Психологический анализ стратегий общения подростков в Интернет-сообществах

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    156,44 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологический анализ стратегий общения подростков в Интернет-сообществах

Содержание

Введение

Раздел I. Теоретические подходы к исследованию процесса общения в интернете

.1 Интернет как новая коммуникативная социальная реальность

.2 Психологические особенности коммуникации в Интернете

.3 Факторы привлекательности общения в Интернете для подростков

.4 Классификация стратегий общения подростков

Выводы к разделу I

Раздел II. Эмпирическое исследование стратегий общения подростков в реальном общении и общении в интернете

.1 Методы, этапы и методики исследования

.2 Изучение коммуникативных установок подростков

.3 Исследование доминирующих стратегий психологической защиты

.4 Определение направленности личности

.5 Обсуждение результатов исследования

Выводы к разделу II

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность проблемы: Пользование Интернетом получило свое распространение относительно недавно и стало одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. Основная функция Интернета, связанная с получением информации, сегодня перестает быть ведущей, такую роль берет на себя функция коммуникации. В последние годы виртуальное общение, виртуальная коммуникация всё чаще заменяет коммуникацию реальную, однако эта проблема мало изучена современными исследователями.

Активными пользователями Интернета являются подростки. Примерно с 11 лет они начинают активно общаться со сверстниками, и ставят родителей на второй план. Интернет-сообщества предоставляют возможность познакомиться с новыми людьми, узнать новую информацию и перестать чувствовать себя одиноким, так как именно это чувство испытывают дети в этом возрасте. Нам, в ходе проведения исследования, интересен сам процесс общения подростков в Социальных сетях и его особенности, которые не редко совпадают с особенностями реально общения. Одной из таких особенностей является стратегия общения. Авторами, изучавшими эту проблему, выделено множество классификаций стратегий общения. Однако важно заметить, что пользователи Интернета в ходе общения друг с другом, также используют определенные стратегии общения. Мы считаем, что не всегда стратегии общения в реальном общении такие же, как и стратегии общения в Интернет-общении.

Цель дипломной работы изучить стратегии общения подростков в виртуальном пространстве и определить их отличие от стратегий реального общения.

Объект исследования: процесс реального и виртуального общения подростков.

Предмет исследования: стратегии общения подростков.

Задачи:

-       раскрыть сущность понятия «социальная реальность», выявить особенности Интернета как новой формы коммуникации;

-       исследовать психологические особенности Интернет-коммуникации, проанализировать факторы привлекательности виртуального общения для подростков;

-       рассмотреть классификации стратегий общения подростков;

-       изучить особенности стратегий общения подростков в виртуальном общении, сравнить их со стратегиями реального общения.

Гипотеза исследования заключается в том, что стратегии общения подростков в Интернет-сообществах различны и не всегда совпадают со стратегиями в реальном общении.

Теоретико-методологическая база: концепции интернет-общения как новой формы коммуникации А.Е. Войскунского <mailto:vae-msu@mail.ru>, О.В. Новожениной,  Н.В. Чудовой; теоретические аспекты исследования стратегий общения А.К. Михальской, Т.Л. Рыжковской, К. Томаса и др.

Методы исследования:

теоретические: теоретико-методологический анализ, обобщение, систематизация, классификация, моделирование;

·        эмпирические: експеримент с использованием опросников; анкетирование - для выявления уровня вовлеченности и степени общения в социальных сетях; тестирование: «Методика исследования коммуникативных установок личности» А.Н. Ивашовой, Е.В. Заики; «Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении» по В.В. Бойко; «Дилеммы» Л. Колберга; опросник «Личность в виртуальном пространстве», шкала «направленность» А.И. Лучинкиной.

Научная новизна: впервые выявлена специфика стратегии общения подростков в виртуальном общении и получили дальнейшее развитие представления о процессе общения.

Результаты исследования были апробированы на конференциях: IV Всероссийская научная конференция, «Молодая наука» (студенческая конференция), «Традиції та новації сучасної освіти в Україні» (Всеукраїнська науково-практична конференція), XIX научно - теоретическая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов РВУЗ «КИПУ».

Публикации: Основное содержание работы отображено в 3 статьях, 2 из которых опубликованы в научных профессиональных изданиях, утвержденных ВАК Украины.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы (43 источника) и приложений. Общий объем работы составляет 52 страницы.

Раздел I. Теоретические подходы к исследованию процесса общения в интернете

.1      Интернет как новая коммуникативная социальная реальность

Социальная реальность является формой существования общества и совершения событий в социальном мире [9, с.131].

Что же подразумевается под понятием «социальная реальность»? Социальная реальность - действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы. В социальной философии и социологии понятие «социальная реальность» еще не получило четкой экспликации и употребляется в основном как синоним понятий «общественная жизнь», «общество», «социально-историческое бытие», «общественный процесс» и др. [36]. Социальная реальность строится на взаимоотношениях и взаимодействии индивидов в социуме.

Социальная реальность - это реальность коммуникативная. В понятии коммуникации (от латинского «communicatio» - сообщение, передача) заостряется и акцентируется момент изменчивости и динамичности социальной реальности [3, с.147]. Исследование явления коммуникации предоставляет социальному исследователю возможность по-новому подойти к пониманию специфики и сущности общества. Изучение этого явления на протяжении всего ХХ века пользуется популярностью исследователей [26]. Однако, его трактовки за это время существенно изменились. В учениях XIX-XX веков коммуникация рассматривалась исключительно как средство трансляции информации, поэтому это явление считалось производным от основных социальных процессов, а потому изначально понятным, простым и не заслуживающим особого внимания. В 20-30-х годах ситуация изменяется. Философия начинает обращаться к проблемам языка, популярностью пользуются лингвистические исследования, в связи с чем, в социальной проблематике, прежде всего после работ М. Хайдеггера и М. Бахтина, вновь происходит обращение к проблемам коммуникации. При этом коммуникация постепенно трактуется не как посредническая деятельность по передаче информации, а как самостоятельная реальность, не «посредник» социального действия, а само это действие [14]. Иначе говоря, коммуникация начинает пониматься как собственно социальная реальность, поскольку социальность есть взаимодействие, а любое взаимодействие можно рассматривать в терминах коммуникации [33].

Особое значение обращение к коммуникации приобретает, когда речь идёт о нестабильной социальной реальности. Изменчивая, неустойчивая реальность, с которой мы часто имеем дело в ситуации постоянных перемен в обществе, создаёт трудности не только для человека, живущего в ней, но и для исследователя, поскольку процесс создания теорий и концепций не релевантен динамике изменений среды, и все исследования устаревают уже в процессе их создания. Поэтому коммуникация предоставляет возможность обратиться к изучению взаимодействия, длящегося «здесь и сейчас», и рассматривать социальную реальность как ограниченную рамками этого взаимодействия [20].

Социум коммуникативен по своей природе. На это указывает так же этимологическая близость различных «общепроизводных слов: в ряду однокоренных терминов («общность», «община» и т.д.) понятия «общество» и «общение» не отделимы друг от друга. Технологии вообще, и коммуникационные технологии в том числе, являются «продолжением» и «расширением» человеческих органов и психики [5]. И если за отправную точку взять положение Н. Лумана, что культура развивается благодаря изменениям в технике коммуникации в новых условиях или идею М. Маклюэна, что технологии коммуникации выступают в истории в качестве решающего фактора формирования социальных систем, то кардинальные изменения в обществе лучше всего прослеживать в коэволюции с теми историческими типами общения, которые поэтапно господствуют в конкретно-историческом пространственно-временном континууме [25].

Ученые выделяют несколько типов коммуникации в зависимости от состава и количества ее участников.

.        Интраперсональная коммуникация является, по сути, внутренним диалогом человека, разговором с самим собой.

.        Межличностная (интерперсональная) коммуникация, это когда отправителем и получателем сообщения являются разные люди.

.        Групповая коммуникация - это усложненный вариант межличностной коммуникации, когда коммуникантами являются более чем два человека.

.        Межгрупповая коммуникация - это общение уже не между личностями, а между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

5.      Массовая коммуникация. Она отличается от межгрупповой тем, что в массовой коммуникации отправители и получатели не объединены в группы. Чаще всего массовая коммуникация реализуется в СМИ.

6.      Межкультурная или межцивилизационная коммуникация [24].

Коммуникативное пространство, образуемое как результат действия социальных коммуникаций, обладает сложной поликомпонентной структурой. Чтобы его описать, используется двухступенчатая терминология внешней и внутренней среды [2]. Коммуникативное пространство имеет ментальную, информационную, а также институциональную структуру, которая является основоопределяющей для данного типа пространства. В ходе взаимодействия этого пространства с окружающей средой постоянно решаются проблемы адаптации, целедостижения, воспроизводства социальной структуры и её интеграция во взаимодействие с окружающей средой[9].

В настоящее время широкое распространение получил новый вид коммуникации - Интернет. Среда Интернета - это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры и компьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности - сообщениями, web-страничками, записями (текстовыми, звуковыми, изобразительными, мультимодальными и др.), каталогами и архивами записей, навигационными маршрутами, компьютерными вирусами и т.п.[6]. В интернет-пространстве в процессе социального взаимодействия авторы используют общие символы и постоянно интерпретируют смысл действий через сами действия. При этом люди вступают в процессы коммуникативных взаимодействий в Сети не столько для передачи некоей информации, сколько для установления и поддержания социальных связей [9].

Итак, анализируя столь сложный социотехнический феномен, которым является Интернет, а также для описания процессов, происходящих в Сети, было бы целесообразно расширить понятие «социального пространства», за счет «привлечения» как культурного, так и коммуникативного факторов и говорить об Интернете как о социокультурном феномене, а о социальном пространстве, им порождаемым, как о «социокультурном коммуникативном пространстве».

Подчеркнем, что именно Интернет является тем универсальным социокультурным и коммуникативным пространством, в котором запускаются механизмы виртуализации социальности, где виртуальность - неизбежный социальный эффект новых коммуникационных технологий, и прежде всего, самой сети Интернет. Опосредованная интернет-технологиями виртуализация социальной реальности, существенно трансформируя её, в конечном счете, превращает эту социальность в новую, не существующую ранее действительность [9].

С психологической точки зрения, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной (примеры - электронная почта, синхронные и асинхронные «чаты», конференции, листы рассылки, ньюсгруппы, «гостевые книги», форумы и т.п.), познавательной (примеры - навигация по Сети, чтение сетевой прессы, поиск конкретной информации или знакомство с текущими новостями, дистанционное образование, выявление уязвимых веб-серверов с целью последующего «взлома» и т.п.) и игровой (примерами могут служить индивидуальное сражение с удаленным компьютером в традиционные спортивные игры типа шахмат и др., сражение в групповые традиционные азартные игры типа карточных, традиционная игра в шахматы, карты и др. с реальными партнерами посредством Интернета, индивидуальная или групповая игра в не имеющие традиционного аналога компьютерные игры - как азартные, так и интеллектуальные, игра в групповые ролевые игры и т.п.) [29]. К этим видам активности сводятся, в конечном счете, другие виды деятельности посредством Интернета: к примеру, часто обсуждаемый в популярных и научных изданиях «электронный флирт» или распространенные в Интернете попытки изменения идентичности - это общение, причем с несомненными элементами игры [6].

Компьютеры и Интернет способствуют как весьма прозаическим видам деятельности, так и полетам фантазии - к примеру, набирают все большую силу ранее не известные формы искусства, опосредствованные новыми технологиями. Даже не соприкасающиеся с компьютерами люди испытывают косвенное воздействие технологий, когда воспринимают подготовленные с помощью компьютерной анимации рекламные изображения. Всепроникаемость информационных технологий дает определенные основания утверждать - хоть и сильно утрируя при этом ситуацию, - что «если Вас нет в Интернете, то Вас нет нигде»[10, с.24].

Взрывоподобное развитие сети Интернет, и связанных с ней технологий, уже в ближайшем будущем, может привести к тому, что она станет ведущим средством массовой информации и важнейшим информационным ресурсом, обеспечивающим функционирование всех структур общества [28].

Итак, на данном этапе развития современного общества, Интернет является неотъемлемой частью развития социума. Человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной, познавательной и игровой. Коммуникация, в широком смысле, - это общение, передача информации. Люди общаются с помощью электронной почта, синхронных и асинхронных «чатов», конференций, листов рассылки, ньюсгрупп, «гостевых книг», форумов и т.п. Интернет-сеть стала новым социальным феноменом, созданным человеком.

.2 Психологические особенности коммуникации в Интернете

В последние три-четыре года Интернет перестал быть только техническим средством, превратившись в арену общественной и частной жизни.

Интернет представляет собой огромные возможности не только получения необходимой информации, но и является инструментом общения людей на разных континентах нашей планеты. Развитие Интернета к возможности взаимодействия «человек-компьютер» добавило возможность коммуникации «человек-компьютер-человек» [27]. В данном способе общения люди общаются с помощью письменной речи, что выделяет его как специфический вид межличностных отношений. Можно выделить следующие формы общения в Интернет: телеконференция, чат, MUDs (ролевая игра), ICQ (программа, позволяющая общаться с собеседником один на один, в режиме диалогового окна), форум, гостевая книга и переписка по e-mail (электронная почта) [30].

В своей работе «Психология человека в интернете» А.И. Лучинкина описывает различные формы общения в интернете и их особенности [23].

Электронная почта e-mail представляет собой аналог хорошо известной системы общения через письма, отправляемые в конвертах, отличающаяся при этом тем, что письмо существует в виде электронного сообщения, которое отправляется с компьютера адресанта на почтовый сервер, а затем доставляется адресату на его почтовый ящик. Электронной переписке свойственны некоторые особенности: общение носит межличностный или групповой характер; общение всегда опосредовано и дистанционно (в роли посредников выступают компьютер и почтовая служба); по способу взаимодействия виртуальное общение может быть монологом либо диалогом; форма общения может быть письменная и устная; стиль речи может быть как официально-деловой, так и любой другой, вплоть до разговорной речи и использования ненормативной лексики(айсикью. аська) - предполагает диалогическое, чаще всего неформальное общение одновременно с несколькими собеседниками в реальном времени (online). Данный жанр наиболее близок к моделированию распространенной ситуации живого общения, в которой участвуют два собеседника - адресант и адресат.

Социальная сеть - комплексное сетевое образование, сочетающее в себе черты форумов, сетевых сообществ и ICQ. Первичной целью создания данных сетей служит поиск друзей, одноклассников, одногруппников, знакомых, коллег по работе и т.д. Популярные ресурсы facebook.com, vkontakte.ru, myspace.com, ориентированы, в первую очередь, на восстановление и поддержание коммуникативных социальных связей между людьми, включая поиски работы, подачу объявлений, знакомства.

Интернет-блог - тексты, расположенные в хронологическом порядке, чаще всего ориентированные на высказывание собственного мнения о каких-либо событиях как личного, так и общественного характера. Интернет-блоги могут быть открыты как для публичного просмотра, так и для определенного узкого круга друзей, имеющих возможность комментировать записи друг друга. Здесь мы также можем наблюдать сходства Internet-дневников с тематическими форумами, но уже в плане особенностей их структуры.

Форумы - организация обмена информацией и общения между большим количеством собеседников, которым небезынтересна тема обсуждения, которая и является причиной концентрации этих людей в одном месте для вынесения её на всеобщее обсуждение. Их главное отличие состоит в том, что при организации Интернет-форумов не существует строгих ограничений для контингента участников. Ими могут стать любые пользователи, зарегистрированные на том или ином форуме, не существует также и временных рамок обсуждения темы: процесс продолжается до тех пор, пока тема интересна для собеседников. Всем форумам присущи неписаные правила: обсуждение любой темы начинается с монолога автора в виде статьи (отзыва/рецензии, мнения по какой-либо из интересующих многих позиции), в которой заключены суть проблемы и аргументированные доводы автора в пользу той или иной точки зрения. Далее к обсуждению темы с автором подключаются все заинтересованные лица. Таким образом, способ взаимодействия можно назвать уже либо диалогом, либо полилогом, если общение идет между несколькими участниками, которые могут обращаться к автору или друг к другу.

Разновидностью форумов, отличающихся от них отсутствием какой-либо определенной научной или социальной тематики, являются чаты. Чат (от англ. to chat - болтать) - полилог со средней степенью текучести коммуникантов, происходящий в реальном времени (online). Чаты могут иметь тематическую или развлекательную ориентацию. Создаются они непосредственно для стимуляции живого группового общения в основном молодых людей. Этот термин описывает множество систем общения предназначенных для интерактивных конференций. Как только один пользователь набирает фразу на своем компьютере, она тут же становится доступной для других участников конференции. Примеры таких систем: IRC, ICQ, WebChat, Prodigy.

Несколько иным способом общения в Интернете является конференция. Ее устройство напоминает доску объявлений и газету одновременно. Никакого списка участников конференции не существует. Получать и отправлять сообщения может любой пользователь, чей компьютер связан с каким-нибудь другим компьютером, получающим сообщения конференции. Все рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, надо на эту группу подписаться, то есть включить имя этой группы в список групп на своем персональном компьютере (ПК). Такое устройство конференции позволяет получать все сообщения по интересующим темам, независимо от того, кто их написал, и рассылать сообщение, не беспокоясь об адресах получателей. Сообщение прочтут все те, кого оно может заинтересовать.

Существует и много других способов виртуального общения в Интернете - это и сетевые игры (стратегические и интеллектуальные), и виртуальный мир (как сообщество людей, которые строят интерактивную виртуальную жизнь), и клубы (которые похожи на смесь конференции и чата) и др. [23].

Сеть стала посредником с особыми свойствами, а в сетевой виртуальной реальности возникли «виртуальные сообщества», - миры, сформированные Интернет-общением. Существует точка зрения, что это Интернет-пространство обладает определенной спецификой, обусловленной психологическими и семиотическими свойствами Интернета как новой культуры. Согласно Ю. М. Лотману <#"654464.files/image001.gif">

Рис. 2.1. Коммуникативные установки подростков

Так, анализ результатов методики показал, что большинство подростков в реальном общении не устанавливают глубоких отношений с людьми, так как не видят в этом смысла. Лишь не многие из них вступают в глубокие отношения и чувствуют себя легко и свободно.

Также, подростки при общении в «ВКонтакте» не устанавливают глубоких отношений, так как не знают, как это сделать конкретно, а также, потому что не имеют полной информации о человеке, вдохновения или подходящего случая.

Далее, с помощью программы SPSS-16, нами был проведен сравнительный статистический анализ результатов исследования коммуникативных установок реального и виртуального общения. Анализ показал следующие эмпирические значения критериев (табл. 2.1)

Таблица 2.1

Эмпирические значения критерия


Не устанавливаю глубоких взаимоотношений

Вступаю в глубокие взаимоотношения


так как не вижу в этом смысла, не хочу даже задумываться

в общем-то не против установить, но не представляю, как это сделать конкретно

так как не решаюсь реализовать свой план без полной информации, вдохновения или подходящего случая

но ненадолго, так как не хватает взаимности или желания сохранять их постоянно

и развиваю их, несмотря на трудности и исходя из взаимных обязательств

и постоянно черпаю из них силы и радость, мне легко и свободно

Mann-Whitney U

346,000

390,000

440,000

343,000

359,000

392,500

Wilcoxon W

811,000

855,000

905,000

808,000

824,000

857,500

Z

-1,552

-,915

-,153

-1,644

-1,410

-,889

Asymp. Sig. (2-tailed)

,121

,360

,878

,100

,158

,374


Количественный анализ результатов реального общения и общения в «ВКонтакте» показал, что значимые статистические различия имеются только по шкале «так как не решаюсь реализовать свой план без полной информации, вдохновения или подходящего случая» Uтеор.=432 , Uкритич=440. Т.е., Uкритич ≥ Uтеор. для уровня значимости 0,05. Это подтверждает различия между коммуникативными установками реального и виртуального общения.

Итак, мы видим, что подростки не вступают в доверительные отношения с незнакомыми людьми, не доверяют той информации, которую могут получить в Интернет-сообществах о своих собеседниках. Такие результаты не соответствуют общепринятому мнению о доверчивости подростков в виртуальном пространстве.

.3 Исследование доминирующих стратегий психологической защиты

Доминирующая стратегия психологической защиты определялась с помощью методики В.В. Бойко, которая предполагает выявление трех видов психологической защиты: миролюбивой, избегания, агрессии. Мы изучали стратегию психологической защиты в реальном общении и в общении «ВКонтакте».

Анализ результатов показал, что при общении в реальной жизни у 12 человек преобладает стратегия «Агрессия», у 9 - «Миролюбие», и у 3 - «Избегание». При общении в «ВКонтакте» у 12 человек выражена стратегия «Миролюбие», у 10 человек - «Агрессия», у 7 - «Избегание». Также 4 человека при общении в реальной жизни используют такие психологические защиты как «Миролюбие» и «Избегание»; 2 человека в равной степени используют «миролюбие» и «агрессию». При общении в сети «ВКонтакте» лишь один человек активно использует две психологические защиты - «Миролюбие» и «Избегание» (рис. 2.2).

Рис.2.2 Доминирующая стратегия психологической защиты

Важно отметить, что 9 человек при переходе из реального общения в общение в «ВКонтакте» меняют свою стратегию психологической защиты; 15 человек не меняют своих стратегий защиты в разных видах общения; 5 человек, которые активно использовали в своем реальном общении две стратегии защиты, используют в общении в «ВКонтакте» одну стратегию общения; 1 человек при общении в реальной жизни и в общении в «ВКонтакте» использует два типа стратегий защиты.

Сравнительный статистический анализ доминирующих стратегий психологической защиты в реальном и виртуально общении приведен в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Эмпирические значения критерия


Механизмы защиты

Mann-Whitney U

435,000

Wilcoxon W

900,000

Z

-,238

Asymp. Sig. (2-tailed)

,812


Количественный анализ показал, что для уровня значимости (P = 0.05) Uтеор =317, Uкрит.=435 Uкрит≥ Uтеор, что подтверждает достоверность различий между стратегиями психологической защиты в реальном общении и общении в Интернете.

.4 Определение направленности личности

Исследование направленности личности предполагало использование методики «Личность в виртуальном пространстве» А.И. Лучинкиной и методики «Дилемы» Л. Колберга. С помощью проведенного исследования мы определили уровень моральности каждого подростка (в реальном общении) и их направленность в интернет-общении.

В ходе исследования определяли доминирующий уровень моральности по Колбергу. Результаты приведены в таблице 2.3

Таблица 2.3

Уровень моральности

I

II

III

IV

V

1

0

2

3

2

1

2

2

2

3

1

0

3

1

2

0

1

4

4

3

3

0

1

1

5

3

2

2

1

0

6

2

3

2

1

0

7

2

2

3

1

0

8

3

1

2

2

0

9

0

0

2

2

4

10

1

1

3

2

1

11

1

1

3

3

0

12

1

2

2

3

0

13

4

3

1

0

0

14

2

3

2

0

1

15

2

2

2

2

0

16

2

1

0

3

2

17

2

1

2

1

2

18

1

1

1

2

3

19

0

0

0

0

8

20

1

3

3

1

0

21

8

0

0

0

0

22

1

1

4

2

0

23

3

3

1

0

1

24

3

0

2

0

3

25

2

1

0

2

3

26

2

0

2

4

0

27

2

1

2

1

2

28

4

0

1

1

2

29

1

2

4

1

0

30

1

3

2

2

0


По данные из таблицы 2.3 мы можем сказать, что у подростков явно преобладает I, II, III уровни моральных суждений. Преобладание этих уровней говорит о том, что ученики оценивают свои поступки по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Также подростки принимают оценки своих окружающих и близких. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, воспринимаются как истина. Действуя в соответствии с установленными правилами, становишься «хорошим». Эти правила не выработаны самим подростком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует.

Для исследования статистической достоверности различий применялся критерий Крускалла-Уоллиса (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Эмпирические значения критерия уровня моральности

Уровень моральности

N

Mean Rank

значения

1

30

86,73


2

30

76,17


3

30

85,07


4

30

70,63


5

30

58,90


Total


Статистически достоверными являются преобладания первого, второго и третьего уровней моральности у подростков в реальной жизни, которые соответствуют преконвенциональному и конвенциональному уровням по Колбергу.

Преконвенциональный уровень по Колбергу соответствует первому и второму уровню моральности у подростков. Здесь возможно проявление асоциальности и антисоциальности.

Конвенциональный уровень развития моральных суждений соответствует третьему уровню моральности. В этом случае возможна склонность к асоциальности.

Постконвенциональный уровень развития моральных суждений соответствует четвертому и пятому уровням моральности, а также определяет направленность личности - просоциальность.

Далее для сравнения моральных суждений реального общения с направленностью личности в интернет пространстве мы проводи методику «Личность в виртуальном пространстве». Результаты исследования занесены в таблицу 2.5.

Таблица 2.5

Направленность личности

Фамилия

Сумма баллов

1

Виталий У.

22

2

Катерина П.

20

3

Назар Б.

36

4

Катерина Е.

17

5

Александра Ч.

18

6

Милиса Б.

31

7

Александра П.

30

8

Валентин В.

23

9

Дарья Ф.

7

10

Анастасия Г.

17

11

Влад Ч.

11

12

Анна К.

16

13

Вадим И.

28

14

Артур П.

13

15

Никита Г.

28

16

Артем Е.

32

17

Юлия Х.

19

18

Виктория В.

17

19

Анастасия К.

19

20

Максим М.

19

21

Павел К.

32

22

Юлия А.

17

23

Дмитрий Д.

10

24

Руслан П.

24

25

Иван Т.

16

26

Сергей Ч.

21

27

София К.

30

28

Юлия Ч.

28

29

Мелиса Д.

20

30

Владимир К.

34


Исследования направленности личности в виртуальном общении показали, что просоциальность выражена у 5 человек, склонность к асоциальному поведению в социальной сети - у 23 человек, к антисоциальному - у 2 человек.

Далее нами был проведен сравнительный анализ динамики уровня моральности при переходе из реального в виртуальное общение (табл. 2.6).

По Л. Колбергу прекновенциональный уровень моральных суждений - 1, конвенциональный - 2, постконвенциональный - 3. По А.И. Лучинкиной: низкий уровень моральности (склонность к антисоциальности) - 1, ниже среднего (склонность к асоциальному поведению) - 2, средний и высокий (просоциальный) - 3.

Таблица 2.6

Динамика уровня моральности подростков при переходе из реального в виртуальное общение

Фамилия, имя

Уровень моральности в реальном общении (по Колбергу)

Уровень моральности в виртуальном общении (по Лучинкиной)

1

Виталий У.

2

2

2

Карина П.

2

2

3

Назар Б.

3

1

4

Карина Е.

2

2

5

Александра Ч.

1

2

6

Милиса Б.

2

2

7

Алексанра П.

2

2

8

Валентин В.

1

2

9

Дарья Ф.

3

3

10

Анастасия Г.

2

2

11

Влад Ч.

3

3

12

Анна К.

3

3

13

Вадим И.

1

2

14

Артур П.

2

3

15

Никита Г.

2

2

16

Артем Е.

3

2

17

Юлия Х.

2

2

18

Виктория Х.

3

2

19

Анастасия К.

3

2

20

Максим М.

2

2

21

Павел К.

1

2

22

Юлия А.

2

2

23

Дмитрий Д.

2

2

24

Руслан П.

2

2

25

Иван Т.

3

3

26

Сергей Ч.

3

2

27

София К.

2

2

28

Юлия Ч.

1

2

29

Мелиса Д.

2

2

30

Владимир К.

2

1


Результаты показаны на рисунке 2.3.

Рис.2.3. Динамика уровня моральности подростков при переходе из реального в виртуальное общение

Так, по полученным результатам, можно сказать, что уровень моральности при переходе из реального в виртуальное общение не меняется у 13 человек, и остается прежним у 17 человек. Подтверждение этому мы видим, проведя сравнительный анализ статистических данных, который предложен в таблице 2.7.

Таблица 2.7 Эмпирическое значение критерия Манна-Уитни


Моральность

Mann-Whitney U

431,500

Wilcoxon W

896,500

Z

-,324

Asymp. Sig. (2-tailed)

,746


Количественный анализ направленности личности в реальном общении и в общении в «ВКонтакте» показал, что статистически достоверных различий нет. Существенно уровень моральности не меняется.

2.5 Обсуждение результатов исследования

В результате исследования мы определили составляющие стратеги общения, а также сделали их психологический анализ. Таким образом, стратегия общения включает в себя: коммуникативные установки, которые мы исследовали с помощью опросника «Методика исследования коммуникативных установок личности» А.Н. Ивашовой, Е.В. Заики; стратегии психологической защиты - «Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении» по В.В. Бойко; направленность личности - «Дилеммы» Л. Колберга, а также опросник «Личность в виртуальном пространстве», шкала «направленность» А.И. Лучинкиной.

Отметим, что коммуникативные установки подростков направлены на избегание глубоких доверительных отношений с окружающими. В реальном общении дети не видят смысла близких отношений, а в виртуальном общении не вступают в глубокие отношения из-за отсутствия полной информации о человеке. Это говорит о том, что подростки не такие доверчивые, как о них привыкли думать. Доминирующая стратегия психологической защиты также меняется при переходе из реального в виртуальное общение. Подростки меняют «агрессию» на «миролюбие» или «избегание». Исследование направленности личности показало, что уровень моральности у подростков существенно не меняется.

Итак, мы увидели, что стратегии общения подростков в Интернет-общении отличны от стратегий реального общения.

Выводы к разделу II

.        Результаты эмпирического исследования показали, что:

-       коммуникативные установки реального общения отличны от коммуникативных установок общения в интернет-сообществах; подростки не вступают в доверительные отношения с незнакомыми людьми, не доверяют той информации, которую могут получить в Интернет-сообществах о своих собеседниках;

-       подростки, при переходе из реального в виртуальное общение, меняют стратегию психологической защиты «агрессия» на «миролюбие» или «избегание»;

-       в реальном общении у подростков преобладает I, II и III уровни моральности, что соответствует преконвенциональному и конвенциональному уровню моральных суждений по Л. Колбергу;

-       исследования направленности личности в виртуальном общении показали, что у большинства подростков есть склонность к асоциальному поведению в социальной сети (23 человека);

-       уровень моральности у учеников при переходе в виртуальный мир общения не меняется, а остается прежним.

.        Стратегии общения у детей возрастом 13-14 лет различны. Благодаря исследованию мы определили, что при общении в социальных сетях подростки используют стратеги общения, которые отличаются от стратегий общения, используемые ими в реальном общении.

Заключение

.        Изучены теоретико-методологические подходы к проблеме возникновения интернета, как новой формы коммуникативной социальной реальности. Определены основные потребности пользователей интернетом, такие как: потребность в общении, познании и игре. Изучены следующие психологические особенности Интернет-общения: автокоммуникация; дискуссионная практика; использование «Ника»; анонимность.

.        Пользователям сети интернет чаще всего являются дети 13-14 лет. Чаще всего подростки пользуются социальной сетью «ВКонтакте». В виртуальном общении у каждого из них выработаны свои стратегии общения. Нами выделены такие составляющие стратегии общения: коммуникативные установки личности; доминирующая стратегия психологической защиты личности; направленность (просоциальность, асоциальность, антисоциальность).

.        Нами были исследованы категории, определяющие стратегию общения. Выявлено, что коммуникативные установки подростков направлены на избегание глубоких доверительных отношений с окружающими. В реальном общении дети не видять смысла близких отношений, а в виртуальном общении не вступают в глубокие отношения из-за отсутствия полной информации о человеке. Доминирующая стратегия психологической защиты также меняется при переходе из реального в виртуальное общение. Подростки меняют «агрессию» на «миролюбие» или «избегание». Исследование направленности личности показало, что уровень моральности у подростков существенно не меняется.

.        Результаты показали, что подростки при общении в социальных сетях используют стратегии общения, которые отличаются от стратегий реального общения.

Список использованной литературы

1.    Акчурин И.А. Виртуальные миры и человеческое познание. Общетеоретические и логические проблемы виртуальных миров / И.А. Акчурин. - М., 2000, - С. 9-26.

2.      Арестова О.Н. Коммуникация в компьютер ных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунскеий // Вестник Московск. Ун-та. Серия 14. психология, 1996. - № 4 - С. 14-20.

.        Беляева А.В. Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития / А.В. Беляева, М. Коул // Психологический журнал, т. 12, 1991. - № 2 - С. 145-152.

.        Влияние сети Интернет на подростков

.        Войскунский А.Е. Научная коммуникация в условиях автоматизации / А.Е. Войскунский // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. Под ред. М. Г. Ярошевского и О. К. Тихомирова. - М.: Наука, 1987. - C. 139-158.

.        Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке / А.Е. Войскунский // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. - М.: Смысл, 2002. - Вып. 1. - С.82-101.

.        Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии /  А.Е. Войскунский // Интернет и российское общество - под ред.  И. Семенова. - М.: Гендальф, 2002. - С. 235-250.

.        Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде / А.Е. Войскунский // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. - М.: 2000. - 156 с.

.        Горошко Е.И. Коммуникативное пространство Интернета как объект социокультурного анализа / Е.И. Горошко // Вісник Одеського національного університету. - Одеса, 2010. - Т. 15 вип. 14. - С. 130- 136. - (Серiя «Соціологія і політичні науки»).

.        Докторов Б.З. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия / Б.З. Докторов // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. №4 - Петербург, 2000. - С. 24-25.

.        Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина

.        Залесский П. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской интернет-аудитории / П. Залесский, М. Спектор // Мир Internet, 1999. - № 7-8. - C. 42-44.

.        Иванов Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов // Петербургское востоковедения. - 2000. - С. 18.

.        Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / М. Кастельс - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. - 235 с.

.        Катык Д. ИНТЕРНЕТ: абсолютно безопасное пространство / Д. Катык, Ю. Голодникова

.        Коваленко И.В. Роль гендерного фактора в коммуникативном поведении мужчин и женщин / И.В.Коваленко

.        Кондратьев И. Технология - виртуальная, результат - реальный /  И. Кондратьев // Computerworld 1997 - №35

.        Крамаренко Н.С. Подросток попался «в сеть» / Н.С. Крамаренко, М.И. Тылкина // Журнал «Виноград». - 2010. - № 36 - 42с.

.        Кузнецова Ю.М. Психология жителей Интернета / Ю.М. Кузнецова, Н.В Чудова- М., ЛКИ, 2011. - 224 с.

.        Леонтьева Э.О. Социальная философия / Э.О. Леонтьева

.        Лотман Ю. М. Символ в системе культуры /Ю. М. Лотман // Избранные статьи в трех томах. - Т.I Статьи по семиотике и топологии культуры - Таллин, “Александра”, 1992. - С. 191-199.

.        Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман. - M.: «Языки русской культуры»,1996. - 464 с.

.        Лучинкина А.И. Психология человека в интернете / А.И. Лучинкина - К.: ООО «Информационные системы», 2012. - 200 с.

24.    Мирошниченко А. Коммуникации и деловое общение в инновационной сфере <http://www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/inkommun> / А. Мирошниченко

.        Михайлов В.А. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества / Михайлов В.А., Михайлов С.В. // Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 34-52.

.        Мораль: краткая справка Мышенкова А. Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет / А. Мышенкова

.        Новоженина О.В. Интернет как новая реальность и феномен современной цивилизации / О.В. Новоженина

.        Носов Н. Виртуальная психология/ Носов Н. - М., 1996. - С. 167.

.        Носова Е.Г. Психологические особенности общения в процессе использования Интернет / Е.Г. Носова  <../../../Пользователь/AppData/Roaming/Microsoft/Word/Носова Е.Г. Психологические особенности общения в процессе использования Интернетhttp:/works.tarefer.ru/70/100690/index.html>

.        Ориентации личности и стратегии общения <http://murzim.ru/nauka/psihologija/differencialnaja-psihologija/23308-orientacii-lichnosti-i-strategii-obscheniya.html>

.        Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М., 1983. - 427 с.

.        Психологический

.        Рыжковская Т.Л. Стратегии и тактики продуктивного общения / Т.Л. Рыжковская

.        Силаева В.Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества / В.Л. Силаева. - М., МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. - С. 46.

.        Смирнова Р.А. Социальная реальность / Р.А. Смирнова // Социология: Энциклопедия; сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин,  Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003.

Приложение 1А

Бланк опросника «Методика исследования коммуникативных установок личности» А.Н. Ивашовой, Е.В. Заики

Инструкция: Человек устанавливает с разными людьми отношения различной степени глубины: от поверхностных до очень глубоких. Определите, пожалуйста, какой вид взаимоотношений в наибольшей мере характеризует ваше общение с каждым из указанных здесь партнеров - в таком виде, в каком оно сложилось на сегодняшний день в реальной жизни (в общении «ВКонтакте»). Выберите только один вариант ответа

Психологический портрет

Не устанавливаю глубоких взаимоотношений

Вступаю в глубокие взаимоотношения



так как не вижу в этом смысла, не хочу даже задумываться

в общем-то не против установить, но не представляю, как это сделать конкретно

так как не решаюсь реализовать свой план без полной информации, вдохновения или подходящего случая

но ненадолго, так как не хватает взаимности или желания сохранять их постоянно

и развиваю их, несмотря на трудности и исходя из взаимных обязательств

и постоянно черпаю из них силы и радость, мне легко и свободно

1

Общаясь, оригинальничает, острит, играет, использует уловки в своих интересах, притворяется и фантазирует







2

Стремится соблюдать правила и нормы, ориентируется на авторитеты, чувствителен к похвалам и трекам, полагается на других







3

Стремится плыть по течению, избегает ответственности, предпочитает быть беззаботным и иметь покровительство







4

Делает все шиворот - навыворот, напрашивается на наказания, назло «тянет резину», дерзит и мечтает свести счеты







5

Опекает другого, всегда готов оказать поддержку, тревожится за других, доброжелательно и доступно объясняет, сглаживает конфликты







6

Требует ответственного поведения и строгого соблюдения правил и норм, часто выражает одобрение или неудовольствие поведением других







7

Отчуждается, предоставляя свободу, отстранение наблюдает, критикует людей и времена, склонен к упрекам







8

Настойчиво ищет недостатки, категорически требует послушания, часто отстаивает свой авторитет, не терпит возражений







9

Заключает взаимный договор, творческий союз, сопереживает и понимает других, обменивается мыслями и чувствами







10

Собирает факты, хладнокровно рассчитывает и взвешивает, заранее планирует, обладает «железной» логикой, умеет держать себя в руках







11

Избегает споров, живет в мире иллюзий, во всем сомневается, копается в себе, не умеет воплощать замыслы







12

Имеет непоколебимую систему взглядов, логически обосновывает свои предубеждения, придумывает себе врагов, плохо понимает людей









Приложение 1Б

Бланк опросника «Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении» по В.В. Бойко

Инструкция: отвечая на вопрос, выберите и обведите ответ, который Вам больше подходит при общении в реальной жизни.

. Зная себя, Вы можете сказать: а) я скорее человек миролюбивый, покладистый; б) я человек гибкий, способна обходить острые ситуации, избегать конфликтов; в) я скорее человек, что идет прямо напрямик, бескомпромиссный, категоричный.

. Когда Вы мысленно выясняете отношения с тем, кто Вас обидел, то чаще всего: а) ищете способ примирения; б) обдумываете способ не иметь с ним дел;а) рассуждаете о том, как его наказать или «поставить на место».

. В спорной ситуации, когда партнер абсолютно не пытается или не хочет вас понять, Вы скорее всего: а) будете спокойно добиваться того, чтобы он Вас понял; б) будете пытаться завершить общение с ним; а) будете раздражаться, обижаться или сердиться.

. Если, защищая свои интересы, Вы почувствовали, что можете поссориться с хорошим человеком, то: а) пойдете на значительные уступки, компромиссы; б) отступите от своих притязаний; в) будете отстаивать свои интересы.

. В ситуации, где Вас пытаются оскорбить или унизить, Вы скорее всего: а) будете пытаться набраться терпения и довести дело до конца; б) дипломатическим путем избежите от контактов; в) дадите достойный отпор.

. Если решение вопроса зависит только от Вас, но партнер задел ваше самолюбие, то Вы: а) пойдете ему навстречу; б) избежите конкретного решения; в) решите вопрос не в пользу партнера.

. Если кто из друзей время от времени позволять себе оскорбительные выпады в ваш адрес, Вы: а) не станете придавать этому особого значения; б) будете пытаться ограничить или прекратить контакты; в) каждый раз дадите достойный отпор.

. Если у партнера есть претензии к Вам и при этом он раздражен, то Вы: а) сначала успокоите его, а потом отреагируете на претензии; б) избежите выяснения отношений с партнером в таком состоянии; в) поставите его на место и будете прерывать его реплики.

. Если кто из одноклассников начнет рассказывать про всякие нехорошие слухи-сплетни, что говорят о Вас другие, Вы: а) тактично выслушаете его до конца; б) оставите без внимания; в) оборвете рассказ на полуслове.

. Имея дело с наглой личностью, Вы: а) ищете к ней подходы с помощью терпения и дипломатии; б) сводите к минимуму взаимодействие; в) действуете аналогичными методами.

. Когда тот, что спорит, относится к Вам враждебно, Вы обычно: а) спокойно и терпеливо преодолеваете его настроение; б) избегаете общения; в) останавливаете его или отвечаете тем же.

. Когда Вам задают неприятные, с «двойным дном» вопрос, то чаще всего Вы: а) спокойно отвечаете на них; б) избегать прямых ответов; в) «заводитесь», теряете самообладание.

. Когда возникают острые противоречия между Вами и партнером, то это чаще всего: а) побуждает Вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки; б) побуждает сглаживать противоречия, несмотря на различия в позициях; в) активизирует желание доказать свою правоту.


Приложение 1В Бланк опросника «Дилеммы» Л. Колберга

Инструкция: Выберите один вариант ответа для каждого вопроса.

Вопрос

 Боятся (боюсь) наказания

Сегодня я поступаю так в отношении других, а завтра другие поступают так в отношении меня

Не хочу потерять уважение других людей или травмировать их чувства

Нельзя совершать такие поступки, которые ведут к потере самоуважения

Свой вариант ответа

1

Чаще всего я держу слово перед друзьями потому, что…






2

Чаще всего я прощаю того, кто причинил мне какой-либо вред потому, что …






3

Чаще всего люди говорят правду потому, что…






4

Чаще всего дети помогают своим родителям потому, что…






5

Люди спасают жизни других людей потому, что …






6

Люди воздерживаются от самоубийства потому, что…






7

Чаще всего люди не берут вещи, принадлежащие другим людям потому, что…






8

Чаще всего люди подчиняются закону потому, что…







Приложение 1Г

Бланк опросника «Виртуальная идентичность личности», шкала «Направленность» А.И. Лучинкиной

Інструкція. Вам пропонується 15 тверджень. Виразіть свою згоду («повністю згоден») або незгоду («не згоден») за запропонованою системою: - 2 - повністю не згоден (ні); +2 - повністю згоден(так).

Ствердження

Ні

Скоріше ні, ніж так

Не можу визначитися

Скоріше так, ніж ні

Так

1.

В Інтернеті можна легко змусити інших людей боятися себе.






2.

Я вважаю, що нерозумно засуджувати людей, які прагнуть взяти в Інтернеті все, що можуть






3.

Я вважаю, що при обговореннi теми, у групі немає необхідності слідкувати за нормативністю лексики






4

Вважаю, що людина, яка скаржиться на обман у Інтернеті, сама винна, що дозволяє себе обманювати






5

Я вважаю, що анонімний троллізм додає розмові пікантності






6

Мені інтересно мандрувати по Інтернет-групах людей, які діють поза межами закону






7

Вважаю, що якщо зламано деякі сайти або коди і паролі, то винні, в першу чергу, розробники систем захисту зазначених сайтів.






8

Мені цікаво попробувати в Інтернеті деякі заборонені у реальному житті види діяльності






9

У Інтернеті можна розповсюджувати будь -яку інформацію будь про кого






10

Серед ресурсів я перш за все шукаю безкоштовні, незважаючи на те, що вони піратські.






11

Я вважаю що треба заборонити ресурси, пов’язані з порнографією






12

У Інтернеті не має бути ресурсів, де йде про розповсюдження наркотиків






13

Я завжди рахую скільки лайків мені поставили на моїй сторінці






14

Для мене є важливою кількість коментарів під моїм записем або фото.





 

15

Я переживаю, якщо хтось з тих, хто значився в моїх друзях, видалив свій аккаунт








Приложение 2А

Коммуникативные установки в реальном общении

Фамилия

Не устанавливаю глубоких взаимоотношений

Вступаю в глубокие взаимоотношения



так как не вижу в этом смысла, не хочу даже задумываться

в общем-то не против установить, но не представляю, как это сделать конкретно

так как не решаюсь реализовать свой план без полной информации, вдохновения или подходящего случая

но ненадолго, так как не хватает взаимности или желания сохранять их постоянно

и развиваю их, несмотря на трудности и исходя из взаимных обязательств

и постоянно черпаю из них силы и радость, мне легко и свободно

1

Виталий У.

6

0

0

1

2

3

2

Карина П.

5

1

2

1

1

2

3

Назар Б.

5

0

4

4

0

0

4

Катерина Е.

2

4

2

3

1

0

5

Александра Ч.

7

0

0

4

1

0

6

Милиса Б.

4

2

0

1

5

0

7

Александра П.

6

0

2

1

2

2

8

Валентин В.

7

1

0

1

1

2

9

Дарья Ф.

5

2

1

0

2

2

10

Анастасия Г.

3

0

1

2

3

4

11

Влад Ч.

9

0

2

1

1

0

12

Анна К.

4

3

0

1

3

1

13

Вадим И.

4

2

1

1

2

2

14

Артур П.

2

3

3

1

2

1

15

Никита Г.

4

1

1

4

2

0

16

Артем Е.

8

0

0

5

0

0

17

Юлия Х.

2

2

2

1

3

2

18

Виктория В.

3

1

1

3

3

1

19

Анастасия К.

3

1

2

4

1

1

20

Максим М.

3

0

2

2

2

3

21

Павел К.

1

1

2

0

2

6

22

Юлия А.

5

1

1

1

2

2

23

Дмитрий Д.

1

3

2

3

1

2

24

Руслан П.

4

2

1

2

1

2

25

Иван Т.

0

2

4

1

4

2

26

Сергей Ч.

7

0

0

1

2

2

27

София К.

3

4

2

1

2

0

28

Юлия Ч.

6

2

1

0

2

2

29

Мелиса Д.

3

2

2

2

2

1

30

Владимир К.

5

0

4

3

0

0


Приложение 2Б

Коммуникативные установки в «ВКонтакте»

Фамилия

Не устанавливаю глубоких взаимоотношений

Вступаю в глубокие взаимоотношения



так как не вижу в этом смысла, не хочу даже задумываться

в общем-то не против установить, но не представляю, как это сделать конкретно

так как не решаюсь реализовать свой план без полной информации, вдохновения или подходящего случая

но ненадолго, так как не хватает взаимности или желания сохранять их постоянно

и развиваю их, несмотря на трудности и исходя из взаимных обязательств

и постоянно черпаю из них силы и радость, мне легко и свободно

1

Виталий У.

4

2

1

1

1

3

2

Карина П.

3

4

3

1

1

0

3

Назар Б.

1

0

5

0

0

4

Катерина Е.

3

4

2

3

0

0

5

Александра Ч.

5

0

1

4

2

0

6

Милиса Б.

4

2

1

1

4

0

7

Александра П.

2

8

 0

1

1

0

8

Валентин В.

5

2

2

1

0

2

9

Дарья Ф.

3

1

2

0

2

4

10

Анастасия Г.

4

3

2

2

1

1

11

Влад Ч.

7

0

0

1

1

3

12

Анна К.

5

2

1

1

1

2

13

Вадим И.

1

2

2

2

2

3

14

Артур П.

2

2

3

3

3

0

15

Никита Г.

4

3

2

3

0

0

16

Артем Е.

0

0

0

10

1

1

17

Юлия Х.

2

2

1

3

2

2

18

Виктория В.

5

1

0

2

3

1

19

Анастасия К.

4

1

2

1

1

3

20

Максим М.

5

0

0

3

2

2

21

Павел К.

0

0

0

8

2

2

22

Юлия А.

6

0

2

1

3

0

23

Дмитрий Д.

6

1

1

1

2

1

24

Руслан П.

1

4

0

6

1

0

25

Иван Т.

 1

5

1

4

1

0

26

Сергей Ч.

7

0

0

2

1

2

27

София К,

1

6

2

2

1

0

28

Юлия Ч.

2

4

3

2

1

1

29

Мелиса Д.

5

0

1

3

3

0

30

Владимир К.

0

0

5

6

1

1


Похожие работы на - Психологический анализ стратегий общения подростков в Интернет-сообществах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!