Учет продукции на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    101,68 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет продукции на предприятии

Введение

В новых условиях у предприятия возрастает необходимость активнее использовать бухгалтерский учет, чтобы контролировать и совершенствовать свою работу. Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее.

Особое место в системе бухгалтерского учета занимают вопросы, связанные с учетом готовой продукции и ее реализацией, что и предопределяет актуальность выбранной темы. Это объясняется тем, что реализация готовой продукции в конечном итоге отражается в достигнутых финансовых результатах деятельности предприятия.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которые в условиях рыночной экономики составляют основу экономического развития предприятия.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов.

За счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Объем выпуска и продажи готовой продукции является основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.

По своему экономическому содержанию объем проданной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Вопросам организации бухгалтерского учета готовой продукции в методических и учебных материалах традиционно уделяется недостаточно внимания. Тем не менее, актуальность и важность этой темы для формирования, детализации и группировки бухгалтерской информации о движении готовой продукции, необходимой для принятия управленческих решений, очевидна.

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности рынка.

В настоящих условиях основное значение придается реализации по договорам-поставкам - важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.

Актуальность данной темы заключается в том, что усиливается влияние учета выпуска и реализации продукции, как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Можно утверждать, что реализация готовой продукции в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом учета.

Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафа за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Объектом исследования в данной курсовой работе является Открытое Акционерное общество «Новолипецкий металлургический комбинат».

1. Методологические аспекты учета реализации готовой продукции

.1 Учет реализации готовой продукции

При постановке бухгалтерского учета в организациях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, так как он напрямую влияет на финансовые показатели деятельности организации.

В задачи бухгалтерского учета готовой продукции входят:

контроль за правильным и своевременным документальным оформлением выпущенных из производства и отгруженных (проданных) изделий и продуктов;

контроль за сохранностью готовой продукции на складах организации или в местах хранения;

получение точных сведений о количестве и стоимости готовой продукции, находящейся на складах, и контроль за соответствием фактических запасов ценностей установленным нормативам;

своевременное выявление сверхнормативных и излишних остатков готовой продукции, подлежащих реализации в порядке мобилизации внутренних ресурсов;

систематический контроль за уровнем расходов на продажу;

контроль за выполнением договоров поставки по объему и ассортименту;

контроль за своевременным поступлением платежей за продажу готовой продукции;

выявление финансовых результатов от продажи продукции.

Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности организации, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.

Средства, полученные от реализации готовой продукции - основной источник дохода организации, поэтому учет готовой продукции занимает основное место в бухгалтерском учете.

Продажа продукции и поступления от выполненных работ и услуг представляют собой завершающую стадию оборота средств любой организации. Выручка от продажи продукции и поступления, связанные с выполнением работ и услуг, представляют собой доходы от обычных видов деятельности. Порядок отнесения поступлений к доходам от обычных видов деятельности определен в ПБУ 9/99 «Доходы организации» исходя из предмета деятельности организаций.

После суммирования затрат на производство и оценки остатков НЗП переходят к калькулированию себестоимости выпущенной продукции. Это осуществляется по средствам следующего расчета:

Фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции = остаток на НЗП на начало месяца + расходы на подготовку и освоение производства + потери от брака - остаток НЗП на конец периода.

Такой расчет производится по каждой статье калькуляции и каждому виду продукции. На сумму выпущенной продукции в следующем месяце делают запись: Дебет 43 «Готовая продукция» и Кредит 20 «Основное производство».

Отражена фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции из цехов в сумме фактических затрат: Дебет 90 «Продажи» и Кредит 20 «Основное производство».

Записи производятся в журнале-ордере 10/1. Основанием являются накладные на сдачу готовой продукции из цехов на склад и акты приема-сдачи работ, услуг заказчику.

Пунктом 59 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ предусмотрена возможность оценивать выпущенную продукцию по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, которая включает затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям затрат.

В балансе в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности готовая продукция подлежит оценке:

По фактической себестоимости

По нормальной (плановой себестоимости).

Фактическая себестоимость, а также прямые затраты могут быть исчислены лишь по окончании месяца после инвентаризации и соответствующей оценки незавершенного производства. Движение же готовых изделий и их реализация происходят непрерывно. Возникает вопрос об оценке созданной продукции в текущем учете. Он должен решаться в учетной политике организации.

Возможны такие варианты оценки в текущем учете. В течение месяца используют учетные цены, разработанные организацией самостоятельно. Записывают их при синтетическом учете по счету 43. По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость выпущенной продукции и е отклонения в учетных ценах. Эти показатели фиксируют по группам изделий в регистрах аналитического учета по счету 43, т.е. фактическая себестоимость и ее отклонение в бухгалтерских проводках по дебету и кредиту счета 43 не участвуют.

В крупных организациях текущий учет продукции ведут по нормативной (плановой) производственной себестоимости с использованием или без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

После определения фактической себестоимости изготовленной продукции исчисляют разность (отклонение) между нормативной (плановой) и фактической себестоимостью. Эти отклонения отражают на активно-пассивном счете 90 «Продажи» На счет 90 относят и общехозяйственные расходы в случае учета общепроизводственных (цеховых) расходов, неполной производственной себестоимости.

В результате на счете 90 сформируется фактическая (производственная) себестоимость проданных изделий. Аналитический учет ГП ведут по номенклатурным номерам в порядке, аналогичном порядку учета производственных запасов.

Выбор одного способа принимается организацией самостоятельно. При учете продукции по фактической производственной себестоимости в бухгалтерии производятся записи по счетам 20,43, 45, 62.

Существует несколько методов учета реализации продукции:

. При учете реализации продукции по мере по мере оплаты покупателем расчетных документов в случае, если в договоре поставки продукции установлено, что переход права собственности на нее происходит после полной оплаты продукции покупателем.

. При учете реализации продукции по мере отгрузки и предъявления расчетных документов покупателю.

Готовая продукция продается по отпускным или договорным ценам. При установлении отпускных цен указывают, за чей счет оплачиваются расходы по поставке продукции от поставщика до покупателя: франко-станция назначения означает, что расходы по доставке оплачивает поставщик и их включает в отпускную цену; франко-станция отправления - поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Остальные расходы по перевозке (оплата ж/д тарифа, водного фрахта и т.д.) несет покупатель.

Информация о сумме продаж в течение месяца накапливается по кредиту счета 90 «Продажи» по ценам реализации с добавлением НДС, акцизов и др. платежей в бюджет. Записи по кредиту счета 90 «Продажи», как правило, делают по факту отгрузки (выполнения работ) и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов. Одновременно дебетуют активный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Стоимость отгруженной (отпущенной) со склада готовой продукции по учетным ценам или нормативной (плановой) себестоимости записывают так: Дебет 90 «Продажи» и Кредит 43 «Готовая продукция».

Организации-плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 субсчет 90-5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.

Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыли или убытки) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «НДС», 90-4 «Акцизы» делают накопительно в течение отчетного года.

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно списывают с субсчета 99 «Прибыли и Убытки».

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 (кроме 90-9), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Возможен вариант учета реализации по моменту фактического поступления денежных средств. Его используют в случаях, когда договором между поставщиком и покупателем предусматривают переход права собственности и риск случайной гибели после момента поступления денежных средств на расчетный или валютный счет поставщика. Этот вариант очень характерен для экспортных поставок.

При таком варианте определения выручки от продажи готовой продукции возникает необходимость в учете изделий, выбывших со склада, но еще не оплаченных. Для этой цели используют активный счет 45 «Товары отгруженные». Сальдо по нему характеризует фактическую или нормативную полную себестоимость продукции, включающую наряду с производственной себестоимостью коммерческие расходы, связанные с продажей этой продукции, возмещаемые договорной ценой при отгрузке. При отгрузке продукции ее стоимость списывают так: Дебет 45 «Товары отгруженные» и Кредит 43 «Готовая продукция»

По мере оплаты расчетных документов, поступившие платежи зачисляют на счет 51 «Расчетные счета» или другие денежные счета с кредита счета 90 «Продажи».

Отклонения фактической себестоимости отгруженной продукции относят на счет 90.

На счете 45 «Товары отгруженные» указывают также готовые изделия и товары, переданные другим организациям для реализации на комиссионных или других условиях. При их отпуске кредитуют счета 43 «Готовая продукция» и 41 «Товары» с дебетованием счета 45 «Товары отгруженные».

При поступлении извещения от комиссионера о реализации переданных ему изделий и товаров их списывают с кредита счета 42 в дебет счета 90 с одновременным отражением выручки по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90

При отпуске товаров в продажу или ином выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) их оценка производится одним из следующих способов: по себестоимости единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения товаров (способ ФИФО).

Порядок учета продажи товаров торговыми организациями осуществляется так же, как и в производственных организациях. При признании выручки от продажи готовой продукции при их отгрузке (отпуске) они списываются с кредита счета 43 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи».

Отгруженная или предъявленная покупателям продукция по ценам продажи (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи». Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 43 «Готовая продукция».

Если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), то для учета такой отгруженной продукции используют счет 45 «Товары отгруженные». При отгрузке указанной продукции она списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 45 «Товары отгруженные».

После получения извещения о признании выручки от продажи продукции поставщик списывает ее с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи». Одновременно стоимость продукции по цене продажи (включая НДС и акцизы) отражается по кредиту счета 90 и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

На счете 45 «Товары отгруженные» указываются также готовые изделия и товары, переданные другим организациям для продажи на комиссионных и иных подобных началах. При отпуске таких изделий они списываются с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 45 «Товары отгруженные».

При поступлении извещения от комиссионера о продаже переданных ему изделий они списываются с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи» с одновременным отражением по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».

Стоимость сданных работ и оказанных услуг списывается по фактической или нормативной (плановой) себестоимости с кредита счета 20 «Основное производство» или 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» по мере предъявления счетов за выполненные работы и услуги. Одновременно сумму выручки отражают по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции. Расходы, связанные с продажей товаров, работ, услуг, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Для учета расходов на продажу используют активный счет 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:

10 «Материалы» - на стоимость израсходованной тары;

23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.

Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным ранее статьям расходов по видам и статьям расходов.

По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.

Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 90 «Продажи»

Кредит счета 44 «Расходы на продажу».

Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.

Способы распределения расходов на продажу между видами отгруженной продукции при частичном списании расходов на себестоимость продукции. При частичном списании расходов на продажу подлежат списанию (на счет 90) и распределению следующие виды расходов:

в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующих показателей);

в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);

в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья, расходы по заготовке скота и птицы).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ, услуг), ежемесячно списывают на стоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании соответствующих первичных учетных документов - накладных.

В качестве типовой формы накладной может использоваться форма №М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» (утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. №71а).

Для обобщения информации о процессе реализации готовой продукции и определения результата от продаж готовой продукции используют счет 90 Продажи.

Одновременно с формированием дебиторской задолженности за покупателями относятся в дебет счета учета продаж:

фактическая производственная себестоимость отгруженной (отпущенной) готовой продукции (кредит счета 43 «Готовая продукция»);

налог на добавленную стоимость, акциз и другие налоги, установленные действующим законодательством;

расходы на продажу, подлежащие списанию на счет учета продаж согласно принятому в организации порядку распределения расходов на продажу (кредит счета 44 «Расходы на продажу»);

кредитовое или дебетовое сальдо по счету учета продаж относится на счета учета финансовых результатов.

готовый реализация учет экономический

Таблица 1. Основные проводки по учету реализации продукции

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание нормальной себестоимости проданной готовой продукции

90/2

43

Выручка, начисляется задолженность за покупателями за проданную им готовую продукцию по отпускным ценам с НДС

62

90/1

Списаны расходы, связанные со сбытом готовой продукции

90/2

44

Списание отклонений фактической себестоимости от нормативной

90

40

Отражается прибыль от продаж

90/9

99

Списываются общехозяйственные расходы

90/2

26


Оплаченная покупателем сумма отражается по дебету счетов учета денежных средств, а при исполнении обязательств неденежными средствами - счетов расчетов с поставщиками и подрядчиками, в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов.

Наряду с объемом реализации организация планирует сумму (объем) прибыли. Это возможно потому, что при установлении продажных (договорных) цен на продукцию в состав ее включается определенная сумма или процент прибыли (дохода).

Количество определенная сумма или процент прибыли (дохода). Количество продукции, подлежащей к реализации по договорам (плану), умноженное на договорную цену, составляет продажную стоимость по плану. Процент прибыли позволяет рассчитать плановую сумму прибыли. Эти два показателя будут являться базой для расчета авансовых платежей или ежемесячных отчислений в бюджет налога на прибыль по плановым показателям.

Фактическая сумма прибыли от реализации готовой продукции определяется ежемесячно как разница между продажной стоимостью реализованной продукции и ее полной фактической себестоимостью (производственная себестоимость плюс расходы на сбыт продукции) за минусом суммы НДС и акцизов.

Инвентаризация готовой продукции осуществляется таким же образом, как и по материалам. При инвентаризации товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций проверяют обоснованность числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами; по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, век­селей и т.д.); по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно производится сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» т устанавливается, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-то отражена на других счетах, или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносят в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указывают их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дату принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

Когда в результате инвентаризации выявляют отклонения от учетных данных, то составляют сличительные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. На ценности, не принадлежащие предприятию, но числящихся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризаций.

Выявленные излишки готовой продукции и товаров оценивают, по рыночной стоимости на дату инвентаризации и включают состав прочих доходов. В бухгалтерском учете оприходование излишествующей готовой продукции оформляется проводкой:

дебет счета 43 «Готовая продукция» кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостачи и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости. При порче запасов, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), последние одновременно приходуются по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи. При отражении в учете недостач и порчи материалов будут оформлены следующие проводки:

дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит счета 43 «Готовая продукция» - на сумму стоимости недостающего имущества;

дебет счета 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам) кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму стоимости материалов по цене возможного использования.

.2 Информационная база, цели, задачи и методика анализа реализации готовой продукции

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Основные задачи анализа:

оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов и т.д.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. При этом объемы производства и реализации продукции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода.

Базисные темпы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные - к предыдущему.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Тпр = Твп - 100, где Твп - темп роста выпуска продукции; Тпр - темп прироста.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.

2. Практическая часть. учет реализации готовой продукции в ОАО «НЛМК»

.1 Краткая характеристика и технико-экономические показатели предприятия

Новолипецкий металлургический комбинат, один из крупнейших металлургических комбинатов мира, третий по величине производитель стали в России. Компания специализируется на производстве листового проката широкого сортамента.

НЛМК расположен в центре европейской части России, городе Липецке, вблизи крупнейшего железно-рудного бассейна Европы - Курской магнитной аномалии (КМА). Комбинат находится в регионе с наиболее развитой в России транспортной сетью и имеет стратегически выгодное местоположение для потребителей.

Компания имеет удобный доступ к экспортным рынкам - выходы к портам на Балтийском и Черном морях.

НЛМК - предприятие полного металлургического цикла. В состав производственных мощностей входят горно-обогатительное, агломерационное, коксохимическое производство, доменное производство, сталеплавильное производство, производство горячекатаного и холоднокатаного проката, проката с цинковым и полимерным покрытиями.

Компания имеет наиболее современную производственную базу в российской металлургии. Производство всей стали осуществляется кислородно-конвертерным способом с разливкой на машинах непрерывного литья заготовок.

НЛМК производит 14% российской стали, 24% плоского проката. Компания является крупнейшим в Европе производителем электротехнических сталей. НЛМК крупнейший в России производитель товарных слябов и один из крупнейших производителей штрипсов (заготовки для производства труб).

В структуре производства листового проката НЛМК имеет самую высокую долю холоднокатаного проката среди металлургических компаний России.

Доля НЛМК на российском рынке листовой стали - 18%, стали с полимерным покрытием - 65%. Доля компании на российском рынке горячекатаного проката достигает 17%, холоднокатаного проката - 24%, оцинкованного проката - 14%.

Компания является одним из крупнейших экспортеров в России. Основными экспортными рынками сбыта продукции НЛМК являются Европа, Азия, Америка и Ближний Восток.

Основной целью Общества является удовлетворение потребностей организации и граждан извлечение прибыли в интересах акционеров, реализация социальных и экономических интересов трудового коллектива.

Основными видами деятельности Общества является:

производство металлических изделий,

оптовая торговля.

Другие виды деятельности:

сбор, переработка, реализация вторичного сырья и отходов производства, в том числе лома, утилизация отходов;

операции с ценными бумагами;

оказание услуг по хранению промышленных товаров;

разработка научно-технических проектов.

Высшим органом управления Обществом является Общее собрание акционеров.

Общее руководство деятельностью Компании осуществляет Совет директоров. Исполнительными органами, осуществляющими оперативное управление текущей деятельностью, являются Генеральный директор и Правление. Совет директоров ОАО «НЛМК» определяет стратегические направления развития Компании, осуществляет общее руководство деятельностью.

Руководство текущей деятельностью Компании осуществляется Генеральным директором и Правлением - коллегиальным исполнительным органом. Генеральный директор осуществляет выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Компании осуществляет

Ревизионная комиссия, члены которой избираются сроком на один год Общим собранием акционеров. В состав Ревизионной комиссии не входят лица, участвующие в управлении Компанией.

С 2000 года НЛМК реализует программу технического перевооружения, выполнение которой позволит значительно повысит эффективность производства, увеличив при этом производственные мощности и улучшив качественные показатели продукции.

Общий объём капитальных вложений в программу технического перевооружения комбината за 2010-2012 гг. составит около 1,1 млрд. долларов США с ежегодными инвестициями на уровне около 200 млн. долларов США.

Производство основных видов продукции до начала программы технического перевооружения Комбината и после ее завершения представлено в таблице 2.

Таблица 2. Производство основных видов продукции до начала программы технического перевооружения Комбината и после ее завершения

Чугун

с 7 100 до 9 050 тыс. тонн

Сталь

с 7 530 до 9 000 тыс. тонн

Горячекатаный прокат

с 4 330 до 5 560 тыс. тонн

Холоднокатаный прокат

с 1 850 до 2 830 тыс. тонн


Программой предусмотрено обновление основных производственных фондов комбината с обеспечением:

Сбалансированности производства и увеличения объемов выпуска металла более глубокой переработки и капиталоемкости;

Расширения сортамента и повышения качественных характеристик металла;

Сокращения энергоемкости технологических процессов и увеличения производства собственных энергоресурсов;

Повышения технико-экономических показателей производства;

Обеспечения экологической чистоты производства.

Далее рассмотрим экономические показатели работы ОАО «НЛМК».

готовый реализация учет экономический

Таблица 3. Основные финансовые показатели НЛМК по US GAAP (млн. долл.)

Показатели

2012

2011

Изменение

Выручка

4468,7

4538,7

-1,5%

Себестоимость

-2401,7

-2132,4

12,6%

Валовая прибыль

2067,0

2406,3

-14,1%

Общие, коммерческие и административные расходы

-170,481

-150,356

13,4%

Налоги, кроме налога на прибыль

-36,4

-33,1


Операционная прибыль

1860,0

2222,9

-16,3%

Прибыль до налогов

1906,2

2364,0

-19,4%

Налог на прибыль

-0,496

-0,572

-13,4%

Доля меньшинства

-28,925

-19,28

50,0%

Чистая прибыль

1385,3

1772,

-21,8%

EBITDA

2143,7

2466,5

-13,1%


Соответственно, и показатели рентабельности оказались ниже результатов 2011 г. В частности, рентабельность EBITDA снизилась до 48%, чистая рентабельность составила 31%.

Таблица 4. Основные показатели рентабельности НЛМК


2012

2011

Валовая рентабельность

46,3%

53,0%

Операционная рентабельность

41,6%

49,0%

Чистая рентабельность

31,0%

39,1%

Рентабельность EBITDA

48,0%

54,3%


Дивиденды НЛМК за 2012 год могут составить 0,1063 долл. на акцию с учетом 0,0711 начисленных дивидендов за I полугодие и рекомендованных 0,0352 долл. по итогам 2012 года. Общая сумма дивидендов составит 637 млн. долл., это около 46% от чистой прибыли компании.

В будущем возможно повышение минимального размера дивидендов с 15% до 20% от чистой прибыли, с перспективой увеличения этого значения до 30% в течение пяти лет. В целом отчетность НЛМК соответствует «понижательным» тенденциям в черной металлургии.

2.2 Организация учета реализации готовой продукции

Учет продукции в ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» производится бухгалтером.

Кроме бухгалтера учетом занимаются кладовщики на складе. В целом ответственен за организацию учетно-финансовой работы в организации директор и бухгалтер.

Продукция учитываются на счете 43 «Готовая продукция» по фактической себестоимости её приобретения. Аналитический учет ведется по видам продукции.

В организации ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» учет реализации товаров ведётся по журнально-ордерной системе, а также используется бухгалтерская компьютерная программа «1С: Бухгалтерия».

Реализация продукции - это отпуск продукции со склада организации ОАО «НЛМК» производственным предприятиям непосредственной покупателям.

Отпуск готовой продукции покупателям осуществляется в ОАО «НЛМК» на основании накладных (форма №М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону»). Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, является распоряжение директора предприятия, а также договор с покупателем.

Продажа готовой продукции производится ОАО «НЛМК» по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС. При отгрузке готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ.

В платежном поручении указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, сумму НДС, выделяемую отдельной строкой. Оперативный учет отгрузки ведут в отделе маркетинга в ежедневно составляемых машинограммах отгрузки продукции.

В ОАО «НЛМК» используется следующая схема движения накладной М-15:

в отделе сбыта выписывается 4 экземпляра накладной;

экземпляра накладной передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером;

бухгалтерской службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта, где один экземпляр остается у кладовщика как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада, второй служит основанием для выписки счета-фактуры; третий и четвертый экземпляры накладной передаются покупателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной покупатель ставит подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции;

при вывозе готовой продукции через пропускной пункт четвертый экземпляр накладной остается в службе охраны, третий - у получателя в качестве сопроводительного документа на готовую продукцию;

служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерию по описи. Бухгалтерская служба делает отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции;

бухгалтерская служба совместно с отделом сбыта и службой охраны систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции и других материальных ценностей с данными об их фактическом вывозе, путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.

На основании и накладных на отпуск готовой продукции выписывают счет-фактуру.

Рис. 1. Документальное оформление реализации продукции ОАО «НЛМК»

В соответствии с положениями статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать продукцию в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель в свою очередь обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Одним из видов договора купли-продажи является договор поставки, по которому согласно статье 506 ГК РФ осуществляющий предпринимательскую деятельность поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Типовой договор содержит следующие последовательно расположенные разделы:

характеристика сторон;

предмет договора;

цена и сумма договора;

условия и сроки поставки;

условия платежей;

упаковка и маркировка;

условия претензий;

штрафные санкции и порядок возмещения убытков;

страхование;

обстоятельства непреодолимой силы;

арбитраж;

другие условия контракта;

юридические адреса сторон.

Так как отгрузка продукции со склада производится железнодорожным транспортом, то основным документом является при этом товарно-транспортная накладная (приложения).

Бланки товарно-транспортных накладных являются бланками строгой отчетности. Их выдают заведующим складами в пронумерованном виде, чтобы предупредить возможность отпуска неоприходованной продукции.

В условиях рыночной экономики организации реализуют свою продукцию в соответствии с заключенными договорами поставок или путем свободной продажи через розничную сеть. Продукция реализуется как иногородним и местным покупателям, так и за рубежом. Однако по отдельным видам продукции поставщик обязан иметь специальные лицензии, в которых определены квоты на реализацию продукции за рубежом.

В договоре на поставку продукции указываются наименование поставляемой продукции, количество по видам, способ отгрузки или отпуск на месте, размер партии, цена, по которой реализуются отдельные изделия, сроки исполнения обязательств и условия платежа, условия упаковки, страхования, принципы перехода права собственности и порядок возмещения убытков.

Отгружая продукцию, поставщик несет расходы по ее доставке на станцию отправления, погрузке в транспортные средства, перевозке по железной дороге или другим видом транспорта. При отгрузке продукции эти расходы оплачивает поставщик, но не всегда за свой счет. В договоре должно быть оговорено, за чей счет производится оплата этих расходов: поставщика или покупателя. Распределение расходов по отгрузке готовой продукции между поставщиком и покупателем устанавливается определенным видом «франко-цены», который предусматривается в договоре поставки.

Слово «франко» в переводе с итальянского означает «свободный», т.е. с какого места отгрузки продукции поставщик (покупатель) освобождается от соответствующих расходов. Различают следующие виды «франко-цен»:

франко-склад поставщика означает, что все расходы, связанные с отгрузкой продукции, оплачивает покупатель;

франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только по погрузке готовой продукции в вагоны, остальные расходы несет покупатель;

франко-вагон станция отправления, когда поставщик оплачивает все расходы по погрузке готовой продукции до станции отправления и погрузке ее в вагоны, а в счет поставщику включает отдельной суммой только стоимость железнодорожного тарифа от станции отправления до станции назначения;

франко-станция назначения, когда все расходы по отгрузке продукции до станции назначения поставщик включает в отпускную цену готовой продукции;

франко-склад покупателя, когда поставщик оплачивает все расходы по транспортировке, погрузке и разгрузке продукции вплоть до склада покупателя.

Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада служат приказы отдела сбыта организации.

На основании товарно-транспортных, железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписываются в нескольких экземплярах платежные поручения или платежные требования для расчетов с покупателями через банк.

В платежном поручении или требовании указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателям, сумму НДС, выделяемую отдельной строкой.

Данные платежных требований ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф. №16 или 16а). В ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов.

Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость ф. №16 используют при определении выручки по отгрузке, а №16а - при определении выручки по оплате.

Продукция считается проданной при переходе права собственности на нее от продавца к покупателю, от производителя к потребителю. Момент перехода права собственности на продукцию, товары и услуги определяется условиями договора, заключенного между поставщиком и покупателем. По договорам поставки (ст. 506 - 524 Гражданского кодекса РФ), как правило, переход права собственности происходит в момент отгрузки товаров и передачи товаросопроводительных документов.

Порядок учета продажи продукции зависит от выбранного организацией метода учета. Конкретный метод учета продажи продукции организация определяет самостоятельно в соответствии со своей учетной политикой.

Это либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации.

Статья 167 Налогового кодекса РФ определяет дату продажи товаров, работ и услуг:

для организаций, выбравших метод продажи «по отгрузке» - день отгрузки или передача права собственности на товар, день оплаты товаров, работ и услуг;

для организаций, выбравших метод продажи «по оплате» - по мере поступления денежных средств.

Причитающиеся от покупателей суммы в оплату стоимости реализованной продукции признаются доходами от обычного вида деятельности ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» отражаемых по балансовому счету 90 «Продажи».

Продукцию в ОАО «НЛМК» учитываются по учетным ценам, а именно по фактической себестоимости, включающей в себя сумму всех фактических затрат.

Кроме порядка определения реализации товаров, в ОАО «НЛМК» учитываются положения учетной политики организации, применяемой для целей налогообложения и определяющей вариант (метод) формирования налоговой базы по соответствующему налогу.

Исходя из положений статьи 39 НК РФ, реализацией продукции признается передача на возмездной основе (в том числе обмен) права собственности на них, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, также и передача права собственности на безвозмездной основе (в частности, это касается исчисления налога на добавленную стоимость).

При формировании налоговой базы по налогам и соответственно определении обязанности по их уплате, ОАО «НЛМК» использует метод по отгрузке (метод начисления). В этом случае обязанность по уплате налогов возникает по переходу права собственности на реализованные товары.

При реализации продукции у организации ОАО «НЛМК» возникают расчёты с покупателями, которые отражаются на счёте 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по цене продажи.

Согласно заключаемым организацией ОАО «НЛМК» договорам купли-продажи предусматривается обычный переход права собственности, а именно в момент отгрузки, в бухгалтерском учете оформляются следующие записи:

Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; К 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - выручка от продажи товаров (с НДС);

Д 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость»; К 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» - НДС с выручки от реализации продукции (при формировании налоговой базы по методу начисления);

Д 90, субсчет «Себестоимость продаж»; К 43 - себестоимость реализованной продукции;

Д 51 «Расчетный счет»; К 62 - поступление от покупателей сумм в оплату стоимости отгруженных товаров.

В конце месяца на балансовом счете 90 выявляется финансовый результат от продажи товаров. При этом в установленном порядке в уменьшение сумм полученной выручки списываются издержки обращения - дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 44 «Расходы на продажу».

Если сумма выручки (кредитовые обороты по счету 90) превышает себестоимость реализованных товаров, расходы на продажу, а также исчисленные с выручки суммы налога на добавленную стоимость имеет место прибыль, которая отражается корреспонденцией по дебету счета 90, субсчет «Прибыль (убыток) от продаж» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки». Убытки от реализации товаров по итогам отчетного месяца отражаются обратной записью - дебет счета 99 кредит счета 90, субсчет «Прибыль (убыток) от продаж».

Типовые бухгалтерские проводки по учёту расчётов организации с покупателями при реализации им продукции представлены в приложении 2.

Причитающаяся к оплате покупателем сумма налога на добавленную стоимость указывается в оформляемых счетах-фактурах. В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товаров.

Счета-фактуры составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры выставляются покупателям, а вторые хранятся в журнале учета выставленных счетов-фактур.

Кроме указанного журнала, выставленные покупателям счета-фактуры регистрируются в книге продаж в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.

Суммы выручки от реализации товаров в установленном главой 25 НК РФ порядке включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. При этом также учитывается принятый в учетной политике организации метод формирования налоговой базы.

Процесс реализации товаров и возникающей при этом дебиторской задолженности в ОАО «НЛМК» отражается в учёте следующим образом:

Таблица 5. Бухгалтерский учёт реализации товаров в ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»

Содержание хозяйственной операции

Основание / первичные документы

Отражено в учете



Дт счёта

Кт счёта

Накладная или акт (КС-2, КС-3)

51

90.1

Погашена задолженность покупателей за реализованную продукцию

Выписка банка, платежное поручение

51

62.1

Поступили авансы в счёт оплаты за отгруженную продукцию

Выписка банка, платежное поручение

51

62.2

Зачет аванса в оплату отгруженной продукции

Бухгалтерская справка

62.2

62.1

Списание дебиторской задолженности, у которой срок исковой давности прошел

Инвентаризационная ведомость, письменное обоснование, приказ руководителя

99

62.1


Рассмотрим примеры бухгалтерского учёта реализации товаров в ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат».

В таблице 6 представлены сводные данные о дебиторской задолженности фирмы за 1 декаду июля отчётного года.

Таблица 6. Сводные данные по текущей задолженности ОАО «НЛМК» за 1 декаду июля 2012 года

Документы

Дата

Сумма, тыс. руб.

Счёт-фактуры

103

05.04.06

938


109

20.04.06

1290


141

28.04.06

1200


152

15.05.06

1362


160

25.05.06

1214

Итого 6004

Документы

Дата

Сумма, тыс. руб.

Платежные поручения

245

25.04.06

134


252

03.05.06

142


265

16.05.06

125


278

01.06.06

128


300

12.06.06

143


312

19.06.06

157


321

30.06.06

212

Итого 1041


В июле 2012 года ОАО «НЛМК» продало покупателю партию продукции. Цена товара согласно договору - 118000 руб. (в том числе НДС - 18000 руб.). Себестоимость товара - 60000 руб. Расходы на продажу составили 15000 руб.

Бухгалтер предприятия делает проводки:

Таблица 7. Бухгалтерский учёт реализации товаров покупателям за июль 2012 года

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

Сумма

62

90/1

Отгружена продукция и предъявлен счёт покупателям по договорной цене с НДС

118000 руб.

90/3

68 субсчет «Расчеты по НДС»

Начислен НДС к уплате в бюджет

18000 руб.

90/2

41

Списана себестоимость проданного товара

60000 руб.

90/2

44

Списаны коммерческие расходы (расходы на продажу)

15000 руб.

51

62

Зачислены на расчётный счёт денежные средства от покупателей за продукцию, проданную в июле

96000 руб.

51

62

Зачислены на расчётный счёт денежные средства от покупателей за продукцию

240000 руб.


Рассмотрим ещё операции по реализации продукции в организации в июле.

В июле поступила продукции от поставщика стоимостью 170000 руб. Покупателям реализована продукция, хранящаяся на складе на сумму 407100 руб. (в том числе НДС 62100 руб.). Себестоимость реализованной продукции составила 210000 руб.

Расходы на продажу составили 35000 руб. Покупателями оплачена продукция на сумму 300000 руб. В отчётном месяце поступила задолженность покупателей в сумме 200000 руб.

Таблица 8. Бухгалтерский учёт реализации товаров покупателям за июль 2012 года

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

Сумма

40

60

Поступили товары от поставщиков

170000 руб.

62

90/1

Реализована продукция покупателям

345000 руб.

90/3

68

Начислен НДС к уплате в бюджет

62100 руб.

90/2

41

Списана себестоимость проданного товара

210000 руб.

90/2

44

Списаны коммерческие расходы (расходы на продажу)

35000 руб.

51

62

Зачислены на расчётный счёт денежные средства от покупателей

300000 руб.

51

62

Зачислена на расчётный счёт задолженность покупателей

200000 руб.


На открытых счетах, используемых для учёта реализации товаров, подсчитаем обороты, и определим конечное сальдо.

Счет 43 «Готовая продукция»

Дебет

Кредит

01.07 Сн. = 198000 руб.

170000 руб.

60000 руб.


210000 руб.

Дт об = 70000 руб.

Кт об = 270000 руб.

Ск. = 98000 руб.

Счет 62 «Расчеты с покупателями»

Дебет

Кредит

01.07 Сн. = 4963000 руб.

118000 руб.

96000 руб.

345000 руб.

210000 руб.


300000 руб.


200000 руб.

Дт об = 463000 руб.

Кт об = 806000 руб.

Ск. = 4620000 руб.

Счет 90 «Продажи»

Дебет

Кредит

01.07 Сн. = 0 руб.

18000 руб.

118000 руб.

60000 руб.

345000 руб.

15000 руб.


62100 руб.


210000 руб.


350000 руб.


Дт об = 400100 руб.

Кт об = 463000 руб.

Ск. = 62900 руб.


Счёт 90 (субсчета к счёту) ежемесячно закрывается. Сальдо на счёте отражается на субсчёте 9 (счёта 90) и списывается на счёт 99 «Прибыли и убытки».

По результатам реализации продукции июле дебиторская задолженность организации составила 4620 тыс. руб. (включая задолженность покупателей за II квартал), прибыль от реализации продукции составила 62,9 тыс. руб. Данные операции отражаются в бухгалтерском учёте проводками:

Д 90/9 «Прибыль от продаж»; К 99 «Прибыли и убытки» 62900 руб. Счёт 90 закрыт.

Рассмотрим учёт и формирование финансового результата организации от реализации товаров (на примере данных за июль месяц).

Учёт прибыли и финансового результата от реализации:

Финансовые показатели реализации за июль представлены в таблице 9.

Таблица 9. Финансовые показатели реализации за июль 2012 года в ОАО «НЛМК»

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Счета бухгалтерского учёта

Реализована продукция

463

62 90

Себестоимость реализованных товаров

270

43 90

Коммерческие расходы

50

44 90

Остатки товаров на складе

98

43

Дебиторская задолженность

4620

62

Прибыль от реализации

62,9

90


На схеме 1 представлен порядок учета прибыли и финансового результата от реализации.

Схема 1. Учет прибыли и финансового результата от реализации.

В июле 2012 года организацией реализовано продукции на сумму 463 тыс. руб., себестоимость которых составила 270 тыс. руб., расходов на продажу 50 тыс. руб.


В результате проведённых в июле операций с товарами и их реализацией в организации возникла дебиторская задолженность в сумме 4620 тыс. руб., осталось товаров на складе на сумму 98 тыс. руб., прибыль от реализации продукции составила 62, 9 тыс. руб.

Порядок учета реализации готовой продукции ОАО «НЛМК» соответствует порядку, закрепленному в учетной политике, которая, в свою очередь, своевременно и в полном объеме отражена в бухгалтерском учета как проданная.

Заключение

Целью настоящей курсовой работы являлось рассмотрение учета готовой продукции на предприятии. Для практической части выбрала компанию - ОАО «НЛМК».

В первой части были даны понятия готовой продукции. Готовая продукция - это изделия и продукты, прошедшие все стадии технологической обработки, соответствующие действующим стандартам, утвержденным техническим условиям, принятые техническим контролем организации и отвечающие требованиям заказчика. Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.

Так же в первой части были рассмотрены вопросы нормативного регулирования данного раздела учета, организации учета реализации готовой продукции

Также была дана оценка готовой продукции. В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться: фактическая производственная себестоимость (полная и неполная); нормативная себестоимость (полная и неполная); договорные цены и другие виды цен.

Во второй части было рассмотрено документальное оформление и учет реализации готовой продукции, а также инвентаризации готовой продукции на примере ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат».

Новолипецкий металлургический комбинат, один из крупнейших металлургических комбинатов мира, третий по величине производитель стали в России. Компания специализируется на производстве листового проката широкого сортамента.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

В целом предлагаемые мероприятия по совершенствованию учета выпуска и продаж готовой продукции, а также мероприятия по увеличению данных показателей позволят значительно повысить эффективность деятельности данного предприятия.

Список используемой литературы

1. Барногльц С.Б., Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития, М.: Финансы и статистика, 2010 - 284 с.

. Барногльц С.Б., Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений, М.: Финансы и статистика, 2011 - 427 с.

. Врублевский Н.Д., Рендухов И.М. Учет выпуска и продаж продукции в промышленности. - «Бухгалтерский учет», 2011 г.

. Захарьин В.Р. Учет готовой продукции в соответствии с методическими указаниями Минфина РФ: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010. - 160 с.

. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. - М.: Бухгалтерский учет, 2012. - 254 с.

. Новиков Д.Ю. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет. - «Бератор-Пресс», 2012 г.

. Оценка материально-производственных запасов: учетно-налоговые аспекты // Выпуск АКДИ БП №31, август 2010 г.

. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник. - М.: Финансы, «ЮНИТИ», 2011 - 437 с.

. Шеина Т.Н. Совершенствование бухгалтерского учёта реализации продукции // Современный бухучёт, 2010, №7.

Похожие работы на - Учет продукции на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!