Исследование феномена алекситимии у русскоязычных и англоязычных интернет-аддиктов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    998,03 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование феномена алекситимии у русскоязычных и англоязычных интернет-аддиктов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ У АДДИКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

.1 Из истории изучения Интернет-аддикции

.2 Интернет-аддикция как вид зависимости

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН АЛЕКСИТИМИИ У ЛИЦ С ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЕЙ

.1 Понятие алекситимии и история его развития

.2 Алекситимия и аддиктивное поведение

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ (ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА АЛЕКСИТИМИИ У АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ)

.1 Описание методов и методик исследования

.2 Анализ и обсуждение результатов

.3 Рекомендации о возможном способе психологической коррекции алекситимии

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

В настоящей работе представлены результаты сравнительного исследования феномена алекситимии в русскоязычной и англоязычной группах компьютерных аддиктов (далее интернет-аддиктов); предпринята попытка объяснить формирование компьютерной аддикции на основе уже сформированной алекситимии, а также сравнить и проанализировать две группы интернет-аддиктов, отличающихся своими этническими признаками: русскоязычную группу интернет-аддиктов, представители которой, в большинстве своем, являются жителями России, и англоязычную группу интернет-аддиктов, представители которой являются жителями европейских стран.

Актуальность исследования состоит, прежде всего, в значительном увеличении роли информационных технологий в профессиональной и повседневной жизни человека, а так же, как следствие, в формировании аддиктивного поведения у пользователей сети Интернет, сетевых и локальных компьютерных игр.

С.В. Дремов и соавторы приводят ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения: постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры; изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре; «потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру; состояние психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся в период между играми. Такие состояния напоминают абстиненцию у наркоманов и алкоголиков; нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну [18]. Указанные признаки в полной мере имеют место и при компьютерной аддикции.

Как известно, любая аддикция основана, прежде всего, на каких либо отклонениях личности. Результаты настоящего исследования показывают повышение вероятности формирования такого рода аддикции, если у личности имеется уже сформированная алекситимия. Неспособность человека распознавать и вербализировать свои эмоции и эмоции других людей, ведет ко многим проблемам в их жизни, в том числе и к психосоматической патологии, и в такой ситуации человек подсознательно ищет возможность «самолечения». Компьютерная аддикция в этом случае выступает, как способ снять симптомы, вызванные алекситимией за счет создания виртуального образа Я, отличного от Я-реального, однако, «компьютерная игра как артефакт современного мира, не имевший ранее аналогов, является средством моделирования виртуальных сред, которые поддаются восприятию и отражению человеческой психикой, могут быть осознаны и воспринимаются как реальность»[9]. Таким образом, за счет восприятия психикой виртуальной среды, как реальной, дискомфорт, вызванный алекситимией может частично снижаться, а симптомы сниматься.

Но возникает вопрос: имеет ли место данная проблема у компьютерных аддиктов всех национальностей, либо это присуще носителям определенных этнических признаков? На этот и многие другие вопросы и дают ответы результаты исследования.

Итак, объектом исследования является феномен алекситимии у русскоязычных и англоязычных интернет-аддиктов.

Предметом исследования является феномен Интернет-аддикции русскоязычных и англоязычных пользователей сети Интернет, локальных и сетевых компьютерных игр.

Цель исследования - выявление алекситимии у пользователей сети Интернет и сравнение его значений у русскоязычных и англоязычных интернет-аддиктов.

Задачами сравнительного исследования являются:

. Исследовать и провести сравнительный анализ отношения Интернет-аддиктов среди русскоязычных и англоязычных пользователей сети Интернет;

. Провести анализ значений алекситимии между русскоязычными интернет-аддиктами и обычными пользователями (группой Интернет-аддиктов и контрольной группой);

. Провести анализ значений алекситимии между англоязычными интернет-аддиктами и обычными пользователями (группой Интернет-аддиктов и контрольной группой);

. Исследовать взаимосвязь отдельных личностных характеристик и уровня алекситимии в группе русскоязычных пользователей;

. Исследовать взаимосвязь отдельных личностных характеристик и уровня алекситимии в группе англоязычных пользователей;

Гипотезы исследования:

Положение 1. Количество интернет-аддиктов среди англоязычных и русскоязычных пользователей сети Интернет одинаковое;

Положение 2. Имеются существенные различия значений уровня алекситимии между интернет-аддиктами и обычными пользователями сети Интернет, как в русскоязычной, так и в англоязычной группе;

Положение 3. Имеются взаимосвязи отдельных личностных характеристик и уровня алекситимии как в группе русскоязычных, так и англоязычных пользователей сети Интернет, локальных и сетевых компьютерных игр.

В настоящем исследовании использовались такие методы исследования как тестирование и анкетирование, а так же методы проверки нормальности распределения: критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Лиллифорса; метод математической обработки данных Хи-квадрат, корреляционный анализ с использованием непараметрического коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Базой исследования является 291 (150 русскоязычных и 141 англоязычных) пользователь сети Интернет.

Работа представлена введением, тремя главами (а именно: Глава 1 раскрывает понятие интернет-аддикции, Глава 2 раскрывает смысл феномена алекситимии, Глава 3 описывает собственно исследование феномена алекситимии у русскоязычных и англоязычных интернет-аддиктов, а так же содержит выводы и рекомендации о возможном способе психологической коррекции алекситимии). Так же имеются 8 приложений, 5 рисунков, 2 диаграммы и 8 таблиц. В работе использовано 35 литературных источников.

Новизна исследования заключается в том, что при достаточном количестве в науке информации об интернет-аддикции, причины как таковые данного вида аддиктивного поведения не выявлены, а так же мало разработаны способы психологической коррекции алекситимии.

ГЛАВА 1. Пользование Интернет - как способ реализации у аддиктивной личности

1.1 Из истории изучения Интернет-аддикции

Обсуждение феномена Интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder или IAD) началось недавно: в 1994 г. К.Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному критерию, аддиктами. В 1995 г, И.Голдберг предложил набор диагностических критериев, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм и не опирающийся на клинические материалы по IAD, что вызвало неприятие - полное или частичное - у ряда специалистов (М.Гриффитс, Дж. Грохол, Дж.Сулер и др.). В 1996-1997 гг. С. Кинг представил содержательный обзор проблемы; появились основанные на эмпирических (в основном опросных, реже клинических) данных статьи С. Томпсена, В. Бреннера, О. Эггера и М. Раутерберга - вероятно, одно из первых в Европе исследование, Т. Белсэйр и др., Дж. Морэйхэн-Мартин и П. Шумейкер, Ч. Чу и др., К. Янг, Дж. Сулер. Ученые столкнулись с проблемой большого сходства симптоматики зависимости от Интернета и симптоматики так называемой «технологической зависимости», «зависимости от компьютеров» или «патологического применения компьютеров». Интернет-аддиктов достаточно сложно отделить от игроголиков и работоголиков, которые интенсивно работают в Интернет, но при этом не испытывают патологической привязанности к «виртуальному миру». Также встал вопрос о том, что может быть и любые человеческие увлечения в своих крайних формах дают основания говорить об аддикции.

В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические Web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К.Янг, Д.Гринфилд, К.Сурратт) [11]. При этом большая часть исследований методически построена как сетевые опросы, интервью и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили дискомфорт и сами инициировали взаимодействие с исследователями. Контрольные группы, как правило, не формируются. Значительное место в исследовательской практике занимают качественные методы.

К концу 1998 г. Интернет-аддикция оказалась фактически легализована - пусть не как клиническое направление в узком смысле слова, а как отрасль исследований и как сфера оказания людям психологической помощи. В 1998 году вышла в свет первая монографическая публикация К. Янг [11]. Осенью 1999 г. появились монографии Дэвида Гринфилда и Карлы Сурратт [11]. Обсуждение феномена зависимости от Интернета происходит как в форме профессиональных публикаций, так и в форме он-лайновых дискуссий.

Наряду с исследованиями Интернет-зависимости ведется популяризация этого феномена. Так, К. Янг основала «Центр он-лайн зависимости» (netaddiction.com). Д. Гринфилдом был основан «Центр исследований Интернета» и организован специализированный веб-сайт по проблематике зависимости от Интернета (www.virtual-addiction.com). Также в Internet созданы специализированные «группы помощи» страдающим от подобного синдрома или их семьям, организованы консультационные пункты для обращения за психотерапевтической помощью. Несколько клиник, ряд частнопрактикующих специалистов активно занимаются терапией Интернет-аддикции [11].

1.2 Интернет-аддикция как вид зависимости

интернет аддикция алекситимия психологический

В первую очередь, необходимо кратко осветить вопрос об аддиктивном поведении в целом.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции [27].

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный, но односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Жизнь всегда сопровождают перепады настроения, но индивиды по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью [27].

Привлекательность аддикции состоит в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки [25].

Интернет-зависимость обладает некоторыми характеристиками уже известных и изученных аддикций: пренебрежение важными вещами в жизни из-за аддиктивного поведения; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми, раздражение или разочарование значимых для аддикта людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать это поведение. Не смотря на это, возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К.Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Кроме того, если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-аддикции отсутствует возможность долговременного наблюдения. [12].

Принято классифицировать Интернет-аддикцию следующим образом:

·        зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); «информационная перегрузка», т.е. компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

·    компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

·    зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

·    зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых».

Термин «Интернет-зависимость» предложил доктор И. Голдберг в 1995 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет (#"653647.files/image001.gif">


Таким образом, мы видим, что в группах аддиктов (Таблица 1, 2) выявлено гораздо больше пользователей, страдающих алекситимией, чем в контрольных (Таблица 1а, 2а). И наоборот, количество испытуемых, у которых алекситимия не выявлена, в контрольных группах гораздо выше, чем в группах Интернет-аддиктов. Следовательно, можно сделать выводы о том, что пользователи, страдающие алекситимией, с большей вероятностью приобретут аддиктивную форму поведения, а у пользователей, не страдающих алекситимией, аддикция разовьется с меньшей вероятностью.

Для наглядности приводим сводную таблицу (Таблица 3), в которую внесены результаты по всем группам.

Таблица 3. Сводная таблица

Русскоязычная группа

Англоязычная группа


Группа Интернет-аддиктов

Контрольная группа

Группа Интернет-аддиктов

Контрольная группа


Баллы по шкале аддикция

Баллы по шкале алекситимия

Баллы по шкале аддикция

Баллы по шкале алекситимия

Баллы по шкале аддикция

Баллы по шкале алекситимия

Баллы по шкале аддикция

Баллы по шкале алекситимия

1

53

50

33

46

53

62

28

71

2

57

77

37

57

56

73

49

41

3

83

88

37

68

54

63

40

55

4

61

59

25

45

50

70

37

54

5

51

76

37

59

57

67

37

49

6

56

49

39

56

76

47

32

52

7

65

67

23

60

80

55

27

77

8

58

80

35

45

54

70

29

45

9

52

30

34

43

55

67

32

49

10

66

77

47

66

63

59

31

54

11

52

63

47

56

52

51

40

63

12

82

58

45

45

80

37

31

44

13

53

59

30

42

71

93

40

46

14

64

81

42

64

60

47

33

69

15

60

65

39

40

62

61

45

59

16

53

68

42

71

72

67

44

46

17

51

68

42

60

57

65

38

57

18

50

65

32

44

84

68

31

44

19

78

70

38

70

52

53

31

61

20

57

59

32

63

55

71

25

60

21

59

59

41

59





Среднее значение

60

65,1

37

55,2

62,2

62,3

35

54,8

Средний стаж в сети


5,2


6,9


11,2


10,5

Женщин


10


10


5


4

Мужчин


11


11


15


16


Проводя анализ значений алекситимии среди русскоязычных пользователей сети Интернет, локальных и сетевых компьютерных игр выявлено, что значение алекситимии выше в группе Интернет-аддиктов. Среднее значение этого показателя в группе русскоязычных обычных пользователей составляет 55,2, в группе аддиктов - 65,1.Среди англоязычных пользователей выявлена аналогичная особенность: среднее значение алекситимии в контрольной группе составляет 54,8, в группе Интернет-аддиктов - 62,3.

Также любопытно то, что в русскоязычной группе интернет-аддиктов высок процент женщин (10 женщин аддиктов (47,62%) и 11 - мужчин (52,38%)). Тогда как в англоязычной группе женщин всего лишь 5 (25%), а мужчин - 15 (75%). То есть в русскоязычной группе интернет-аддиктов количество женщин почти в два раза выше, чем в англоязычной. Связано это, прежде всего, с тем, что в российском обществе все чаще происходит смещение гендерной роли женщин. Российские женщины чаще берут на себя роль «кормильца». Западное же общество обладает более строгим полоролевым разделением. Несмотря на феминистские движения, женщина в западном обществе чаще, чем в российском, является домохозяйкой и не стремится к карьерному росту, хотя такие случаи, конечно же, имеют место.

Вышеизложенные факты проанализируем с помощью методов математической статистики. Чтобы осуществить адекватный выбор последующих методов анализа была проведена проверка нормальности распределения количественных переменных, для чего сравнивались три меры центральной тенденции: средняя арифметическая (M), медиана (Me) и мода (Mo); и два критерия проверки нормальности - критерий Колмогорова-Смирнова (K-S) и критерий Лиллифорса.

Таблица 4. Результаты проверки нормальности значений количественных показателей у русскоязычных пользователей интернета.

Переменная

M

Me

Mo

K-S

Lilliefors


Контрольная группа (n=21)

Возраст (лет)

25,2

24,0

17,0

p > .20

p < ,05

Стаж (лет)

6,9

6,0

6,0

p > .20

p < ,05

Интернет-аддикция

37,0

37,0

Множеств.

p > .20

p > .20

Алекситимия

55,2

57,0

45,0

p > .20

p < ,05


Интернет-аддикты (n=20)

Возраст (лет)

25,1

24,0

17,0

p > .20

p < ,05

Стаж (лет)

5,2

4,0

3,0

p < ,20

p < ,01

Интернет-аддикция

60,0

57,0

53,0

p > .20

p < ,10

Алекситимия

65,1

65,0

59,0

p > .20

p > .20


Таблица 5. Результаты проверки нормальности значений количественных показателей у англоязычных пользователей интернета.

Переменная

M

Me

K-S

Lilliefors


Контрольная группа (n=21)

Возраст (лет)

29,5

30,0

Множеств.

p > .20

p > .20

Стаж (лет)

10,5

10,5

12,0

p > .20

p < ,05

Интернет-аддикция

35,0

32,5

31,0

p > .20

p < ,10

Алекситимия

54,8

54,0

Множеств.

p > .20

p > .20


Интернет-аддикты (n=20)

Возраст (лет)

29,4

30,0

Множеств.

p > .20

p > .20

Стаж (лет)

11,2

10,0

10,0

p > .20

p < ,05

Интернет-аддикция

62,2

57,0

Множеств.

p < ,20

p < ,01

Алекситимия

62,3

64,0

67,0

p > .20

p > .20


Как показывают результаты анализа нормальности распределений количественных показателей, мы вынуждены отвергнуть предположение о нормальности всех переменных, так как, по крайней мере, в одной из двух сравниваемых групп, как минимум один из критериев проверки нормальности имеет величину ошибки первого рода (р) менее 0,05 или множественную моду (Multiple). Поэтому при проведении количественного анализа необходимо применять непараметрические методы статистики.

Как было изложено выше в процессе распространения ссылок на форумах, в чатах сети Интернет, среди пользователей локальных и сетевых компьютерных игр нашу страницу посетило 150 русскоязычных пользователей, из которых 21 являются интернет-аддиктами и 141 англоязычных пользователей, из которых 20 является интернет-аддиктами.

Рисунок 1. Результаты сравнительного анализа отношения аддиктов среди пользователей Интернета.

В процентном же соотношении результаты выглядят следующим образом: количество Интернет-аддиктов в русскоязычной группе составило 14,0±2,8% от общего числа испытуемых, в англоязычной - 14,2±2,9%. Таким образом, видно, что и в той, и в другой группе отношение Интернет-аддиктов достоверно не отличается (c2=0,015; p=0,902), что доказывает отсутствии влияния этнических признаков и принадлежности к какой-либо определенной национальности в формировании Интернет-аддикции. Приведенные результаты демонстрируются на Рисунке 1.

При анализе значений уровня алекситимии среди русскоязычных пользователей выявлен достоверно более высокие значения этого показателя в группе Интернет-аддиктов (U=116; p=0,0086), что показано в Таблице 6 и на Рисунке 2.

Таблица 6. Значений уровня алекситимии между русскоязычными интернет-аддиктами и обычными пользователями.

Обычные пользователи (n=21)

Интернет-аддикты (n=21)

U

p-level

Me

25%

75%

Me

25%

75%



57

45

63

65

59

76

116

0,0086


Рисунок 2. Результаты сравнительного анализа уровня алекситимии между русскоязычными интернет-аддиктами и обычными пользователями.

Среди англоязычных пользователей отмечена аналогичная достоверная особенность, показанная в Таблице 7 и на Рисунке 3.

Таблица 7. Значений уровня алекситимии между англоязычными интернет-аддиктами и обычными пользователями.

Обычные пользователи (n=20)

Интернет-аддикты (n=20)

U

p-level

Me

25%

75%

Me

25%

75%



54,0

46,0

60,5

64,0

54,0

69,0

119,5

0,0294

Рисунок 3. Результаты сравнительного анализа уровня алекситимии между англоязычными интернет-аддиктами и обычными пользователями.

Таблица 8. Результаты корреляционного анализа взаимосвязи уровня алекситимии и других изученных показателей.

Переменная

Русскоязыч. (n=42)

Англоязыч. (n=40)


Spearman R

p-level

Spearman R

p-level

Возраст (лет)

-0,11

0,4761

-0,25

0,1212

Пол

-0,33*

0,0301

-0,03

0,8737

Стаж (лет)

-0,22

0,1640

-0,31*

0,0483

Социальный_статус

-0,25

0,1168

-0,30

0,0519

Семейное_положение

-0,10

0,5163

-0,10

0,5208

Наличие детей

-0,14

0,3648

-0,07

0,6787

Образование

-0,31*

0,0464

-0,15

0,3480

Интернет-аддикция

0,49*

0,0009

0,18

0,2723

* - достоверные корреляционные связи при p<0,05.

** - высоко достоверные корреляционные связи при p<0,001.

Для выявления взаимосвязи между уровнем алекситимии и другими исследованными показателями был проведен корреляционный анализ с использованием непараметрического коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты приведены в таблице 8.

Выявлено, что у русскоязычных пользователей Интернета имеются достоверные обратные корреляционные связи между уровнем алекситимии и полом (rs=-0,33; p=0,0301), что указывает на более высокий уровень этого показателя у мужчин; уровнем алекситимии и уровнем образования (rs=-0,31; p=0,0464), что характеризуется более высокими значениями уровня алекситимии, при более низком образовании. Кроме того, отмечается высоко достоверная прямая корреляционная связь между уровнем алекситимии и уровнем Интернет-аддикции (rs=0,49; p=0,0009). Указанные значения коэффициентов корреляции показаны на рисунке 4.

Рисунок 4. Значения коэффициента корреляции Спирмена связи уровня алекситимии и других исследованных показателей у русскоязычных пользователей Интернет.

Среди англоязычных пользователей Интернета указанные выше связи не были обнаружены. Имеется только одна достоверная обратная корреляционная связь между уровнем алекситимии и стажем пользования Интернетом (rs=-0,31; p=0,0483), что можно трактовать, как снижение уровня алекситимии при более длительном пользовании Интернетом. Можно отметить и близкую к уровню значимости корреляцию между алекситимией и социальным статусом (rs=-0,30; p=0,0519), хотя эта связь и является еще не достоверной. Эти результаты демонстрируются на рисунке 5.

Рисунок 5. Значения коэффициента корреляции Спирмена связи уровня алекситимии и других исследованных показателей у англоязычных пользователей Интернет.

Таким образом, полученные результаты позволили выявить следующие особенности взаимосвязи уровня алекситимии с личностными характеристиками пользователей сети Интернет, локальных и сетевых компьютерных игр. В русскоязычной группе пользователей имеется достоверная взаимосвязь между уровнем алекситимии, полом пользователя и выраженностью Интернет-аддикции. То есть в русскоязычной группе выявлено, что у лиц, страдающих алекситимией, Интернет-аддикция разовьется с достоверно большей вероятностью и преимущественно у лиц мужского пола. (Рисунок 4).

Также можно сказать, что алекситимия преобладает преимущественно у лиц с низким уровнем образования. Это связано с тем, что алекситимик в меньшей степени ощущает потребность в социальной самореализации и меньше стремится к повышению уровня образования из-за погруженности в виртуальный мир, где социальный статус не имеет значения.

В англоязычной группе пользователей сети Интернет, локальных и сетевых компьютерных игр обнаружены иные взаимосвязи, а именно: достоверная обратная взаимосвязь между уровнем алекситимии и стажем нахождения в сети, что объясняется, как было сказано выше, снижением уровня алекситимии при более длительном пользовании Интернетом, локальных и сетевых компьютерных игр. Интересно то, что не выявлена достоверная связь с уровнем Интернет-аддикции, так как сниженный за счет долгого нахождения в сети уровень алекситимии, снижает и уровень Интернет-аддикции. Это еще раз доказывает наше предположение о формировании аддиктивного поведения на фоне уже имеющейся алекситимии.

Также в англоязычной группе не выявлена взаимосвязь между уровнем алекситимии, полом и уровнем образования. Предположительно, малое количество взаимосвязей уровня алекситимии с другими личностными характеристиками объясняется тем, что психологическая помощь при алекситимии на Западе поставлена лучше, чем в России.

Любопытен тот факт, что средний стаж в англоязычной группе составляет 10,6, лет, тогда как в русскоязычной группе - 6 лет, поскольку появление информационных технологий, в частности Интернета, на Западе произошло гораздо раньше (в 70-е гг. XX в.), чем в России (в 90-е гг. ХХ в.)

3.3 Рекомендации о возможном способе психологической коррекции алекситимии

Таким образом, в результате проведенного исследования и его анализа, мы пришли к выводу, что формирование интернет-аддикции зависит от многих факторов у пользователей любой национальности, но одной из предпосылок формирования интернет-аддикции мы считаем алекситимию, которая вызывает психосоматическую патологию и вносит ощутимый дискомфорт в жизнь человека.

Исходя из вышесказанного, будет вполне разумным не бороться с собственно интернет-аддикцией у пользователя, а использовать ее для снятия симптомов алекситимии, в случае, если она имеется. Так, аккуратно и подконтрольно используя компьютерную зависимость, будет возможным проводить психологическую коррекцию. Особенно важно при этом, изучив всесторонне личность конкретного пользователя, предложить ему определенный вид деятельности в сети, подходящий лично ему. Разработав индивидуальную программу для конкретного пользователя, можно добиться, по нашему мнению, высоких результатов в процессе лечения психосоматической патологии, вызываемой алекситимией. Так, пользователю, имеющему трудности в налаживании социальных контактов, можно рекомендовать такой вид деятельности, как общение на форумах и в чатах сети Интернет, а так же игры «The Sims» и «The Sims2». Человеку, с повышенной агрессивностью, подошли бы игры типа «Doom», «CounerStrike», в которых основной целью является уничтожение противников. В стратегические игры, такие как «Цивилизация», «Герои Меча и Магии» и т.п. рекомендуем играть людям, склонных к анализу ситуаций, абстрактному мышлению.

Подобный способ рассматривал А. Егоров в своей статье «К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии». «Многолетний опыт показывает, что успех в лечении и реабилитации химической зависимости достигается в тех случаях, когда больному удается реально «переключиться» на какую-то деятельность, которая захватывает его целиком, принося при этом положительный эмоциональный эффект» [19]. Мы предполагаем, что подобный метод можно использовать и в коррекции психосоматики при алекситимии, переводя ее в Интернет-аддикцию.

Однако повторимся, что такой способ лечения психосоматической патологии необходимо производить подконтрольно и дозировано, предварительно полно и всесторонне исследовав личность пользователя.

Заключение

Итак, нами было проведено исследование русскоязычных и англоязычных пользователей сети Интернет, локальных и сетевых игр, результаты которого показали, что формирование интернет-аддикции не зависит от этнических признаков пользователя (Положение 1 гипотезы) и происходит на основе отклонений личности, а именно, в большинстве случаев, на основе имеющейся алекситимии. Что доказывается более высоким уровнем алекситимии и в русскоязычных, и в англоязычных группах Интернет-аддиктов, чем в контрольных группах (Положение 2, 3 гипотезы). Также уровень алекситимии у русскоязычных и англоязычных интернет-аддиктов различен и зависит, по всей видимости, от возможности пользователя получать дополнительную психологическую помощь. Исследование также показывает, что в группах Интернет-аддиктов существуют различия по половому признаку, а именно количество женщин интернет-аддиктов в русскоязычной группе выше, чем в англоязычной.

В том числе, выявлено, что у русскоязычных пользователей Интернета имеются достоверные обратные корреляционные связи между уровнем алекситимии и полом, что указывает на более высокий уровень алекситимии у мужчин; а также уровнем алекситимии и уровнем образования, что характеризуется более высокими значениями уровня алекситимии, при более низком образовании. Кроме того, отмечается высоко достоверная прямая корреляционная связь между уровнем алекситимии и уровнем Интернет-аддикции (Положение 4 гипотезы).

Среди англоязычных пользователей Интернета имеется одна достоверная обратная корреляционная связь между уровнем алекситимии и стажем пользования Интернетом, что можно трактовать, как снижение уровня алекситимии при более длительном пользовании Интернетом (Положение 4 гипотезы).

Таким образом положения 1, 2, 3 и 4 нашей гипотезы полностью доказаны и могут лечь в основу последующих исследований взаимосвязи алекситимии и интернет-аддикции, что крайне важно для коррекции психосоматической патологии, вызванной алекситимией.

Список использованных источников

1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. (Соотношение философских, методологических и конкретно-научных подходов к проблеме индивида). М., 1977.

2. Арестова О. Н. , Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет (<#"653647.files/image008.jpg">

Приложение Б


Приложение В

Вопросы анкеты:

1.  Возраст;

2.   Пол (Мужской/Женский);

.     Социальный статус (Учащийся, Работающий, Безработный);

.     Семейное положение (Женат/Замужем, Холост/Не замужем);

.     Дети (Есть/Нет);

.     Образование (Высшее, Неоконченное высшее, Среднее специальное, Среднее, Неполное среднее);

.     Используете ли вы Интернет для работы (Да/Нет);

.     Можете ли Вы назвать себя «специалистом по компьютерным сетям»? (Да/Нет);

.     Можете ли Вы сказать о себе: «Да, я гуманитарий» (Да/Нет);

.     Бывали ли у Вас в жизни периоды, когда Вы злоупотребляли алкоголем, наркотиками или любыми другими веществами, изменяющими состояние сознания? (Да/Нет);

.     Бывали ли у Вас в жизни периоды, когда Вы «с головой» уходили в компьютерные игры? (Да/Нет);

.     Бывало ли так, что из-за проблем в личной жизни у Вас появлялись суицидальные мысли? (Да/Нет).

Приложение Г

Тест на интернет-зависимость Dr. Kimberly Young, адаптированный В.А.Буровой

Для выявления Интернет - зависимости, ответьте на вопросы, расположенные ниже.

Варианты ответа: никогда или крайне редко (1 балл), иногда (2 балла), регулярно (3 балла), часто (4 балла), всегда (5 баллов). По набранной сумме баллов возможны следующие варианты результатов:

1.   Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн больше времени, чем намеревались?

2.   Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?

.     Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?

.     Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн?

.     Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети?

.     Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в сети?

.     Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше чем сделать что-то другое, более необходимое?

.     Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернет?

.     Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?

.     Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернет?

.     Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернет?

.     Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернет скучна, пуста и безрадостна?

.     Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?

.     Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернет допоздна?

.     Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернет, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании он-лайн?

.     Часто ли Вы говорите себе "еще минутку", находясь он-лайн?

.     Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети?

.     Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети?

.     Часто ли Вы выбираете провести время в Интернет, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?

.     Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь он-лайн?

-49 баллов соответствуют уровню обычного пользователя Интернета, который умеет себя контролировать.

Сумма баллов от 50 до 79 говорит о наличии некоторых проблем, связанных с чрезмерным увлечением Интернетом.

При сумме баллов 80-100 можно предположить наличие значительных проблем в связи с использованием Интернета, разрешение которых возможно с помощью специалиста.

Приложение Д

«Торонтская шкала алекситимии»

Содержит 20 вопросов со следующими вариантами ответов: Совершенно не согласен; Скорее не согласен; Ни то, ни другое; Скорее согласен; Совершенно согласен. Баллы подсчитываются в соответствии с ключом методики.

Вопросы:

Совершенно не согласен

Скорее не согласен

Ни то, ни другое

Скорее согласен

Совершенно согласен

· Когда я плачу, я всегда знаю, почему

5

4

3

2

1

· Мечты - это потеря времени

1

2

3

4

5

· Я хотел бы быть не таким застенчивым

1

2

3

4

5

· Я часто затрудняюсь определить, какие чувства я испытываю

1

2

3

4

5

· Я часто мечтаю о будущем

5

4

3

2

1

· Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие

5

4

3

2

1

· Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений

1

2

3

4

5

· Мне трудно находить правильные слова для моих чувств

1

2

3

4

5

· Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам

5

4

3

2

1

· У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам

1

2

3

4

5

· Мне недостаточно знать, что что-то привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит

5

4

3

2

1

· Я способен с легкостью описать свои чувства

5

4

3

2

1

· Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать

5

4

3

2

1

· Когда я расстроен, я не знаю, печален ли я, испуган или зол

1

2

3

4

5

· Я часто даю волю воображению

5

4

3

2

1

· Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим

1

2

3

4

5

· Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле

1

2

3

4

5

· Я редко мечтаю

1

2

3

4

5

· Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так

1

2

3

4

5

· У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение

1

2

3

4

5

· Очень важно уметь разбираться в эмоциях

5

4

2

1

· Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям

1

2

3

4

5

· Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства

1

2

3

4

5

· Следует искать более глубокие объяснения происходящему

5

4

3

2

1

· Я не знаю, что происходит у меня внутри

1

2

3

4

5

· Я часто не знаю, почему я сержусь

1

2

3

4

5


Считается, что испытуемый страдает алекситимией, если он набрал 74 и более баллов и не страдает, если его балл ниже или равен 62. Испытуемые, набравшие от 63 до 73 баллов, составляют группу риска.

Приложение Е


Приложение Ж

Номер теста = 164

Дата (день, месяц): 14.1, время (ч:м): 11:28

Блок 1

. Возраст, лет: 37

. Пол: мужской

. Стаж в Internet (лет): 14

. Социальный статус: Работающий

. Семейное положение: Холост/Не замужем

. Дети: Нет

. Ваше образование: Высшее

. Используете ли Вы Интернет для работы? Да

. Можете ли Вы назвать себя специалистом по компьютерным сетям? Нет

. Можете ли Вы сказать о себе: 'Да, я гуманитарий' Нет

. Бывали ли у Вас в жизни периоды, когда Вы злоупотребляли алкоголем, наркотиками или любыми другими веществами, изменяющими состояние сознания? Да

. Бывали ли у Вас в жизни периоды, когда Вы 'с головой' уходили в компьютерные игры? Да

. Бывало ли так, что из-за проблем в личной жизни у Вас появлялись суицидальные мысли? Да

Блок 2

. Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн (а также/или за играми по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере) больше времени, чем намеревались? Всегда 5

. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети (а также/или за играми по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере)? Часто 4

. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети (а также/или за играми по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере) интимному общению с партнером? Регулярно 3

. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн (с другими игроками по Интернет или локальной сети)? Всегда 5

. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети (а также/или за играми по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере)? Часто 4

. Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в сети (а также/или за играми по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере)? Часто 4

. Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше чем сделать что-то другое, более необходимое? Всегда 5

. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернет (а также/или играми по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере)? Часто 4

. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети (а также/или за компьютером)? Часто 4

. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете (а также/или об играх по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере)? Часто 4

. Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернет (а также/или в игре по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере)? Регулярно 3

. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернет (а также/или без игр по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере) скучна, пуста и безрадостна? Всегда 5

. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети (а также/или от игр по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере)? Регулярно 3

. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернет (а также/или за играми по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере) допоздна? Часто 4

. Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернет, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании он-лайн (а также/или в игре по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере)? Иногда 2

. Часто ли Вы говорите себе 'еще минутку', находясь он-лайн (а также/или за играми по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере)? Регулярно 3

. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети (а также/или за играми по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере)? Часто 4

. Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети (а также/или за играми по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере)? Всегда 5

. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернет (а также/или за играми по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере), вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями? Часто 4

. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь он-лайн (а также/или за играми по Интернет, локальной сети и на отдельном компьютере)? Регулярно 3

Сумма баллов по блоку 2 = 78

Блок 3

. Когда я плачу, я всегда знаю, почему Совершенно согласен 1

. Мечты - это потеря времени Совершенно не согласен 1

. Я хотел бы быть не таким застенчивым Скорее согласен 4

. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства я испытываю Совершенно не согласен 1

. Я часто мечтаю о будущем Совершенно не согласен 5

. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие Совершенно согласен 1

. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений Ни то, ни другое 3

. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств Совершенно согласен 5

. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам Скорее согласен 2

. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам Ни то, ни другое 3

. Мне недостаточно знать, что что-то привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит Скорее согласен 2

. Я способен с легкостью описать свои чувства Скорее не согласен 4

. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать Совершенно согласен 1

. Когда я расстроен, я не знаю, печален ли я, испуган или зол Совершенно не согласен 1

. Я часто даю волю воображению Скорее не согласен 4

. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим Совершенно не согласен 1

. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле Совершенно не согласен 1

. Я редко мечтаю Совершенно согласен 5

. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так Скорее не согласен 2

. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение Скорее согласен 4

. Очень важно уметь разбираться в эмоциях Ни то, ни другое 3

. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям Скорее согласен 4

. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства Совершенно согласен 5

. Следует искать более глубокие объяснения происходящему Скорее согласен 2

. Я не знаю, что происходит у меня внутри Скорее согласен 4

. Я часто не знаю, почему я сержусь Совершенно не согласен 1

Сумма баллов по блоку 3 = 70

Похожие работы на - Исследование феномена алекситимии у русскоязычных и англоязычных интернет-аддиктов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!