Словарь политологических понятий
Основные политологические понятия.
Политология – это наука о политике и политическом управлении, о развитии
политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов политики.
Власть (политическая) – это есть система социально-политических отношений,
выражающих возможность, способность и право кого-либо решающим образом влиять
на действия и поведение других людей и их групп, т.е. подчинять их, опираясь на
свою волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу применения силы и
наказания в случае неповиновения.
Легитимность – ( от лат. legitimus – законный) – признание правомерности официальной власти
обществом, международными организациями и государствами. Легитимность выражает
осознание и принятие членами общества общепризнанного порядка, результатов
выборов, формирование и деятельность властных структур и организаций.
Соответственно легитимность не следует путать с легальностью, т.е. с
законностью.
Государство – на языке политической науки государство можно определить
как особый тип социальных связей и явлений, который (тип) характеризуется
следующими существенными чертами: а) отношением власти и подчинения; б)
монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием
юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным
измерением.[1]
Правовое государство – это такая форма организации государственной власти, при
которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при
безусловном главенстве конституции, демократических законов и равенства всех
перед законом.
Социальное государство – социальное государство можно определить как демократическое
государство, опирающееся на широкую социальную основу и проводящее активную и
сильную социальную политику, направленную на повышение или стабильное
обеспечение жизненного уровня населения, защиту и реализацию прав и свобод
граждан, на создание современных систем здравоохранения, образования и
социального обеспечения, на поддержание неимущих и малоимущих слоёв, на
предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов.[2]
Гражданское общество – это не государственная часть общества, основанная на
автономии индивидов. Это семья, школа, добровольные организации и союзы,
духовным выразителем интересов которых является общественное мнение.
Демократия – ( от греч. demos – народ и kratos – власть) – власть народа, избранная народом и для народа,
народовластие. Демократия представляет собой многоплановое явление, которое в
политических и гуманитарных науках рассматривается как: 1) форма государства,
государственного устройства и правления; 2) принцип организации общественной
жизни, деятельности политических партий и общественных организаций; 3) характер
и уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан, их участие в управление.
В основе демократии лежит соблюдение прав и свобод человека, наполнение их
соответствующим социально-экономическим содержанием ( достойный уровень жизни,
наличие в обществе сильного «среднего класса», общедоступность образования и
здравоохранения), обеспечение условий для свободного волеизъявления граждан, их
полноправного, заинтересованного и постоянного участия в политике.
Тоталитарный политический режим
– государственная власть строго
централизованна и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной
организации или военной хунте. Главой государства и правительства – становится
неподотчётный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные,
исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически
отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку
представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением
принципа всеобщего избирательного права. Правящие круги открыто демонстрируют
различные метолы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки
сопротивления проводимому курсу. Активизируется деятельность и вмешательство
во все сферы общественной жизни силовых структур – армии, полиции и органов
безопасности. В экономике господствует монопольный контроль со стороны
государства. Характерна однопартийная система. Деятельность оппозиционных
партий и движений строго запрещена. Противники режима подвергаются полицейскому
террору. (бывший Советский Союз)
Авторитарный политический режим
– в отличие от тоталитарного, нередко использует ограниченный
политический плюрализм, который выражается в том, что власти прибегают к
избирательному запрещению или временной приостановки деятельности некоторых
партий, общественных объединений профсоюзов. Не допуская сильной оппозиционной
политической деятельности, авторитарный режим сохраняет известную автономию
личности и общества в не политических сферах. Вмешательство в экономику обычно
носит ограниченный характер, направляется на поддержку
Демократический политический
режим – наиболее распространен в экономически развитых странах, с
устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской
политической культурой. Характерные черты демократического режима:
-
признание народа в качестве источника власти
-
выборность основных органов власти и должностных лиц, их
подотчетность избирателям
-
подконтрольность
и ответственность государственных органов, формируемых путём назначения, перед
выборными учереждениями
-
провозглашение основных
демократических прав и свобод; равенство всех граждан перед законом
-
легальное существование плюрализма в обществе, наличие развитой двух-
или многопартийности;
-
государственное устройство по принципу «разделение властей»;
-
создание необходимых условий для развития «среднего класса»,
выступающего социальной основой демократического режима.
Политический режим – совокупность характерных для определённого типа государства
политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся
отношений государственной власти и общества, государствующих форм идеологии,
социальных и классовых взаимоотношений, состояние политической культуры и
сознания.
Политика – многообразный мир отношений, деятельности,
поведения, ориентацией и коммуникационных связей между классами
социальными группами по поводу власти и управлением обществом; основными
факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы,
нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы
политические организации, институты, движения и лидеры.
Политический конфликт – представляет
собой вид отношений, где взаимодействуют политические интересы и их носители, а
также применяются политические методы разрешения конфликтов в любых других
сферах общества.
Политический кризис - всеобщее
(массовое) недовольство и возмущение деятельностью правящих кругов, которые
продемонстрировали свою неспособность решать стоящие перед страной, народом
важнейшие вопросы их жизнедеятельности. Эта потеря доверия масс к своим
политическим и государственным лидерам, правительству, руководящей партии.
Существуют и частные случаи политического кризиса: правительственный и кризис
партии.
Компромисс – (от
латинского compromissum), соглашение на основе взаимных
уступок.
Консенсус – (от лат. Consensus), принятие решения в парламенте и его комиссиях, на
конференциях и совещаниях на основе общего согласия без голосования и при
отсутствии формально заявленных возражений.
Толерантность - терпимость
Политическая социализация - это процесс становления и развития политического
сознания и политического поведения человека.
Личность – личность
традиционно рассматривается как человеческий индивид, продукт общения и
сознания, как носитель социальных качеств, обусловленных
конкретно-историческими условиями жизни общества. Поэтому личность можно
определить как индивидуальное бытие общественных отношений. Такой подход несёт
в себе двоякое понимание личности: как нечто социальное (бытие общественных
отношений) и как нечто индивидуальное (индивидуальное бытие)
Политическая элита – это
составляющее меньшинство общества дифференцированные группы лиц, обладающие
качествами лидерства и подготовленные к выполнению управленческих функций,
занимающие руководящие должности или непосредственно влияющие на принятие
властных решений в обществе.
Политическое лидерство –
одни исследователи определяют политическое лидерство как «принятие решений»,
другие – как «управление», третьи – как «влияние», а четвёртые признают
лидерами только «новаторов», тех, кто «ведёт вперёд», а просто руководителей
продолжают именовать чиновниками, бюрократами. Под «политическим лидером»
следует понимать любого, независимо от формального ранга, участника
политического процесса, стремящегося и способного консолидировать усилия
окружающих и активно воздействовать ( в рамках территории, региона, города, страны)
на этот процесс для достижения обозначенных и выдвинутых им целей.
Унитарное государство – характеризуется
централизованным руководством административно-государственными единицами и
отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В
рамках этого государства возможна широкая территориальная или национальная
автономия. В современном мире к многонациональным унитарным государствам можно
отнести Китай, Испанию, Румынию, Вьетнам, Лаос, ЮАР и др.
Федерация – это единое
государство, образующееся на добровольной основе двумя или несколькими
государствами, каждое из которых имеет свою конституцию, законодательные и
исполнительные власти, судебные органы. Вместе с тем федерация имеет единую
конституцию, общефедеральные органы государственной власти, единые вооружённые
силы, единую денежную единицу. (США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина,
Германия, Австрия и др.)
Конфедерация – межгосударственный
союз, в котором его члены абсолютно автономны, имеют независимую систему
органов управления и законодательства, обладают правом санкционирования и
нуллификации (отмены) актов союзных органов, имеют самостоятельное гражданство,
свою валюту, национальную армию. Правовой формой закрепления данного
объединения является не конституция, а договор. В конфедерации нет единой
территории.
Этнос – исторически
сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей,
обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры ( включая язык)
и психологии, а также сознания своего единства и отличия от других образований.
То есть этнос – это относительно обособленный народ.
Нация – согласно наиболее
широко распространённым представлениям, под нацией понимается исторически
сложившаяся общность людей – граждан определённого государства, которой присущи
такие черты, как устойчивое единство экономической жизни, языка, особенности
культуры и традиций, а также индивидуальное и групповое сознание и
самосознание, позволяющее относить себя к определённой национальной общности и
отличать себя от других.
Национальный вопрос – совокупность
политических, экономических, правовых, идеологических, религиозных и других
проблем, проявляющихся в процессе внутригосударственного и международного
общения, между нациями и народностями, всегда носит конкретно-исторический
характер, каждый новый этап общественного развития выдвигает новые проблемы в
сфере национальных отношений.
Принципы разрешения национального вопроса –
1) демократизм, основанный на праве наций на самоопределение
и на всемерном учёте национальных интересов;
2) компромисс и диалог сторон с учётом реальной национальной
ситуации;
3) равноправие всех наций и народностей независимо от
численности и уровня развития;
4) взаимно связь между правами и свободами наций и правами и
свободами отдельной личности;
5) отказ от узкоклассового подхода к решению национальных
проблем;
6) непримиримость к любым проявлениям национализма;
7) общность исторической судьбы народов, обеспеченность
целостности государства.
Политическая партия – организованная
группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и
потребности определённых социальных слоёв и групп общества, иногда значительной
части населения, и ставящая целью их реализацию путём завоевания
государственной власти и участия в её осуществлении.
Политическая система – это
целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических
ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества,
подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных
норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного
общества.
Выборы – это основной
фундамент демократичности общества. Русский философ И. А. Ильин отмечал, что не
каждый народ и не всегда способен выделить к власти лучших при помощи
всенародных выборов. Эффективность выборов зависит от целого ряда политических,
экономических, социальных, психологических и других факторов.
Пропорциональные выборы – при этих выборах от каждого округа
избирается не один, а несколько депутатов, представляющих различные партии. При
этой системе создаются достаточно крупные избирательные округа, чтобы дать
округу право избирать, скажем, 5 депутатов. Если, например, одна партия в таком
округе получает 40% всех голосов, то она, соответственно, получает 40% от 5
мест, т.е. 2 места. Если три другие партии получают от 16 до 24% голосов
каждая, то они завоёвывают по одному месту. Такая система выборов позволяет
представлять места в выборном органе сравнительно мелким партиям.
Мажоритарные выборы – суть
заключается в том, что от каждого избирательного округа избирается один
депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший большее число
голосов. Однако это большинство может быть двух видов:
-
Абсолютное;
-
относительное.
В первом случае победителем
считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании
избирателей.
В том случае, если ни один из
кандидатов не получает 50% + 1 голос, назначается второй тур выборов, в котором
принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом
туре. Победителем во втором туре становится кандидат, набравший относительное
большинство голосов.
Оппозиция – представляет
собой политическую силу (совокупность политических сил), противостоящую
официальной власти. Оппозиция выступает в форме фракций, коалиций, блоков. Как
правило тон в оппозиции задаёт интеллигенция. Позитивное значение оппозиции –
она держит под контролем и в напряжении официальные власти.[3]
Условно оппозицию можно разделить на два вида: «культурную» и «дикую»,
конструктивную и экстремистскую.
Парламентская республика – характеризуется
провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство в
полном составе несёт всю ответственность за свою деятельность. Участие
президента в формировании правительства минимально, оно формируется партией,
получившей большинство на выборах и соответственно в парламенте. Хотя президент
формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает
серьёзного влияния на осуществление государственной власти ( например
Германия). Парламентская республика – менее распространённая форма правления,
чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой,
в значительной мере, само регулируемой экономикой (Турция, Финляндия и т. д.).
Законодательная власть
Исполнительная власть
Правые» в политике – носители
правых взглядов – люди реформистских, консервативных взглядов, соответствующих
поступков и действий, выступающих в защиту интересов весьма состоятельных слоёв
общества. Правыми считаются консервативные организации; правоцентристскими –
партии средней, национальной буржуазии; «ультраправые» - националистические,
фашистские, экстремистские организации.
«Левые» в политике – носитель
левых взглядов – это индивид, настроенный решительно, революционно, радикально,
выражающий интересы бедных слоёв населения. «Левыми» партиями считаются
коммунистические, социалистические; левоцентристскими – социал-демократические;
центристскими – крестьяне, мелкобуржуазные, экологические и др.[4]
Политический радикализм
Популизм – ( от лат. populus – народ), общественные течения и движения с конца 19
в., апеллирующие к широким массам и отражающие противоречивость массового
сознания («левый» популизм, «правый» популизм и т.д.). Основные идеи популизма:
-
прямое участие народа в управлении («прямая демократия»),
-
авторитетный лидер,
-
недоверие к представительным государственным институтам,
-
критика бюрократии, коррупции.
В чертах, свойственных популизму
– вера в возможность простейшего решения социальных проблем ( воплощения
социальной и национальной справедливости, эгалитаризма), антиинтеллектуализм,
почвенничество и другие – заложена возможность разных тенденций:
демократических, консервативных, реакционных и др. в политологии существует
широкий спектр популизма – от апологетики в качестве модели «непосредственной»
демократии до резкой критики и отождествление с демагогией.
Лоббизм – ( от англ. lobby – культура, где депутаты могли общаться с
посторонними), специфический институт политической системы, , представляющий
собой механизм воздействия частных и общественных организаций – политических
партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т.п. (так
называемых групп давления) на процесс принятия решения парламентом. Прежде
всего, лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям,
руководящим постам в парламентских комитетах и т.п. Лоббизм возник впервые в
США, где лоббистская деятельность с 1946 регулируется федеральным законом.
Разделение властей – политико-правовая
доктрина, согласно которой государственная власть понимается как совокупность
различных властных функций ( законодательной, исполнительной, судебной),
осуществляемых независимыми друг от друга органами.
Политическая идеология – это
система идей, взглядов, представлений, отражающая теоретическое осмысление
политического бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов
определённых социальных групп и слоёв, национальных образований. Идеология
призвана давать теоретическое обоснование интересов партий и политических
движений, формулировать программу их действий, выступать мотивирующим и воле
образующим фактором.
Типы политических идеологий:
Либерализм – Для либерализма характерно говорить о проблемах
на языке права и в самом праве находить главное средство решения проблем.
Теоретическое ядро либерализма составляют:
1) доктрина
«естественного состояния»,
2) теория
«общественного договора»
4) неотъемлемые
права человека ( жизнь, свобода, собственность, сопротивление угнетению и т.д)
Основными принципами либерализма являются:
1) абсолютная
ценность личности и её приверженность свободе, выраженной в правах человека;
2) принцип
индивидуальной свободы как социальной выгоды, т.е. выгоды для всего общества;
3) закон
как сфера реализации свободы, уравновешивающий права отдельного человека и
других людей, как гарантия безопасности;
4) господство
закона, а не людей, сведение вопросов власти к вопросам права;
5) разделение
властей как условие господства закона, независимость судебной власти,
подчинение политической власти судебной;
6) верховенство
закона как института социального контроля;
7) приоритет
прав человека над правами государства.
Консерватизм – имеет
два основных значения: 1)сохранение и поддержка того, что представляется
человеку ценным; 2) своекорыстная апологетика прошлого, направленная на
сохранение привилегий, имевших место в прошлом. Основными ценностями
консерватизма можно назвать: история, жизнь, закон, порядок, дисциплина,
общественная стабильность, традиции, семья, нация, государство и общество,
власть, иерархия, религия.
Социализм – обозначение учений, в
которых в качестве цели и
идеала выдвигается
осуществление принципов социальной
справедливости, свободы и
равенства, а также создание общественного
строя, воплощающего эти
принципы. Теория научного социализма,
разработанная К. Марксом
и Ф. Энгельсом, рассматривала социализм
как низшую фазу (
ступень) коммунизма, приходящего на смену
капитализма в результате
пролетарской революции и установления
диктатуры пролетариата.
Социализм
|
Коммунистическое
движение
В нём получили распространения
представления о социализме, связанные с утверждением с конца 1920-х-начале
30-х гг. Тоталитарного строя в СССР.
Характерные черты: монополия
государственной собственности, директивное централизованное планирование,
диктатура верхнего партийно-государственного слоя, опиравшегося на аппарат
насилия и массовые репрессии. Господство тоталитарной системы привело к
экономическому, политическому и духовному кризису, значительному отставанию
от развитых стран мира, изоляции от мировой культуры.
|
Социал-демократическое
движение
Выроботала современную концепцию
демократического социализма, по которой социализм может быть осуществлён в
длительном процессе реформирования капитализма, утверждения политической, экономической
и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и
равенства.
|
Фашизм – идейно политическое течение, возникшее в 1919г.
в
Италии и Германии и выражавшее интересы наиболее
реакционных и
агрессивных слоёв как крупной, так и средней и
мелкой буржуазии.
Идеология фашизма включает идеи расового
неравенства и
превосходства одной расы над другой, «классовой
гармонии» ( теории
«народного сообщества» и «корпоративности»),
вождизма
(«фюрерства»), всевластия геополитики ( борьба за
жизненное
пространство). Для фашизма характерны
автократический
политический режим, применение крайних форм и
средств подавления
демократических прав и свобод, широкое
использование
государственно-монополистических методов
регулирования
экономики, всеохватывающий контроль над
общественной и личной
жизнью, опора на националистические идеи и
социально-
демагогические установки. Внешняя политика фашизма
– политика
империалистических завоеваний.
Политический плюрализм – принцип плюрализма: Признавая свободу базовой ценностью,
общество должно обеспечить ей об салютную обязательность. Отсюда берёт начало
религиозный, мировоззренческий, идеологический, политический, экономический
плюрализм западных либеральных демократий. Плюрализм ( от лат. pluralis –
множественный) в общественной жизни хорактерезуется разнообразием форм
собственности, общественных интересов, партий и ассоциаций, идейных течений и
т.д., а также особым конкурентным характером взаимоотношений между ними.
Политическая культура – это
совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения,
посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его
вхождение в политическую деятельность.
[1]
Санистебан Л.С. Основы политической науки / Пер. с исп. М.,, 1992.
[2]
Тадевосян Э.В. Словарь – справочник по социологии и политологии.
[3]
О своей оппозиции заявляли многие партии и движения ( «ЯБЛОКО», ПРЕС, ЛДПР,
РОС, ФНС)
[4]
В российском парламенте – Государственной думе – политическая ориентация
размещения депутатов следующая: слева от президента к центру и в его части (
если смотреть из него в зал) располагаются депутаты от КПРФ (левая партия),
ЛДПР и близкие к ним депутаты – одномондатники; от центра вправо – избранные от
НДР и Яблока, включая депутатов, избранных по одномандатным округам.