропользования, ведь очень высок риск поиско-разведочных работ, длителен срок окупаемости вложений и высока капиталоёмкость процесса. Данная проблема усугубляется тем, что компании не вписываются в Федеральный закону № 209-Ф3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в России», а значит льготное кредитование не предоставляется.

Во-вторых, серьезна проблема доступа к недрам, необходимо дать возможность малым нефтедобывающим компаниям консолидировать материальные, финансовые и инновационные потенциалы.

Также несовершенна система налогообложения. Ведь в Налоговом Кодексе отсутствуют льготы для малых нефтедобывающих компаний: отменены льготы на прибыль, а налог на добычу полезных ископаемых не достаточно учитывает рентабельность месторождения.

Среди основных направлений государственной поддержки малых нефтедобывающих предприятий в России можно выделить следующие:

)        Принятие закона «о поддержке средних и малых нефтедобывающих компаний», в котором будут закреплены критерии отнесения в качестве отдельной категории субъекта права малого и среднего предпринимательства «независимые» нефтяные компании.

)        Введение гибкой системы налогообложения, в которой будут установлены различные льготы для малых и средних нефтедобывающих предприятий.

)        Использование эффективных стимулов для добывающих компаний для воспроизводства минерально-сырьевой базы, использованию ресурсосберегающих технологий, рациональному использованию минерального сырья.

Если данные мероприятия будут выполнены, то государству удастся создать необходимые условия для быстрого и эффективного развития малых нефтедобывающих компаний и всей отрасли в целом.

Статья №2 «Проблемы Финансирования малого предпринимательства в России»

 

Проблемы современной экономики №2 (38), 2011

Авторы: Матросова С.В., доцент кафедры экономики и управления Московского государственного индустриального университета в г. Рославле Смоленской области, кандидат экономических наук; Рейхерт Н.В., старший преподаватель кафедры экономики и управления филиала Московского государственного индустриального университета в г. Рославле Смоленской области, кандидат экономических наук

План

1.      Понятие малого предпринимательства в экономической теории

.        Верхний слой российского малого бизнеса

.        Крепкие малые предприятия

.        Средний (широкий) слой российского малого бизнеса

.        Нижний слой российского малого бизнеса

.        Вклад малого бизнеса в экономику России и его место в ней

.        Деятельность и характеристика малых предприятий при кризисе

.        Рост числа микро-предприятий в условиях кризиса

.        Финансирование и кредитование малого бизнеса, повышение комфортности условий для малых предприятий

.        Кредитные программы для малого бизнеса

.        Проблемы кредитования малого бизнеса

.        Условия и особенности выдачи кредитов малым предпринимателям

.        Антикризисные меры для малого бизнеса

.        Перспективы кредитования малого бизнеса и их улучшение

Анализ

В Экономической теории под малым предпринимательством понимается такая форма предпринимательства, которая отличается соединением в одном лице собственника и управляющего. Владелец фирмы не только вкладывает собственная средства, осуществляет контроль над направлениями их использования, но и руководит всеми основными процессами. Кроме того, он несет все риски и разоряется в случае неудачи. Однако в случае удачи он пользуется плодами успеха единолично

Российский малый бизнес включается в себя разные типы и формы предпринимательства. Верхний слой включает небольшое число фирм, немногочисленных, зато капитал обеспеченных. Их основа - интенсивные передовые технологии. Такие фирмы делают успешные шаги на международном рынке. К ним относятся «Лаборатория Касперского», «Гарант», «Консультант плюс». Все они начинали деятельность с нуля и уже относятся к среднему бизнесу. Это элита, обладающая большими перспективами и потенциалом.

В России имеется уже немало крепких предприятий, которых ждут хорошие перспективы и долгая жизнь: стремительное развитие, освоение смежных регионов, увеличение и стабилизация численности сотрудников, появление кредитной истории.

За ними идёт широкий слой малых и мелких фирм, основной задачей которых является борьба за выживание. К ним относятся небольшие магазинчики, парикмахерские, туристические фирмы, ресторанчики. Их благополучие очень туманно и зависит от слишком многих факторов.

К нижнему слою относятся «самозанятые». Это небольшие семейные предприятия, которые оказывают нехитрые бытовые и ремонтные услуги. Большинство из них - труженики теневой экономики.

По состоянию на 1 июля 2010г. в России зарегистрировано 219,6 тысяч малых предприятий. Среднесписочная численность занятых 5578,2 тыс. человек. Вклад малого бизнеса в ВВП России по западным меркам (где в развитых странах он обеспечивает больше половины) небольшой и составляет 13-15%.

В кризисные года оборот малого бизнеса и его инвестиции в основной капитал стремительно сократились (на 9,7 и 26,7 процентов соответственно) прежде всего из-за невозможности получения кредита, резкого снижения спроса, невозможности сокращения штаба работников, роста тарифов, банкротства.

Однако наблюдалось увеличение числа микро-предприятий (на 30%) причём наблюдался большой переход малых предприятий в данный тип. Это было обусловлено государственной политикой стимулирования самозанятости населения путём выдачи субсидий на открытие собственного дело. Но так как суммы были небольшими, образовывались в основном микро-бизнесы. Кроме того, заработали программы по микро-кредитованию, которые позволяли открывать безработным людям своё дело.

Множеству предприятий малого бизнеса не хватает средств на развитие. Лишь 16% средств малых предприятий - кредиты банков, то есть главный источник финансирования предприятий - собственная прибыль. Однако постепенно банкам удалось достичь неплохих результатов в направлении повышения комфортности условий сотрудничества с малыми предприятиями. Результаты следующие:

)        Смягчение кредитной политики и уменьшение ставок до 16,2%. Некоторые банки стали предлагать условия лучше, чем до кризиса. Например, самая низкая ставка у «Сбербанка» - 13%. Также увеличены суммы кредитов, доступные по программам для малого бизнеса: например банк «АК Барс» готов предоставлять суммы до 400 млн. рублей. Также наблюдается увеличение сроков кредитования.

)        Задан вектор маркетинговой политики, чертами которой являются развитие информационных ресурсов банка для малого бизнеса, проведение маркетинговых акций для привлечения малых предприятий, рост числа целевых программ кредитования и создание партнёрских программ банков.

По данным Центрального Банка РФ наблюдается слабая тенденция к расширению кредитования малого бизнеса: совокупная задолженность выросла на целых 20 процентов.

Среди кредитных программ для малого бизнеса преобладают краткосрочные: оборотные (35% от общего числа) и универсальные (30%). Долгосрочных программ существенно меньше, а в некоторых банках они и вовсе отсутствуют, что ограничивает спрос на кредиты со стороны малого бизнеса. Но, всё-таки, число кредитных программ для малого бизнеса растёт. Лидерами среди банков по данному критерию являются: «Россельхозбанк» (18 программ) и «Траст» (12 программ).

Главной проблемой кредитования малого бизнеса можно назвать его непрозрачность. Второй - отсутствие надёжных залогов, ведь большинство предпринимателей не являются владельцами ликвидного имущества. Третий фактор - недоверие банков к малому бизнесу. Ведь он существует менее 20 лет и за это время далеко не у всех сложились репутации и кредитные истории. С другой стороны, многие банковские технологии ещё достаточно неразвиты для работы с малым бизнесом.

Для малых предприятий ставки по кредитам начинаются с 16% годовых, но и это большая редкость. Как правило, малые предприятия могут рассчитывать только на 20-24% годовых при условии надёжных поручителей или приемлемого для банка залога. Получить кредит предприятиям, если те работают менее года, ведут упрощённую бухгалтерию или не имеют залога или поручителя, практически не реально. Однако ряд банков при поддержке государства выдают ссуды без залога, но на очень невыгодных условиях: низкие суммы до 50 тыс. долларов, высокая ставка от 28% и срок не более, чем на полтора года. Кроме того кредитованию препятствует отсутствие имущества, которое можно оформить как залог.

Существует такое явление, как «черный рынок» кредитов, объем которого составляет 6-8 млрд. долларов в год. Ведь многие предприниматели предпочитают пойти к ростовщику. Но малый бизнес не сопротивляется легализации и ждёт антикризисовых мер, к которым можно отнести налоговые «каникулы», «замораживание» тарифов, развитие кредитного малого предпринимательства, снижение ставок за аренду государственного и муниципального имущества, повышение доступности госзаказа.

Улучшение перспектив малого бизнеса может заключаться в следующих мерах: стандартизация выдачи кредитов частным предпринимателям, более развитая сеть офисов для получения кредитов приведет к повышению конкуренции и, как следствие, снизятся процентные ставки, и увеличится количество кредитных программ для малого бизнеса. В целом, перспективы кредитования малого бизнеса можно оценивать как положительные, ведь государство серьёзно относится к этому вопросу, о чём неоднократно заявляет президент нашей страны.

Заключение

Государство нельзя считать развитым, если в нём не развит малый бизнес - основа любой экономики, ведь большинство ресторанов, кафе, парикмахерских, прачечных принадлежат именно к этой категории. Людям попросту будет негде проводить свой досуг, если малый бизнес не будет развиваться. Но сам он не может этого сделать без помощи государства, которое должно его финансировать и решать проблемы, препятствующие его развитию.

Также необходимо перенимать опыт у более развитых стран и ориентироваться на них в данном вопросе, надо использовать все возможные методы для развития данного аспекта экономики, ведь, как я уже говорил, развитый малый бизнес позволит России поскорее занять лидирующую позицию в мировой экономике.

Список использованной литературы

Добрынин А.И. «Экономическая теория». Учебник для вузов, третье издание,2004

Коростелёва В.В., Красильников А.В. Малый бизнес в нефтяной отрасли: опыт и проблемы развития // Проблемы современной экономики. 2010. №3 (35)

Матросова С.В., Рейхерт Н.В. Проблемы финансирования малого предпринимательства в России // Проблемы современной экономики. 2011. №2 (38)

Список использованных интернет - ресурсов

<#"658128.files/image001.gif">

Источник: Малый и средний бизнес в странах с переходной экономикой. Экономическая Комиссия ООН для Европы, 2007. / #"658128.files/image002.gif">

Рис. 1. Структура кредитных программ банков [8]

Число кредитных программ для малого бизнеса среди банков выросло. Наиболее диверсифицированная линейка программ у Россельхозбанка (18 программ, которые можно отнести к ориентированным на малый бизнес). Однако портфель программ выглядит достаточно неуклюжим, цели программ пересекаются, что, учитывая слабую коммуникационную активность банка на рынке кредитования малого бизнеса, может создавать сложности в выборе программ для потенциальных клиентов.

На втором месте по числу программ банк «Траст» - 12 программ, из которых более половины можно классифицировать как универсальные, различающиеся в основном по суммам и срокам кредитования. Благодаря активной коммуникационной поддержке продуктовый ряд Траста достаточно понятен для потенциального заемщика, однако легкая оптимизация вполне могла бы иметь место.

Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса.

Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не являются владельцами ликвидного имущества.

Третий немаловажный фактор - недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет, и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне - небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.

С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие, даже если банк имеет соответствующие программы для малого бизнеса, довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

Нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне отличается от той, которая была 8-10 лет тому назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16%, но и это большая редкость. Как правило, «малые» предприниматели могут рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей.

Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдает ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие - до 50 тыс. долл. (микро-кредиты). Эффективная ставка довольно высока (28-30% годовых в рублях); сроки ограниченные - как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.

Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или на большие суммы (например, 10-15 млн руб. на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита. Однако у малого бизнеса зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Да и сам малый бизнес слабо развит.

Объем «черного рынка» кредитов оценивается в 6-8 млрд долл. за год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15-25% в год. И для этого есть реальные основания.

По словам предпринимателей, порой гораздо выгоднее взять в долг у ростовщика под 5-7% в месяц, чем обивать пороги банков, пытаясь получить законный кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической. Во всяком случае, ростовщики предоставляют ссуды моментально и без лишних вопросов, а перед кем отвечать в случае чего своим имуществом, предпринимателю часто бывает безразлично - он не воспринимает кредитную организацию как союзника и ожидает от нее в случае невозврата денег не менее жестких действий, чем от ростовщика.

Малый бизнес в принципе не сопротивляется своей легализации. Более того, количество небольших компаний, в обороте которых «белая» составляющая значительно превышает 50%, растет с каждым годом. Однако малому бизнесу нужны встречные шаги со стороны банков и государства. Малый бизнес ждет от Правительства целевых антикризисных мер. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать налоговые «каникулы» (45%), «замораживание» тарифов (40%) и развитие кредитования малого предпринимательства (34%). Все более популярными становятся ожидания предпринимателей, связанные со снижением ставок за аренду государственного и муниципального имущества (28%), а также повышением доступности госзаказа (27%) [9].

Рассматривая перспективы кредитования малого бизнеса, можно выделить следующие тенденции, которые должны «оживить» рынок. Очевидно, что спрос со стороны малых предприятий довольно высок, конкуренция на банковском рынке становится все острее, поэтому, казалось бы, банки заинтересованы в предоставлении кредитов малому бизнесу, снижая процентные ставки. В то же время многие кредитные организации понесли довольно заметные убытки, к которым привел мировой финансовый кризис.

Одна из основных задач, которая повысит перспективы кредитования малого бизнеса, - это стандартизация выдачи кредитов частным предпринимателям. Для получения кредита бизнесмен должен выполнить целый ряд требований, которые выдвигают различные банки, поэтому собрать необходимый пакет документов бывает очень непросто. Затем частный предприниматель должен ждать некоторое время, чтобы получить заключение специалиста. Стандартизировав данную процедуру, банки смогут выдавать кредиты не только в центральных, но и в дополнительных офисах. Таким образом, процесс получения кредита для малого бизнеса будет также прост, как и покупка полиса автострахования.

Более развитая сеть офисов, где частный предприниматель сможет быстро получить кредит, приведет к более жесткой конкуренции, что будет стимулом как для понижения процентных ставок по кредитам, так и для увеличения количества кредитных программ для малого бизнеса.

В целом, хотелось бы отметить, что несмотря на сложности, развитие кредитования в России имеет положительные перспективы. Связано это в первую очередь с тем, что государство серьезно относится к вопросам оказания поддержки малому бизнесу, о чем регулярно высказывается глава нашей страны. Для бухгалтерии малого предприятия принципы кредитования также имеют свои положительные аспекты: списание процентов по кредиту на «нереализационные» расходы, снижение налогооблагаемой базы на прибыль, использование в качестве залога не только имущества и активов компании, но и товаров в обороте [10]. Поэтому можно резюмировать, что, несмотря на обилие проблем, перспективы кредитования малого бизнеса в российских банках стоит оценивать как достаточно благоприятные.

Похожие работы на - Малый бизнес: характерные черты, преимуществ, зарубежный опыт и проблемы становления в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!