Комплексная характеристика субъекта Федерации, входящего в Дальневосточный федеральный округ - Сахалинская область

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    986,95 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Комплексная характеристика субъекта Федерации, входящего в Дальневосточный федеральный округ - Сахалинская область

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО Северо - Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

Финансово - экономический институт

Кафедра экономики и управления производством








Зачетная контрольная работа

По дисциплине Региональная экономика

На тему: «Комплексная характеристика субъекта Федерации, входящего в Дальневосточный федеральный округ - Сахалинская область»

Выполнил: Алексеев Алексей Сергеевич

Проверил: Кондратьева Валентина Никитична


Якутск 2013

Оглавление

1. Понятие региона. Структура региональной социально-экономической системы

. Региональный срез структурной перестройки в РФ в конце 1990-х годов

. Основные социально-экономические показатели Сахалинской области за 2012 год

. Оценка инвестиционного потенциала Сахалинской области

. Основные реализуемые целевые программы

. Роль и место субъекта в округе и Российской Федерации

. Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года

. Особенности межбюджетных отношений

. Варианты прогноза социально-экономического развития Сахалинской области

. Особенности программирования в Сахалинской области

Список использованной литературы

1. Понятие региона. Структура региональной социально-экономической системы

Сахалинская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Территория: 87,1 тыс. кв. км., из них около 78 тыс. кв. км занимает остров Сахалин.

Население: 493 тыс. человек

Областной центр - Южно-Сахалинск

Исполнительная власть Сахалинской области осуществляется областной администрацией.

Единственная островная область в России - включает в себя остров Сахалин с расположенными вблизи него островами Монерон и Тюлений и две гряды Курильских островов. В состав Курильских островов входят две гряды - Большая и Малая. Большая Курильская гряда длиной 1200 км насчитывает около 30 островов. Малая Курильская гряда длиной 105 км протягивается параллельно Большой Курильской гряде. В ее состав входят 6 островов. Сахалинская область располагает значительными и разнообразными видами - более 50-ти - полезных ископаемых, из которых горючие (уголь, нефть, газ), сырье для химической, цементной промышленности и др.

Кроме того, имеются россыпи титаномагнетита, минеральные и термальные воды, проявления рудного золота, ртути, марганца, вольфрама, серебра, меди, свинца, цинка, хрома, никеля, кобальта, титана, стронция и других полезных ископаемых.

Выгодное географическое положение, значительный природно-ресурсный потенциал островов создает благоприятные условия для экономического развития области и делового сотрудничества с компаниями из многих стран мира. Численность населения Сахалинской области за 2012 год снизилась на 2100 человек и составила на 1 января 2013 года 493 302 человека. Число родившихся увеличивается, а умерших снижается. Если в 2011 году естественная убыль населения снизилась на 12,7%, то в 2012 году она уменьшилась уже в 2,2 раза. Число умерших превысило число родившихся на 8,4% (в 2011 превышение составляло 20%).

Половой состав характеризовался преобладанием женщин: в области живёт 258,5 тыс. женщин (52 %) и 239,5 тыс. мужчин (48 %). 80,82 % жителей островов живут в городах и пгт, 19,18 % - в деревнях и сёлах.

В 2012 году средняя номинальная заработная плата по Сахалинской области составила 44453 рубля и возросла по сравнению с 2011 годом на 15,1% (в среднем по России 26690 рублей, рост 13,3%). Наблюдается тенденция уменьшения дифференциации зарплат. Если несколько лет назад превышение заработков десяти процентов самых высокооплачиваемых над десятью процентами самых низкооплачиваемых доходило до 25-30 раз, то в последние годы - 16 раз в среднем по России. В 2011 - 2012 годах в Сахалинской области это соотношение составляло - 15 раз.

Среднедушевые денежные доходы населения в 2012 году составили по предварительным данным 33164 рубля в месяц и увеличились на 2,8% по отношению к 2011 году. Реальные денежные доходы уменьшились на 2,1%. Что касается потребительских расходов в расчете на душу населения, то они увеличились как в абсолютном, так и в реальном выражении на 9% и 3,8% соответственно. На превышение расходов над доходами повлияла кредитная задолженность жителей области, которая в 2012 году выросла в денежном выражении на 3,7 миллиарда и составила 12,4 миллиарда рублей. Рост этого показателя к уровню 2011 года составил свыше 40%.

Численность экономически активного населения к концу 2012 года составляла 285,5 тысячи человек, это 57,7% общей численности населения. В соответствии с методологией Международной организации труда около 22 тысяч населения классифицировались как безработные, что составило 7,7% от экономически активного населения. В 2011 году этот показатель составлял 8,2%.

Миграционный отток в 2012 году составил 1516 человек. Основная часть миграционных потоков осуществляется в пределах России.

Особенность климата обусловлена положением области в переходной полосе от материка Евразии к Тихому океану. В течении года между Тихим океаном и восточной окраиной Евразии наблюдается интенсивный обмен воздушными массами на пути движения которых, расположены Сахалин и Курильские острова. Сезонная смена воздушных течений определяется термический контраст между континентом и океаном. Зимой воздушные потоки двигаются с материка в сторону Тихого океана, а летом - с моря на Азиатский материк. Среднегодовая температура от -2.5° на крайнем севере до 4.5° на юго-западе. Восточные берега холоднее западных в результате воздействия морских течений - холодного Сахалинского на востоке и теплого Цусимского на юго-западе. Число дней с сильным ветром (15 м/сек и более) - 4 -150 дней в году, а максимальное (130-185 дней) на выступающих в море мысах.

Всего муниципальных образований -25, в т.ч.:

·        Городских округов -17

·        Муниципальных районов -2

·        Городских поселений - 3

·        Сельских поселений - 3

. Региональный срез структурной перестройки в РФ в конце 1990-х годов

В 1990-е гг. в связи с радикальными политическими изменениями в стране возникла новая структура управления, в том числе на областном уровне. С начала 1990-х гг. обострилась проблема так называемых северных территорий. 4 апреля 1991 в ходе визита Президента СССР М.С. Горбачева в Японию было подписано совместное советско-японское заявление, признающее существование территориальных проблем между 2 государствами. В октябре 1993 президент РФ Б.Н. Ельцин признал «проблему северных территорий», японская и российская стороны подписали совместную декларацию о поэтапном решении проблемы островов. Радикальное реформирование экономики сопровождалось в Сахалинской области производства. В 1997 выпуск промышленной продукции сократился по сравнению с 1991 в 2,2 раза. В сельском хозяйстве особенно пострадало животноводство. За 1991-2000 поголовье крупного скота сократилось в 3,6 раза, свиней - в 18,4 раза. В 2000 мяса было произведено на 91,9%, молока - на 72,8, яиц - на 70,9% меньше, чем в 1990. Площадь посева в 2000 на 27% уступала уровню 1990. Экономический кризис 1990-х гг. и падение уровня жизни спровоцировали миграционный отток. Сахалинской области потеряла четверть населения. Негативное влияние на ситуацию на Сахалине оказало произошедшее в ночь с 27 на 28 мая 1995 землетрясение, которое практически полностью разрушило поселок городского типа Нефтегорск. В конце 1990-х гг. положение в экономике области стабилизировалось, а затем начался прирост производства.

. Основные социально-экономические показатели Сахалинской области за 2012 год

Объем валового регионального продукта, по оценке, в январе - сентябре 2012 года составил 509,4 млрд. рублей, или 98% к соответствующему периоду 2011 года.

Объем промышленного производства - 439,5 млрд. рублей, или 96,8% к январю - сентябрю 2011 года.

Снижение показателей связано в основном с сокращением добычи нефти на месторождениях Чайво (проект "Сахалин-1") и Пильтун-Астохское (проект "Сахалин-2").

Добыча нефти, включая газовый конденсат, составила 10,5 млн. тонн, что ниже января - сентября 2011 года на 8,6%.

Добыча газа увеличилась к соответствующему периоду 2011 года на 6,3% и составила 19,5 млрд. куб. м.

Поставки сжиженного природного газа на экспорт в страны АТР в рамках проекта "Сахалин-2" составили 8 млн. тонн (103,6%).

За 9 месяцев 2012 года угольными предприятиями Сахалинской области добыто 3003 тыс. тонн угля, что составило 97,4% к аналогичному периоду 2011 года.

Отставание по добыче угля произошло по причине снижения отгрузки угля на энергетику области (в связи с переводом Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 на газ), а также в связи с неблагоприятной ледовой обстановкой в портах Углегорского района в начале текущего года.

Предприятия, вырабатывающие и распределяющие электроэнергию, работали стабильно и обеспечили потребительский спрос абонентов.

Объем добычи рыбы составил 512,5 тыс. тонн, или 101,6% к аналогичному периоду 2011 года.

В январе - сентябре 2012 года отмечается рост производства строительных нерудных материалов, колбасных и кондитерских изделий, масла сливочного и цельномолочной продукции.

Выпуск продукции сельского хозяйства за январь - сентябрь 2012 года составил 4,2 млрд. рублей, или 100,8% к соответствующему периоду 2011 года.

В лесопромышленном комплексе увеличилось производство древесины необработанной на 1,6%, производство пиломатериалов сократилось на 2%.

Объем подрядных работ относительно января - сентября 2011 года возрос на 8,7%.

В отчетном периоде введено в эксплуатацию 99,6 тыс. кв. м жилых домов.

Положительная динамика отмечается в сфере потребительского рынка.

В январе - сентябре 2012 года среднедушевые денежные доходы населения составили 31,1 тыс. руб. (100,8% к январю - сентябрю 2011 года).

Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника в январе - сентябре 2012 года, по оценке, составила 42,8 тыс. рублей и, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, увеличилась на 16,4%. Реальная заработная плата составила 111,5%.

По состоянию на 1 октября 2012 года суммарная задолженность по заработной плате составила 16 млн. рублей.

Вся задолженность по заработной плате приходится на ООО "Морской порт "Шахтерск".

Ситуация на рынке труда регулируется путем реализации мероприятий программы "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2010 - 2012 годы".

Уровень регистрируемой безработицы к концу сентября текущего года сложился в размере 0,6% (на конец сентября 2011 года - 0,7%).

За 9 месяцев 2012 года в областной бюджет поступило доходов 52,1 млрд. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов - 46,1 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось на 16 млрд. рублей. Основной рост доходов связан с увеличением платежей в рамках реализации проекта СРП "Сахалин-1" - на 6,5 млрд. рублей. В текущем году начался раздел продукции по проекту "Сахалин-2", в результате в бюджет области впервые поступили доходы в виде доли прибыльной продукции государства в объеме 6,2 млрд. рублей.

По итогам 9 месяцев поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет области увеличилось в целом на 832,3 млн. рублей, или на 7,8% к уровню 2011 года. Прирост поступления налога на доходы физических лиц отмечается во всех муниципальных образованиях области, за исключением муниципальных образований городской округ "Охинский", "Городской округ "Вахрушев", Корсаковский городской округ и "Невельский городской округ". Из федерального бюджета в бюджет области за 9 месяцев 2012 года поступило межбюджетных трансфертов в объеме 5 млрд. рублей. Расходы областного бюджета Сахалинской области за 9 месяцев 2012 года составили 42,4 млрд. рублей и исполнены на 63,3% от годовых назначений.

Макроэкономические показатели.


Таблица 1 Динамика производства ВРП за 2010 - 2012 гг.


2010

2011

2012



(Оценка)

ВРП, млрд.руб.

495,7

643,4

706,6

Индекс физического объема, в % к предыдущему году

108,0

105,6

98,1


С 2001 года (за исключением 2008 года) удается удерживать высокие темпы роста ВРП: 2009 г. - 110,9% к уровню предыдущего года, 2010 г. - 108%, 2011 г. - 105,6%, 2012 г. - 98,1% .

В текущих ценах объем ВРП увеличился с 35,4 млрд. рублей в 2000 году до 706,6 млрд. рублей (по оценке) в 2012 году. В сопоставимых ценах, рост валового регионального продукта (2012 год к 2000 году) составил 3,1 раза. Основой указанного роста ВРП стали реализация нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и их мультипликативный эффект, выразившийся в повышении деловой активности практически во всех секторах региональной экономики.

В настоящее время в структуре валового регионального продукта сохраняется тенденция превышения доли производства товаров над производством услуг, что объясняется большим удельным весом в объеме ВРП промышленного производства (более 70%).

Драйверами экономического роста Сахалинской области сейчас и в ближайшие годы будут являться нефтегазовый, топливно-энергетический (уголь и энергетика) и рыбопромышленный комплексы.

4. Оценка инвестиционного потенциала Сахалинской области

Сахалинская область - единственный регион в России, расположенный на островах. Исходя из географических и природно-климатических особенностей, конкурентными преимуществами региона являются:

наличие богатых запасов основных природных ресурсов (нефти, газа, угля, гидробионтов, лесных ресурсов, общераспространённых полезных ископаемых и т.п.), а также рекреационных ресурсов и бальнеологических источников;

наличие уникальных по своему количеству и качеству биологических ресурсов, имеющих не только общероссийское, но и мировое значение. Сахалино-Курильский бассейн является крупнейшим рыбопромысловым районом России.

выгодное географическое положение, а именно - близость Сахалинской области к основным рынкам сбыта продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В последнее десятилетие инвестиционная ситуация в Сахалинской области характеризуется положительной динамикой основных макропоказателей деятельности.

региональный экономический инвестиционный округ

В 2012 году объем инвестиций в основной капитал составил 197,6 млрд. рублей или 101,2 % к уровню 2011 года.


Объём накопленных иностранных инвестиций по состоянию на 01.10.2012 г. составил 44,4 млрд. долларов США

Важнейшей для Сахалинской области является нефтедобывающая отрасль. Инвестиционная фаза реализации шельфовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» определила значительные притоки иностранных инвестиций в нефинансовые активы нефтегазового сектора. В этой связи основную динамику освоения инвестиций по Сахалинской области определяет деятельность предприятий, занятых в сфере добычи нефти и газа, доля которых в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет более 60%.

Долгосрочной целевой программой Сахалинской области «Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области на 2011-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области 09.11.2011 № 455, определены направления работы органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению привлечения инвестиций в экономику островного региона.

Кроме того, в целях минимизации административных барьеров и создания условий для стимулирования инвестиционной деятельности реализуются областная Программа развития конкуренции и План специальных мероприятий, касающихся разрешительных процедур в строительном комплексе.

. Основные реализуемые целевые программы

ОЦП "Патриотическое воспитание в Сахаинской области на 2009-2015 годы

ДОЦП "Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009-2015)"

ДЦП "Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2010-2015 годы"

ДЦП "Развитие культуры Сахалинской области на 2011-2015 годы"

ДЦП "Строительство жилья в Сахалинской области на 2010-2015 годы"

ДЦП "Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение издержек в бюджетном секторе Сахалинской области в 2010-2015 годах и в перспективе до 2020 года"

ДЦП "Комплексное развитие системы социальной защиты населения Сахалинской области на 2010-2015 годы"

ДЦП "Развитие физической культуры и спорта в Сахалинской области на 2010-2018 годы

ДЦП "Обеспечение доступности дошкольного образования в Сахалинской области на 2011-2015 годы"

Ведомственная целевая программа "Занятость населения Сахалинской области на 2013-2015 годы"

ОЦП "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009-2013 годы и на период до 2017 года"

ОЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Сахалинской области на 2010-2014 годы"

ДЦП "Охрана материнства и детства в Сахалинской области на 2011-2015 годы"

ДЦП "Сахарный диабет на 2010-2015 годы"

ДЦП "Онкология на 2011-2015 годы"

ДЦП "Охрана атмосферного воздуха в Сахалинской области на 2012-2015 годы"

ДЦП "Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года"

ДЦП "Обеспечение жильем молодых семей Сахалинской области на 2011-2015 годы"

ДЦП "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012-2015 годы и на период до 2018г."

ДЦП "Устойчивое развитие коренных народов Севера Сахалинской области на 2012-2016 годы"

ДЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Сахалинской области на период 2012-2016 годы"

ДЦП "Развитие информационного общества и создание электронного правительства Сахалинской области на период до 2014 года"

"ДЦП ""Поддержка развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2017 года""

"ДЦП "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы"

ДЦП "Приоритетные направления социально-экономического развития Сахалинской области, реализуемые с учетом бюджетных инвестиций федерального бюджета, на период до 2015 года"

ДЦП "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Сахалинской области на 2013-2017 годы"

ДЦП "Доступная среда в Сахалинской области на 2013-2018 годы"

ДЦП "Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы"

. Роль и место субъекта в округе и Российской Федерации

Сахалинская область занимает лидирующие позиции в РФ сразу по нескольким макроэкономическим показателям.

По индексу социально-экономического развития за январь-октябрь 2012 года Сахалинская область занимает третье место в Российской Федерации.

Сахалинская область входит в пятерку субъектов РФ по инвестиционной привлекательности. А по темпам развития реального сектора экономики Сахалин и Курилы занимают второе место в стране.

Конкурентные преимущества Сахалинской области - это, прежде всего, экономико-географическое расположение в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее - АТР): контактная зона с Японией, близость к другим экономически развитым странам АТР (Южная Корея, Тайвань и др.).

Выгодное положение на пересечении морских и воздушных внутренних и международных путей.

Огромные запасы природных и биологических ресурсов, наличие эксплуатационных запасов лесных ресурсов, многоотраслевая структура экономики с достаточно развитым производственным потенциалом, значительный потенциал предприятий пищевой рыбоперерабатывающей промышленности, позволяющий наращивать объемы выпуска конкурентоспособной продукции, накопленный на Сахалине богатый опыт внешнеэкономической деятельности, большой природно-рекреационный потенциал, обеспечивающий возможности развития туризма, наличие всех элементов транспортно-производственной инфраструктуры: воздушный, железнодорожный, морской (включая паромную переправу), автомобильный, трубопроводный транспорт.

Наличие морских портов круглогодичного действия в г. Холмске, г. Корсакове и г. Невельске, резервов для портостроения на других участках побережья Сахалина и Курил.

. Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года

Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области до 2025 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сахалинской области на период до 2025 года.

декабря 2009 года № 2094-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, отраслевых концепций развития.

Цель разработки Стратегии - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Сахалинской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2025 года).

Достижение целей стратегии возможно только путем последовательного формирования в регионе рыночной и социально ориентированной экономики с четким и стабильным законодательством. Экономическое развитие должно основываться на максимальном использовании имеющегося в регионе потенциала, высвобождении частной инициативы с параллельным усилением роли органов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйствования. Необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ. Достигнутые областью в последние годы отдельные положительные результаты могут рассматриваться как формирование условий для дальнейших позитивных изменений.

Стратегической целью развития Сахалинской области является реализация геополитической задачи закрепления населения на территории области за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

Таблица 2. Количественные значения индикаторов результативности реализации Программы социально-экономического развития Сахалинской области на 2010-2025 годы и на период до 2018 года

Индикаторы

2010 доля в ВРП, %

2018 прогноз

2018 доля в ВРП, %

Изменение доли в ВРП, 2018 к 2010, %

Изменение, 2018 к 2010, %

Объем валового регионального продукта на душу населения, тыс. руб.


2321



+154,36%

Постоянное население, тыс. чел.


488



-2,63%

Объем валового регионального продукта, млрд. руб.

100,00%

1132,648

100,00%


+147,66%

Объем работ, выполненных по виду деятельности “Строительство”, млрд. руб.

11,41%

145

12,80%

1,39%

+177,78%

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млрд. руб.

1,46%

10,9

0,96%

+0,50%

+62,69%

Объем реализации платных услуг, млрд. руб.

7,72%

75

6,62

-1,10%

+112,46%

Объем туристических услуг, млрд. руб.

0,07%

0,8

0,07%

0,00%

+144,35%

Удельный вес в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в общем объеме: Раздел C: Добыча полезных ископаемых, %


86,80%



+4,50%

Вывоз угля в другие регионы РФ и на экспорт, тыс. т


4260



+259,49%


. Особенности межбюджетных отношений

В 2011 году в областной бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 37,6 млрд. рублей, план по налоговым и неналоговым доходам был исполнен на 102%.

По объёму собственных доходов Сахалинская область находится на 4 месте среди субъектов РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ.

Из федерального бюджета в бюджет области поступило межбюджетных трансфертов в размере 5,9 млрд. рублей, в том числе дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на сумму 419 млн. рублей, целевые субвенции на осуществление переданных на региональный уровень государственных полномочий РФ - 1,2 млрд. рублей и другие целевые средства на сумму 4,3 млрд. рублей, из которых наибольший удельный вес составляют субсидии на бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности в рамках федеральных целевых программ.

Поступившие собственные доходы и средства федерального бюджета позволили исполнить расходные обязательства, принятые на областном уровне, в объёме 51,7 млрд. рублей.

Областной бюджет по-прежнему социально-ориентированный, и больше всего средств направлено на социально-культурную сферу, что составило порядка 40% от общего объёма расходов областного бюджета.

На обеспечение законов Сахалинской области социальной направленности выделено 2,6 млрд. рублей.

Важнейшая задача бюджета - улучшение инвестиционного климата, поскольку именно инвестиции в первую очередь обеспечивают рост экономики.

На бюджетные инвестиции с учётом финансовой помощи муниципальным образованиям в 2011 году направлено 23% собственных доходов.

На финансовое обеспечение 30 действующих и 8 новых областных целевых программ направлено 8,4 млрд. рублей.

На капитальный ремонт муниципальных и областных учреждений социальной сферы направлено почти 1 млрд. рублей.

Общая сумма финансовой помощи для муниципальных образований области составила 20,7 млрд. рублей.

. Варианты прогноза социально-экономического развития Сахалинской области

Прогноз социально-экономического развития Сахалинской области на 2013-2015 годы.

Среднегодовая численность постоянного населения области в 2012 году ожидается в количестве 494,8 тыс. человек. Предполагаемое снижение за год составит 0,3%. В прогнозный период направление демографических процессов существенно не изменится. По прогнозной оценке, в 2015 году численность постоянного населения составит 491,6 тыс. человек и сократится за 3 года на 3,2 тыс. человек, или на 0,6%.

В 2013 - 2014 годах сохранится миграционная убыль в пределах 100 человек. При условии реализации инвестиционных проектов и мер, направленных на содействие переселению соотечественников, проживающих за рубежом, а также учета массива долгосрочных мигрантов в 2015 году прогнозируется положительное сальдо миграции в количестве 0,5 тыс. человек.

В среднесрочном периоде, с учетом действия мер по снижению смертности и стимулированию рождаемости, а также мероприятий по поддержке семей, материнства и детства планируется замедление темпов естественной убыли населения за счет снижения уровня смертности с 14,2 умерших (в расчете на 1000 населения) в 2011 году до 14 в 2015 году. Одновременно ожидается увеличение коэффициента рождаемости с 11,8 в 2011 году до 12,2 (в расчете на 1000 населения) в 2015 году.

В 2012 году объем валового регионального продукта области оценивается в размере 682 млрд. рублей, индекс физического объема к уровню 2011 года составит 98,7%.

В 2015 году объем валового регионального продукта прогнозируется в размере 936,5 млрд. рублей и возрастет по сравнению с 2011 годом (в сопоставимых ценах) в 1,2 раза.

В структуре валового регионального продукта сохранится тенденция превышения доли производства товаров над производством услуг, что объясняется большим удельным весом в объеме ВРП промышленного производства (более 60%).

10. Особенности программирования в Сахалинской области


Правительством Сахалинской области утвержден Перечень государственных программ Сахалинской области.

Указанный Перечень состоит из следующих направлений:

.        новое качество жизни (12 государственных программ);

.        инновационное развитие и модернизация экономики (9 государственных программ);

.        сбалансированное региональное развитие (2 государственные программы);

.        эффективное государство (2 государственные программы).

Утвержденные к разработке государственные программы охватят большую часть общественных отношений программно-целевым методом управления, что позволит перейти к последовательному планированию на долгосрочную перспективу.


На текущее время Правительством Сахалинской области и Сахалинской областной Думой утверждено 43 программы с общим объемом финансирования 280,42 млрд. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета 40,43 млрд. рублей, областного - 102,3 млрд. рублей, местных бюджетов - 3,7 млрд. рублей, внебюджетных источников - 133,99 млрд. рублей.

В 2012 году в бюджете Сахалинской области на реализацию областных целевых программ предусмотрено 11,2 млрд. рублей, что составляет 18% от общего объема расходов областного бюджета.

Список использованной литературы

1.      Видяпин В.И. Региональная экономика. Основной курс. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2007.

.        Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2006.

.        Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 4 октября 1999г.» «Российская газета» от 30 октября 1999.

4.      Законом Новосибирской области от 17.12.2012 № 284-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" (принят постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 06.12.2012 N 284-ЗС)

5.      Материалы из сайта http://www.admsakhalin.ru - официальный сайт Правительства Сахалинской области

6.      Материалы из сайта <http://www.sakhalin.info> - Новости Сахалина и Курильских островов

.        Материалы из сайта <http://russiasib.ru/saxalinskaya-oblast/> - Историческая энциклопедия Сибири

.        Материалы из сайта http://mineconom.admsakhalin.ru - официальный сайт Министерства экономического развития Сахалинской области

.        Материалы из сайта http://www.65.mchs.gov.ru - ГУ МЧС России по Сахалинской области

.        Материалы из сайта http://www.kommersant.ru - ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом»

.        Материалы из сайта http://ria.ru- Сетевое издание «РИА Новости»

Похожие работы на - Комплексная характеристика субъекта Федерации, входящего в Дальневосточный федеральный округ - Сахалинская область

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!