Особенности развития государства и права Ирана в условиях исламской республики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,28 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности развития государства и права Ирана в условиях исламской республики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Кафедра Теории и истории государства и права



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История государства и права зарубежных стран

Тема:

Особенности развития государства и права Ирана в условиях исламской республики

Выполнил

Посаженникова Анастасия Владимировна

Проверил Доцент кафедры

Недзелюк Татьяна Геннадьевна





Новосибирск 2013г.

Оглавление

Введение

1.Исторические аспекты возникновения Древнего Ирана

.Государственные институты Сасанидского Ирана

.Религиозные основы древнеиранского права

.Современная Исламская Республика Иран

Заключение

Список используемых источников

Введение

В последнее десятилетие в связи с глобальными переменами, происходящими в современном мире и особенно в развивающихся странах, важной задачей российского государствоведения, в том числе науки конституционного права, становится изучение и анализ государственного политического механизма зарубежных стран. Тем более, что отношения России с этими странами переживают период "нового дыхания", базирующегося на расширении круга взаимных интересов во все более многочисленных сферах. Отношения России со странами третьего мира являются традиционными, тем не менее, проблем и пробелов по-прежнему немало. Россия является многонациональным федеративным государством. Многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, имеют духовные, культурные, религиозные, этнические и прочие общие традиции и связи с народами развивающихся стран. Несмотря на это, характерно, что именно в российской науке государственного права недостаточно изучены институты конституционного права развивающихся стран.

Целью данной работы является проведение исследования государства и права Древнего Ирана. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)изучить исторические аспекты становления иранского государства;

2)проанализировать религиозные основы древнеиранского права;

)изучить основные государственные институты Сасанидского Ирана, рассмотреть характеристику Сасанидского судебника как важнейшего памятника древнеиранского права;

)исследовать и проанализировать ситуацию современной Исламской республики Иран.

Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.

В последние десятилетия на базе идейно-политических принципов и морально-нравственных критериев ислама складываются главные тенденции политического, социально-экономического и культурного развития мусульманского мира, и это все более ощутимо сказывается на современных международных отношениях. Растущая роль ислама как глобального политико-образующего фактора и особое место Исламской Республики Иран ИРИ в процессе исламского возрождения определяют в основном актуальность темы

Специфический опыт создания в Иране теократического государства, его неоднозначное идеологическое и духовное влияние на мусульманский мир, политическое воздействие на ситуацию в соседних с ним странах и регионах, особая роль в международных отношениях в целом уникальное явление современности, заслуживающее того, чтобы оставаться объектом пристального внимания политиков и научного изучения. Актуальность и важность данной темы определяются, в том числе, и такими непреходящими факторами, как географическая близость и соседство Ирана с Россией и многими государствами участниками СНГ, уходящие в историю экономические, культурные и духовные связи.

1.Исторические аспекты возникновения Древнего Ирана

История Древнего Ирана берет свое начало задолго до появления Рима. За 2,5 тысячи лет до Рождества Христова Вавилон уже создал свою цивилизацию на этих землях.

Иран (в древности Персия) - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитатели, одними из первых вступили на путь исторического прогресса, создав еще в начале III тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные объединения. Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народ Ирана в течение многих тысячелетий сохранял и непрерывно развивал свою культуру, оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в свою очередь, заимствуя их достижения.

В середине III в. до н.э. на территории Селевкидского царства, которое было расположено к востоку от границ Рима и Византии возникли два крупных государства, Бактрия и Парфия. Бактрия, расположенная на территории пригиндукушских районов Индии и Афганистана, а также включавшая в себя часть земель юга Средней Азии, была основана выходцами из греко-македонской знати, потомками воинов Александра.

Второе крупное государство - Парфия была основана, вмешавшимся в политическую борьбу ближневосточных правителей, предводителем кочевого иранского племени Аршаком. Располагавшееся вначале на землях к югу от Каспия, это государство стало быстро увеличивать свои владения. Стараниями правителей Митридата I и Митридата II территория Парфии во IIв. до н.э. увеличилась за счет Мидии и Месопотамии. И хотя нашествие кочевых племен с востока, временно приостановило экспансию парфян на западе, к рубежу нашей эры Парфия превратилась не только в самого крупного и сильного, но практически единственного восточного соседа и соперника Рима.

В течение II тыс. до н.э. на территорию Ирана проникают индоевропейские племена Иранской группы, говорившие на индоиранских языках (от названия этих народов арии происходит современное название Ирана (древнеиранское Aryаnаm - «страна ариев»)).

Вскоре после образования иранского государства - Парфии, началась эпоха римско-парфянских войн, тянувшаяся с перерывами около трех столетий. Войны шли с переменным успехом. Временами парфяне наносили сокрушительные поражения римлянам, но, в конечном счете, соперничество с Римом привело к гибели истощенной войнами Парфии.

Ко II в. н.э. в Парфии усилились отдельные наместники и зависимые царства, что привело к ослаблению государства. Ардшаир I, правитель зависимой от Парфии Персиды, нанёс поражение последнему парфянскому царю Артабану V и создал Сасанидское государство. В период владычества сасанидов (III-VII вв.) рабовладельческий строй начал изживать себя в Иране. Города теряли привилегии. Распространялся частичный отпуск рабов на волю, причём раб становился собственником части производимого им продукта. В то же время происходило превращение крупной военно-административной знати и общинной верхушки в феодальную знать, от которой общинники, возможно, находились в личной зависимости.

В позднесасанидское время Иранское общество официально подразделялось на 4 сословия: жречество, военная знать, чиновничество, податное население. По-видимому, это деление восходит к делению древнеиранского общества на жрецов, воинов и земледельцев-скотоводов.

В сасанидском Иране окончательно сложились канон «Авесты» и догмы зороастризма. Социальный протест против государства и церкви принимал характер религиозных ересей; с середины III в. появляется мманихейство, в конце V в. - маздакизм. После разгрома маздакитского движения шах Хосров I Ануширван провёл реформы, направленные на поддержку средних и мелких землевладельцев - налоговую, административную, военную и др.; эти реформы усилили власть царя, ослабили крупную чиновно-землевладельческую знать, стремившуюся к политической независимости от центрального правительства.

Окрепшее Сасанидское государство завоевало Южную Аравию, Сирию, Палестину и Египет и угрожало существованию Византии. Однако феодально-сепаратистские тенденции вновь усилились, вследствие чего сасаниды не смогли противостоять арабскому завоеванию Ирана в VII в. В результате арабских завоеваний Иран был включен в состав Арабского халифата. Процесс феодализации Ирана продолжался, хотя вначале он несколько замедлился; войны, которые вели арабы, сопровождались обращением в рабство значительной части местного населения (труд рабов применялся в сельском хозяйстве, на оросительных работах, в ремесле, в государственных рудниках), часть земельного фонда была превращена в государственные земли и в собственность арабской знати на правах мулька; обширные территории Ирана были переданы арабским племенам. В Иране сохранялась податная система сасанидов, но размеры поземельной подати (хараджа) были увеличены. В Иране начал распространяться ислам, который в Х в. стал религией подавляющего большинства населения. Арабский язык надолго стал государственным и литературным языком.

В IX-X вв. на территории Ирана образовались наследственные наместничества (эмираты), лишь номинально зависевшие от Арабского халифата: Тахиридов в Хорасане, Саффаридов в Систане, затем и в Хорасане и др.; в 900 г. Хорасан и весь восточный Иран вошли в состав государства Саманидов; в западном Иране и Ираке сложилось государство Буидов.

В Х в.-1-й половине ХI в. в Иране наблюдался экономический и культурный подъём, чему способствовали: складывание в Х в. развитого феодального общества, развитие городов феодального типа, рост транзитной торговли, падение владычества арабов и создание местных государств. Проводились большие оросительные работы, значительным был рост ремесленного производства, главным образом текстильного.

Преобладающее значение в городах Ирана имели местные землевладельцы - феодалы, связанные с крупными купеческими компаниями, державшими караванную и морскую торговлю. В отличие от средневекового Запада, крупное купечество Ирана вместе с феодалами боролось против движений ремесленников и городской бедноты. Поэтому в городах Иран не сложилось общегородского самоуправления, хотя существовали ремесленные корпорации и квартальное самоуправление.

В XI-XII вв. обострилась классовая борьба в городах между феодалами и купечеством, с одной стороны, и ремесленниками и крестьянами окрестных районов - с другой; она носила форму религиозной борьбы между суннитами (знать и купечество) и шиитами (главным образом городские низы и крестьяне), особенно сектой исмаилитов, а также между приверженцами отдельных суннитских течений, представлявшими разные слои горожан. XII век был заполнен междоусобицами, феодальными мятежами. К концу XII в. почти весь Иран был захвачен хорезмшахом Текешом (1172-1200).

В 1220-1256 гг. Иран был завоёван монголами. Монгольское завоевание сопровождалось уничтожением многих городов, опустошением целых районов, гибелью массы людей. Была введена хищническая система налогов и повинностей, а крестьяне прикреплены к земле. Всё это привело к упадку производительных сил страны, массовому бегству крестьян в горы и леса, к созданию крестьянских повстанческих отрядов.[]

В середине XIII - XIV вв. Иран входил в состав монгольского улуса ильханов Хулагуидов. Ильхан Газан-Хан (1295-1304) принял ислам, сблизился с Иранской чиновной знатью, провёл ряд реформ, способствовавших некоторому хозяйственному подъёму, но экономика Ирана далеко не достигла уровня начала XIII в. Широкое распространение земельного условного пожалования (икта), превратившегося в наследственное владение, упадок городов и товарного производства, ослабление экономических связей между областями приводили к росту феодальной раздробленности.

В 30-х гг. XIV в. государство Хулагуидов распалось, и на его территории образовалось несколько феодальных государств, крупнейшими из которых были государства Джелаиридов (1336-1411 гг.) и Мозафферидов (40-50-е гг. XIV в. - 1393 г.).

В XIV в. в Иране получил широкое распространение вид феода - союргаль, а также институт тарханов - феодалов, пользовавшихся, помимо иммунитета, личными привилегиями. Господство монгольских завоевателей вызывало многочисленные восстания, проходившие под идеологической оболочкой мусульманского сектантства. Наиболее значительные антифеодальные и антимонгольские восстания - Сербедаров восстание в Хорасане в 30-80-е гг. XIV в. и Сеидов движение в Мазендеране и Гиляне в 1350 г., в ходе которых были созданы государства сербедаров и сеидов.

Между 1380-1393 гг. Иран был завоёван войсками Тимура (Тамерлан). Государство сербедаров было ликвидировано, народные движения в Мазендеране и Гиляне подавлены. После смерти Тимура восточный Иран входил в состав владений Тимуридов; в западном Иране сложилось государство Кара-Коюнлу.

В 1-й половине XV в. по Ирану прокатилась волна народных восстаний, возглавлявшихся «крайними» шиитскими сектами: восстания в Себзеваре - 1405 г., Мазендеране 1406 г. и др. Между 1453-1457 гг. весь западный Иран (до пустыни Деште-Кевир) был завоёван государством Кара-Коюнлу, а затем, в 1468 г. - войсками Узун-Хасана Ак-Коюнлу. Восточный Иран остался под властью Тимуридов.

В XVв. в Иране наблюдался рост крупного землевладения и феодальной раздробленности. Усилилось влияние духовных феодалов Сефевидов (в Ардебиле); главной их опорой стали тюркские кочевые племена, преимущественно из Малой Азии (кызылбаши). Воспользовавшись общим недовольством народных масс и междоусобицами в государстве Ак-Коюнлу, кызылбаши во главе с Исмаилом Сефевидом восстали (1499 г.) и, разгромив государство Ак-Коюнлу, завладели всем Ираном (между 1501 и 1510 гг.), положив, таким образом, основание Сефевидскому государству. В 1502 государственной религией был объявлен шиизм. С 1514 Сефевиды вели длительные войны с Османской Турцией за обладание Месопотамией, Курдистаном, Закавказьем.

2.Государственные институты Сасанидского Ирана

Приход к власти Сасанидов первоначально означал не более как смену одной правящей иранской династии другой. И Парфия и Парс относились к Ирану, и никаких существенных этнических отличий между ними не было. В течение довольно долгого времени не происходило и никаких серьезных изменений в структуре государства; по-прежнему сохраняли свое значение знатнейшие иранские роды (Суренов, Каренов, Михранидов и т.д.), которые известны в парфянское время.

В Сасанидском государстве официально существовало различие между Ираном (Эраншахр) и не-Ираном (Ан-Иран). Первоначально это подразумевало этнорелигиозное различие между иранцами (персами, парфянами, мидийцами и т.д.), исповедовавшими зороастризм, и неиранскими народами и племенами, придерживавшимися иных культов. Однако затем (неясно когда) такое разграничение было нарушено, и к "Ирану" стали относить все страны и области, входившие в состав державы Сасанидов, включая и ее центр Месопотамию, где персы не составляли большинства населения.

Неверно было бы приписывать Сасанидам "персидский" патриотизм, противостоящий прочим иранским областям. В ту пору различия между отдельными иранскими языками (мидийским, персидским, парфянским и т.д.), конечно, существовали, но они не были слишком велики, и сами эти языки, возможно, следует рассматривать как наречия (диалекты).

На протяжении эпохи Сасанидов шел процесс языковой консолидации иранских этносов, проявившийся в распространении персидского наречия (парсик), которое, став государственным языком, получило название дари (т.е. придворный язык) и вытеснило значительную часть местных говоров, а также греческий и арамейский, использовавшиеся прежде в администрации и сфере культуры.

Тем не менее держава Сасанидов оставалась полиэтническим государством. Иноэтнические массивы кроме арамейского (в Месопотамии) существовали на северо-западе (Закавказье) и на западе, где обитали арабские племена. В древнем Эламе (совр. Хузистан) население говорило и в сасанидское время, и позже, по крайней мере до XI в., на особом языке, который именовался хузистанским (ал-хузийе, хужик). Наконец, в разных районах Сасанидского государства, особенно в Месопотамии, а также в Исфагане и некоторых других городах, существовало еврейское население, пользовавшееся определенной административной автономией.

Для раннесасанидского периода характерно сохранение трех основных зон позднепарфянской эпохи: зоны самоуправляющихся городов (преимущественно на западе), зоны полузависимых царств и владений (шахров) - по всему Ирану - и зоны царского домена (дастакерта). Однако эта структура постепенно нарушается.

Картина гибели самоуправляющихся городов, вероятно, наиболее наглядна. Они начали терять свои органы управления еще при парфянах, а распад Парфии привел к ослаблению экономических связей и торговли. После объединения Ирана под властью новой династии в областях, которые в середине III в. становятся доменом царя царей, старые города заново «основываются», получая имена шаханшахов и, вероятно, теряя самоуправление. Создатель монархии Арташир I «основал» лишь три города на западе Ирана, тогда как его сын Шапур I, расширив границы дастакерта, «основал» уже 16 городов как на западе, так и на востоке страны. Отныне ими стали управлять шахрабы - государственные чиновники, осуществлявшие в городах и округе как гражданскую, так и военную власть. Сельская округа, приписанная к этим городам, перешла в ведение центральной администрации.

Таким образом, вместо самоуправляющихся городов селевкидской и парфянской эпох, которые помимо центрального правительства осуществляли контроль над значительными территориями, в сасанидскую эпоху возникают города - ставки центрального управления. Вместо «союза» царя и городов теперь характерны расширяющийся царский дастакерт и гибнущие «вольные» города. В III-IV вв. институт шахрабов становится важнейшим в системе сасанидской администрации. Однако и этот институт, развитие которого тесно связано прежде всего с расширением царского домена, теряет свое значение, видимо, уже в конце IV в.

К моменту захвата власти Сасанидами в Иране было велико число «союзных» полузависимых царств и областей. Некоторые из них были просто крупными имениями, охватывавшими ряд сельских общин, но хозяева имений действовали в них как маленькие государи. Уже в системе парфянского государства они были столь независимы, что от политической ориентации того или иного царька иногда зависела судьба царства. Тенденция отдельных правителей к сепаратизму проявлялась в любой сложной политической ситуации. В сущности, и переход власти в Иране от парфянской династии к сасанидской, первоначально захватившей власть в Парсе, был проявлением именно такой тенденции, бывшей чертою процесса феодализации общества.

В государстве Сасанидов большую роль продолжало играть рабовладение, о значительном развитии которого свидетельствуют различные источники. Особый интерес представляют сведения сасанидского судебника "Матикан-и хазар датастан" ("Книга тысячи судебных решений"), составленного в VI в., но включающего ряд статей более раннего происхождения. О существовании рукописи пехлевийского Судебника европейские ученые впервые узнали из заметок Дармстетера и Веста. Текст дошел до нас в единственном списке, довольно позднем - он переписан в Иране в XVII в. Весь материал Судебника - кроме преамбулы автора, или точнее, компилятора - изложен в форме "статей", содержащих правовые казусы и их решения. "Статьи" сгруппированы в тексте по главам, названия которых отражают основное содержание, включенных в главу казусов или статей (Например, "Глава о расторжении брака", "Глава о погашении долгов сотоварищами-сонаследниками и корреально-ответственными лицами"), реже - тот или иной формальный признак, легший в основу объединения статей в данную главу (Ср. следующие названия: "Глава о некоторых судебных решениях авторитетов (= комментаторов насков Авесты - А.П.), записанных в точности теми, кто (эти решения) от них услышал", "Глава, в которой одно высказывание, следует за другим' (сюда включены статьи, начинающиеся словами "и вместе с тем сказано", "наряду с предыдущим сказано").

Кодифицированного права в сасанидском Иране не было и "Книга тысячи судебных решений" не является кодексом, как она также и не юридический трактат. Это единственный дошедший до нас от сасанидского периода ираноязычный памятник распространенного в свое время жанра сборников юридических казусов. Подобные сборники составлялись в качестве руководства для судебной практики, и этим их назначением определялся не только выбор вопросов, которые должны были найти в них свое освещение, но и источники, к которым обращались их составители: в основу сборников-руководств для судей должны были быть положены источники, престиж которых в судопроизводстве был велик. Юридические казусы и решения, собранные в судебнике, охватывают, главным образом, область частного права. В доведшей до нас части списка факты, имеющие отношение к административному праву, встречаются спорадически и это, как правило, те детали административного права, которые тесно соприкасаются с судопроизводством, как уже упоминавшиеся выше прерогативы должностных лиц. Это вполне естественно для юридического сборника, составленного в качестве практического руководства для судей, и следует полагать, что и в утерянный частях первоначального текста картина была такой же. Основная масса содержащихся в Судебнике фактов скрывает перед исследователями почти неизвестную нам из иных источников сферу имущественных и обязательственных отношений, общественных форм и учреждений, деликатного права, а также организацию судопроизводства, детали, касающиеся судебной процедуры и оформления юридических документов. Исключительное богатство поставляемой Судебником информации по всем этим вопросам дает возможность восстановить в ее существенных чертах всю систему иранского права.

Судебный процесс проходил в судах (датастан). Процесс начинался с поступления в суд искового требования. После этого в суд вызывали тяжбущиеся стороны для дачи показаний, затем вызывали свидетелей и после дачи ими показаний судья на основе действующих законов и правовых норм выносил решение. Никаких сословных привилегий в судебном процесс не существовало. И Денкарте говориться о равенстве всех граждан перед судом и упоминается процесс между гражданином и судьей.

В судебном процессе могли участвовать и рабы, хотя они не считались полноправными гражданами. Следовательно, и рабы обладали определенными правами и находились под защитой судебных органов. Весь судебный процессе протоколировался. После его завершения все документы скреплялись печатью судьи и сдавались архивариусу (диванбан).

Существовали тюрьмы (зинданы), где держали преступников. Для членов царской семьи, совершивших преступления, существовала отдельная тюрьма в Хузистапс, под названием "калаи фаромуши" (башня молчания). Провинившихся царевичей чаще всего ослепляли и держали в тюрьме пожизненно. Лиц, совершивших кражу, наказывали штрафом, заключением в тюрьму и обязательно ставили клеймо. Если после первого наказания он вновь совершал кражу, ему ставили новое клеймо. Если он совершал кражу в чет вертый раз, ему ставили четвертое клеймо и осуждали на пожизненное заключение. Начальника тюрьмы называли "зинданбан".

В судопроизводстве сасанидов наряду с вышеперечисленными судебными действиями применялся древний обычай - ордалия и клятва. Этот вид судебного действия (вар) применялся в тех случаях, когда обычшлй суд не мог определить виновность или невиновность лица, подозреваемого в каком-либо преступлении. Ордальный суд назывался "датастан пат вар" и считался экстраординарной формой судопроизводства. Он применялся по решению обычного суда и с согласия ответчика. Процесс возглавлял жрец-судья, которого называли "вар сардар". Ответчик в процессе ордального суда сначала давал клятву, затем показания, после чего проходил испытания. Применялись разные виды испытаний - огнем, расплавленным металлом, кипятком или холодной водой, раскаленным маслом или железом, водой, содержащей серу и т.п. Ордальный суд назначался только один раз. Его решение мог отменить только верховный судья - магупатан Maiynar.

Таким образом, судебно-правовая система сасанидов была достаточно высоко развита. Она основывалась на письменно зафиксированных правовых нормах и законах. Судебные органы являлись важным звеном государст венного аппарата управления и их нормальное, налаженное функционирование способствовало успешному развитию общества и государства.

3.Религиозные основы древнеиранского права

Историю Ирана часто делят на два периода: домусульманский и мусульманский. Исламизация иранского общества привела к фундаментальным изменениям его культурной, социальной и политической структуры. Однако и после принятия ислама прежние духовные ценности отнюдь не исчезли. Более того, они оказали сильное влияние на нарождавшуюся в стране новую культуру, которую некоторые ученые называют иранским исламом. В современном Иране сохраняются многие домусульманские традиции и обряды. На протяжении 16 веков после арабо-исламского завоевания неоднократно предпринимались попытки возродить древние традиции. Последняя из таких попыток была предпринята в правление династии Пехлеви.

Современный Иран совершенно не похож на своего прародителя, империю Персов, которая была настоящим убежищем для преследуемых евреев, александрийских ученых и учеников Афинской школы.

На раннем этапе становления ислама богословие и правоведение были еще слиты воедино в рамках исламского правоведения (фикха). Позже возникает суннитское богословие (калам), возникшее на базе фикха и добившееся самостоятельности именно как богословие, свободное от правоведения. Но тем не менее калам многими своими корнями тесно связан с правоведением - задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями текущего момента всегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правового характера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы в случае возникновения различных спорных проблем. Для решения этих проблем в исламе выработано несколько методов, в разной мере признававшихся и использовавшихся различными школами исламского (суннитского) права. Первый метод - рай, т.е. индивидуальное толкование какого-либо из авторитетов калама. Роль этого метода всегда была ограничена. Второй метод - иджма, согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени; этот метод широко признавался всеми. Метод третий - кияс (кыяс), т.е. заключение по аналогии. Метод четвертый - истислах (истихсан), т.е. признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом.

Опираясь на Коран и Сунну, как каноническую основу исламского права, обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решения спорных богословских проблем, в VIII - IX вв. создали в рамках ортодоксального суннитского ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы исламского права. Их основаталями были известные законоведы-имамы, по именам которых школы (мазхабы) и были названы.

Первым и наиболее почитаемым из них был Абу-ханифа (умер в 767 г.). Система Ханифы, ханифизм, опираясь как и другие системы на Коран и Сунну, наибольшее внимание уделяет методам рая и кыяса,признается также и иджма, но в значительно меншей степени. Зато именно ханифизму принадлежит выдвижение на первый план метода истислах. Большое внимание уделяется и обычному праву арабского и других мусульманских народов - адату, нормы которого, будучи увязаны с основами ислама, также должны приниматься во внимание. Благодаря гибкости ханифизма его приверженцами являются более трети мусульман-суннитов, проживающих прежде всего в Турции, Афганистане, Египте, Пакистане, Индии.

Система Малика (умер в 795 г.), маликизм, также опирается на методику истихсана, но из всех остальных методов предпочитает иджму и рай. Метод кыяса практически не используется. Маликитский мазхаб распространен среди мусульман Африки.

Система Аш-Шафии (умер в 820 г.), шафиизм, использует иджму и кыяс и выступает против рая и истихсана. Распространена в Сирии, частично в Египте и восточной Африке, в Пакистане и Индонезии.

Система Ибн-Ханбала (умер в 855 г.), ханбализм, опирается в основном на хадисы и лишь ограниченно использует методы рая, иджмы и кияса. Распространена в Аравии9.

Все четыре мазхаба, хотя и спорят между собой по различным вопросам права, методики и обрядности, практически мирно сосуществуют, нередко в рамках одного и того же государства. Всем четырем школам сунниты придают равное значение; каждый имеет право менять свои симпатии в пользу того или иного мазхаба, пользоваться учебными пособиями различных школ.

Эти четыре школы и включены в сводную систему мусульманского права - шариат.

Мусульманское право иногда обозначают словом «шариат», смысл которого передается выражениями «путь следования» либо «то, что открыто Богом». Такое толкование частично совпадает с правопониманием позитивистов - «право есть то, что повелел суверен (правитель, парламент и т.д.) в законе». Мусульманское право в этом смысле передает своего рода законом Божьим, чему в большей мере способствует наличие кодифицированных священных текстов, т.е. собранных в некое фиксированное число священных текстов и книг. Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна.

Важнейшими источниками шариата являются Коран и Сунна - священные книги ислама, база, на которой основывается все вероучение ислама в целом, мировоззрение и поведение мусульман.

Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Составление окончательной редакции Корана произошло при халифе Османе (644-656гг.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник".

Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6204-6236 (по разным вариантам счета) стихов (аятов). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман-суннитов источником права была Сунна (Священное Предание), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IХ веке, когда были составлены шесть ортодоксальных сборников, которые как раз и составили Сунну. Из Сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Здесь также уместно упомянуть и о возможности изменять некоторые хадисы (истислах). Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) представляет собой свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый суннитами наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих12.

Важную группу источников шариата составляют иджма и кияс, основывающиеся на одноименных методах. Иджма рассматривается как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относится к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывается из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводится из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам13.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, является кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволил быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал также и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты).

4.Современная Исламская Республика Иран

древнеиранское право сасанидский судебник

Иран представляет сегодня пример возрождения ислама в одном из районов мира, который издавна был местом встреч взаимовлияний нескольких культур и цивилизаций. Иранскую «исламскую революцию» 1979г. приравнивают в ее воздействии на мир к Великой французской революции. Через два десятилетия после ее свершения можно с уверенностью констатировать тот факт, что эта революция действительно дала мощный стимул оживлению исламского фундаментализма, который, не являясь революционным, тем не менее заявил о себе как об одном из мощных идейных и социальных факторов современного политического и конституционного развития.

Исламская революция произошла в условиях кризиса, созданного другой, индустриальной революцией, осуществляемой по инициативе монархического правительства, которому удалось провести индустриализацию в основном за счет государственных капиталовложений и начать аграрную реформу, нацеленную на ограничение феодального землевладения и землевладения религиозных мусульманских общин. Аграрная реформа оказалась неудачной, и страна была вынуждена импортировать продовольствие. Индустриализация не поспевала за приростом городского населения и армии безработных. И все это происходило на фоне роста коррупции и роскошествования правящей верхушки. Мусульманское духовенство стало выразителем массового недовольства и организатором антиправительственных выступлений. В феврале 1979 г. в страну возвратился из политической ссылки аятолла Хомейни, который возглавил борьбу за свержение шахского правительства и создание национального исламского государства. Шах был свергнут и эмигрировал, а страна объявлена исламской республикой. В подготовке Конституции помимо иранцев приняли участие представители зарубежных исламских организаций. В Конституции делался акцент не столько на политико-территориальной характеристике иранского государства, сколько на его идеологической направленности.

Существенным новшеством стало положение о том, что страной руководит авторитетный мусульманский богослов-законник (принип велаят-е-факих), который, как наместник Аллаха на земле, выполняет миссию наставления исламской общины. Должность руководителя государства, во многих отношениях стоящая над всеми другими государственными постами и институтами, была представлена аятолле Хомейни (аятолла - букв, "уста Аллаха"). Эта весьма политизированная версия исламской власти была создана в ситуации, когда, по мнению исламских богословов и законоведов, ислам как "религия моджахедов, следующих правде и справедливости", и как "учение борцов за свободу и независимость" пребывал в опасности. Исламская власть не является ни абсолютистской, ни демократической, она скорее конституционная (общеустроительная), только исполняемая в духе Корана и согласно предписаниям и законам шариата. В этом последнем смысле ее следует считать современной версией теократического государства. Первым исполнителем и главным носителем исполнительной власти был пророк Мухаммед. После него велаятом (богословом-законником) мог быть только мудрый правитель, который должен обладать двумя достоинствами: знанием мусульманских законов и справедливостью. По разъяснению Хомейни, обладание велаятом не является привилегией, это "почетная обязанность осуществлять власть и управление государством и исполнять законы святого шариата".

Иранская конституция 1979 г. предусматривает функционирование особого надзорного органа, именуемого Советом стражей. Этот орган избирается сроком на шесть лет для рассмотрения законов меджлиса (парламента) "на предмет их соответствия исламским и конституционным принципам" (ст. 94). Состав Совета стражей включает шесть священнослужителей, "известных своим знанием исламской юриспруденции и знакомых с требованиями времени", и шесть мусульманских юристов, представляющих различные отрасли права. Из других разделов конституции обращает на себя внимание раздел, относящийся к регулированию экономической и социальной жизни. Конституция обещает всем гражданам социальное обеспечение, пенсии, выплаты в связи с безработицей, выплаты по болезни, медицинское обслуживание и свободное начальное и среднее образование. Она обещает также устранить бедность, безработицу, социальную дискриминацию, монополии и обеспечить беспроцентные займы, планирование экономики в интересах индивида, его возможность участвовать в повышении благосостояния страны вместе с правительством и др. В этом отношении экономическим делам и заботам в конституции уделено больше внимания, чем в какой-либо другой, в особенности западной, конституции.

На сегодняшний день, по мнению З.Бжезинского, Иран "обеспечивает стабилизирующую поддержку новому политическому разнообразию Средней Азии. Он доминирует над восточным побережьем Персидского залива, а его независимость, несмотря на сегодняшнюю враждебность к Соединенным Штатам, играет роль барьера для любой перспективной российской угрозы американским интересам в этом регионе". Он относит Иран к средним по своим масштабам державам с сильными региональными устремлениями и чувством своей исторической значимости.

С этим перекликается мнение бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер.

Она полагает, что Иран после свержения шаха не только оплот исламской революции, но и крупное государство, способное стать очень сильным, как только оно перестанет разбрасываться.

Авторитет Ирана в мире возрастает с каждым годом. Прежде всего, это связано с его ролью в мировой добыче углеводородного сырья, ставшего важнейшим стратегическим ресурсом в прошлом веке, значимость которого только возросла в нынешнем.

Иран занимает четвертое место в мире после Саудовской Аравии, США и России по добыче нефти и наряду с Королевством Саудовской Аравии является лидером в этой отрасли экономики в зоне Персидского залива.

Иран является членом весьма влиятельной Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и по объему производства сырой нефти в рамках этой организации занимает второе место после Саудовской Аравии, имея квоту в 14,6% и в общем объеме производства ОПЕК. В целом доля Ирана в мировом производстве сырой нефти составляет 5,7%.

Вместе с тем, Иран является вторым в мире после России обладателем крупнейших запасов природного газа, объем которых по данным Министерства нефти Ирана оценивается в 26 трлн. куб. м, что составляет 18% от общемировых (146 трлн. куб. м) запасов природного газа.

Многие западные эксперты полагают, что располагая такими ресурсами ИРИ способна осуществлять собственную ядерную программу.

«Факты, полученные из … разных источников, являются неопровержимым свидетельством того, что Иран реально стоит на пороге превращения в ядерную державу», - считает М.Тэтчер.

Иранское руководство серьезно озабочено дестабилизацией в регионе соседних Ирану Ираке и Афганистане, где находятся тысячи американских военных. Со свержением американцами режима Саддама Хусейна в Ираке начался сложный процесс кардинального передела всей геополитической структуры на Ближнем Востоке. Иран опасается, что он окружен по-американски настроенными странами, либо государствами, где расположены базы США и ему больше не на кого рассчитывать в критической ситуации. На сегодняшний день военной мощи ИРИ недостаточно, чтобы адекватно противостоять его потенциальным противникам. Поэтому стремление Тегерана к обладанию ЯО скорее отражает его озабоченность обретением своеобразного фактора сдерживания потенциального агрессора и укрепления собственного авторитета в регионе.

Говоря о месте современного Ирана в мировом сообществе, нельзя сбрасывать со счетов и исламский фактор. Иран самая сложная в этническом отношении страна в регионе. Как известно, в Иране господствует ислам, более 98% населения - мусульмане, из них 90% - шииты. Кроме того, в Иране существуют три религиозных меньшинства, которые признаются исламом (зороастрийцы, иудеи и христиане) и пользуются такими же правами и привилегиями.

Как считают ряд специалистов, на сегодняшний день геополитика, основанная на религиозной, исторической и культурно-языковой общности ирано-таджикской группы народов, не проявляет особой активности. Паниранскую геополитику с этническим оттенком замещает ныне геополитика "исламской революции" - настоящая геополитика под знаменем ислама. После антимонархической революции 1979 г. Иран зарекомендовал себя как источник экспорта радикального ислама в его шиитской версии. С годами мессианские намерения Ирана несколько остыли, хотя в действительности, проводимая геополитическая экспансия стала просто более тонкой. Большие надежды связывают иранские власти с использованием "геополитической ренты" от выгодного географического положения.

Следует отметить, что в современных международных отношениях с каждым годом возрастает влияние исламского фактора, который становится одним из ключевых аспектов мировой политики. Исламу принадлежит исключительное место в становлении системы региональных международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке.

Как известно, Ближний и Средний Восток - это историческая колыбель ислама и традиционный ореол формирования мусульманской культуры. Здесь находятся главные святыни последователей основных направлений ислама. Сегодня этот регион продолжает оставаться эпицентром исламского влияния на все другие страны мира, где исповедуется ислам.

Заключение

В последние годы в Исламской Республике Иран после прихода к власти президента М. Хатами и проведения им "новой политики", особенно во внешнеполитическом плане, в самом Иране, да и на Западе, заговорили о том, что Иран порвал с прежним, агрессивным курсом, то есть экспортом исламской революции. В целом это соответствует действительности. Но в некоторых арабских странах действия проиранских исламских фундаменталистов показывают, что официальный Тегеран все еще продолжает прежний свой агрессивный курс в таких странах, как Судан, Алжир, Турция и в других соседних государствах. Правда, такой агрессивный курс теперь проводится под другим лозунгом - экспорта исламской культурной революции. Сегодня этот курс можно наблюдать на примере Судана.

Иран сегодня удовлетворяет потребности Судана в нефти и нефтепродуктах, а также в боевой технике. Иран хочет использовать город Порт-Судан на Красном море для того, чтобы усилить своё военное присутствие в регионе, где перекрещиваются интересы двух противников Исламской Республики Иран: Израиля и Саудовской Аравии. В рамках своей стратегии Иран в лице Судана нуждается в сильном региональном союзнике особенно после того, как стали слабеть позиции Ирана в Ливане, где на первые роли решительно вышла Сирия.

После 1979 г. исламский Иран предпринял так называемый мирный экспорт иранской исламской революции в страны Персидского залива, особенно в Саудовскую Аравию, Кувейт и Бахрейн.

Особенно сложные отношения сложились с Бахрейном, где Иран стал поддерживать мусульман-шиитов, которые, кстати, составляют большинство населения этого острова, и претендуют на то, чтобы взять всю власть в свои руки. Серьезно обострились отношения Ирана с Саудовской Аравией. Исламский Иран стал претендовать на ведущую роль в исламском мире, обвиняя Эр-Рияд в слишком тесных отношениях с США и в приверженности к "американскому исламу". Иран стал претендовать на руководящую роль в Персидском заливе, считая, что политика Саудовской Аравии в нефтяном вопросе является уступкой американскому империализму и не отвечает интересам ни исламских нефтедобывающих государств, ни стран так называемого "третьего мира". В итоге Саудовская Аравия пошла в апреле 1988 г. на разрыв дипломатических отношений с ИРИ. Еще более обострились разногласия Ирана с Объединенными Арабскими Эмиратами из-за спора о принадлежности трех островов, имеющих стратегическое значение в Заливе: Абу-Муса, Большой и Малый Томб. Их еще в 1971 г. захватил шахский Иран. После Революции 1979 г. ОАЭ попытались апеллировать к исламскому Ирану с тем, чтобы он возвратил эти острова. Однако ИРИ решительно воспротивилась этому. Возник конфликт, который не удалось решить до сих пор.

После прихода в ИРИ к власти М. Хатами при осуществлении "новой свежей дипломатии" были урегулированы проблемы с Саудовской Аравией, а также с Бахрейном. К сожалению, урегулировать отношения ИРИ с ОАЭ так и не удалось. Можно полагать, что в ближайшие 10 лет отношения ИРИ со странами Залива будут развиваться, как сказал король Фахд, "от хорошего к лучшему", за исключением отношений ИРИ с ОАЭ. В середине марта 1999 г. в Исламабаде состоялась конференция исламских стран в связи с военными действиями Югославии в Косово. Конференция, в работе которой принял активное участие и представитель ИРИ, приняла резолюцию, призывающую считать войну в Югославии джихадом или священной войной. Это серьезно обеспокоило ряд стран Европы, а также США. Другими словами, Запад и США в этой ситуации были и очень обеспокоены тем, что Иран может ввязаться в косовский конфликт. Но Иран не встал на пути военного решения конфликта, предложенного НАТО, что было прямо связано с новой политикой ИРИ, которую проводил М. Хатами, предложив покончить с международным терроризмом и военным насилием, решая проблемы мирными средствами.

Таким образом, с геополитической, геостратегической и геоэкономической точки зрения Иран действительно оправдывает свой статус одного из стратегически важных государств нашей планеты.

Список используемых источников

1.Васильев Л. История Востока.- М., 2003

.Большая советская энциклопедия- М., 1986

.История Иранского государства и культуры, М., 1971

4.Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов.- ИНФРА-М, 2004

.Страны и народы. Науч.-попул. геогр.-этногр. изд. В 20-ти т. Зарубежная Азия. Общий обзор. Юго-Западная Азия/Редкол.: Н.И. Прошин (отв.ред.), И.А.Дементьев и др. - М.: Мысль

6.Бастани Париз и Сиясат ва эттесаде асре Сафави (Политика и экономика Сефевидов), Тегеран; 1969

.Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды.-М., 1983

.Графский В.Г. Всеобщая история права и государства:Учебник для вузов. - М., 2003.

.Радугин А.А. Введение в религиоведение. - М.,1997.

.Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М., 1980

.Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. - М.,1996.

.Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1999.

.Тэтчер М. Искусство управление государством. Стратегии для меняющегося мира. М.: Альпина Паблишер, 2003

.Конституция ИРИ и права религиозных меньшинств.

.Модестов С.А. Геополитика ислама. М., 2003.

.www.GUMER.info/bibliotec_books/HISTORY/iran

Похожие работы на - Особенности развития государства и права Ирана в условиях исламской республики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!