Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,88 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации















Дипломный проект

Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации

Введение

мотивация информатика учебник электронный

Мотивации, как одному из ведущих факторов любой деятельности, придавалось огромное значение с ещё древних времён. Свидетельством этого могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали её как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами, уже в то время пытались выяснить структуру мотивации, условие её формирования и механизмы действия.

В отечественной психологии вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные учёные психологи, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации в учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой. Все учёные, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчёркивают большую значимость её формирования и развития у школьников, т.к. именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни. Вовлеченность ученика в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Одна из главных задач школы состоит не только в предоставлении знаний учащимся, но и в пробуждении личностных мотивов, привитии интереса к обучению, тяге к самосовершенствованию. При изучении теоретических разделов информатики существует проблема низкой учебной мотивации. Один из путей повышения учебной мотивации - использование ИКТ на уроках.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным: совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно - педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

В работе мы рассматриваем одну из сторон процесса информатизации общества и образования - создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий - электронного учебника. Электронный учебник является современным средством обучения и представляет собой программную среду, разработанную для индивидуального изучения теоретического материала, формирования и закрепления умений и навыком практического использования приобретённых знаний, осуществления разнообразных форм самоконтроля и контроля. Электронный вариант учебника позволяет выделить отдельные слова или фразы цветом и фоном, что с одной стороны улучшает наглядность, позволяет акцентировать внимание на главном, но с другой стороны, излишняя «пестрота» или недостаточная контрастность могут рассеивать внимание или затруднить чтение.

В работе исследуются возможности средств новых информационных технологий, условия, необходимые для их успешного использования, рассматривается и анализируется прикладное программное обеспечение необходимое для создания и дальнейшего использования электронных учебников.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету, учебной мотивации.

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого математического материала.

Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, усиливает мотивацию учения.

Объект исследования: повышение учебной мотивации учащихся

Предмет исследования: применение электронных учебников при проведении уроков по информатике как средство повышения учебной мотивации.

Цель: проанализировать педагогические условия, способствующие повышению учебной мотивации при организации уроков информатики с применением электронного учебника.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Определить сущность учебной мотивации и пути повышения учебной мотивации.
  3. Разработать систему уроков по информатике для 8 класса с применением электронного учебника.
  4. Частично апробировать систему уроков и провести анализ апробации.

Методологические основы: анализ по проблемам мотивации и учебной мотивации находит свое отражение в работах Л.И. Божович, М.В. Матюхина, А.Н. Леонтьев, В.Г. Асеев, А.К. Маркова, В.К. Вилюнас, И.И. Гречикова, Т.Э. Петрова, А.С. Герасимова. Изучение электронных учебников отображено в работах О.Б. Тыщенко, В.А. Трайнев, И.В Трайнев, В.П. Беспалько и др.

Методы исследования:

-теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

-эмпирические - педагогическое наблюдение.

Гипотеза: если на уроках информатики систематически применять электронные учебники, содержащие теоретический материал, тесты и практические работы, то это, возможно, будет способствовать развитию учебной мотивации.

Глава I. Теоретическая часть: Повышение учебной мотивации учащихся на уроках информатики при организации обучения с применением электронных учебников

мотивация информатика учебник электронный

1.1 Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности

Проанализируем термин «мотив» - русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» - двигаю.

Большая Советская Энциклопедия приводит следующее определение данному понятию: «Мотив в психологии - побудительная причина действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его стремления удовлетворить свои материальные и духовные потребности» [5,c.118].

По мнению Л. И. Божович мотив - это побуждения к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность (мотивация).

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Таким образом, структура мотивации человека имеет сложную систему, которая характеризуется иерархической соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Она складывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. И в целом, мотивационная сфера индивида определяет общую направленность личности.

Теперь рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация.

По мнению А.К. Марковой учебная мотивация - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.[6, c. 3]

Учебная мотивация имеет ряд специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением. Во-вторых, организацией образовательного процесса. В-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими учениками). В-четвертых, субъективными особенностями педагога и прежде всего его отношение к ученику, делу. В-пятых, спецификой учебного предмета. [7, с. 23]

Учебная мотивационная система, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Мы уже отмечали, что учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизация. Учебная мотивация складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или углубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Соответственно при анализе учебной мотивации стоит задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так в нее входят: потребности в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. По А.К. Марковой, учебная мотивация - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Мотив показывает, ради чего ребенок учится. [6, c. 3]

Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на: внешние - мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей и внутренние - интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию. Внешние мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащихся доли внутренней мотивации.

Наряду с вышеназванными мотивами, выделяют познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности, они связаны с содержанием учебной деятельности или с самим процессом учения. А.К. Маркова разделяет мотивы на: широкие учебные, которые направлены на усвоение новых знаний; учебно-познавательные, они направлены на добывание знаний и мотив самообразования, он направлен на совершенствование способов добывания знаний.

Социальные - это мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. Выделяют следующие мотивы:

. широкие социальные мотивы (стремление получить знание, чтобы быть полезным обществу);

. позиционные социальные мотивы (стремление добиться авторитета и одобрения окружающих);

. мотив сотрудничества с другими людьми в ходе учения.

М.В. Матюхина тоже выделяет два основных типа мотивов. Мотивы, заложенные в самом процессе деятельности: мотивация содержанием, интерес - занимательность,- интерес к фактам; интерес к сути явлений, их происхождению; мотивация процессом, исполнительский - как выполнение деятельности, поисково-исполнительский - как выведение правила, творческий - как самостоятельное составление задания. [6, c. 6]

Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности: широкие социальные мотивы; узколичностные; отрицательные.

Таким образом, в целом, выделяются два типа мотивов: мотивы, непосредственно связанные с учением, и социальные мотивы.

М.В. Матюхина разделяет так же, учебную мотивацию на несколько уровней:

Первый уровень - высокий уровень учебной мотивации, учебной активности. Дети стремятся наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень - хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой, в котором учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью

Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью, они достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень - низкая учебная мотивация. Дети с данным уровнем неохотно посещают школу, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

Пятый уровень - негативное отношение к школе, учебная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью; имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.

Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Поэтому, так важно создавать для школьника ситуации успеха, уделять основное внимание на организацию целенаправленной учебной деятельности. Основная методическая проблема все же остается на учителе - используя различные методы и методические приемы формировать целенаправленную учебную деятельность.

В психологии известно много достаточно много конкретных условий, развивающих учебную мотивацию. Рассмотрим некоторые из них:

-способ раскрытия учебного материала - когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета;

-организация работы над предметом малыми группами - если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется;

-отношение между мотивом и целью - цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика;

-проблемность обучения - на каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания;

-содержание обучения, а именно основу содержания обучения составляют базовые (инвариантные) знания. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями. [8, с.78]

Общий путь формирования учебной мотивации состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у учащегося широких побуждений к познаниям в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой. Развитие учебной мотивации является одним из способов повышения эффективности обучения. Мотивация учащихся во многом определяется пониманием необходимости применения приобретенных знаний, навыков и умений в будущей профессиональной деятельности. В целях повышения у учащихся учебной мотивации и уровня удовлетворенности своими достижениями необходимо создание таких условий, в которых дается возможность каждому учащемуся пережить радость успеха в учебной деятельности, в наиболее полной степени актуализировать и реализовать свой личностный потенциал. Одним из важнейших вопросов учебной мотивации учащегося является причинное объяснение мотивов. Мотивы - связанные с удовлетворением потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?». Мотивы предполагают знания об объектах, которые могут удовлетворить потребность, и действиях, способных привести к её удовлетворению. Мотивы - подключенные и исполняемые команды в их взаимодействии. Учебную мотивацию различают по способу воздействия: условная (когда побуждение привязывается к событиям из прошлого опыта человека или их элементам); безусловная (осуществляется в реальной аффективной ситуации, и часто представляет собой прямое внушение).

Поиск ответов на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Для какой цели?» и «Ради чего?» приводит к объяснению причин устойчивых изменений в поведении учащегося, обусловленных внутренней и внешней мотивацией.

Элементами процесса учебной мотивации являются: основания (неудовлетворенные потребности учащегося); действия (характер и способ осуществления изменений среды, состояния учащегося или свойств его личности); средства (предметы, с помощью которых осуществляются действия); цель (предполагаемый результат действий).

Основания и цель должны согласовываться со стремлениями учащегося и представлять собой противоречие между нежелательным настоящим и желаемым будущим. Действия должны быть для учащегося знакомыми или достаточно описанными. Средства должны быть доступными и также достаточно описанными. Элементы учебного процесса должны стимулировать в учащемся эмоции, показатель, как значимости элементов учебной мотивации, так и ее интенсивности. Интенсивность приходится определять по своему внутреннему чувству. Установлено, что чем легче для человека задача, тем выше должна быть интенсивность мотивации, а чем сложнее, тем более низкая интенсивность будет оптимальной для того, чтобы человек взялся эту задачу решать. Для каждого конкретного случая существует оптимальный уровень интенсивности, при котором учащийся наиболее восприимчив, при дальнейшем же увеличении интенсивности готовность действовать падает. С приближением желанной цели мотивация и активность увеличиваются. Приемлемой для начала контакта считается средняя интенсивность мотивации. Мотивация проходит успешно, когда ее элементы вызывают у учащегося представления и формируют ожидания.

Для понимания поведения учащегося и его отношения к учёбе необходимо рассмотреть некоторые аспекты учебной мотивации. Рассмотрим некоторые из них.

Сдвиг мотива на цель. Этот феномен может быть использован и как прием. Его суть: результат действия, которое первоначально мотивировалось другой целью, сам становится ценностью, и в дальнейшем самостоятельным мотивом является достижение этого, когда-то побочного, результата. То же самое, когда целью становится какой-то из прежних промежуточных этапов. Так, страсть к компьютерным играм может вылиться в стойкое увлечение информатикой.

Внутренний мотивационный конфликт. Выделяют его виды:

-«стремление-стремление» - два разных действия одинаково привлекательны;

-«стремление-избегание» - одно и то же действие «и хочется, и колется«;

-«избегание-избегание» - выбор при этих конфликтах может быть совершен при соответствующем внешнем воздействии, но это зависит от значимости того, кто воздействует;

-«стремление и избегание - стремление и избегание»- этот конфликт обычно можно разложить на два простых. [11, с. 33]

Для ослабления мотивационного конфликта рекомендуют, как более действенный способ, уменьшение избегания, а не усиление стремления.

-поддержание в учащемся устойчивой положительной самооценки, что приводит к уменьшению негативизма;

-апелляция к самооценке и самоуважению личности;

-формирование реалистичного уровня притязаний за счет оптимального соответствия трудности задач способностям и возможностям учащегося, предоставления ему возможности свободного выбора; после успеха при нормальном уровне притязаний обычно выбираются более трудные задачи, после неудачи - более легкие;

-формирование внутреннего локуса контроля - объяснение причин успеха достаточностью усилий и способностей, а неуспеха - недостаточностью усилий;

-антиподная мотивация может быть использована при наличии в учащемся психической защиты типа «преувеличение-преуменьшение» и зависимости его от оценок со стороны. [11, с. 38]

Учебная мотивация может осуществляться с использованием механизмов: соперничества, самоутверждения, группового давления. Экстраверт любит ответственность, но не любит обязанности. Интроверт - наоборот. Интроверты лучше мотивируются похвалой, экстраверты - критикой. Там, где можно и нужно лишь улыбнуться, ответить шуткой на шалость учащегося и тем погасить конфликтную ситуацию, нередко применяется угроза, устраивается проработка, читается мораль. Неотъемлемая составная часть мастерства педагога - знание мотивов и умение их использовать, а именно: помощь. Учащийся проявляет готовность к оказанию помощи, когда свое благополучное положение связывает со своими способностями, с причинами, зависящими от него, а не от внешних условий.

Аффилиация - стремление учащегося быть в обществе других людей, умение наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения.

Страх отвержения - неудовлетворительное состояние навыков общения и тенденция испытывать чувство неспособности справляться с межличностными отношениями.

Мотив достижения - стремление повышать или поддерживать на возможно более высоком уровне свои способности и умения по отношению к деятельности, в которой считаются обязательными. [12, с. 42]

В психолого-педагогической работе рекомендуется применять приём «авансирование доверием, похвалой». Применяя этот приём, хвалят, оказывают доверие тому, кто его ещё не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность. Особенно необходимо авансировать похвалой учащихся, оказавшихся в социально-опасном положении, вставших на путь исправления, совершивших положительный поступок. Кроме того, неудачи в учёбе, также как и в любой другой деятельности, становятся субъективной причиной помех в завоевании достойного места в коллективе. И наоборот, удачные свершения как бы мотивируют дальнейшие успехи в начатом деле.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что мотивация каждого школьника различна, к каждому необходим свой индивидуальный подход. Для того чтобы найти его, необходимо знать уровни развития учебной мотивации.

В психологии известно, что развитие учебной мотивации идет двумя путями:

. через усвоение учащимися общественного смысла учения;

. через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. [5, с. 17]

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.

Педагогам, занимающимся формированием и развитием мотивации учебной деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения, имеющиеся у учащегося, а также внешние факторы, которые заставляют его вести определённым образом и целенаправленно управлять процессом учебной деятельности и побуждать учащихся развивать свою учебную направленность и активность.

Из всего этого следует, что главным фактором повышения учебной мотивации является гуманный, индивидуальный подход к учебному процессу школьников. Развитие способностей, учет интересов и индивидуальных особенностей.

Положительная мотивация к обучению может быть создана благодаря использованию информационных технологий в процессе обучения.

.2 Возможности применения информационных технологий в образовании

Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других - совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.

Следует заметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как обозначенные выше способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Термин «компьютерная технология обучения» с учетом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей часто употребляется в том же смысле, что и «имитационные технологии» и «учебные игры». В то же время понятия «компьютерная технология» и «информационная технология» нельзя отожествлять. В информационных технологиях может быть компьютер как одно из возможных средств. Кроме того, понимание компьютера как вычислительной машины (от англ. computer - вычислитель) стало уже анахронизмом. Поэтому и термин «компьютерная (буквально - вычислительная) технология» скорее неудачный, а вот вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно.

Рассмотрим общую характеристику информационных технологий обучения и их технические средства обучения. Система образования, пожалуй, всегда была очень отзывчивой на внедрение в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения и компьютерных средствах. В учебных заведениях и сегодня успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования, системы управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки данных). И все же эти программные средства, можно сказать, никогда не обеспечивали всех потребностей преподавателей. [1, с. 3]

Разработка полноценных программных продуктов учебного назначения - весьма дорогостоящее дело. Оно требует совместной работы высококвалифицированных специалистов - психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров. Многие крупные зарубежные фирмы и ряд отечественных производителей программной продукции финансируют создание компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.

Разработка собственно учебных компьютерных средств осуществлялась на основе идеи программированного обучения.

Программные продукты для учебного процесса чаще всего представляли собой электронные варианты следующих учебно-методических материалов: компьютерные презентации иллюстрированного характера; электронные словари, справочники и учебники; лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов; программы-тренажеры; тестовые программы; электронные учебники.

В системе образования на сегодня накоплено множество различных компьютерных программ учебного назначения, созданных в учебных заведениях и центрах России. Немалое их число отличается оригинальностью, высоким научным и методическим уровнем.

Появление компьютеров новых поколений стимулировало дальнейшую компьютеризацию обучения, например, изобретение интеллектуальных обучающих систем, базирующихся на работах в области искусственного интеллекта, в частности, теории экспертных систем - сложных программ, манипулирующих специальными экспертными знаниями в предметных областях. Эти системы решают задачи, применяя логику и эмпирические правила, умеют пополнять свои знания. Соединяя мощные компьютеры с человеческим опытом, экспертные системы увеличивают ценность экспертных знаний, позволяя использовать их максимально широко и конкретно. Интеллектуальные обучающие системы - это качественно новая технология, особенностями которой являются моделирование процесса обучения, использование динамически развивающейся базы знаний; автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучаемого, автоматизированный учет новой информации, поступающей в базу данных.

В сфере обучения сегодня, особенно с использованием операционной системы Windows, появились и новые возможности. Прежде всего, это диалоговое общение в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало возможным широко применять графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты, фотографии). Графические иллюстрации в учебных компьютерных системах позволяют доходчивее передавать информацию обучаемому, облегчают ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию интуиции, образного мышления. [4, с. 16]

Возросшая производительность персональных компьютеров позволила достаточно широко применять технологии мультимедиа, системы виртуальной реальности. Современное обучение и применение учебных игр уже невозможно представить без технологии мультимедиа (от англ. multimedia - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе. Однако качество работы с соответствующими программными продуктами зависит от быстродействия и объема памяти компьютера, звуковых характеристик и наличия дополнительного оборудования, в частности CD-ROM. Мультимедийные программы - это весьма дорогостоящий наукоемкий продукт, так как для их разработки необходимы усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и художников, звукооператоров, сценаристов, монтажеров и других профессионалов.

Виртуальная реальность (от англ. virtual reality - возможная реальность) - это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких системах непрерывно поддерживается иллюзия места нахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки телемониторы, в которых воспроизводятся непрерывно изменяющиеся события виртуального мира. Управление осуществляется с помощью реализованного в виде «информационной перчатки» специального устройства, определяющего направление перемещения пользователя относительно объектов виртуального мира. Кроме этого в распоряжении пользователя есть устройство создания и передачи звуковых сигналов. [3, с.12]

Автоматизированная обучающая система на основе гипертекстовой технологии позволяет повысить усвояемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста дает возможность провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из оптимальных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы дают информацию таким образом, что и сам обучающийся, следуя графическим или текстовым ссылкам, может применять различные схемы работы с материалом. Все это позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению.

Распространение гипертекстовой технологии известной степени явилось своеобразным толчком к созданию и широкому тиражированию на компакт-дисках разнообразных электронных изданий: учебников, справочников, словарей, энциклопедий и др.

Использование в электронных изданиях различных информационных технологий (интеллектуальных обучающих систем, мультимедиа, гипертекста) сообщает весомые дидактические преимущества электронной книге по сравнению с традиционной:

-в технологии мультимедиа возникает обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для обучающихся;

-осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

-гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и дает возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;

-технология интеллектуальных обучающих систем, применяя моделирование процесса обучения, позволяет дополнять учебник текстами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь. [12, с. 57]

Новый импульс информация образования получает от развития информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Интернет предоставляет доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Многие эксперты полагают, что технологии Интернет - это своеобразный революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера.

Специфика технологий Интернет - WWW (от англ. World Wide Web - всемирная паутина) заключается в том, что они предоставляют пользователям громадные возможности выбора источников информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины, и др.

Средства коммуникации, к которым относятся электронная почта, глобальная, региональные и локальные сети связи и обмена данными, также предоставляют для обучения широчайшие возможности:

-оперативную передачу на разные расстояния информации любого объема и вида;

-интерактивность и оперативную обратную связь; доступ к различным источникам информации; организацию совместных телекоммуникационных проектов;

-запрос информации по любому интересующему вопросу через систему электронных конференций и т.д.

Компьютерные телекоммуникационные технологии обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривает как организацию учебного материала, так и общение (через электронную почту, телеконференции) с преподавателем, ведущим определенный курс. Такое обучение на расстоянии стали называть дистанционным обучением (ДО).

Дистанционное обучение, как правило, требует некоторой учебной инфраструктуры. Это методические центры, разрабатывающие и распространяющие необходимые материалы, студия учебного телевидения, специализированные узлы компьютерной сети и др.

Дистанционное обучение, содействующее решению задач подготовки и повышения квалификации специалистов, находящихся вдали от учебных, научных и технических центров, сегодня получает все более широкое распространение.

Конкретные программные и технические средства, относящиеся к перечисленным технологиям, активно разрабатываются (нередко параллельно) и используются в различных учебных заведениях. Определяющим фактором эффективности современных информационных технологий является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением своих занятий с обучающимся. Эта подготовка требует решения вполне конкретных вопросов:

-отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств информационной технологии;

-прогнозирование возможного воздействия средств информационной технологии на характер мышления и поведения участников образовательного процесса;

-выбор способов сочетания и интеграции средств информационной технологии с традиционными средствами обучения;

-обеспечение соответствующих дидактических условий обучения (формирование учебных групп, организация индивидуальных занятий и самостоятельной работы). [4, с.89]

И все же не следует преувеличивать возможности компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам как очень эффективные всего лишь вспомогательные средства.

Информационные технологии используются для достижения следующих педагогических целей:

. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

-развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

-развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

-развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

-формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

-развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);

-формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

-подготовка специалистов в области информационных технологий;

-подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

.Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

-повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;

-выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий - в зависимости от типа личности обучаемого);

-углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных). [4, с. 61]

Этими же педагогическими целями определяются и основные направления развития самих информационных технологий. Особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как:

-технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого;

-технология управляемого мониторинга (контроль, коррекция результатов учебной деятельности, компьютерное педагогическое тестирование и психодиагностика);

-коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта;

-технология организации интеллектуального досуга, развивающих учебных игр.

Таким образом, информационные технологии успешно реализуются и развиваются в образовательном процессе. Существует различное множество форм повышения эффективности обучения, одной из форм повышения являются электронные учебники.

.3 Структура и технология создания электронных учебников

Минимальное, с технологической точки зрения, требование к созданию современного учебника - это интерактивное изложение учебной информации или гипертекст, снабженный взаимными ссылками на различные части материала учебника. В отличие от классического варианта учебника электронный учебник предназначен для иного стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала.

Различают несколько составляющих в электронном учебнике. Основной - «Информационный блок» должен содержать изложенный в сжатой форме учебный материал. Каждый раздел информационного блока должен заканчиваться контрольными вопросами, которые позволяют обучаемому выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. В результате в электронном учебнике функционирует постоянная обратная связь обучаемого с компьютером, позволяющая повысить эффективность процесса усвоения знаний.

Блок «Практические задания» должен функционировать в режиме диалога обучаемого с компьютером. Работа в этом режиме дает возможность обучаемому закрепить знания, полученные при работе с информационным блоком. Система подсказки, при этом, позволяет при необходимости обратиться к любому разделу учебного материала. При составлении заданий этого блока должны использоваться различные системы конструирования ответа.

Контроль знаний обучаемых должен осуществляется в режиме работы «Тест». В этом блоке должна быть предусмотрена оценка правильности ответов обучаемого на поставленные вопросы. В конце теста обучаемому должна быть представлена информация о его результатах. Для устранения возможности запоминания обучаемым правильных ответов необходимо использовать значительный по величине банк компьютерных тестовых заданий, в котором варианты заданий перемешиваются и берутся в виде произвольной выборки.

Создание любого компьютерного приложения, а особенно обучающих мультимедиа-систем, сегодня не мыслится без тщательно продуманного плана разработки. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов:

1.Определение целей и задач разработки.

2.Разработка структуры электронного учебника.

.Разработка содержания по разделам и темам учебника.

.Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.

.Реализация.

.Апробация.

.Корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации.

.Подготовка методического пособия для пользователя.

Коротко рассмотрим эти этапы.

Отправной точкой в создании электронных учебников являются дидактические цели и задачи, для достижения и решения которых используются информационные технологии.

В зависимости от целей обучения электронные учебники могут быть следующих типов:

-предметно-ориентированные электронные учебники;

-для изучения отдельных предметов общеобразовательного цикла в конкретном классе;

-предметно-ориентированные электронные учебники для изучения отдельных разделов предметов общеобразовательного цикла при сквозном изучении учебного материала;

-предметно-ориентированные электронные тренажеры с наличием справочного учебного материала;

-электронные автоматизированные системы развития способностей.

Структура в общепринятом понимании (от лат. struktura - строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Исходя из этого определения, при разработке электронного учебника необходимо первоначально выработать его строение, порядок следования учебного материала, сделать выбор основного опорного пункта будущего учебника.

Все разделы курса и их компоненты должны быть взаимосвязаны, находиться в общей программной оболочке. Каждый компонент в указанных разделах электронного учебника должен быть доступен для пользователя из любого другого компонента.

Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей школьника.

Содержательную часть электронного учебника может разработать опытный педагог-предметник, педагог-новатор, не один год посвятивший преподаванию своего предмета в школе.

При разработке содержания отдельных тем необходимо упорядочить учебный материал:

-по степени сложности восприятия,

-по степени сложности подачи;

В ходе этой работы необходимо:

-выделить основное ядро учебного материала,

-выделить второстепенные моменты в изучении учебного материала,

-выделить связи с другими темами учебного курса,

-подобрать практические разноуровневые многовариантные задания по каждой теме,

-подобрать иллюстрации, графики, демонстрации, анимационные и видеофрагменты к понятиям, формулировкам, событиям и т.д.

Сценарий электронного учебника - это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения.

Процессуальная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия и демонстрации содержательной части.

Программные структуры разного уровня - это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст, анимация, звук, графика и т.п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.

После подготовки сценария материал учебника передается программистам для реализации на компьютере. В зависимости от целей разработки, задач выбирается вид электронных носителей для учебника и язык программирования, который должен учитывать вид носителя. Электронным носителем может быть дискета, компакт-диск, среда Интернета.

После создания электронного учебника очень хорошо, если с ним могут поработать преподаватели, учителя - предметники, для использования которыми (в том числе) в учебном процессе он и разрабатывался. Мнение таких людей об электронном учебнике, их замечания крайне важны для разработчиков; их учитывают, на их основе вносят в курс корректировки. Электронный учебник также необходимо апробировать в условиях учебного заведения, для которого он создавался. Во время апробации выявляются отдельные незамеченные разработчиками ошибки, некорректность, неудобства в эксплуатации и т.п.

По результатам апробации проводится корректировка программ электронного учебника.

Завершает работу по созданию электронного учебника подготовка методического пособия для учителя. Оно может содержать следующие материалы: содержание отдельных программных модулей; задания, тесты, предлагаемые после изучения каждой темы; примерное тематическое планирование с указанием места использования данного электронного учебника; инструкцию для работы с электронным учебником; необходимую конфигурацию компьютера для инсталляции электронного учебника. Пособие может быть записано на электронном носителе, либо издано на бумажном носителе.

.4 Выводы по теоретической части

Анализ теоретической части работы позволяет нам сделать выводы:

.Основополагающим фактором развития повышенного интереса к учению является учебная мотивация.

По мнению А.К. Марковой учебная мотивация - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами

.Основными факторами развития учебной мотивации будут являться:

-способ раскрытия учебного;

-организация работы над предметом малыми группами;

-отношение между мотивом и целью - цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика;

-проблемность;

В психологии известно, что развитие учебной мотивации идет двумя путями:

-через усвоение учащимися общественного смысла учения;

-через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

.Положительная мотивация к обучению может быть создана благодаря использованию информационных технологий в процессе обучения.

Под информационной технологией понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

В сфере обучения сегодня появились новые возможности виртуальной реальности.

.Чтобы повысить учебную мотивацию у учащихся необходимо внедрять в образование современные информационные технологии. Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные учебники. В отличие от классического варианта учебника электронный учебник предназначен для иного стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала. Содержательную часть электронного учебника может разработать опытный педагог-предметник, педагог-новатор, не один год посвятивший преподаванию своего предмета в школе.

Глава II. Практическая часть

2.1 Анализ педагогических условий и психолого-педагогическая характеристика 11 группы «Сварочное производство»

Государственная аттестационная практика пройдена на базе ГБОУ СПО СО «Баранчинский электромеханический техникум» пос. Баранчинского.

История Электромеханического техникума начинается с 1939 года. Сначала это был филиал Свердловского электромашиностроительного техникума.

В 2006 году путем реорганизации (присоединения) было образовано одно образовательное учреждение, в состав которого входят Баранчинский техникум и Баранчинское профессиональное училище.

В настоящее время Баранчинский электромеханический техникум - многопрофильное профессиональное образовательное учреждение. Здесь получают образование по профессиям «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Электрогазосварщик», «Повар, кондитер», «Маляр строительный», «Обработка металла (токарь)». Это уровень начального профессионального образования. На базе среднего профессионального образования изучают специальности: «Сварочное производство», «Технология машиностроения», «Прикладная информатика», «Коммерция», «Экономика и бухгалтерский учет», «Автоматизированные системы управления и информации».

БЭМТ - современное образовательное учреждение, оснащенное всем необходимым оборудованием: два компьютерных класса, учебные кабинеты, кабинеты спецдисциплин по специальностям и профессиям, два помещения библиотеки, актовый и спортивный залы, столовая, медицинский кабинет. В материальную базу техникума входят два здания. Кроме этого, на территории завода расположены производственные мастерские, в которых обучающиеся проходят учебную практику. В каждом кабинете ЖК-телевизоры, компьютеры; в кабинете математики интерактивная доска.

Педагогический состав 24 преподавателя и 6 преподавателей - совместителей. 4 преподавателя имеют высшую квалификационную категорию, 19 - первую, 1 преподаватель - вторую квалификационную категорию.

Контингент обучающихся 365 человек, включая состав очно-заочного вечернего отделения. Ежегодно студенты техникума становятся стипендиатами Губернатора области и Грантов мэра Кушвинского городского округа, призерами конкурсов профессионального мастерства по Горнозаводскому округу.

Обучающиеся по специальности «Прикладная информатика», «Автоматизированные системы управления» на уроках создают проекты, программы. В 2010 и 2011 году студенты техникума были участниками выставки ИННОПРОМ в г. Екатеринбурге, в качестве награды за участие и достижения были награждены Губернатором грантом. Юношами и девушками техникума под руководством преподавателя на ИННОПРОМе были представлены два продукта: «Автоматизированная система управления «Детский сад», «Система автоматизированного тестирования».

Таким образом, БЭМТ - это ОУ со сложившимися традициями, творческим потенциалом, желанием и возможностью развиваться, совершенствоваться, расширять спектр образовательных услуг с учетом требований работодателя и желанием абитуриентов, населения.

Психолого-педагогическая характеристика группы:

Обучающиеся группы № 11 «Сварочное производство» поступили в ГБОУ СПО СО «БЭМТ» в 2012 году. Обучение соответствует уровню среднего профессионального образования на базе неполного общего среднего образования.

Группа состоит из 25 человек, из них 2 девушки. 19 человек 1996 года рождения, остальные 1981,1992,1993,1994,1995 годов. Семь человек иногородние.

Семь обучающихся из неполных семей, два человека из детского дома. С одним ребенком - 7 семей, два ребенка - 11 семей, 4 семьи - многодетные. Жилищные условия обучающихся разнообразны: дети из числа учащихся - сироты, проживают в детском доме, 16 семей живут в отдельных благоустроенных квартирах, 6 семей - в частном доме, 1 семья проживает в общежитии. У пятнадцати обучающихся полный состав семьи. 15% родителей - служащие, 48% - рабочие, 12,5% - индивидуальные предприниматели, 8% - безработные, 1 родитель - безработный. Средний возраст родителей 40 лет. Образовательный ценз родителей: высшее образование - 7 человек, неполное высшее - 1 человек, средне - специальное - 11 человек, среднее - 18 человек, неполное среднее - 2 человека.

Учащиеся группы «Сварочное производство» первого года обучения с интересом относятся к урокам физкультуры, спортивным соревнованиям. Они вместе с классным руководителем ведут активный образ жизни: занимаются в спорткомплексе, ездят в боулинг, плавательный бассейн. 22 человека относятся к первой группе здоровья, 3 человека имеют хронические заболевания.

Интерес к получению специальности сформирован на среднем уровне.

Из 25 человек 17 получают стипендию, т.е. учатся (сданы экзамены за семестр) на «4» и «5». Отстающих по результатам семестра нет. У большинства учащихся широкие положительные, познавательные, социальные мотивы

Обучающиеся группы предпочитают практические занятия, лабораторные работы, выполнение конкурсных заданий. Видимых предпочтений участия в мероприятиях - техникума или группы - не выказывали. Исходя из наблюдений за группой во время занятий, мы сделали вывод, что у большинства учащихся недостаточно развито внимание, так как при выполнении практической работы учащиеся не могут ее выполнить без помощи учителя. Уровень творческой активности в классе довольно высокий: много детей имеют общие и специальные способности, склонны к проявлению фантазии, нестандартного решения. (Василий К., Виталия С).

На общем фоне обучающихся Баранчинского электромеханического техникума группа № 11 «Сварочное производство» выделяется собранностью, организованностью, толерантностью.

Все обучающиеся достаточно коммуникабельны, лояльны по отношению друг к другу. Группа лидеров состоит из 5 человек: Павел Б., Наталья К., Анастасия П., Михаил К., Андрей Ш.. Из них Анастасия П., Андрей Ш. входят в состав юношеского патриотического клуба «Барс», организованного на базе техникума. Павел Б. входит в состав студенческого самоуправления образовательного учреждения. Кроме этого четыре человека посещают кружок бальных танцев, восемь человек посещают различные спортивные секции в спорткомплексе «Синегорец». Группа условно разделена на 4 подгруппы, возглавляемые вышеуказанными лидерами. Подгруппы сформированы в основном по месту проживания (району поселка, иногородние, обучение в определенной школе, классе). Отношения между группами дружеские, всегда присутствует поддержка и помощь. Отверженных в группе нет. Традиционно именно обучающиеся этой группы являются инициаторами внеурочных мероприятий, таких, например, как организация волонтерского движения - уход за пожилыми людьми. Юноши и девушки участвуют в предметных олимпиадах, в конкурсах по владению компьютером. Подросткам нравится учиться и получать знания за полный курс общеобразовательной школы и выбранной специальности.

2.2 Анализ уровня сформированности учебной мотивации учащихся 11 группы «Сварочное производство»

За период государственной аттестационной практики было выявлено, что успеваемость группы делится на три уровня: низкая, стабильная и высокая. В результате напрашивается вывод, что учащихся необходимо мотивировать к учебе.

Для дальнейшей работы в группе была проведена диагностика О. С. Гребенюк на выявление уровня учебной мотивации.

Суть диагностики состоит в выявлении уровня учебной мотивации каждого учащегося. По ее результатам можно определить, что учебная мотивация в данном классе находится на разных уровнях.

Полученные данные были подвержены качественному и количественному анализу. Итак, по диагностике мотивации к учению было выявлено, что из 100% студентов 11 группы «Сварочное производство»:

Количество учащихсяВысокий уровеньСтабильный уровеньНизкий уровень4 человекаДанил Котельников Олег Стаюхин Илья Черёмухин Александра Попкова 12 человекАлександр Артёменко Алексей Байков Джоник Броян Артур Григорьев Рустам Зульхиджин Антон Круглов Владимир Мамчиц Антон Осипенко Ксения Пшеничникова Андрей Бражкин Максим Черепанов Илья Танухай 9 человек Алексей Колосов Александр Марков Евгений Небаба Дмитрий Ожгихин Владимир Постыляков Алексей Стрежнев Даниил Чащин Евгений Стефаненко Максим Шитов

Низкая учебная мотивация - этот уровень показали такие учащиеся, как Алексей Колосов, Александр Марков, Евгений Небаба, Дмитрий Ожгихин, Владимир Постыляков, Алексей Стрежнев, Даниил Чащин, Евгений Стефаненко, Максим Шитов. Результаты диагностики показали, что они не заинтересованы в учебе, не проявляют интерес к предмету, показывают негативное отношение к предложенным заданиям. Их увлекает только творческая деятельность, проявление собственной фантазии.

Стабильная учебная мотивация - ею обладают такие учащиеся Александр Артёменко, Алексей Байков, Джоник Броян, Артур Григорьев, Рустам Зульхиджин, Антон Круглов, Владимир Мамчиц, Антон Осипенко, Ксения Пшеничникова, Андрей Бражкин, Максим Черепанов, Илья Танухай: Результаты диагностики показали, что эти учащиеся адекватно оценивают обстановку на уроке, заинтересованы в предмете, выполняют задания различной направленности, владеют как теоретическими знаниями, так и практическими навыками.

Высокая учебная мотивация - этот уровень наименее распространен в данном классе. Им обладают Данил Котельников, Олег Стаюхин, Илья Черёмухин, Александра Попкова. Эти учащиеся показывают большой интерес к предмету, выполняют дополнительные задания, создают творческие работы, посещают дополнительные секции по разным направлениям.

По результатам диагностики мы видим, что достаточно большое количество студентов 11 группы «Сварочное производство» имеют низкий уровень учебной мотивации.

Это приводит к пониманию необходимости использования электронного учебника на уроках информатики для повышения уровня учебной мотивации учащихся.

Таким образом, можно прийти к выводу, что работая в данной группе, необходимо использовать разные формы обучения, такие как фронтальное обучение, парное обучение, индивидуальное обучение. И наиболее подходящим средством будет использование электронного учебника. Это позволит заинтересовать всех учащихся и повысить их учебную мотивацию.

.3 Практическое исследование эффективности использования электронного учебника на примере учащихся 11 группы «Сварочное производство»

Исследование проводилась на базе анализа урока информатики в группе № 11 «Сварочное производство» по теме: «Текстовый редактор Microsoft Word»

При проведении данного урока перед педагогом была поставлена следующая цель: познакомить в процессе решения учебных задач с пониманием электронного учебника.

Задачи урока:

. Воспитательная - развить интересы логического мышления.

. Учебная - познакомить с понятием «электронный учебник».

. Развивающая - развитие положительной мотивации на уроках информатики.

В основу работы положена электронная версия учебника созданого в муниципальном общеобразовательном учреждении Гимназия №3 г. Аксая. Автор - Степанов Валерий Валерьевич, учитель информатики высшей квалификационной категории.

Структура данного учебника, помимо собственно текста глав и вопросов для самопроверки, включает ссылки на дополнительную литературу по теме раздела (Библиотеку) и интерактивные тестовые задания. Тесты выполнены таким образом, что учащийся, ответив на вопросы, получает оценку собственного уровня знаний, рассчитанного системой на основе правильности ответов. В процессе обучения учащиеся могут обращаться к текстам глав и дополнительной литературе, после чего сдавать тесты и, в зависимости от результата, переходить к изучению следующего раздела учебника или еще раз обращаться к материалу, который освоен недостаточно глубоко.

Главная отличительная черта данного учебника - постоянная обновляемость содержания. Образовательный процесс, таким образом, обеспечивается источником, который призван постоянно находиться в актуальном состоянии и быть базой преподавания всех дисциплин, связанных с Интернет-технологиями.

В этом - главное достоинство и, одновременно, недостаток этого электронного издания. Минус заключается в том, что на учебник сложно ссылаться. Следствием подвижности материала будет появление новых глав и параграфов с изменением их нумерации, появлением ссылок на новые ресурсы и удалением устаревших источников. Каждая новая версия будет отличаться от предшествовавшей, при том, что предыдущие копии храниться не будут.

Можно предположить, что использование данного учебника позволит ликвидировать отставание, порой весьма значительное, повысит уровень образования профессионалов информационной деятельности.

Используя данный учебник были разработаны опорные конспекты, которые включают в себя основные положения новой темы, алгоритмы действий, задания для тренинга и зачета (перечисление файлов, нужных для изучения данной темы, данного урока).

Контроль знаний по данной технологии предполагает отслеживание: какой процент информации остался в голове у каждого конкретного ребёнка. Проводится в следующих формах: самоконтроль; дидактическая игра; информационный диктант; тестовый контроль.

В предлагаемой программе создана система заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у школьников с целью усиления их развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делая выводы, иллюстрировать их ни примерах.

Одним из факторов, влияющих на эффективность и качество обучения, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учётом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором.

Библиографический список

Нормативно-правовые документы

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Модернизация российского образования. Документы и материалы [Текст] - М.: Изд-во ВШЭ, 2002. - С.263 282.

.Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

.Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

Основная литература

4."Творческий проект - от идеи до разработки" ж/л "Информатика и образование" №9/2005г. автор статьи Малясова С.В.

.Бальцюк Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе: Учебное пособие. - М., 1989.

.Баранова Ю.Ю., Перевалова Е.А., Тюрина Е.А., Чадин А.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе. //Информатика и образование. 2000 - № 8.

.Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: Информационно-издательский дом«Филинъ»,2003. - 616с.

.Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М., Воронеж, 2002.

.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"; №10)

.Герасимова, А.С. (2006) Мотивация учения в контексте деятельностного подхода : учеб.пособие. Белгород : Изд>во БелГУ.

.Графкина Н.О., Никогородов В.А. Проблемы создания электронных учебников. Тез. докладов [2]. - С. 135-139

.Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). - Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. 363 с.

.Иванов В.Л. Структура электронного учебника. // Информатика и образование. 2001 - № 6.

.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя -- М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

.Матрос Д.Ш. Электронная модель школьного учебника. // Информатика и образование. 2000 - № 8.

.Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические информационные технологии. - Том 1. - М., 1996.

.Семенцова О.В., Создание информационно-образовательной среды школы #"justify">Электронные ресурсы

22.http://www.rusedu.info.ru

.http://www.sunrav.ru

24.Intel® «Обучение для будущего» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intel.com/


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!