Педагогические условия уровня развития творческого воображения как компонент культуры общения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    170,66 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогические условия уровня развития творческого воображения как компонент культуры общения

Введение

Развитие творческого подхода к школьному обучению один из самых разработанных теоретически и самый неразработанный практически вопрос. Трудно найти педагога, который не стремился бы развить в своих учениках не только определенные знания, умения и навыки, но и способность самостоятельно учится, добывая эти знания и на их основе решать творческие задачи, которые поставит жизнь. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом, творческим подходом к обучению и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
 В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Как учитель может повлиять на развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.?

Проблемы творчества и воображения широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.

Мастерство педагога проявляется прежде всего в сфере его общения с учащимися. Именно поэтому в последние годы усилился интерес педагогической и психологической науки к проблеме педагогического общения как сложному многоаспектному процессу взаимодействия в системе «учитель - ученик». Важным аспектом данной проблемы является вопрос о влиянии стиля педагогического общения учителя на разные сферы учебной деятельности учеников, а в частности на их развитие творческого воображения. Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему.

Цель исследования: выявить влияние уровня творческого воображения младших школьников на развитие их культурного общения.

Объект исследования: влияние уровня творческого воображения на уровень культурного общения младших школьников

Предмет исследования: влияние уровня творческого воображения на уровень культурного общения младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие всех компонентов культуры общения младших школьников будет более эффективным, если:

·        учитель обладает культурой общений

·        развивать у учащихся такие личностные качества, как воображение

Задачи исследования:

·        Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме.

·        Раскрыть сущность понятия «воображение» и выявить особенности воображения младших школьников.

·        Подготовить методический аппарат для диагностики уровня развития творческого воображения учащихся.

·        Подготовить программу развития творческого воображения и апробировать ее на практике.

·        Выявить влияние творческого воображения на уровень культуры общения младших школьников

Для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа литературы, эмпирические методы (наблюдение, беседы с учителем начальных классов, родителями), диагностические методы (тестирование), анализ творческих работ детей, педагогический эксперимент.

Методы исследования.

·        анкетирование

·        тестирование.

·        математические методы обработки

·        наблюдение

·        педагогический эксперимент

1. Теоретические основы формирования культуры общения, через развитие творческого воображения

.1 Понятие общения в психологической и педагогической теории

Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных задач говорящего: «что сказать, где сказать, и как сказать» [21]. В то же время общение - совсем молодая проблема ХХ столетия. Если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то в наши дни проблема речевого общения, в частности педагогического, изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социальной и общей психологии, педагогики и педагогической психологии.

Речевое общение широко исследуется во всем мире, например, в США более 30 тысяч научных работников занимаются этой проблемой. Созданы специальные центры изучения общения (Центр Карнеги). В отечественной психологии обычно выделяют следующие периоды разработки названой проблемы:

. Исследования В.М. Бехтерева - он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека, о влиянии группы на включенного в нее индивида.

. До 70-х годов прошлого века в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Понятие общение использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности.

.В 70-е годы ХХ века общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования. Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

До сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия «общение», его форм и механизмов. Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к его изучению: коммуникативно-информационные, деятельностные и др. Деятельность - фактор развития личности, активная форма отношения субъекта к объекту. Если объектом действительности выступает другой субъект, то данную деятельность называют общением, а форму ее выстраивания - поведением.

Виды деятельности (познавательная, трудовая, художественная и др.), помимо общения, всегда имеют своим результатом непосредственный продукт: выученные стихи, вымытый пол и др. Поэтому эти виды деятельности принято называть предметной деятельностью. Общению не сопутствует предметный результат. Ценность общения в самом общении, в том исключительном удовлетворении, которое доставляет взаимное транслирование «Я» двух субъектов: обменяться улыбками, высказать мнение, выслушать впечатление другого. Общение наличествует там, где присутствует два «Я» как минимум и где происходит свободное взаимное транслирование этих разных «Я». Но нет общения там, где одно «Я» подавляет другое, выявляет свое мнение, свои переживания, утверждает свою волю в ущерб личности другого субъекта.

Общение - особый вид деятельности, оно сопровождает все разновидности ее, оно пронизывает деятельность прямо или опосредованно (читая книгу, мы общаемся с ее автором). По этому, если педагогу не удается правильно наладить общение с детьми, или одного ребенка не получилось общение с другим, то крайне редко предметная деятельность окажется плодотворной.

Начиная с рождения, человек живет среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок - это близкие взрослые, которых он хорошо знает. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники. Это тоже происходит довольно рано - некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становится человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.

Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивался человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.

Существует много определений общения. Например, общение - это взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера; или общение - это намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера.

По словарю С.И. Ожегова, общение - взаимные сношения, деловая или дружеская связь [20].

Общающийся человек называется субъектом общения. При этом, очевидно, что общение как психологический процесс помимо субъекта общения предполагает, как минимум, еще одного или нескольких людей, которые являются его партнерами по общению /коммуникантами/. Понятно также, что каждый из партнеров по общению, в свою очередь, также является субъектом общения. Следовательно, в общении всегда участвуют двое или более субъектов.

Таким образом, коммуникация - процесс обеспечения взаимопонимания людей [11]. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.

Общение представляет собой процесс, в котором могут быть выделены следующие его стороны, или функции:

коммуникация (обмен информацией);

интеракция (обмен действиями);

социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).

Функции общения дают представление о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми. Коммуникативная сторона общения отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми. При этом отдельный акт передачи информации от одного партнёра другому и её приёма называется коммуникативным актом.

В зависимости от разных критериев классификации коммуникативных актов выделяют следующие типы:

по содержанию: производственные, практически-бытовые, межличностно-семейные, научно-теоретические;

по форме контактирования: прямые, опосредованные. Например, переписка является опосредованной формой контактирования коммуникантов, а личная беседа - прямой формой контактирования;

по типу связи: однонаправленные, двунаправленные;

по степени взаимосоответствия коммуникантов: высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная;

по результатам: от негативного через нулевой к позитивному. Интеракция помимо обмена информацией предполагает также обмен определёнными действиями между партнёрами по общению. В процессах восприятия друг друга партнёрами по общению (перцептивная сторона общения) фиксируются отношение людей друг к другу, их взаимное влияние друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание.

Наиболее адекватно отражает природу общения определение, рассматривающее его как «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [14]. С этим перекликается определение, согласно которому «общение - это сложнейшее переплетение отношений обращающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга» [20].

Из рассмотренного можно сделать вывод: элементарной функцией общения является достижение взаимопонимания, причём для начала на самом внешнем, предварительном, формальном уровне.

Следующим узловым моментом любого общения является знание стадий общения.

Первая стадия - ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия - пространственная ориентировка. Не менее важна ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени выделить на общение) и социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, какую психологическую дистанцию занять при общении, каковы могут быть цели общения).

Вторая стадия - привлечение внимания собеседников. Внимание ребёнка возбуждается простым, интересным и близким к тому, что он переживал или испытывал.

Третья стадия - поиск совместимости собеседников по объёму общения (кто и сколько говорит), по темпам общения (частота слов, быстрота смены тем, мыслей, образов), по настроению, по позициям и дистанциям общения.

Здесь учитель должен обладать следующим рядом педагогических умений. Преподаватель должен владеть приемами, позволяющими поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные - создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению, а также приемами, которые способствуют достижению высокого уровня общения. К ним относятся:

умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);

умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком;

владение приемами риторики;

использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Напряженность прежней стадии сменяется расслабленностью. На этой фазе путём выжидания и маневрирования идёт поиск согласия. Это подготовительные стадии. На четвёртой стадии идёт обмен и оценка фактов, идёт поиск общей, совпадающей точки зрения, обнаружение приемлемой для обеих сторон темы общения. Пробуждается взаимный интерес. Идёт демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроений.

На пятой стадии возникает проблемная ситуация, конфликт, столкновение мнений. У собеседников появляется желание решения. Это в высшей степени творческое взаимодействие, поиск нового взгляда, решения, не существующего ни у одного из собеседников.

На шестой стадии собеседники принимают решение на основе разработок пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результата общения, собеседники выходят из контакта.

Таким образом, зная стадии общения, учитель может прогнозировать результаты взаимодействия.

В процессе взаимодействия учитель получает от ребенка обратную связь, и сам дает её. Какими средствами общения он пользуется? Субъект общения может просто сказать о своей реакции, о своем впечатлении или чувстве. Общение, когда люди обмениваются информацией с помощью слов, называется вербальным. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует человеческую речь. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации. Посредством речи не просто «движется» информация, но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. По этому коммуникативный процесс оказывается не полным, если происходит отвлечение от невербальных его средств.

Довольно часто в общении используются и другие средства, которые передают нашему партнеру по общению определенную информацию, наше переживание или впечатление иногда более ярко, чем слова. В наибольшей степени это относится именно к эмоциям и переживаниям. Такие средства общения, которые позволяют партнерам осуществлять обмен информацией без использования слов, называются невербальными. Определенное выражение лица, поворот головы, движение, манера поведения, взгляд, подмигивание могут сообщить очень много информации о состоянии партнера. Невербальные средства общения относятся к «языку тела», который присутствует в любом человеческом общении. Невербальное общение, как правило, сопровождает вербальное и дополняет его. При этом используется не только «язык тела», но и такие невербальные, но сопровождающие речь средства, как интонации, паузы, повышение и понижение тона, громкость.

Таким образом, чтобы получить наиболее полную информацию о состоянии ребенка, необходимо обращать внимание на невербальные составляющие его поведения в процессе взаимодействия. Наблюдая, учитель смотрит на ребенка и слушает его, отмечая интонацию, выражение лица, жесты. Эти невербальные (молчаливые) особенности поведения детей очень важны для наблюдателя, который хочет проникнуть во внутренний мир ребенка. Именно понимание ребенка, его состояния, уровня развития, настроения, его желаний и общих устремлений дает нам возможность построить процесс общения с ним таким образом, чтобы оно способствовало его развитию.

При изучении любого объекта проводят его классификацию. Классифицируют и общение. Вот одна из наиболее принятых схем [19].

. По положению коммуникантов в пространстве и времени различают общение контактное и дистантное. Контактное общение имеет опору на ситуацию, жестово-мимическое и интонационные сигналы. К видам дистантного общения относят все те, где коммуниканты разделены пространством и временем.

. По наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» различают общение непосредственное и опосредованное.

Понятие непосредственного общения, связанного с контактным, очевидно - это обычный разговор, беседа, доклад и т.д. К видам опосредованного общения относится и телефонный разговор, и письмо, и передача информации по радио, телевидению, через книгу.

. С точки зрения формы существования языка различают общение устное и письменное. Текст устный или письменный имеет свои особенности. Устное общение, как правило, связывается с признаками контактности и непосредственности, а письменное - с признаками дистантности и опосредованности.

. С точки зрения переменной постоянной позиции я - говорящего и ты - слушающего различают общение диалогическое и монологическое.

. С точки зрения количества участников общение: межличностное и массовое.

.С точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся различают частное и официальное.

В отличие от частного, официальное общение ограничено строгими правилами взаимного поведения и отношений коммуникантов как представителей организации, группы, поэтому текст официального общения содержит немало клишированных, стереотипных компонентов.

психологический общение воображение творческий

1.2 Формирование культуры общения у учеников

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды.

В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. [1]

Первоначально ребенок выражает чувства, побуждения и мысли отдельными словами, лишенными четкого грамматического оформления. Но вскоре, примерно с двухлетнего возраста, он начинает интуитивно улавливать в языке систему, его закономерности. В его высказываниях появляются различные части речи, употребленные в нужных падежных, временных, родовых и иных формах, конструируются предложения. Не зная правил и не испытывая в них никакой нужды, ребенок безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетания и даже иногда образует совершенно новые слова, придерживаясь законов словообразования (по-видимому, в этом важная роль принадлежит аналогиям). К семилетнему возрасту дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса - в пределах разговорного стиля, разумеется. [2]

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие культуры речи, произношения, употребления форм слов у ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.

Первое условие речевого развития ребенка, как уже было отмечено, - это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, в методике развития культуры речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

Нужно сказать, что область работы школы по совершенствованию культуры речи - это доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это второе условие развития культуры речи ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда - это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий. [3]

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть значимым (общественно значимым или лично значимым).

Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений, усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике. Бывает, что взрослые и даже учителя недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком походя, в повседневном общении со взрослыми и с книгой. Но этого недостаточно: необходима система обогащения речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста.

Необходимо также разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все доступные возрасту виды работ, например, все виды устных монологических упражнений: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картин и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанным и пр.

Система речевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая среда, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию культуры речи обязательно приведет к успеху.

Сформулируем общие задачи учителя в развитии культуры речи учащихся: [12]

а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио и пр.

б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.

в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи

г) вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая ее с уровнем грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом

д) с помощью разнообразных методик и упражнений способствовать развитию таких личностных качеств, как творческое воображение, так как оно является одним из условий развития культуры общения учащихся

1.3 Формирование воображения, как одно из условий формирования культуры общения

Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения - построение и создание образов - была признана важнейшей человеческой способностью. Её роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения. В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта.

Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что «Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной науке». [4]

С.Л. Рубинштейн подчеркивал: «Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое». [7]

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов». [6]

Л.С. Выготский считает, что «Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением». [5]

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. [10]

В учебнике «Общая психология» А.Г. Маклакова приводится следующее определение воображения: «Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. [6]

В учебнике «Общая психология» В.М. Козубовского содержится следующее определение. Воображение - психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть: [8]

–       образ конечного результата реальной предметной деятельности;

–       картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;

–       образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.

Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с необходимостью имеет свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что «Предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может». [9].

Выделение в предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств определяет такую характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость восприятия, представлений, мышления, от того, что человеку нужно - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. «Очень важно при этом подчеркнуть, что такая «пристрастность» сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность». [13]

Совмещение в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как правило, со сменой форм репрезентации реальности. Отталкиваясь от свойств действительности, воображение познает их, раскрывает существенные их характеристики через перенос их на другие объекты, которые и фиксируют работу продуктивного воображения. Это выражается в метафоричности, символичности, характеризующих воображение.

По мнению Э.В. Ильенкова, «Сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ». [15] «Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлёт от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий». [15]

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счёте, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Итак, воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению.

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Отсюда видно:»… круг замыкается… Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением» - пишет А.Д. Дудецкий. [17]

Согласно Л.Д. Столяренко, можно выделить несколько видов воображения, основные среди которых - пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. [16]

Воображение может быть четырех основных видов: [9]

–       Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.

–       Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы.

Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

–       В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.

–       Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом нервной системы, особенностями мышления и др.). В этом плане люди различаются по:

–       яркости образов (от явлений четкого «видения» образов до бедности представлений);

–       по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала);

–       по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения). [6]

1.4 Особенности развития воображения младших школьников

Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная ко всему происходящему кукла в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга. В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.

От 3 до 5 лет «подрастают» произвольные формы воображения. Образы воображения могут появляться либо как реакция на внешний стимул (например, по просьбе окружающих), либо инициироваться самим ребенком, при этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием.

Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. [13]

Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение о значимости ставится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения. [17]

Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения.

У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). [5]

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения - это переход ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом («чтоб крылья были и пропеллер»). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом («чтоб совсем как настоящий был и летал бы»).

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.

Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.

Обязательным и главным действующим лицом игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые «настоящие» действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.

Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности.

А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр). «Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает «условность» своего фантазирования, его несоответствие действительности». [6]

В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.

Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.

Однако с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, «культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. [13]

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [16].

Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир [16].

Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.


2. Педагогические условия уровня развития творческого воображения как компонент культуры общения

.1 Диагностика уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста

Для того чтобы изучить взаимоотношение уровня развития культуры общения младших школьников и развитие их творческого воображения, следует изучить методики, позволяющие выявить уровни данного вопроса. Изучение методов диагностики сформированной культуры общения младших школьников их творческого воображения, представлены в таблице №1.

Таблица №1. Методики используемые для исследования уровня культуры общения младших школьников и развитие их творческого воображения.

Название методики

Цель методики

1.

Методика Рене Жиля

Изучение культуры общения младших школьников, социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

2.

Тест «Выведение следствий» (по Л.Ю. Субботиной).

Исследование как воображения, так и словесно-логического мышления


Базой моего исследования послужили два класса: 2 «А» и 2 «Б» лицея имени Петру Мовилэ, г. Кишинев. Возраст детей 8-9 лет, всего в исследовании принимало участие 30 учащихся.

Методика Рене Жиля

Цель: Изучение культуры общения младших школьников, социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:

) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего выделяют 12 признаков:

.        отношение к матери,

.        отношение к отцу,

.        отношение к матери и отцу как семейной чете,

.        отношение к братьям и сестрам,

.        отношение к бабушке и дедушке,

.        отношение к другу,

.        отношение к учителю,

.        любознательность,

.        стремление к доминированию,

.        общительность,

.        отгороженность,

.        адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Таблица №2. Сводная ведомость проведения методики Рене Жиля в экспериментальном 2 «А» классе на этапе констатации

Ф.И.

Признаки


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Владислав Б.

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

2. Анна Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

3. Петр Д.

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

4. Николай Д.

+

-

+

-

-

+

-

-

+

+

+

-

5. Наталья Д.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

6. Раду К.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

7. Каталин К.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

8. Диана Л.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

9. Виктор М.

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

10. Иван Н.

+

-

+

-

-

+

+

+

+

+

-

+

11. Михаил П.

+

-

+

-

+

-

-

-

+

+

-

12. Дмитрий П.

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

13. Виктор Т.

+

-

+

-

-

+

+

-

+

+

-

+

14. Александр Т.

+

-

+

-

-

+

-

-

+

-

+

-

15. Габриела У.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+


. отношение к матери, 2. отношение к отцу, 3.         отношение к матери и отцу как семейной чете, 4. отношение к братьям и сестрам, 5. отношение к бабушке и дедушке, 6. отношение к другу, 7. отношение к учителю, 8. любознательность, 9. стремление к доминированию, 10. общительность, 11. отгороженность, 12. адекватность.

Для определения общего уровня культуры общения, подсчитываются результаты всех факторов, кроме 9,11 (стремление к доминированию, отгороженноть)

Таблица №3. Общий уровень культуры общения на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе

Факторы

Результаты


Человек

%

1. отношение к матери

15

100%

2. отношение к отцу,

8

53,33%

3. отношение к матери и отцу как семейной чете,

15

100%

4. отношение к братьям и сестрам,

7

46,66%

5. отношение к бабушке и дедушке,

8

53,33%

6. отношение к другу,

15

100%

7. отношение к учителю,

11

73,33%

8. любознательность,

11

73,33%

9. стремление к доминированию,

13

86,66%

10. общительность,

13

86,66%

11. отгороженность,

3

20%

12. адекватность.

12

80%

Общий уровень культуры общения

51,10%


Таблица №4. Сводная ведомость проведения методики Рене Жиля в контрольном 2 «Б» классе на этапе констатации

Ф.И.

Признаки


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Алена А.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

2. Руслан Б.

+

-

+

-

-

+

-

-

+

-

+

-

3. Илья Г.

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

4. Настя Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

5. Дима Е.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

6. Никита Ж.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

7. Слава К.

+

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

-

8. Даша К.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

9. Руслан Н.

+

-

+

+

-

-

+

-

+

+

-

+

10. Руслан Р.

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

-

+

11. Зина С.

+

+

+

+

-

+

+

-

-

+

-

+

12. Теймур С.

+

-

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

13. Настя Ч.

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

-

+

14. Дима Ш.

+

-

-

+

-

-

+

+

-

+

+

-

15. Таня Ш.

+

-

+

-

-

+

-

-

-

+

+

-



Таблица №5. Общий уровень культуры общения на этапе констатации в контрольном 2 «Б» классе

Факторы

Результаты


Человек

%

1. отношение к матери

15

100%

2. отношение к отцу,

10

66,66%

3. отношение к матери и отцу как семейной чете,

14

93,33%

4. отношение к братьям и сестрам,

11

73,33%

5. отношение к бабушке и дедушке,

8

53,33%

6. отношение к другу,

10

66,66%

7. отношение к учителю,

13

86,66%

8. любознательность,

12

80%

9. стремление к доминированию,

12

80%

10. общительность,

14

93,33%

6

40%

12 .адекватность.

11

73,33%

Общий уровень культуры общения

52,43%


Таблица №6. Сравнительный анализ общего уровня культуры общения на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе и контрольном 2 «Б» классе

Класс

Общий уровень культуры общения

1.

2 «А» - экспериментальный класс

51,10%

2.

2 «Б» - контрольный класс

52,43%


Проанализировав Таблицу №3, Таблицу №5 и Таблицу №6, мы можем видеть что на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе общий уровень культуры общения равен 51,10%, а в контрольном 2 «Б» классе общий уровень культуры общения равен 52,43%, что говорит нам о том, что общий уровень культуры общения на этапе констатации в экспериментальном и контрольном классах примерно равны.


Рисунок №1. Сравнительный анализ общего уровня культуры общения на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе и контрольном 2 «Б» классе


Тест «Выведение следствий» (по Л.Ю. Субботиной).

Этот тест используется для исследования как воображения, так и словесно-логического мышления. Умение правильно формулировать посылки и выводить следствия является очень важным для успешной учебы. Этот тест используется как для младших школьников, так и для подростков.

Учащимся экспериментального и контрольного класса предлагался ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если…».

Перед каждым ребенком ставилась задача дать наиболее полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список вопросов первого замера:

«Что произойдет, если дождь будет литься не переставая?»;

«Что произойдет, если животные начнут говорить человеческим голосом?»;

«Что произойдет, если все горы превратятся в сахарные?»;

«Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»;

«Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?».

Чем более подробно и детально отвечает ребенок на вопрос, тем ярче у него развиты образность и «творческость» воображения. Для оценки результатов используйте фактор времени. Сколько времени потребовалось ребенку, чтобы сформулировать ответ на вопрос?

мин - 1 балл. 4 мин - 2 балла. 3 мин - 3 балла. 2 мин - 4 балла. 1 мин - 5 баллов.

Насколько активизировано воображение:

• Оригинальный подробный ответ с элементами юмора - 5 баллов.

• Необычный ответ с элементами фантазии - 4 балла.

• Банальный ответ («Ничего не будет», «Такого не бывает» и т.п.) - 2 балла.

• Ответ не по существу или встречным вопросом - 1 балл.

Максимальное число баллов - 10. Чем меньше баллов наберет ребенок, тем больше он нуждается в специальных занятиях по развитию воображения и творческого мышления.

В ходе первоначальной диагностики были получены следующие результаты.

Таблица №7. Уровень развития воображения учащихся экспериментального 2 «А» класса на этапе констатации

Ф.И.О.

Качество ответа

1. Владислав Б.

3

2. Анна Д.

9

3. Петр Д.

3

4. Николай Д.

6

5. Наталья Д.

8

6. Карась Раду К.

8

7. Каталин К.

3

8. Диана Л.

2

9. Виктор М.

6

10. Иван Н.

7

11. Михаил П.

5

12. Дмитрий П.

7

13. Виктор Т.

7

14. Александр Т.

4

15. Габриела У.

2

Коэффициент оригинальности

5,33


Таблица №8. Уровень развития воображения учащихся контрольного 2 «Б» класса на этапе констатации

Ф.И.О.

Качество ответа

1. Алена А.

5

2. Руслан Б.

5

3. Илья Г.

7

4. Настя Д.

4

5. Дима Е.

8

6. Никита Ж.

5

7. Слава К.

3

8. Даша К.

9

9. Руслан Н.

6

10. Руслан Р.

4

11. Зина С.

8

12. Теймур С.

7

13. Настя Ч.

7

14. Дима Ш.

6

15. Таня Ш.

3

Коэффициент оригинальности

5,80


Таблица №9. Сравнительный анализ данных экспериментального 2 «А» класса и контрольного 2 «Б» классов уровня развития воображения на этапе констатации

Класс

Уровень развития воображения

1.

2 «А» - экспериментальный класс

5,33

2.

2 «Б» - контрольный класс

5,80


Проанализировав Таблицу №7, Таблицу №8 и Таблицу №9, мы можем видеть что на этапе констатации в экспериментальном 2 «А» классе коэффициент уровня развития воображения равен 5,33, а в контрольном 2 «Б» классе коэффициент уровня развития воображения равен 5,80, что говорит нам о том, что уровень развития воображения на этапе констатации в экспериментальном и контрольном классах примерно равны.

Рисунок №2. Сравнительный анализ данных экспериментального 2 «А» класса и контрольного 2 «Б» классов уровня развития воображения на этапе констатации

Вывод: Низкий уровень развития воображения приводит к низкому уровню развития культуры общения, так как воображение помогает ребенку быть более активным, отзывчивым в общении, а также является одним из условий развития культуры общения учащихся.

Дальнейшая работа в экспериментальном 2 «А» классе, была расчитала на активизацию творческого потенциала ребенка и, следовательно, на повышение уровня развития воображения, что в свою очередь должно повлиять на повышение уровня культуры общения.

2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах».

Мероприятие проводилось в виде соревнования. Класс разделился на две команды. Каждая команда - это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер.

Ведущий начинает сказку: «Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с другими винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец, настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля…».

Ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «…….» в номере «…….». Тот, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «…….» в номере «…….». Завершить сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «…….» в номере «…….».

В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети, один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Аня Дилион. Она отправила главного героя Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах. Далее редакциям было предложено записать придуманные части сказки и проиллюстрировать их. В целом, данное занятие показало, что детям трудно еще подключать свободное воображение. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Далее мы приводим несколько примеров игр, которые мы использовали и на уроках, и во внеклассной деятельности с целью развития детского воображения

Игра «Архимед».

Цель - активизировать работу фантазии, и таким образом стимулировать ребенка к учебной деятельности.

Описание: При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, на уроке чтения при изучении сказки «Лягушка-путешественница» - Как упавшей лягушке продолжить путешествие?

Ответы всех детей в целом можно охарактеризовать как полные, развернутые, содержащие в себе причинно-следственные отношения.

Однако Николай Д. и Виктор М. проявляли в игре наибольшую активность. Им свойственна оказалась способность отойти от шаблона «правильного ответа» и мыслить широко. Широта кругозора - хорошее знание окружающей среды и свойств предметов - помогала находить оригинальные «выходы» и «решения» в предложенных ситуациях.

Сложности испытывали Владислав Б., Диана Л., Виктор Т. Чтобы активизировать их деятельность в процессе игры и не выпускать из поля зрения, они были назначены со-ведущими. В их задачу входило объявлять ситуации и оценивать оригинальность ответов.

Игра «Изобретатель».

Цель - наряду с фантазией активизировать мышление.

Описание. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка «Иван Царевич и Серый волк» - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич. На уроках математики данная игра основывалась на поисках обратного решения задач с изначальным условием.

В этой игре лидировали Наталья Д. и Иван Н., проявившие навык изобретателя и умение работать с прикладным материалом.

Виктор М., среди прочих предпочитающая уроки рисования, изображал придуманные изобретения на бумаге.

Лидировавшие в первой игре Николай Д. и Виктор М., успешно продолжали выполнять задания и в этой игре, но в большей степени это касалось придумывания заклинаний, то есть работы со словесным материалом.

Со-ведущими в этой игре были Габриела У., Раду К. и Петр Д., пока еще никак себя не проявившие.

Игра «Превращения».

Цель - развивать изобретательность ребенка, то есть воображение в сочетании с творческим мышлением, расширить область представления ребенка об окружающем мире.

Описание: данная игра построена на универсальном механизме детской игры - имитации функций предмета. Например, детям предлагалось с помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметами превратить обыкновенный предмет (например, шляпу) в совершенно другой предмет, с другими функциями.

Проведение этой игры не вызывало проблем с пониманием задания или проявлением активности. Каждый из детей готовился самостоятельно и осознанно. Игра проходила в форме концерта, когда каждый из участников выходил к доске и показывал задание для всех.

Для улучшения внутренней обстановки в классе парты переместили в конец аудитории, освобождая пространство в центре. Для большего интереса создали жюри из преподавателей школы. В задачу жюри входило определить основное свойство, наиболее ярко проявившееся в выступлении ребенка. Так возникли номинации оригинальности, изобретательности, находчивости и т.д.

Главными номинациями объявлены мисс-фантазия и мистер - изобретательность, доставшиеся соответственно Анне Д. и Виктору М.

Помимо проведения игр, для развития детского воображения были использованы упражнения. Приведем их примеры.

Были предложены серии картинок, неизвестные детям, по которым детям надо было придумать рассказ.

Продолжи рисунок. Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Рисовать красками можно не только при помощи кисти. Можно рисовать пальцем, краску можно разбрызгивать через соломинку для сока, капать с кисточки прямо на лист. Главное, после того как краска подсохнет, приглядеться повнимательней, постараться увидеть сюжет и дорисовать рисунок. На что это похожа большая зеленая капля?

Детям предлагалось придумать историю какого-нибудь неодушевленного предмета. Я предложила детям придумать историю про школьную парту. Задание было коллективным, лучшие идеи записывались на доске, после чего были соединены и была создана книга «История школьной парты».

Также мною было использовано упражнение «Фантастическая история», которое эффективно помогает развивать такой способ воображения, как агглютинация, когда в одном образе происходит соединение различных, несоединимых в повседневной жизни частей.

«Фантастическая история». Вырезаем вместе с детьми цветные изображения различных животных или растений из старых журналов. Затем изображение каждого животного разрезаем еще на несколько частей и перемешиваем. Берем лист бумаги и клеящий карандаш. Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю.

На процесс перевода предметного восприятия мира в ценностное было направлено мероприятие «Презентация мира». Группе детей предъявляется какой-либо предмет и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность материального предмета.

Для проведения данной работы предметом презентации была представлена живая роза в вазе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

Что значит для нас простой цветок розы?

Какая от него может быть польза?

Что бы было, если бы роз не было на земле?

Выскажите ваше личное отношение к этому цветку?

Дети поочередно высказывали свои соображения. При этом можно было и подходить к цветку, и брать его в руки. Прежде всего дети увидели в розе «подарок», «любовь», «поздравления», «украшение». Прозвучало и: «черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви». Михаил П. высказал такое предположение, что если не будет роз, то тогда не будет и любви. Девочки говорили больше о любви: «подарив розу девочке, мальчик так признается ей в любви».

В ходе данной работы мы отметили довольно высокое ценностное восприятие детьми реальности, их готовность и умение рассуждать, строить выводы. В дальнейшем такую работу можно усложнить, предложив детям самим выбрать предмет презентации.

Также был проведен классный час на развитие воображения, который назывался «История пуговиц».

Целью данного занятия развитие воображения и творческих способностей детей.

Задачи:

. Учить детей смотреть на предметы с различных позиций, видеть новое, оригинальное, непривычное в старом, знакомом, привычном;

. Развивать направленность и управляемость воображения;

. Формировать качества творческой личности: независимость мышления, инициативность, изобретательность;

. Воспитывать способность к самопознанию и само созиданию; выработка ценностного отношения к своему внутреннему миру, собственным возможностям, уверенности в себе.

Детям очень понравилось на этом классном часу, особенно детям понравилось задание «Усовершенствуй рисунок». Дети подошли к выполнению этого задания творчески, но было много споров между мальчиками и девочками. Девочки пытались разрисовывать одежду в более девичьем стиле, в то время, как мальчишки пытались разрисовать одежду для каких-то роботов из мультфильмов. Также деткам очень понравилось делать браслеты, делали они с большим воодушевлением, а потом с большой радостью дарили их друг другу.

Заключение

Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится, воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника - очень ответственная задача. В руках у учителя начальных классов фактически судьба человека, и обращаться с этой судьбой нужно бережно и осторожно. Младший школьник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.

Индивидуальный подход в обучении и воспитании не означает, что каждый ребенок должен обучаться отдельно, независимо от других детей, а предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. А одно из условий удачного формирования личности-это развитие культуры общения.

Сегодня развитие культуры общения - это социальный заказ, порождённый потребностью общества в обеспечении психологической безопасности каждой личности и повышении эффективности межличностного взаимодействия. Именно поэтому формирование культуры общения должно стать одной из важнейших задач общественных институтов (семьи, школы и др.).

В теоретическом анализе и при построении программы формирующего эксперимента мы исходили из того, что развитие творческого воображения - основа культуры общения. При повышении уровня творческого воображения - одна из основных задач формирования подлинной культуры общения личности.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с уровнем развития культуры общения.

В проведенной экспериментальной работе мы наглядно доказали необходимость диагностики творческого воображения у младших школьников, а также показали результаты проведенного формирующего эксперимента, полностью подтвердившего гипотезу дипломной работы, что если использовать систему упражнений для развития творческого воображения, его уровень значительно повысится и в дальнейшем станет способствовать повышению культуры общения ребенка.


Библиография

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1999.

. Голованова, М.В. Родная речь: к. 3. В 2 ч. Ч. 2 / Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф; под ред. М.В. Головановой. - М.: Просвещение, 2000-2001.

. Голуб, И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. - М.: Айрис-Пресс, 2007.

. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].

. Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 1996.

. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - Смоленск, 1974.

. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007.

. Запорожец А.В. Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 1964.

. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М: Наука. 1991.

.Ю. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2001. №5.

. Киянченко Е.А. Учим детей общаться/ Е.А. Киянченко // Начальная школа. - 2002. - №6

. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Логос, 2000.

.П. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс].

. Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения» в начальной школе/ Н.А. Лемяскина // Начальная школа. - 2002. - №6

. Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2005.

. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - №6. - с. 33-42.14. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2007.

. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения Хрестоматия по психологии. М., 1987.

. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: «Общие основы психологии».

. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3 кн, - 4-е изд. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003, - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики

. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.

. Ставская Г.Н. Почему мы так говорим?/ Г.Н. Ставская // Начальная школа. - 2003. - №2.

Похожие работы на - Педагогические условия уровня развития творческого воображения как компонент культуры общения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!