Особенности социально-правовой защиты детства в образовательном учреждении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    75,83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности социально-правовой защиты детства в образовательном учреждении

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 13 имени С.Я. МАРШАКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Особенности социально-правовой защиты детства в образовательном учреждении»

 

 

Студента III курса группы 32-СП

очной формы обучения

специальности 050711 Социальная педагогика

Коржева Андрея Анатольевича

Научный руководитель курсовой работы:

Малахова Н.В.



Москва 2013

Содержание

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО - ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В ШКОЛЕ

.1 Понятие социально-правовой защиты детства

.2 Роль социального педагога в системе социально-правовой защиты детства

.3 Особенности социально-правовой защиты ребенка в образовательном учреждении

Вывод по главе

Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО - ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИ

.1 Кадровое обеспечение системы социально-правовой защиты ребенка в школе. Омбудсмен

.2 Программа социально-правовой защиты детства в школе

Вывод по главе

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению или ограничению доступа социально незащищенных групп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни. Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей защита от невзгод и опасностей всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей человеческого общества, государства. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальной защиты детства.

Сегодня в России насчитывается около 30 миллионов детей, и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социально-правовой защите. Обусловливается это многими факторами.

Большое количество российских детей - сироты. Из них 90 процентов - социальные сироты, то есть дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. Ежегодно более 30 тысяч родителей решением судов лишаются родительских прав. Другие отказываются от своих детей, подкидывают их или просто бросают на произвол судьбы.

Многие дети живут, и воспитывается в неблагополучных семьях-у родителей, которые ведут асоциальный образ жизни: пьянствуют, воруют, не работают, бродяжничают и т.п. Отношение родителей к детям в таких семьях зачастую потребительское - эксплуатируется детский труд, государственная забота о детях и т.п., либо безразличное - к содержанию, образованию и воспитанию детей.

Нередки случаи жестокого обращения взрослых с детьми, нарушение их прав и законных интересов, унижения достоинства детей, физического и психического насилия над ними, что влечет за собой побеги из семей и детских учреждений, а порой и суициды.

Дети и подростки часто вовлекаются в криминогенную сферу и организованную преступность. Примерно третья часть виновных в кражах, грабежах, изнасилованиях и убийствах - подростки. Полтора миллиона несовершеннолетних россиян содержатся в следственных изоляторах, а 21 тысяча - в колониях для несовершеннолетних.

Учитывая все перечисленные факты, с каждым годом социально-правовая защита детства становится все более актуальной. А поскольку большую часть своего времени дети и подростки проводят в образовательном учреждении, мы решили взять за основу нашего исследования проблему социально-правовой защиты детства в образовательном учреждении.

Проблема социально-правовой защиты детства широко раскрыта в научных исследованиях таких специалистов, как: В.А. Варывдин, М.А. Галагузова, И.П. Клемантович, А.В. Мудрик, Н.И. Никитина, Р.В. Овчарова, Е.М. Рыбинский, Т.Н. Поддубная Т.А. Шишковец и другие.

Цель исследования: изучить теоретические основы и выявить содержание социально-правовой защиты детей в работе социального педагога в школе.

Объект исследования: социально-правовая защита детей в образовательном учреждении.

Предмет исследования: процесс реализации социально-правовой защиты детей в школе.

Гипотеза: осуществление социально-правовой защиты детей в школе будет успешной, если:

·  будут использованы в работе современные социально-педагогические теоретические и методические знания и технологии;

·       школа будет обеспечена высококвалифицированными специалистами по защите детства, которые взаимодействуют в рамках созданной системы социально-правовой защиты;

·       будет разработана программа по социально-правовой защите детства.

Задачи исследования:

1.  Изучить теорию и практику социально-правовой защиты детства в школе в научной педагогической литературе.

2.      Выявить особенности социально-правовой защиты детей в школе и ее кадрового обеспечения по данной проблеме.

.        Определить содержание, формы и методы работы по реализации социально-правовой защиты детства в школе.

.        Разработать программу по социально-правовой защите детства в школе.

При выполнении данной работы были использованы следующие методы:

·       анализ педагогической, психологической, социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

·       синтез получаемых материалов;

·       изучение документации;

·       метод обобщения и конкретизации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава I . Теоретические основы социально-правовой защиты детства в школе

.1 Понятие социально-правовой защиты детства

Проанализировав работы различных авторов, занимавшихся исследованием социально-правовой защиты детства, мы пришли к выводу, что социально-правовая защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми .

Социально-правовая защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

·       в сфере семейных отношений;

·       в сфере образования;

·       в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей [5, c. 34].

Государственная политика социально-правовой защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

·             гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе - среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;

·             бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;

·             гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;

·             социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;

·             социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

·             право на жилище в соответствии с законодательством РФ;

·             организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

·             организация квалифицированной юридической помощи.

Социально-правовая защита детей предусматривает два уровня: первый - в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй - в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан, прежде всего, с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень - чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами [7, c. 23].

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Распространенной формой социально-правовой защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство - для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях - если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей [3, c. 11].

Специальная система социально-правовой защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги, которые есть сегодня в штате большинства школ.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социально-правовой работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

Объектами социально-правовой защиты являются дети - лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей - жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах [8, c. 19].

Субъектами социально-правой зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Правовая база социально-правовой защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей [3, c.14]. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. И з документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции - 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ [9, c.73].

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг. [10, c. 77].

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что сущность социально-правовой защиты состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Социально-правовую защиту детства можно рассматривать как систему, поскольку она охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей [12, c. 145].

Система социально-правовой защиты детства разноуровневая, пронизывает все институты процесса социализации личности ребенка и во многом определяет эффективность данного процесса.

Подводя итоги по данному параграфу, нам хочется отметить, что базируясь на теоретическом знании и понимании понятия социально-правовой защиты детства необходимо осознавать, что данную работу должны выполнять квалифицированные специалисты. В образовательном учреждении одну из главных ролей по реализации социально-правовой защиты детства выполняет социальный педагог, о содержании работы которого в данной области и пойдет речь в следующем параграфе.

1.2 Роль социального педагога в системе социально-правовой защиты детства

Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время - неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте, взаимодействуя во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями [1, c. 13].

Особая роль в данной работе по праву отводится социальному педагогу. Было бы ошибочно сводить функции социального педагога к деятельности лишь в рамках образовательного учреждения. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в реальных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана), отклонений в поведении личности и, таким образом, оздоровить окружающую его микросреду [2, c. 66].

Выделяют следующие функции, специализацию и направления социально-педагогической работы с детьми:

·       образовательно-воспитательная. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона-семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;

·       диагностическая. Постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;

·       организаторская. Организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов, программ;

·       прогностическая и экспертная. Разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур; социально-педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов;

·       организационно-коммуникативная. Включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями;

·       охранно-защитная. Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействия применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;

·       социально-компенсаторная. Разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств;

·       посредническая. Осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением;

·       специализация. В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли, причем умение выступать в различных ролях определяет уровень его профессиональной компетентности.

Профиль социально-педагогической деятельности определяется регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума - города, района, села, а также личностными и профессиональными возможностями специалистов. Наиболее распространенными и востребованными в нынешних социальных условиях является социальный педагог, специализирующийся на социальной работе с семьей, оказании ей разносторонней помощи непосредственно в социуме. Семейные социальные педагоги составляют кадровую инфраструктуру медико-психолого-педагогической службы помощи в социуме.

Могут быть выделены, например, социальные педагоги-организаторы социально значимой работы с детьми и молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации культурного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельности, совместного отдыха детей и взрослых, семейного досуга. В ряде регионов выделяются отдельно социальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог и др. Практикой показана нецелесообразность каких-либо ограничений и рекомендаций извне в данных вопросах. Эти подходы определяются в зависимости от конкретной ситуации, социокультурной и микросоциальной специфики, характера выявленных проблем и потребностей с привязкой к условиям конкретного социума. Так, в сельской местности обычно все аспекты социально-педагогической деятельности интегрированы в лице общинного социального педагога, который является, по сути, профессиональным проводником социальной политики [13, c. 32].

Важен сам принцип соотношения базовой конструкции социально-педагогической службы со специальными учреждениями, где работают социальные педагоги, сориентированные на определенную сферу социума (общеобразовательное учреждение, детский сад, специализированное учреждение и т.д.) или на работу с определенными категориями (дети, молодежь, семья, группы риска, беженцы, дети с ограниченными возможностями и др.).

Социальный педагог - это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью ребенка (в данном случае) и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье [23, c. 36].

Социальный педагог - своеобразный духовный наставник, который на протяжении ряда лет как бы «ведет» ребенка, семью, осуществляет социальный патронаж, заботится о формировании нравственности, общечеловеческих ценностей в социуме, помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих подопечных, содействуя им в контактах с соответствующими специалистами.

Местом работы социального педагога могут быть:

·       социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов и пр.);

·       социальные службы специализированных учреждений (семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в развитии и др.);

·       социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы);

·       службы культурного досуга (подростковые клубы, Дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, семейные гостиные, парки, игровые площадки и др.);

·       валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы).

Таким образом, социальный педагог может работать как штатная единица образовательных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социально-педагогической помощи, детских и молодежных общественных организаций, фондов. Более конкретный ответ на этот вопрос также заложен в специфике региона, области, района, города и определяется степенью развитости системы социальных служб, уровнем управления ею.

Мировая практика социальной работы показывает, что наиболее экономичным и гуманным является территориальный подход к созданию межведомственной системы социальных служб. При таком подходе службы социальной помощи населению, где работают профессиональные социальные педагоги и социальные работники, максимально приближены к семье, поэтому наиболее соответствуют особенностям и нуждам социума, каждого конкретного человека. При таком подходе учреждения образования, культуры, здравоохранения, социального, жилищно-коммунального и т.п. обслуживания работают как «открытые» социально-педагогические системы, сориентированные на интересы и потребности конкретных семей, различные категории населения, проживающие в данном микросоциуме [21, c. 39].

Наиболее эффективной и экономичной является организационная форма управления межведомственной системой социально-педагогических служб, развивающаяся снизу вверх, по территориальному принципу. Она максимально приближена к семье и поэтому наиболее соответствует особенностям и нуждам социума, конкретной личности. При таком подходе сами учреждения (образования, здравоохранения, культуры и т.д.) работают как открытые системы.

Находясь в статусе штатного работника образовательных учреждений, социальный педагог выступает их полномочным представителем в социуме по месту жительства. По мере совершенствования управленческих структур, развития муниципального, общинного самоуправления социальные педагоги решением местных администраций постепенно могут быть выведены из подчинения ведомственного учреждения и переданы непосредственно в ведение соответствующих социально-педагогических служб [7, c. 14].

Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении:

·       помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием ребенка;

·       помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость;

·       привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций;

·       распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

·       консультирование групповое и индивидуальное детей и их родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса, воспитания детей в семье и т.п.;

·       выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

·       помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

Если должность социального педагога вводится в штат общеобразовательного учреждения, то администрация данного учреждения совместно с заинтересованными лицами определяет специализацию социального педагога в зависимости от конкретных условий микросоциума; конкретизирует функции классного руководителя, педагога дополнительного образования, старшего вожатого, воспитателя и методиста, психолога и других должностных лиц, определяет зоны сотрудничества, механизм взаимодействия с социальными педагогами.

Так, например, взаимодействие социального педагога и классного руководителя может осуществляться в следующих направлениях: взаимоинформация о конкретном ребенке, его проблемах, здоровье, интересах, условиях семейного воспитания; совместная работа по планированию воспитательного процесса с детьми и родителями, оказанию помощи семье, использованию ее воспитательного потенциала, совместное проведение родительских собраний, консультаций, внеклассных и внешкольных дел; совместный анализ результатов проводимой работы.

1.3. Особенности социально-правовой защиты детства в образовательном учреждении

социальный правовой защита детство

Исходя из этого, можно говорить о том, что реализацию социально-правовой защиты детства в общеобразовательном учреждении осуществляет социальная служба. Именно поэтому мы будем рассматривать в нашей работе особенности социально-правовой защиты ребенка в школе через деятельность социальной службы и, в частности, социального педагога, в данном общеобразовательном учреждении.

Социальный педагог школы играет роль посредника, связующего звена между личностью и государственно-общественными социальными службами, организациями, учреждениями, призванными заботиться о человеке и его семье. То есть, одним из основных условий для эффективной реализации социально-правовой защиты ребенка является взаимодействие школы или социальной службы, в частности, с различными общественными организациями для решения тех или иных социально-педагогических задач.

Результатом взаимодействия является:

·       создание благоприятных условий для всестороннего развития личности;

·       оказание школьникам комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

·       защита ребенка в его жизненном пространстве.

Взаимодействие осуществляется на двух уровнях:

1.  Межведомственном (приложение 1);

2.      Внутриведомственном.

Внутриведомственное взаимодействие включает в себя:

1.      Отдел по охране прав детства

·       начальник;

·       специалисты:

.        гл. специалист по имуществу;

.        вед. специалист по опеке;

.        вед. специалист по неблагополучным семьям;

.        вед. специалист, юрист;

.        специалист 1-й категории по устройству несовершеннолетних.

Отдел по охране прав детей проводит:

·       подготовка информации для создания банка данных на различные категории учащихся (опекаемые, подопечные, инвалиды, из неблагополучных семей);

·       постановка на учет неблагополучных и социально незащищенных учащихся;

·       совместные педагогические рейды в семьи социально незащищенных учащихся.

2.      Центр психолого-медико-социального сопровождения:

·       директор;

·       зам. директора по научно-методической работе;

·       зам. директора по социальной работе и психопрофилактике;

·       методист по социально-педагогической работе.

Центр психолого - медико - социального сопровождения включает:

·       Организация методической помощи социальным педагогам.

·       Ходатайство об оказании психологической помощи ребенку и его семье.

Межведомственное взаимодействие включает в себя:

1.    Управление внутренних дел:

·       начальник;

·       начальник ПДН.

Управление внутренних дел включает:

·       заключение договора о сотрудничестве;

·       составление совместного плана работы школы и ПДН Утверждение графика совместных педагогических рейдов;

·       утверждение графика Дня профилактики;

·       подготовка информации об условно осужденных учащихся, состоящих на учете в ПДН;

·       сверка банка данных об условно осужденных, состоящих на учете в ПДН;

·       ходатайство о постановке на учет или снятии с учета подростков; неблагополучных семей;

·       подготовка характеристик на обучающихся «группы социального риска»;

·       участие школьного инспектора в заседаниях Совета профилактики.

2.    Комиссия по делам несовершеннолетних:

·       заместитель председателя КДН;

·       ответственный секретарь;

·       инспектор.

Комиссия по делам несовершеннолетних организует:

·       подготовка характеристики на обучающегося, подготовка информации о проведенной работе с данным подростком;

·       ходатайство о дальнейшем обучении или трудоустройстве ребенка;

·       ходатайство об организации летнего отдыха детей «группы социального риска» в летних лагерях;

·       участие в заседаниях КДН;

·       представление не неблагополучные семьи; на детей, совершивших правонарушения.

3.    Совет общественности включает:

·       ходатайство о рассмотрении вопроса по выполнению родителями своих обязанностей;

·       ходатайство о проведении совместного педагогического рейда в семью обучающегося;

·       участие в заседаниях Совета общественности представителей образовательного учреждения;

·       участие в заседаниях Совета профилактики представителей Совета общественности.

4.    Наркология:

·     заведующая.

Организует:

·       ходатайство о проведении экспертизы на употребление психоактивных веществ и алкоголя;

·       лекции специалистов;

·       методические разработки на электронных носителях.

5.    Управление социальной защиты населения:

·       ведущие специалисты;

·       специалист по детям-инвалидам;

·       вед. специалист по неблагополучным семьям.

Управление социальной защитой населения включает:

·       ходатайство об оказании материальной помощи детям из неблагополучных, многодетных, малообеспеченных семей;

·       организация совместных праздников для социально-незащищенных категорий детей.

6.    Управление по делам молодежи:

·     начальник.

Организует:

·       трудоустройство подростков в каникулярный летний период.

7.    Управление культуры:

·     начальник.

Включает:

·       ходатайство о бесплатном посещении театров, музеев, выставочных залов.

8.    Управление по физкультуре и спорту:

·     начальник.

Организует:

·       ходатайство о бесплатном посещении спортивных секций.

9.    Учреждения дополнительного образования:

·       центр развития детско-юношеского творчества;

·       детский эколого-биологический центр;

·       станция юных натуралистов;

·       центр технического творчества;

·       детско-юношеский центр;

·       центр детско-юношеского туризма;

·       комнаты школьника.

Организует:

·       организация занятости детей во внеурочное время;

·       сопровождение трудного подростка.

10.  Детская поликлиника:

·       взаимоинформация о детях-инвалидах;

·       диспансеризация опекаемых детей;

·       заявка на путевку в городской санаторий.

11.  Социальный приют:

·       ходатайство о направлении ребенка в приют.

Система социально-правовой защиты детства в общеобразовательном учреждении реализуется по следующим направлениям: профилактика правонарушений среди учащихся; работа с опекаемым детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей; работа с малообеспеченными и многодетными семьями; работа с родителями; работа с педагогическим коллективом; разрешение споров о воспитании детей, социально-правовая защита в ситуации жестокого обращения ребенком; социально-правовая защита в ситуации вовлечения родителями ребенка в преступную деятельность; социально-педагогическая защита прав ребенка на образование; социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья [8, c. 77].

Остановимся подробнее на одном из основных направлений работы по социально-правовой защите детства:

1.      профилактика правонарушений среди учащихся. Осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам.

2.      реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением. Это направление связано с такими формами деятельности, как:

·       учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);

·       тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие - помощь в устранении этих причин;

·       индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев - с психиатром, невропатологом, наркологом);

·       включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;

·       привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;

·       установление контакта с семьей ребенка, при необходимости защиты прав ребенка - жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;

·       посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;

·       организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;

·       совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.

Основным субъектом работы по предупреждению правонарушений среди учащихся в общеобразовательном учреждении является Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений [21, c. 9].

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению Закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Профилактический совет призван объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-психологической службы школы в создании единой системы по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений в школе, координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками.

Главными задачами Совета являются:

·      разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности среди учащихся школы;

·       разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;

·       проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;

·       проведение просветительской деятельности по данной проблеме;

·       организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей;

·       защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц.

Состав Совета утверждается приказом директора школы. Работу возглавляет социальный педагог школы или заместитель директора по воспитательной работе.

В состав Совета также входят представители родительской общественности, органов ученического самоуправления, методического объединения классных руководителей, блока дополнительного образования, медицинской и социально-психологической служб школы.

Совет имеет право:

·    вносить предложения и изменения в планы учебно-воспитательного процесса школы;

·       представлять по данной проблеме педагогический, ученический, родительский коллективы в различных органах управления, общественных организациях, структурах власти;

·       рассматривать отчеты классных руководителей, представителей блока дополнительного образования, учащихся школы;

·       приглашать на собеседование родителей, посещать неблагополучные семьи с целью анализа ситуации, оказания помощи, защиты прав ребенка, при необходимости направлять информацию о неблагополучных семьях в органы опеки и попечительства Управ районов и в ПДН ОВД по месту жительства;

·       ходатайствовать перед администрацией о принятии мер административного воздействия (меры административного воздействия к несовершеннолетним могут быть приняты комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строит свою работу и принимает решения в рамках Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.99, Международной Конвенции ООН по правам ребенка.

Решения и рекомендации Совета являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива по проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав учащихся школы.

Заседания Совета оформляются протоколом.

Также следует отметить, что в общеобразовательном учреждении осуществляет свою профессиональную деятельность по социально-правовой защите детства заместитель директора по социальной защите и охране детства. Этот специалист также является активным субъектом социально-правовой защиты ребенка и выполняет следующую работу:

·       организация социально-ценностной деятельности обучающихся, сотрудников школы, родителей, общественности;

·       организация в школе социальных проектов и программ, руководство ими и контроль за развитием этих процессов;

·       организация и контроль горячего питания в школе, в том числе и льготного;

·       установление сотрудничества с органами социальной защиты;

·       анализирует условия жизни, трудности, потребности учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки;

·       планирует и организует сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей;

·       планирует и организует работу по обеспечению пособиями детей из многодетных и социально незащищенных семей, пенсиями обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

В образовательном учреждении, помимо выше названных, в реализации социально-правовой защиты должен участвовать еще один специалист - уполномоченный по правам ребенка или омбудсмен.

В его обязанности входит следующая работа по социально-правовой защите детства:

·   проводить профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, осуществляя при этом постоянную связь с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел;

·       производить первичное обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также детей и подростков, родители которых не обеспечили им надлежащее воспитание, и предоставлять в Управление народного образования акт обследования с заключением по результатам проверки. При выявлении принадлежащего несовершеннолетнему имущества составлять его опись и принимать меры к его сохранности;

·       выявлять лиц, желающих стать опекунами (попечителями) либо усыновителями ребенка, оставшегося без попечения родителей, и сообщать о них в отдел реабилитации Управления народного образования;

·       оказывать помощь в получении необходимых документов для назначения пособия, устройства несовершеннолетнего в детское интернатное учреждение, на воспитание в семью, на работу, в учебное заведение;

·       вести учет детей и подростков. Переданных под опеку (попечительство), осуществлять систематический контроль за их воспитанием, обучением состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, сохранностью принадлежащего им имущества, выполнение опекунами (попечителями) своих обязанностей, а также оказывать опекунам (попечителям) и подопечным детям всестороннюю помощь;

·       совместно с отделом реабилитации Управления народного образования участвовать в обследовании условий воспитания и проживания несовершеннолетних и подготовке заключений по вопросам, связанным с воспитанием детей при раздельном проживании родителей, разногласиях между родителями о месте проживания детей, а также присвоением, изменением фамилии несовершеннолетних, использованием имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, отобранием детей от родителей и других лиц, лишенных родительских прав, восстановлением родителей в родительских правах;

·    вести агитационно-массовую работу среди населения по вопросам воспитания детей и правовой охраны детства в форме бесед, консультаций, разъяснений действующего законодательства, выступлений в печати.

Таким образом, можно сделать вывод, что поскольку дети большую часть своей жизни проводят в школе, именно образовательное учреждение является наиболее оптимальным местом для реализации системы социально-правовой защиты детства [8, c. 65]. Причем основными специалистами по разрешению вопросов охраны детства являются: социальный педагог, заместитель директора по социальной защите и охране детства и омбудсмен - которые являются активными субъектами по социально-правовой защите детей и играют решающую роль в решении задач связанных с охраной детства.

Вывод по главе

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур. Это сотрудничество направлено на оказание реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям, родителям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

Социально-правовая работа в школе - это система социально-правовой помощи и защиты ребенка в целом, в его потребностях и интересах. В содержание социальной работы включаются организационно-управленческие, правовые, экономические, психологические, медицинские аспекты и технологии. Миссия всех работников социальной службы образовательного учреждения состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. [5, c.74].

Глава II. Практические аспекты реализации системы социально-правовой защиты детства в общеобразовательном учреждении

.1 Кадровое обеспечение системы социально-правовой защиты ребенка в школе. Омбудсмен

«Омбудсмен» (от шведского ombudsman, омбудсман, «представитель») - должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

В соответствии с федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Уполномоченный действует в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При осуществлении своих полномочий он независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

сентября 2009 года в России была официально учреждена должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986).

Уполномоченный по правам ребёнка имеет право:

·       запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

·       беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, организации;

·       проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

·       направлять во властные органы и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов.

В 1998 году в Москве появились первые Уполномоченные по правам участников образовательного процесса, которые были призваны стать дополнительным «рычагом», помогающим защищать права и интересы всех участников образовательного процесса, с приоритетным направлением по защите прав и интересов ребенка. В настоящее время уполномоченные по правам участников образовательного процесса имеются в образовательных учреждениях многих регионов России.

Правовые основы деятельности школьного омбудсмена. Школьный омбудсмен (уполномоченный) - неофициальное лицо, выбранное педагогами, родителями и учениками [55, c. 13]. Он разбирает конфликтные ситуации, следит за соблюдением прав и законных интересов всех участников образовательного процесса, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений, участвует в формировании правового пространства в школе, является гарантом реализации на практике существующих нормативных и гигиенических требований к организации учебного процесса и условиям труда.

При этом важнейшим, приоритетным направлением деятельности уполномоченного является защита прав детей.

Омбудсмен не подотчетен администрации школы и должностным лицам и дает рекомендации руководству школы по принятию тех или иных (административных, дисциплинарных) мер. По сути, он является одной из форм самоуправления в школе [56, c. 14].

Это находит отражение в некоторых нормативных актах. Так, пунктом 4.2. Типового устава ГОУ НПО Московской области, утв. Приказом Министерства образования Московской области от 27.05.2009 №1236, определено, что формами самоуправления Учреждения являются общее собрание работников Учреждения, совет Учреждения, педагогический совет, методический совет, Управляющий совет, предметные (цикловые) комиссии, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, а также иные формы самоуправления.

Зачастую участники образовательного процесса - и в первую очередь учащиеся - не знают своих прав. Они не знают, что обладают определенными правами, основные из которых даны людям от рождения (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство, неприкосновенность частной и семейной жизни, неприкосновенность жилища), о том, что их права и свободы гарантированы законом [58, c. 19].

Поэтому одним из наиболее важных направлений деятельности школьных уполномоченных по правам участников образовательного процесса должно стать правовое обучение и правовое воспитание детей - передача, накопление и усвоение знаний о праве, формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

К основным нормативным документам, которыми должен руководствоваться школьный омбудсмен в своей деятельности, относятся:

·       всеобщая Декларация прав человека;

·       конвенция о правах ребёнка;

·       конвенция о защите прав человека и основных свобод;

·       конституция РФ;

·       семейный кодекс РФ;

·       трудовой кодекс РФ;

·       федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»;

·       закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

·       федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

·       указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

При этом федеральное законодательство не содержит конкретных норм, регламентирующих деятельность уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, поэтому на региональном уровне могут приниматься соответствующие документы.

Формы работы уполномоченных могут быть различными. Кроме непосредственного общения с участниками образовательного процесса это может быть предоставление информации по решению проблем, связанных с вопросами соблюдения прав человека, создание в школьных библиотеках отделов по правам человека, установление доверительной обратной связи (сбор записок, заявлений учащихся), трансляция по школьному радио передач по правозащитной тематике, выпуск стенгазет и так далее [59, c.23].

Стоит отметить, что в условиях недостаточности нормативного регулирования вопроса деятельности уполномоченных по правам участников образовательного процесса, особо важным является обмен опытом между уполномоченными - посредством круглых столов, семинаров, тренингов, мастер-классов и т.п.

Что даёт школе работа омбудсмена?

Отмечено, что работа школьного омбудсмена должна приносить пользу для всех участников образовательного процесса:

1.       Ученикам:

·       чувство правовой защищённости;

·       понимание, что нужно жить по правилам, что у других людей тоже есть права и их нужно уважать;

·       понимание, что конфликты можно и нужно решать мирно, договариваясь.

2.       Родителям:

·       спокойствие, т.к. вероятность, что ребёнка обидят или унизят, уменьшается;

·       понимание, что в конфликтной ситуации есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав - кто виноват, не вводя конфликт в официальное русло.

3.       Учителям:

·       осознание границ своих полномочий;

·       возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт.

4.       Школе:

·       изменение атмосферы;

·       установление отношений партнёрского сотрудничества.

Как указано в Докладе Уполномоченного по правам человека в Московской области от 26.02.2010 г. о деятельности в 2009 году, к числу основных задач уполномоченных в образовательных учреждениях относятся: всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса; оказание помощи законным представителям несовершеннолетних; регулирование взаимоотношений родителей и детей в конфликтных ситуациях; обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.

Необходимо еще раз отметить, что федеральное законодательство не содержит норм, делающим обязательным введение в школе штатной единицы уполномоченного по правам участников образовательного процесса (омбудсмена), отсутствует четкая правовая основа для деятельности школьных омбудсменов, которая была бы единой для всей территории России. Даже там, где приняты положения об уполномоченных по правам участников образовательного процесса, как правило, они являются примерными носят рекомендательный характер.

Если соответствующие документы не приняты на уровне субъекта РФ, каждая школа вправе самостоятельно решить - нужен ей омбудсмен или нет, и определить его полномочия, ответственность, финансирование [7, c. 48].

2.2 Программа социально-правовой защиты детства в школе

Одна из программ, посвященных социально-правовой защите ребенка в школе, проводится в городе Екатеринбург, она называется «Школа профилактики».

Цель программы: повышение профессиональной компетентности специалистов в области организации профилактической деятельности в образовательном учреждении на основе модели позитивной профилактики.

Задачи:

·       расширить знания специалистов о нормативно-правовых основаниях организации профилактической деятельности в образовательном учреждении;

·       обучить специалистов образовательного учреждения, организации и планированию профилактической деятельности со всеми целевыми группами на основе модели позитивной профилактики;

         «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно-значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» - декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов образовательных учреждений, ведь большую часть своего времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, формирование законопослушного поведения детей и подростков, развитие навыков самоконтроля, здорового образа жизни, оказание социально-педагогической и психологической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, профилактика раннего семейного неблагополучия - важнейшие задачи, стоящие перед коллективом школы [9, c. 78].

Программа организации деятельности специалистов образовательного учреждения по первичной профилактике рискованного поведения несовершеннолетних «Школа профилактики» имеет в своей основе интегративный подход, основанный на формировании жизненных навыков несовершеннолетних.

Актуальность и социальная значимость программы обусловлена современным состоянием качества профилактической деятельности образовательных учреждений, которое требует пересмотра стратегии ее осуществления и предполагает внедрение научно-обоснованных и проверенных опытом нововведений в профилактику, что будет способствовать перестройке сознания и мышления субъектов, их представлений, позиций, изменению не всегда оправданных традиций и стереотипов в этом процессе.

Следует отметить, что в последнее время произошло смещение акцентов в области организации профилактической работы в школе: если раньше многие специалисты, говоря о профилактике в школе, как правило, ассоциировали данную деятельность с организацией работы по профилактике зависимостей, то сегодня мы вкладываем иной смысл в понятие «школьная профилактика». Школьная профилактика - это деятельность образовательного учреждения, направленная на создание системы позитивной профилактики, которая способствует воспитанию психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами [6, c. 32].

Реализация программы способствует организации превентивных воздействий на детей и подростков, основанной на одновременном ослаблении факторов риска и увеличении потенциала жизнестойкости обучающихся в определенных условиях среды и позволяет:

·       формировать единое профилактическое пространство;

·       обеспечивать качество организации и содержания профилактической работы;

·       внедрять новые формы и технологии организации профилактической работы;

·       осуществлять мониторинг эффективности деятельности образовательного учреждения по профилактике рискованного поведения несовершеннолетних.

Категория участников: специалисты ОУ вновь назначенные на должность, ответственного за организацию профилактической работы в школе.

Таблица 1 - План-график проведения мероприятий

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

1

2

3

1

Семинар-практикум «Организация профилактической деятельности в образовательном учреждении на основе модели позитивной профилактики» <#"652726.files/image001.jpg">

Похожие работы на - Особенности социально-правовой защиты детства в образовательном учреждении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!