Факторы, обуславливающие агрессивное поведение человека

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,53 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Факторы, обуславливающие агрессивное поведение человека

Содержание

Введение

Глава I. Агрессия

1.1 Понятие агрессии

1.2 Виды агрессии

Глава II. Факторы, обуславливающие агрессивное поведение человека

2.1 Понятие агрессивного поведения

2.2 Факторы, порождающие агрессивное поведение в контексте различных теорий

2.2.1 Теория влечения (психоаналитический подход)

2.2.2 Экологический подход

2.2.3 Фрустрационная теория (гомеостатическая модель)

2.2.4 Теория социального научения (бихевиоральная модель)

Заключение

Список литературы

Введение


Проблема изучения факторов, обуславливающих агрессивное поведение, остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с распространенностью такого поведения, его дестабилизирующим влиянием и необходимостью его нивелирования в сфере межличностных и общественных отношений всё более прогрессирующего человеческого общества. Достаточно широко распространены представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.

Предмет исследования - выявление факторов, обуславливающих агрессивное поведение человека.

Объект исследования - агрессивное поведение человека.

Цель, преследуемая при выполнении данной работы, состоит в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания, используемых в работе источников, рассмотреть факторы, способствующие возникновению агрессивного поведения человека, и сделать соответствующие выводы.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

раскрыть понятие агрессии, агрессивности, агрессивного поведения;

выявить факторы, порождающие агрессивное поведение на основании различных теорий.

агрессивное поведение бихевиоральный гомеостатический

Глава I. Агрессия


1.1 Понятие агрессии


Слово "агрессия" произошло от слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad - "на"), т.е. получается что-то вроде "двигаться на", "наступать". В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто типа "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".

Согласно словарю психологических терминов, агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

Агрессия - это поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям. Термин "агрессия" справедлив для описания различных явлений, начиная от словесных оскорблений и заканчивая международными войнами. Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

Нормативный подход, означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, "противоречивости" общественным нормам.О. Мартынова определяет агрессию как "целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе".

Термин "криминальная агрессия" также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает "поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия.Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.

Глубинно-психологические подходы утверждают инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К. Юнг <#"654928.files/image001.gif">

Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.

2.2.2 Экологический подход

Новое звучание эта тема получила благодаря работам К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З. Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

) количества накопленной агрессивной энергии;

) наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.

Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

2.2.3 Фрустрационная теория (гомеостатическая модель)

Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

·   фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

·   агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

2) сила препятствия на пути достижения цели;

3) количество последовательных фрустраций.

То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит "смещение", в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих нападок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий фактор.

Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии (оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

2.2.4 Теория социального научения (бихевиоральная модель)

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена Бандурой и представлена в виде таблицы 2, объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.

Таблица 2. Теория социального научения Бандуры

Агрессия, приобретаемая посредством:

Биологических факторов (например, гормоны, нервная система) Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия провоцируется:

Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание) Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация) Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение) Инструкциями (например, приказы) Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)

Агрессия регулируется:

Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия) Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других) Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)


С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1) способов усвоения подобных действий;

2) факторов, провоцирующих их появление;

3) условий, при которых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.

1) Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения. Отсюда она может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).

2) Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

·   Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

·   Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

·   Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Таким образом, агрессивное поведение - это специфическая форма действий человека, (группы лиц - массовая агрессия), характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб, оказать негативное воздействие. Различные подходы к выявлению факторов, вызывающих агрессивное поведение, привели к формированию нескольких теорий (теория влечения, экологический подход, фрустрационная теория, теория социального научения).

Заключение


К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Таким образом, до сих пор нет четкого определения понятия "агрессия". Известно, что в быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств.

Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но как психическое состояние; выявить виды агрессии, что и сделано в первой главе.

Во второй главе раскрывается понятие агрессивного поведения, которое следует рассматривать не как прирожденную биологическую реакцию (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а как одну из форм поведения, обусловленную социальными связями и отношениями. Также выделены факторы, вызывающие агрессивное поведение в контексте различных теорий (подходов).

Таким образом, агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность - готовность к агрессивному поведению. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важны также и истолкование намерений окружающих, возможность получения обратной связи, провоцирующее влияние оружия и т.д.

Список литературы


1. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М.: 1991. - 213 с.

. Бандура А. Агрессия. - М.: 1999. - 316 с.

. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - №3, 2005. - 117 с.

. Братусь Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: 2003. - 234 с.

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: определение и основные теории <http://www.aquarun.ru/psih/agr/agr10p1.html>. - М.: 2003. - 331 с.

. Жмуров Д.В. Насилие (агрессия) и литература. - Иркутск: АСПринт, 2005. - 127 с.

. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 356 с.

. Лоренц К. Агрессия. - М.: 1999. - 412 с.

. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М.: 20001. - 319 с.

. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: 2004. - 543 с.

. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: 1994. - 342 с.

13. Zilmann D. Hostility and aggression. New Jersey. - 1998.

. http://www.jungland.ru/node/2722

. http://www.psychologos.ru

Похожие работы на - Факторы, обуславливающие агрессивное поведение человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!