Проблема счастья в психологии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,29 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема счастья в психологии













Курсовая работа

Тема: Проблема счастья в психологии

Содержание

Введение

Глава 1. Современное понимание феномена счастья в психологии

1.1 Психологические аспекты феномена счастья

Глава 2. Теории возникновения счастья

2.1 Телические теории (т.е. целей и потребностей)

2.2 Теории деятельности

2.3 Теории сравнения

2.4 Теории наслаждения и боли

2.5 Восходящая и нисходящая теории

2.6 Ассоцианистские теории

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема счастья поднимается во множестве психологических трудов, В то же время счастье трудно представить в качестве предмета строго научного и тем более экспериментального исследования. Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Конечно, феномен счастья с трудом поддается строгому определению и измерению. Однако понятие счастья человека исследуется во многих науках: социологии, философии, психологии. Вероятно, счастье может принимать разные формы. Это и сильное возбуждение, которое испытывают те, кому по душе шумные и волнующие общественные мероприятия, и тихое счастье тех, кому доставляют большее удовольствие спокойные, уединенные занятия.

Актуальность исследования сущности феномена счастья в отечественной социологии и социальной психологии еще не становилось предметом специального изучения, несмотря на то, что до недавнего времени оно довольно часто упоминалось в социально-философских и социально-политических декларациях.

В зарубежной социальной психологии проблема счастья как удовлетворенности жизнью привлекала внимание многих исследователей. Наиболее ранний анкетный опрос, посвященный выяснению источников счастья, был проведен в начале века американским психологом Дж.Б. Уотсоном. Позднее, в начале 40-х годов, известный психолог Э.Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворенности жизнью, названный им "условиями хорошей жизни". Однако эти ранние работы были единичными и не опирались на широкую практику строгих социально-психологических исследований.

Особенно ярко проблема счастья показана в работах исследователей, изучающих эмоции. Это такие выдающиеся отечественные ученые, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, это один из виднейших американских специалистов в области изучения эмоций - К.Э. Изард, и многие другие.

Проблема счастья может быть сформулирована в двух аспектах: во-первых, как проблема мотивирования в жизни; во-вторых, как проблема развития и формирования личности. Это две стороны одного процесса. По-настоящему гуманистической психология станет только тогда, когда на проблемы счастья она будет смотреть через призму личностного роста личности.

Вследствие данного факта мы избрали следующую тему исследования "Проблема счастья в психологии"

Во всем вышеперечисленном усматривается актуальность нашего исследования и ставится цель работы - изучение проблемы счастья в современной психологической науке.

Объект исследования - понятие счастья в психологии.

Предмет исследования - теоретические концепции счастья в современной науке.

В ходе исследовании нами были решены следующие задачи:

. На основе научной и учебной литературы выявить особенности современного понимания феномена счастья;

. Рассмотреть психологические аспекты феномена счастья.

. Проанализировать психологические теории по проблеме причин и источников счастья.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психологической и методической литературы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

психология счастье феномен теория

Глава 1. Современное понимание феномена счастья в психологии

1.1 Психологические аспекты феномена счастья

Несмотря на то, что проблема счастья исследуется давно, каждый раз находятся новые ракурсы ее познания. Особую актуальность проблема счастья обрела в современной России. Исследуемой проблематикой интересовались всегда и везде, но под разными углами зрения; в ней всегда находились новые неизученные вопросы, неосвещенные моменты. Данная тема всегда актуальна и нова, поэтому и интересна для исследователей. И сегодня к ней обращаются представители не только философии, но и психологии и педагогики.

Абрахам Маслоу, американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от простейших в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализирующийся человек спокоен, уверен в себе, талантлив, снисходителен, не склонен к депрессиям и истерикам, при этом имеет здоровую самооценку и гармоничный внешний вид [9, c.49].

Философские течения гедонизм и утилитаризм отожествляли счастье, в основном, с чувственными удовольствиями. Что легко объясняет состояние счастья у влюбленных. Здесь конечно и удовлетворение потребности в признании и не до конца распознанная химико-биологическая реакция.

Ницше считал, что оно, скорее всего, вообще не достижимо как минимум для большей части современных ему европейцев. Христианство убило истинного Бога, Бога-дарителя, создав для себя идеал Бога-страдальца. Человек должен стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и муки. Он просто не имеет права быть счастлив, он обязан страдать во имя чистоты своей души [1, c.101].

С исследуемой проблемой счастья тесно связан вопрос о смысле жизни. Меняется ли он в течение жизни или остается неизменным? Может ли счастье быть смыслом жизни или только средством для осуществления последнего?

Нужно отметить, что большинство отечественных философов обходили тему счастья. Но некоторые, говоря о смысле жизни, обращались и к теме счастья.

Василий Розанов - один из таких мыслителей. В основе его обращения к данной тематике лежит противоречие: с одной стороны, человек не может действовать иначе, как, повинуясь стремлению к счастью; с другой - человек должен следовать только этому влечению (т.е. признается, что иногда люди борются с ним). Затем, пытаясь разрешить данное противоречие, В. Розанов обращается к историческому возникновению идеи счастья. Человек всегда следует своему влечению к счастью (часто даже сам этого не замечая). А в требовании, чтобы каждый руководился только своим счастьем, заключено отрицание необходимого значения для людей этих идей, которые "лишь в меру своего соотношения с его счастьем должны быть предметом его стремлений и антипатий". Само понятие счастья В. Розанов определяет как "термин, указывающий высшее руководительное начало, или идеал, смотря на который мы прилагаем к данному объекту данный порядок мышления" [17, c.24]. Он также признает, что нет универсального счастья, т.е. оно у каждого свое, субъективное ощущение. В. Розанов пишет, что под счастьем можно понимать такое состояние, когда человек достиг пика удовлетворенности, когда он уже не хочет к чему-то стремиться, идти, искать. Единственное, чем различаются ощущения счастья у людей - это продолжительностью и напряженностью. И счастью, более продолжительному и количественно большему должно отдаваться предпочтение. Если возможно сделать счастливым нескольких человек, а не одного, то желательно это осуществить. [17]

По своим ощущениям счастья людей нельзя разделить на высших и низших, так как все они "равноощущающие" и, поэтому, равны в праве на счастье. Ощущение счастья не нужно пытаться предвидеть, сознавать, иначе оно может исчезнуть, так как все, проходя рефлексию, теряет свою энергию. И такое счастье будет менее напряженным, а, может быть, вообще исчезнет.

Таким образом, надо меньше размышлять о счастье. Здесь можно провести параллели с В. Франклом, который также считал, что сознательно стремиться к счастью нельзя [9, c.64]. И В. Розанов, и В. Франкл утверждали, что, если человек делает счастье предметом своих устремлений, то он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но этим он теряет из виду причины для счастья и оно ускользает.

Точке зрения В. Розанова и В. Франкла можно противопоставить мнение Л. Фейербаха, который писал, что все человеческие желания и стремления - это стремления к счастью и избежать их, не думать о них, человек не может.

Розанов также утверждает зависимость истины от счастья: "лишь в меру достигаемого счастья человек может знать истину" [17, c.35]. Таким образом, только когда люди счастливы, они могут совершать открытия, совершенствовать что-то; то есть все, чего достигает человек, - есть продукт его ощущения счастья.

Одно из проявлений счастья - польза (утилитарный принцип). Но в ней не выражается вся полнота первого. Польза - добро, производимое через учреждения. При таком подходе жизнь человека подверглась бы искажению. Но есть высшие потребности духовной природы человека (религия, философия, искусство), которые невозможно выразить в терминах утилитарной доктрины. И если человечество будет постоянно стремиться к счастью, то оно умрет "как в душном кольце", и нет средств для него жить иначе, как, отвернувшись от этого счастья, которое нужно уметь нести.

Счастье, как и радость, есть лишь спутник в стремлении человека к иным целям. Таким образом, счастье составляет важную часть нашей жизни, но не является смыслом жизни.

Счастье - живая и неуловимая субстанция, которую сложно заключить в жесткие рамки и подчинить определенным законам. Возможно именно поэтому австрийский психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в одной из своих работ писал: "Счастье - абсолютно и исключительно субъективно. И мне кажется бесполезным теоретизировать на этот счет".

Таким образом, счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как духовное, так и материальное. Счастье так трудно обрести и сохранить потому, что оно требует наличия в человеке высоких качеств, и особенно чистоты, так как только тот, кто чист, - неизменен.

Глава 2. Теории возникновения счастья

К настоящему моменту существует несколько основных групп теорий, раскрывающих природу возникновения счастья. С одной стороны, они являются теоретическим обобщением всего накопленного материала по данной проблеме, начиная со времен античности, с другой - они базируются на современных практических исследованиях. Рассмотрим основные современные теории.

2.1 Телические теории (т.е. целей и потребностей)

Телические теории утверждают, что счастье достигается тогда, когда достигается цель или удовлетворяется потребность.

Теория потребностей утверждает, что существуют врожденные и приобретенные потребности, которые человек стремиться удовлетворить. Эти потребности могут быть как осознанными, так и неосознанными. В любом случае человек начинает себя чувствовать счастливым после осуществления своих желаний. В противоположность теории потребностей, в теории целей предполагается осознанность желаний. Личность осознанно пытается достичь некоторые цели, и счастье возникает в случае их достижения. Цели и потребности могут соотноситься, например, лежащие в основе потребности могут побуждать к постановке определенных целей. Потребности могут быть универсальными, как у Маслоу, или же они могут значимо отличаться для различных людей, как у Мюррея. Тем не менее, общепризнанным является то, что удовлетворение потребностей, реализация целей, желаний ведет к возникновению ощущения счастья. [14]

Маслоу предложил универсальную иерархию потребностей, возникающую, по его мнению, в одинаковой последовательности у всех людей. Личность должна переживать субъективное ощущение счастья, удовлетворяя потребности на определенном уровне, и, по его мнению, возможна более интенсивная удовлетворенность на более высоком уровне пирамиды потребностей. Мюррей предложил множество потребностей различного происхождения. Потребности различных людей значимо отличаются друг от друга, как, например, потребности достижения и аффиляции. Он считал, что люди счастливы, если удовлетворены их конкретные потребности. [9]

Цели и желания принято считать более осознанными, чем потребности. Предполагается, что большинство людей испытывают ощущение счастья по достижении значимой цели. Однако неизвестно, как долго может длиться это ощущение во времени. Некоторые теоретики, например, Шекола (Chekola M. G.) считают, что ощущение счастья зависит от последовательного исполнения жизненного плана и интегрированного набора личностных целей. Таким образом, в соответствии с этим подходом, субъективное ощущение счастья зависит от двух факторов: гармоничной интеграции целей в жизненный план человека, и их осуществления.

Еще одним подходом, разработанным в данном направлении является теория Палиса и Литла, в котором определяющим является жизненная стратегия, подчиняющая себе конкретные личностные задачи, связанные с достижением счастья. Палис и Литл утверждают, что люди имеющие долгосрочные жизненные цели с отодвинутым во времени вознаграждением несчастны. Большинство же счастливых людей имеют проекты менее сложные и приносящие больше удовольствий, значимых для индивида в данный период времени. [16]

В соответствии с телическим подходом, ощущение счастья зависит от множества факторов. Во-первых, люди должны достигать цели приносящие кратковременные моменты счастья, испытывая при этом продолжительную неудовлетворенность, из-за несоответствия кратковременной цели и цели, отодвинутой во времени. Во-вторых, эти цели и желания могут находиться в конфликте, и поэтому их полное удовлетворение невозможно. А так как эти цели и желания могут быть и неосознанными, то будет трудно их определить и интегрировать, если они противостоят друг другу. Достигая целей, приносящих кратковременные периоды счастья, люди испытывают неудовлетворенность из-за их несоответствия глобальным целям. В-третьих, люди могут быть лишены возможности переживания счастья, если цели и желания отсутствуют. И, в-четвертых, люди могут быть не в состоянии достичь свои цели по причине отсутствия достаточных способностей и умений, а также если их цели слишком высоки.

2.2 Теории деятельности

Любопытный подход к вопросу счастья предлагают теории деятельности. "Счастье - это сопутствующий человеческой деятельности продукт", - утверждают последователи этой концепции. Так, например, удовольствие от восхождения на гору может быть значительно выше, чем достижение вершины. Следовательно, счастье - это путь, а не цель. Сегодня теории деятельности рассматривают деятельность в самом широком смысле. Например, хобби, социальные взаимоотношения.

Очень распространено в этих теориях убеждение, что осознанная деятельность уменьшает субъективную удовлетворенность. Для достижения счастья необходима концентрация усилий на достижении целей и задач, а счастье при этом является побочным продуктом.

Наиболее ярким примером теории деятельности является теория американского профессора психологии М. Чиксентмихайи. В соответствии с ней деятельность приносит удовлетворение, если личностные способности соответствуют необходимым способностям для выполнения этой деятельности. Если выполняемые действия слишком легки, то возникает скука, если же слишком сложны, возникает тревожность. Жизнь будет наиболее счастливой, если они вовлечены в интересную и увлекательную деятельность. [9]

2.3 Теории сравнения

Теории сравнения рассматривают счастье как результат сравнения актуальных условий и принимаемыми личностью нормами. То есть, человек формирует некое представление о стандартном удовлетворяющем его состоянии и сравнивает текущую ситуацию с этим стандартом. Если актуальные условия превышают стандартные с точки зрения личности, то тогда человек воспринимает свою жизнь как удовлетворяющую его и счастливую. Стандарт можно устанавливать для себя по своему усмотрению, исходя из собственной концепции или установок родителей. В разных ситуациях стандарты могут меняться. Так, например, сравнение себя с менее успешным человеком может усилить состояние внутренней удовлетворенности.

С помощью этой теории невозможно предсказать, какие события воспримет человек как позитивные или негативные, но можно предсказать возможные воздействия, производимые этими событиями.

В теории социального сравнения Карпа и Михалоса референтная группа определяет стандарт, воспринимаемый личностью в качестве субъективной нормы. В теории адаптации Брикмана прежняя жизнь человека рассматривается в качестве стандарта. Если настоящая жизнь человека превышает этот стандарт, то он будет испытывать ощущение удовлетворенности жизнью и счастье. Человек может сам установить этот стандарт исходя из собственной концепции или из установок родителей. Несмотря на то, что в разных ситуациях стандарты могут устанавливаться различными путями, они будут являться основой сравниваемых условий. Сайдман и Рапкин приводят свидетельства влияния социальных сравнений на психическое здоровье, а Вилсон считает, что сравнение себя с менее успешным человеком может усилить состояние субъективной удовлетворенности. [15] Керл установил, что уверенность в том, что у других жизнь хуже, может способствовать собственной удовлетворенности, а Истерлин определил, что удовлетворенность собственным доходом наступает после его сравнения с другими в обществе. Недостатком теории социального сравнения является то, что она не говорит о том, когда человек испытывает потребность в сравнении себя с другим. Как отмечает Фридман, для некоторых областей, как, например, половые предпочтения, социальные сравнения не значимы, так как имеют индивидуальные стандарты, в основе которых находятся собственные ценности и потребности. Тем не менее Эммонс установил, что социальные сравнения являются наиболее сильной предпосылкой для ощущения себя счастливым в большинстве сфер жизни.

Одной из разновидностей теории сравнения является теория адаптации. Теория адаптации основывается на стандартах собственного опыта индивида. Основывается она на том, что человеку свойственно привыкать, адаптироваться к существующим условиям. Если текущие события лучше стандарта, человек испытывает ощущение счастья. Но при высокой длительности этих событий возникает адаптация и стандарты повышаются до нового уровня. В соответствии с этой теорией, например, гораздо более значим постоянный рост дохода для переживания субъективной удовлетворенности, а не лишь его более высокий уровень по сравнению с другими. Индивидуальные стандарты претерпевают множество изменений в разные стороны в зависимости от обстоятельств к уровню, способному обеспечить воздействие. [15]

Беркма сообщает факты того, что выигравшие в лотерее не более счастливы, чем контрольные испытуемые. Он предполагает, что люди привыкают к любым событиям как положительным, так и отрицательным. Данные выводы подтверждает также исследование парализованных индивидов Вормана и Сильвера. Несмотря на то, что парализованные люди чувствовали себя, невероятно, несчастными, после трагедии, которая с ними произошла. Тем не менее, они достаточно быстро стали двигаться в сторону большей удовлетворенности, что предполагает возникшее привыкание даже к такому несчастью. [15]

Однако несмотря на то, что адаптация является мощным процессом, ее границы, или же параметры воздействий неокончательно поняты.

2.4 Теории наслаждения и боли

Эти концепции основываются на утверждении, что если человек испытывает какую-либо потребность, то это связано с тем, что ему в жизни чего-то недостает.

Таким образом, все формулировки потребностей и целей предполагают отсутствие или депривацию желаемого в качестве предшественника субъективной удовлетворенности. Центральным положением этого подхода является следующее: чем сильнее депривация, тем больше наслаждение по достижении желаемой цели.

По мнению Владислава Татаркевича, представление о том, что удовольствие и боль (состояние счастья и несчастья) взаимосвязаны, находит множество подтверждений. Так, например, те, кто испытывает наиболее интенсивно удовлетворение, также более интенсивно испытывают и негативные эмоции.

Еще одним доказательством того, что удовлетворение и боль взаимосвязаны, является подробное рассмотрение психологических затрат и вовлеченности в поставленную цель. Если человек имеет значимую цель и потратил много сил на ее достижение, то неудача будет причиной разочарования, а удача - ощущения счастья. Но если индивид не был особенно заинтересован в достижении цели, то и неудача не станет причиной сильного неудовлетворения. В терминах Татаркевича: при увеличении источников удовольствия автоматически увеличиваются и источники боли.

Интересной теорией, предполагающей взаимосвязь удовольствия и боли является теория обратного эффекта Соломона. В соответствии с ней потеря чего-то хорошего вызывает состояние несчастья, а потеря чего-то плохого, наоборот, ведет к счастью. При этом субъект будет привыкать к плохому или хорошему для него объекту и таким образом уменьшать это субъективное ощущение счастья или несчастья. [19]

2.5 Восходящая и нисходящая теории

Сторонники восходящей теории считают, что субъективное ощущение счастья есть сумма некоторого числа маленьких удовольствий (сумма мелких позитивных переживаний). Счастливая жизнь в целом представляет собой накопление счастливых моментов. Бусинка за бусинкой нанизываются на нитку счастья приятные переживания, а обладатель более длинной нитки, по праву может считать себя баловнем судьбы. Сторонником такого подхода был Дж. Локк.

В противоположность этому подходу "нисходящая" теория опирается на теоретическое допущение о том, что для субъективного переживания состояния счастья определяющей является установка на отношение (позитивное или негативное) и эта установка определяет характер взаимодействия индивида и внешнего мира. Т.е. человек может быть счастлив в той или иной ситуации по причине своей оптимистической установки, а несчастлив по причине пессимистической установки, вне зависимости от реального характера вещей. Это значит, что нужно любыми способами развивать в себе позитивное отношение к миру и накапливать позитивный жизненный опыт. В этом воззрении причинность поступает от более высоко организованных элементов к более низким, элементарным уровням. [21]

Этот подход к счастью базируется на опосредующем влиянии личностных установок на осмысление тех или иных событий жизни человека. Например, некоторые люди в состоянии интерпретировать большинство событий, происходящих с ними, позитивно. Философы, взгляды которых можно отнести к этому подходу, называют локусом удовлетворенности аттитюды. Например, Демокрит утверждал, что счастливая жизнь не зависит от судьбы или от внешних обстоятельств, но в большей степени от состояния ума индивида. Татаркевич также считает, что важно не то, что человек имеет, а то как он к этому относится. [19]

В соответствии с "восходящей" теорией, для достижения ощущения счастья человек должен развить в себе способность позитивного отношения к миру, а также накапливать позитивный опыт в жизни. Так, например, философы - гедонисты считают, что счастье возможно, если удовольствия тщательно избраны.

Несмотря на то, что оба подхода частично верны, открытым остается вопрос о том, как они взаимодействуют. Неизвестно также то, как личностные черты могут изменятся при накоплении опыта; как происходит формирование позитивного отношения к жизни и насколько оно может быть устойчивым во времени. Вероятно, что для счастья каждого конкретного человека вклад переживаний от глобальных жизненных событий и сиюминутных удовольствий сугубо индивидуален.

При столкновении "восходящей" и "нисходящей" теорий счастья возникают следующие полемические вопросы: Является ли способность человека быть счастливым его внутренней характеристикой, или счастье - это состояние, возникающее в конкретный момент как реакция человека на благоприятные события в его жизни? Те, кто утверждает, что это предрасположенность или личная характеристика предполагают, что субъективное счастье есть не чувство или эмоция, а способность реагировать определенным образом. Эта "нисходящая" теория допускает, что счастливый человек может себя временно чувствовать несчастливым. "Восходящая" теория предполагает у счастливого человека наличие множества счастливых моментов. По мнению Шеколы, счастье - это коллекция счастливых моментов. При этом субъективное ощущение счастья может быть как личностной характеристикой, так и просто состоянием. [19]

Другим спорным вопросом является вопрос о роли счастливых событий в создании субъективной удовлетворенности, поднятый Левинсоном. Мнение Левинсона и его коллег о том, что отсутствие приносящих удовольствие моментов ведет к депрессии, представляет собой "восходящий" подход. Критики этой точки зрения считают, что депрессия ведет к неспособности получать удовольствие от каких-либо даже положительных событий, а это является "нисходящим" подходом. Таким образом, нет единого мнения по поводу того, в какой мере отсутствие приятных событий является причиной или следствием низкой удовлетворенности жизнью и состояния несчастья.

2.6 Ассоцианистские теории

Существуют также модели, в которых делаются попытки объяснения взаимосвязи счастья и свойств темперамента. Многие из этих теорий основываются на исследованиях ассоциативных связей памяти, феномена "обусловленного вызывания эмоций" на когнитивных принципах, и могут быть собраны под широкой рубрикой ассоцианистских моделей. Когнитивные подходы к исследованию субъективной удовлетворенности жизнью весьма разнообразны. Так, в рамках одного когнитивного подхода, разработанного Шварцем, исследуются событийные атрибуции. Например, позитивные события приносят большую удовлетворенность, если они приписываются ко внешним, стабильным факторам.

Сторонники подхода, основывающегося на ассоциативных связях памяти, считают, что ощущение счастья напрямую связано с умением человека выстраивать богатую структуру позитивных ассоциаций. Связано это с тем, что людям свойственно вызывать из памяти те воспоминания, которые созвучны их настоящему эмоциональному настроению. Если человек привык выстраивать позитивные связи и ассоциации, то большее количество событий будет вызывать у него приятные эмоции, и наоборот.

Очень похожий тип теории основан на исследованиях феномена "обусловленного вызывания эмоций". Последователи этой концепции считают, что повторяющиеся счастливые события формируют позитивный эмоциональный опыт личности. Вырабатывается своеобразная привычка быть счастливым, человек ожидает приятных событий, и, благодаря этой привычке, все, что случается с ним вызывают у него приятные ассоциации. При этом осознанные попытки уменьшить количество негативных мыслей могут увеличивать ощущение счастья. Например, если человек систематически по утрам произносит позитивные установки, то вероятность того, что день будет удачным, повышается. Некоторые люди способны построить настолько мощную структуру позитивных ассоциаций, что все события их жизни воспринимаются ими как позитивные.

Другой значимый подход в исследованию ощущения счастья рассматривает ассоциативные связи памяти. Боуер показал, что людям свойственно вызывать из памяти те воспоминания, которые созвучны их настоящему эмоциональному настроению. Личность может развить богатую структуру позитивных ассоциаций и более ограниченную и изолированную структуру негативных. У таких людей большее количество событий будет вызывать позитивные идеи и эмоции. Т.е. личность с такой изначально позитивной структурой ассоциаций будет предрасположена реагировать на большинство событий позитивно. [21]

Сходный тип теории основан на исследованиях феномена "обусловленного вызывания эмоций" Исследования Цайонкса и Фордайса показали, что "эмоциональное обусловливание" обеспечивает специфическую устойчивость субъективных представлений. Можно заключить, что в данных исследованиях авторы полагают счастливыми людей, чья жизненная ситуация подкрепляет существующий позитивный эмоциональный опыт. "Эмоциональное детерменирование" и структурные связи памяти могут функционировать и без прямого вторжения сознания. Фордайс представил свидетельства того, что осознанные попытки уменьшить негативные мысли могут увеличивать ощущение счастья, а Камман установил, что позитивные установки, произносимые по утрам, способствуют более удачному дню. Т.е. прямые осознанные попытки избегать негативных мыслей и мыслить позитивно, могут в некоторой мере увеличивать ощущение счастья. [9]

Некоторые люди в состоянии построить мощную структуру позитивных ассоциаций и научиться позитивно реагировать на все события их жизни. Такие люди назывались древними философами обладающими счастливым темпераментом. Личности с подходом к жизни Полианны (Эффектом Полианны называется способность человека позитивно оценивать происходящие с ним события), вероятно, являются типом личности, сформировавшем систему позитивных ассоциаций по отношению к миру.

Т.о. может быть развит интерактивный подход, который бы балансировал воздействие внешних событий и влияние личности. Личность может иметь систему ассоциативных связей, обуславливающую позитивные реакции. Но, несмотря на то, что реакции на поступающие события определяются этими связями, текущие события способны изменять эти ассоциации со временем. Т.е. система ассоциативных связей личности может быть в большей или меньшей степени подвержена влиянию новых ассоциативных элементов.

Заключение

Счастье по сути дела - междисциплинарный феномен. В заключение следует отметить, что к данной тематике обращались и различные представители отечественной философии и психологии. Но невозможно полностью охватить и передать все, что было сказано по поводу счастья в психологии.

Исследуемой проблематикой интересовались всегда и везде, но под разными углами зрения; в ней всегда находились новые неизученные вопросы, неосвещенные моменты. Данная тема всегда актуальна и нова, поэтому и интересна для исследователей. И сегодня к ней обращаются представители различных наук, что и было проанализировано в нашей работе.

В нашей работе мы попытались передать характеристики основных отечественных представителей психологических теорий, которые рассуждали по поводу счастья.

Обобщая все выше перечисленные теории, можно выделить три главные принципа в соответствии с которыми следует описывать состояние счастья:

. когнитивный принцип: счастье представляет собой удовлетворенность в различных сферах жизни (работа, жилье, отдых),

. личностный принцип: счастье включает в себя удовлетворенность собственным Я, или самореализацию,

. принцип установки: счастье зависит от оптимистического или пессимистического типа эмоционального отношения к жизни.

Список литературы

1. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб, Питер, 2003

. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. // Психологический журнал. 2000. т. 21. №2.

. Джидарьян И.А. Счастье и его типологические характеристики. - М, 2000.

. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб, Алетейя, 2001

. Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. - Львов, 1999.

. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. - М.: Мысль, 1982

. Нырков А.В. Технологии счастья, - М.: Олма-пресс, 2000

. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Мысль, 1986

. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М., 7.1998.

. Розанов В. Цель человеческой жизни // Розанов В. Смысл жизни. М., 1994.8.

. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М.: Мысль, 1998.

. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Наука, 1990

. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М, 2004


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!