.
Н.К. Крупская о воспитании нового человека
В своих статьях и выступлениях Надежда Константиновна отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъясняла в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. Она четко сформулировала коренное отличие социалистической советской школы от буржуазной. В статье «К вопросу о целях школы» (1923) она писала: «Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности громадного большинства детей, к затемнению их сознания, эти цели идут вразрез с интересами молодого поколения; цели, которые ставит школе рабочий класс, ведут к расцвету личности каждого ребенка, к расширению его кругозора, к углублению его сознания, к обогащению его переживаний, цели идут по линии интересов молодого поколения. В этом разница между целями буржуазии и целями пролетариата».
Н. К. Крупская указывала, что воспитание подрастающего поколения играет большую роль в деле строительства социализма. По ее словам, «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».
Надежда Константиновна подчеркивала, что лишь школа, тесно связанная с окружающей жизнью, с интересами ребенка, открывающая ему различные сферы применения своих сил, создает условия для развития человеческой личности. В советской школе воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.
Н. К. Крупская о воспитании коммунистической морали
Надежда Константиновна много занималась разработкой проблемы коммунистической морали. Для советской школы и педагогики, говорила она, ведущим является воспитание у советских детей коммунистического мировоззрения, большевистской целеустремленности и высоких моральных качеств.
Для того чтобы правильно разрешить вопрос, каково должно быть коммунистическое воспитание, надо прежде всего, по словам Н. К. Крупской, дать себе отчет в том, что за человек должен быть коммунист, что он должен знать, к чему стремиться, как поступать. Во главу угла должно быть поставлено воспитание у наших детей коммунистической морали, горячей любви к Родине, умения бороться за торжество коммунизма. Мы обязаны так воспитать учащегося, чтобы он научился понимать, «в каком направлении идет перестройка всего общественного строя».
В ряде своих произведений Крупская подробно останавливалась на воспитании коммунистического отношения к общественной собственности, к труду. Большой интерес в этом отношении представляет письмо Надежды Константиновны пионерам "«Мое» и «наше»" (1932).
Особое внимание она уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыков общественника-коллективиста. Школа, пионерская организация и комсомол имеют общие цели по воспитанию у подрастающего поколения коммунистической морали, по развитию у него коллективизма. В первую очередь надо наладить коллективную работу детей, которая дает им возможность сознавать себя частью целого, частью коллектива. Надо помочь ребенку, разъясняла Крупская, осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни.
При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека.
Крупская всегда подчеркивала, что необходимо в Советской стране уметь воспитать настоящего интернационалиста, любящего свой народ и трудящихся всех стран мира. Она всячески поддерживала инициативу детей разных национальностей, помогала им дружить друг с другом. Она рекомендовала школам и пионерским организациям устанавливать связи с пролетарскими детьми за рубежом, укреплять интернациональную дружбу.
Крупская постоянно учила, что воспитанник советской школы в результате овладения основами наук должен быть материалистом-атеистом, хорошо понимать истинный характер религии и уметь разоблачать антинаучные положения, бороться с предрассудками. Огромную роль в деле освобождения от религиозных взглядов и суеверий, говорила она, играют науки о природе и обществе, художественная литература, правильно поставленное эстетическое воспитание, хорошие фильмы, различные внешкольные мероприятия.
Надежда Константиновна придавала большое значение эстетическому воспитанию в формировании личности ребенка, разъясняла, что искусство организует детей, служит средством более тесного их сближения с коллективом. Она хотела, чтобы искусство стало составной частью жизни, чтобы дети знали искусство других народов. Отмечая, что в школах «эстетическое воспитание у нас часто заброшено», она настаивала на том, чтобы пение и рисование преподавались в каждой школе.
.К. Крупская о содержании образования
Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких больших слов», надо «создать программу, в которой может быть и не употреблялось бы слово марксизм, но которая, по существу дела, показывала бы связь явлений в настоящем виде». Надежда Константиновна особенно настойчиво подчеркивала при этом, что недопустимо упрощенчество при сообщении детям основных положений марксизма. Свои знания советские школьники должны связать с практикой социалистического строительства, коммунистическое мировоззрение должно определять их поступки и поведение.
Надежда Константиновна Крупская уделяла огромное внимание вопросам обучения в советской школе. Для того чтобы успешно осуществлять воспитание коммунистического мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно, чтобы каждый преподаватель в своей деятельности руководствовался материалистической диалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью. Без этого наша учеба, говорила она, не даст учащимся материалистического мировоззрения, не даст им умения осмыслить окружающую жизнь, не научит логически думать, применять знания в жизни. Считая, что знания, приобретаемые учащимися, должны носить действенный характер, Надежда Константиновна писала: «Надо взять из науки все, что в ней есть важного и существенного, жизненного, взять и немедля применить к жизни, пустить в оборот».
В первые годы строительства советской школы, когда в научно-педагогической секции ГУСа решался вопрос о новом содержании и характере школьных программ, Н. К. Крупская считала, что комплексная система обучения поможет установлению диалектической связи между отдельными учебными предметами. Впоследствии, признав ошибочность комплексного построения программы, она с присущей коммунисту самокритичностью указала, что комплексные программы привели к установлению «каких-то ужасно искусственных, противоестественных связей». Она объяснила эту ошибку недостаточной марксистской подготовленностью деятелей Наркомпроса.
Приветствуя постановление ЦК партии «О начальной и средней школе» (1931) и другие постановления ЦК о школе, Крупская призывала советское учительство последовательно и энергично бороться за успешную их реализацию. Каждая отрасль науки, подчеркивала она, должна быть поставлена на службу социалистическому строительству. Именно с этой точки зрения каждый учитель должен подходить к преподаванию своей дисциплины. Он должен уметь вскрывать перед учащимися связь между теорией и практикой. Только такой подход дает возможность установить диалектическую связь между отдельными предметами, подчинить их общей цели.
Крупская считала, что необходимо диалектически подходить и к самой методике. Методика, писала она, органически связана с теми целями, которые стоят перед школой. Если цель школы - воспитать послушных рабов капитала, то и методика будет соответствующей, и наука будет использована для этих задач. Наоборот, если цель школы - воспитать сознательных строителей социализма, то и методика будет совсем другая, и все достижения науки будут использованы для этой высокой цели.
Ряд статей Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе (истории, географии, математики, естествознания, литературы и др.) и сейчас имеет большое теоретическое и практическое значение. В них содержатся конкретные советы и указания, как следует вести занятия по отдельным предметам, добиваясь максимальной активности и сознательности учащихся.
Н. К. Крупская о политехническом образовании и трудовом воспитании. Надежда Константиновна считала, что, воспитывая советского гражданина, мы никогда не должны забывать, что живем в республике труда, мы не можем выпускать в жизнь из наших школ белоручек, мы не должны недоучитывать воспитывающей роли труда. Она справедливо требовала, чтобы дети с юных лет прониклись уважением к физическому труду. Стране социализма, говорила она, барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе.
Надежда Константиновна тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Тщательно изучая произведения основоположников марксизма, руководствуясь программой, принятой VIII съездом партии, Крупская стремилась разработать применительно к конкретным историческим условиям основные положения осуществления политехнизма в советской школе. Она справедливо указывала, что политехнизация школы должна осуществляться на основе общего образования, подчеркивала, что В. И. Ленин заботился не о подготовке «рабочей силы» только, а о воспитании сознательных строителей нового общества.
Реконструкция всего народного хозяйства, писала Крупская, пробуждает в массах, в том числе и в детях, интерес к технике, а это создает благоприятные условия для политехнического обучения. Необходимо, чтобы этот интерес поддерживался с самого раннего возраста. «Надо увлечь учащихся романтикой современной техники». Было бы ошибочно думать, что содержание политехнического образования сводится лишь к приобретению известной суммы навыков, или многоремесленности, или только к изучению современных, притом наивысших, форм техники. Политехнизм - это целая система, в основе которой лежит изучение техники в ее различных формах. Сюда входит и изучение живой природы и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики, изучение географической основы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад. «Политехнизм,- подчеркивала П. К. Крупская, - не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении». Необходима взаимная связь этих дисциплин и связь их с практической деятельностью и особенно с обучением труду.
Большую роль Н. К. Крупская отводила производительному труду учащихся. Она указывала, что работа в школьных мастерских для V-VII классов должна быть педагогически продумана с точки зрения политехнизации, не следует допускать ремесленничества; учащихся VIII-Х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это даст им представление о современной технике, расширит политехнический кругозор, будет способствовать воспитанию коммунистического отношения к труду.
Н.К. Крупская о советском учителе
Руководствуясь указаниями Коммунистической партии и В. И. Ленина об учителе, Н. К. Крупская писала, что профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из «наиболее захватывающих» профессий. Хотя Крупская, занятая большой государственной работой, не могла продолжать свою практическую педагогическую деятельность, она сохранила до конца своих дней огромный интерес к школе и учительству. Надежда Константиновна уделяла исключительное внимание подготовке советского учительства, его идейному воспитанию. В своих работах она отмечала особую роль сельского учителя как проводника политики партии в деревне. Она принимала самое деятельное участие в той борьбе, которая велась в первые годы Советской власти за привлечение учительства к участию в строительстве советской школы, поддерживала теснейшую связь с учительством всю свою жизнь, оказывала учителям всяческое содействие, заботясь об их подготовке и материальном благополучии.
Имея постоянно в виду великие цели, поставленные перед советской школой Коммунистической партией, Надежда Константиновна призывала учителей и учащихся неустанно работать над собой, по-настоящему учиться марксизму-ленинизму и идти путем, указанным Лениным.
Н.К. Крупская о пионерском движении
С первых дней создания пионерской организации Крупская принимала в ее жизни деятельное участие. Она всячески помогала борьбе с буржуазным детским движением (бойскаутизмом), имевшим известное распространение среди молодежи в первые годы революции, и стремилась связать деятельность новой, пролетарской организации со школой.
Детское коммунистическое движение, писала Н. К. Крупская еще в 1922 году, поможет «воспитать детей не пассивными созерцателями строительства социализма, а активными его строителями». Она считала, что пионерская организация должна быть школой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистической Родины.
В статье «Школа и пионердвижение» (1924) она выясняла сложные вопросы взаимоотношения школы и пиоиердвижения. Немыслимо, писала Крупская, пионердвижение без школы, не может активный советский школьник не быть пионером.
Крупская доказывала, что основной задачей пионерорганизации является борьба за знания (в то время главное внимание уделялось общественной активности). «В борьбе за знания, - писала она, - пионеры должны играть крупную роль и должны играть эту роль именно как организация. Они должны быть заражены энтузиазмом по овладению знаниями, и надо, чтобы они не замыкались в себе, а старались всех ребят втянуть в это дело и стать во главе всего детского движения за учебу».
Много внимания Н. К. Крупская уделяла методике работы пионерских отрядов. Она считала, что пионеры должны быть застрельщиками в общественно полезной работе школы, и дала ряд советов по ее развертыванию. Она подчеркивала, что дети должны быть поголовно втянуты в общественно полезную работу, которая, конечно, должна соответствовать возрасту детей и их интересам.
Она решительно выступала против скучных, трафаретных форм пионерской работы, добиваясь, чтобы она была идейно насыщенной, красочной, удовлетворяющей многообразные детские интересы. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» - таково основное требование, предъявленное Н. К. Крупской к вожатым.
Крупская всемерно помогала пионерам. Известна ее огромная работа при подготовке и проведении I Всесоюзного слета пионеров (1929). Она получала от пионеров множество писем, на которые неизменно сама отвечала. «Письма пионерам», собранные в отдельной книге,- выдающееся произведение советской педагогики. В этих письмах Крупская учит пионеров коллективизму, социалистическому отношению к труду и общественной собственности. Она раскрывает им сущность советского патриотизма, который должен пронизать все дела пионеров.
Н.К. Крупская о самоуправлении школьников
В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в которых было определено право школ и учащихся развивать и укреплять ученическое самоуправление, общественную активность и самодеятельность школьников.
Н.К. Крупской принадлежит заслуга в разработке проблемы самоуправления учащихся в советской школе. В ряде ее работ «К вопросу о школьных судах» (1911), «О школьном самоуправлении» (1915), в выступлении на конференции пролетарских культурно-просветительных организаций 20 сентября 1918 года, в статьях «Общественное воспитание» (1923), «Школьное самоуправление и организация труда» (1923), «Детское самоуправление в школе» (1930) и других дана ясная характеристика коренного отличия решения проблемы самоуправления в буржуазной и пролетарской школах.
Надежда Константиновна указывала, что в буржуазной школе самоуправление содействует воспитанию индивидуалиста, убежденного защитника буржуазного строя, оно имеет ярко выраженный антиколлективистический характер и является формой проявления классового господства буржуазии. Задачей самоуправления в советской школе, по определению Н. К. Крупской, является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советского государства, активного участника коммунистического строительства. Школьное самоуправление учащихся, говорила Надежда Константиновна, должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь.
В статье «Задачи школы I ступени» (1922) Надежда Константиновна говорит об определяющей роли самоуправления учащихся как принципа организации детского коллектива и одной из важнейших задач школы считает воспитание в детях привычки учиться, жить и работать коллективно.
В ряде выступлений Надежда Константиновна высказывает мысль о необходимости специальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобы школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап - обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап - распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап - учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап - подведение итогов.
Надежда Константиновна рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов.
Важнейшими являются указания Надежды Константиновны о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников.
Н. К. Крупская разъясняла, что детское самоуправление в школьном коллективе - это «орган управления», а пионерская организация - «это политическая организация подростков», действующая на основе своего устава, что нельзя противопоставлять, а также отождествлять их. Основы детского самоуправления, разработанные Н. К. Крупской, стали отправным пунктом дальнейшего развития их в теоретической и практической деятельности выдающегося советского педагога А. С. Макаренко.
Н.К. Крупская о связи школы и семьи
Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы.
Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи (1935) Крупская говорила: «Материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничего плохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем женщину ограничивать только воспитанием детей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». В ее наставлениях выдвигалось требование, чтобы советская женщина училась воспитывать детей в коммунистическом духе. Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание».
Мать - «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях, и можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку».
Сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания.
Н.К. Крупская о дошкольном воспитании
В своем первом произведении - «Женщина-работница» (1899) - Надежда Константиновна пишет о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России. В капиталистическом обществе мать, занятая на работе, не может уделить необходимое время воспитанию своего ребенка. «Итак, мы видим,- подчеркивает она,- что в большинстве случаев женщина-работница поставлена в полную невозможность разумно воспитывать своих детей». Только в социалистическом обществе может быть широко, начиная с дошкольного возраста, поставлено общественное воспитание детей, которое призвано обеспечить их всестороннее развитие.
В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей трудящихся. Она принимала самое активное участие во всей огромной работе по организации и развертыванию сети советских дошкольных учреждений. Своими многочисленными статьями по вопросам дошкольного воспитания она пробуждала горячий интерес к нему широких масс населения, их творческую активность в этом деле.
Надежда Константиновна остро критиковала буржуазное дошкольное воспитание, вскрыла его подлинную классовую сущность.
По ее словам, «народные» детские сады, где воспитывались дети трудящихся, целиком способствовали «воспитанию подрастающего поколения в направлении, диктуемом властью помещиков и капиталистов их страны». Она выступает и против теории «свободного воспитания», находившей некоторое применение в советских дошкольных учреждениях.
Надежда Константиновна выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и в парках, об организации детских комнат в рабочих клубах и т. д. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника.
В педагогических трудах Н. К. Крупской выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой социалистической Родины.
ленин педагог марксист крупская
Заключение
Основными работами Надежды Константиновны считаются книги: «Женщина-работница», «Народное образование и демократия».
Н. К. Крупская продолжала углубленно разрабатывать педагогическую теорию. Она широко освещала в своих трудах важнейшие проблемы коммунистического воспитания, политехнического обучения, дидактики, последовательно боролась за реализацию марксистско-ленинского учения о воспитании и образовании.
Н. К. Крупская указывала, что воспитание подрастающего поколения играет большую роль в деле строительства социализма. По ее словам, «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».
Надежда Константиновна много занималась разработкой проблемы коммунистической морали. Для советской школы и педагогики, говорила она, ведущим является воспитание у советских детей коммунистического мировоззрения, большевистской целеустремленности и высоких моральных качеств.
Ряд статей Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе (истории, географии, математики, естествознания, литературы и др.) и сейчас имеет большое теоретическое и практическое значение. В них содержатся конкретные советы и указания, как следует вести занятия по отдельным предметам, добиваясь максимальной активности и сознательности учащихся.
Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы.
Высказывания Н. К. Крупской по проблемам истории педагогики имеют большое значение и в наше время. Очень ценны ее статьи, разъясняющие взгляды В. И. Ленина на просвещение и школу.
Своей общественно-политической и педагогической деятельностью, своими трудами по вопросам воспитания Н.К. Крупская сыграла выдающуюся роль в развитии советской школы и педагогической науки.
Она была одним из организаторов советской системы народного образования и культурного строительства в нашей стране.
Список литературы
1.Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. /Сост., П.А. Лебедев,- М.; Педагогика. 1990.
2.Брежнев Л. И. Отчет Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики.- В кн.: Материалы XXVI съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с. 60.
3.Вендровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики. - М.; Педагогика, 1982.
4.Джуринский Л.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России. 2000.
5.История педагогики /Под ред. П.Л. Константинова и др. - М.: Педагогика, 1982.
6.История педагогики: 4.2. С XVII в. до середины XX .: Учеб. Пособие для пед. ун-тов / Под ред. Л.И. Пискунова. - М.: Сфера, 1997.
7.Крупская Н. К. Реконструкция народного хозяйства и политехническое образование.- Пед. соч., т. 4, с. 299.
8.Крупская Н.К. О политехническом образовании. - Пед. соч., т.4,с.188-
9.Крупская Н. К. Буква закона.- Пед. соч., т. 4, с. 9-12.
10.Крупская Н.К. Пед. соч., т.4, с.263-266.
11.Крупская Н.К. Пройденный путь. - Пед. соч. в 10 томах - М., 1959, т.4.
12.Крупская Н.К. О политическом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. Ф.С. Озерская. - М.: Просвещение, 1982.
13.Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб., доп. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. под. ун-та, 1994.
14.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т. 3. с. 19.