Во-вторых, в решающую фазу вступит интернетизация образования. Все российские школы получат широкополосный неограниченный доступ к сети Интернет, а некоторые школы будут оснащены дополнительными комплектами компьютерного оборудования. Весь трафик в 2008-2009 годах будет оплачиваться из федерального бюджета (около 1,1 млрд.). Продолжится выявление и поощрение лидеров образования.
Основные принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996г.) В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:
.Носитть гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.
.Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.
.Создовать условия для общедоступности образования, приспособление системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
.Иметь светский характер и в государственных и в муниципальных образовательных учреждениях.
.Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относится к различным мнениям и подходам.
.Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность образовательных учреждений.
Государственная политика в области образования на рубеже XX и XXI вв. имеет ряд особенностей: проведение реформирования в условиях тяжелейшего политического, экономического и социального кризиса; параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования образования; продолжительность и растянутость реформы;
2.Процессы модернизации в сфере образования России на рубеже XX и XXI вв.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.
На первом этапе - в 2001-2003 годах предстоит в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования. Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной отрасли, создавая при этом необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.
На этом этапе модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем.
На втором этапе, в 2004-2005 годах, предстоит в полном масштабе реализовать изложенные ранее меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку на первом этапе и после оценки результатов получили поддержку, развернуть новые модели содержания образования, его организации и финансирования. Особое значение на этом этапе приобретает разработка механизмов управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании. Эти модели будут разрабатываться, и внедряться с учетом региональной специфики.
Во второй половине десятилетия, в 2006-2010 годах должны четко обозначиться первые результаты модернизации образования:
рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков;
снижение социальной напряженности в обществе, локализация очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;
повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в результате опережающего обновления материально-технической базы начального и среднего профессионального образования, их адаптации к рынкам труда;
Основным средством процесса модернизации является внедрение огромного количества инноваций различного характера, направленности и значимости.
Тестовый контроль знаний. В последние годы экзамены чаще заменяются тестовыми контрольными. Достоинствами тестирования принято считать:
оно развивает и проявляет способности к быстрому угадыванию по малейшим признакам правильного ответа (а так ли уж это важно?);
позволяет усреднить знания студентов и унифицировать методику их оценки (а знания ли при этом усредняются?);
облегчает и ускоряет процедуру оценки знаний обучаемых с помощью машинной обработки данных на ЭВМ;
полезно для оценки знаний абитуриентов задолго до вступительных экзаменов (сомнение возрастает);
может облегчить оценку знаний по отдельным разделам курса в течение учебного года (это верно, если будет установлена адекватность тестового и классического методов).
Саму по себе апробацию новых способов оценки знаний можно было-бы приветствовать, но при условии тщательного сравнения со старым, традиционным. Однако этого, как правило, не происходит заранее предполагается, что все новое лучше старого. Но так ли это на самом деле?
Рейтинговая оценка знаний студентов.
Контролирование уровня знаний на всех этапах обучения послужило основой разработки рейтинговой оценки знаний студентов.
Суть рейтинговой системы заключается в накоплении всех текущих оценок, получаемых в течение года с учетом премиальных баллов. Оценивается каждое лабораторное и семинарское занятие, защита крупных разделов программы, за контрольные работы, отчеты по элективным курсам и посещение лекций.
Премиальными баллами поощраютя лучшие студенты по результатам работы в семинаре.
Опыт показал перспективность рейтинговой оценки знаний студентов. Дело это, безусловно полезное особенно для вузов естественнонаучного профиля. Рейтинговая система требует совершенствования и творческого применения с учетом конкретных условий.
Трансформация системы образования под влиянием информационно-коммуникационных технологий.
Как известно, существующая методология подготовки в высшей школе основана на групповом методе обучения. Но так было не всегда. Например, Сократ никогда не работал более чем с одним учеником. У Платона никогда не было больше двух. Конечно, методы обучения, которые использовали Сократ и Платон, оказывались эффективными, но малопроизводительными. Но положение дел начинает меняться. Практически на наших глазах совершается технологическая революция, вызванная внедрением в образование новых (высоких) технологий, прежде всего связанных с автоматизацией и телекоммуникациями.
Используются телекоммуникационные технологии - спутниковые. Если объем среднего вузовского учебника составляет, примерно, 430 с. объемом 2 Мб, его можно «перекачать» через спутниковый канал примерно за 1,3 с, т.е. за минуту передать около 40 учебников, а за час - более 2 тыс.
Можно передавать в любую точку страны, где только есть спутниковые терминалы все учебники, которыми пользуются российские высшие учебные заведения. Как видно, возможности открываются фантастические, создающие совершенно новую ситуацию в образовательной системе.
То же самое можно сказать и о хранении информации. Любой студент, в какой бы деревне он ни находился, имеет возможность сделать в Интернет запрос и получить ту литературу, в которой нуждается.
Новые возможности позволяют отказаться от библиотек на бумажных носителях. К примеру, сегодня вся Государственная российская библиотека может быть размещена в комнате 10-15 м2.
Мы живем в эпоху, когда принципиальным образом меняются задачи систем образования. На повестке дня выход на принцип «образование для всех», причем любого уровня, и через всю жизнь. Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» означает, что человек, окончив какое-то образовательное учреждение, может и должен продолжать свое образование, непрерывно совершенствуя, так сказать, свои личностные качества и уровень своей профессиональной подготовки. Решение этой задачи уже разработано. Его основу составляет идея образования по месту проживания, реализуемая с помощью информационных коммуникационных образовательных технологий.
Следующим шагам является переход к безбумажной технологии обучения. Во-первых, все студенты могут читать тексты на экранах дисплеев. Библиотек в традиционном значении этого слова нет. Студент садится за компьютерный терминал, вызывает по каталогу нужную книгу и читает.
Но на Интернет не стоит возлагать слишком большие надежды. Когда человек учится, ему нужно не только усвоить какую-то сумму знаний, но и суметь предъявить ее социуму. Процессы авторизации и инициации совершаются в учебном заведении или учебном центре, поэтому никогда библиотека не заменит учебное заведение. Оно решает, и будет решать свой круг задач.
Введение единого государственного экзамена.
В октябре 2006 года Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал палате принять поправки в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профобразовании", предусматривающие введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Документ предусматривает поэтапное введение ЕГЭ на всей территории России в срок до 2009 года. Предполагается, соответствующим выбранной специальности. Границы шкалы результатов ЕГЭ в баллах ежегодно будут устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Сущность присоединения России к Болонскому конгрессу.
Присоединение России осенью 2003 г. к Болонскому процессу делает необходимым и дает возможность сделать реформу отечественного образования последовательной и содержательной.
Параметры Болонского процесса (обязательные):
трехуровневую систему (первый уровень - бакалавриат, второй уровень - магистратура, третий уровень - докторантура);
академические кредиты(ECTS);
академическая мобильность студентов (студент имеет право проучиться семестр или учебный год в зарубежном европейском вузе);
европейское приложение к диплому;
контроль качества высшего образования;
Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, т. к приживаются в основном наиболее жизнеспособные и исключительно рентабельные варианты. Для образования внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности.
Нововведения в области образования имеют положительные и отрицательные черты. Так введение тестирования в процесс оценивания знаний имеет свои достоинства, но явных же недостатков у тестирования на наш взгляд гораздо больше. Применение модульного обучения позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности обучаемых, уровень готовности к изучению конкретного технологического объекта, в связи, с чем возрастает гуманистическая ценность самоопределения в решении поставленных задач. Введение преемственности в системе непрерывного образования способствует повышению успешности обучения, укреплению здоровья детей и снижению утомляемости учащихся.
Заключение
Итак, проведя исследовательскую работу по нашей теме, мы пришли к выводу, что государственная образовательная политика - это неотъемлемая, важнейшая часть общей социально-экономической политики по выработке и реализации перспективной идеологии, эффективных технологий развития современного общества и человека. Эта тема наиболее освещена в работах В.А.Сластенина, А.А.Кабанова, В.П.Щетинина, В.Н.Просвиркина.
Целью образовательной политики является: определение приоритетной роли образования в социально-экономическом развитии государства и в его национальной безопасности; формулирование требований государства и общества к современному российскому образованию.
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование. Они получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Так же российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям.
Наиболее существенные структурные преобразования высшей школы России: постановления «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации». Этот документ являлся нормативной основой для введения многоуровневой системы высшего образования, реализуемой преемственными образовательными программами.
Следующим шагом является федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который существенным образом трансформировал структуру высшего образования, утвержденную Постановлением Комитета по высшей школе.
В октябре 2006 традиционная сдача экзамена заменяется единим государственным экзаменом (ЕГЭ). Документ предусматривает поэтапное введение ЕГЭ на всей территории России в срок до 2009 года.
Следующим шагом государственной политики является присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003г.Можем сделать вывод, что главной задачей российской образовательной политики рубежа XX и XXIв является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
К таким инновациям можно отнести:
тестовый контроль знаний, который в настоящее время является наиболее распространенным методом оценки знаний;
рейтинговая оценка знаний студентов. Опыт показал перспективность рейтинговой оценки знаний студентов. Дело это, безусловно, полезное особенно для вузов естественнонаучного профиля.
введение единого государственного экзамена;
трансформация системы образования под влиянием информационно-коммуникационных технологий;
На протяжении последних лет вся деятельность Рособразования направлена, прежде всего, на решение главной задачи, можно сказать, сверхзадачи - сделать все необходимое для обеспечения конкурентоспособности российской системы образования.
Рассматривая решение задачи совершенствования системы российского образования, повышения ее конкурентоспособности с точки зрения реализации функций, возложенных на Федеральное агентство по образованию, следует отметить, что важнейшим фактором, влияющим на качество подготовки будущих специалистов, является продуманная система формирования контингента обучающихся, сочетающая современные требования к общеобразовательному уровню абитуриентов с соблюдением необходимых социальных гарантий, включая доступность образования в широком смысле этого слова, и базирующаяся на анализе изменяющихся потребностей рынка труда в специалистах различного профиля и уровня квалификации.
Список используемой литературы
1. Беспалько, В. П. Персонифицированное образование / В. П. Беспалько // Педагогика. - 1998. - №2. - С. 21-32.
. Бессонов, Р. В. Интенсификация и оптимизация процесса обучения школьников профильных классов / Р. В. Бессонов // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 28-33.
. Бессонов, Р. В., Околелов, О. П. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс / Р. В. Бессонов, О. П. Околелов // Педагогика. - 2006. - №7. - С. 23-29.
. Бознев, Р. С., Харисова, Л. А. Инновационные процессы в национальном образовании / Р. С. Бознев, Л. А. Харисова // Педагогика. - 2006. - №3. - С. 29-38.
. Болотов, В. А., Ефремова, Н. Ф. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - №1. - С. 22-31.
. Борисенков, В. П. Стратегия образовательных реформ в России (1985 - 2005 гг.) / В. П. Борисенков // Педагогика. - 2006. - №7. - С. 3-16.
. Бутырский, Г. А., Патрушев, В. Н. Теоретические основы современного физического образования / Г. А. Бутырский, В. Н. Патрушев // Педагогика. - 2008. - №3. - С. 117-119.
. Волов, В. Т. инновационные принципы системы образования / В. Т. Волов // Педагогика. - 2007. - №7. - С. 108-114.
. Герасименко, Т., Купрянов М. ВУЗ в системе профильного обучения / Т. Герасименко, М. Купрянов // Высшее образование в России. - 2004. - №4.- С.23-34.
. Греханкина, Е.В.Региональный компонент в структуре содержания образования / Е. В. Греханкина //Педагогика. - 1999. - №8. - С.34-38.
. Грибнев, Л.К. Россия в Болонском процессе: середина большого пути / Л. К. Грибнев // Высшее образование в России. - 2004. - №4. - С.23-34.
. Григорьев, С. И. отношение россиян к реформированию вузов в 2006 - 2007 гг. / С. И. Григорьев // Педагогика. - 2008. - №1. - С. 42-48.
. Гурьянова, М. П. Проблемы и перспективы развития сельской школы в России / М. П. Гурьянов // Педагогика. - 2008. - №4. - С. 17-22.
. Долженко, О.А. Какова наша школа / О. А. Долженко //Вестник Высшей школы. - 2002. - №4. - С. 5-12.
. Ефремова Н. Ф., Звонников, В. И., Челышкова, М. Б. Педагогические измарания в системе образования / Н. Ф. Ефремова, В. И. Звонников, М. Б. Челышкова // Педагогика. - 2006. - №2. - С. 14-22.
. Желтов, В. Болонская декларация и российское образование / В. Желтов // Педагогика. - 2007. - №9. - С. 107-113.
. Загвязинский, В. Н. Стратегические ориентиры и реальность политического развития образования / В. Н. Загвязинский // Педагогика. - 1999. - №6. - С. 56-59.
. Загвязинский, В. Н. Стратегия развития образования и её реализация (анализ тюменского опыта) / В. Н. Загвязинский // Педагогика. - 2008. - №3. - С. 7-12.
. Закон РФ «Об образовании». - Новосибирск: Сиб. Унив. изд - во, 2006. - 48с.
. Запесоцкий, А. С. Обеспечение качества высшего гуманитарного образования / А. С. Запесоцкий // Педагогика. - 2006. - №2. - С. 3-13.
. Ибрагимов, Г. И. Принципы управления качеством среднего профессионального образования / Г. И. Ибрагимов // Педагогика. - 2007. - №4. - С. 45-52.
. Иванова, Г. И. Болонский процесс и российское высшее образование / Г. И. Иванова // Педагогика. - 2006. - №1. - С. 97-106.
. Иванов, А. В. Культурная среда современной школы / А. В. Иванов // Педагогика. - 2006. - №10. - С. 50-55.
. Игошев, Б. М. Дополнительное профессиональное образование: новые ориентиры развития / Б. М. Игошев // Педагогика. - 2008. - №2. - С. 44-49.
. Исламгулова, С. К. Технологизация учебного процесса общеобразовательной школы / С. К. Исламгулова // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 39-46.
. Камболов, Т. Национальное образование: вызовы нового времени / Т. Камбалов // Педагогика. - 2007. - №6. - С. 106-110.
. Карпенко, М. Трансформация системы образования под влиянием информационно-коммуникационных технологий / М. Карпенко //Вестник Высшей школы. - 2004. - №6.- С.13-25.
. «Конституция РФ».
. Костин, А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной системы политики / А. К. Костин // Педагогика. - 2005. - №8.-С.54-59.
. Куницкая, Ю. И. Модульное обучение в системе профессионального дополнительного образования / Ю. И. Куницкая // Педагогика. - 2008. - №3. - С. 60-67.
. Лебедев, В.Н. Модульное обучение в системе профессионального дополнительного образования / В. Н. Лебедев //Педагогика. - 2005. - №4. - С.76-89.
. Лиферов, А. П., Воронова, О. Е. Новая российская ментальность как инновационный ресурс модернизации образования / А. П. Лиферов, О. Е. Воронова // Педагогика. - 2007. - №2. - С. 12-22.
. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В. И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - №5. - С. 52-59.
. Лушников, И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании / И. Д. Лушников // Педагогика. - 2002. - №4. - С. 14-24.
. Лызь, Н. А., Радомская, М. В. Единый государственный экзамен: опыт оценки образовательной инновации / Н. А. Лызь, М. В. Радомская // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 32-42.
. Мазниченко, М. А, Мифы современного образования / М. А. Мазниченко // Педагогика. - 2007. - №2. - С. 37-44.
. Мареева, В. И., Данилюк, А. Я., Куликовская, И. Э. Модернизация высшего педагогического образования / В. И. Мареева, А. Я. Данилюк, И. Э. Куликовская // Педагогика. - 2007. - №3. - С. 66-72.
. Матросов, В. Л. Модернизация высшей педагогической школы / В. Л. Матросов // Педагогика. - 2006. - №10. - С. 56-58.
. Митяева, А.М. Особенности многоуровневой системы подготовки в современном ВУЗе / А. М. Митяев // Педагогика. - 2005. - №8. - С.45-56.
. Никифорова, Н. Г. Проектирование регионального компонента в современной школе / Н. Г. Никифорова // Педагогика. - 2006. - №6. - С. 117-120.
. Новиков, А.М. Принцип построения системы непрерывного профессионального образования / А. М. Новиков // Педагогика. - 1998. - №3. -С. 43-46.
. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенина, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 512с.
. Петракова, Т. И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики / Т. И. Петракова // Педагогика. - 2007. - №2. - С. 59-68.
. Пищулина, Т. В. Принцип отбора содержания базовых курсов в вузах / Т. В. Пищулина // Педагогика. - 2008. - №4. - С. 60-64.
. Попков, В.А. Опыт рейтинговой оценки знаний студентов / В. А. Попков // Педагогика. - 1998. - №8. - С. 45-59.
. Попков, В. А., Бебенин, В. Г. Модернизация образовательных программ для пенитенциарных учреждений / В. А, Попков, В. Г. Бебенин // Педагогика. - 2007. - №9. - С. 32-39.
. Преминова, Л. Н. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения / Л. Н. Преминова // Педагогика. - 2005. - №10. - С. 45-56.
. Просверкин, В. Н., Лебедев, В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования / В. Н. Просверкин, В. Н. Лебедев // Педагогика . - 2005. - №5. - С. 45-57.
. Романцев, Г. М. Проблема профессионального образования в современной педагогической науке / Г. М. Романцев // Педагогика. - 2006. - №3. - С. 113-116.
. Сергеева, Т. Б., Горбатько, О. И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения / Т. Б. Сергеева, О. И. Горбатько // Педагогика. - 2006. - №10. - С. 11-21.
. Соколов, В. С. Оценка качества подготовки специалистов в российской высшей школе / В. С. Соколов // Педагогика. - 2006. - №6. - С. 3-9.
. Ткаченко, Е. В. Приоритеты российского начального профессионального образования / Е. В. Ткаченко // Педагогика. - 2000. - №2. - С. 34-44.
. Ткачь Г., Сенаменко, В. О структуре современного высшего образования / Г. Ткачь, В. Сенаменко // Высшее образование в России. - 2004. - №4. - С. 19-23.
. Хабибулина, Г. Ю. Исламское образование в России / Г. Ю. Хабибулина // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 107-113.
. Хлебников, В. А. Как нам реорганизовать ЕГЭ / В. А. Хлебников // Педагогика. - 2006. - №3. - С. 3-12.
. Цатуров, В. Н. Формирование экологической культуры старшеклассников / В. Н. Цатуров // Педагогика. - 2008. - №3. - С. 17-23.
. Шубина, Н. А. Поликультурная образовательная среда современной гимназии / Н. А. Шубина // Педагогика. - 2006. - №10. - С. 115-118.