Производство литых дисков
Содержание
Введение
Технология
получения заготовки (литье и литье под низким давлением)
Материал
Отливка
Обработка
Заключение
Список
литературы
Введение
Самыми популярными для автолюбителей на
сегодняшний день являются литые диски. Производители таких колес стремятся в
полной мере повторить дизайн родных дисков авто. И диски из стали в данном
случае уже не подойдут.
На смену стали, которая раньше была основным
материалом для произвоодства дисков, пришел сплав магния и алюминия. Да и
процесс производства значительно изменился. Теперь вместо прокатного обода и
штампованного диска, соединенного сварочным швом, используется новый метод
изготовления цельных литых дисков.
Колесные диски делятся на три большие группы:
стальные диски, литые диски из легких сплавов и кованые диски из легких
сплавов.
Можно иметь два комплекта дисков для летней и зимней резины, а можно иметь один
комплект дисков. Но иметь один комплект дисков для летней и зимней резины
экономически невыгодно. 3-4 перебортовки - и Вы затратили сумму, эквивалентную
стоимости нового диска.
Легкосплавные диски изготавливаются из сплавов
на основе алюминия и магния путем литья или ковки.По многим свойствам они лучше
стальных. Основное назначение легкосплавного колеса - повысить
привлекательность Вашего автомобиля. Также "литые" диски снижают вес
колеса, а снижение массы неподрессоренных частей (к которым относятся колеса)
улучшает плавность хода, повышает безопасность вождения и снижает износ деталей
подвески. Имея идеальную геометрию, при хорошей балансировке полностью
исключаются неприятные вибрации. Как правило, деньги, потраченные на комплект
"литых" дисков возвращаются при перепродаже автомобиля.
Стальные диски
В настоящее время имеют самое широкое
распространение. Состоят из обода и приваренного к нему диска (тарелки),
изготавливаемых из стального листа. Стальными дисками комплектуется большинство
автомобилей на заводах-изготовителях. Достоинства: невысокая цена; возможность
восстановления после смятия, поскольку при ударе они не лопаются, а мнутся.
Недостатки: большой вес; ограниченные возможности по дизайну; невысокая
коррозионная стойкость, обусловленная качеством покрытия. Самая низкая
коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом.
Кованые легкосплавные диски
Ковка обеспечивает исключительно высокую
прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в
крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что,
безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий и обладает высокой
Коррозионная стойкость. Основной недостаток кованых дисков - их высокая цена, а
также ограниченные возможности по дизайну.
Литые легкосплавные диски по цене и по своим
характеристикам стоят между стальными и коваными легкосплавными дисками.
Недостатки: довольно хрупкий; при очень сильном ударе раскалывается, что на
высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы обеспечить механическую прочность,
приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в
весе; требует защиты поверхности, без этого быстро покрывается белесой оксидной
пленкой и теряет товарный вид.
Литые диски - самый востребованный вариант у
любителей относительно недорогого автотюнинг.
Технология получения заготовки (литье и литье
под низким давлением)
Производство литых дисков начинается с
подготовительного этапа, во время которого проводятся все необходимые замеры,
продумывается дизайн. А затем изготавливается заливочная форма. Для различных
автомобилей делают разные заливочные формы, так как каждый автолюбитель
предпочитает покупать для своего авто оригинальные диски. Затем раскаленный
сплав заливают в заготовленную форму. На этом этапе очень важно избежать
появления микропор в теле диска, что может привести к его раскалыванию во время
большой нагрузки. Для достижения высокой прочности диска стенки диска делают
толстыми. Далее заготовка проходит термическую обработку, включающую в себя
нагрев до температуры 500°С, выдержку некоторое время и мгновенное охлаждение.
Полученная структура сплава неустойчива. Решается эта проблема повторной
обработкой, заключающейся в нагреве до температуры 200°С, выдержке 3-9 часов и
охлаждении воздухом.
После того как заготовка остыла, ее обтачивают и
придают запланированную форму. К каждому диску прилагается комплект креплений
для его установки. Также диски покрывают специальными антикоррозийными
порошковыми красками.
Основное преимущество литых дисков из сплава
алюминия и магния перед стальными дисками в их легкости. Малый вес приводит к
увеличению плавности хода машины, что в свою очередь повышает устойчивость
автомобиля. Еще одно немаловажное преимущество - стоимость. Ведь литье - это
практически безотходное производство. Отсюда относительно не высокая цена на
литые диски.
Изготавливаются литые диски из алюминиевых сплавов,
могут изготавливаться также из магниевых сплавов, но это пока экзотика: они
слишком дороги, к тому же магний сильно подвержен коррозии, поэтому требует
прочного и надежного защитного покрытия.
Плюсы литых дисков:
Главное достоинство этого метода заключается в
высоком коэффициенте использования материала, что снижает себестоимость
производства и является определяющим фактором при формировании цены. Литые
алюминиевые диски почти не подвержены коррозии и долго сохраняют первозданный
облик, а особая технология производства (литье под давлением) открывает широкие
возможности для самых разнообразных дизайнерских решений. Из-за этого при
движении по неровностям дороги на кузов воздействуют меньшие ударные нагрузки,
а значит, улучшается такое эксплуатационное свойство автомобиля, как плавность
хода. При этом также улучшаются условия работы подвески: упругие и демпфирующие
элементы воспринимают меньшие нагрузки, тем самым увеличивается срок их службы.
Облегченные колеса быстрее восстанавливают контакт с поверхностью дороги при
наезде на препятствие, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля на
больших скоростях. Уменьшение массы колеса положительно сказывается на динамике
автомобиля, т. к. для разгона и торможения менее инерционного колеса требуется
меньшее усилие, что в конечном итоге приводит к увеличению срока службы
двигателя, трансмиссии и тормозной системы, а также к уменьшению расхода
топлива. В общем, малый вес серьезное преимущество литых алюминиевых дисков, но
не единственное. Существенным плюсом таких дисков также является их
привлекательная внешность и многообразие вариантов исполнения. Некоторые
компании представляют сегодня на рынке более 100 дизайнов литых дисков для
любого типа автомобилей.
Литые алюминиевые диски почти не подвержены коррозии
и долго сохраняют первозданный облик, а особая технология производства (литье
под давлением) открывает широкие возможности для самых разнообразных
дизайнерских решений.
Минусы литых дисков:
Существенным недостатком является получение
отливки, металл которой обладает свободной ненаправленной кристаллической
структурой, что снижает прочность диска. Поэтому для сохранения прочностных
характеристик диска толщину его стенок приходится увеличивать. В связи с
высокими требованиями к качеству продукции не все способы литья можно применять
при производстве колесных дисков. Основными здесь являются способы литья под
низким давлением или с противодавлением. Эти методы обеспечивают повышенные
прочностные характеристики при изготовлении объемных тонкостенных деталей Одним
из главных недостатков литых дисков является возможное наличие скрытых
дефектов, обусловленных спецификой технологического процесса (воздушные
полости, неоднородность заливки и другие). Визуально обнаружить их невозможно,
поэтому приобретение такого диска в некотором роде можно сравнить с покупкой
кота в мешке.
Структура металла, из которого изготавливаются
литые диски, является зернистой, поэтому при сильном ударе такой диск не
гнется, а раскалывается. Если же он уцелеет, то вся энергия удара передается на
подвеску и трансмиссию, а в самом диске могут появиться микротрещины, которые
рано или поздно все равно приведут к тому, что он расколется (его уязвимость
повышается при езде на низкопрофильной резине). В отличие от штампованных,
литые диски ремонту не подлежат: поврежденное изделие остается лишь выбросить,
а если учесть, что далеко не всегда они продаются поштучно, то возможно, что
придется покупать полный комплект. Здесь всплывает еще один негативный фактор -
цена: литые диски значительно дороже штампованных.
Материал: алюминий и магний
Наиболее используемый материал при изготовлении
легкосплавных колес это специальный алюминиевый сплав. Он готовится на основе
сплава особо чистого алюминия с кремнием. Непосредственно перед его
использованием в него добавляются легирующие присадки содержащие титан,
стронций, магний и бор. При переливе расплавленного металла из плавильной печи
в печь литейной машины он фильтруется, проходя через специальный фильтрбокс с
керамическими фильтрами.
Наиболее широко используемые сплавы это:AlSi7:
Сплав из алюминия и кремния, используется при производстве колес OEM и
Aftermarket. Этот сплав хорошо переносит термическую обработку и на 20% лучше
выдерживает механические нагрузки, что делает его наиболее популярным и используемым
при производстве.AlSi10/11: Сплав из алюминия и кремния, наиболее используется
при производстве колес Aftermarket. Почти не используется при производстве ОЕМ
так как по сравнению с g-AlSi7 хуже поддается термической обработке и менее
устойчив к нагрузкам и механическому сопротивлению в целом.
Легкосплавные колесные диски могут
изготавливаться также из магниевых сплавов.
Использование сплава магния редко находит
применение в этой отрасли ввиду непригодности для полного срока службы колеса,
и такое колесо требует ухода при эксплуатации. Потому магниевые сплавы
используются только при производстве колес для категорий racing и“supercar”.
Сочетание особых свойств специального сплава со
сложной внутренней структурой, его фильтрацией и использования для получения
отливки технологии литья с противодавлением позволяют получить колесо со
свойствами приближающимися к кованному.
Использование магния в производстве колесных
дисков
Литые диски изготавливают и из магниевых сплавов
(как правило, это легированные сплавы магния с алюминием). Магний является
наиболее легким конструкционным металлом (его плотность составляет 1,7 г/см3).
Сплавы на его основе обладают более высокой удельной прочностью, чем
алюминиевые, что способствует дополнительному снижению веса диска. Поэтому для
литых дисков, изготовленных из магниевых сплавов, характерны все преимущества
алюминиевых, причем в большей степени. Однако литой магниевый диск, помимо
низкой пластичности, имеет еще один серьезный недостаток - чрезвычайно низкую
коррозионную стойкость. Это вынуждает производителей использовать для защиты
поверхности прочные многослойные покрытия. Во многом «благодаря» этому литые
магниевые диски не получили широкого распространения и изготавливаются на
сегодняшний день в ограниченных количествах.
Отливка
В литейную машину для литья с противодавлением
устанавливают стальную литейную форму - кокиль. Кокиль изолирован от окружающей
среды стальными кольцами. Перед подачей металла в кокиль вокруг него создается
избыточное давление. Таким образом металл заполняет кокиль и затвердевает в нем
при давлении выше атмосферного. Далее машина раскрывает кокиль и извлекает из
него отливку. Кокиль изготавливается с высокой точностью до 0,005 мм для того,
чтобы предотвратить протечки жидкого металла, находящегося под высоким
давлением, в зазоры между его частями. Отливка, полученная при литье в такой
кокиль, имеет точные и стабильные размеры, соответственно дисбаланс будущего
колеса будет минимальный.
Для изготовления всей литейной оснастки
применяется САD-CAM система. 3-х мерное моделирование на компьютере и
изготовление деталей на высокоскоростном обрабатывающем центре.
Контроль
Входной и рентгеноконтроль.
Технический контролер проводит визуальный
контроль каждой отливки и присва ивает ей индивидуальный номер. Далее все
отливки проходят рентгеноконтроль на роботизированной рентгеновской установке.
Она позволяет контро лировать качество сразу после их получения. Рентгеновский
аппарат позволяет увидеть в отливке места с менее плотной структурой -
дефектами литья. При их наличии отливка бракуется и поступает на переплавку.
Промежуточный контроль.
Перед поступлением в окраску колеса проходят
промежуточный контроль ОТК-2. На нем выявляются видовое дефекты, которые могут
повлиять на внешний вид колеса. Также проводится выборочный контроль
геометрических параметров.
Выходной контроль.
Технический контролер проверяет состояние
лакокрасочного покрытия, определяет и вносит в базу данных модель колеса.
Принтер выдает две наклейки с штрихкодами, которые наклеиваются на колесо и на
коробку. Наличие такой наклейки позволяет посмотреть производственную историю
колеса и наладить автоматизированный учет на складе готовой продукции.
Обработка
Для обработки колеса используются современные
импортные станки с ЧПУ. Особое внимание уделено позиционированию отливки на
каждом этапе обработки. На первой токарной операции отливка центруется от
лицевой (механически не обрабатываемой) ее части в специальном приспособлении.
Использование такой оснастки позволяет получить колесо с биением в 2-3 раза
меньше установленного ГОСТом. После проверки на герметичность колеса поступают
на промежуточный пост контроля.
Стандартный производственный цикл
легкосплавных колесных дисков включает в себя кроме литья (первая фаза)
следующее: термическая обработка (в случае если сплав g-AlSi7); механическая
обработка; зачистка от заусенцев и полировка; покраска
<#"655709.files/image004.gif">
Химическая подготовка поверхности
колеса.
Химическая подготовка поверхности
колеса нужна для получения высокой адгезии лакокрасочного покрытия, а при его
повреждении, локализации коррозии металла. Процесс состоит из следующих стадий:
мойка и одновременное травление
поверхности колеса
промывка
каскадная промывка
промывка деминерализованной водой
покрытие Ti-Zr Chemetall
Особенности нанесения лакокрасочного
покрытия
Мы используем два способа окраски:
порошковую и жидкими красками. При порошковой окраске процесс более простой,
чем при жидкой. На колесо последовательно наносятся порошковые краски:
специальный грунт, цветная- металлик бриллиант (или другой цвет) и полиэфирный
бесцветный лак. После нанесения каждого слоя следует полимеризация при
температуре 180-200 град. Цельсия. В зависимости от цветового решения
используются порошки различных европейских производителей: Eurоpulveri,
Govesan, Flycoat.
При мокрой окраске процесс проходит
в две стадии. На первой колесо грунтуется специальным порошковым грунтом, на
который после его полимеризации наносится порошковая краска обладающая высокими
отражающими свойствами и выравнивающим эффектом. На второй стадии колесо
перемещается в камеру мокрой окраски, где наносится тончайший слой 2-4 микрона
«хромовой» краски Brimetall и специальный бесцветный лак. Далее сушка при
температуре 170 град. Цельсия. Комплекс материалов для окраски разработан и
поставляется компанией AkzoNobel.
Заключение
Выбор литых дисков сложнее, чем стальных
штампованных, из-за многообразия моделей и типоразмеров. В настоящее время в
мире насчитывается более 90 зарубежных фирм, которые занимаются производством
легкосплавных колес. На территории России их всего шесть (имеются в виду те,
которые, помимо рекламы, предлагают еще и товар). В последнее время на данном
рынке активизировались китайские компании. Многие известные зарубежные производители
литья перенесли свои производства в Китай и, по большому счету, не жалеют о
качестве.
При самостоятельном выборе литых
колес для Вашего автомобиля советуем Вам воспользоваться нашим материалом Маркировка
дисков <http://www.nakolesah.ru/information/markwheels.aspx>». Если
Вы не уверены, что сделали правильный выбор, Вы всегда можете обратиться к
специалистам наших шинных центров
<http://www.nakolesah.ru/network.aspx>, которые дадут Вам
исчерпывающую консультацию, помогут выбрать товар и провести необходимую работу
(монтаж и демонтаж шин, снятие и установку колеса на автомобиль, балансировку).
Список литературы
Технология
изготовления колесных литых дисков Прома.
<https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9&ved=0CGkQFjAI&url=http%3A%2F%2Fwww.proma-wheels.ru%2Flight-alloy-wheels%2Ftechnology%2F&ei=a0xVUZHyJuTh4QSD64C4Dg&usg=AFQjCNGKNktROd969IUkEh89Az5tCwF9ag&sig2=px7saaW8OWPVSotPuy-2dA&bvm=bv.44442042,d.bGE>
<http://www.proma-wheels.ru/light-alloy-wheels/technology/>
Все
о дисках <http://www.midkam.ru/avtodrive73.html>
Литой
диск - назначение, конструкция, достоинства, недостатки. Автика.ру
<http://www.avtika.ru/qa/844-Litye-diski>
Диски
дискам - рознь…
<http://www.drive2.ru/users/idekovets/blog/288230376152210149/>
Литые
(легкосплавные) колесные диски.Техничекая информация о дисках,статьи и обзоры.
http://www.nakolesah.ru/information/alloy.aspx