Проблема женской трудовой занятости в условиях современности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема женской трудовой занятости в условиях современности

Содержание

Введение

Психический мир человека в ситуации социальной нестабильности

Проблема женской трудовой занятости в условиях современности

Социально-психологический анализ женского бизнеса

Заключение

Список использованных источников

Введение

Социальный прогресс с его демократизацией взаимоотношений полов, стиранием границ между "мужскими" и "женскими" социальными ролями, что в частности выражается в выборе женщинами нетрадиционных для них видов профессиональной деятельности, не только изменяет, нормативные представления о женских ролях и нивелирует многие казавшиеся ранее «естественными» их особенности, но и влияет на личность как позитивно, так и негативно. В современном обществе женщины становятся всё более социально активными, инициативными, независимыми, стремятся к профессиональной самореализации. Расширяется репертуар тендерных ролей женщины. Если ещё несколько десятилетий назад подавляющее большинство женщин видело себя только в роли матери, жены, сотрудницы с исполнительными функциями, не претендовавшей на руководящую должность, то в наши дни никого не удивит женщина-политик, бизнес-леди, топ-менеджер в крупных корпорациях. Поэтому необходимость исследования особенностей её самореализации и жизненного пути в современных условиях становится все более актуальной. Значительный вклад в развитие представлений об идентичности внесли Э. Эриксон, Дж. Марсиа, А. Ватерман, Р. Фогельсон и др. Тендерная роль и тендерная идентичность являются одними из составляющих чувства личностной идентичности. Условия их формирования исследованы Н. Чадороу, Дж. Джекобсом, В. Уайцем, Л. Гилбертом, Б.И. Хасаном, Ю.А. Тюменевой, Л.В. Поповой, Н.А. Орешкиной и др.

Психический мир человека в ситуации социальной нестабильности

В ситуации нестабильности человек по-иному переживает время собственной жизни, переосмысливает прошлое, настоящее и будущее, иногда теряет ощущение времени, а значит, и цели собственного бытия, что для психолога служит одним из симптомов жизненного кризиса. [6]

Исследования различных сторон жизни человека в условиях ситуации социальной нестабильности получают все большее распространение, как в зарубежной, так и отечественной психологии. На Западе выделяется целая серия исследований по психологии жизненных кризисов, среди которых определенный интерес представляют работы немецких ученых С. Фишера, К. Коопера и Л. Пельцманна. В этих работах исследуются различные состояния человека в связи с изменениями в сфере профессиональной деятельности, в частности, в связи с потерей работы. Постоянно меняющиеся условия существования сопровождаются негативными последствиями для человека, оказывают определенное влияние на процесс самореализации личности.

Можно выделить два основных плана этих влияний. Первый - необходимость изменения привычной социальной среды, установление новых социальных контактов, что часто связано с преодолением агрессивности среды, трудностями завоевания достойного места, статуса в ближайшей социальной группе. Это сложный путь, ибо он требует устойчивых коммуникативных умений, мобильных коммуникативных действий или специальных умений в решении ситуативных задач, что позволило бы быстрее войти в новую социальную среду. Все это может привести к определенным изменениям личностного потенциала: снижению уровня самооценки, симптоматики достижений, повышению уровня тревожности. Второй план связан с изменениями пространственно-временных параметров жизни человека.

Это не только нарушения привычного ритма и темпа жизни, ее размеренности во времени, привычном пространстве, но и необходимость осознания, принятия и освоения новых временных механизмов кардинальных жизненных перемен, что связано с изменениями временных циклов (последовательности смены событий, их длительности и скорости), а также с сужением временных перспектив, низкой продуктивностью принятия событийности в настоящем и прошлом опыте личности. В ситуациях социальной неопределенности часто наблюдается также установка на возникновение в ближайшем будущем только негативных событий. Это расценивается психологами как один из стресогенных факторов. Есть данные, показывающие, что ситуация ожидания неприятного события человеком переживается тяжелее, чем само свершившееся событие [6]

Согласно имеющимся теоретическим концепциям (Г. Селье), стрессогенные воздействия вызывают систему адаптационных реакций, также различно протекающих во времени. Выделяются три фазы развития адаптационного синдрома: а) возникновение тревоги, когда происходит мобилизация сил для оказания сопротивления: б) развитие сопротивления организма и различных поведенческих реакций: а) истощение приспособительных возможностей. На третьей фазе происходит либо выход из состояния стресса, если протекание двух предыдущих фаз шло в интенсивном темпе, либо потеря сил и отказ от деятельности, если адаптационные реакции несколько запаздывали по времени [8].

При этом важно учесть, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди заранее осведомлены о предполагаемом времени надвигающейся неприятности, их самообладание, постепенно формируясь и перестраиваясь, нейтрализует действия стрессора. У них есть возможность подготовиться к этим событиям, обратиться за поддержкой, консультацией к специалисту, скорректировать планы и структуры поведения в новых условиях. При возможности предусмотреть какие-то шаги вероятность стресса значительно снижается [6].

Трудные социально-экономические условия существования человека в условиях социальной нестабильности отражаются не только на общем состоянии личности (постоянное напряжение и дискомфорт), но и на психическом здоровье.

Понятие "тревожность" используется в двух основных значениях: как психическое состояние и как свойство личности. Тревожность - длительное эмоциональное состояние, характеризующееся субъективными ощущениями напряжения в ожидании неблагополучного развития событий - часто возникает в ситуации неопределенности или смутно осознаваемой опасности. Действие тревоги распространяется далеко за рамки реальной ситуации, перенося субъекта тревоги как в будущее, так и в прошлое [6].

Тревожность как свойство личности в основном связывается с поведенческими реакциями, со способами поведения человека в чрезвычайных, внезапно возникших ситуациях. В этом случае поведение человека может проявляться в виде так называемой над ситуативной активности, когда он способен самостоятельно организовать свое поведение, активный поиск и процесс постановки новых целей и способов их достижения. Этот процесс развертывается во времени достаточно медленно, если субъективно оцениваемая человеком ситуация воспринимается как потенциально неопасная, и стремительно, если она оценивается как потенциально опасная, угрожающая жизни или социальному статусу.

Как показывает ряд исследований, состояние тревоги, испытываемое человеком в ситуации неопределенности и нестабильности, также сопряжено с временным фактором, учет которого позволяет выйти на уровень создания конкретных приемов и методов оказания психологической помощи человеку. Так, над ситуативная активность может выражаться в постановке "сверхзадачи", для решения которой потребуется определенное время, в течение которого придется последовательно решать несколько задач. "Встать над ситуацией", переосмыслить ее значение, установить иерархию последовательности решения поведенческих задач, перераспределив их по значимости во времени, - эффективный путь снятия состояния тревоги и формирования адекватных способов ее преодоления. [6]

Исследования Боннского научного круга, представленные Л. Анцыферовой [2], обращают наше внимание на жизненный мир личности и "техники" ее бытия в переломные периоды жизни. Согласно работам немецких ученых X. Томэ и У. Леер, в трудных ситуациях у человека обостряются по крайней мере три его функции как субъекта жизни. Первая из них заключается в антиципации разных типов возможных жизненных тягот и потенциальном накоплении ответов на них, психологической подготовки к ним, что характерно для всего периода трудных ситуаций; вторая - в быстром анализе имеющихся альтернативных ответов на жизненные сложности и создании новых альтернатив; третья, пожалуй, самая трудная, заключается в создании психологических условий для достижения гармонии между рассогласованными (у людей старшего возраста) когнитивными и мотивационными процессами. Высокие мотивы достижения, сильные желания и стремления должны быть перестроены, снижены до уровня изменившихся тем и когнитивных представлений о своем новом ограниченном жизненном мире. При этом, как показывают Томэ и Леер, человек все же продолжает порождать новые "техники" жизни. Иными словами, человек постоянно творит свой мир повседневности, создавая ответы на требования жизни. Вся совокупность техник бытия называется "системами приспособления", когда под приспособлением понимаются не только требуемые обстоятельствами изменения человеком себя и своих временных перспектив, но и преобразование ситуации в соответствии с новыми возможностями и жизненными целями. [6]

Обновление "техник бытия" в трудных ситуациях связано не только с актуализацией поиска ответов на проблемы, но и с изменениями жизненного стиля, структуры преобладающих тем жизни и социальных контактов, а также доминирующих форм поведения и временной перспективы

Таким образом, все многообразие описанных разными авторами поведенческих реакций и ситуациях нестабильности, последовательность их влияний на человека во временном масштабе могут быть дополнены также проблемой индивидуально-психологических и половозрастных особенностей поведения и адаптации человека и изменяющихся условиях существования.

Рассмотрим проблему реализации женщины в рамках социальной нестабильности.

Проблема женской трудовой занятости в условиях современности

Можно выделить следующие социально-экономические проблемы женщин, требующие особого внимания и принятия мер в современный период:

предпочтения по признаку пола при найме на работу и при увольнении;

недостаточно высокий уровень квалификации безработных женщин, особенно в сельской местности;

широкие масштабы применения труда женщин в неблагоприятных условиях;

скрытая дискриминация в оплате труда и др. [1]

В условиях социально-экономического кризиса проблема женской занятости еще более обострилась. Женщины оказываются менее социально защищенными в сфере труда, чем мужчины. Они вынуждены не просто менять в массовом порядке свой социальный и профессиональный статус, но и в большинстве случаев его снижать, становясь безработными, а затем переквалифицироваться, как правило, на формы занятости, не требующие ни образования, ни накопления профессиональных знаний [7, с.294].

В настоящее время число безработных женщин трудоспособного возраста значительно превышает число безработных мужчин. Появился даже такой термин, как «безработица с женским лицом». В 2009 г. в общей численности безработных доля женщин составляла 47,7%, а в численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости - 54,9%.. Важно отметить, что самый высокий уровень занятости наблюдается среди женщин в возрасте от 30 до 40 лет. Незанятость молодых связана с рождением детей и необходимостью ухода за ними, женщин более старшего возраста - объясняется выходом на пенсию в связи с наличием льготного стажа, заболеваниями, низкой конкурентоспособностью на рынке труда из-за трудностей в переучивании, которые снижают возможность найти новое место работы в случае утраты прежнего.

В наиболее тяжелом положении находятся женщины, относящиеся к категории слабо защищенных в социальном плане:

женщины, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов;

многодетные матери; одинокие матери;

жены военнослужащих, которые из-за частых переездов теряют квалификацию;

выпускницы средних и высших учебных заведений, не имеющие опыта работы;

женщины предпенсионного возраста.

Женщины обладают большим адаптационным потенциалом и более активно используют его. По сравнению с мужчинами экономически активные женщины обладают более высоким уровнем образования и более конкурентоспособной возрастной структурой. [1].

При этом большой процент женщин (особенно женщин с детьми) проявляют особый интерес к занятости с неполным рабочим днем, гибким графиком работы и неполной рабочей неделей. Во-первых, превалирует мнение, что именно женщины должны «подстраивать» свою трудовую деятельность под семейные обязанности; во-вторых, женщины не всегда считают себя основными кормильцами семьи, воспринимая свой заработок как дополнительный, а заработок мужа - как основной [4].

Женщины часто подвергаются профессиональной дискриминации. Обладая приблизительно той же квалификацией и опытом, что и мужчины, они занимают менее престижные должности и позиции, соответственно, и менее материально поощряются. У каждой женщины должна быть возможность индивидуального выбора самореализации своего человеческого потенциала и в профессиональной сфере деятельности, и в семейно-бытовой сфере, не ограничиваясь при этом гендерными стереотипами. [1]

В этом аспекте рассмотрения проблемы возникает феномен профессиональной сегрегации. Понятие профессиональной сегрегации связано с анализом ассиметричного размещения женщин в профессиональной структуре и связанных с этим неравенств в отношении оплаты труда мужчин и женщин и в отношении других профессиональных характеристик. [5]

Теоретические подходы к понятию "профессиональной сегрегации" варьируются в зависимости от взглядов представителей различных социальных и экономических школ. Анализируя различные направления, можно выделить несколько различных подходов к этому вопросу:

. Профессиональная сегрегация является продолжением влияния мужских и женских ролей, их статуса в домохозяйстве, в общественной жизни, перенесенного в профессиональную структуру. Это распределение половых ролей может быть задано первично или быть результатом принуждений, навязанных экономической (капиталистической) эксплуатацией (точка зрения марксистов).

. Профессиональная сегрегация возникает вследствие действия факторов спроса и предложения на рынке труда: из перспективы индивидуальных мужчин и женщин, как рациональных производителей и потребителей (точка зрения неоклассиков).

Похожие работы на - Проблема женской трудовой занятости в условиях современности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!