Производственная деятельность предприятия ДРСУ-113 г. Гомеля
Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение
образования «Гомельский государственный дорожно-строительный колледж имени
Ленинского комсомола Беларуси»
Отчет
по
производственно-технологической практике на
предприятии ДРСУ-113 г. Гомеля
Гомель 2011
1. Структура
организации и обеспечение управления производственным процессом
Перспектива на ближайшие годы:
· развитие долговременных
хозяйственных договоров;
· не допускать снижение объемов СМР,
сохранять и организовывать новые
рабочие места;
· постоянно работать над увеличением
прибыли;
· снижать издержки
строительно-монтажных работ и подсобного производства;
· своевременное обеспечение авансового
финансирования прибылью, работай, заработной
платой.
Характеристика производственно-хозяйственной
деятельности
Деятельностью организации является выпуск
асфальтобетонных смесей, бетона, цементно-песчаных растворов, песко-цементных
смесей, а также выполнение текущего ремонта, содержание автомобильных дорог и
прочие работы.
2. Вид
выпускаемой продукции, выполняемые работы, производственный план на текущий год
Продукция, выпускаемая на асфальтобетонном
заводе (АБЗ), имеет следующее марки:
· Асфальтобетон ЩМБг;
· Асфальтобетон ЩМВг;
· Асфальтобетон Г;
· Асфальтобетон ЩКПг;
· Асфальтобетон ЩМПг;
· Асфальтобетон ЩМСц;
· Асфальтобетон на кубовидном щебне
ЩМБ;
· Асфальтобетон на модифицированном
ЩМСц;
битуме с добавкой ПАВ
· Асфальтобетон на модифицированном Б;
битуме с добавкой ПАВ
· Асфальтобетон на модифицированном
СОМСх;
битуме с добавкой ПАВ
· Модифицированный битум;
· Бетон В-15;
· Бетон В-20;
· Бетон В-25;
· Бетон В-30;
· Бетон В-35;
· Цементно-песчаный раствор М-200;
· Песко-цементная смесь.
Производственный план на текущий год составляет
49 130,0 млн.р.:
§ Текущий ремонт автомобильных дорог - 2 900
млн.р.;
§ Содержание автомобильных дорог - 9 500 млн.р.;
§ Прочие - 36 730 млн.р.
К прочим относятся сторонние организации,
которые заказывают выполнение определенных видов работ по благоустройству
различных объектов.
3. Производственные
подразделения, участвующие в производственном процессе. Уровень технической
оснащенности
Перечень технической оснащенности предприятия,
участвующих в процессе работ:
· 1 участок « Текущий ремонт и
содержание автодорог, обслуживаемых ДРСУ»;
· 2 участок «Строительство и
капитальный ремонт автодорог и сооружений»;
· 3 участок «Подрядные работы и
подготовка производства»;
· 4 участок «Асфальтобетонный завод»;
· Инженер по организации и
безопасности движения;
· Инженер по охране труда;
· Лаборатория;
· Планово-производственный
отдел;
· Сектор экономики, труда и заработной
платы;
· Отдел главного механика;
· Отдел бухгалтерского учета;
· Сектор правовой и организационно
кадровой работы;
· Зав. складом.
4. Обеспечение
производственного процесса материалами и готовыми изделиями, условия хранения и
контроль качества материалов
Доставка материала осуществляется железно -
дорожным транспортом и автомобилями. Основные поставки продукции осуществляется
с завода Глушкевичи Брестской области. Отсев поставляется с завода Микашевичи
Брестской области. Поставка материала на асфальтобетонный завод зачастую
осуществляется железно-дорожным
транспортом.
Хранение материала производится на открытых
промышленных складах. Модифицированный битум хранится в цистернах, к которым
подведен подогрев, чтобы поддерживать постоянную температуру битума. Температура
регулируется автоматически, при помощи компрессорных насосов. За этим следят
варщики битума.
Контроль качества материалов осуществляется в
производственной лаборатории на АБЗ, а также обеспечивает своевременное
выявление несоответствий, причин их возникновения и принятие мер по их
устранению и предупреждению.
Операционный контроль осуществляют производители
работ, мастера и прорабы, персонал лаборатории и служба ОТ и КР, а также
специалисты, занимающиеся контролем отдельных видов работ в соответствии со
схемами операционного контроля на выполнение соответствующего вида работ и
входящих в состав технологических карт или документальных процессов. Схемы
рабочих контролей являются основным рабочим документом контроля качества работ
для прорабов, мастеров и строительной лаборатории.
Ответственность за операционный контроль и
оформление документов контроля качества несет в ГДРСУ - 113 главный инженер. На
него возлагается:
· Организация операционного контроля
качества на объектах;
· Обеспечение контрольно- измерительными
инструментами и необходимой документацией;
· Обучение линейных ИТР осуществлению
операционного контроля.
5. Наличие
календарного плана работ. Принятые способы производства работ
Участок 1 «Текущий ремонт и содержание
автомобильных дорог, обслуживаемых ДРСУ - 113» занимается содержанием и
обслуживанием дорог. Содержание и обслуживание производится согласно
технологическим картам и сроков строительства не имеет. Объем работ, как
правило, небольшой. Составляется смета на определенную сумму под объемы
выполняемых работ. Перевозка дорожных рабочих с их рабочим инструментом на
объект осуществляется машиной «Газель». Численность работающих дорожных рабочих
на участке на сегодняшний день составляет 22 человека. Допуск дорожных рабочих
к объекту проходит после проведения вводного инструктажа по ТБ и ОТ,
противопожарному минимуму, экологии на рабочем месте и выдачи средств
индивидуальной защиты. Перед тем как преступить к работе мастер проводит
первичный инструктаж на рабочем месте и регистрирует в журнале регистрации
инструктажей, в котором дорожные рабочие должны отметить, что ознакомлены с ТБ.
Первичный инструктаж проводится мастером дорожным ежедневно перед началом
работы.
Мастер дорожный выдает наряд - задание дорожным
рабочим, в котором отражено выполняемая работа по данному объекту и в конце
рабочего дня проверяет качество выполненной работы и подсчитываются объемы
выполненной работы. В конце месяца для начисления заработной платы дорожным
рабочим мастер дорожный составляет наряд по выполненным объемам работ за месяц,
а также табель учета использования рабочего времени и подсчета заработка. Все
это передается в отдел труда и заработной платы для проверки документации
составленной дорожным мастером, затем передается в бухгалтерию для
окончательного расчета заработной платы.
6. Экономические
показатели производственных подразделений
Таблица 6.1 Анализ технико-экономических
показателей работы в ДРСУ-113
№
п/п
|
Наименование
показателей
|
Единица
измерения
|
2009
г.
|
2010
г.
|
Темпы
роста
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Объем
выполняемых работ соб. силами в ст. в. в т. ч. СМР
|
тыс.
руб. тыс. руб.
|
32282065
27274475
|
43142180
35423725
|
134
130
|
2
|
Объем
вып. работ в нат. выражении:
|
|
|
|
|
|
строительство
и реконструкция
|
км.
|
0,55
|
0,84
|
|
|
капитальный
ремонт
|
км.
|
10,903
|
0
|
|
|
текущий
ремонт
|
км.
|
32,552
|
13,838
|
|
3
|
Численность
работающих
|
чел.
|
222
|
236
|
106
|
4
|
Численность
рабочих
|
чел.
|
165
|
175
|
106
|
5
|
Выработка
на одного работающего
|
т.
р.
|
122858
|
150101
|
122
|
6
|
Выработка
на одного рабочего
|
т.
р.
|
165300
|
202421
|
122
|
7
|
Фонд
зарплаты работающих
|
тыс.
руб.
|
3851300
|
5456800
|
142
|
8
|
Фонд
зарплаты рабочих
|
тыс.
руб.
|
2678800
|
3811500
|
142
|
Расход
ФЗП на ед. вып. работ раб- щих
|
|
0,141
|
0,154
|
109
|
10
|
Расход
ФЗП на ед. вып. работ рабочих
|
|
0,098
|
0,108
|
110
|
11
|
Средняя
з/п 1 раб- щего
|
руб.
|
1418506
|
1900141
|
134
|
12
|
Средняя
з/п 1 рабочего
|
руб.
|
1316364
|
1779000
|
135
|
13
|
Соот-ния
темпов роста сред. з/п к темпам роста выработки раб- щего
|
|
-1
|
12
|
|
14
|
Соот-ния
темпов роста сред. з/п к темпам роста выработки рабочего
|
|
-4
|
13
|
|
15
|
Себестоимость
вып. работ
|
тыс.
руб.
|
22478162
|
32327079
|
143,8
|
16
|
Затраты
на 1 руб. вып. объема работ
|
|
0,824
|
0,913
|
110,7
|
17
|
Стоим.
основных прозв. фондов (без дорог)
|
тыс.
руб.
|
20896288
|
25242739
|
121
|
18
|
Степень
износа осн. произв. фондов
|
%
|
42,3
|
44,1
|
104
|
19
|
Фондоотдача
|
|
0,766
|
0,713
|
93
|
20
|
Фондовооруженность
|
|
94127
|
106961
|
114
|
21
|
Материалоемкость
продукции
|
|
0,56
|
0,60
|
106
|
22
|
тыс.руб.
|
5125000
|
2971000
|
58
|
23
|
Уровень
рентаб-сти по балансовой прибыли
|
%
|
23,4
|
8,0
|
34,3
|
7. Техника
безопасности
Работник обязан соблюдать нормы, правила и
инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего
трудового распорядка.
Перед началом работ следует проверить
исправность оборудования, инструмента; наличие и исправность защитных
ограждений опасных мест механизмов, лестниц, настилов и другое.
На рабочем месте следует пользоваться
оборудованием и инвентарем, необходимым для хранения инструмента и
приспособлений, а также стеллажами и площадками для складирования материалов и
заготовок, готовых изделий и отходов производства.
Во время работы необходимо правильно применять
коллективные и индивидуальные средства защиты, предохраняющие работающего от
разных вредных и опасных воздействий.
Приступая к работе, надо застегнуть и заправить
рабочую одежду так, чтобы не было развивающихся концов; обшлага рукавов должны
быть застегнуты или обхвачены резинкой, волосы убраны под головной убор.
Следует выполнять только ту работу, которая
поручена мастером, при условии соблюдения безопасных способов ее выполнения;
при выполнении работы использовать способы и приемы, указанные мастером.
Запрещается выполнять распоряжения, если их
выполнение противоречит требованиям техники безопасности или может привести к
несчастному случаю.
При передвижении по территории необходимо соблюдать
следующие требования:
· Ходить по пешеходным дорожкам,
тротуарам;
· Переходить дорогу только в
установленных местах;
· Передвигаться навстречу
транспортному потоку машин.
8. Индивидуальное
задание
Решение вопросов придорожного
сервиса
Придорожный сервис представляет собой
совокупность услуг, предлагаемых для тех, кто находится в пути. Автозаправочные
станции, кафе, гостиницы, - все это так называемый придорожный сервис.
Более 1,6 тыс. объектов придорожного сервиса
действует в Беларуси. Но чтобы они все стали рентабельными, необходимо наличие
ряда условий, которых в Беларуси пока нет.
По данным департамента "Белавтодор"
Министерства транспорта и коммуникаций, вдоль дорог республики находится 417
автозаправочных станций, 79 пунктов постоя, 34 мойки, 138 стоянок
автотранспорта, 106 станций технического обслуживания, 448 предприятий торговли
и 449 пунктов питания. Поэтому в департаменте полагают, что придорожный сервис
развивается в необходимых темпах, и рынок насыщается этими услугами в
достаточной степени.
В настоящий момент к объектам придорожного
сервиса предъявляются очень высокие требования. В первую очередь они касаются
следующих условий размещения объектов: объект не должен стоять на дороге или на
обочине, должен размещаться не ближе 50 метров от кромки проезжей части, а на
дорогах первой категории - размещаться с двух сторон. На автомобильных дорогах
с разделительной полосой предусматривается обязательное освещение участка
автомобильной дороги, прилегающего к объекту, в пределах переходно-скоростных
дорог. Кроме того, к объекту предъявляются и эстетические требования. Например,
если это объект торговли или общепита, то он должен быть хорошо оформлен и
обеспечен всеми удобствами.
Значительным преимуществом при строительстве
объектов придорожного сервиса в департаменте называют упрощение процедуры при
отводе земли. Также определены и льготы для желающих открыть объекты такого
сервиса: освобождение от возмещения сельскохозяйственных и лесохозяйственных
потерь при выделении земельного участка, возможность предоставления льготных
кредитов, а также налоговые льготы.
Что касается возможных иностранных инвестиций в
данную сферу, то зарубежный бизнес сюда не слишком спешит, говорят в
"Белавтодоре". При оценке бизнес-проекта по строительству (созданию)
объекта придорожного сервиса наиболее определяющим фактором является
интенсивность движения транспортных средств. По мировым методикам рентабельным
бизнес
считается, когда интенсивность движения составляет более 7 тыс. автомобилей в
сутки. В Беларуси такой уровень отмечен только на трассе М1. Вторым фактором
является менталитет белорусских граждан, которые не привыкли пользоваться
услугами придорожного сервиса.
И все же сеть объектов придорожного сервиса
расширяется. Кроме 15 ранее запланированных, почти 50 объектов придорожного
сервиса планируется дополнительно организовать в Витебской области. Мероприятия
были разработаны в дополнение к генеральной схеме развития сервиса на
республиканских автомобильных дорогах и утверждены Министерством транспорта и
коммуникаций согласно госпрограмме "Дороги Беларуси".
Для привлечения инвесторов, в том числе
зарубежных разворачивается широкая рекламно-информационная кампания с участием
как местных органов власти, так и ведомств и организаций, заинтересованных в
развитии такого вида услуг. Заранее планируются работы по отводу и подготовке
земельных участков для строительства объектов. Кроме того, предполагается
проведение круглых столов во всех районах области по вопросам развития
придорожного сервиса с привлечением потенциальных инвесторов. Потенциал области
в сфере придорожного сервиса продвигают также с помощью ресурсов сети Интернет
и на организуемых в регионе презентациях, выставках, туристических конкурсах и
конференциях.
Кроме того, разрабатываются модельные
бизнес-планы создания объектов придорожного сервиса для потенциальных
инвесторов.
В данное время придорожный сервис Беларуси
оставляет желать лучшего: потребность в автозаправочных станциях покрыта на
60%, в объектах, осуществляемых продажу продуктов питания - на 55%, в охраняемых
стоянках - на 50%.
Имеет ли смысл развитие придорожного сервиса в
Беларуси? Начнем с того, что Беларусь - страна, привлекающая туристов, в том
числе, иностранных, своей естественной природой: необычайно красивыми озерами,
уникальными лесами, своеобразием животного мира. Наша страна представляет
определенный интерес для иностранных граждан, уставших от высокотехнологичных
курортов и стремящихся к естественной красоте.
Имеет ли это значение для нас? Безусловно:
туристы готовы платить, а данный факт - залог успешного развития бизнеса.
Проблема, главным образом заключается, в отсутствии белорусского придорожного
сервиса как такового.
Нормативная база
К основным нормативным документам, регулирующим
вопросы организации придорожного сервиса, можно отнести:
. Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г.
№ 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
. «Положение о порядке размещения,
архитектурного оформления и оборудования объектов придорожного сервиса на
автомобильных дорогах общего пользования», утвержденное Постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1326 «О некоторых
вопросах размещения объектов придорожного сервиса».
. Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая
2008 г № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса».
. «Генеральная схема развития придорожного
сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2010 года», утвержденная
постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10
октября 2008 г. №104.
Заключение
Основными приоритетами развития придорожного
сервиса в Беларуси являются:
. Стабильность и постоянство существующей
нормативно-правовой базы, которая создает условия для эффективной работы
местных исполнительных и распорядительных органов и организаций Государственного
комитета по имуществу при выделении земельных участков для строительства
объектов придорожного сервиса, так как только прозрачность и неизменность
правил осуществления хозяйственной деятельности предприятий и предсказуемость
ситуации на рынке оказания услуг придорожного сервиса, позволят привлечь
дополнительное количество инвесторов в эту сферу.
. Повышение качества работы с потенциальными
инвесторами специалистов всех государственных организаций, задействованных в
процедуре выделения земельных участков.
. Привлечение в сферу придорожного сервиса
иностранных компаний с их опытом и высочайшими стандартами обслуживания в целях
создания конкуренции, и как результат повышению качества оказываемых услуг.
. Информирование автоперевозчиков и других пользователей
автодорог о существующей сервисной инфраструктуре, а также разъяснения и
рекомендации по планированию размещения новых объектов придорожного сервиса.