Происхождение, сущность и типы государств
Группа: 4 – 10 – 98 БУБ
студент: Заболотный
Александр Эдуардович
адрес:
г. Запорожье,
ул. Мира, д. 10, кв. 18
телефон: 33 – 16 – 77
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине: политология
факультет:
дистанционное обучение
специальность: БУБ
отделение: бакалаврат
Преподаватель консультант: Калюжный
МАУП
Тема: Происхождение, сущность и типы государств
ПЛАН
Введение……………………………………………………………………..…...
3
1. Происхождение и сущность государства
1.1
Первобытное общество: экономическая основа,
общественная
власть…………………………………………………… 5
1.2 Общие
закономерности возникновения государства,
его признаки
и сущность………………………………………………. 8
1.3 Теории
происхождения и сущности
государства………………………………………………..………………12
2. Типология государства
2.1 Основные
вопросы типологии государств…………………..……14
2.2. Общая
характеристика отдельных типов государств…………15
Выводы………………………………………………………………………..…..20
Список использованной
литературы……………………………………….22
Введение
Создание новой Украины обусловливает постоянную потребность
в теоретическом осмыслении и предоставлении созидающим силам научного
инструментария, с помощью которого только и может быть достаточно эффективным
процесс этого создания.
Насущные проблемы демократического переустройства нашего
общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на
первом плане стоит личность, формирование гражданского общества с
неизбежностью требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития
государства, так и поиск возможных путей их практического воплощения в
украинской действительности.
Любые реформы в обществе с новой силой ставят вопрос об
отношении различных общественных сил, политических организаций к государству в
силу того, что во все времена существовали управляемые и управляющие органы,
функционировала власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а
государство представляет собой особую разновидность властвующей организации, в
которой властное начало проявляется всегда активно и никогда пассивно.
Государство играет немаловажную роль в совершенствовании
общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет
основные направления его развития в интересах всех и каждого, а также выступает
организацией всех граждан.
Основная задача настоящей работы заключается в раскрытии
такого теоретически важного понятия, как государство – его происхождение,
сущность, типология.
Данная работа предполагает достижение нескольких целей:
во-первых, исследовать процесс эволюции и общие закономерности возникновения
государства; во-вторых, получить представление об основных категориях,
отражающих особые свойства государства; в-третьих, исследовать общие черты
различных государств, систему их важнейших свойств и сторон, порождаемых
соответствующей эпохой и получить представление о типах государств
характеризующихся общими сущностными признаками
Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое
значение, без него нельзя понять сущность государственно-правовых и
политических явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.
Практическое значение данной темы связано с определением исторических рамок
существования государства.
Работа написана с учетом громадного исторического и
политического материала, где показано, как государство появилось, какие
основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.
1. Происхождение и сущность государства
1.1 Первобытное общество:
экономическая основа, общественная власть
При анализе всякого предмета нужно, прежде всего, выяснить
его историческое происхождение (образование, возникновение), а также предпосылки,
что имеет прямое отношение и к государству.
Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое
значение в познании этого явления, без чего нельзя понять сущность
государственно-правовых и политических явлений, их роль в жизни общества и
логику функционирования. Практическое значение данной темы связано с
определением исторических рамок существования государства.
В наиболее полном виде исторический анализ такого
института, как государство, сделан Ф. Энгельсом в работе “Происхождение семьи,
частной собственности и государства”, написанный с учетом громадного
исторического и политического материала, где показано, как государство
появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.
Общеизвестно, что государство существовало у народов не
всегда, его образованию предшествовал первобытно-общинный строй – древний тип
коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости
отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки
только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента
естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным,
т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической
формой организации людей.
Характер собственности был общим, иными словами, все
орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба,
животные и т.д.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к
существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным.
Такая коллективность, общность была своеобразным “коммунизмом”, но не как
результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние
первоначально возникшей коллективности.
Формой социальной организации в тот период (после первобытного
строя) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами
родства, но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения
хозяйства.
Первобытно-общинный строй последовательно проходит
несколько этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал
перерастать в государственно-организованное общество.
Стала другой общественная организация – первобытное стадо
преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда,
который постоянно совершенствуется. Роды объединились в племена, а последние –
в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то
есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве
общества. Хотя принудительная власть, уже существовала, но она являлась
неполитической, так как не была связана с государством.
Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство
любой социальной организации. В своем первоначальном, зачаточном виде
родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего
общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы
старейшин как “первых среди равных”, глава рода, вождь племени, по старшинству
получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и
соплеменников.
Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ,
а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться
и принимать новые, не свойственные ей изначально черты.
С марксистской точки зрения происхождение государства
обусловлено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов
классообразования в сфере материального производства признается переход от
охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной
литературе именуется неолитической революцией, приведшей к появлению
прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях
сделало рабочую силу человека способной производить большее количество
продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция
создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные
условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности
появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления
порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел
к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного
общества.
Рост производительности труда с неизбежностью ведет к
увеличению объёма избыточного продукта, обусловившему появление частной
собственности, что явилось материальным выражением обособленности
членов рода.
Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит
к экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему
роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности
членов рода, ибо и частная собственность и наследство сосредотачиваются в
рамках отдельной семьи.
Рост производительности труда, переход в целом к
производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм
производства и проникновение в общину товарных отношений, приводят к созданию
предпосылок рабства.
На этом этапе первобытно-общинная организация начинает
испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где
индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной
собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих
интересов. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы
военной демократии для ведения войн с соседними племенами.
Перерождение органов первобытного общества постепенно
ведет к возникновению государства.
У разных народов возникновение частной собственности
вызывало различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и
эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию
непримиримых, антагонистических противоречий между ними. До определенного
времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении.
Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда,
приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях
родоплеменные связи теряют своё значение, органы родового строя оказываются
неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с
частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего
общества, а только его части – собственников средств производства, для охраны
сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.
1.2 Общие закономерности
возникновения государства, его признаки и сущность
с марксистской точки зрения государство есть продукт
развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство
появляется там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые
противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на
эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением
этого деления возникает и развивается особый институт – государство.
Общество создает себе орган для защиты своих интересов от
внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва
возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более
преуспевает в этом, чем более он становится органом одного определенного класса
и чем более явно осуществляет его господство.
Ф.Энгельс в работе “Происхождение семьи, частной
собственности и государства” делает общий вывод, что государство никоим образом
не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт
общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это
общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые
противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила,
которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах “порядка”. И эта
сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более
отчуждающаяся от него, есть государство.
Если общественное производство в результате тысячелетней
революции пришло к частной собственности, то для всех других областей
организации общества характерны перемены, приспособленные к тому, что
произошло в производстве. Возникновение государства – это приспособление
общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в
производстве (экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические
отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались.
Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в
надстройке, к которой относится государство.
Для марксистского понимания происхождения государства
недостаточно сказать, что оно возникает в результате появления частной
собственности и раскола общества на враждебные классы. Нужно из этого положения
сделать выводы о том, что государство не устраняет борьбы классов. Государство
есть “продукт” и “проявление” непримиримости классов.
Сложившийся экономический базис, основанный на частной
собственности на средства производства, развивается под охраной и защитой
государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в
узде угнетенные классы; государство не примиряет, а только, умеряет,
столкновение, классов, для, того, чтобы, они не уничтожили друг друга в
бесплодной борьбе. Полный мир между классами невозможен.
Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился
ли переход того или иного народа от догосударственного к
государственно-организованному обществу, специально определяются признаки
государства, отличающие его от общественной власти первобытно-общинного
строя.
Государственная власть отличается от родовой в первую очередь
территориальным, а не родовым принципом организации населения.
В качестве признака государства рассматривается не
территория как таковая, а присущее государству деление граждан по
территориальному признаку, их организация по месту жительства.
второе отличие заключается в наличии общественной власти,
интересы которой не совпадают с интересами населения. Государственная власть –
это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом,
отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только
экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую
власть, власть над обществом, называют публичной.
Публичная власть воплощается в аппарате власти
(государственный аппарат). Первоначально государственная власть существовала в
виде особого отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более
сложный аппарат принуждения.
Аппарат публичной власти коренным образом отличается от
аппарата управления первобытно-общинного строя:
- во-первых, наличием особой категории людей, главным призванием которых
является управленческий труд;
- во-вторых, наличием особого аппарата принуждения для подчинения чужой
воли насилию (полиция, армия);
- в-третьих, наличием самостоятельного фонда материальных средств для
поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к введению налогов
и займов;
- в-четвертых, важнейшим качеством государства – суверенитетом,
который означает независимость и самостоятельность в определении и проведении
политики как внутри, так и вовне государства;
- в-пятых, возможностью государства заниматься правотворчеством, в
результате которого появляются правовые нормы, имеющие отношение ко всему
обществу или его части;
В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос
предполагает выявление главного и определяющего в процессе, как возникновения,
так и дальнейшего развития, функционирования государства, а также познание
закономерностей развития государственно-организованного общества. Есть
несколько подходов в исследовании этого вопроса.
Классовый подход состоит в том,
что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного
класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого
государства заключается в диктатуре экономически и политически
господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства
в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры этого
класса. Так, известные господствующие классы осуществляли диктатуру
рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели,
задачи и функции этих государств.
Другой подход заключается в рассмотрении сущности
государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения
произошли как в социалистических, так и в западных буржуазных государствах.
Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое
общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад
производства, во многом используя опыт развития государств социалистической
ориентации. Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в
экономику, вывело общество из депрессии, тем самым, подтвердив мысль о том, что
любое государство призвано решать и общие дела в интересах всего общества.
Произошло соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского
общества.
Государственный механизм превратился из орудия
преимущественно подавления в средство преимущественно реализации общих дел,
инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.
В сущности государства в зависимости от исторических
условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что
характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс),
что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и
постсоциалистических обществах. Если же отказаться от какого-либо из них, то
характеристика сущности государства будет ущербной.
Сущность государства как политической организации особенно
ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает
в себя все богатство общественных отношений за пределами политического
государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и
содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание –
гражданским обществом.
Кроме того, что государство есть публичная власть,
отделенная от населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно
может рассматриваться и как политическая организация-ассоциация, проникнутая
самыми различными системами властеотношений и институтов. И. Кант писал, что
государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. К. Маркс
исходил из того, что государство следует рассматривать как определенную
ассоциацию, в которой члены её объединяются в единое целое публично-властными
структурами и отношениями.
1.3 Теории происхождения и сущности государства
Кроме марксистской теории происхождения государства
существуют и иные теории, в которых связь государства с процессами
классообразования не учитывается, прежде всего, в силу выражения в них
определенных идеологических представлений и интересов.
Теологическая теория довольно
многоаспектна.
У древних народов политико-правовая мысль восходит к
мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть
часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле
такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и
государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.
Основная идея теологической теории – божественный
первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это
придавало ей безусловную обязательность и святость.
Основателями патриархальной теории считаются Платон
и Аристотель.
Платон в своем знаменитом труде “Государство” конструирует
идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть
монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть
соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой
душой; государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного
уважения и отеческой любви.
Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении Фильмера “Патриарх”, где он доказывает получение власти
от бога и затем передачу её своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим
потомкам – королям.
Договорная теория (Г. Гроций,
Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и др.). Согласно этой теории государство
возникает в результате заключения общественного договора между людьми,
находящимися в “естественном” состоянии, превращающего их в единое целое,
народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его
политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной
собственности и безопасности заключивших договор индивидов.
Теория насилия (Л. Гумплович).
Сторонником той теории был также К. Каутский.
Причину происхождения и основу политической власти и
государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании,
насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате
такого насилия образуется единство противоположных элементов государства:
властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей
и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея
свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война,
борьба, опустошение, словом, насилие, - “вот родители и повивальная бабка
государства”, - заявил Л. Гумплович.
2. Типология государства
2.1 Основные вопросы типологии государств
Первые попытки типизации государств были предприняты еще
Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств
являются, во-первых, количество властвующих в государстве и, во-вторых,
осуществляемая государством цель.
Попытки типизации государств предпринимали также: Г.
Елинек, Г. Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др.
Под типом государства понимаются взятые в
единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших
свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими
сущностными признаками.
До последнего времени вопросы типологии государств
рассматривались преимущественно с позиций формационного подхода. Суть
его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория
общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе
производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности,
целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.
Известная триада К. Маркса делит мировую историю на три
макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную
(коммунистическую), получившие название общественных. Основными
критериями такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие
частной собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных
классов; в-третьих, наличие или отсутствие товарного производства.
Следовательно, государственно-организованное общество – элемент экономической
общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы
производства: азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом случае
в основу деления истории социального развития положена идея
естественноисторического процесса смены одной общественно-экономической
формации другой.
Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии
государств широко применяется цивилизационный подход, в основе которого
тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с
учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
В самом общем виде понятие “цивилизация” можно
определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические
условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы,
степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической,
политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, её ценности
влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.
Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим
в её рамках.
2.2 Общая характеристика отдельных типов государств
1. Рабовладельческое государство явилось первым
историческим типом государства, возникшим на рубеже IV и
III веков до нашей эры (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй
существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III – V веков нашей эры.
У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, поэтому они
миновали рабовладельческий строй.
Экономическую основу
рабовладельческого государства составляли производственные отношения,
характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только
орудия производства, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавали,
покупали, могли безнаказанно убивать и т.д.
В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный
продукт, создаваемый посредством внеэкономического принуждения.
Рабовладельческое хозяйство строилось на непосредственных отношениях господства
и подчинения.
Самым главным противоречием рабовладельческого общества,
неминуемо ведшим его к гибели, было противоречие между рабской формой труда
и рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.
Основной экономический закон рабовладельческого общества
состоял в производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях
полной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов.
Рабовладельческое государство представляло собой орган
классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими
производителями – крестьянами и ремесленниками. Это была гигантская машина
военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения:
вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые
являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.
Классовая сущность государства проявлялась в его функциях,
которые показывают, для чего рабовладельцы организовались в государство.
Функции рабовладельческого государства:
- подчинение сопротивления рабов;
- охрана рабовладельческой собственности на орудия и средства
производства;
- идеологическое воздействие и создание культурных ценностей;
- обороны страны и мирного контакта с другими народами;
- захвата чужих территорий;
- по управлению завоеванными территориями.
2. Феодальное государство является исторически
вторым типом государства, который отображает качественный скачек в
поступательном развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации
превратила рабовладение в крепостничество.
Способом присвоения феодалом прибавочного продукта была
земельная рента. Известны три её формы: отработочная, продуктовая, денежная,
которые условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.
Вся деятельность феодального государства сводилась в
основном к одному – удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство
ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства,
духовенства. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог
быть продан, куплен, наказан своим господином.
В истории Западной Европы феодализм занял более чем
тысячелетнюю эпоху (V – XVII века). Экономический строй, взаимоотношения
классов, государственные порядки и правовые институты нашли свое отражение в
сословно-корпоративной структуре феодализма. Антагонистические противоречия
между феодалами и угнетенными массами, борьба между различными группировками
среди феодалов – вот чем характерно это общество.
Эволюция социально-экономических и политических институтов
приводила и к изменениям в государстве. На первом этапе раннефеодального строя
существует раннефеодальное государство (конец V – середина XI века). Феодализм
еще только консолидируется и упрочняется как новая общественно-экономическая
формация; в рамках данного этапа государства сначала организуются в большие, но
весьма слабые по степени интеграции монархии. Для второго этапа – периода
полного развития феодального строя, фазы его расцвета (середина XI – конец XV века) типичны централизованные
сословно-представительные монархии. Для третьего этапа – периода позднего
средневековья (конец XV – XVII век),
полосы заката, упадка феодализма и зарождения капиталистического способа
производства характерны абсолютные монархии.
3. Буржуазное (капиталистическое) государство
возникает в ходе разложения феодального строя, связано с победой новых
капиталистических общественных отношений. Основной задачей его становится
обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической
предпосылкой появления этих отношений является универсализация существующей
частной собственности, растущая степень ее обобществления. В основе этого
государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства
производства, но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое
принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в
национальном масштабе.
В литературе все больше утверждается мнение о том, что
существование современного западного общества и его государства закономерно,
что при достижении высшей точки развития в традиционном индустриальном
направлении эволюционным путем появляется новая социальная система,
существующая с оставшимися социалистическими государствами. За капитализмом и
его государственным формами наступает иная фаза развития, получившая название постиндустриального
общества, в котором буржуазное государство способствует трансформации
капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково
заботящееся об интересах всех слоев общества, а национализированный сектор
экономики, её регулирование и программирование, государственная система
социального страхования есть свидетельство конвергенции двух социально
противоположных систем.
4. Социалистическое государство представляет собой
четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе
социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием
буржуазного общества.
В теоретическом плане “социалистическое государство”
означает некую абстракцию (а в политическом отношении идеал), содержащую набор
признаков, принципов и норм, отличающих данное государство от
капиталистического. В первую очередь необходимо наличие материальных
(экономических) предпосылок, связанных с обобществлением собственности,
концентрацией её в руках меньшинства во все увеличивающихся размерах, что
приводит к углублению классовых противоречий, которые решаются в ходе социалистической
революции.
Государство по-новому диктаторское и по-новому
демократическое выступает политической организацией большинства населения во
главе с рабочим классом.
Если все предыдущие государства были основаны на частной
собственности, то экономической основой социалистического государства является общественная
собственность в различных её формах, что дает возможность ликвидировать
эксплуатацию человека человеком, устранить все причины, её порождающие.
Модель социализма 30-50-х годов базировалась на полном
огосударствлении основных средств производства, вмешательстве государства во
все сферы общественной жизни; административно-командной организации труда и
других видов общественной деятельности; примате общественного интереса перед
личным и свертывании на этой основе ряда прав и свобод граждан; первенстве партийного
интереса и интереса государственной безопасности над всякими другими;
идеологическом давлении государства на граждан. В практическом воплощении
данной модели сопутствовали тоталитаризм и вождизм, произвол и террор,
конформизм, догматизм и идеологический вакуум.
Современная модель социализма реально ставит человека с его
потребностями и интересами в центр всей общественной жизни; освобождает его от
патерналистской политики государства; допускает разнообразие форм
собственности; утверждает трудовой характер присвоения; гарантирует социальную
справедливость в распределительных отношениях; социальную защищенность
малоимущих через государственные и общественные фонды
Выводы
I. Причины происхождения государства:
I.I
Экономические причины
1. “Неолитическая революция” – переход от
собирательства к производящей экономике.
2. Три крупных общественных разделения труда: отделение
скотоводства от земледелия; отделение ремесла; появление купцов.
3. Рост производительности труда и появление излишков.
4. Появление частной собственности.
I.II Социальные причины
1. Разложение рода и появление семьи.
2. Появление антагонизмов.
3. Раскол общества на классы.
II. Признаки отличающие государство от общественной власти
- наличие публичной власти, не совпадающей с населением;
- территориальное подразделение граждан (подданных) государства;
- взимание налогов, принудительных сборов с населения для содержания
публичной власти.
III. Признаки государства, отличающие его от других политических
организаций:
- наличие особого аппарата управления (публичная власть);
- государство есть официальный представитель всего общества;
- разделение населения по территориальному признаку;
- суверенитет;
- наличие аппарата принуждения;
- налоги, займы.
Государство есть объединение людей,
подчиненных правовым законам (И. Кант).
V. Тип государства – это взятые в единстве
наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и
сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими
сущностными свойствами.
V.I Типы государств
(формационный подход)
- рабовладельческое;
- феодальное;
- буржуазное;
- социалистическое.
Критерии классификации:
- наличие или отсутствие частной собственности;
- наличие или отсутствие противоположных классов;
- наличие или отсутствие товарного производства.
V.II Макроформации
1. Первичная – первобытно-общинный строй.
2. Вторичная (экономическая) – рабовладельческая;
феодальная; буржуазная.
3. Третичная (коммунистическая) – коммунистическая (первая
фаза социализм).
Список использованной литературы
1. Боднар А. Основы политологии. – К., 1991.
2. Панарин А.С. Политология: Учебник. – М., 1997.
3. Санистебан Л.С. Основы политической науки. – М., 1992.
4. Рябов С.Г. Політологічна теорія держави. – К., 1996.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 1996.
6. Гаєвський Б.А. Сучасна українська політологія: Навч. посібник. –
К.:МАУП, 1999. – 268 с.
7. Мамут Л. Государство: Полюсы представлений //Общественные науки и
современность. – 1996. - №3.