Аспекты творческих личностей. Альтернативные музыканты
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
практической психологии
«Аспекты
творческих личностей. Альтернативные музыканты»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
специальности 050706 «Педагогика и психология»
Выполнила: студентка 4 курса, 2 группы
Заочной формы обучения психолого-
педагогического факультета
Дьяченко Александра
Научный руководитель: кандидат псих. наук,
доцент, член- корр. МАПМ
Аврамова Т.И.
Воронеж 2013
Введение
Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности.
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме
творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть
личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если
интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи
человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации
и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о
существовании особого типа личности - "Человека творческого".
Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько
своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры,
искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности,
так как нет творения без творца. Творческие способности заложены и существуют в
каждом человеке. Творчество скорее не вид, а стиль деятельности. Креативность
не единый фактор, а совокупность разных способностей, позволяющих решать
нестандартные задачи и находить необычные решения в обычных. А именно: зоркость
в поиске проблем; легкость генерирования идей; умение управлять своим
воображением.
Творческая личность - это понятие, которое обозначает сторону жизни
человека, систематически получающего новые решения в профессиональной
деятельности и в жизни. При этом человек, насколько бы часто он ни получал
творческие решения, остается больше чем творческой личностью, остается и
обычным человеком. Творческие способности есть у каждого человека. Это
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от
другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал
нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня
не только теоретический смысл, но и практический смысл.
Творческого человека можно определить так - это человек, который видит
вокруг себя задачи, ставит себе цель решать их и занимается их решением. Можно
определить его и через получаемый в результате творчества результат. Тогда
творческий человек, это человек, находящий нестандартные решения стоящих перед
ним задач.
Главное требование к творческой жизни - это наличие достойной цели.
Достижение этой цели не одномоментно. Подготовка к решению занимает годы,
включая в себя многочисленные промежуточные этапы, попытки решения, отступления
и периоды поиска новой тактики.
Творческая личность - это индивидуум, который владеет высоким уровнем
знаний, притяжением к новому, оригинальному, который может откинуть обычное,
шаблонное. Потребность в творчестве является жизненной необходимостью. [6]
Большинство авторов соглашается с этим определением «творческой
личности». Для творческой личности творческая деятельность является жизненной
потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерен. Главным
показателем творческой личности, ее самым главным признаком считают наличие
творческих способностей, которые рассматриваются как
индивидуально-психологические способности человека, которые отвечают
требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного
выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального
продукта, с поиском новых средствдеятельности. .
Н.В. Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную
активность, творческое мышление и творческий потенциал. Следует обратить
внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином
"творческая личность" встречается термин "креативная
личность". Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О.
Сысоева.
Креативная личность - личность, которая имеет внутренние условия, которые
обеспечивают её творческую активность, то есть не стимулированную внешне
исследовательскую деятельность. [15]
Творческая личность - это креативная личность, которая в результате
влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого
потенциала человека дополнительных мотивов, личностных образований, способностей,
что способствуют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах
творческой деятельности. Каждый человек должен совершенствовать навыки
творческого мышления и руководить ими, чтоб полностью использовать возможности
процесса творчества.
Цель исследования: провести анализ особенностей личности альтернативных
музыкантов.
Задачи:
. Осуществить теоретический анализ по проблеме
исследования;
. Сконструировать батарею методик для личностного
исследования;
. Обработать и проанализировать результаты
эмпирического исследования.
Объект исследования: аспекты личности альтернативных
музыкантов.
Предмет исследования: нарциссизм личностей
альтернативных музыкантов .
Гипотеза исследования: Альтернативные музыканты ярко
выраженные нарциссы, с завышенной самооценкой, либо наоборот, с заниженной.
Глава 1 черты творческих
личностей
.1 Особенности личности
альтернативного музыканта
Принято считать, что люди, которые занимаются
альтернативной музыкой (панк-рок музыканты, рок-музыканты) эмоционально-неустойчивые,
ранимые, это напрямую связанно с самооценкой и нарциссизмом. В своей работе я
постараюсь это доказать или опровергнуть. .Особенности личности альтернативного
музыканта в объекте" [24].
В психологической научной справочной литературе (В.Н.
Дружинин, В. Зинченко, Р.С. Немов, Б. Мещеряков и др.) часто различаются
несколько видов эмпатии: эмоциональная - основанная на механизмах проекции и
подражания моторным и аффективным реакциям другого; эмпатия когнитивная -
базирующаяся на процессах интеллектуальных (сравнении, аналогии и пр.); эмпатия
предикативная - проявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции
другого в конкретных ситуациях и др.; эстетическая эмпатия - вчувствование в
художественный объект; эгоцентрическая эмпатия - сопереживание и сочувствие
различаются как переживание человека за себя; гуманистическая эмпатия -
эмпатическое переживание за другого человека и другие виды эмпатии.
Т.П. Гаврилова на основании своих исследований
доказывает, что различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека
к своему и чужому миру. Лица, у которых высокий уровень эмпатийности, проявляют
заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для
лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны: затруднительность в
установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.
Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их
развитию и стабилизирует, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в
обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней
нуждается [7].
Другой подход рассматривает эмпатию как эмоциональное
состояние, возникающее у субъекта при виде переживаний другого человека [24].
Эмпатия в этом случае понимается как «проникновение в аффективные ориентации
другого и определяется, как способность приобщаться к эмоциональной жизни
другого человека, разделяя его переживания». Среди работ этого направления
следует отметить исследования, подчеркивающие ведущую роль эмпатической эмоции,
без которой невозможна постановка себя на место другого и благодаря которой
осуществляется оказание помощи другому человеку.
Несмотря на несомненную сопряженность эмпатии с рациональными оценочными
критериями и нравственной рефлексией, многие исследователи показали ее
совершенную независимость от «академического интеллекта» и, в частности, от
результатов IQ. Такой авторитетный знаток данной проблемы, как Д. Голмен,
связывает эмпатию прежде всего с «эмоциональным интеллектом», хотя исходная
многоплановость ее истоков также не вызывает у него сомнений [7]. В литературе
небольшие разногласия по поводу определения эмпатии возникают вокруг того,
какую именно долю в ее составе занимает эмоциональный резонанс, и какую -
когнитивные процессы.
Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об эмпатии
понятием «точной эмпатии», которое содержит больше чем только способность
психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента.
Важные идеи для формирования концепции нашего исследования заложили
сторонники психоаналитических традиций (Х. Кохут, Р. Гринсон и др.), которые
для объяснения эмпатии привлекают концепцию идентификации.
Х. Кохут считал эмпатию универсальной потребностью развития. Переживание
младенцем эмпатического «отзеркаливания» заботящегося лица необходимая
составляющая в развитии связного Я и, наоборот, травматические провалы в
обеспечении эмпатического «отзеркаливания» играют критическую каузальную роль в
развитии дефектов и патологии Я. Такие концепции как «настройка» между матерью
и младенцем (В. Стерн) и «откликаемость» хотя и не идентичные, однако весьма
соотносимые с эмпатией, были разработаны психологами в результате наблюдения за
взаимодействием матери и младенца [5].
В отечественной науке на наличие эволюционных предпосылок этически окрашенного
поведения людей, включая сочувственную поддержку, еще столетие назад обратил
внимание видный социальный мыслитель П.А. Кропоткин: «Естественно, что... среди
очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за
жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной
поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над
чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или
племени» [20].
Из отечественных ученых нынешнего поколения вопрос о существовании у
высших животных «протоэтических» эмоций, включая сострадание, поставил В.П.
Эфроимсон в известной работе «Родословная альтруизма», а также в позднейшей
монографии «Генетика этики и эстетики». По его мнению, в совершенно разных
ветвях эволюционного дерева независимо друг от друга создавались многие будущие
"человеческие" свойства, включая эмоции, которыми сопровождается
общение [16].
Продолжая логику Кропоткина, Эфроимсон показал, что взаимное сочувствие,
альтруизм, выливающийся при необходимости в помощь, обеспечивают сообществам
громадные преимущества. Согласно его взгляду, «лишь детеныши стай, орд, родов,
племен с достаточно развитыми инстинктами и эмоциями, направленными не только
на личную защиту, но и на защиту потомства, на защиту коллектива в целом, на
защиту молниеносную и инстинктивную, полусознательную и сознательную, имели
шансы выжить». По этой причине «быстро росла та система инстинктов и эмоций, на
которую опирается совесть» в нынешнем обществе [21].
В структуре понятия «эмпатия» можно увидеть несколько составляющих:
сопереживание, сочувствие, симпатия, проницательность, эмоциональная
отзывчивость, эстетическое наслаждение, отзывчивость на переживания другого,
эмоциональный отклик, идентичность чувств, помощь другому, альтруистические
мотивы - все эти компоненты наполняются своим содержанием, дополняя при этом
эмпатию с различных сторон. Так, можно предположить, что эмпатия, как
образование личности, может быть качественно разной у людей и этим оказывать
специфическое влияние на профессиональную деятельность, мотивировать ее выбор.
Таким образом, анализ психологической литературы выявляет значительный
интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать
определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии,
сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных
способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.
Эмпатия как важная составляющая личности имеет гендерные особенности,
обладает как биологической, так и социокультурной детерминацией и возможностью
развития.
Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабилизирует их,
позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных
экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Особенно эти
качества соотносятся с требованиями профессиональной и личностной компетенции
профессий сферы «человек-человек», к которым относится профессия психолога.
1.2
Этапы развития эмпатии у студентов
психологического факультета
Профессиональная психологическая деятельность предъявляет к личности
особые требования, наиболее важным из которых: умение в отношениях с клиентом
быть искренним, когда он передает чувства, переживаемые в настоящий момент. Под
этим подразумевается, что чувства, испытываемые психотерапевтом, доступны ему,
его пониманию, он способен «прожить» их, испытать и соответствующим образом
сообщить о них другому человеку. Значимое условие, влияющее серьезным образом
на эффективность деятельности психолога, это - эмпатическое понимание, когда он
ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он
может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он
способен успешно передать свое понимание клиенту [14].
Такое понимание в обычной жизни встречается чрезвычайно редко и именно за
ним обращается человек в поисках психологической помощи. Так, эмпатия тесно
связана с альтруистическими мотивами, мотивами эмпатийного поведения, и
коммуникативными особенностями личности.
Развитие эмпатии у будущих психологов осуществляется поэтапно. Первый
этап - подготовительный. В курсе общей психологии при изучении межличностных
отношений студентам дается определение эмпатии, подчеркивается значение этого
свойства личности в общении, особенно людей профессий типа «человек-человек»,
которые предполагают влияние на других людей.
При изучении познавательных процессов внимание студентов акцентируется на
зависимости эмпатийности людей от их эмоциональной памяти и роли этого свойства
в «интеллекте межличностных отношений» [5]. При рассмотрении темы «Потребности
как источник активности личности» особо подчеркивается наличие потребности в
сопереживании и сочувствии другим людям, в «эмоциональном созвучии» [15] с
ними. Ориентация в эмоциональном настрое других людей предстает как необходимое
условие нашей жизни. Появляется возможность для обобщения - в психологии
эмпатия рассматривается и как свойство личности, и как эмоциональная форма
познания другого человека, и как потребность.
Дальнейшее изучение понятия «эмпатия» осуществляется в теме «Чувства».
Еще раз подчеркнув значение эмпатии и обратившись к соотношению между понятиями
«эмпатия» и «психическое заражение», организуем эвристическую беседу, в ходе
которой выясняется, что учитель, испытывая эмпатическое переживание по
отношению к ученику, может тем не менее поставить ему справедливую двойку, а
прокурор, сочувствуя преступнику, может потребовать серьезного наказания. Это
позволяет поставить проблему о соотношении эмпатии и поведения. В результате
студенты приходят к выводу о том, что эмпатия не окончательная детерминанта
поведения человека [5]. Оно зависит от направленности личности в целом, от ее
мировоззрения и уровня нравственного развития.
Работая далее над понятием эмпатии, внимание студентов заостряется на том
факте, что сопереживание или сочувствие клиенту характеризуется своеобразным
перевоплощением. На практическом занятии студентам предлагается описать
какое-либо свое переживание в детстве. Анализируя эти воспоминания, они
отмечают многие особенности детских переживаний.
Второй этап развития эмпатии - проблемный. Эмпатия рассматривается в
качестве компонента мыслительного процесса, как эмоциональная форма познания
психологии. На одном из занятий создается проблемная ситуация, в которой путь к
психологически правильному решению лежит через проявление сочувствия по
отношению к людям, допустившим нарушение нравственной нормы. Такой подход
усиливает мотивацию развития у студентов эмпатии и делает ее более осознанной.
Третий этап - специальные упражнения на развитие эмпатии в ходе
спецсеминара, основная цель которого в формировании опыта решения задач,
требующих проявления эмпатии, развития мотивов сочувствия людям. Чаще всего на
этих занятиях речь идет о детях, лишенных эмоционального тепла, «отверженных»
взрослыми или сверстниками и по тем или иным причинам оказавшихся педагогически
запущенными. Это сильное эмоциональное воздействие само по себе заставляет
студентов вчувствоваться в состояние таких детей и тем самым помогает
постепенно превращать «ситуационно, стечением обстоятельств порожденные мотивы
(побуждения) в устойчивые личностные побуждения» [18], способствует созданию
внутренних условий для актуализации эмпатии в последующей деятельности.
Четвертый этап - творческий. Совершенно справедливо, что «подлинным
критерием успешности подготовки специалиста должна явиться оценка степени
сформированности способностей студентов к самостоятельному выявлению,
постановке и решению учебных, профессиональных и исследовательских задач» [10].
Поэтому воспитание творческой личности психолога с необходимостью должно
включать в себя создание условий для «узнавания», «видения» проблем и задач.
Лишь в этом случае может сформироваться психологическая направленность
мышления.
Практика показывает, что студенты, прошедшие специальную подготовку по
развитию эмпатии, значительно лучше других решают психологические задачи. А это
одно из необходимых условий профессионального самоопределения личности.
Глава 2 Эмпирическое
исследование особенностей эмпатии у студентов
.1 Программа эмпирического
исследования
Контингент исследования - 10 студентов 4 курса и 10 студентов 1 курса
психологического факультета ВГПУ.
Использовались следующие методики:
. Тест - «опросник диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии», И.М.
Юсупов.
. Тест - «опросник диагностики социальной эмпатии» Мехрабиан А., Эпштейн
Н., в адаптации Орлов Ю.М., Емельянов Ю.Н.
Принцип построения методики экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова
основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с
большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют
реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра,
живописи, скульптуры.
Методика состоит из 36 утверждений, с которыми испытуемые соглашаются,
или опровергают. Результаты ответов заносятся в специальные бланки и
распределяются по шести графам. Обработка результатов проходит в два этапа. На
первом этапе высчитывается количество баллов и определяется уровень эмпатии. На
следующем этапе происходит определение эмпатии по шести отдельным шкалам.
Каждая шкала включает в себя ответы на три вопроса, объединенных общей темой.
Под эмпатийным потенциалом автор понимает
"предрасположенность личности к вчувствованию-проникновению в объекты
социальной природы, т.е. способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного
переживания в эмоциональной памяти испытуемого" [23]. При обработке
результатов использовались критерии достоверности, разработанные автором
методики.
Тест-опросник диагностики социальной эмпатии
предназначен для определения уровня эмпатических тенденций. Эмоциональная
отзывчивость на переживания других. В разнообразных жизненных ситуациях
эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и
эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Эмпатия
предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей,
сочувствие им, предугадывание их состояний. Эмпатия способствует идентификации
(отождествлению) себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной
постановке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи.
Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание
помощи. Тест содержит 33 утверждения, с которыми испытуемые соглашаются, или
опровергают. Результаты ответов заносятся в специальные бланки. Цель обработки
результатов - получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций).
2.2 Анализ результатов
эмпирического исследования
В результате исследования эмпатии было установлено
следующее: уровень поликоммуникативной эмпатии у студентов 1-го курса выше, чем
у студентов 4-го курса, но не на много, это можно увидеть на рис. 1.
творческий личность эмпатия
психологический
Проанализировав средние значения по результатам
диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии, можно сказать, что по отдельным
шкалам проявления эмпатии показатели студентов 1-го курса не значительно, но
выше чем у студентов 4-го, что можно увидеть на рис. 2. Больше всего баллов
набрали шкалы эмпатии с родителями и героями художественных произведений.
Меньше всего баллов - по шкале эмпатия к пожилым людям.
А также можно отметить, что минимальных значений по
средним баллам у студентов 1-го курса меньше, чем у студентов 4-го.
В целом можно отметить, что в результате диагностики
эмпатии по методике Юсупова, у большинства студентов психологического
факультета обоих курсов отмечается средний уровень эмпатии(приложение 1).
Далее сравнив результаты по методике «Диагностика
социальной эмпатии», также можно отметить, что у всех студентов учавствующих в
диагностики средние уровни эмпатических тенденций. При рассмотрении уровня
индекса эмпатийности индивидуально, можно сказать, что высоких показателей
больше демонстрируют результаты студентов 1-го курса (приложение 2).
Сравнив показатели по средним баллам индекса
эмпатийности можно увидеть, что уровень индекса студентов 1-го курса немного
выше, чем у студентов 4-го, и разница в целом не значительна, это можно увидеть
на рис. 3.
Выводы
. Уровень эмпатии студентов 1-го курса выше, чем у
студентов 4-го.
. Уровень социальной эмпатии ниже у 4-го по сравнению
с 1-м незначительно, а также уровень поликоммуникативной эмпатии незначительно
ниже.
. У большинства студентов-психологов выявлен высокий и
средний уровень эмпатии как на 1-м, так и на 4-м курсах, низкий уровень эмпатии
практически не выявлен.
. Большинство студентов психологического факультета
испытывают эмпатию к родителям, знакомым и малознакомым людям, животным и
героям художественных произведений.
Заключение
Анализ психологической литературы выявляет
значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет
сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в
сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически
обусловленных способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.
Эмпатия как важная составляющая личности имеет
гендерные особенности, обладает как биологической, так и социокультурной
детерминацией и возможностью развития.
Эмпатия способствует развитию межличностных отношений
и стабилизирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных,
но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.
Особенно эти качества соотносятся с требованиями профессиональной и личностной
компетенции профессий сферы «человек-человек», к которым относится профессия
психолога.
Для студентов психологических факультетов
профессионально-важным качеством является эмпатия, следовательно, они обладают
такими личностными качествами, как сочувствие, сопереживание, эмоциональная
отзывчивость, понимание психологических состояний других людей, потребности в
общении, помощи и покровительстве другим людям.
В результате проведенного исследования выяснилось, что
уровень эмпатии у студентов разных курсов психологического факультета
действительно отличается, на первом курсе эмпатия выше, чем на четвертом.
Также у большинства студентов-психологов отмечается
средний уровень эмпатии большинство студентов-психологов испытывают эмпатию к
родителям, знакомым и малознакомым людям, животным и героям художественных
произведений.
Таким образом, гипотеза о том, что эмпатия по степени
выраженности у студентов разных курсов психологического факультета отличается
подтвердилась.
Список использованной
литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова, - М.:
Академический проект, 2005.
. Акимова М.К., Рекомендации по использованию результатов диагностики
природных особенностей человека в педагогической практике./ М.К. Абрамова, В.Т.
Козлова. - Методики диагностики природных психофизиологических особенностей
человека. Вып. 2. М., 1992.
. Аксентьева М.А. Проблемное поле психологии профессионального
образования / М.А. Аксентьева. - М. 2001.
. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности./ В.Г. Асеев.-
М.: Мысль, 1976.
. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности /
Г.А. Балл // Вопросы психологии. - 2005. - N 1.
. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение
отечественного психолога-практика / А.Ф. Бондаренко // Московский
психотерапевтический журнал. 2003. № 1.
. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический
обзор и современное состояние проблемы / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии.
2005. №2.
. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и
среднего школьного возраста./ Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 2004. №2.
. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения
/ С.А. Гапонова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - N 3.
. Донцов А.И., Профессиональные представления студентов-психологов / А.И.
Донцов Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. 2007. №2.
. Дьяченко М.И., Краткий психологический словарь: личность, образование,
профессия. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович - Минск: Просвещение, 2006.
. Корнилова Т.В. Сравнение личностных особенностей российских и
американских студентов (по опроснику А. Эдвардса)/ Т.В. Корнилова, Е.Л.
Григоренко // Вопросы психологии. 1995. № 5.
. Кудрявцев Г.В. Психологические основы профобучения./ Г.В. Кудрявцев. -
М.: Педагогика, 2008.
. Кучмиева С.И. Мотивационные детерминанты процесса профессиональной
социализации студентов / С.И. Кучмиева // Бизнес. Образование. Право: вестник
Волгоградского института бизнеса.- 2006. - Вып. 1.
. Кучмиева С. И. Мотивационные факторы профессиональной социализации
студентов / С.И. Кучмиева Среднее профессиональное образование. - 2006.
. Кучмиева С.И. Технологии выработки социально-психологических качеств
активных субъектов гражданского общества в процессе социализации молодежи в
вузе / С.И. Кучмиева - Волгоград: Панорама, 2005
. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. - М.:
Прогресс, 2005.
. Лешин В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности
студентов/ В.В. Лешин. // Вопросы психологии. № 8. 2006.
. Маркелова М.Н., Профессиональное самосознание начинающего психолога/
Н.М. Маркелова, В.М. Просекова // Психолог-профессионал: деятельность,
личность, общение. - Тюмень, 2006.
. Мосина Н.В. Современные проблемы подготовки компетентных специалистов в
системе высшего профессионального образования / Н.В. Мосина, - Институт общего
образования Министерства образования и науки России, - М.:- 2005.
. Мосина Н.В. Образовательный процесс и управленческие аспекты в вузе /
Н.В. Мосина // В сб. «Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы».
Вып. 1. - М., 2004.
. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное
пособие. Л.: ЛГУ, 1990.
23.Рубинштейн
С.Jl. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973..
24. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты):
Дис. д-ра. психол. наук. / И.М. Юсупов. - С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995.
Приложение 1
Результаты диагностики по методике «Уровень поликоммуникативной эмпатии»
1 курс
Шкалы проявления эмпатии к:
|
Олеся В.
|
Наталья Б.
|
Мария В.
|
Рита Н
|
Юлия Н
|
Вика Н.
|
Таня Т.
|
Нина Ш..
|
Елена Б..
|
Елена Л.
|
Средний балл
|
Родителям
|
6
|
14
|
14
|
14
|
14
|
11
|
12
|
12
|
13
|
13
|
12,3
|
Животным
|
2
|
11
|
10
|
10
|
12
|
4
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8,1
|
Пожилым людям
|
8
|
8
|
2
|
6
|
6
|
11
|
2
|
9
|
9
|
6,4
|
Детям
|
12
|
10
|
11
|
8
|
12
|
8
|
3
|
8
|
10
|
10
|
9,4
|
Незнакомым людям
|
5
|
8
|
13
|
10
|
5
|
11
|
5
|
4
|
8
|
8
|
7,2
|
Героям худ. произведений
|
12
|
7
|
11
|
10
|
8
|
11
|
7
|
13
|
8
|
8
|
9,7
|
Уровень поликоммуникат.
эмпатии
|
45
|
58
|
61
|
58
|
46
|
56
|
38
|
47
|
56
|
55
|
49
|
Максимальное значение по каждой шкале - 15
Максимальное значение по итоговой шкале - 90
Результаты диагностики по методике «Уровень поликоммуникативной эмпатии»
(4 курс)
Шкалы проявления эмпатии к:
|
Галя З.
|
Юля С.
|
Марина В.
|
Алина К.
|
Дарья П.
|
Маша К.
|
Юля Б.
|
Юля С.
|
Яна Н.
|
Юля Щ..
|
Средний балл
|
Родителям
|
13
|
13
|
11
|
10
|
12
|
7
|
11
|
9
|
12
|
10,5
|
Животным
|
4
|
11
|
6
|
5
|
4
|
9
|
11
|
3
|
4
|
5
|
6,2
|
Пожилым людям
|
5
|
6
|
6
|
7
|
8
|
5
|
9
|
4
|
5
|
7
|
6,2
|
Детям
|
7
|
9
|
3
|
2
|
7
|
10
|
4
|
10
|
9
|
6
|
6,7
|
Незнакомым людям
|
6
|
6
|
8
|
7
|
5
|
6
|
13
|
6
|
6
|
9
|
7,2
|
Героям худ. произведений
|
11
|
9
|
7
|
8
|
4
|
4
|
11
|
13
|
7
|
9
|
8,3
|
Уровень поликоммуникат.
эмпатии
|
46
|
37
|
40
|
38
|
46
|
55
|
47
|
40
|
48
|
45,1
|
Максимальное значение по каждой шкале - 15
Максимальное значение по итоговой шкале - 90
Приложение 2
Результаты диагностики по методике «Диагностика социальной эмпатии» 1
курс
Индекс эмпатийности
|
Олеся В.
|
Наталья Б.
|
Мария В.
|
Рита Н.
|
Юлия Н.
|
Вика Н.
|
Таня Т.
|
Нина Ш.
|
Елена Б.
|
Елена Л.
|
Средний балл
|
|
32
|
28
|
23
|
22
|
23
|
26
|
21
|
21
|
24
|
23
|
24,3
|
Пол
|
Уровни эмпатических
тенденций
|
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Юноши
|
33-25
|
24-17
|
16-8
|
Девушки
|
33-29
|
28-22
|
21-12
|
Результаты диагностики по методике «Диагностика социальной эмпатии» 4
курс
Индекс эмпатийности
|
Галя З.
|
Юлия С.
|
Марина В.
|
Алина К.
|
Дарья П..
|
Маша К..
|
Юлия Б.
|
Юлия С.
|
Яна Н..
|
Юлия Щ..
|
Средний балл
|
|
28
|
24
|
28
|
26
|
19
|
24
|
20
|
24
|
22
|
24,1
|
Пол
|
Уровни эмпатических
тенденций
|
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Юноши
|
33-25
|
24-17
|
16-8
|
Девушки
|
33-29
|
28-22
|
21-12
|